Осознанное счастье. Путь к гармонии с собой и миром
Часть 12 из 17 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Когда вы отдаете что-то, важно не надеяться получить что-то взамен. Истинное великодушие — это не вложение капитала! Делитесь радостно и от всей души, и неважно, с кем и в какой ситуации: с родными, коллегами, занимаясь волонтерской деятельностью. Это важнее всего.
Например, если ваша подруга в беде — потеряла работу, переживает семейные и финансовые трудности или просто приуныла, — уделите ей время, встретьтесь с ней и поговорите. Поддержите ее. Увидев нищего, окажите ему материальную помощь — принесите еду, теплые одеяла, дайте денег и не забудьте улыбнуться. Общаясь с очень упрямым и авторитарным человеком — например, руководителем, — проявите уважение: скорее всего, именно это ему и нужно.
Когда поведение человека нам не нравится и вызывает несогласие, мы испытываем сопротивление, напрягаемся, а потом реагируем из чувства противоречия. Но если вы великодушно относитесь к окружающим, подобно хорошему хозяину, вы можете задуматься: а как дать этому человеку то, что ему нужно? Возможно, достаточно искренне выслушать его, и это решит проблему. Или проявить понимание. Даже если несогласие возникает на работе по поводу важного вопроса, в ваших силах отдать немного своего времени, уважения и понимания.
Худшее из сердечных заболеваний — отсутствие милосердия в сердце.
Боб Хоуп
УПРАЖНЕНИЕ 22
ПРАКТИКА ВЕЛИКОДУШИЯ
Эта практика — продолжение упражнения 20 «Испытываем счастье и делимся им». Делиться счастьем — это ли не есть великодушие?
Выполните упражнение «Испытываем счастье и делимся им».
Перед окончанием сеанса пообещайте себе относиться к миру великодушно. Подумайте о предстоящем дне: можете представить ситуацию, в которой вы способны проявить щедрость? Могут ли какие-то взаимодействия породить привычную непродуктивную реакцию? Представьте, как вместо этого отвечаете великодушием.
Выполните упражнение 2 «Просторный ум» или на несколько минут сосредоточьтесь на дыхании.
Завершите сеанс пожеланием счастья и его причин всем живым существам. Пожелайте им избавиться от страданий и их причин.
• • •
Тому, кто научится наслаждаться ожиданием, не придется ждать наслаждения.
Кадзуаки Танахаси
Терпение — это ключ ко всему. Цыплята появляются благодаря тому, что яйца высиживают, а не разбивают.
Арнольд Гласоу, американский комик
ТЕРПЕНИЕ
Если вы щедрый, но вспыльчивый человек, вам будет сложно достичь счастья родства: окружающие не захотят с вами общаться. Но есть выход: научиться терпению и перестать раздражаться. Быть терпеливым не значит загонять свой гнев под улыбчивую маску. Для окружающих это может быть и хорошо, но вам вряд ли принесет пользу. Если в сердце накапливаются ненависть, гнев и злые помыслы, они будут разгораться, постепенно превращаясь из крохотного огонька в пылающий костер. В конце концов он поглотит вас полностью. Так что ради вашего же блага будьте терпеливыми, и пусть это желание исходит от сердца. Как и у великодушия, у терпения есть один приятный «побочный эффект»: оно приносит пользу не только вам, но и окружающим.
Чтобы научиться быть терпеливым, вы должны понять, что гнев не решит проблемы, а лишь усугубит их. Все мы со стыдом вспоминаем ситуации, в которых злились, и понимаем, что сделали поспешные выводы. Гнев не исправит нанесенного ущерба и ошибок, не принесет счастья ни вам, ни окружающим и уж точно не поможет заручиться уважением окружающих или получить над ними власть. Зачем же злиться? Будьте терпеливы. Терпение поможет сохранить ясность ума, принять взвешенное решение и уменьшить свои и чужие страдания.
Старайтесь обойтись без самолюбования типа: «Я очень терпелив по отношению к этой своей коллеге. С ней совершенно невозможно общаться, но я очень терпелив и делаю ей большое одолжение». Такое отношение позже обернется против вас. Подобное эгоистичное терпение не имеет ничего общего с жизнью в согласии со взаимозависимой природой реальности. Так вы лишь усиливаете свою привычную позицию «я в центре мира». Истинное терпение всегда исходит из истинного великодушия: это то, чем вы делитесь, не рассчитывая получить ничего взамен.
Практикуя великодушие и щедрость, мы отдаем дань взаимозависимой природе реальности. Когда мы учимся терпению, очень важно освобождать ум от хаоса загромождающих его мыслей. Просторный ум — основа терпения; лишь человек, чей ум свободен и чист, может действовать осознанно. Вот почему, если вы хотите развить в себе терпение, вам стоит чаще выполнять упражнение «Просторный ум» в течение дня, пусть даже несколько минут. Это поддержит вас в вашем намерении.
Как жалки те, в ком нет терпения!
Где та рана, что зажила бы сразу?[4]
Уильям Шекспир
УПРАЖНЕНИЕ 23
ПРАКТИКА ТЕРПЕНИЯ
Это упражнение очень похоже на предыдущее, «Практику великодушия».
Начните день с упражнения 20 «Испытываем счастье и делимся им».
Подумайте о предстоящем дне: можете представить ситуации, в которых вы способны проявить терпение? Предстоят ли вам сегодня контакты, которые обычно вызывают гнев и враждебность? Представьте, что не реагируете на нежелательное общение инстинктивно и привычно, а освобождаете разум от скопления нежелательных эмоций. Это и есть ключ к терпению.
В конце выполните упражнение 2 «Просторный ум» или сосредоточьтесь на дыхании на несколько минут и пообещайте себе относиться к миру терпеливо.
Закончите сеанс медитации, пожелав всем живым существам счастья и причин для него. Пожелайте всем избавиться от страданий и их причин.
Начните день!
• • •
Между стимулом и реакцией на него всегда есть время. За это время мы выбираем, как реагировать. И именно здесь лежит наша свобода.
Виктор Франкл
РЕГУЛЯРНОСТЬ
Мы уже говорили о регулярности и системе, когда обсуждали базовое счастье в главе 6. Теперь обсудим регулярность применительно к счастью родства.
Великодушие и терпение — прекрасные качества, но их нужно взращивать. Если мы будем лениться, то никогда ничего не добьемся. Научиться играть на музыкальном инструменте, стать программистом, художником, врачом, адвокатом или просто быть добрее и заботливее невозможно, если мы не вкладываемся, причем не просто под настроение, время от времени, а регулярно, несмотря на все препятствия. Мы должны прикладывать усилия систематически и с высокой положительной мотивацией, делать то, что нравится и идет на пользу как нам самим, так и окружающим. Начать можно с малого, с общения с семьей и друзьями. Это очень важно, ведь когда вы делаете то, что нравится, и видите, что это приносит пользу вашим близким, вы начинаете испытывать счастье родства — радость, которую нельзя купить.
Говорят, некоторые люди вершат добрые дела именно потому, что это приносит радость и удовлетворение. А значит, они такие же эгоисты, как и остальные. Но рассмотрим эту ситуацию внимательнее. Допустим, есть два человека, и у каждого имеется по 100 тысяч долларов. Первый решает потратить эти деньги на полезное дело, испытывая искреннее желание служить и помогать, но зная, что почувствует себя хорошо, если поступит так. Второй не отдает ничего и всё оставляет себе. Он живет в комфорте, но из-за своего эгоистичного отношения никакой истинной радости не испытывает. По-вашему, между этими двумя людьми действительно нет разницы?
Когда вы совершаете добро с расчетом, что это принесет вам хорошие эмоции, это не настоящая щедрость. Ведь вы по-прежнему цепляетесь за надежды и тревожитесь, что случится «не то». Цепляние никогда ни к чему хорошему не приводит, как мы уже видели. И если вы решили развивать великодушие и терпение, постарайтесь освободиться от мыслей о результате.
Конечно, очень сложно полностью «отцепиться» от желания извлечь хотя бы небольшую пользу из практики. Ожидания естественны. Даже больше: в начале занятий практикующим нужна мотивация. Никто не читает эту книгу потому, что его интересует счастье окружающих! Важно увидеть в себе этот недостаток: что вы зациклены на достижении результата. Отнеситесь с юмором к парадоксальной природе своих поступков и с любопытством наблюдайте за привычными паттернами ума, то подыгрывая ему, то пытаясь пойти наперекор. Когда мы делимся или совершаем другой добрый поступок ради чьей-либо пользы, мы уже испытываем счастье; но не стоит привязываться к этому ощущению и делать добрые дела лишь ради того, чтобы испытать его.
Помня обо всем этом, поставьте себе цель научиться жить в согласии с фундаментальной природой реальности и проявлять великодушие и терпение в повседневном общении с людьми. Регулярные проявления доброты и заботы станут вашей системой.
В главе 6 «Здесь и сейчас» мы говорили о том, что, когда вы постепенно вводите в свою жизнь новую практику медитации, важно посвящать ей определенное количество времени в день, но не стоит ставить завышенные цели. Теперь, когда мы перешли от базового счастья к счастью родства, нам нужно сделать то же самое.
Для начала поставьте минимальную цель, которой точно сможете достичь, и постепенно повышайте планку. Например, пообещайте себе практиковать несколько минут в день в течение трех дней. Потом увеличьте длительность практики на минуту и поставьте цель продержаться еще три-четыре дня. Постепенно увеличивайте количество минут и дней.
УПРАЖНЕНИЕ 24
МИНИ-ПЕРЕДЫШКА «ТЕПЛОТА СЕРДЦА»
Практику воспитания сердечности можно выполнять в любой момент в виде мини-передышек.
Когда найдется свободная минутка, сядьте спокойно и пожелайте счастья всем живым существам.
На вдохе произнесите про себя: «Пусть все живые существа освободятся от печали и страданий».
На выдохе поделитесь теплотой вашего сердца, и наполните ею все вокруг.
Представьте, что теплота вашего сердца затрагивает всех живых существ, принося им удовлетворение и избавляя от тревог.
На выдохе произнесите про себя: «Пусть все живые существа будут счастливы».
• • •
Выполняйте упражнение на протяжении минимум трех дыхательных циклов, а если есть время, то и дольше!
ДИСЦИПЛИНА
Как можно добиться регулярности практики, чтобы принцип взаимосвязи пронизывал почти все наши действия? Важно хотеть учиться жить в гармонии с принципом взаимозависимости и дать себе обещание придерживаться его. Нужно честно сказать себе, в чем вам нужно совершенствоваться. Если вы не замечаете своих проблем и не стараетесь исправить ситуацию — а они могут быть эмоционального толка, физического, в отношениях или на работе, — вы продолжите сталкиваться с одними и теми же трудностями постоянно, и будет только хуже, поэтому нам нужно хорошо узнать себя, честно взглянуть на свои недостатки и принять их. Это очень важное качество. В буддистской традиции оно называется дисциплиной.
Обычно люди думают, что дисциплина — это правила: сделай то, не делай этого. Но истинная дисциплина исходит из желания работать над собой, замечать и признавать свои недостатки и ошибки.
Попробуйте такое упражнение: наведите на себя указательный палец, покажите на лицо и представьте, что напротив стоит человек, который очень вас раздражает, тычет пальцем и говорит: «Ты жадный, злой и нетерпеливый неудачник! Ты лжец!» Теперь понаблюдайте за реакцией своего ума. Не поддавайтесь гневу и не пытайтесь обороняться; сначала спросите себя — а это правда? Может, я действительно жадный, злой и нетерпеливый? Будьте честны с собой. Никто не узнает ответ, кроме вас.
• • • ЭРРИК СОЛОМОН • • •
Я проработал менеджером в компании примерно полтора года, и мой руководитель вызвал меня для оценки эффективности. Мой предыдущий начальник ушел из компании полгода назад и основал свой стартап. Новый руководитель, Джим, очень мне нравился. Он был справедлив, ставил четкие достижимые цели, у него было чему поучиться. Именно поэтому я очень удивился, когда услышал свою оценку.
Джим указал на мои достижения, но все хорошее моментально улетучилось из моей памяти. Я запомнил лишь список своих многочисленных недостатков. Джим сказал, что я часто раздражался по мелочам, не умел контролировать свои эмоции и слишком охотно бросался критиковать коллег и их отчеты. Он долго продолжал в том же духе. Я ужасно расстроился, пошел домой и сгоряча стал редактировать резюме.
Сначала меня обуревали гневные мысли о том, что Джим был моим руководителем совсем недолго и не имеет права говорить обо мне так. Я стал мысленно защищаться от обвинений, и праведный гнев разгорелся во мне ярким пламенем. Я отредактировал резюме, не сомневаясь, что стану искать новую работу, и пошел прогуляться в горы над Кремниевой долиной. Я долго поднимался вверх и, уставший, окинул взглядом живописную панораму гор Санта-Круз под чистейшим голубым калифорнийским небом. Тогда мой ум успокоился. Я нашел местечко на тропе с потрясающим видом на долину, сел и стал любоваться видом.
Постепенно я осознал, что Джим в общем-то был прав насчет моего поведения. Подобно большинству молодых менеджеров в хай-тек-индустрии, меня повысили за технические знания, а не за умение общаться с людьми. Мне еще многому предстояло научиться. Более того, я понял, что многие мои недостатки, на которые указал Джим, скорее всего, замечали и другие люди. Но только Джиму было не все равно. Мало того, наверняка он решил сказать мне об этом, потому что верил в мой потенциал.
Чем больше я анализировал ситуацию, не заостряя внимание на том, плохой я или хороший, тем лучше понимал, что многие, если не все описанные Джимом качества мне и самому в себе не нравятся и надо бы поработать над устранением этих недостатков в принципе. Я решил подождать полгода, а в итоге так и не разослал потенциальным работодателям свое отредактированное резюме.
• • •
Когда кто-то указывает на наши недостатки, даже мягко, мы обычно обижаемся. И кому от этого вред? Нам, ведь мы упускаем возможность что-то в себе улучшить. Мы продолжаем создавать те же проблемы для себя и окружающих. Так что не стоит ждать, пока кто-то другой покажет на вас пальцем; покажите сами и проверьте, живете ли вы в гармонии со взаимозависимым порядком вещей. Достаточно ли вы добры, великодушны, терпеливы или есть над чем работать?
Еще один аспект дисциплины — правильное поведение, этика. Если вы ведете себя странно, грубо, вызывающе, люди будут обижаться на вас, раздражаться и станут избегать общения с вами. Вряд ли это принесет вам счастье. Разумеется, можно рассуждать так: «Мне все равно, что скажут или подумают окружающие. Буду делать что хочу». Вы даже можете убеждать себя, что, когда вы действуете без оглядки на окружающих, это и есть свобода и потому такое поведение имеет право на существование. Но есть люди более осторожные в своих поступках, они задумываются о том, что скажут другие; для них такое поведение имеет больше смысла. Конечно, вам выбирать свой путь, но давайте проанализируем оба варианта.
Если вы живете по первому методу — делаете то, что вздумается, — вы, по сути, становитесь рабом своих желаний и устремлений, даже не задумываясь о том, что они управляют вами. Надеемся, нам удалось убедить вас, что ваши желания бесконечны, как и перечень материальных благ, которыми вы хотите обладать. Потакание им никогда не приведет к счастью, а заточит вас в темницу постоянной неудовлетворенности. Именно поэтому важно задумываться о том, как вы себя ведете, разговариваете, общаетесь с окружающими. Этичное поведение означает, что вы ведете себя подобающе, проявляя щедрость и терпение. Вы добры, вежливы, учтивы, относитесь к людям с уважением. Но все это должно исходить от чистого сердца; не будьте поверхностны и двуличны. Помыслы должны соответствовать словам, а слова — действиям. Иногда, особенно поначалу, сложно привести в соответствие мысли, слова и поступки, но постарайтесь. Честно спросите себя, сможете ли вы жить спокойно и осмысленно, не соблюдая эту простую этику.
Вы также можете оценить этичность своего поведения, спросив себя, какие поступки приводят к более точному и незамутненному восприятию себя, окружающих и мира. Когда мир предстает перед нами таким, какой он есть, — когда мы живем в гармонии со взаимозависимой природой реальности или когда сосредоточены на собственных нарциссических потребностях? Если рассматривать в этом свете каждое свое действие и мысль, не нужен свод этических правил. Поступки можно оценивать исходя из стремления жить, не руководствуясь привычными предвзятыми суждениями и обусловленными реакциями. Тому, кто смотрит на жизнь сквозь такую призму, не составит труда сделать правильный выбор.
Итак, дисциплина включает три аспекта: умение видеть свои недостатки, но не осуждать себя; желание работать над собой; этичное поведение.
Слабая жизненная позиция приводит к слабости характера.
Альберт Эйнштейн
УПРАЖНЕНИЕ 25
ПРАКТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
Например, если ваша подруга в беде — потеряла работу, переживает семейные и финансовые трудности или просто приуныла, — уделите ей время, встретьтесь с ней и поговорите. Поддержите ее. Увидев нищего, окажите ему материальную помощь — принесите еду, теплые одеяла, дайте денег и не забудьте улыбнуться. Общаясь с очень упрямым и авторитарным человеком — например, руководителем, — проявите уважение: скорее всего, именно это ему и нужно.
Когда поведение человека нам не нравится и вызывает несогласие, мы испытываем сопротивление, напрягаемся, а потом реагируем из чувства противоречия. Но если вы великодушно относитесь к окружающим, подобно хорошему хозяину, вы можете задуматься: а как дать этому человеку то, что ему нужно? Возможно, достаточно искренне выслушать его, и это решит проблему. Или проявить понимание. Даже если несогласие возникает на работе по поводу важного вопроса, в ваших силах отдать немного своего времени, уважения и понимания.
Худшее из сердечных заболеваний — отсутствие милосердия в сердце.
Боб Хоуп
УПРАЖНЕНИЕ 22
ПРАКТИКА ВЕЛИКОДУШИЯ
Эта практика — продолжение упражнения 20 «Испытываем счастье и делимся им». Делиться счастьем — это ли не есть великодушие?
Выполните упражнение «Испытываем счастье и делимся им».
Перед окончанием сеанса пообещайте себе относиться к миру великодушно. Подумайте о предстоящем дне: можете представить ситуацию, в которой вы способны проявить щедрость? Могут ли какие-то взаимодействия породить привычную непродуктивную реакцию? Представьте, как вместо этого отвечаете великодушием.
Выполните упражнение 2 «Просторный ум» или на несколько минут сосредоточьтесь на дыхании.
Завершите сеанс пожеланием счастья и его причин всем живым существам. Пожелайте им избавиться от страданий и их причин.
• • •
Тому, кто научится наслаждаться ожиданием, не придется ждать наслаждения.
Кадзуаки Танахаси
Терпение — это ключ ко всему. Цыплята появляются благодаря тому, что яйца высиживают, а не разбивают.
Арнольд Гласоу, американский комик
ТЕРПЕНИЕ
Если вы щедрый, но вспыльчивый человек, вам будет сложно достичь счастья родства: окружающие не захотят с вами общаться. Но есть выход: научиться терпению и перестать раздражаться. Быть терпеливым не значит загонять свой гнев под улыбчивую маску. Для окружающих это может быть и хорошо, но вам вряд ли принесет пользу. Если в сердце накапливаются ненависть, гнев и злые помыслы, они будут разгораться, постепенно превращаясь из крохотного огонька в пылающий костер. В конце концов он поглотит вас полностью. Так что ради вашего же блага будьте терпеливыми, и пусть это желание исходит от сердца. Как и у великодушия, у терпения есть один приятный «побочный эффект»: оно приносит пользу не только вам, но и окружающим.
Чтобы научиться быть терпеливым, вы должны понять, что гнев не решит проблемы, а лишь усугубит их. Все мы со стыдом вспоминаем ситуации, в которых злились, и понимаем, что сделали поспешные выводы. Гнев не исправит нанесенного ущерба и ошибок, не принесет счастья ни вам, ни окружающим и уж точно не поможет заручиться уважением окружающих или получить над ними власть. Зачем же злиться? Будьте терпеливы. Терпение поможет сохранить ясность ума, принять взвешенное решение и уменьшить свои и чужие страдания.
Старайтесь обойтись без самолюбования типа: «Я очень терпелив по отношению к этой своей коллеге. С ней совершенно невозможно общаться, но я очень терпелив и делаю ей большое одолжение». Такое отношение позже обернется против вас. Подобное эгоистичное терпение не имеет ничего общего с жизнью в согласии со взаимозависимой природой реальности. Так вы лишь усиливаете свою привычную позицию «я в центре мира». Истинное терпение всегда исходит из истинного великодушия: это то, чем вы делитесь, не рассчитывая получить ничего взамен.
Практикуя великодушие и щедрость, мы отдаем дань взаимозависимой природе реальности. Когда мы учимся терпению, очень важно освобождать ум от хаоса загромождающих его мыслей. Просторный ум — основа терпения; лишь человек, чей ум свободен и чист, может действовать осознанно. Вот почему, если вы хотите развить в себе терпение, вам стоит чаще выполнять упражнение «Просторный ум» в течение дня, пусть даже несколько минут. Это поддержит вас в вашем намерении.
Как жалки те, в ком нет терпения!
Где та рана, что зажила бы сразу?[4]
Уильям Шекспир
УПРАЖНЕНИЕ 23
ПРАКТИКА ТЕРПЕНИЯ
Это упражнение очень похоже на предыдущее, «Практику великодушия».
Начните день с упражнения 20 «Испытываем счастье и делимся им».
Подумайте о предстоящем дне: можете представить ситуации, в которых вы способны проявить терпение? Предстоят ли вам сегодня контакты, которые обычно вызывают гнев и враждебность? Представьте, что не реагируете на нежелательное общение инстинктивно и привычно, а освобождаете разум от скопления нежелательных эмоций. Это и есть ключ к терпению.
В конце выполните упражнение 2 «Просторный ум» или сосредоточьтесь на дыхании на несколько минут и пообещайте себе относиться к миру терпеливо.
Закончите сеанс медитации, пожелав всем живым существам счастья и причин для него. Пожелайте всем избавиться от страданий и их причин.
Начните день!
• • •
Между стимулом и реакцией на него всегда есть время. За это время мы выбираем, как реагировать. И именно здесь лежит наша свобода.
Виктор Франкл
РЕГУЛЯРНОСТЬ
Мы уже говорили о регулярности и системе, когда обсуждали базовое счастье в главе 6. Теперь обсудим регулярность применительно к счастью родства.
Великодушие и терпение — прекрасные качества, но их нужно взращивать. Если мы будем лениться, то никогда ничего не добьемся. Научиться играть на музыкальном инструменте, стать программистом, художником, врачом, адвокатом или просто быть добрее и заботливее невозможно, если мы не вкладываемся, причем не просто под настроение, время от времени, а регулярно, несмотря на все препятствия. Мы должны прикладывать усилия систематически и с высокой положительной мотивацией, делать то, что нравится и идет на пользу как нам самим, так и окружающим. Начать можно с малого, с общения с семьей и друзьями. Это очень важно, ведь когда вы делаете то, что нравится, и видите, что это приносит пользу вашим близким, вы начинаете испытывать счастье родства — радость, которую нельзя купить.
Говорят, некоторые люди вершат добрые дела именно потому, что это приносит радость и удовлетворение. А значит, они такие же эгоисты, как и остальные. Но рассмотрим эту ситуацию внимательнее. Допустим, есть два человека, и у каждого имеется по 100 тысяч долларов. Первый решает потратить эти деньги на полезное дело, испытывая искреннее желание служить и помогать, но зная, что почувствует себя хорошо, если поступит так. Второй не отдает ничего и всё оставляет себе. Он живет в комфорте, но из-за своего эгоистичного отношения никакой истинной радости не испытывает. По-вашему, между этими двумя людьми действительно нет разницы?
Когда вы совершаете добро с расчетом, что это принесет вам хорошие эмоции, это не настоящая щедрость. Ведь вы по-прежнему цепляетесь за надежды и тревожитесь, что случится «не то». Цепляние никогда ни к чему хорошему не приводит, как мы уже видели. И если вы решили развивать великодушие и терпение, постарайтесь освободиться от мыслей о результате.
Конечно, очень сложно полностью «отцепиться» от желания извлечь хотя бы небольшую пользу из практики. Ожидания естественны. Даже больше: в начале занятий практикующим нужна мотивация. Никто не читает эту книгу потому, что его интересует счастье окружающих! Важно увидеть в себе этот недостаток: что вы зациклены на достижении результата. Отнеситесь с юмором к парадоксальной природе своих поступков и с любопытством наблюдайте за привычными паттернами ума, то подыгрывая ему, то пытаясь пойти наперекор. Когда мы делимся или совершаем другой добрый поступок ради чьей-либо пользы, мы уже испытываем счастье; но не стоит привязываться к этому ощущению и делать добрые дела лишь ради того, чтобы испытать его.
Помня обо всем этом, поставьте себе цель научиться жить в согласии с фундаментальной природой реальности и проявлять великодушие и терпение в повседневном общении с людьми. Регулярные проявления доброты и заботы станут вашей системой.
В главе 6 «Здесь и сейчас» мы говорили о том, что, когда вы постепенно вводите в свою жизнь новую практику медитации, важно посвящать ей определенное количество времени в день, но не стоит ставить завышенные цели. Теперь, когда мы перешли от базового счастья к счастью родства, нам нужно сделать то же самое.
Для начала поставьте минимальную цель, которой точно сможете достичь, и постепенно повышайте планку. Например, пообещайте себе практиковать несколько минут в день в течение трех дней. Потом увеличьте длительность практики на минуту и поставьте цель продержаться еще три-четыре дня. Постепенно увеличивайте количество минут и дней.
УПРАЖНЕНИЕ 24
МИНИ-ПЕРЕДЫШКА «ТЕПЛОТА СЕРДЦА»
Практику воспитания сердечности можно выполнять в любой момент в виде мини-передышек.
Когда найдется свободная минутка, сядьте спокойно и пожелайте счастья всем живым существам.
На вдохе произнесите про себя: «Пусть все живые существа освободятся от печали и страданий».
На выдохе поделитесь теплотой вашего сердца, и наполните ею все вокруг.
Представьте, что теплота вашего сердца затрагивает всех живых существ, принося им удовлетворение и избавляя от тревог.
На выдохе произнесите про себя: «Пусть все живые существа будут счастливы».
• • •
Выполняйте упражнение на протяжении минимум трех дыхательных циклов, а если есть время, то и дольше!
ДИСЦИПЛИНА
Как можно добиться регулярности практики, чтобы принцип взаимосвязи пронизывал почти все наши действия? Важно хотеть учиться жить в гармонии с принципом взаимозависимости и дать себе обещание придерживаться его. Нужно честно сказать себе, в чем вам нужно совершенствоваться. Если вы не замечаете своих проблем и не стараетесь исправить ситуацию — а они могут быть эмоционального толка, физического, в отношениях или на работе, — вы продолжите сталкиваться с одними и теми же трудностями постоянно, и будет только хуже, поэтому нам нужно хорошо узнать себя, честно взглянуть на свои недостатки и принять их. Это очень важное качество. В буддистской традиции оно называется дисциплиной.
Обычно люди думают, что дисциплина — это правила: сделай то, не делай этого. Но истинная дисциплина исходит из желания работать над собой, замечать и признавать свои недостатки и ошибки.
Попробуйте такое упражнение: наведите на себя указательный палец, покажите на лицо и представьте, что напротив стоит человек, который очень вас раздражает, тычет пальцем и говорит: «Ты жадный, злой и нетерпеливый неудачник! Ты лжец!» Теперь понаблюдайте за реакцией своего ума. Не поддавайтесь гневу и не пытайтесь обороняться; сначала спросите себя — а это правда? Может, я действительно жадный, злой и нетерпеливый? Будьте честны с собой. Никто не узнает ответ, кроме вас.
• • • ЭРРИК СОЛОМОН • • •
Я проработал менеджером в компании примерно полтора года, и мой руководитель вызвал меня для оценки эффективности. Мой предыдущий начальник ушел из компании полгода назад и основал свой стартап. Новый руководитель, Джим, очень мне нравился. Он был справедлив, ставил четкие достижимые цели, у него было чему поучиться. Именно поэтому я очень удивился, когда услышал свою оценку.
Джим указал на мои достижения, но все хорошее моментально улетучилось из моей памяти. Я запомнил лишь список своих многочисленных недостатков. Джим сказал, что я часто раздражался по мелочам, не умел контролировать свои эмоции и слишком охотно бросался критиковать коллег и их отчеты. Он долго продолжал в том же духе. Я ужасно расстроился, пошел домой и сгоряча стал редактировать резюме.
Сначала меня обуревали гневные мысли о том, что Джим был моим руководителем совсем недолго и не имеет права говорить обо мне так. Я стал мысленно защищаться от обвинений, и праведный гнев разгорелся во мне ярким пламенем. Я отредактировал резюме, не сомневаясь, что стану искать новую работу, и пошел прогуляться в горы над Кремниевой долиной. Я долго поднимался вверх и, уставший, окинул взглядом живописную панораму гор Санта-Круз под чистейшим голубым калифорнийским небом. Тогда мой ум успокоился. Я нашел местечко на тропе с потрясающим видом на долину, сел и стал любоваться видом.
Постепенно я осознал, что Джим в общем-то был прав насчет моего поведения. Подобно большинству молодых менеджеров в хай-тек-индустрии, меня повысили за технические знания, а не за умение общаться с людьми. Мне еще многому предстояло научиться. Более того, я понял, что многие мои недостатки, на которые указал Джим, скорее всего, замечали и другие люди. Но только Джиму было не все равно. Мало того, наверняка он решил сказать мне об этом, потому что верил в мой потенциал.
Чем больше я анализировал ситуацию, не заостряя внимание на том, плохой я или хороший, тем лучше понимал, что многие, если не все описанные Джимом качества мне и самому в себе не нравятся и надо бы поработать над устранением этих недостатков в принципе. Я решил подождать полгода, а в итоге так и не разослал потенциальным работодателям свое отредактированное резюме.
• • •
Когда кто-то указывает на наши недостатки, даже мягко, мы обычно обижаемся. И кому от этого вред? Нам, ведь мы упускаем возможность что-то в себе улучшить. Мы продолжаем создавать те же проблемы для себя и окружающих. Так что не стоит ждать, пока кто-то другой покажет на вас пальцем; покажите сами и проверьте, живете ли вы в гармонии со взаимозависимым порядком вещей. Достаточно ли вы добры, великодушны, терпеливы или есть над чем работать?
Еще один аспект дисциплины — правильное поведение, этика. Если вы ведете себя странно, грубо, вызывающе, люди будут обижаться на вас, раздражаться и станут избегать общения с вами. Вряд ли это принесет вам счастье. Разумеется, можно рассуждать так: «Мне все равно, что скажут или подумают окружающие. Буду делать что хочу». Вы даже можете убеждать себя, что, когда вы действуете без оглядки на окружающих, это и есть свобода и потому такое поведение имеет право на существование. Но есть люди более осторожные в своих поступках, они задумываются о том, что скажут другие; для них такое поведение имеет больше смысла. Конечно, вам выбирать свой путь, но давайте проанализируем оба варианта.
Если вы живете по первому методу — делаете то, что вздумается, — вы, по сути, становитесь рабом своих желаний и устремлений, даже не задумываясь о том, что они управляют вами. Надеемся, нам удалось убедить вас, что ваши желания бесконечны, как и перечень материальных благ, которыми вы хотите обладать. Потакание им никогда не приведет к счастью, а заточит вас в темницу постоянной неудовлетворенности. Именно поэтому важно задумываться о том, как вы себя ведете, разговариваете, общаетесь с окружающими. Этичное поведение означает, что вы ведете себя подобающе, проявляя щедрость и терпение. Вы добры, вежливы, учтивы, относитесь к людям с уважением. Но все это должно исходить от чистого сердца; не будьте поверхностны и двуличны. Помыслы должны соответствовать словам, а слова — действиям. Иногда, особенно поначалу, сложно привести в соответствие мысли, слова и поступки, но постарайтесь. Честно спросите себя, сможете ли вы жить спокойно и осмысленно, не соблюдая эту простую этику.
Вы также можете оценить этичность своего поведения, спросив себя, какие поступки приводят к более точному и незамутненному восприятию себя, окружающих и мира. Когда мир предстает перед нами таким, какой он есть, — когда мы живем в гармонии со взаимозависимой природой реальности или когда сосредоточены на собственных нарциссических потребностях? Если рассматривать в этом свете каждое свое действие и мысль, не нужен свод этических правил. Поступки можно оценивать исходя из стремления жить, не руководствуясь привычными предвзятыми суждениями и обусловленными реакциями. Тому, кто смотрит на жизнь сквозь такую призму, не составит труда сделать правильный выбор.
Итак, дисциплина включает три аспекта: умение видеть свои недостатки, но не осуждать себя; желание работать над собой; этичное поведение.
Слабая жизненная позиция приводит к слабости характера.
Альберт Эйнштейн
УПРАЖНЕНИЕ 25
ПРАКТИКА ДИСЦИПЛИНЫ