Красная планета
Часть 10 из 20 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Саша вернулся из Германии в середине весны, но зима в Москве не собиралась заканчиваться. Снег без перерыва летел в треугольнике света, и, когда Саша подолгу смотрел на снег из окна, ему начинало казаться, что лето уже закончилось и зима взялась за них по новой. Но куда сбежать? Он позвонил Драматургу. Перебрав варианты, приятели решили поехать в Тутаев, куда давно собирались, и через два дня действительно выехали. Но за Ростовом Саша обнаружил, что не взял паспорт. “А ты?” – спросил он. Д. качал головой: “Нет”. Он тормозил у обочины и спрашивал: “А как же гостиница?” – “Как-нибудь устроимся”, – говорил Саша.
В сумерках они въехали в Ярославль. Саша нашел через интернет гостиницу: дебаркадер на набережной. Повинуясь указаниям женского голоса, машина обогнула парк, где полыхал костер, а потом, с треском ломая лед, спустилась на нижнюю набережную. “Вы у цели”, – сообщил голос.
“Я вас поняла, – улыбнулась щуплая девушка за стойкой. – Мне только надо спросить у старшего менеджера”. Она набирала номер. “Нет, – говорила в трубку. – У них только права и кредитки”.
“Нет, на одну ночь”. “Хорошо, понятно”. Вскинув белесые ресницы, тем же вежливым тоном она ответила: “К сожалению, ничего сделать не можем, таковы правила, приносим свои извинения”.
Закуривали, смотрели на Волгу, белевшую в сумерках, всю в черных рыбацких точках. Молчали, обескураженные ее безразличием – и к паспортам, и к рыбакам; вообще к людской жизни. Две следующих гостиницы отвечали тем же. Снова сигарета, снова пар изо рта. “Через четыре часа будем дома”, – как бы между делом напоминал Д.
“Вот, еще одна, – Саша показывал телефон. – Последняя, поехали”.
В “Юбилейной”, отделанной с провинциальным шиком в стекло и мрамор, все неожиданно сложилось. Полная женщина за стойкой вздыхала и протягивала бумаги, они оформлялись – Д. по правам, а Саше поверили на слово. “Что поделаешь, – женщина поправляла светлое, похожее на больничный халат, платье. – Вечно, москвичи, с вами”. Они расплачивались и шли за фонтан, где лифты. “Первый барьер пройден”, – говорил Саша. “Какой барьер?” – пожимал плечами Д. По стеклянной стене фонтана беззвучно стекала вода.
Огонь в парке, который Саша принял за костер, был вечным огнем. За обелиском тянулась аллея, в глубине которой мерцали купола храма. На той стороне оврага виднелся еще один, большой и похожий на противовоздушный шар, купол, но та церковь тоже закрылась. Осмотр достопримечательностей откладывался на завтра. Они выходили на верхнюю набережную. Теперь вместо Волги чернела пустота, обозначенная парой ледяных звездочек-точек и огоньками мачт. Эта пустота была не такой безысходной, как белое поле с рыбаками. Они курили, потом шли в магазин.
“Коровка”, “Раковая шейка”, “Театральные”… – перечислял Д. – Я думал, их давно не выпускают”. Торговали в магазине тоже по-старому, сперва требовалось назвать товар, потом продавщица чиркала огрызком на бумажке сумму и с этой бумажкой следовало пройти к кассе. Там этот инцидент и случился. В дребезги пьяный тип, молодой парень – он пытался сосчитать деньги и ронял перед кассой мелочь. Саша вперед него протянул свой клочок. Тип тут же очнулся, словно только и ждал. “Чо, мля? – захрипел он. – Ты, мля, чо?” Саша взял чек и вернулся в отдел за водой. В отделе никого не было. Саша ждал и слышал, как парня еле сдерживают собутыльники, такие же ханыги. Надо было уходить, но от страха он не мог сделать и шага. Он отчетливо представил: звон разбитых витрин, конфеты среди осколков, а затем “Скорая” или отделение полиции, или и то и другое вместе, а затем… В этот момент дверь стукнула и за прилавком объявилась девушка. Саша получил воду и не чувствуя ног вышел.
В атласе, который Саша раскрыл утром, никакого Тутаева, куда они собирались ехать, не было, а были Туношна, Судиславль, Плёс… Он переворачивал страничку. Кострома, Саметь. “Саметь?” – сказал он вслух, пробуя на языке знакомое слово. “Маршрут построен”, – объявил женский голос. “Едем? – спросил Д. Но Саша уже набирал номер: “Да, привет. Нет, еще в Ярославле. Слушай! Вот какое дело. Мы тут…” И он рассказал матери, что нашел на карте. “Да, это она, – ответила та. – Вы хотите туда поехать? Но там никого из родственников не осталось…” Когда он закончил разговор и рассказал, что придумал, – произошла ссора. Д. наотрез отказался ехать в эту самую Саметь. Саша настаивал, но Д. не хотел уступать. Он решил, что больше не будет потакать этому “барину”. Решили Тутаев – значит, Тутаев. “Или домой”, – повторял Д., словно в этом упрямстве сосредоточилось самое важное в жизни. Саша почувствовал это и сдался. Он понял, что плохо знает человека, которого считает другом. “Я доберусь сам”, – сказал он через окно, когда вышел из машины. В фойе гостиницы он сел в кресло так, чтобы автомобиль было видно. Некоторое время Д. не трогался, потом машина медленно, словно Д. предлагал Саше передумать, стала разворачиваться. Когда она исчезла за углом, Саша достал телефон и заказал такси в Кострому.
Саметь было село под Костромой на Волге, откуда был родом его прадед-священник. Все что он знал о нем, он знал от матери, у которой сохранились старая фотография ее деда и рулон миллиметровки с родословной. А мать знала от своих теток Нины и Ани, дочерей священника то есть. В конце 70-х мать на лето часто брала Сашу с собой на Волгу, где доживали век две старухи с холодным и цепким взглядом. В Плёс. Это был городок с крышами, крашенными суриком, заросший лопухами, сонный и пыльный, с одной-единственной улицей, тянувшейся вдоль стоячей, как озеро, Волги. Все овраги были излазаны, велосипед сломан, купаться холодно. Скучнее места не придумаешь. А мать, наоборот, подолгу сидела над рекой, думая неизвестно о чем и даже напевая. За вечерним чаем начинались бесконечные разговоры о прошлом, которые маленький Саша не слушал и теперь жалел, что не слушал. Когда старух не стало, а дом продали, история с Волгой забылась. Все, что Саша знал, что его прадед, отец этих старух, был священником в какой-то деревне и что перед самой войной его арестовали. Ничего, кроме фотографии, которая стояла у матери на комоде, от него не осталось, даже могилы. И было название села, которое иногда всплывало в разговорах с родственниками из Таллинна, тоже каким-то боком связанными с невысоким коренастым человеком в рясе, который годами упрямо смотрел мимо Саши с желтой фотографии – как будто разглядывал что-то за спиной и у фотографа, и у своих нерадивых потомков. И вдруг эта Саметь – вот она, семьдесят километров. Судьба? Случай?
