Минуту внимания!
Часть 32 из 36 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Если сейчас не время для правды, то даже не знаю, когда мы доберемся до нее.
Никки Джованни, поэт
Обратите внимание: Малала не рассказывала историю – она реконструировала то, что с ней произошло, и объясняла, что она сказала и сделала бы, если бы это случилось вновь.
Необсуждаемый принцип INTRIGUE: всегда только правда. Это единственный способ вызвать к себе доверие. Реконструкция событий из реальной жизни создает доверительную атмосферу единения: люди больше не думают, что ваши сюжеты надерганы из интернета, они сопереживают вам, смотрят на ситуацию вашими глазами, вживаются в происходящее.
Когда мы выводим людей вместе с собой на сцену, они перестают быть одинокими и разрозненными – они ощущают взаимосвязь, становятся частью единого опыта. Все, хватит объяснять, почему вывод людей на сцену столь эффективен. Вот вам пример, как это надо делать, – а затем я расскажу о пяти конкретных шагах, с помощью которых вы сможете выводить людей на сцену как при устном, так и при письменном общении.
Однажды летом я так увлеклась написанием книги, что не заметила, как пролетели дни, недели, наступил сентябрь – а я, живя на озере, так ни разу и не искупалась.
Я пообещала себе, что подобное больше не повторится, и приняла решение плавать несколько раз в неделю. Однажды, проведя за день несколько консультаций, я села за руль своего минивэна и отправилась искать, где бы поплавать. Заметив за тенистыми деревьями бассейн, я повернула туда, припарковалась и вошла, вооруженная очками для плавания и полотенцем.
Увидев в мелкой части бассейна фонтан, я поняла, что сюда приходят семьями. Женщина на соседнем шезлонге наблюдала, как трое ее детишек плещутся в воде. Спустя несколько минут в бассейн вошел мужчина в деловом костюме, и все трое тут же оставили свои игры и побежали к нему: «Папа-а!» Отец обнял детей, поцеловал жену и пошел переодеваться. Пара минут – и вот он уже в бассейне в окружении любящей семьи. Дети показывали ему, чему успели научиться на уроках плавания, залезали ему на плечи и ныряли, играли в Марко Поло (водяные жмурки). Было так приятно видеть, что в семьях до сих пор играют в Марко Поло! Вся эта сцена словно сошла с картины Нормана Роквелла, с необыкновенной теплотой и симпатией изображавшего американский быт середины XX века.
Вдруг мужчина остановился, с некоторым удивлением посмотрел на жену и сказал: «Дорогая, а почему бы нам не сделать это традицией? Может, будем встречаться в бассейне каждый вечер после работы?»
Скажу честно: я затаила дыхание, глядя на нее, и думала: «Скажи “да”, ну пожалуйста!»
Она подумала, улыбнулась ему в ответ и безыскусно ответила: «Почему бы и нет?»
Так за пять секунд они отменили предыдущий образ действий и создали новую традицию, способную навсегда изменить жизнь их семьи к лучшему. Вместо того чтобы встать и идти в школу и на работу, а потом домой, они встают, идут на работу, потом в бассейн, а потом домой. Кто знает – может быть, они навсегда запомнят это лето именно за то, что каждый вечер они встречались в бассейне и все в их маленьком мирке было хорошо.
Как выводить людей на сцену?
Я думаю, что люди ищут не столько смысл жизни, сколько осмысленность каждого ее дня.
Джозеф Кэмпбелл, мифолог
Возможно, вы думаете: «Какое отношение имеет бассейн к общению с людьми?..»
Мне нужно было подчеркнуть, что многие из нас бессознательно мешают себе устанавливать новые связи, потому что опираются на старые привычки. Я хотела рекомендовать вам переход к новым привычкам для создания обоюдовыгодных связей.
Впрочем, довольно описывать эти мысли. Вот пять конкретных способов, с помощью которых вы можете оживить свои примеры, выведя людей на СЦЕНУ ситуации, где реальный человек осуществил предлагаемое вами изменение. Вот что усилит эмоции.
С – сенсорные подробности. Внешний вид, запах, звуки, ощущения. Опишите время, место и мизансцену в лаконичных, но ярких сенсорных подробностях, чтобы помочь людям представить себя на месте событий.
Ц – центральный конфликт. Что произошло? Кто главный герой? С кем или чем он боролся? Какие препятствия преодолел? Обязательно расскажите о трансформационном сдвиге: в чем заключалась проблема героя и как именно он ее решил.
Е – единение с сюжетом. Не описывайте свой пример отстраненно – воспроизводите его в сознании, как если бы события происходили прямо сейчас. Крупнейший американский поэт Роберт Фрост говорил: «Если не плачет писатель, не заплачет и читатель». Испытайте сами то чувство, которое вы хотите передать аудитории.
Н – нарративный дискурс. Почему мы способы читать романы часами, не уставая? Потому что нарратив заставляет нас словно бы участвовать в происходящем. Нарратив совершенно обязателен. Чтобы оживить рассказ, включите в него диалог («Он сказал: “Не могу поверить в случившееся”. Она парировала: “Не могу поверить, что это произошло только сейчас”».)
А – анализ и аплодисменты. Чему нас учит этот пример? Что сделало конец истории счастливым? Какое озарение ждало героя, когда включился свет, заиграла музыка, всё сложилось как нельзя лучше и все всё поняли?
Мантрой оратора когда-то была фраза «Выскажи идею – расскажи историю». Но пришла пора обновить ее.
Сегодня, в эпоху нетерпения, когда банки внимания у многих из нас обанкротились, если слишком долго возиться с идеей, до истории дело не дойдет – слушатель покинет аудиторию. Намного эффективнее вывести людей на СЦЕНУ успешного трансформационного сдвига, потому что тогда он сам расскажет о вашей идее.
Практика
Если в рассказывании историй есть магия – а я уверен, что она там есть, – то ее формула, кажется, состоит единственно в мучительном стремлении передать то, что рассказчик ощущает как важное.
Джон Стейнбек, писатель
Как вы собираетесь оживить свой пример, выведя людей на СЦЕНУ и погрузив их в сопереживание вам и вашей проблеме? Как вы воспроизведете реальную жизненную ситуацию, в которой реальный человек успешно преодолел серьезную проблему, так, чтобы аудитория прочувствовала происходящее?
С – сенсорные подробности. Как вы опишете ситуацию на чувственном уровне, чтобы зритель представил себя в центре происходящего?
Ц – центральный конфликт. Как вы укажете на проблему или препятствие, с которыми столкнулся и которые преодолел главный герой, чтобы аудитория ассоциировала себя с ним и «ощутила его боль»?
Е – единение с сюжетом. Как вы сами погрузите себя в рассказ, чтобы прожить его и помочь слушателям сделать это?
Н – нарративный дискурс. Как вы воспроизведете реальные диалоги (даже если они существуют только в вашей голове), чтобы они казались звучащими сейчас?
А – анализ и аплодисменты. Как вы увяжете пример с нынешним моментом с помощью сделанных выводов, счастливого конца или морали – чтобы аудитория уяснила, к чему все это было сказано, и сама пережила катарсис?
Итоги и план действий: Что дальше?
Мне кажется, мастерство сродни оптимизму. Это то чувство перед началом проекта, когда я ощущаю, что вся моя предыдущая карьера готовила меня к этому моменту, и говорю: «Ну, давайте начинать. Я готова».
Твайла Тарп, танцовщица и хореограф
В последней главе мы заново взглянем на изменения, на которые, я надеюсь, эта книга смогла вдохновить вас.
Надеюсь также, что вы полны оптимизма и готовности воплотить новые идеи в жизнь.
Если это так, они помогут вам завоевать внимание людей, вызвать у них желание общаться с вами и расширить сферу своего влияния ради всеобщего блага – отныне и навсегда.
Глава 21
Расширяйте сферу своего влияния ради всеобщего блага – отныне и навсегда
Я поняла, что не стоит идти по жизни с бейсбольными перчатками для ловли мяча на обеих руках: нужно иметь возможность не только ловить, но и бросать обратно.
Майя Энджелоу, писательница
Брене Браун однозначно умеет «бросать обратно». Всего несколько лет назад она была просто одной из 1 276 700 преподавателей вузов США. Сегодня Брене оказывает благотворное влияние на миллионы читателей с помощью своих книг, интервью Опре Уинфри в телешоу Super Soul Sunday и знаменитой речи «Сила уязвимости», которая совершенно заслуженно входит в десятку самых популярных выступлений на TED.
Я впервые встретилась с Брене на семинаре по лидерству Центра космических полетов имени Годдарда. Гейл Уильямс, организатор этой серии мероприятий, любезно приглашает тех, кто выступал на предыдущих семинарах, посетить в качестве гостя самые интересные из последующих. Когда она пригласила меня на программу Брене, я сразу же согласилась.
Зал был полон. В начале своего выступления Брене рассказала, как из стопроцентного ученого вдруг превратилась в стопроцентную мать – и была поражена масштабом своих волнений по поводу детей: «До этого я никогда не считала себя тревожной – но вдруг оказалось, что я способна ночами стоять в детской, смотреть на мирно спящих малышей и плакать. Я понимала, что это странно. Дети росли совершенно здоровыми, но это не успокаивало меня. Тут что-то не сходилось».
В этом месте Брене могла бы подробно изложить свои исследования причин того, почему ощущения любви и счастья часто сменяются иррациональным страхом. Она могла бы углубиться в научные обоснования и психологическую подоплеку уязвимости и сообщить, что ей подвержены даже самые циничные из нас. Но вместо всего этого она вывела нас на сцену, рассказав случай, который открыл нам глаза на универсальность феномена уязвимости:
– Представьте ситуацию. Семья с детьми едет к бабушке и дедушке отмечать Рождество. Время поджимает, и родители начинают ссориться. Дети на заднем сиденье чувствуют напряжение и, пытаясь разрядить обстановку, начинают петь Jingle Bells. Родители переглядываются, им становится неловко за бессмысленную ссору – и они начинают подпевать детям. И вот уже вся семья веселится и хором поет Jingle Bells, и дом бабушки и дедушки все ближе и ближе… Как вы думаете, что происходит дальше?..
Знаете, что предположило большинство? «Они попали в аварию».
– Именно это пришло вам в голову? Знаете, что это означает? В глубине души вы считаете, что счастье невозможно. Даже в моменты высшей радости вы ожидаете подвоха и расплаты.
В зале стояла полная тишина. Все в аудитории NASA – от астрофизиков до авиационных инженеров – были на 100 % поглощены происходящим. Почему Брене сумела с самого начала завоевать наше внимание? Почему ее идеи оказались близки стольким людям? Почему ее карьера взлетела столь стремительно?
По многим причинам. Как вы уже наверняка почувствовали, Брене отлично умеет выводить аудиторию на сцену, чтобы та прожила смысл ее слов вместе с ней. Брене на 100 % искренна. Ее цель не в том, чтобы произвести впечатление, а в том, чтобы установить связь с аудиторией. Однако ее привели к успеху не только красноречие и близкие каждому человеку идеи. Мне кажется, все дело в том, что она воплощает собой все восемь компонентов концепции INTRIGUE.
Никки Джованни, поэт
Обратите внимание: Малала не рассказывала историю – она реконструировала то, что с ней произошло, и объясняла, что она сказала и сделала бы, если бы это случилось вновь.
Необсуждаемый принцип INTRIGUE: всегда только правда. Это единственный способ вызвать к себе доверие. Реконструкция событий из реальной жизни создает доверительную атмосферу единения: люди больше не думают, что ваши сюжеты надерганы из интернета, они сопереживают вам, смотрят на ситуацию вашими глазами, вживаются в происходящее.
Когда мы выводим людей вместе с собой на сцену, они перестают быть одинокими и разрозненными – они ощущают взаимосвязь, становятся частью единого опыта. Все, хватит объяснять, почему вывод людей на сцену столь эффективен. Вот вам пример, как это надо делать, – а затем я расскажу о пяти конкретных шагах, с помощью которых вы сможете выводить людей на сцену как при устном, так и при письменном общении.
Однажды летом я так увлеклась написанием книги, что не заметила, как пролетели дни, недели, наступил сентябрь – а я, живя на озере, так ни разу и не искупалась.
Я пообещала себе, что подобное больше не повторится, и приняла решение плавать несколько раз в неделю. Однажды, проведя за день несколько консультаций, я села за руль своего минивэна и отправилась искать, где бы поплавать. Заметив за тенистыми деревьями бассейн, я повернула туда, припарковалась и вошла, вооруженная очками для плавания и полотенцем.
Увидев в мелкой части бассейна фонтан, я поняла, что сюда приходят семьями. Женщина на соседнем шезлонге наблюдала, как трое ее детишек плещутся в воде. Спустя несколько минут в бассейн вошел мужчина в деловом костюме, и все трое тут же оставили свои игры и побежали к нему: «Папа-а!» Отец обнял детей, поцеловал жену и пошел переодеваться. Пара минут – и вот он уже в бассейне в окружении любящей семьи. Дети показывали ему, чему успели научиться на уроках плавания, залезали ему на плечи и ныряли, играли в Марко Поло (водяные жмурки). Было так приятно видеть, что в семьях до сих пор играют в Марко Поло! Вся эта сцена словно сошла с картины Нормана Роквелла, с необыкновенной теплотой и симпатией изображавшего американский быт середины XX века.
Вдруг мужчина остановился, с некоторым удивлением посмотрел на жену и сказал: «Дорогая, а почему бы нам не сделать это традицией? Может, будем встречаться в бассейне каждый вечер после работы?»
Скажу честно: я затаила дыхание, глядя на нее, и думала: «Скажи “да”, ну пожалуйста!»
Она подумала, улыбнулась ему в ответ и безыскусно ответила: «Почему бы и нет?»
Так за пять секунд они отменили предыдущий образ действий и создали новую традицию, способную навсегда изменить жизнь их семьи к лучшему. Вместо того чтобы встать и идти в школу и на работу, а потом домой, они встают, идут на работу, потом в бассейн, а потом домой. Кто знает – может быть, они навсегда запомнят это лето именно за то, что каждый вечер они встречались в бассейне и все в их маленьком мирке было хорошо.
Как выводить людей на сцену?
Я думаю, что люди ищут не столько смысл жизни, сколько осмысленность каждого ее дня.
Джозеф Кэмпбелл, мифолог
Возможно, вы думаете: «Какое отношение имеет бассейн к общению с людьми?..»
Мне нужно было подчеркнуть, что многие из нас бессознательно мешают себе устанавливать новые связи, потому что опираются на старые привычки. Я хотела рекомендовать вам переход к новым привычкам для создания обоюдовыгодных связей.
Впрочем, довольно описывать эти мысли. Вот пять конкретных способов, с помощью которых вы можете оживить свои примеры, выведя людей на СЦЕНУ ситуации, где реальный человек осуществил предлагаемое вами изменение. Вот что усилит эмоции.
С – сенсорные подробности. Внешний вид, запах, звуки, ощущения. Опишите время, место и мизансцену в лаконичных, но ярких сенсорных подробностях, чтобы помочь людям представить себя на месте событий.
Ц – центральный конфликт. Что произошло? Кто главный герой? С кем или чем он боролся? Какие препятствия преодолел? Обязательно расскажите о трансформационном сдвиге: в чем заключалась проблема героя и как именно он ее решил.
Е – единение с сюжетом. Не описывайте свой пример отстраненно – воспроизводите его в сознании, как если бы события происходили прямо сейчас. Крупнейший американский поэт Роберт Фрост говорил: «Если не плачет писатель, не заплачет и читатель». Испытайте сами то чувство, которое вы хотите передать аудитории.
Н – нарративный дискурс. Почему мы способы читать романы часами, не уставая? Потому что нарратив заставляет нас словно бы участвовать в происходящем. Нарратив совершенно обязателен. Чтобы оживить рассказ, включите в него диалог («Он сказал: “Не могу поверить в случившееся”. Она парировала: “Не могу поверить, что это произошло только сейчас”».)
А – анализ и аплодисменты. Чему нас учит этот пример? Что сделало конец истории счастливым? Какое озарение ждало героя, когда включился свет, заиграла музыка, всё сложилось как нельзя лучше и все всё поняли?
Мантрой оратора когда-то была фраза «Выскажи идею – расскажи историю». Но пришла пора обновить ее.
Сегодня, в эпоху нетерпения, когда банки внимания у многих из нас обанкротились, если слишком долго возиться с идеей, до истории дело не дойдет – слушатель покинет аудиторию. Намного эффективнее вывести людей на СЦЕНУ успешного трансформационного сдвига, потому что тогда он сам расскажет о вашей идее.
Практика
Если в рассказывании историй есть магия – а я уверен, что она там есть, – то ее формула, кажется, состоит единственно в мучительном стремлении передать то, что рассказчик ощущает как важное.
Джон Стейнбек, писатель
Как вы собираетесь оживить свой пример, выведя людей на СЦЕНУ и погрузив их в сопереживание вам и вашей проблеме? Как вы воспроизведете реальную жизненную ситуацию, в которой реальный человек успешно преодолел серьезную проблему, так, чтобы аудитория прочувствовала происходящее?
С – сенсорные подробности. Как вы опишете ситуацию на чувственном уровне, чтобы зритель представил себя в центре происходящего?
Ц – центральный конфликт. Как вы укажете на проблему или препятствие, с которыми столкнулся и которые преодолел главный герой, чтобы аудитория ассоциировала себя с ним и «ощутила его боль»?
Е – единение с сюжетом. Как вы сами погрузите себя в рассказ, чтобы прожить его и помочь слушателям сделать это?
Н – нарративный дискурс. Как вы воспроизведете реальные диалоги (даже если они существуют только в вашей голове), чтобы они казались звучащими сейчас?
А – анализ и аплодисменты. Как вы увяжете пример с нынешним моментом с помощью сделанных выводов, счастливого конца или морали – чтобы аудитория уяснила, к чему все это было сказано, и сама пережила катарсис?
Итоги и план действий: Что дальше?
Мне кажется, мастерство сродни оптимизму. Это то чувство перед началом проекта, когда я ощущаю, что вся моя предыдущая карьера готовила меня к этому моменту, и говорю: «Ну, давайте начинать. Я готова».
Твайла Тарп, танцовщица и хореограф
В последней главе мы заново взглянем на изменения, на которые, я надеюсь, эта книга смогла вдохновить вас.
Надеюсь также, что вы полны оптимизма и готовности воплотить новые идеи в жизнь.
Если это так, они помогут вам завоевать внимание людей, вызвать у них желание общаться с вами и расширить сферу своего влияния ради всеобщего блага – отныне и навсегда.
Глава 21
Расширяйте сферу своего влияния ради всеобщего блага – отныне и навсегда
Я поняла, что не стоит идти по жизни с бейсбольными перчатками для ловли мяча на обеих руках: нужно иметь возможность не только ловить, но и бросать обратно.
Майя Энджелоу, писательница
Брене Браун однозначно умеет «бросать обратно». Всего несколько лет назад она была просто одной из 1 276 700 преподавателей вузов США. Сегодня Брене оказывает благотворное влияние на миллионы читателей с помощью своих книг, интервью Опре Уинфри в телешоу Super Soul Sunday и знаменитой речи «Сила уязвимости», которая совершенно заслуженно входит в десятку самых популярных выступлений на TED.
Я впервые встретилась с Брене на семинаре по лидерству Центра космических полетов имени Годдарда. Гейл Уильямс, организатор этой серии мероприятий, любезно приглашает тех, кто выступал на предыдущих семинарах, посетить в качестве гостя самые интересные из последующих. Когда она пригласила меня на программу Брене, я сразу же согласилась.
Зал был полон. В начале своего выступления Брене рассказала, как из стопроцентного ученого вдруг превратилась в стопроцентную мать – и была поражена масштабом своих волнений по поводу детей: «До этого я никогда не считала себя тревожной – но вдруг оказалось, что я способна ночами стоять в детской, смотреть на мирно спящих малышей и плакать. Я понимала, что это странно. Дети росли совершенно здоровыми, но это не успокаивало меня. Тут что-то не сходилось».
В этом месте Брене могла бы подробно изложить свои исследования причин того, почему ощущения любви и счастья часто сменяются иррациональным страхом. Она могла бы углубиться в научные обоснования и психологическую подоплеку уязвимости и сообщить, что ей подвержены даже самые циничные из нас. Но вместо всего этого она вывела нас на сцену, рассказав случай, который открыл нам глаза на универсальность феномена уязвимости:
– Представьте ситуацию. Семья с детьми едет к бабушке и дедушке отмечать Рождество. Время поджимает, и родители начинают ссориться. Дети на заднем сиденье чувствуют напряжение и, пытаясь разрядить обстановку, начинают петь Jingle Bells. Родители переглядываются, им становится неловко за бессмысленную ссору – и они начинают подпевать детям. И вот уже вся семья веселится и хором поет Jingle Bells, и дом бабушки и дедушки все ближе и ближе… Как вы думаете, что происходит дальше?..
Знаете, что предположило большинство? «Они попали в аварию».
– Именно это пришло вам в голову? Знаете, что это означает? В глубине души вы считаете, что счастье невозможно. Даже в моменты высшей радости вы ожидаете подвоха и расплаты.
В зале стояла полная тишина. Все в аудитории NASA – от астрофизиков до авиационных инженеров – были на 100 % поглощены происходящим. Почему Брене сумела с самого начала завоевать наше внимание? Почему ее идеи оказались близки стольким людям? Почему ее карьера взлетела столь стремительно?
По многим причинам. Как вы уже наверняка почувствовали, Брене отлично умеет выводить аудиторию на сцену, чтобы та прожила смысл ее слов вместе с ней. Брене на 100 % искренна. Ее цель не в том, чтобы произвести впечатление, а в том, чтобы установить связь с аудиторией. Однако ее привели к успеху не только красноречие и близкие каждому человеку идеи. Мне кажется, все дело в том, что она воплощает собой все восемь компонентов концепции INTRIGUE.