На последнем рубеже
Часть 28 из 28 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Здравствуй, уважаемый читатель. Ты уже подошёл к эпилогу, оставив позади историю боёв за Елец. Надеюсь, тебе понравилось, и ты дочитал до конца. Если так, я очень тебя прошу: не останавливайся, пройди со мной последние страницы. Это важно.
…Любой писатель имеет возможность разговаривать со своим читателем со страниц книги. Пускай его речь — это мысли или слова героев романа, но и через них он может передать нечто важное. Писатель помогает посмотреть на ситуацию под другим углом, задуматься о вещах, о которых читатель ранее никогда не задумывался. Сказанное писателем может изменить мировоззрение или даже саму жизнь прочитавшего его человека.
А что же я хотел сказать в своей книге? И насколько внимательно ты прочитал её, мой дорогой друг?
…Когда я во второй раз приступил к созданию романа о боях за родной город, я счёл необходимым обратиться к исследователям, архивам и музейным фондам, а не искать информацию в интернете. Я хотел написать не просто боевик о войне, я хотел воспроизвести историю боёв за Елец чуть ли не в хронологической последовательности и со всеми подробностями.
И знаете, с чем я столкнулся? Доподлинно полной и правдивой информацией на этот счёт никто не владеет. Данные из разных источников противоречат, а порой и исключают друг друга. К примеру, один исследователь пишет, что оборона города осуществлялась без артиллерии, хотя ранее сам указывает, что в боях участвовал зенитный дивизион. Другой говорит — да, была, но перечисляет такое количество артиллерийский частей, что впору усомниться. Он называет штатное расписание полнокровной дивизии, но 148-я сд в декабре 1941 г. НАСТОЛЬКО укомплектованной быть просто не могла — на фронте страшный дефицит артиллерии, Рокоссовский на самом опасном участке под Москвой бьёт панцеры из осадных орудий последней Русско-турецкой войны. А третий исследователь опровергает последних двух, утверждая, что у немцев в боях за Елец не было танков. Единицы бронетехники — броневики, БТР, самоходки, артиллерийские тягачи — возможно, но никак не танки.
Учитывая, что с этим исследователем я общался напрямую, и он аргументировал свою позицию, его версия показалась мне более объективной. Хотя в то же время его слова в некоторых вопросах опровергаются здравым смыслом. Это если говорить о том, что железнодорожная станция не имела зенитного прикрытия или что немцы были вооружены не штатной самоходкой «штугой», а редкими «панцерягерами», ломавшимися ещё на автобанах Австрии (куда уж им до бездорожья осенне-зимней России).
Одним словом, нас там не было, а кто был, уже достиг крайне почтенного возраста. Их воспоминания размыты и бессистемны, подавляющее большинство из них не имеет никакого представления об армии. Кто из них сможет отличить противотанковое орудие от зенитного или полкового? Или кто поймёт, что перед ним не танк, а гусеничный тягач с пулемётом или самоходка с не вращающейся башней?
Я решил, что при создании романа буду обращаться хотя бы к общей информации, не противоречащей здравому смыслу и логике боя. Но в то же время я понял, что хочу вложить в книгу нечто большее, чем просто хронология событий и подробности схваток.
…Ты когда-нибудь задумывался, мой дорогой читатель, что благодаря современным кино и книгам мы знаем всего два образа солдат Великой Отечественной: практически голливудских коммандос (наверняка с них и срисованных) или молодых бойцов-неумех, что в то же время готовы пожертвовать собой (зачастую — глупо) по одному слову командира? Этаких фанатиков, бегущих в полный рост на пулемёты с бравым криком «ура»?
Что самое страшное, мы убеждаемся, что герои современных боевиков или драм безнадёжно далеки от нас, мы не узнаём, не видим в них своих родственников, дедов и прадедов. Только правильно ли это? Быть может, люди перестают интересоваться собственной историей, забывают подвиги предков именно благодаря этой безнадёжной киношности?
И я решил сломать стереотип. Я писал, беря за основу воспоминания некоторых фронтовиков, писателей, что правдиво и без пафоса пишут о войне, историю своей семьи. Быть может, у меня и не очень получилось, но я пытался оживить в своей книге не бесконечно далёких героев, не фанатиков, а обычных людей. Тех, кто делал в своей жизни ошибки и раскаивался в них, тех, кто обижался и прощал. Тех, кто невероятно сильно боялся смерти, но находил в себе мужество сражаться. Тех, кто недоедал на гражданке, порой плохо питался и на передовой и всё время хотел есть. И спать, кстати, тоже.
Вот она, правда. Все фронтовики, все участники Великой Отечественной — обычные, смертные люди со своими слабостями, страхами и недостатками. Они жутко боялись умереть или быть покалеченными — мы себе и представить не можем, насколько. Ведь, в отличие от нас, наши прадеды и деды каждый день заглядывали в лицо смерти и страданий, они знали, что ждёт большинство из них. И поверьте: очень мало людей, кто способен с этим мириться.
Помимо жажды жизни, желания от пуза наестся и наконец-то выспаться (да после баньки и на чистом белье), большинство фронтовиков пускай и втайне, но мечтали любить. Ведь всё дело в том, что тяготы войны на своих плечах вынесли не взрослые, дюжие мужики (хотя и они тоже), а молодёжь призывного возраста, 18-ти лет. Кто-то сбегал на фронт и в 17. Много кто успел создать семью, родить детей? А сколько из них вернулось домой? Один из десяти, в лучшем случае. ОДИН из ДЕСЯТИ. Вдумайся, читатель.
