Кто я без тебя? Почему женщины чаще страдают депрессией и как находят себя
Часть 13 из 17 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Женщины, страдающие от депрессии, не создают никаких проблем, они милы и чутки, они по возможности воздерживаются от всего, что могло бы вызвать раздражение у окружающих, они предпочитают молчать, чтобы еще больше не усугубить ситуацию, они улыбаются, хотя им хочется плакать, извиняются, хотя им абсолютно не за что просить прощения. Эти женщины изо всех сил приспосабливаются. Многие из них ведут себя так же, как и Яара, главная героиня романа Цруи Шалев «Биография любви»[7]: «Я попыталась ему улыбнуться, но улыбка получилась кривая, как у тех женщин, чей муж поздно приходит домой, а они пытаются сохранить чувство собственного достоинства, хотя у них толком не получается. ‹…› Он посмотрел на меня и отвернулся, и я всем своим телом почувствовала тяжесть его дурного настроения, как если бы я была виновата в его невзгодах. ‹…› Я не знала, что мне делать, как смягчить его гнев. Я пыталась сохранять спокойствие, не злиться, но в ушах моих уже раздавался свисток страха, словно свисток локомотива, который приближается все ближе, но я знаю, что шлагбаум вышел из строя, и столкновение уже неизбежно, и остается лишь один вопрос – насколько разрушительна будет грядущая катастрофа».
Поскольку женщины, страдающие от депрессии, боятся катастрофы, в отношениях со своим партнером они не предъявляют никаких претензий. Они терпят. Они молчат. Они успокаивают. Они проявляют понимание. Они смиряются с тем, что как будто нельзя изменить. Тем самым они лишают себя шанса узнать, что бы случилось, если бы они дали отпор, повысили тон и заставили бы выслушать себя. А ведь тогда бы они обнаружили, что не случилось бы… ничего! По крайней мере ничего плохого. «Научиться зрелой форме переработки агрессии можно лишь в результате опыта обращения со своей агрессией», – утверждает Риман. Американские психологи смогли доказать: равенство в отношениях возможно лишь тогда, когда никто не мирится с задевающим, унижающим и игнорирующим поведением партнера. Если раздражительность, ругань, равнодушие, эксплуатация или даже насилие тут же встречают недвусмысленный отпор, то велика вероятность, что неподобающее поведение не повторится.
Образцом в этом отношении может послужить сцена из фильма «Красотка». Это история о девушке по вызову Вивиан Уорд (ее играет Джулия Робертс), которая влюбляется в богатого и привлекательного клиента по имени Эдвард Льюис (Ричард Гир). Купив для нее подходящую одежду, он разрешает ей сопровождать его на протяжении недели. Во время встречи со своим другом и адвокатом, Эдвард выдает ему настоящую профессию Вивиан, и в результате тот не находит ничего лучшего, как обратиться к молодой женщине с непристойным предложением. Хотя Вивиан нравится жизнь с Эдвардом и она чувствует, что влюблена в него, она дает ему отпор, готовая к тому, что сказке тут же придет конец. Действительно, между ними возникает бурная ссора, во время которой Вивиан собирает вещи и хочет уйти от Эдварда. Когда тот понимает, что она настроена серьезно, он извиняется и просит ее остаться. В ответ на это она произносит две фразы, которые следует запомнить каждой женщине, с которой обошлись несправедливо: «Ты меня обидел! Никогда так больше не делай!»
«Гнев – это чувство. У него всегда есть причины, и он всегда заслуживает нашего внимания, – пишет психолог Харриет Лёрнер и добавляет: – Все мы имеем право на любые эмоции – и, безусловно, наш гнев не является исключением из этого правила». Но женщины, страдающие от депрессии, сами лишают себя этого права. Они опасаются, что если осмелятся проявить негативные чувства, то это закончится разрывом отношений. Поэтому они долгое время сдерживают свой гнев, свою агрессию, свою ярость. Однако гнев является чувством не положительным и не отрицательным, а адекватным обстоятельствам, и его цель – привлечь внимание женщины к негативным событиям.
У гнева есть важные функции. Он сигнализирует женщине о пренебрежении значимыми для нее потребностями и желаниями. Он указывает ей на конфликт, который необходимо разрешить. Он дает ей силы защищаться, проводить границы, говорить «нет». Он подталкивает ее к переменам.
Чтобы выразить свой гнев, женщинам в депрессии необходимо научиться громче заявлять о себе. Для этого они должны встретиться лицом к лицу со своими страхами, связанными с этой эмоцией, и задуматься о том, насколько эти страхи оправданны: страх наказания и расплаты, страх отвержения и лишения любви, страх причинить окружающим боль. Если женщина испытывает подобные страхи по поводу своего партнера или других важных для себя людей, то она поступает и чувствует себя так, как, вероятно, вела и ощущала себя в детстве, в отношениях с родителями. Тогда она действительно была беспомощна и не могла подвергать себя опасности навлечь на себя гнев взрослых. Если же она и сегодня, будучи уже взрослой женщиной, взаимодействует с окружающими из позиции ребенка, ее едва ли воспримут как равного партнера. Это приводит к асимметричной коммуникации.
В жизни женщин, страдающих от депрессии, нередко наблюдается такая асимметричность. Ее отличительной чертой является то, что женщина чувствует себя непонятой, невидимой, неуслышанной. Однако это необязательно связано с поведением окружающих, зачастую дело именно в том, что она, образно выражаясь, говорит слишком тихо (или вовсе молчит), говорит из детской позиции, а не как взрослый человек. Женщина, которая занимает взрослую позицию, очень хорошо знает, что быть милой и приятной вовсе не гарантирует того, что окружающие тоже будут вести себя с ней мило и приятно. Ей прекрасно известно, что она лишь тогда получает то, чего хочет, когда громко и отчетливо говорит о себе, когда способна сказать «нет» и не улыбается приветливо, если ей не хочется. Женщина, которая занимает взрослую позицию, не прячет свой гнев за придирками, головной болью или молчаливым отказом. И она не боится взять неверный тон, так как не сдерживает свой гнев, а проявляет его тотчас же, как он возникает. Тем самым она оберегает себя от иррациональных поступков и бурных вспышек эмоций.
«Разумная и умело управляемая агрессивность – это важнейший элемент нашего самоуважения, осознания ценности собственной личности и здоровой гордости. Одной из основных причин низкой самооценки людей, страдающих от депрессии, является то, что они не смеют и не умеют использовать свою агрессивность», – пишет Риман. Если женщина хочет отвоевать чувство собственного достоинства, ей ничего не остается, кроме как заставить замолчать хорошую девочку в себе и позволить взрослой женщине повысить голос. Для того чтобы добиться этого, ей следует сделать следующее:
● Регулярно напоминать себе, что она сама лишает себя душевных сил, отказываясь требовать от окружающих уважения к себе и надлежащего обхождения. Если окружающие могут поступать с ней как им угодно, это порождает беспомощность и оцепенение, истощает энергию и убивает радость жизни.
● Научиться слышать свои чувства. Ее сомнения в себе связаны с тем, что она не получает достаточного внимания и отклика от своего окружения. Кроме того, она не доверяет своим собственным ощущениям. Женщинам, не страдающим от депрессии, не знакомы подобные сомнения. Они знают: «Если мои чувства подсказывают мне: “То, что другой человек говорит или делает, неправильно” или если мне некомфортно в присутствии определенного человека, мне не нужно ждать, пока кто-то другой подтвердит мое впечатление. Я имею право и обязана действовать в защиту своих интересов».
Одна женщина, долгие годы мужественно терпевшая вспышки гнева своего мужа, лишь бы попусту его не раздражать, в один прекрасный день поняла, что не готова больше выносить этот стресс. Она решилась дать отпор в ответ на его ругань и агрессию. Она объяснила ему, что его поведение психологически токсично и что она больше не может это терпеть. Она будет немедленно выходить из комнаты, если он снова даст волю своему гневу. В результате поначалу ярость ее мужа только увеличилась. Однако, поскольку она упорно выходила из комнаты всякий раз, когда он срывался, его приступы бешенства сделались реже.
Депрессия – это сигнал, что женщина в прошлом заставила саму себя замолчать. Сигнал о том, что уделяла слишком много внимания окружающим, слишком долго покорно приспосабливалась, слишком мало противилась завышенным требованиям и недостаточно заботилась о собственных интересах. Швейцарский специалист по депрессии Даниэль Хелль описывает депрессию как состояние, при котором человек борется за утраченное равновесие. «Неслучайно, – утверждает Хелль, – некоторые больные называют его нервным срывом, многие говорят о полуобморочном состоянии, эмоциональном ступоре или о том, что у них голова идет кругом, привычная жизнь перевернулась с ног на голову, во всем царит неразбериха, и они чувствуют себя сбитыми с толку. Используя подобные метафоры, очень многие люди, страдающие от депрессии, выражают тот факт, что они утратили прежде казавшееся незыблемым или, наоборот, с трудом удерживаемое равновесие».
Гармония, утраченная женщинами, страдающими от депрессии, не была по-настоящему устойчивой и до болезни, зачастую она была лишь иллюзией. Благодаря депрессии они избавляются от этого заблуждения и наконец-то осознают нестабильность жизни во всей ее полноте. Лишь когда женщина признает, что в ее жизни не так, она может найти свое внутреннее равновесие. Для этого она должна предоставить своему подлинному «я» шанс говорить. Она имеет право больше не молчать, если ей есть что сказать. Она имеет право больше не притворяться, что умеет прясть золото из соломы. Она имеет право больше не делать вид, что потребности окружающих всегда важнее, чем ее собственные.
Если женщина готова вступить в диалог с дамой в черном, ей потребуется мужество и выдержка. Ей придется запастись терпением и дать себе время – как-никак королеве тоже понадобились три попытки, чтобы найти решение. Душевные изменения происходят не быстро.
Когда женщина имеет дело с депрессией, ей нельзя дать чувствам беспомощности и безысходности себя запугать, ей следует попытаться взять дело в свои руки, несмотря на кажущуюся неспособность действовать, и ей понадобятся все ее знания, творческие способности и фантазия, чтобы не сдаться человечку без боя. Только так она увидит, почему впала в депрессию и что она сама может с этим сделать. Она обнаружит, что она заставила себя замолчать и что настало время заявить о себе и повысить голос.
Как и королеве, женщинам, которые вступают в борьбу с депрессивным заболеванием, необходимо выполнить две задачи, чтобы оба главных источника депрессии в их жизни – стресс и нереализованное желание привязанности – постепенно иссякли:
● Научиться относиться к самим себе серьезнее, чем в прошлом. Они лишь тогда смогут надлежащим образом справиться с многогранным стрессом в их жизни и не надорваться под грузом дел и обязанностей, когда поставят самих себя на первое место. Фраза «Если не я за себя, то кто же?» должна стать их жизненным девизом.
● Отказаться от роли милой девочки – иначе депрессию не преодолеть. «“Милый” – это просто синоним для “фиговый”» (Nett ist die kleine Schwester von Scheiße) – гласит название одной книги. И даже если попытаться выразить это менее резко, приходится признать как факт: быть милой – это как улица с односторонним движением. Окружающие любят тех, кто ведет себя «мило», но используют их в своих интересах и не дают им того, чего те хотят, а именно признания и взаимности в ответ на свое «хорошее поведение». Если женщины, страдающие депрессией, научатся вести себя менее «мило», а вместо этого станут более требовательными, в положительном смысле этого слова, то ощущение того, что их не замечают и не принимают всерьез, со временем исчезнет.
Кто я без тебя?
Я!
Психотерапевт Вольфганг Шмидбауэр описывает депрессивных пациентов как «чрезвычайно приятных, на первый взгляд стрессоустойчивых и одаренных людей», и подобная характеристика, без сомнения, в первую очередь подходит женщинам, страдающим от депрессии и склонным к ней:
● Они очень доброжелательны, чутки и внимательны к окружающим, и поэтому их ценят как собеседниц – пока у них не заканчиваются силы оставаться такими. После чего окружающие нередко тут же самоустраняются. Помимо этого, таким женщинам не свойственна самонадеянность или тем более эгоизм, и уже по одной этой причине людям нравится находиться в их компании.
● Они бесконечно терпеливы и работоспособны – пока не надорвутся.
● Они, безусловно, талантливы, иначе бы им не удавалось организовывать великое множество дел в своей жизни столь дисциплинированно и безупречно, как им это удается, – пока болезнь не возьмет над ними верх.
Женщины, которые впадают в депрессию, – это в сущности своей сильные женщины. К сожалению, они не осознают свою силу и даже наоборот: чаще всего они видят себя слабыми и неполноценными. Они практически всегда используют свои способности ради самоэксплуатации, а не ради саморазвития. Кроме того, разнообразные источники хронического стресса и глубоко укоренившийся опыт потерь – ведь их мечта о задушевных отношениях не сбылась – мешают им распознать свои сильные стороны. Женщина, которой постоянно приходится бороться с чувством собственной ущербности и которая постоянно ощущает, что никто не воспринимает ее такой, какая она есть, теряет веру в свои возможности. Депрессия предлагает ей шанс вернуть эту веру в себя.
Женщины, которые встречаются с депрессией лицом к лицу и справляются с ней, – это сильные женщины. «На самом деле депрессия пошла мне на пользу. Я чувствую себя более сильной и цельной, чем раньше», – утверждает бывшая больная. Подобно ей, многие женщины осознают свою силу лишь благодаря перенесенной депрессии. Теперь они знают, что у них есть совершенно особые качества и таланты, которые при должном использовании, могут помочь им проживать свою жизнь в соответствии со своими представлениями. Ключ к подобному изменению восприятия лежит главным образом в открытии, которое американская журналистка Эллисон Пирсон, сама в прошлом страдавшая от депрессии, сформулировала так: «Возможно, нам следует признать, что, если мы не самые лучшие девушки на свете, это совершенно нормально».
Как показывает опыт женщин, справившихся с депрессией, к выходу из нее всегда ведет череда трансформаций. Когда женщина способна распознать в своем состоянии то, чем оно является на самом деле, – сигнал о необходимости изменить что-то важное в своей жизни, чтобы не потерять саму себя, – в ее сознании происходит революция. Теперь у нее не остается почти ничего общего с той женщиной, которой она была до болезни. Она стала другим человеком и, возможно, узна́ет себя в рассказе этой победившей депрессию женщины: «Дым рассеялся, и я впервые в жизни ощущаю, что у меня есть власть и контроль над моей жизнью. Я больше не позволяю кому бы то ни было диктовать мне, как мне жить и что я должна думать и чувствовать. Я уделяю больше внимания своим потребностям и забочусь о себе лучше, чем раньше».
По сути, когда находящаяся в депрессии женщина понимает – не только рассудком, но прежде всего сердцем, что она может и должна перестать делать невозможное возможным или всегда быть приятной для окружающих, в ней происходят серьезные перемены. Дорога сквозь болезнь для таких женщин – это процесс роста, в ходе которого они (заново) открывают свои способности и сильные стороны или находят место для того, что раньше оставалось скрытым. В результате осмысленного и отважного противостояния с депрессией становится ясно: «Я вот такая!», «Вот такой я хочу быть!». А еще: «Я не такая!», «Я не хочу такой быть!».
* * *
Ли Страсберг, руководитель знаменитой Актерской студии в Нью-Йорке и преподаватель актерского мастерства Мэрилин Монро, сказал ей однажды: «Мне жаль, что ты так много делаешь, руководствуясь страхом, тебе стоит начать действовать, руководствуясь силой». Как известно, актриса так и не нашла контакта со своей силой и потерпела поражение в борьбе с сомнениями в себе. Женщине нужно быть готовой пройти сложный, нередко болезненный путь через депрессию. Только так она может использовать собственную силу себе во благо. Тогда она приобретает то, что в общественных науках известно под названием «эмпауэрмент» (англ. empowerment), что означает «расширение прав и возможностей» или же «укрепление независимости и самостоятельности». Такая женщина убеждена, что контролирует свою жизнь. Она знает, что имеет право и возможность влиять как на свою жизнь, так и на жизнь других людей. Эмпауэрмент позволяет женщине выработать базовую уверенность в том, что она вправе быть такой, как она есть, не испытывая при этом постоянного страха, что ее бросят.
Когда по окончании депрессивного периода женщина обретает автономность и внутренние силы, она замечает это в различных областях.
Она может постоять за себя. Самостоятельная женщина знает, что проглатывать свой гнев, спешить на помощь окружающим по первому же зову и требовать как можно меньше для себя самой – это хорошо только в краткосрочной перспективе. Лишь одно может защитить ее от ежедневных неоправданных претензий и притеснений, а также от разнообразных форм насилия – это слово «Нет!». Мэрилин Монро не осмелилась сказать это «нет», вот что она сама писала об этом: «Я не нахожу себе места и нервничаю. Только что чуть не швырнула серебряную тарелку в темном углу съемочной площадки, но я понимала, что не имею права выплеснуть то, что чувствую на самом деле. Я не осмеливаюсь сделать это, так как наверняка не смогла бы на этом остановиться». Этот страх знаком почти всем женщинам, страдающим от депрессии: они предугадывают, что подавленная ярость может превратиться в разрушительный взрыв. «Нет», высказанное в конкретной ситуации, не обладает таким деструктивным потенциалом.
Она расстается с ролью «хорошей девочки». «Нет» – это также самое подходящее слово, когда в жизни женщины слишком много источников стресса и она пытается угодить всем и каждому. Старания быть безупречной и со всем справляться в одиночку подпитывают депрессию. Мэрилин Монро тоже была перфекционисткой, верившей в то, что ей удастся прогнать своих демонов с помощью усилий и достижений: «Больше стараться, больше делать, нужно стать дисциплинированнее в следующем: ходить на занятия – на свои – всегда – без исключений – как можно чаще ходить на другие курсы Страсберга – не пропускать занятия в Актерской студии – держать глаза открытыми – наблюдать – не только за собой, но и за другими людьми и за всем, что происходит».
Она становится эгоистичнее. Эгоизм – это не что-то дурное само по себе, это важное условие душевного здоровья. Эмпауэрмент делает женщину более эгоистичной в хорошем смысле этого слова, иначе говоря, она развивает в себе самосочувствие. Быть рядом с окружающими и заботиться о них – замечательная женская способность. Если, кроме того, женщина использует эту способность на благо самой себе, возникает равновесие. Она уже не пытается вести себя так, как от нее ждут (или она сама от себя ждет), а отказывается от завышенных ожиданий, в соответствии с которыми она должна быть идеальной женой, идеальной матерью и идеальной дочерью, и осмеливается проявить себя такой, какая она есть.
Она повышает голос. Иными словами, она говорит, что думает и что хочет. Она делает так, чтобы ее потребности были замечены и ее мнение было услышано. Заявляя о себе, она определяет свое место в мире. Если женщина поняла послание депрессии, она перестает твердить «Я должна», «Я обязана», «Я виновата», «Я недостаточно хороша». Вместо этого она формулирует предложения, которые начинаются с «я хочу», «я думаю», «мне не хочется», и следит за тем, чтобы их услышали. Разрыв между идеалом, который, как считает женщина, ей необходимо достичь, и ее подлинным «я» сокращается, и параллельно с этим растет ее самоуважение.
Она признает свое «я в отношениях». Эмпауэрмент прежде всего обозначает, что женщина осознает, насколько важны для нее отношения, и что ее потребность в привязанности не имеет ничего общего с инфантильной, незрелой зависимостью или несамостоятельностью. Американский психолог Сьюзан Нолен-Хуксема говорит о том, что женщины обладают сильной «социальной идентичностью»: «Женская идентичность состоит не только из индивидуальных черт характера или талантов и интересов; отношения, в которых женщины состоят, также играют в ней важную роль. Эта склонность определять себя через отношения, а не только через достижения – источник силы для женщин».
* * *
Итак, в результате эмпауэрмента женщины не расценивают негативно свою тоску по задушевности, разговорам и домашнему очагу. Женское «я в отношениях» никоим образом не уступает «самодостаточному я» мужчин и тем более не является неполноценным по сравнению с ним. Тем не менее социальная идентичность может стать для женщин ловушкой, если ей уделяется несоразмерно много внимания и рядом с ней не находится места для самостоятельной, индивидуальной идентичности. «В таком случае женщины теряют себя в самом буквальном смысле слова, определяя себя как жену, мать или дочь», – утверждает Нолен-Хуксема. Тогда на вопрос «Кто я без тебя?» им приходится давать пугающий ответ: «Никто». Выбраться из этого нездорового клубка они могут только в том случае, если будут «подпитывать свою социальную идентичность, не отодвигая при этом себя в тень», объясняет Нолен-Хуксема.
Они справятся с этой задачей, если, например, перестанут концентрироваться на узко ограниченном круге людей или дел. Женщине стоит сыграть в своей жизни как можно больше ролей. Ведь тот, кто может объединить в себе разные статусы, разные социальные контакты и разные качества, обладает важным психическим ресурсом: комплексностью самоопределения. Психолог Патрисия Линвиль уже в середине 1980-х гг. указала на то, что комплексность самоопределения предохраняет человека от аффективных колебаний и стрессовых нагрузок. Если к женщине, которая порой проявляет зависимость и несамодостаточность, потом снова возвращаются сила и самостоятельность, если она знает, что она не только жена и мать, но еще подруга и тетя, коллега и спортсменка, то у нее формируется разносторонний образ себя. Чем больше граней у этого образа, тем надежнее защита от депрессии. Так, например, в одном лонгитюдном исследовании удалось установить, что уровень депрессии домохозяек и матерей снижался, если они выходили на работу: чем больше часов они работали вне дома, тем стабильнее было их душевное состояние. Положительное воздействие профессиональной занятости наблюдается даже у матерей детей-дошкольников. И наоборот, женщины, сократившие свою трудовую деятельность, сообщали об усугублении депрессивного настроения.
Почему наличие нескольких ролей не приводит автоматически к одним лишь перегрузкам, а может, напротив, приносить облегчение? Если женщина выступает в различных амплуа, это убережет ее в том случае, когда в одной из сторон ее жизни что-то пойдет не так. Неудачи и неприятности переносятся легче, если можно почерпнуть силы и мужество из другой сферы. Хорошая семейная жизнь действует как буфер от стресса на работе, и наоборот: женщины лучше справляются с домашними заботами, если ощущают себя успешными и компетентными в своей профессии. Это укрепляет их самооценку, они получают похвалы и признание, что, в свою очередь, положительно сказывается на их удовлетворенности семейной жизнью. Женщины, которым нравится их работа, не так тяжело переживают неизбежные семейные кризисы. Если дома не все гладко, это оказывает на них не столь сильное воздействие, как на безработных или недовольных своей работой представительниц женского пола. Многообразие функций позволяет женщине ощутить себя значимой и полноценной – в том числе и вне отношений: мысль «Вот кто я без тебя!» придает ей стабильности.
Кроме того, исполнение разных ролей обеспечивает женщине высокую степень социальной защиты. Особенно много сил из частных разговоров с коллегами черпают замужние матери. Мужчины в меньшей степени зависят от хороших личных отношений на рабочем месте. Для них важна социальная поддержка от партнерши. Если они ее не получают, страдает и их оценка происходящего на собственном профессиональном фронте.
Знание того, что множество ипостасей может спасти женщин от депрессии, имеет большое значение, когда мы говорим об особом, специфически женском стрессе. Женщина подвергается давлению не из-за количества своих ролей как такового, а из-за чрезмерного упора на женскую социальную идентичность. Стрессовые факторы, перечисленные в главе «Перепрясть солому в золото: женский стресс», – хронические перегрузки, замужество, материнство, работа над отношениями, уход за родственниками или опыт насилия – прежде всего потому так разрушительно сказываются рано или поздно на здоровье женщин, что те используют (если не сказать эксплуатируют) свои ориентированность на отношения и способность их строить, но не получают ничего взамен. В результате возникает дисбаланс. Но если женщина обладает многогранным «я», которое не зависит исключительно от отношений (в первую очередь от единственно важных отношений с партнером), то этого не происходит. Если у женщины есть дополнительные источники энергии, которые поддерживают ее веру в собственные знания и навыки, она может лучше противостоять факторам стресса в своей жизни, а главное – она не чувствует себя беззащитной перед неизбежными разочарованиями в отношениях.
Королева из сказки, которая перед лицом угрозы, казалось бы, в безвыходной ситуации, не замирает пассивно и беспомощно, а вспоминает о том, что знает и умеет, может в этом смысле служить примером для подражания: она пускает в ход свои творческие способности (размышляет над именами), она действует (посылает гонца), бережно обходится с самой собой (не упрекает себя и не предается раздумьям над своей участью), она не ищет помощи и утешения у короля или отца (то есть в мужском мире). Поначалу реагирующая лишь покорностью и слезами дочка мельника превращается в активную, деятельную женщину, которая берет свою жизнь в свои руки.
Даже если женщине удается довести депрессивный период до благополучного для себя завершения и использовать мудрость королевы в свою пользу, ей следует очень хорошо уяснить для себя одно: депрессия не та болезнь, от которой можно полностью излечиться. Время от времени она будет попадать в ситуации, в которых будет замечать в себе признаки депрессивной реакции. Но переживших депрессию женщин мысль об этом уже не будет пугать. Ведь они узнали, что дама в черном стучится в дверь лишь тогда, когда в их жизни возникает какой-то дисбаланс. Может быть, снова возобладали старые модели поведения, может быть, снова слишком усилился стресс, может быть, снова вышли из-под контроля ожидания от себя, может быть, в их жизни снова стало слишком мало «я» и слишком много «ты». Женщины, которые подружились со своей депрессией, признательны ей за предупреждающие сигналы.
Женщина, которая осознанно проживает свою депрессию и не воспринимает ее как что-то, от чего нужно как можно быстрее избавиться, признает тот факт, что депрессивные фазы – это часть ее жизни. Она помнит, что должна быть особенно осторожной, когда в ее жизни много нагрузок и стресса. Она знает, что, хотя ей тяжело выносить разногласия в отношениях с партнером, в семье, на работе или с друзьями, тем не менее не стоит бояться, что окружающие ее бросят, если она постоит за себя. Она внимательнее следит за своим собственным настроением, анализирует свои чувства, своевременно принимает меры для того, чтобы отразить подступающую депрессию. «Может быть, три или четыре раза у меня было ощущение, что я погружаюсь в депрессию, и я подумала: “Боже мой, что со мной происходит?”. ‹…› Но я знала, что я способна защитить себя от нее или снова быстро найти выход. Так плохо, как мне было, уже не будет», – рассказала одна из женщин.
На исходе депрессивного заболевания, помимо иных принесенных им прозрений, открывается еще кое-что: когда женщины пускаются в путь, чтобы выбраться из депрессии и обнаружить свое подлинное «я», им, возможно, следует ожидать резкой реакции со стороны их социального окружения. Ведь немало людей пользуется готовностью женщины прясть золото из соломы. Поэтому может получиться так, что женщина, которая преодолела свою депрессию, нет-нет да и столкнется с разгневанным Румпельштильцхеном. Если при этом на вопрос «Кто я без тебя?» она будет в состоянии уверенно ответить «Я», то ей сразу станет ясно: «У Румпельштильцхена проблема, но эта проблема – не моя».
Приложение
В медицинской помощи депрессивным больным наблюдается «значительный диагностический и терапевтический дефицит», критически замечают врач Херман Шписль и его коллеги. По их словам, в целом лишь 10 % пациентов, страдающих от депрессии, получают адекватное лечение.
Что нужно понимать под адекватным лечением, сегодня больше, чем когда-либо, является предметом дискуссии. Множеству обличий и проявлений депрессии отвечает разнообразие методов терапии. Некоторые специалисты являются приверженцами лечения психотропными препаратами, другие полагают самым подходящим выбором психотерапию, а третьи видят спасение в сочетании того и другого. Кроме того, к сожалению, по-прежнему существует борьба между школами психотерапии, адепты каждой из которых уверены, что предлагают единственный действенный рецепт.
Что может помочь?
Прежде чем мы подробнее остановимся на отдельных вариантах терапии, необходимо сразу оговориться: единого верного метода лечения депрессии не существует. Каждой конкретной женщине, страдающей от депрессии, необходимо найти подходящую лично для себя модальность терапии и – что еще важнее – подходящего психотерапевта, мужчину или женщину.