Метаморфозы Катрин
Часть 42 из 109 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Расстелила на большом столе белый шелк и весь распластала его по косой на ленты шириной от двадцати до двадцати пяти сантиметров. Большая точности здесь не нужно. Чуть шире или уже — не страшно.
Развела красители, которые купила. Некоторые были весьма вонючи. Но мне нужно было так немного, что это не страшно. Выставила плошки с красителем рядком. Основные цвета, не все достаточно ярких и чистых оттенков. Например красный был ближе к ярко-малиновому. Желтый — ближе к охре. Но опять же, это не существенно.
Большая катушка белых ниток была наготове.
Я взяла одну из лент и стеклянную банку. Заказывала самый большой размер, что смогли предложить в мастерской. Диаметр был сантиметров сорок. Увы, в котел одновременно влезет только одна большая и пара поменьше.
Мастерицы в моем мире крепили ткань скотчем, некоторые даже использовали клей-момент. Мне это было недоступно. Зато доступна иголка с ниткой. Я плотно обернула стенки банки тканью, обрезала остаток ленты и сметала края. Получилась банка в плотном цилиндре-чехле из ткани. Банку вместе с тканью я макнула в слабо разведную синюю краску. Это будет второй тон. Цвет получился нежно-голубой. Отлично! Лишняя краска стекла, идем дальше.
Теперь нужно закрепить нитку. Можно просто привязать кончик свободной нити к кончику той нитки, которой я сшивала цилиндр из ткани. Так и сделала. И начала плотно-плотно наматывать нить спиралью на банку, с шагом в пять- семь миллиметров. Ну, вот. Теперь, начиная с верха я опускаю ткань, она легко скользит по стеклу и складывается в ровную гармошку, так как тугая нитка не дает ей возможности "гулять". Чем сильнее я собью эти складки — тем лучше. В итоге в низу банки получается очень компактный жгут гофрированной ткани. Осталось самое простое — окраска. Небольшой грубой кистью, естественно — самодельной, я зачерпываю малиновый краситель и наношу несколько капель на ткань. Не втираю, наоборот — касаюсь кистья легко и только верхнего слоя. Пожалуй, можно добавить еще и густо-синих пятен. Рисунок нанесения — абсолютно произвольный. Во влажную ткань краска впитывается и растекается причудливыми разводами. Все эти операции я повторяю еще на двух банках поменьше. А вот цвета беру те же самые. Остальные мне понадобятся позднее.
А сейчас — к камину.
В котле, где я заранее установила решетку, уже закипела вода. Налила я её немного, так, чтобы решетки она не касалась. Этакая огромная пароварка получилась.
Сам котел плотно закреплен на железном крюке. Аккуратно установив три банки я закрыла все это крышкой и поворошла угли под котлом. Пусть обработаются паром. И переходы рисунка не будут резкими и гофре закрепится.
Рассуждала я просто. В этом мире верхнюю одежду не стирают вообще. Впрочем, и в нашем не стирали в средневековье. Так что совершенно не важно, что такая окраска не будет прочной. Никому в голову не придет это мочить. Я собиралась ввести в моду воротники-шибори. Это не так сложно технически, но безумно красиво. А главное, никто ничего похожего не делал. Здесь в моде строгая симметрия. Я ни разу не видела ни на ком ничего ассиметричного. Единственное исключение — парадные мужские плащи. Вот они да, красиво драпировались и крепились фибулами на плече. Но это, скорее, церемониальное одеяние. А сама техника шибори не даст возможности в точности повторить ни один развод. Даже тому же мастеру. Всегда будут отличия. А все новое — всегда любопытно. А красивое новое — еще и притягательно.
Первый воротник я делала весь следующий день. А потом еще целый день. Разобрала на части своё ожерелье с сапфирами, мелкую, но длинную жемчужную нить, пустила в дело стеклянные бусинки из шкатулки матери Катрин и прочее. У меня не было бисера. Совсем. Возможно, где-то и делали, но мне ни разу не попался. Вместа бисера я использовала технику вышивки, которую называют "французский узелок". Она дает вместо обычного стежка маленький плотный шарик. Если шить шековыми нитками, в двух шагах от бисера не отличишь.
А очаровательные золотые звездочки-паетки мне привезли от ювелира. Заказала я с запасом на несколько изделий. Вся прелесть воротника в том, что именно камней и жемчуга с золотом ушло не так и много. Но складочки ленты-шибори столь выразительно подчеркивали бусины и сапфиры, что он весь казался драгоценным ожерельем. Вся эта красота собиралась на основе тонкого войлока. Подкладку для воротничка я выбрала из шелка, что привезла в приданом, благородного серого оттенка. И Фица и обе фрейлины смотрели очень внимательно. Я при работе ничего не скрывала, и узелок их научила делать. И как развернуть гофрированную ленту, что бы показать красоту цвета и фактуры. Пусть смотрят и учаться. Я сделаю еще пару-тройку работ и займусь другим. А они будут учиться сами, брать учениц и управлять производством. Мне нужен масштаб, поток воротничков, а не штучные экземпляры.
А еще меня очень выручил сутажный шнур, купленный в столице. Я даже пожалела, что пожадничала денег и взяла мало. Надо будет поискать в Грижске. А еще поискать в Грижске стекольщиков. У нас цветное стекло не делали. Даже мои банки, хоть мне это было и не важно, были несколько кособокими. Надеюсь, маленькие флаконы будут ровнее. Их еще продавать.
А в это время в мастерской сохли новые кусочки ткани, в желто-розово-малиновой гамме. Выходить на рынок с одним воротником не стоит.
Глава 39
Три воротника я сделала. Теперь очередь за дамами. Шелк у меня в пароварке обрабатывался почти постоянно — я делала запас. Все же это ручная работа и делается все слишком медленно. Зато я смотрела на готовые воротники и понимала — десять салемов, не меньше. Скорее — больше. Надо, кстати, привесить к ним ценнички. Все же есть разница жемчужина пришита или бусина стеклянная, сколько звездочек золотых ушло, а сколько — просто узелков из шелковой нити. Но на оценку, хоть бы и приблизительную, я посадила леди Россу. Она, конечно, не специалист по ювелирке, но мы с ней обсудили примерную стоимость мелких жемчужин, крупного жемчуга и прочего. Стоимость звездочки я рассчитала сама. Она оказалась не такой уж и высокой. Главное отличие от пайеток моего мира — две дырочки. Они пришивались как мелкие пуговки. Поэтому не нужно было тянуть нитку через край блестки, что мне всегда казалось неряшливым.
Себестоимость первого воротника, если не считать труд оказалась не так уж и велика. Чуть меньше трех салемов. Ну, салем на зарплату и доставку откинем. Моя прибыль будет больше ста процентов. Это была отличная новость.
На ценники я пустила кусок старой кожи. Просто небольшой квадратик с общей суммой. Главное не перепутать, к какому воротнику какой пришить. Но леди Росса отличалась аккуратностью. Объяснив ей принцип, по которому устанавливается цена, я угомонилась. Пусть теперь дамы работают. У нас есть еще неделя на производство.
А я вызвала для беседы гвайра Курфа. Мне, кроме денег, нужен был нормальный отчет о производствах в деревнях.
Самый обыкновенный мужчина, лет сорока пяти. Ну, попахивает от него, так здесь с мытьем сложно. Рассказывал о проблемах с доставкой готовых изделий в город. Одно из сел находилось за небольшим болотом, нужно новую гать мостить, иначе не проехать будет летом. Там делали глиняную посуду. Все село делало. Потом везли в город продавать. Земель там пахотных мало, только на прокорм, зато налог они платили деньгами. Недалеко от деревни есть карьер глины, пласт толстый, хватит еще не на одну сотню лет. И посуда у них хорошая, берут в городе охотно. Ну, последние то годы во всей торговле упадок, но сейчас дороги без мародеров, даст Всевышний — восстановится.
Думаю, пока не растаяло болото — стоит съездить и посмотреть. Мне нужен кирпич для печей. Надо прикинуть, что выгоднее возить — глину или уже готовый кирпич. Хорошо бы глину найти поближе, но гвайр не знал, есть ли.
В каждом селе были сапожники, но работали они только на своих, в город не возили практически. Да и летом крестьяне босиком ходили, так что шили только солидную зимнюю обувку. Тут я вряд ли что-то смогу вырулить себе.
В одном из сел ткали шерстяную ткань. Тонкую и дорогую. Но всего две мастерицы. И станки у них нужные есть. Сырья мало хорошего.
Значит, нужны породистые овцы. Можно попробовать и коз. У них шерсть и пух, вроде бы, должны быть еще лучше. Ну, насколько я помню, самый ценный как раз козий пух.
Еще одна гончарная мастерская есть в ближнем селе, там глиной занимаются три семьи. Но там цвет у глины другой, посуда не такая красивая, берут похуже.
Я насторожилась!
Светлая там глина. Не белая, но цвет не очень красивый.
Господи, помоги! Если это то, что я думаю, я крестьянам в каждый дом по корове купить смогу!
Туда я назначила поездку на завтра.
Пришлось достать драгоценную бумагу. Разрезала листы и сшила себе нечто вроде тетради. Пусть несколько неровно, это не важно. Зато самое важное я записала.
Вызвала капитана Кирка и объяснила, куда ехать хочу.
Тут вам не там… Без охраны и нос за ворота лучше не высовывать. Это в город можно с двумя солдатиками съездить. А Марк перед отбытием слово с меня взял, что без одобрения Кирка я одна никуда не вылезу. Мало ли, где какие бандиты недобитые…
Капитан сказал, что к утру отряд будет готов. Десять человек сопровождения плюс два моих телохранителя. С ума сойти…
Поговорила с капитаном, решили нанять в охрану еще десять человек. Ездить я буду много, тут уж не от меня зависит. А мотать замковую охрану каждый день — не лучшее решение. Выбирать людей я доверила ему. Всяко он лучше меня понимает, кого можно взять.
Вызвала гвайра Бланда. Говорили долго. Понимающий дядька оказался. Ну, не то чтобы душой за крестьян болел, но дело свое знал. Достали карту графства. Огромный рулон тонких выделанных кож сшитых в один лист. Лист приколочен к шесту и на него же скручивается. Тяжелая, зараза! Показывал, где пахотные земли. Не так их и много. Зато урожаи здесь обильные, ну, если лето не холодное. Во всяком случае, себя хлебом графство обеспечивает и на продажу есть. В последние годы, конечно, пообнищали. Скотины в деревнях почти нет, кое-кто и семян не имеет.
— Как скажете графиня, непременно список вам в руки подам.