Конечно, было не так, чтобы только бой отгремел, и каждый сразу начинал думать о бабах да о детях. Нет, война застилала собой всё, люди отходили душой только на переформировке, в госпиталях или получая письма. А в своём первом бою большинство бойцов вообще не успевало о чём-либо подумать: смерть приходила раньше.
…Немецкий «Блицкриг» образца 1941 г. — это совершенная, оточенная во множестве победных кампаний тактика наступательной войны. О ней можно писать отдельную книгу, а точнее, многотомное исследование — до того она была хороша. И в начале войны «Блицкриг» сработал без сбоев: сокрушительное поражение красных в приграничном сражении, гигантские «котлы», гибель советских танковых корпусов на Украине… Перечислять можно бесконечно. А итог таков: более чем в два раза превосходящая вермахт по численности боевой техники, кадровая Красная армия погибла за лето и осень. По некоторым оценкам, только в плен попало более двух миллионов бойцов и командиров РККА.
И всё же немцев остановили. На последних рубежах перед самым сердцем Родины. Но остановили. Потому что в конечном итоге «Бликриг» в СССР дал сбой. Потому что защитники Брестской крепости две недели сражались в полном окружении, без подвоза боеприпасов, без воды и пищи. Потому что экипаж единственного Т-28 не бежал, бросив танк, а ворвался в занятый фрицами Минск и устроил там кровавую бойню! Потому что до последнего сражались защитники Одессы, а затем и Севастополя. Потому что наши лётчики шли на воздушные тараны, бросали подбитые машины на колонны вражеской техники. Потому что оставшиеся в котлах бойцы продолжали сражаться недели и месяцы…
Миллионы попали в плен, исчерпав все возможности обороны, ранеными и контуженными, утратив веру в саму возможность остановить врага. Но находились и те, кто даже в самых безвыходных ситуациях продолжал сражаться. Кто просто брал и шёл умирать. УМИРАТЬ!!!
И ЭТО — ТВОЙ ДЕД ИЛИ ПРАДЕД, читатель! Это человек, благодаря которому ты сегодня живёшь, и ведь он-то, по сути, — твоя плоть и кровь. А многие из нас благополучно об этом забыли…
…Как я уже сказал, наши предки, в боях с которыми немцы теряли свои драгоценные жизни и боевую технику, о которых «споткнулся» нацистский «Блицриг», были обычными людьми. И всю свою жизнь они прожили как обычные люди. Наше отличие от них заключается, по сути, только в том, что они в большей степени осознавали себя народом, немножко знали свою историю. Понимали, что каждый должен быть не сам по себе, что правильно и верно стоять друг за друга.
И в то же время они были героями. Точнее, становились ими — в тот момент, когда находили в своей душе что-то святое, за что не страшно умереть. Когда ломали все свои страхи во имя чего-то большего, чем жизнь.
Немного отвлекусь, чтобы ещё раз подтвердить свои слова. Помните учительницу из Кемерово, что раз за разом возвращалась в горящее здание торгового центра и спасала детей, пока не отравилась угарным газом? Разве она не герой? Разве она не достойна высших почестей и уважения? Но я также уверен в том, что всю свою жизнь она прожила как порядочный и достойный, но всё же обычный человек.
Вот пример того, как это происходит. И всё, о чём я написал выше, можно свести к паре строк. Мы практически не отличаемся от своих предков, что стали героями на фронтах ВОВ — а они все стали героями, ВСЕ, кто честно воевал (а не шарился по штабам). Просто надо понимать, что герой — это тот человек, что сломал свой страх, что готов жертвовать собой во имя чего-то святого. И вся разница между нами и предками заключается лишь в количестве святого в душе.
…Знаете, о чём я задумываюсь? А каково им было умирать, молодым пацанам и взрослым мужикам, когда они уже осознавали, что смерть — вот она, рядом? Каково им было осознавать, что они не успели познать в жизни самого главного — любви? Что после за ними никого и ничего не останется, потому что они не успели продолжить свой род, родить детей?
Или каково было уходить семейным, осознающим, что они уже никогда не увидят любимых? НИКОГДА не увидят, ты понимаешь, читатель? Не коснутся родных, не почувствуют их тепло, запах? Не услышат любимого голоса, смеха? Кто семейный — ты можешь себе хоть на секунду это представить?! Каково?!
…И всё же они шли на смерть. Отказывались от всего, имея хоть и крохотную, но возможность сохранить жизнь.
Одни это делали, осознавая, что если не биться с немцем насмерть здесь и сейчас, то они, в конце концов, дотянутся и до их любимых. Ограбят их, изнасилуют, убьют. Так что надо остановить немца, надо! Надо уничтожить хотя бы одного врага — ведь, может быть, это именно ОН, несущий страдания и смерть родным!
А другие так вообще жертвовали собой ради чужих детей, ради чужой любви — но лишь бы жили, лишь бы любили, лишь бы росли на родной земле свободными, не слыша немецких команд, без страха перед всевластными и жестокими хозяевами…
И знаешь что, читатель? А ведь у нас перед этими людьми есть неоплаченный долг. Ведь они-то гибли за нас с тобой, потомков, понимаешь? Они гибли ради того, чтобы мы с тобой жили, познали истинную любовь, создали крепкую семью. Родили и воспитали честными людьми детей — чтобы и они помнили, какой ценой нам досталась свободная жизнь на родной земле, право любить… Они погибли с верой, что выжившие уже никогда не забудут и не предадут их памяти, их подвига. Что потомки в час беды так же встанут с оружием в руках и будут стоять насмерть за родную землю — так же, как и они. Землю, за многие века обильно сдобренную кровью миллионов защитников…
Я не могу себе даже представить, как обидно ветеранам, когда они смотрят на нас с тобой, потомков. Ты считаешь, я не прав? Быть может. А ты считаешь себя истинно достойным их славы и их уважения? Как я уже сказал, может быть. Может быть, ты — настоящий человек, что придёт на помощь в трудную минуту, кто готов защитить слабого, кто способен на самопожертвование. Да, такие люди среди нас есть.
Но всё же. Сколько других людей, кому плевать на память крови? Что прожигают жизнь с малых лет, просирают её в алкогольном или наркотическом угаре? Или безвылазно торча у экранов компьютеров, смотря бесчисленный сериал или играя в бесчисленную игру? Ради этого они жертвовали собой, ради этого они лишились права любви — чтобы мы в принципе забыли о семье, погрязнув в блуде? Или чтобы легко свои семьи разрушали, чуть что не так, оставляя детей без отцов или матерей? Ведь это же трагедия, великое горе, когда в семье нет родителя! Тогда их отнимала война. А теперь-то что? Не «срослось»?!
А сколько мужчин сейчас могли бы стать настоящими воинами? Сколько мужчин взяли бы сейчас в руки оружие и самоотверженно сражались с врагом, которого практически невозможно победить? Кто не сложил бы руки в самых безвыходных ситуациях?
Задай себе этот вопрос, читатель. Точно ли ты уверен в том, что достоин памяти своих предков, памяти их подвига?
Вот я говорю про алкоголь, наркотики, блуд (беспорядочные половые связи). Всё это (и не только) можно назвать одним словом — грех. Да, читатель, не удивляйся. Я специально сделал одного из своих героев искренне верующим человеком, связал с верой в Бога других. Поскольку именно здесь кроется второй, более глубокий и важный смысл моего романа.
…Сейчас пишется много книг о «попаданцах». О том, как кто-то сумел предупредить наших о готовящемся нападении, и войска приграничных округов встретили немцев во всеоружии. Очень соблазнительная мысль, мимо не пройти. У некоторых писателей даже получаются интересные, взвешенные романы, например «Разговор с Вождём» Р. Злотникова и А. Махрова.
Но правда заключается в том, что всё случившееся было предопределено. Я уже писал об этом, потому не стану возвращаться ещё раз и разворачивать мысль. Просто коротко повторю: Господь попустил Великую Отечественную как искупительную скорбь, а остановить врага советский народ смог лишь тогда, когда развернулся лицом к церкви (вместе с государством). Когда стали открываться храмы, прекратились гонения на верующих, когда вокруг городов допустили совершение крестного хода — и ведь не взяли немцы ни одного такого города!
Грехи наших предков против Господа были очень большими. Но разве мы сейчас грешим меньше? И они смыли их огромной кровью и жуткими страданиями, скорбями. Но разве мы сейчас не нарушаем все возможные заповеди?! Разве не смотрим мы откровенно бесовских фильмов про различную нечисть, про нечистого? Разве не извратили таинство продолжения рода, благословлённое супругам Господом, в бесконечный грех похоти, блуда? Разве нацелены мы сегодня на создание семьи, рождение детей?
Первый грех и самый страшный — это грех гордости. Так сегодня гордость стала чуть ли не девизом нашей жизни. Грех стяжательства, жадности, корыстолюбия — это когда человек служит не Господу, а момоне, стяжая богатство, делая из этого главную жизненную цель. Нужно ли здесь что-то пояснять или и так понятно, что деньги и жажда богатства извратили всех нас?
И главное, мы всё время хотим чего-то большего. Наши предки, победившие в ВОВ, жили в дикой нищете относительно нас. И при этом они не знали презервативов и других способов контрацепции, рожали по 10 детей. Ведь как-то умудрялись выходить, прокормить. А мы боимся одного ребёнка завести, всё о карьерах думаем…
Грех гнева — ну у нас в маршрутке готовы убить практически за косой взгляд, неосторожное слово, невольный толчок. Любое культурно массовое предприятие практически всегда кончается дракой. Развивать разговор о насилии, грубости, о том, как люди общаются в семье на языке бесов (матом), одержимы яростью к ближнему? Или и так всё ясно?
А чтим ли мы Господа? Общаемся ли к Нему, совершая ежедневные молитвенные правила, а не только лишь в минуты смертельной опасности, в скорби и в беде? Славим ли Его добрыми деяниями или распинаем грехами? Боремся ли мы со своей плотью постом, укрепляем ли мы себя причастием Святых Христовых Таин на Божественной Литургии? Исповедуем ли мы грехи свои всем сердцем, пройдя через весь возможный стыд совершённого?
Может быть. Но много ли из тех, кто открыл эту книгу, пытаются жить с Богом и бороться с собственными грехами?
А ведь скоро будет поздно. Ситуация перед началом Первой мировой была далеко не столь страшной — но и тогда на людей обрушились тяжкие скорби, после же была Гражданская война. Всё вместе — более 10 млн погибших и 2 млн отправившихся в изгнание, утративших родину.
Перед Великой Отечественной люди отворачивались от Господа из-за страха гонений, обрушившихся на православных, а кто заставляет нас отвернуться сегодня, сейчас? Мода? Смех недалёких и глупых людей? Собственная лень?
Что самое обидное, души-то у нас у всех православные. И каждая тянется к Богу, а мы не идём… В душе каждого из нас звучит голос совести, а мы его не слушаем… В каждом из нас есть понимание добра и зла, но мы почему-то неизменно отворачиваемся от добра… Но что будет, когда Господь отвернётся от нас?!
…Один из самых известных и почитаемых святителей Русской земли Тихон Задонский очень любил Елец. Он верил, что духовное возрождение начнётся именно здесь, в городе-войне. Городе, что всю свою историю как живой человек жертвовал собой, чтобы остановить или хотя бы задержать врага.
И несмотря на то, что сегодня мы забываем свою историю, предаём память крови, я верю, что у нас ещё есть шанс исцелиться от духовных недугов, очиститься от всего напускного. Было бы желание.
«Как?» — спросишь ты, читатель.
Я отвечу словами Серафима Саровского: «Спасись сам, вокруг тебя спасутся тысячи». Они доподлинно отражают смысл того, что нужно делать и как нужно жить. Что сейчас, что в прошлом, да, я думаю, и в будущем — эти слова не потеряют своего истинного значения.
Речь здесь идёт о спасении души, а не тела. Это первая половина цитаты — спасись сам. То есть удержись от предательства; не укради и не возжелай того, что есть у ближнего твоего: его достаток (дом, машину, должность), его жену. Не гордись, не рвись вперёд по человеческим головам, не забывай — вокруг тебя люди. Не погрязай в блуде, не превращай своё тело в обитель разврата. Не забывай, что истинное значение близости мужчины и женщины — это таинство продолжения человеческого рода. На это людей благословил Господь. Не забывай своей Веры. Спасай свою душу через искреннее покаяние и искоренение грехов — исповедуйся, причащайся Святых Христовых Таин, посещай службы и благодари Господа молитвой.
И увидев, как ты меняешься, каким ты становишься, люди вокруг тебя последуют твоему примеру. А вокруг них последуют этому примеру другие люди. Таким образом, вокруг одного человека действительно спасутся тысячи — это смысл второй половины цитаты.
Так что в итоге нужно просто жить. Но жить достойно, честно и не забывать о Боге. Уметь защитить себя и любимых — а для этого развивать тело и дух тренировками, изучением единоборств. Ходить в военно-патриотические клубы, служить в армии и там, на месте, менять её облик.
Это возможно. На самом деле, я говорю, опираясь на личный опыт. Пускай армия — это система, это механизм, но он состоит из отдельно взятых подразделений. Любое из них — это закрытый мужской коллектив. И каждый из его членов при должном желании, воле и силе духа может повлиять на ситуацию. Даже просто оставаясь человеком, не переступая через черту, за которой перестаёшь быть мужчиной. Быть справедливым к своим подчинённым — одного этого уже будет достаточно!
Достаточно создать крепкую семью и нарожать детей, правильно их воспитать. То есть воспитать их верующими, благочестивыми, знающими свою историю и традиции. Способными на сострадание, на взаимопомощь, ответственными и трудолюбивыми, с правильными ценностными ориентирами.
Помогать людям тогда, когда можно помочь, и не быть равнодушными к чужому горю. В принципе не быть равнодушными ко всякому злу. Каждому на своём месте пытаться принести хоть какую-то пользу и оказать людям хоть какую-то помощь. Даже бабульке или женщине с дитём место в автобусе уступить, бездомное животное покормить, хоть сколько-то пожертвовать нуждающимся — уже благо!
Но в то же время не переоценивать свои силы, не подставлять ближних под удар — необходимо делать то, что действительно в наших возможностях. А на остальное — Господь управит.
Если же ты активный молодой человек, читатель, и горишь идеалами и жаждой действия — вступай в реестровое казачество. Это единственная организация в стране, что официально может и людей защищать, и военно-патриотической деятельностью заниматься, и даже деньги зарабатывать. Только вот последнее и должно быть на последнем месте.
А те, кто скажет, что казачество — это ряженые, что его давно уже нет, — пусть скажет это в лицо казакам, дравшимся в Приднестровье, Абхазии и Югославии. Пусть скажет это казакам контактного батальона имени генерала Ермолова, доблестно сражавшего в Чечне. Пусть скажет это ребятам, дерущимся на Донбассе.
…Для того, чтобы народ выстоял в тяжёлое время, его нужно организовать. Сейчас мы живём как раз в такое время; только угроза исходит не от внешнего врага, а от внутреннего. Причём враг этот порой внутри нас самих — это наши пороки, наши грехи: лень, похоть, гордость, зависть, гнев, жадность…
Так вот, для этой самой организации необходимы лидеры. Но сегодня нам нужны не лидеры-ораторы, организаторы и полководцы. Нам нужны лидеры примера. Те, кто подаст нам пример благочестивой и достойной жизни православного, русского человека.
И что самое важное — эти люди есть среди нас. Это совсем ещё молодые ребята и взрослые мужчины, девушки и матери, умудрённые опытом женщины. Каждый из тех, кто способен подать положительный пример своей жизнью, — это те, на кого сегодня опирается Россия. В большинстве своём — это истинно православные люди, «соль земли», как говорил про них наш Господь, Иисус Христос. И, слава Богу, этих людей становится всё больше.
…Перед вашими глазами пронёсся небольшой кусочек жизни наших предков — тех, кто защищал родную землю, тех, кто понимал, что государство — это земля и люди, а не правительство. Они искупили свои грехи и смыли позор предательства веры. И вот ещё на земле не стёрлись шрамы той войны, а мы предали память предков, своих родных. Забыли и не хотим знать их подвига. Забыли и не хотим знать… Но все ли?
Нет, не все. И потому есть ещё шанс, что мы не покатимся в пропасть, а рванём вверх, в очередной раз содрогнув мир. Есть ещё шанс — потому что есть ещё люди, что могут стать примером, настоящие русские люди. И сегодня их становится всё больше. Всё больше тех, кто памяти предков достоин. Памяти их Подвига.
…Любой писатель имеет возможность разговаривать со своим читателем со страниц книги. Пускай его речь — это мысли или слова героев романа, но и через них он может передать нечто важное. Писатель помогает посмотреть на ситуацию под другим углом, задуматься о вещах, о которых читатель ранее никогда не задумывался. Сказанное писателем может изменить мировоззрение или даже саму жизнь прочитавшего его человека.
А что же я хотел сказать в своей книге? И насколько внимательно ты прочитал её, мой дорогой друг?
…Когда я во второй раз приступил к созданию романа о боях за родной город, я счёл необходимым обратиться к исследователям, архивам и музейным фондам, а не искать информацию в интернете. Я хотел написать не просто боевик о войне, я хотел воспроизвести историю боёв за Елец чуть ли не в хронологической последовательности и со всеми подробностями.
И знаете, с чем я столкнулся? Доподлинно полной и правдивой информацией на этот счёт никто не владеет. Данные из разных источников противоречат, а порой и исключают друг друга. К примеру, один исследователь пишет, что оборона города осуществлялась без артиллерии, хотя ранее сам указывает, что в боях участвовал зенитный дивизион. Другой говорит — да, была, но перечисляет такое количество артиллерийский частей, что впору усомниться. Он называет штатное расписание полнокровной дивизии, но 148-я сд в декабре 1941 г. НАСТОЛЬКО укомплектованной быть просто не могла — на фронте страшный дефицит артиллерии, Рокоссовский на самом опасном участке под Москвой бьёт панцеры из осадных орудий последней Русско-турецкой войны. А третий исследователь опровергает последних двух, утверждая, что у немцев в боях за Елец не было танков. Единицы бронетехники — броневики, БТР, самоходки, артиллерийские тягачи — возможно, но никак не танки.
Учитывая, что с этим исследователем я общался напрямую, и он аргументировал свою позицию, его версия показалась мне более объективной. Хотя в то же время его слова в некоторых вопросах опровергаются здравым смыслом. Это если говорить о том, что железнодорожная станция не имела зенитного прикрытия или что немцы были вооружены не штатной самоходкой «штугой», а редкими «панцерягерами», ломавшимися ещё на автобанах Австрии (куда уж им до бездорожья осенне-зимней России).
Одним словом, нас там не было, а кто был, уже достиг крайне почтенного возраста. Их воспоминания размыты и бессистемны, подавляющее большинство из них не имеет никакого представления об армии. Кто из них сможет отличить противотанковое орудие от зенитного или полкового? Или кто поймёт, что перед ним не танк, а гусеничный тягач с пулемётом или самоходка с не вращающейся башней?
Я решил, что при создании романа буду обращаться хотя бы к общей информации, не противоречащей здравому смыслу и логике боя. Но в то же время я понял, что хочу вложить в книгу нечто большее, чем просто хронология событий и подробности схваток.
…Ты когда-нибудь задумывался, мой дорогой читатель, что благодаря современным кино и книгам мы знаем всего два образа солдат Великой Отечественной: практически голливудских коммандос (наверняка с них и срисованных) или молодых бойцов-неумех, что в то же время готовы пожертвовать собой (зачастую — глупо) по одному слову командира? Этаких фанатиков, бегущих в полный рост на пулемёты с бравым криком «ура»?
Что самое страшное, мы убеждаемся, что герои современных боевиков или драм безнадёжно далеки от нас, мы не узнаём, не видим в них своих родственников, дедов и прадедов. Только правильно ли это? Быть может, люди перестают интересоваться собственной историей, забывают подвиги предков именно благодаря этой безнадёжной киношности?
И я решил сломать стереотип. Я писал, беря за основу воспоминания некоторых фронтовиков, писателей, что правдиво и без пафоса пишут о войне, историю своей семьи. Быть может, у меня и не очень получилось, но я пытался оживить в своей книге не бесконечно далёких героев, не фанатиков, а обычных людей. Тех, кто делал в своей жизни ошибки и раскаивался в них, тех, кто обижался и прощал. Тех, кто невероятно сильно боялся смерти, но находил в себе мужество сражаться. Тех, кто недоедал на гражданке, порой плохо питался и на передовой и всё время хотел есть. И спать, кстати, тоже.
Вот она, правда. Все фронтовики, все участники Великой Отечественной — обычные, смертные люди со своими слабостями, страхами и недостатками. Они жутко боялись умереть или быть покалеченными — мы себе и представить не можем, насколько. Ведь, в отличие от нас, наши прадеды и деды каждый день заглядывали в лицо смерти и страданий, они знали, что ждёт большинство из них. И поверьте: очень мало людей, кто способен с этим мириться.
Помимо жажды жизни, желания от пуза наестся и наконец-то выспаться (да после баньки и на чистом белье), большинство фронтовиков пускай и втайне, но мечтали любить. Ведь всё дело в том, что тяготы войны на своих плечах вынесли не взрослые, дюжие мужики (хотя и они тоже), а молодёжь призывного возраста, 18-ти лет. Кто-то сбегал на фронт и в 17. Много кто успел создать семью, родить детей? А сколько из них вернулось домой? Один из десяти, в лучшем случае. ОДИН из ДЕСЯТИ. Вдумайся, читатель.
Конечно, было не так, чтобы только бой отгремел, и каждый сразу начинал думать о бабах да о детях. Нет, война застилала собой всё, люди отходили душой только на переформировке, в госпиталях или получая письма. А в своём первом бою большинство бойцов вообще не успевало о чём-либо подумать: смерть приходила раньше.
…Немецкий «Блицкриг» образца 1941 г. — это совершенная, оточенная во множестве победных кампаний тактика наступательной войны. О ней можно писать отдельную книгу, а точнее, многотомное исследование — до того она была хороша. И в начале войны «Блицкриг» сработал без сбоев: сокрушительное поражение красных в приграничном сражении, гигантские «котлы», гибель советских танковых корпусов на Украине… Перечислять можно бесконечно. А итог таков: более чем в два раза превосходящая вермахт по численности боевой техники, кадровая Красная армия погибла за лето и осень. По некоторым оценкам, только в плен попало более двух миллионов бойцов и командиров РККА.
И всё же немцев остановили. На последних рубежах перед самым сердцем Родины. Но остановили. Потому что в конечном итоге «Бликриг» в СССР дал сбой. Потому что защитники Брестской крепости две недели сражались в полном окружении, без подвоза боеприпасов, без воды и пищи. Потому что экипаж единственного Т-28 не бежал, бросив танк, а ворвался в занятый фрицами Минск и устроил там кровавую бойню! Потому что до последнего сражались защитники Одессы, а затем и Севастополя. Потому что наши лётчики шли на воздушные тараны, бросали подбитые машины на колонны вражеской техники. Потому что оставшиеся в котлах бойцы продолжали сражаться недели и месяцы…
Миллионы попали в плен, исчерпав все возможности обороны, ранеными и контуженными, утратив веру в саму возможность остановить врага. Но находились и те, кто даже в самых безвыходных ситуациях продолжал сражаться. Кто просто брал и шёл умирать. УМИРАТЬ!!!
И ЭТО — ТВОЙ ДЕД ИЛИ ПРАДЕД, читатель! Это человек, благодаря которому ты сегодня живёшь, и ведь он-то, по сути, — твоя плоть и кровь. А многие из нас благополучно об этом забыли…
…Как я уже сказал, наши предки, в боях с которыми немцы теряли свои драгоценные жизни и боевую технику, о которых «споткнулся» нацистский «Блицриг», были обычными людьми. И всю свою жизнь они прожили как обычные люди. Наше отличие от них заключается, по сути, только в том, что они в большей степени осознавали себя народом, немножко знали свою историю. Понимали, что каждый должен быть не сам по себе, что правильно и верно стоять друг за друга.
И в то же время они были героями. Точнее, становились ими — в тот момент, когда находили в своей душе что-то святое, за что не страшно умереть. Когда ломали все свои страхи во имя чего-то большего, чем жизнь.
Немного отвлекусь, чтобы ещё раз подтвердить свои слова. Помните учительницу из Кемерово, что раз за разом возвращалась в горящее здание торгового центра и спасала детей, пока не отравилась угарным газом? Разве она не герой? Разве она не достойна высших почестей и уважения? Но я также уверен в том, что всю свою жизнь она прожила как порядочный и достойный, но всё же обычный человек.
Вот пример того, как это происходит. И всё, о чём я написал выше, можно свести к паре строк. Мы практически не отличаемся от своих предков, что стали героями на фронтах ВОВ — а они все стали героями, ВСЕ, кто честно воевал (а не шарился по штабам). Просто надо понимать, что герой — это тот человек, что сломал свой страх, что готов жертвовать собой во имя чего-то святого. И вся разница между нами и предками заключается лишь в количестве святого в душе.
…Знаете, о чём я задумываюсь? А каково им было умирать, молодым пацанам и взрослым мужикам, когда они уже осознавали, что смерть — вот она, рядом? Каково им было осознавать, что они не успели познать в жизни самого главного — любви? Что после за ними никого и ничего не останется, потому что они не успели продолжить свой род, родить детей?
Или каково было уходить семейным, осознающим, что они уже никогда не увидят любимых? НИКОГДА не увидят, ты понимаешь, читатель? Не коснутся родных, не почувствуют их тепло, запах? Не услышат любимого голоса, смеха? Кто семейный — ты можешь себе хоть на секунду это представить?! Каково?!
…И всё же они шли на смерть. Отказывались от всего, имея хоть и крохотную, но возможность сохранить жизнь.
Одни это делали, осознавая, что если не биться с немцем насмерть здесь и сейчас, то они, в конце концов, дотянутся и до их любимых. Ограбят их, изнасилуют, убьют. Так что надо остановить немца, надо! Надо уничтожить хотя бы одного врага — ведь, может быть, это именно ОН, несущий страдания и смерть родным!
А другие так вообще жертвовали собой ради чужих детей, ради чужой любви — но лишь бы жили, лишь бы любили, лишь бы росли на родной земле свободными, не слыша немецких команд, без страха перед всевластными и жестокими хозяевами…
И знаешь что, читатель? А ведь у нас перед этими людьми есть неоплаченный долг. Ведь они-то гибли за нас с тобой, потомков, понимаешь? Они гибли ради того, чтобы мы с тобой жили, познали истинную любовь, создали крепкую семью. Родили и воспитали честными людьми детей — чтобы и они помнили, какой ценой нам досталась свободная жизнь на родной земле, право любить… Они погибли с верой, что выжившие уже никогда не забудут и не предадут их памяти, их подвига. Что потомки в час беды так же встанут с оружием в руках и будут стоять насмерть за родную землю — так же, как и они. Землю, за многие века обильно сдобренную кровью миллионов защитников…
Я не могу себе даже представить, как обидно ветеранам, когда они смотрят на нас с тобой, потомков. Ты считаешь, я не прав? Быть может. А ты считаешь себя истинно достойным их славы и их уважения? Как я уже сказал, может быть. Может быть, ты — настоящий человек, что придёт на помощь в трудную минуту, кто готов защитить слабого, кто способен на самопожертвование. Да, такие люди среди нас есть.
Но всё же. Сколько других людей, кому плевать на память крови? Что прожигают жизнь с малых лет, просирают её в алкогольном или наркотическом угаре? Или безвылазно торча у экранов компьютеров, смотря бесчисленный сериал или играя в бесчисленную игру? Ради этого они жертвовали собой, ради этого они лишились права любви — чтобы мы в принципе забыли о семье, погрязнув в блуде? Или чтобы легко свои семьи разрушали, чуть что не так, оставляя детей без отцов или матерей? Ведь это же трагедия, великое горе, когда в семье нет родителя! Тогда их отнимала война. А теперь-то что? Не «срослось»?!
А сколько мужчин сейчас могли бы стать настоящими воинами? Сколько мужчин взяли бы сейчас в руки оружие и самоотверженно сражались с врагом, которого практически невозможно победить? Кто не сложил бы руки в самых безвыходных ситуациях?
Задай себе этот вопрос, читатель. Точно ли ты уверен в том, что достоин памяти своих предков, памяти их подвига?
Вот я говорю про алкоголь, наркотики, блуд (беспорядочные половые связи). Всё это (и не только) можно назвать одним словом — грех. Да, читатель, не удивляйся. Я специально сделал одного из своих героев искренне верующим человеком, связал с верой в Бога других. Поскольку именно здесь кроется второй, более глубокий и важный смысл моего романа.
…Сейчас пишется много книг о «попаданцах». О том, как кто-то сумел предупредить наших о готовящемся нападении, и войска приграничных округов встретили немцев во всеоружии. Очень соблазнительная мысль, мимо не пройти. У некоторых писателей даже получаются интересные, взвешенные романы, например «Разговор с Вождём» Р. Злотникова и А. Махрова.
Но правда заключается в том, что всё случившееся было предопределено. Я уже писал об этом, потому не стану возвращаться ещё раз и разворачивать мысль. Просто коротко повторю: Господь попустил Великую Отечественную как искупительную скорбь, а остановить врага советский народ смог лишь тогда, когда развернулся лицом к церкви (вместе с государством). Когда стали открываться храмы, прекратились гонения на верующих, когда вокруг городов допустили совершение крестного хода — и ведь не взяли немцы ни одного такого города!
Грехи наших предков против Господа были очень большими. Но разве мы сейчас грешим меньше? И они смыли их огромной кровью и жуткими страданиями, скорбями. Но разве мы сейчас не нарушаем все возможные заповеди?! Разве не смотрим мы откровенно бесовских фильмов про различную нечисть, про нечистого? Разве не извратили таинство продолжения рода, благословлённое супругам Господом, в бесконечный грех похоти, блуда? Разве нацелены мы сегодня на создание семьи, рождение детей?
Первый грех и самый страшный — это грех гордости. Так сегодня гордость стала чуть ли не девизом нашей жизни. Грех стяжательства, жадности, корыстолюбия — это когда человек служит не Господу, а момоне, стяжая богатство, делая из этого главную жизненную цель. Нужно ли здесь что-то пояснять или и так понятно, что деньги и жажда богатства извратили всех нас?
И главное, мы всё время хотим чего-то большего. Наши предки, победившие в ВОВ, жили в дикой нищете относительно нас. И при этом они не знали презервативов и других способов контрацепции, рожали по 10 детей. Ведь как-то умудрялись выходить, прокормить. А мы боимся одного ребёнка завести, всё о карьерах думаем…
Грех гнева — ну у нас в маршрутке готовы убить практически за косой взгляд, неосторожное слово, невольный толчок. Любое культурно массовое предприятие практически всегда кончается дракой. Развивать разговор о насилии, грубости, о том, как люди общаются в семье на языке бесов (матом), одержимы яростью к ближнему? Или и так всё ясно?
А чтим ли мы Господа? Общаемся ли к Нему, совершая ежедневные молитвенные правила, а не только лишь в минуты смертельной опасности, в скорби и в беде? Славим ли Его добрыми деяниями или распинаем грехами? Боремся ли мы со своей плотью постом, укрепляем ли мы себя причастием Святых Христовых Таин на Божественной Литургии? Исповедуем ли мы грехи свои всем сердцем, пройдя через весь возможный стыд совершённого?
Может быть. Но много ли из тех, кто открыл эту книгу, пытаются жить с Богом и бороться с собственными грехами?
А ведь скоро будет поздно. Ситуация перед началом Первой мировой была далеко не столь страшной — но и тогда на людей обрушились тяжкие скорби, после же была Гражданская война. Всё вместе — более 10 млн погибших и 2 млн отправившихся в изгнание, утративших родину.
Перед Великой Отечественной люди отворачивались от Господа из-за страха гонений, обрушившихся на православных, а кто заставляет нас отвернуться сегодня, сейчас? Мода? Смех недалёких и глупых людей? Собственная лень?
Что самое обидное, души-то у нас у всех православные. И каждая тянется к Богу, а мы не идём… В душе каждого из нас звучит голос совести, а мы его не слушаем… В каждом из нас есть понимание добра и зла, но мы почему-то неизменно отворачиваемся от добра… Но что будет, когда Господь отвернётся от нас?!
…Один из самых известных и почитаемых святителей Русской земли Тихон Задонский очень любил Елец. Он верил, что духовное возрождение начнётся именно здесь, в городе-войне. Городе, что всю свою историю как живой человек жертвовал собой, чтобы остановить или хотя бы задержать врага.
И несмотря на то, что сегодня мы забываем свою историю, предаём память крови, я верю, что у нас ещё есть шанс исцелиться от духовных недугов, очиститься от всего напускного. Было бы желание.
«Как?» — спросишь ты, читатель.
Я отвечу словами Серафима Саровского: «Спасись сам, вокруг тебя спасутся тысячи». Они доподлинно отражают смысл того, что нужно делать и как нужно жить. Что сейчас, что в прошлом, да, я думаю, и в будущем — эти слова не потеряют своего истинного значения.
Речь здесь идёт о спасении души, а не тела. Это первая половина цитаты — спасись сам. То есть удержись от предательства; не укради и не возжелай того, что есть у ближнего твоего: его достаток (дом, машину, должность), его жену. Не гордись, не рвись вперёд по человеческим головам, не забывай — вокруг тебя люди. Не погрязай в блуде, не превращай своё тело в обитель разврата. Не забывай, что истинное значение близости мужчины и женщины — это таинство продолжения человеческого рода. На это людей благословил Господь. Не забывай своей Веры. Спасай свою душу через искреннее покаяние и искоренение грехов — исповедуйся, причащайся Святых Христовых Таин, посещай службы и благодари Господа молитвой.
И увидев, как ты меняешься, каким ты становишься, люди вокруг тебя последуют твоему примеру. А вокруг них последуют этому примеру другие люди. Таким образом, вокруг одного человека действительно спасутся тысячи — это смысл второй половины цитаты.
Так что в итоге нужно просто жить. Но жить достойно, честно и не забывать о Боге. Уметь защитить себя и любимых — а для этого развивать тело и дух тренировками, изучением единоборств. Ходить в военно-патриотические клубы, служить в армии и там, на месте, менять её облик.
Это возможно. На самом деле, я говорю, опираясь на личный опыт. Пускай армия — это система, это механизм, но он состоит из отдельно взятых подразделений. Любое из них — это закрытый мужской коллектив. И каждый из его членов при должном желании, воле и силе духа может повлиять на ситуацию. Даже просто оставаясь человеком, не переступая через черту, за которой перестаёшь быть мужчиной. Быть справедливым к своим подчинённым — одного этого уже будет достаточно!
Достаточно создать крепкую семью и нарожать детей, правильно их воспитать. То есть воспитать их верующими, благочестивыми, знающими свою историю и традиции. Способными на сострадание, на взаимопомощь, ответственными и трудолюбивыми, с правильными ценностными ориентирами.
Помогать людям тогда, когда можно помочь, и не быть равнодушными к чужому горю. В принципе не быть равнодушными ко всякому злу. Каждому на своём месте пытаться принести хоть какую-то пользу и оказать людям хоть какую-то помощь. Даже бабульке или женщине с дитём место в автобусе уступить, бездомное животное покормить, хоть сколько-то пожертвовать нуждающимся — уже благо!
Но в то же время не переоценивать свои силы, не подставлять ближних под удар — необходимо делать то, что действительно в наших возможностях. А на остальное — Господь управит.
Если же ты активный молодой человек, читатель, и горишь идеалами и жаждой действия — вступай в реестровое казачество. Это единственная организация в стране, что официально может и людей защищать, и военно-патриотической деятельностью заниматься, и даже деньги зарабатывать. Только вот последнее и должно быть на последнем месте.
А те, кто скажет, что казачество — это ряженые, что его давно уже нет, — пусть скажет это в лицо казакам, дравшимся в Приднестровье, Абхазии и Югославии. Пусть скажет это казакам контактного батальона имени генерала Ермолова, доблестно сражавшего в Чечне. Пусть скажет это ребятам, дерущимся на Донбассе.
…Для того, чтобы народ выстоял в тяжёлое время, его нужно организовать. Сейчас мы живём как раз в такое время; только угроза исходит не от внешнего врага, а от внутреннего. Причём враг этот порой внутри нас самих — это наши пороки, наши грехи: лень, похоть, гордость, зависть, гнев, жадность…
Так вот, для этой самой организации необходимы лидеры. Но сегодня нам нужны не лидеры-ораторы, организаторы и полководцы. Нам нужны лидеры примера. Те, кто подаст нам пример благочестивой и достойной жизни православного, русского человека.
И что самое важное — эти люди есть среди нас. Это совсем ещё молодые ребята и взрослые мужчины, девушки и матери, умудрённые опытом женщины. Каждый из тех, кто способен подать положительный пример своей жизнью, — это те, на кого сегодня опирается Россия. В большинстве своём — это истинно православные люди, «соль земли», как говорил про них наш Господь, Иисус Христос. И, слава Богу, этих людей становится всё больше.
…Перед вашими глазами пронёсся небольшой кусочек жизни наших предков — тех, кто защищал родную землю, тех, кто понимал, что государство — это земля и люди, а не правительство. Они искупили свои грехи и смыли позор предательства веры. И вот ещё на земле не стёрлись шрамы той войны, а мы предали память предков, своих родных. Забыли и не хотим знать их подвига. Забыли и не хотим знать… Но все ли?
Нет, не все. И потому есть ещё шанс, что мы не покатимся в пропасть, а рванём вверх, в очередной раз содрогнув мир. Есть ещё шанс — потому что есть ещё люди, что могут стать примером, настоящие русские люди. И сегодня их становится всё больше. Всё больше тех, кто памяти предков достоин. Памяти их Подвига.
Перейти к странице: