Минуту внимания!
Часть 31 из 36 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
После нескольких месяцев операций и реабилитации Джей-Джей стал активно участвовать в наших программах Extreme Recess. Но главной его мечтой была поездка на весенние каникулы в Мексику – и мы организовали ее. В последний день поездки Джей-Джею попалась брошюра о плавании с дельфинами. Он признался мне, что хотел бы попробовать.
Мы отвезли Джей-Джея в дельфинарий и спустили в бассейн: я поддерживал его с одной стороны, мой коллега Дик – с другой. Тренер запустил к нам дельфиниху. Она медленно обплыла нашу группу, потом остановилась прямо перед Джей-Джеем и словно сканировала его ультразвуком. Она явно нервничала: видимо, ее эхолокатор распознал, что с его телом что-то не так, но она не могла понять, что именно.
Чем больше расстраивалась дельфиниха, тем больше расстраивался и Джей-Джей. Он посмотрел на меня и сказал: “Не хочу, чтобы из-за меня были проблемы, – давайте вылезем отсюда”.
К счастью, тренер отнесся к нам с большим сочувствием. Он сказал: “Подождите. Давайте я впущу ее бойфренда и посмотрим, как пойдет”. В бассейн вплыл дельфин. Он тоже сделал вокруг нас круг, остановился перед Джей-Джеем и стал его изучать, потом словно весь напрягся, поплыл к своей дельфинихе – и они стали громко обмениваться сигналами.
Джей-Джей, не обделенный чувством юмора, улыбнулся: “Угадайте, кого они обсуждают?!”
А потом случилось чудо. Дельфиниха подплыла к Джей-Джею, встала в воде вертикально, наклонилась и поцеловала его».
Как рассказ типа «собачка на танкере» вызывает эмпатию
Увлекшись объяснениями, мы рискуем перестать понимать друг друга.
Шарль Талейран, дипломат
«Еще одна душещипательная история, – возможно, думаете вы, – но при чем же здесь эмпатический телескоп?..»
Участвуете ли вы в каком-либо филантропическом или благотворительном проекте? Если да, вы наверняка знаете, что в наши дни у многих из них возникают финансовые проблемы. Экономические кризисы подкосили их деятельность, а большая часть корпоративных жертвователей сократила объем перечислений.
Многие руководители некоммерческих проектов посещают публичные мероприятия и выступают с пяти – десятиминутными презентациями перед десятками руководителей фондов и филантропических организаций, пытаясь убедить их оказать конкретному проекту финансовую поддержку в очередном году.
Том ездит на огромное количество подобных мероприятий, стремясь собрать побольше денег на расширение программ и услуг Dreams for Kids. И в то время как остальные ораторы открывают слайды в PowerPoint и начинают говорить о распределении средств и множестве охваченных помощью людей, Том просто рассказывает историю Джей-Джея.
Он, конечно, упоминает и о том, что Dreams for Kids помогла уже пяти сотням детей, подобных Джей-Джею, – но говорит об этом в последние тридцать секунд выступления. Как и о том, что всего сто долларов, пожертвованные на одного ребенка, помогут ему не остаться на обочине жизни, а влиться в активную деятельность: заняться водными лыжами, конным спортом… «И во время следующего перерыва, – говорит Том, – я с радостью обсужу с вами, как все это лучше сделать».
Как вы думаете, кому симпатизируют все эти влиятельные слушатели в конце долгого дня, полного презентаций? Кого они помнят? К кому они подходят, кого выбирают для финансирования?
Обратите внимание: я не хочу сказать, что другие организации не заслуживают помощи. Я хочу сказать, что информация о них часто остается без должного внимания. Объяснения не вызывают у людей эмоции. Логика оставляет их бесстрастными. Людей заставляют переживать люди, а не рассуждения.
Используете ли вы при общении примеры типа «собачка на танкере»?
Смысл искусства – в изменении нашего восприятия. Писатель встряхивает знакомую мизансцену – и, словно по волшебству, мы начинаем видеть в ней новый смысл.
Анаис Нин, писательница
Знаете, как называлась та статья Ведантама? «Геноцид и голод»! Привлекло бы вас такое название? Ведантам понимал, что даже такая важная тема может отпугнуть людей, если он не встряхнет их восприятие и не поможет воспринять эту трудную тему в новом свете. Начав статью с примера про собачку на танкере, автор помог читателям понять, что, если мы хотим взволновать аудиторию определенной темой (будь то геноцид, голод или инвалидность), лучше всего рассказать об одном человеке, чтобы не ошарашить слушателей глобальностью темы, а пробудить у них сочувствие к конкретному ее проявлению.
Что это значит для вас лично? Какова ваша главная идея, тема, цель? Чем активнее вы будете объяснять людям, насколько тяжела ситуация и сколько тысяч человек она затронула, тем больше аудитория станет отстраняться. Вместо этого спросите себя: «Кто может послужить ярким примером моей мысли? Кто воплощает собой то, что я хочу донести до аудитории?»
Как найти нужный пример?
Хорошая литература порождает эмпатию. Роман увлекает вас за собой и предлагает взглянуть глазами другого человека, прожить чужую жизнь.
Барбара Кингсолвер, писательница
Возможно, вы сомневаетесь: «Вроде логично – но что, истории вообще не надо рассказывать?..» Я и сама люблю истории – но знаете, что я поняла за двадцать лет обучения людей повышению увлекательности письменного и устного общения?
Несмотря на то что бизнес признал силу сторителлинга, многие профессионалы до сих пор думают, что истории – это для Диснея, для разговоров у костра или в детской перед сном. К несчастью, многие руководители компаний до сих пор воспринимают истории как ненужные, искусственные украшения текста, которым нет места в деловом общении. «Возможно, ваша история – выдумка. Если так, где еще вы мне врете?» – думают они.
Поэтому я делаю особый акцент на необходимости сопровождения идей подлинными примерами реальных событий. Как их найти? Внимательно отслеживайте ситуации, доказывающие то, что вы хотите сказать. Любой мой знакомый знает, что я часто использую «шестидесятисекундные примеры». Вовремя привести пример использования реальным человеком вашей идеи (и сделать это по возможности кратко) значит помочь слушателям быстрее сказать: «А-а, теперь я понимаю…»
Взгляните на форму К5. Какую самую главную мысль вы хотите помочь людям понять, прочувствовать, присвоить, воплотить в жизнь? Кто:
• тот важнейший человек, который преодолел проблему, вооружившись вашей идеей?
• тот важнейший заказчик, разбогатевший благодаря вашей компании?
• тот важнейший клиент, решивший важную задачу с помощью вашего продукта?
• тот важнейший партнер, примкнувший к вашей организации и реализовавшийся в ней?
Нарисуйте его «арку путешествия героя». Если вы незнакомы с работой исследователя мифологии Джозефа Кэмпбелла о путешествии героя, упомяну лишь, что арка – это сюжетная схема, используемая множеством романистов и сценаристов: главный персонаж покидает дом, сталкивается с препятствиями, в конечном итоге одерживает победу и возвращается домой с триумфом.
Ваш пример типа «собачка на танкере», по сути, то же путешествие героя, конкретного человека, который преодолел препятствие, сопряженное с вашей темой. Люди смогут ассоциировать себя с вашими словами, поставив себя на место этого персонажа и пройдя весь путь вместе с ним. И вот они уже не отстранены от вас. Им уже не безразлично то, что дорого вам.
Практика
Возможно, обучение эмпатии стоило бы внести в школьную программу. Представьте, как изменился бы мир, если бы в расписании стояло: «чтение, письмо, арифметика, эмпатия».
Нил Деграсс Тайсон, астроном
1. Посмотрите на форму К5. Какую главную идею вы хотите донести до аудитории? Подберите пример ситуации, когда реальный человек попал в соответствующую ситуацию и в итоге одержал победу, потому что работал с вашей компанией, использовал ваш продукт, прибегал к вашим услугам или реализовал вашу идею.
2. Как вы начнете общение с этого примера (а не объяснения) так, чтобы люди моментально представили себе и прочувствовали происходившее тогда?
3. Что важно для вас, но пока не важно для целевой аудитории? Почему люди относятся к вашей теме скептически или безразличны к ней? Подберите пример ситуации, когда реальный человек ощущал то же самое – но был переубежден и стал вашим соратником. Как эту историю можно превратить в пример типа «собачка на танкере», заставляющий сопереживать вашей теме или проблеме?
Глава 20
Выведите людей на сцену
Призвание музыканта – понять смысл и передать его так, чтобы вселить в других.
Йо-Йо Ма, виолончелист
Я знаю мастера вселения своих идей в других – это Малала Юсуфзай, получившая Нобелевскую премию мира в 17 лет. Малала боролась за доступность образования для пакистанских женщин. Она получила пулю от боевика-талиба, остановившего ее школьный автобус. Несмотря на ранение головы и шеи, девочка выжила – и стала влиятельнейшим борцом за права женщин во всем мире.
Один из ответов Малалы на вопросы ведущего телепередачи The Daily Show Джона Стюарта звучал так: если бы на нее вновь напал талиб, она бы сказала ему: «Образование очень важно и я хочу, чтобы и его собственные дети получили к нему доступ. Я бы сказала: “Вот что я хотела донести до тебя – а теперь делай что хочешь”». Девушка произнесла это так, словно талиб и вправду стоял перед ней с оружием.
Аудитория устроила ей овацию. Стюарт на мгновение потерял дар речи, а затем произнес: «Я знаю, что за кулисами студии находится твой отец, который очень гордится тобой, – но, может, он не обидится, если я тебя удочерю?!» Советую вам посмотреть запись этого шоу. Вы увидите, как Малала словно бы выводит аудиторию на место событий, чтобы люди почувствовали, что происходит, и поняли смысл ее слов.
Почему воспроизведение случившегося создает связи между людьми?