Осознанное счастье. Путь к гармонии с собой и миром
Часть 1 из 17 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
ОСОЗНАННОЕ СЧАСТЬЕ: ЗНАКОМСТВО
1. Зачем человеку счастье и как стать подобным льву, а не псу
2. Парадокс поисков щастья
3. Незаменимая основа счастья: понимание механизмов работы ума
ЧАСТЬ I. БАЗОВОЕ СЧАСТЬЕ
4. Всегда реагируйте на мысли одинаково
5. Перестаньте сравнивать
6. Здесь и сейчас
Базовое счастье: план ежедневных действий
ЧАСТЬ II. СЧАСТЬЕ РОДСТВА
7. Взаимозависимая природа реальности
8. Перестаньте судить
9. Будьте внимательны
Счастье родства: план ежедневных действий
ЧАСТЬ III. ОСОЗНАННОЕ СЧАСТЬЕ
10. Взращивайте достоинство
11. Перестаньте цепляться
12. Осознавайте
Осознанное счастье: план ежедневных действий
Послесловие
Благодарности
Об авторах
Список упражнений
Примечания
Да реализуется как можно скорее стремление наших драгоценных учителей к благополучию всех живых существ.
Да освободятся от страданий все живые существа и отыщут повод для осознанного счастья.
Посвящаем эту книгу удовлетворению и благополучию всех в мире.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Если мы посмотрим на себя со стороны, то увидим, что наш ум похож на дикую обезьяну. Предоставленный себе, он может в любой момент ускакать в любом направлении. Сейчас здесь, через секунду там.
Как же научиться его контролировать?
«Учебники» по управлению умом существовали тысячелетиями, особенно в азиатской культуре. Инструкции по медитации были лаконичными и предназначались монахам, монахиням и йогам, посвятившим жизнь этой практике. Как правило, они хранились в тайне и распространялись лишь в узком кругу преданных практикующих.
Перенесемся в XXI век. Сканирование мозга «чемпионов по медитации[1]» показывает, что такая тренировка крайне благотворно влияет на мозг; оказывается, медитация для него сродни спорту. Понятие нейропластичности мозга объясняет, как работа ума по определенной схеме — а именно она лежит в основе практики медитации — укрепляет нейронные связи. Данные исследований подтверждают, что польза медитации прямо зависит от «дозы»: чем больше времени вы посвящаете практике, тем сильнее ее преимущества. И это заметно с самого начала.
Потребность в медитации сегодня велика как никогда. С момента появления древней практики изменилось всё. Скорость изменений — общественных, технологических, культурных — нарастает чуть ли не ежечасно, и в этой лавине человек должен постоянно приспосабливаться к новым обстоятельствам. Голова кругом!
Неудивительно, что миллионы людей в наше время обратились к медитации в поисках внутреннего покоя. Этот «умственный спорт» имеет много разновидностей; одни очень эффективны, другие менее, но каждому современному человеку — в том числе тем, кто никогда не пробовал медитировать, — нужен простой и практичный учебник по управлению сознанием.
И он перед вами.
Мы знакомы с авторами много лет и можем подтвердить глубину их знаний и сопереживания нашим проблемам.
Пакчок Ринпоче принадлежит к семье мастеров медитации. Его дед Тулку Ургьен был одним из великих мастеров медитации старого Тибета 1950-х. Прадед Тулку Ургьена, Чокгьюр Лингпа, — легендарный тибетский мастер XIX века, передавший миру великое мудрое учение. Сам Пакчок Ринпоче — признанная реинкарнация другого великого тибетского мастера.
Вместе с тем — и вы убедитесь в этом, прочтя книгу, — Пакчок Ринпоче живет обычной жизнью, как большинство людей, и черпает опыт из своих сомнений, гнева и прочих знакомых эмоций, показывая, как найти точку опоры в бушующем океане жизни. Его простые истории преодоления жизненных трудностей сопровождаются удивительно четкими и доступными инструкциями — советами по навигации среди предательских отмелей нашего ума, идущими от сердца.
Опыт Эррика Соломона лежит совсем в другой области. Став программистом в юном возрасте, он много лет проработал директором компании в стрессовых условиях Кремниевой долины. Все это время он серьезно занимался тибетской медитацией. Он дает очень четкие и практичные объяснения и учит методам тренировки ума, весьма актуальным в нашем мире технологий.
Пакчока Ринпоче и Эррика Соломона объединяет особый дар: чтобы донести свою мысль, они используют яркие и смешные примеры из жизни. В результате получается доступный и понятный «путеводитель».
Дэниел Гоулман и Тара Беннетт-Гоулман
ОСОЗНАННОЕ СЧАСТЬЕ: ЗНАКОМСТВО
ГЛАВА 1
ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ СЧАСТЬЕ И КАК СТАТЬ ПОДОБНЫМ ЛЬВУ, А НЕ ПСУ
Эта книга о счастье.
Мы знаем, что вы подумали: да кому нужна еще одна книга о счастье? Еще и от парочки буддистов? Ведь цель этой религии — достичь просветления; зачем буддистам писать книгу о таком тривиальном и недолговечном чувстве, как счастье?
А нам кажется, что чуть больше счастья не помешает никому. К тому же эта книга посвящена совсем другому: истинному пути к счастью. Мы не исследуем его как вещь в себе — бронзовую статую, одиноко возвышающуюся посреди городской площади. Мы изучаем разные виды и измерения счастья, ведь оно многогранно.
Мы действительно буддисты, и в нашем учении речь идет главным образом о просветлении. Но без прочного фундамента удовлетворенности, хотя бы базового душевного спокойствия и здорового отношения к себе, не преуспеешь ни в качестве духовного практика, ни в качестве обычного человека. Не все хотят становиться буддистами, но разве не желает каждый жить счастливо и наслаждаться благами? Нам всем хочется справляться с трудностями и не впадать в истерику, когда что-то идет не так. Это, собственно, мы и называем осознанным безусловным счастьем. Подспудная уверенность в своем благополучии, к которой всегда можно обратиться, особенно когда дела идут не очень — или совсем плохо.
Как же прийти к этому состоянию? Слегка и вместе с тем радикально изменив подход к жизни. Счастье не в благополучных жизненных обстоятельствах, а в том, как мы относимся ко всему, что с нами происходит, включая хаос и неразбериху, в центре которых мы оказываемся. Вы можете научиться иначе реагировать на мир и все то безумие, которое творится в вашей голове, — не сразу, а шаг за шагом. Этому и посвящена наша книга. Мы также надеемся, что обучение пройдет весело и вам даже удастся хорошенько посмеяться вместе с нами.
Мы предлагаем путеводитель по уму для его (ума) пользователей. Это самый важный прибор, который есть у вас, но никто почему-то не помогает разобраться с ним. А мы поможем: проведем мысленные эксперименты; научим упражнениям на созерцание и практикам медитации, с помощью которых вы сможете использовать все функции ума. А еще эта книга интересна своей точкой зрения: чтобы ее написать, объединились предприниматель из Кремниевой долины и учитель тибетского буддизма. В ней Восток встречается с Западом, древняя мудрость — с современной наукой, и в результате получается оригинальный взгляд на то, как максимально реализовать жизненный потенциал.
Мы проверили их подход на себе, близких, друзьях и тысячах участников наших мастерских, ретритов[2] и семинаров. Взяв пример с добросовестных разработчиков приложений, мы провели бета-тестирование, несколько раз сели в лужу и поработали над исправлением багов. Все это помогло понять, как сделать процесс управления умом доступным каждому — и, что немаловажно, приятным.
Парадокс, но наши исследования и эксперименты научили нас тому, что счастье начинается с несчастья. Вот с него и начнем. Для начала расскажем о том, как сами были несчастны и как наша борьба с гневом и отчаянием подтолкнула нас к серьезным изменениям в жизни.
КАК Я ОТКРЫЛ В СЕБЕ МУДРОСТЬ ЛЬВА
• • • ПАКЧОК РИНПОЧЕ • • •
В детстве по традиционному тибетскому обычаю меня признали инкарнацией глубокоуважаемого и могущественного учителя медитации. По этой причине, когда я пошел в школу при монастыре, мои учителя возлагали на меня большие надежды. По их мнению, я ни в чем не должен был уступать великому мастеру прошлого, давление на меня было огромным. Меня это, само собой, не радовало, и, как многие подростки, я взбунтовался против давления и ожиданий. Меня страшно злили все и всё вокруг. За спиной другие монахи называли меня «колючкой», а когда я был в плохом настроении, все старались держаться от меня подальше. Жить так было невесело.
Вот что я думал: «Допустим, вы считаете меня инкарнацией какого-то учителя медитации, а мне-то что? Я даже не знаю, верю ли я всему, что говорит Будда».
Хотя я посвящал много часов изучению философии и мне нравилось это интеллектуальное занятие, подобное разгадыванию головоломки, смысл великих трудов, которые я изучал, казался мне оторванным от жизни. Это лишь сильнее злило меня, и я начал уже думать, что никакой я не буддист и уж точно не почтенный старый мастер медитации, которым все меня считали. По правде говоря, единственная польза от философии для меня заключалась в том, что я стал умелым спорщиком и мог победить своих сверстников в любой дискуссии. Это стало отличной возможностью выпустить агрессию и направить ее на окружающих. Хотя, пожалуй, лучше спорить, чем махать кулаками, а то в семнадцать лет мне постоянно хотелось кому-нибудь врезать.
В конце концов подавленного гнева во мне стало столько, что я отправился к своему основному учителю медитации, великому мастеру Ньошулу Кхену Ринпоче, и поведал о своем состоянии. В ответ он научил меня медитации любящей доброты. Теперь каждый день я должен был искренне желать всем живым существам счастья. Потом представлять, как все они становятся счастливее. Не один-два человека, а все люди на Земле.
Я практиковал эту медитацию каждый день. И поначалу это было вроде бы эффективно. Злость утихла. Но потом у меня возник вопрос: а с какой стати мне желать счастья всем живым существам, если им до меня нет дела? Почему их благополучие должно меня заботить, мне-то в чем выгода?
Такие мысли лишь разозлили меня больше. Я также заметил, что, когда злюсь, удовлетворение и радость испаряются. Я становился несчастнее день ото дня. Тогда я присмотрелся к себе внимательнее и начал сравнивать себя со своим учителем. Поколению моих родителей, к которому принадлежал и Ньошул Кхен Ринпоче, пришлось бежать из Тибета и жить в ссылке в Непале и Индии. На их долю выпали невероятные невзгоды; они покинули родину и вынуждены были привыкать к жизни в чужой стране. Моему учителю пришлось оставить всё, что он имел, и большую часть жизни он провел в страшной нищете, жил очень неприхотливо, имея серьезные проблемы со здоровьем. А у меня была крыша над головой, достаточно еды, я пользовался благами современной цивилизации. Однако именно мой учитель, а не я, лучился радостью и спокойствием так, что даже сидеть с ним в одной комнате было приятно. Я решил, что стоит поговорить с ним опять, главным образом потому, что другие люди начали меня избегать, да и мне самому было невыносимо наедине с собой.
Итак, я пошел к нему и спросил, как мне быть с моей злостью и агрессией, от которых, казалось, не избавиться.
— Перестань вести себя как пес. Стань похожим на льва, — ответил он.
— Это как? — спросил я. — Порычать? Как это улучшит мою жизнь и поможет успокоиться?
— Что делает пес, когда бросаешь в его сторону камень? — спросил учитель.
Перейти к странице: