Минуту внимания!
Часть 11 из 36 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Во время ходьбы и одновременной отработки выступления вам придется обращать внимание на встречающихся вам людей, передвигающихся пешком, на велосипеде или скейтборде. Вы – в буквальном и переносном смысле – учитесь соображать на ходу: планируете выступление, которым поднимете (и удержите в этом положении) брови аудитории, и между делом реагируете на изменения ситуации вокруг. Именно в таком состоянии мультифокусной концентрации вы и должны находиться, когда начнете делать презентацию, проходить собеседование или вести переговоры по контракту.
2. ВЫРАБОТАЙТЕ ГИБКИЙ ПЛАН.
Никогда не стоит выучивать текст выступления наизусть или считывать его с телесуфлера. Это фиксирует ваше внимание на записях или мониторе и отвлекает его от зрителей. А если вы не сосредоточены на аудитории, с чего бы ей сосредоточиваться на вас? К тому же стоит чему-то пойти не так, вы сразу растеряетесь, потому что следите за происходящим в вашей голове, а не вокруг вас.
Коммуникация состоит не в том, чтобы донести до людей заготовленный текст слово в слово. Интригующее общение устанавливает связь с аудиторией, зажигает огоньки в глазах. Оно требует наблюдения за зрителями: им интересно? скучно? понятно? сложно? – и соответственной адаптации произносимого нарратива в реальном времени в соответствии с реакцией зала.
3. ОБЕСПЕЧЬТЕ СЕБЕ «ПОДДЕРЖКУ ДОМАШНИХ СТЕН».
Почему большинство спортивных команд играет дома лучше, чем на выезде? Они чувствуют себя комфортнее в привычных условиях и могут расслабиться и отдаться игре.
На чужой территории все сложнее. Незнакомые обстоятельства располагают человека к реакции «бей или беги» и заставляют нас отвлекаться, изучая окружающую обстановку на предмет опасности и рисков.
Поэтому в ваших интересах привыкнуть к месту взаимодействия с аудиторией еще до начала мероприятия. Например, когда меня приглашают вести конференцию, я всегда прихожу в зал, когда там никого нет (даже если такой момент выдается глубокой ночью). Я выхожу на сцену и произношу вступление к своей речи в полный голос – так, чтобы слышали воображаемые последние ряды.
Почему это важно? Футбольный тренер Поп Уорнер говаривал: «Как тренируешься, так и играешь». Невозможно работать на тренировке вполсилы, а на матче вдруг выложиться на 100 %. Отработав стратегию и место будущей игры, вы получите чувство, что ситуация вам знакома, и сможете уделить все свое внимание контакту с аудиторией, а не переживанию неловкости.
4. ВЫШЕ ГОЛОВУ!
Если вы выглядите рохлей и мямлей, то и чувствовать себя будете так же. А это проблема, ведь сильные мира сего не уважают тех, кто не внушает уважения.
К сожалению, именно так отнеслись зрители к выступлению женщины, которая ухитрилась потерять аудиторию с первых же секунд. В тот день программу открывали Джим Коллинз («От хорошего к великому»[3]), Том Питерс («В поисках совершенства») и Сет Годин («Незаменимый»). К концу их выступлений зал был наэлектризован и сосредоточен.
И вот следующая выступающая вышла на середину сцены (ее хватило хотя бы на то, чтобы не спрятаться за кафедру), встала ноги вместе, вжала голову в плечи, закрылась руками, как футболисты в «стенке», и помертвевшим голосом начала: «Вчера я сказала внучкам, с каким нетерпением жду этого дня…»
Через несколько секунд те, кто не покинул зал, достали мобильные. Ужасно досадно, ведь женщина хотела поделиться с нами ценной информацией о том, как ее компания помогает жертвам катастрофы 11 сентября. К сожалению, ее поза помешала людям прислушаться к выступлению – и они так и не узнали о программе, которую представлял оратор.
Если вы хотите приковать к себе и удерживать внимание людей, важно излучать лидерскую харизму, словно говорящую аудитории: «Я знаю, о чем говорю. Мне можно доверять: я принесу вам выгоду». Чтобы добиться этого, стоит принять позу «Я готов ко всему», которую занимают спортсмены перед выступлением. Наверняка вы с легкостью представите себе эту позу.
• Ноги на ширине плеч: человек крепко стоит на земле.
• Колени не зафиксированы в суставах: человек готов двигаться в любом направлении.
• Голова приподнята, подбородок не опущен, глаза смотрят вперед.
• Кисти согнутых рук расположены перед корпусом и чуть разведены, словно вы держите баскетбольный мяч.
Попробуйте прямо сейчас. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, чуть согните колени, поднимите подбородок, возьмите в руки воображаемый мяч. А теперь попробуйте принять зажатую позу спикера, который потерял аудиторию.
• Сожмите колени. Ощущаете неустойчивость, дрожь, неспособность к сопротивлению?
• Зафиксируйте ноги в суставах. Чувствуете жесткость, скованность, неготовность к переменам?
• Ссутультесь. Переживаете робость, нерешительность, уклонение от контакта со зрителем?
• Сложите руки в позицию «фиговый лист». Узнаете эту неловкость, словно вам есть что скрывать?
Разница огромна. Выбрав сильную позу, вы сможете внушить людям уважение и привлечь их внимание. Кстати, если вы сомневаетесь – да, доминировать можно и сидя за столом во время собеседования, совещания или бизнес-ланча. Просто расправьте плечи и сядьте прямо, вместо того чтобы съежиться или сгорбиться. Ну как, правда, так комфортнее? Подняв голову, вы станете ощущать себя – и выглядеть – более уверенным в себе и вызовете доверие аудитории.
Создайте собственный ритуал уверенности
Когда ответственные матчи случаются каждый день, именно ритуалы помогают поддерживать стопроцентную концентрацию на деле.
Рафаэль Надаль, теннисист, двукратный победитель Уимблдонского турнира
Я всегда буду благодарна двукратному обладателю Большого шлема Роду Лейверу, который научил меня настраиваться, а не расстраиваться, при помощи собственного ритуала уверенности.
Мне очень повезло стать соуправляющим теннисного центра Рода на острове Хилтон-Хед. Однажды он дружелюбно предложил мне сыграть с ним партию. К несчастью, моя голова была забита логистическими проблемами национального теннисного лагеря, который мы открывали через неделю, и я постоянно пропускала мячи. Мне было очень неловко, и наконец я сказала:
– Род, я очень ценю, что вы со мной возитесь, – но, кажется, я только зря трачу ваше время. Давайте бросим это дело.
Он посмотрел на меня и парировал:
– Знаете, что отличает профессионала? Способность сделать плохой день хорошим.
– Но как?
– Надо вычленить, что для вас в игре главное, и придумать связанный с этим моментом ритуал. Если главное – это не ошибиться при первой подаче, можно, максимально сосредоточившись, повторять «первая подача в квадрат». Это придаст вам особую концентрацию и не позволит отвлекаться.
Род Лейвер был прав: ритуалы имеют особую силу. Фамилия академика Павлова вам о чем-нибудь говорит? Ритуалы автоматически фокусируют ваше внимание на том, что вы хотите, и отвлекают от того, чего вы не хотите.
Ваша цель – сформировать ритуал уверенности, который можно было бы повторять перед каждым важным случаем общения. Если вы оратор, попробуйте сказать себе: «Я здесь, чтобы служить, а не сиять, чтобы сделать свой вклад, а не сделать себе имя». Это позволит вам сосредоточиться на главном – том, что поможет вам наладить связь со зрителями и принести им пользу. Если вам предстоит собеседование при приеме на работу, подойдет такая фраза: «Я выясню и покажу, что нужно им и как я могу помочь их организации» (вместо привычного «Десять месяцев без работы. Дайте место!»).
Автор бестселлеров Сет Годин как-то сказал: «Тревога – это переживание неудачи до ее наступления». Отнеситесь к коммуникации как к спорту, создайте собственный ритуал уверенности, и вы сможете настроить, а не расстроить себя – и не портить свои результаты бессмысленной тревогой, а с радостью ожидать общения с аудиторией.
Практика
Надо верить в себя, когда уже никто не верит. Это сразу превращает тебя в победителя.
Винус Уильямс, теннисистка
1. Откройте форму К5. Какой ритуал уверенности вы создадите и будете использовать перед важными мероприятиями, чтобы настроить, а не расстроить себя?
2. Каким образом можно посмотреть на общение как на спорт и подготовиться к предстоящим событиям, словно к важному матчу? Когда и где можно прогуляться и порепетировать выступление, чтобы хорошо соображать на ходу?
3. Как вы рассчитываете физически или виртуально познакомиться с местом выступления, чтобы обеспечить себе поддержку домашних стен? Что поможет вам держать голову выше, чтобы излучать уверенность и готовность ко всему, привлекая и удерживая внимание (и уважение) аудитории?
Часть II
Intrigue
N – New – Новизна
Правды недостаточно, нужна новизна
Мир всегда кажется ярче, когда сотворишь нечто, чего до тебя не существовало.
Нил Гейман, писатель
Основной посыл этого раздела таков: интерес аудитории не зависит от важности предмета.