У старухи Ани было “вострое” лицо и белые как снег волосы. А Нина – крупная и рыхлая, с не по-женски выпуклым лбом; один глаз затянут мутной пленкой. Их дом стоял прямо на берегу – каменный, двухэтажный, с умывальником в сенях, куда бабка Нина водила Сашу по темному коридору. Он помнил, как ее сухие пальцы по-птичьи цепко впивались в руку… Он был рад, что Драматург отказался и что он едет на поиски Самети в одиночестве.
Машин на трассе почти не было, и такси мчалось, взлетая на незаметных горках. День начинался солнечный, снег искрился. Поле покрывали крыши избенок, слева торчала свечка-колоколенка, а за полями пряталась Волга. Ближе к полудню подтаяло и на дороге засверкали лужи. Небо нежно-голубого, как на итальянских фресках, цвета покрылось трещинами печных дымков. Грачи, сидевшие на сугробах, брезгливо слетали, когда машина проносилась мимо. Птицы были похожи на сбежавшие с вешалки пиджаки и фраки. Год назад, когда у Саши вышла книга, он мнил себя такой же важной птицей. Но жизнь повернулась так, что теперь нелепым казалось то, что вчера он считал важным. Как хорошо, что этого не было больше.
Они перевалили по мосту через реку и въехали на круглую, обставленную желтыми особняками, площадь. За пожарной каланчой машина нырнула в переулок. Они снова поднялись на мост, только поменьше, через приток Волги. За мостом стоял монастырь, а за деревней тянулись, сколько хватало взгляда, поля и чернели перелески. Наконец мелькнул указатель “Саметь” и шофер сбавил скорость. Машина медленно въехала в пустое, словно заброшенное, село и остановилась на площади, обсаженной голубыми елками. Саша опустил стекло. “Где тут церковь?” – спросил он в окно. “Церковь…” – повторила тетка, у которой он спросил, и поставила сумку на снег. Огляделась она так, словно первый раз видела эту деревню. Потом спохватилась и махнула рукой: туда, прямо.
Церковь стояла на краю деревни, а дальше тянулось до горизонта поле. Саша дернул ручку и вышел из машины. Он готовился к худшему, к разорению, но и храм, и тонкая колокольня с оборванными веревками колоколов, и ворота, и угловая ротонда, и даже флюгер в форме ангела – сохранились. Судя по снегу, ни во двор, ни в саму церковь никто не заглядывал. Саша по сугробам обошел храм, но через окна, забранные решеткой, ничего видно не было. Он вернулся к машине и расплатился, он решил? что останется. Когда таксист уехал, подул холодный, по-весеннему порывистый, пахнувший талой водой ветер. Неба было так много, что Саша почувствовал себя по-сиротски никому не нужным. “Что ты хотел здесь найти?” – с тоской спрашивал он себя. Он пожалел, что отпустил машину.
В досках, которые были свалены за сторожкой, Саша обнаружили лопату. Он скинул куртку, а потом шапку и перчатки. Вскоре от ворот к храму протянулась похожая на траншею дорожка. Когда Саша расчистил вход, он сел на сугроб и с наслаждением ощутил боль в спине и руках. Он не чувствовал холода, и никаких сомнений больше не осталось тоже. С каждой лопатой снега он как будто отбрасывал тоскливые мысли. Саша решил расчистить всю церковь и уже взялся за работу, но заметил мужика. В оранжевой куртке, тот шел с поля, и Саша окликнул его. Они закурили, потом Саша спросил, кто в деревне самый старый житель. “Есть одна бабка, – ответил мужик. – Геля”.
“А где живет?” Оранжевый” беспомощно, как та тетка с сумкой, заозирался, потом ткнул сигаретой в улицу: “Там”. “А куда ей деться?” – это он ответил на вопрос, дома ли бабка. “А это Волга?” – спросил Саша. “Волга там, – показал мужик на дальние деревья. – Это море”.
Баба Геля жила на краю деревни. Она стояла у крыльца с прищепкой во рту и развешивала белье, и посмотрела так недобро, что Саша сразу все выложил: и про священника, и что он ему родственник. “А кто сказал?” – Это она спросила про свой адрес. “Мужик в оранжевой крутке”. – “В оранжевой! – Бабка подхватила таз и развернулась. – Не знаю такого”. Она открыла дверь и уже на пороге добавила: “Теперь все кто в оранжевой, кто в желтой. Нешто в цирке (голос у нее сделался резкий). – Чего встал! Заходи в избу, из Москвы…”
“Отца-то́ Сергия? – переспрашивала она, окая. – Ко́нечно, помню. По́чтальонка письма принесет, нам ро́здаст, мы и бегом. Письмо о́тдадим, матушка Екатерина по конфете даст, нам и любо”. Она разливала чай и разглаживала руками салфетку, то сердито, то виновато поглядывая на Сашу. Потом баба Геля рассказывала о какой-то Прасковье Малининой, что при ней был колхоз и большое хозяйство, и вымена “как бардянки” (она показывала руками). А что такое “бардянки”, она не могла объяснить, и замолкала. “А теперь всё не сво́ё, а ино́странное, – сердилась она. – А сво́его нет. Ой! Да что ты ничего не ешь-то”. И придвигала вазочку с “Коровкой”. Саша подпирал кулаками горящие щеки. “Отца-то́ Сергия? – Как будто спрашивала себя баба Геля. – Ко́нечно, а как же…” Но по ее растерянному взгляду было видно, что она больше ничего не может вспомнить. “С дамбы как направо – первый дом ихний был. А Прасковья Андревна, та на другом ко́нце жила. Дом-то́ у нее и всегда простой был. Даже когда депутаткой стала. И всех-то́ о́на привечала, и всем помогала, и прию́тит, и накормит…” И баба Геля снова начинала рассказывать о мифической Прасковье, как при ней было хорошо и как теперь всё распродали, остались только эти в оранжевых куртках, а кто эти? И Саша чувствовал, что лицо его горит, он засыпает. “А как покрестили, церковь-то́ и закрылась”, – услышал он. “Так вы крещеная, баба Геля?” – “Ко́нечно”, – ответила она. “А кто вас крестил?” “Как кто? – не понимала она. – О́тец Сергий, кто ж еще…” (Она снова разглаживала салфетку). “Это перед войной?” – “Перед ней, окаянной”. “Но тогда же запрещено было”. “Так меня тайком-то́ крестили, – сказала она. – Я тогда все бо́лела, бо́лела. Скрючило меня то́гда всю (она прижала кулачки к плечам). Врачей-то́ мать обошла, а те “не знаем” говорят. Ну и отнесла к отцу Сергию”. “И что?”.
“Найди Бога, врач сам найдется, сказал. Ну и по́крестили меня”. – “И что?” – снова нелепо повторил Саша. “А выздо́ровела я, что”.
“Найди бога, врач сам найдется…” Единственные слова, которые достались ему от прадеда. “Геля, Геля… – соображал он уже на улице. – Ангелина, что ли?” Он набрал номер и заказал машину обратно. По пути в Кострому он обнаружил в кармане
“Коровку”, которую, значит, тайком сунула ему эта самая Ангелина. “А нам и любо”, – повторил Саша. Они снова ехали по пустым белым полям, распугивая грачей, которые нехотя взлетали и тут же садились. Саша вспомнил, что не крещен, и, наверное, не имеет права на все это. И тут же ответил: “Какая глупость”. Какое право? На что “это”? У него не было отношения к “церковному”, если не считать юности, когда он ходил по московским церквям и неловко крестил лоб на службах. Но зачем он ходил туда? То, что случилось сегодня, не складывалось в цельную картину. Оно было как те оборванные веревки на колокольне.
Мальчишка, который шел по обочине, то и дело останавливался, чтобы разломать лед на лужах. На спине у него болтался красный школьный рюкзак. Саша зачем-то попросил таксиста притормозить.
“Подвезти? – сказал он в открытое окно. Мальчишка ничего не ответил, а дернул ручку и по-хозяйски забрался в машину. Когда они тронулись, он так же молча уставился в окно. “Учишься?” – спросил Саша. Не поворачивая головы, мальчишка коротко кивнул. “А кем хочешь стать?” – “Не знаю”, – был ответ. “Ну, какой предмет тебе нравится?” – не унимался Саша. “Не знаю”, – снова дернул плечом мальчишка. “А как зовут тебя, “не знаю”?” – пошутил таксист. “Ваня”, – ответил он. Они еще несколько минут ехали в тишине. “А где бы ты хотел жить?” – спросил Саша и протянул ему “Коровку”. Мальчик сунул конфету в карман и ничего не ответил. “Здесь? – спросил Саша. – Или в Костроме? Или в Москву поедешь?” Ответ был тот же: “не знаю”. И тогда Саша спросил последнее, что пришло ему в голову: “О чем ты мечтаешь?” Тот улыбнулся беззубым ртом и выпалил:
“Чтобы лето и на мопеде гонять… Здесь! Стой!” Он задергал ручку, и машина остановилась. В зеркало было видно, как мальчишка спустился под откос и, увязая в снегу, пошел вдоль поля, как будто искал что-то или хотел спрятать.
Через три часа, когда поезд “Ярославль – Москва” проехал Сергиев Посад, Саша почувствовал озноб. Как он доехал до дома и как его встретили – он не помнил. Саша пролежал с температурой неделю, потом еще несколько дней отсиживался дома, а когда первый раз вышел с сыном на улицу – в городе наступила весна.
Часть вторая
12. Красная планета Ивана Одеялова
Из рукописи, которая останется неоконченной
В тот же день Иван Одеялов объявил о создании Фонда по изучению истории первого поселения землян на Красной планете. Особое внимание Фонд уделял случаям ассимиляции участников экспедиции с местными жителями. Подобные контакты, считал Одеялов, случались довольно часто, чему доказательством служил сам журналист, зачатый женщиной-колонисткой от аборигена, хотя и рожденный в земных условиях. В записке, приложенной к Уставу Фонда, Одеялов излагает краткий экскурс в историю Красной планеты, расцвета и упадка ее цивилизации, а также первых контактов аборигенов с землянами. Одеялов считает, что миллионы лет назад Красная планета была пригодной для жизни, однако естественное остывание ядра привело к утрате магнитного поля и атмосферы, и остатки населения планеты переселились под землю. Большинство умозаключений Одеялов строит на теории индийского астрофизика и философа Ра Ша Вахаришти. Жизнь на планете, утверждает этот ученый, зародилась в воде, в которой содержалось необходимая для синтеза ДНК пропорция кислоты брома и молибдена. В ходе эволюции Красная планета достигла примерно того же уровня, на котором сейчас находится наша цивилизация. Это произошло около 17 миллионов лет назад. Однако снижение концентрации кислорода в атмосфере привело к тому, что легкие жителей Красной планеты мутировали – что, в частности, объясняет факт, почему они не переселились на Землю. Возникновение жизни на самой Земле ученый тоже напрямую связывает с Красной планетой. Скорее всего, синтезированные ДНК занес на Землю астероид именно отсюда, считает он.
Почетным членом Фонда стала правнучка президента США Лора Эйзенхауэр. Она подтвердила существование военной колонии землян на основе документов НАСА, к которым ей удалось получить доступ. Политик утверждает: на протяжении многих лет НАСА использовало колонию с целью влияния на политическую ситуацию на Земле. “Не является тайной, – заявила Лора, – что геологическая активность Красной планеты отражается на электромагнитном фоне Земли. Эта активность влияет на нейрохимические изменения клеток головного мозга человека, что в свою очередь приводит к потрясениям социального характера”. Изучив сейсмическую активность планеты, ученые могли бы если не предотвратить, то хотя бы спрогнозировать подобные вспышки и подготовиться к ним. Однако, по мнению Эйзенхауэр, НАСА и ЦРУ решили взять под контроль вулканическую активность Красной планеты с целью моделирования психической активности жителей Земли в собственных интересах.
Главой европейского отделения Фонда Красной планеты был избран юрист из Кембриджа Андрей Басяго – участник секретной программы DARPA— Pegasus, в рамках которой его телепортировали на Красную планету в 1981 году. Со слов Басяго, одной из задач колонии было создание хранилища образцов человеческого генофонда.
Фонд призвал Конгресс США и политиков России и Китая расследовать историю человеческого присутствия на Красной планете. Особое внимание предлагалось уделить проблеме того, как страны-участники проводили колонизацию. По мнению Эйзенхауэр, это была военная оккупация. Озабоченность основателей Фонда вызывал тот факт, что страны – участницы проекта по спасению генофонда отдали предпочтение арийской расе, а не равным образом всему разнообразию человека, что противоречило уставу Международной миссии.
К обращению Фонда присоединился писатель Майкл Ральф. По его утверждению, он был этапирован на Красную планету “зайцем” (так называли осужденных на пожизненное заключение, согласившихся перебраться на другую планету в обмен на освобождение). “Зайцы” лишались права возвращения, но могли совершать регулярные путешествия во времени. В своей книге Remembering God, которая недавно вышла в марсианском издательстве “Элизиум”, Ральф описывает не только повседневную жизнь колонистов, но также опыт временных аберраций человеческого сознания. Способность к перемещению во времени заложена, считает писатель, в самой природе человеческой памяти, несущей информацию о человеке с момента его появления на Земле (а значит, и на Красной планете, если принять гипотезу доктора Вахаришти). Эта способность развита у человека по-разному и особенно ярко проявляется в полной изоляции. Что касается таких проектов, как Curiosity и “Хаббл”, эти миссии были не чем иным, как ширмой, скрывающей истинное положение дел.
13. Смутное время
Май, 2015
На том берегу виднеются пристань и свечка храма. Звон колоколов смешивается с гулом машин на мосту. Утро солнечное и холодное, резкий ветер. Саша возвращается в номер и садится у телефона. Все-таки надо дозвониться до Зонтикова, рассказать ему о вчерашней неудаче. О том, что из-за распутицы Саша так и не доехал до Спаса, деревеньки, где служил его прапрадед Платон Введенский. Ну, предположительно – по епархиальным спискам, или тезка, продолжает он в трубку. А его сын, мой прадед, то есть отец Сергий, получил приход неподалеку под Костромой: в Самети. Почему спрашивается? Зонтиков говорит с одышкой. Нет, говорит он (пауза). Вряд ли чем-то смогу помочь (пауза). Таких погостов и священников было сотни. Хотя (в трубке звякает) – выпускники семинарии часто женились на дочках престарелых священников (пауза). Чтобы получить приход в “приданое”. Может быть, это ваш случай? Нет, встреча невозможна, он плохо себя чувствует. Всего хорошего.
Лучшее, что Саше удалось прочитать о Костроме, написал этот самый краевед Зонтиков. Историю, в особенности Смутного времени, он знал так, словно все эти Романовы-Шуйские-Годуновы были его старые знакомые или родственники. С Зонтиковым Сашу познакомил отец Константин, он был настоятелем Никольской церкви – в Самети, где служил до войны Сашин прадед Сергий Введенский. Историю отца Сергия Саше хотелось восстановить или хотя бы представить, и принять в себя; своими частыми костромскими наездами, неумелыми, вслепую, розысками – он пытался сделать это. Зонтиков выслушивал, молчал в трубку. А потом направлял в архив или к тем, кто может знать что-либо по священнической части. На сухих и ломких от времени страницах удавалось кое-что выяснить. Прадед закончил Ярославскую семинарию, имелась даже точная дата, но как попал в Саметь? Может, действительно, женился на поповской дочке? Он получил приход при Романовых, пережил Гражданскую, коллективизацию и сгинул в тюрьме перед самой войной. В обход запрета справлять требы он кого-то крестил или отпел, и местные донесли на него. В наше время Сашина мать получила справку, что осужденный по статье такой-то Сергей Платонович Введенский умер в ярославской тюрьме от сердечного приступа. Место его захоронения осталось неизвестным, а вот Никольский храм и могила матушки Екатерины (Сашиной, значит, прабабки) – сохранились. И со всем этим прошлым, неожиданно обрушившимся, надо было что-то делать.
Первый приезд в Саметь Саша хорошо помнил, каким холодом и пустотой встретило его заснеженное село с прилепившемся на берегу храмом. И храм, по окна заваленный снегом, и тоскливые крики галок над крестами, и такое же тоскливое, удушающее белой огромностью поле Волги – он чувствовал себя лишним и досадовал из-за этого. Потом, уже из Москвы, Саша списался с настоятелем. Отец Константин откликнулся, пригласил в гости. Завязалась переписка, история обрастала жизнью; механизм, о существовании которого Саша не догадывался, был запущен. На Крещение он снова поехал в Саметь, потом… Да существует ли это “потом”, между прочим – спрашивал Саша? Или таково свойство совершенной формы прошедшего, которая только в языке никак не заканчивается?
Эту старую фотографию Сухой помнил с детства, она стояла в комнате у мамы. Невысокий, с молодой бородкой, брюнет в рясе, рядом его жена – юбка колоколом. Их головы, подпертые воротниками и как бы существующие отдельно. Напряженные, строгие лица, словно они смотрят не в камеру, а на то, что за спиной у фотографа. Но что, кроме фотографии, связывает нас? Если между той и этой страной не осталось почти ничего общего? Да и была ли она, спрашивал он себя? Или ты выдумал эту страну, начитавшись русских философов? То, что его окружало сегодня, словно говорило: ты здесь лишний. Ты на льдине, которую откололи от берега. Лишность сознавалась легко, настолько бесспорной и безутешной она была. Саша ощущал прилив силы и ясности, когда размышлял о ней. Так даже лучше, выбор был сделан, а руки развязаны. Поступай как хочешь. Ничто больше не связывает тебя ни с теми, кто принял “причастие буйвола”, ни с теми, кто отказался.
Лекцию о Бёлле и “причастии буйвола” Саша читал своим студентам, но время переигрывало и Бёлля, и Сашины представления о нем. Выход из тупика следовало искать на старой фотографии. За куском засиженной мухами картонки находилась дверца, ведущая в обход времени. Но куда? Этого Саша не знал и погружался: сначала в историю прадеда, а потом и в Смутное время, без которого нельзя было и шагу ступить в костромских дебрях. Он благодарил судьбу за то, как все сложилось, иначе он бы никогда не приступил к поискам. А с прошлым, в его горячей прозрачной тьме, освещаемой вспышками интуиции и воображения, можно жить дальше. Существовать на поверхности нового времени с безразличием туриста. “Пока семья со мной, пока я пишу на родном языке, пока есть прошлое – это возможно. И не забывай об отце Сергии, каково пришлось ему. Как нелепы твои страхи по сравнению с тем временем”.
Пока Саша занимался Саметью, он представлял большое семейство введенских поповичей, к корню которых, стало быть, принадлежал и сам, и его семья. Следовало только отыскать историю этого рода, утвердить ее в уме и сердце. Но не зря считается, если хочешь обмануть судьбу, попробуй представить будущее. По епархиальным спискам выходило, что никакой фамилии Введенских за Саметью до прадеда не значилось, а служил тут некий Груздев. Тот факт, что до отца Сергия в Самети служили другие люди, не увязывался с тем, что отец Сашиного прадеда, отца Сергия – Платон – тоже был священник. Но где? Так в историю вплеталась побочная линия, это была деревенька Спас в двадцати километрах от Самети, а точнее Богословский погост неподалеку от Спаса, где, судя по архивам, служил некий Платон Введенский. Отец Сергий был “Платонович”, шансов на ошибку не оставалось, линия Введенских из побочной превращалась в главную. Но кто тогда Груздевы? Этот вопрос разрешился в Москве случайно, стоило как следует рассмотреть родословную. В самом конце таблицы, которую составила еще Сашина мама, то есть в начале, в самом раннем из “потом”, линия отца Сергия скрещивалась с женской. Его жена, матушка Екатерина, похороненная в ограде церкви, оказалась в девичестве Груздевой, то есть поповской дочкой, и вышла за “пришлого” из Спаса, получившего приход “в приданое”, как и предсказывал Зонтиков.
Всё сходилось и вставало на место, и тут же разваливалось. Кто такие Груздевы и к какому тогда роду причислить себя? Лестница в прошлое делала поворот, опускалась в темноту еще на один пролет и обрывалась как мостки в воду. Сознание слепо выбирало мужскую линию, а женскую обрекало на забвение, ведь было неизвестно, откуда пришли в Саметь и куда исчезли Груздевы. Так, едва утвердившись, почва снова выскальзывала. Это был колодец из бесконечных “потом” и “раньше”.
“Это Саметские, зареченские, – приговаривал отец Константин, выслушивая Сашины жалобы на историю. – Они такие”. “Какие?” – спрашивал Саша. Он сидел за столом в гостях у священника и его матушки Елены в хрущевке на улице Димитрова. Саша рассказывал, что узнал о Введенских и Груздевых, и вопросительно смотрел на хозяев. Те переглядывались, фамилии Груздевых в Самети ни матушка, ни отец Константин не припоминали, разве что они в соседних деревнях жили. “В каких?” – спрашивал Саша. “Каких… – вздыхал отец Константин. – Теперь не узнаешь”.
“Как это?” – Саша смотрел на священника. “Затопили, – он двигал бородой. – Плотину построили”. “Водохранилище”, – это добавляла матушка. И внутри у Саши что-то сладко обрывалось и тоже тонуло.
Извилистые затоны и проливни, черными разводами и кляксами наползавшие на Саметь по приволжским низинам, – их было хорошо видно на спутниковой съемке. Как вода, сдерживаемая плотиной, вышла из берегов, затапливая выселенные деревни, среди которых, значит, была и груздевская, то есть еще одна Сашина безымянная родина. А Саметь почему-то пощадили, обнесли дамбой.
Из того, что он знал про Саметь, он знал, что и тогда, и теперь за дамбой – река обрекала зареченских жить своим укладом от паводка к паводку на высокой воде. Даже избы приходилось ставить на сваях, на “курьих ножках”. За рекой было с чего жить – в плавнях садилась на нерест рыба, а на лугах родился баснословный саметский хмель, не говоря о выгоне, есть даже запись о доставке в Саметь коров из Швейцарии, местные крестьяне выписали их через Петровскую академию, тогда они могли это себе позволить.
“Пасти своих овец, – машинально повторял Саша. – Пасти своих овец”. К трехсотлетию дома Романовых прадед принял в дар икону Федоровской Богоматери, которыми Николай Второй одаривал древние костромские храмы, то есть через бабку Саша находился на расстоянии трех рукопожатий от последнего российского императора. А также от других исторических личностей, например, от товарища Луначарского, который приезжал в Саметь агитировать на Гражданскую войну, а потом и от отца народов, и от Берии, и от Калинина, принимавших в Кремле всесоюзную доярку Прасковью Малинину, крещенную в Самети – кем? – отцом Сергием, и только потом, при Советах, вышедшую по колхозным надоям в “большие люди”. Или еще раньше, когда храм относился к Чудову монастырю, а в соседней деревне романовский холоп Отрепьев готовился на роль царевича Димитрия? Саша вспоминал одышку Зонтикова. Его медленный, словно из глубины, голос он считал симптомом кессонной болезни времени, куда он, Саша, стало быть, напрасно так безоглядно спускался. Отец Сергий, Романовы, Годунов, Лжедмитрий… Саша и сам чувствовал эту тяжесть – и в сумерках своей родословной, и глубже, в Смутном времени, которое неизбежно тянулось следом.
Во второй свой приезд на Крещение, когда отец Константин повернул ключ и открыл железную дверь, и ввел его – Саша обомлел; он готовился к разрухе и запустению, а увидел стены, густо покрытые пестрыми росписями, и мерцающий золотом иконостас, и старинные иконы. Его прадед, человек со старой фотографии, прикладывался к этим иконам и поднимался на эту колокольню; Саша понимал и мог это представить, но лишь умом, а не сердцем. Он попросился переночевать в храме и матушка Елена беспрекословно постелила там, где отец Константин часто оставался и сам, чтобы не возвращаться ночью в город. Полночи Саша лежал в его каморке за шкафом, набитым сочинениями отцов Церкви, и не мог уснуть. Он смотрел в потолок на росписи. “Выход усопших в рай”, “Семя жены поразит главу змия”… Можно сказать, это была его родовая обитель. Здесь крестили его бабку, здесь… Но ничего, кроме досады, он не чувствовал. Теория трех рукопожатий ничего не значила.
…На четвертый день после гибели царевича Димитрия следственная комиссия, назначенная Годуновым, прибыла в Углич. Целью комиссии было выяснить обстоятельства смерти престолонаследника. Возглавлял следствие князь Василий Шуйский, материалы дошли до наших дней, сомнений в их подлинности нет. По картине, которую можно сложить из записей, восстанавливается едва ли не поминутный ход событий рокового дня 15 мая 1591 года. Мы знаем, кто и где находился в момент гибели царевича, кто и что делал, и что видел. Показания дают разные люди, и у каждого из них своя точка зрения, причем буквально. Поразительно, однако, то, с каким однообразием и вдовый поп Огурец, и постельница Марья, и истопник Юшка завершают показания. “И накололся тем ножиком сам”, – говорят они. “И на тот нож сам набрушился”. “Да ножиком ся сам поколол”. Никто не говорит “не знаю” или “плохо видел”. “Показалось”. Сам, сам, сам – твердят они словно под диктовку.
Точного ответа, что произошло в Угличе, не существует, все, что у нас есть, – это догадки и предположения. В кровавой интриге, начатой четыреста лет назад, до сих пор не поставлена точка. Но, что бы ни произошло на княжеском дворе в Угличе – убийство, несчастный случай или вообще ничего – ключ к Истории находится где-то здесь, в этом Саша не сомневается. Чем глубже он погружается в книги, тем отчетливее становится картина.
Младший сын Ивана Грозного и наследник престола, девятилетний Димитрий с матерью, вдовой Марией Нагой, был удален в Углич на княжение сразу по восшествии на трон Федора Иоанновича, старшего сына Ивана Грозного; Нагих отправили из Москвы накануне венчания Федора на царство; они уехали с почестями, но это была почетная ссылка. Нагие не могли не чувствовать себя униженными этим решением, тем более что исходило оно от брата жены царя Федора, его шурина Бориса Годунова, который через сестру шаг за шагом брал дела страны в свои руки. Удаление Нагих было первой мерой по укреплению трона – чтобы младший брат не “искал” против старшего.
В сумерках они въехали в Ярославль. Саша нашел через интернет гостиницу: дебаркадер на набережной. Повинуясь указаниям женского голоса, машина обогнула парк, где полыхал костер, а потом, с треском ломая лед, спустилась на нижнюю набережную. “Вы у цели”, – сообщил голос.
“Я вас поняла, – улыбнулась щуплая девушка за стойкой. – Мне только надо спросить у старшего менеджера”. Она набирала номер. “Нет, – говорила в трубку. – У них только права и кредитки”.
“Нет, на одну ночь”. “Хорошо, понятно”. Вскинув белесые ресницы, тем же вежливым тоном она ответила: “К сожалению, ничего сделать не можем, таковы правила, приносим свои извинения”.
Закуривали, смотрели на Волгу, белевшую в сумерках, всю в черных рыбацких точках. Молчали, обескураженные ее безразличием – и к паспортам, и к рыбакам; вообще к людской жизни. Две следующих гостиницы отвечали тем же. Снова сигарета, снова пар изо рта. “Через четыре часа будем дома”, – как бы между делом напоминал Д.
“Вот, еще одна, – Саша показывал телефон. – Последняя, поехали”.
В “Юбилейной”, отделанной с провинциальным шиком в стекло и мрамор, все неожиданно сложилось. Полная женщина за стойкой вздыхала и протягивала бумаги, они оформлялись – Д. по правам, а Саше поверили на слово. “Что поделаешь, – женщина поправляла светлое, похожее на больничный халат, платье. – Вечно, москвичи, с вами”. Они расплачивались и шли за фонтан, где лифты. “Первый барьер пройден”, – говорил Саша. “Какой барьер?” – пожимал плечами Д. По стеклянной стене фонтана беззвучно стекала вода.
Огонь в парке, который Саша принял за костер, был вечным огнем. За обелиском тянулась аллея, в глубине которой мерцали купола храма. На той стороне оврага виднелся еще один, большой и похожий на противовоздушный шар, купол, но та церковь тоже закрылась. Осмотр достопримечательностей откладывался на завтра. Они выходили на верхнюю набережную. Теперь вместо Волги чернела пустота, обозначенная парой ледяных звездочек-точек и огоньками мачт. Эта пустота была не такой безысходной, как белое поле с рыбаками. Они курили, потом шли в магазин.
“Коровка”, “Раковая шейка”, “Театральные”… – перечислял Д. – Я думал, их давно не выпускают”. Торговали в магазине тоже по-старому, сперва требовалось назвать товар, потом продавщица чиркала огрызком на бумажке сумму и с этой бумажкой следовало пройти к кассе. Там этот инцидент и случился. В дребезги пьяный тип, молодой парень – он пытался сосчитать деньги и ронял перед кассой мелочь. Саша вперед него протянул свой клочок. Тип тут же очнулся, словно только и ждал. “Чо, мля? – захрипел он. – Ты, мля, чо?” Саша взял чек и вернулся в отдел за водой. В отделе никого не было. Саша ждал и слышал, как парня еле сдерживают собутыльники, такие же ханыги. Надо было уходить, но от страха он не мог сделать и шага. Он отчетливо представил: звон разбитых витрин, конфеты среди осколков, а затем “Скорая” или отделение полиции, или и то и другое вместе, а затем… В этот момент дверь стукнула и за прилавком объявилась девушка. Саша получил воду и не чувствуя ног вышел.
В атласе, который Саша раскрыл утром, никакого Тутаева, куда они собирались ехать, не было, а были Туношна, Судиславль, Плёс… Он переворачивал страничку. Кострома, Саметь. “Саметь?” – сказал он вслух, пробуя на языке знакомое слово. “Маршрут построен”, – объявил женский голос. “Едем? – спросил Д. Но Саша уже набирал номер: “Да, привет. Нет, еще в Ярославле. Слушай! Вот какое дело. Мы тут…” И он рассказал матери, что нашел на карте. “Да, это она, – ответила та. – Вы хотите туда поехать? Но там никого из родственников не осталось…” Когда он закончил разговор и рассказал, что придумал, – произошла ссора. Д. наотрез отказался ехать в эту самую Саметь. Саша настаивал, но Д. не хотел уступать. Он решил, что больше не будет потакать этому “барину”. Решили Тутаев – значит, Тутаев. “Или домой”, – повторял Д., словно в этом упрямстве сосредоточилось самое важное в жизни. Саша почувствовал это и сдался. Он понял, что плохо знает человека, которого считает другом. “Я доберусь сам”, – сказал он через окно, когда вышел из машины. В фойе гостиницы он сел в кресло так, чтобы автомобиль было видно. Некоторое время Д. не трогался, потом машина медленно, словно Д. предлагал Саше передумать, стала разворачиваться. Когда она исчезла за углом, Саша достал телефон и заказал такси в Кострому.
Саметь было село под Костромой на Волге, откуда был родом его прадед-священник. Все что он знал о нем, он знал от матери, у которой сохранились старая фотография ее деда и рулон миллиметровки с родословной. А мать знала от своих теток Нины и Ани, дочерей священника то есть. В конце 70-х мать на лето часто брала Сашу с собой на Волгу, где доживали век две старухи с холодным и цепким взглядом. В Плёс. Это был городок с крышами, крашенными суриком, заросший лопухами, сонный и пыльный, с одной-единственной улицей, тянувшейся вдоль стоячей, как озеро, Волги. Все овраги были излазаны, велосипед сломан, купаться холодно. Скучнее места не придумаешь. А мать, наоборот, подолгу сидела над рекой, думая неизвестно о чем и даже напевая. За вечерним чаем начинались бесконечные разговоры о прошлом, которые маленький Саша не слушал и теперь жалел, что не слушал. Когда старух не стало, а дом продали, история с Волгой забылась. Все, что Саша знал, что его прадед, отец этих старух, был священником в какой-то деревне и что перед самой войной его арестовали. Ничего, кроме фотографии, которая стояла у матери на комоде, от него не осталось, даже могилы. И было название села, которое иногда всплывало в разговорах с родственниками из Таллинна, тоже каким-то боком связанными с невысоким коренастым человеком в рясе, который годами упрямо смотрел мимо Саши с желтой фотографии – как будто разглядывал что-то за спиной и у фотографа, и у своих нерадивых потомков. И вдруг эта Саметь – вот она, семьдесят километров. Судьба? Случай?
У старухи Ани было “вострое” лицо и белые как снег волосы. А Нина – крупная и рыхлая, с не по-женски выпуклым лбом; один глаз затянут мутной пленкой. Их дом стоял прямо на берегу – каменный, двухэтажный, с умывальником в сенях, куда бабка Нина водила Сашу по темному коридору. Он помнил, как ее сухие пальцы по-птичьи цепко впивались в руку… Он был рад, что Драматург отказался и что он едет на поиски Самети в одиночестве.
Машин на трассе почти не было, и такси мчалось, взлетая на незаметных горках. День начинался солнечный, снег искрился. Поле покрывали крыши избенок, слева торчала свечка-колоколенка, а за полями пряталась Волга. Ближе к полудню подтаяло и на дороге засверкали лужи. Небо нежно-голубого, как на итальянских фресках, цвета покрылось трещинами печных дымков. Грачи, сидевшие на сугробах, брезгливо слетали, когда машина проносилась мимо. Птицы были похожи на сбежавшие с вешалки пиджаки и фраки. Год назад, когда у Саши вышла книга, он мнил себя такой же важной птицей. Но жизнь повернулась так, что теперь нелепым казалось то, что вчера он считал важным. Как хорошо, что этого не было больше.
Они перевалили по мосту через реку и въехали на круглую, обставленную желтыми особняками, площадь. За пожарной каланчой машина нырнула в переулок. Они снова поднялись на мост, только поменьше, через приток Волги. За мостом стоял монастырь, а за деревней тянулись, сколько хватало взгляда, поля и чернели перелески. Наконец мелькнул указатель “Саметь” и шофер сбавил скорость. Машина медленно въехала в пустое, словно заброшенное, село и остановилась на площади, обсаженной голубыми елками. Саша опустил стекло. “Где тут церковь?” – спросил он в окно. “Церковь…” – повторила тетка, у которой он спросил, и поставила сумку на снег. Огляделась она так, словно первый раз видела эту деревню. Потом спохватилась и махнула рукой: туда, прямо.
Церковь стояла на краю деревни, а дальше тянулось до горизонта поле. Саша дернул ручку и вышел из машины. Он готовился к худшему, к разорению, но и храм, и тонкая колокольня с оборванными веревками колоколов, и ворота, и угловая ротонда, и даже флюгер в форме ангела – сохранились. Судя по снегу, ни во двор, ни в саму церковь никто не заглядывал. Саша по сугробам обошел храм, но через окна, забранные решеткой, ничего видно не было. Он вернулся к машине и расплатился, он решил? что останется. Когда таксист уехал, подул холодный, по-весеннему порывистый, пахнувший талой водой ветер. Неба было так много, что Саша почувствовал себя по-сиротски никому не нужным. “Что ты хотел здесь найти?” – с тоской спрашивал он себя. Он пожалел, что отпустил машину.
В досках, которые были свалены за сторожкой, Саша обнаружили лопату. Он скинул куртку, а потом шапку и перчатки. Вскоре от ворот к храму протянулась похожая на траншею дорожка. Когда Саша расчистил вход, он сел на сугроб и с наслаждением ощутил боль в спине и руках. Он не чувствовал холода, и никаких сомнений больше не осталось тоже. С каждой лопатой снега он как будто отбрасывал тоскливые мысли. Саша решил расчистить всю церковь и уже взялся за работу, но заметил мужика. В оранжевой куртке, тот шел с поля, и Саша окликнул его. Они закурили, потом Саша спросил, кто в деревне самый старый житель. “Есть одна бабка, – ответил мужик. – Геля”.
“А где живет?” Оранжевый” беспомощно, как та тетка с сумкой, заозирался, потом ткнул сигаретой в улицу: “Там”. “А куда ей деться?” – это он ответил на вопрос, дома ли бабка. “А это Волга?” – спросил Саша. “Волга там, – показал мужик на дальние деревья. – Это море”.
Баба Геля жила на краю деревни. Она стояла у крыльца с прищепкой во рту и развешивала белье, и посмотрела так недобро, что Саша сразу все выложил: и про священника, и что он ему родственник. “А кто сказал?” – Это она спросила про свой адрес. “Мужик в оранжевой крутке”. – “В оранжевой! – Бабка подхватила таз и развернулась. – Не знаю такого”. Она открыла дверь и уже на пороге добавила: “Теперь все кто в оранжевой, кто в желтой. Нешто в цирке (голос у нее сделался резкий). – Чего встал! Заходи в избу, из Москвы…”
“Отца-то́ Сергия? – переспрашивала она, окая. – Ко́нечно, помню. По́чтальонка письма принесет, нам ро́здаст, мы и бегом. Письмо о́тдадим, матушка Екатерина по конфете даст, нам и любо”. Она разливала чай и разглаживала руками салфетку, то сердито, то виновато поглядывая на Сашу. Потом баба Геля рассказывала о какой-то Прасковье Малининой, что при ней был колхоз и большое хозяйство, и вымена “как бардянки” (она показывала руками). А что такое “бардянки”, она не могла объяснить, и замолкала. “А теперь всё не сво́ё, а ино́странное, – сердилась она. – А сво́его нет. Ой! Да что ты ничего не ешь-то”. И придвигала вазочку с “Коровкой”. Саша подпирал кулаками горящие щеки. “Отца-то́ Сергия? – Как будто спрашивала себя баба Геля. – Ко́нечно, а как же…” Но по ее растерянному взгляду было видно, что она больше ничего не может вспомнить. “С дамбы как направо – первый дом ихний был. А Прасковья Андревна, та на другом ко́нце жила. Дом-то́ у нее и всегда простой был. Даже когда депутаткой стала. И всех-то́ о́на привечала, и всем помогала, и прию́тит, и накормит…” И баба Геля снова начинала рассказывать о мифической Прасковье, как при ней было хорошо и как теперь всё распродали, остались только эти в оранжевых куртках, а кто эти? И Саша чувствовал, что лицо его горит, он засыпает. “А как покрестили, церковь-то́ и закрылась”, – услышал он. “Так вы крещеная, баба Геля?” – “Ко́нечно”, – ответила она. “А кто вас крестил?” “Как кто? – не понимала она. – О́тец Сергий, кто ж еще…” (Она снова разглаживала салфетку). “Это перед войной?” – “Перед ней, окаянной”. “Но тогда же запрещено было”. “Так меня тайком-то́ крестили, – сказала она. – Я тогда все бо́лела, бо́лела. Скрючило меня то́гда всю (она прижала кулачки к плечам). Врачей-то́ мать обошла, а те “не знаем” говорят. Ну и отнесла к отцу Сергию”. “И что?”.
“Найди Бога, врач сам найдется, сказал. Ну и по́крестили меня”. – “И что?” – снова нелепо повторил Саша. “А выздо́ровела я, что”.
“Найди бога, врач сам найдется…” Единственные слова, которые достались ему от прадеда. “Геля, Геля… – соображал он уже на улице. – Ангелина, что ли?” Он набрал номер и заказал машину обратно. По пути в Кострому он обнаружил в кармане
“Коровку”, которую, значит, тайком сунула ему эта самая Ангелина. “А нам и любо”, – повторил Саша. Они снова ехали по пустым белым полям, распугивая грачей, которые нехотя взлетали и тут же садились. Саша вспомнил, что не крещен, и, наверное, не имеет права на все это. И тут же ответил: “Какая глупость”. Какое право? На что “это”? У него не было отношения к “церковному”, если не считать юности, когда он ходил по московским церквям и неловко крестил лоб на службах. Но зачем он ходил туда? То, что случилось сегодня, не складывалось в цельную картину. Оно было как те оборванные веревки на колокольне.
Мальчишка, который шел по обочине, то и дело останавливался, чтобы разломать лед на лужах. На спине у него болтался красный школьный рюкзак. Саша зачем-то попросил таксиста притормозить.
“Подвезти? – сказал он в открытое окно. Мальчишка ничего не ответил, а дернул ручку и по-хозяйски забрался в машину. Когда они тронулись, он так же молча уставился в окно. “Учишься?” – спросил Саша. Не поворачивая головы, мальчишка коротко кивнул. “А кем хочешь стать?” – “Не знаю”, – был ответ. “Ну, какой предмет тебе нравится?” – не унимался Саша. “Не знаю”, – снова дернул плечом мальчишка. “А как зовут тебя, “не знаю”?” – пошутил таксист. “Ваня”, – ответил он. Они еще несколько минут ехали в тишине. “А где бы ты хотел жить?” – спросил Саша и протянул ему “Коровку”. Мальчик сунул конфету в карман и ничего не ответил. “Здесь? – спросил Саша. – Или в Костроме? Или в Москву поедешь?” Ответ был тот же: “не знаю”. И тогда Саша спросил последнее, что пришло ему в голову: “О чем ты мечтаешь?” Тот улыбнулся беззубым ртом и выпалил:
“Чтобы лето и на мопеде гонять… Здесь! Стой!” Он задергал ручку, и машина остановилась. В зеркало было видно, как мальчишка спустился под откос и, увязая в снегу, пошел вдоль поля, как будто искал что-то или хотел спрятать.
Через три часа, когда поезд “Ярославль – Москва” проехал Сергиев Посад, Саша почувствовал озноб. Как он доехал до дома и как его встретили – он не помнил. Саша пролежал с температурой неделю, потом еще несколько дней отсиживался дома, а когда первый раз вышел с сыном на улицу – в городе наступила весна.
Часть вторая
12. Красная планета Ивана Одеялова
Из рукописи, которая останется неоконченной
В тот же день Иван Одеялов объявил о создании Фонда по изучению истории первого поселения землян на Красной планете. Особое внимание Фонд уделял случаям ассимиляции участников экспедиции с местными жителями. Подобные контакты, считал Одеялов, случались довольно часто, чему доказательством служил сам журналист, зачатый женщиной-колонисткой от аборигена, хотя и рожденный в земных условиях. В записке, приложенной к Уставу Фонда, Одеялов излагает краткий экскурс в историю Красной планеты, расцвета и упадка ее цивилизации, а также первых контактов аборигенов с землянами. Одеялов считает, что миллионы лет назад Красная планета была пригодной для жизни, однако естественное остывание ядра привело к утрате магнитного поля и атмосферы, и остатки населения планеты переселились под землю. Большинство умозаключений Одеялов строит на теории индийского астрофизика и философа Ра Ша Вахаришти. Жизнь на планете, утверждает этот ученый, зародилась в воде, в которой содержалось необходимая для синтеза ДНК пропорция кислоты брома и молибдена. В ходе эволюции Красная планета достигла примерно того же уровня, на котором сейчас находится наша цивилизация. Это произошло около 17 миллионов лет назад. Однако снижение концентрации кислорода в атмосфере привело к тому, что легкие жителей Красной планеты мутировали – что, в частности, объясняет факт, почему они не переселились на Землю. Возникновение жизни на самой Земле ученый тоже напрямую связывает с Красной планетой. Скорее всего, синтезированные ДНК занес на Землю астероид именно отсюда, считает он.
Почетным членом Фонда стала правнучка президента США Лора Эйзенхауэр. Она подтвердила существование военной колонии землян на основе документов НАСА, к которым ей удалось получить доступ. Политик утверждает: на протяжении многих лет НАСА использовало колонию с целью влияния на политическую ситуацию на Земле. “Не является тайной, – заявила Лора, – что геологическая активность Красной планеты отражается на электромагнитном фоне Земли. Эта активность влияет на нейрохимические изменения клеток головного мозга человека, что в свою очередь приводит к потрясениям социального характера”. Изучив сейсмическую активность планеты, ученые могли бы если не предотвратить, то хотя бы спрогнозировать подобные вспышки и подготовиться к ним. Однако, по мнению Эйзенхауэр, НАСА и ЦРУ решили взять под контроль вулканическую активность Красной планеты с целью моделирования психической активности жителей Земли в собственных интересах.
Главой европейского отделения Фонда Красной планеты был избран юрист из Кембриджа Андрей Басяго – участник секретной программы DARPA— Pegasus, в рамках которой его телепортировали на Красную планету в 1981 году. Со слов Басяго, одной из задач колонии было создание хранилища образцов человеческого генофонда.
Фонд призвал Конгресс США и политиков России и Китая расследовать историю человеческого присутствия на Красной планете. Особое внимание предлагалось уделить проблеме того, как страны-участники проводили колонизацию. По мнению Эйзенхауэр, это была военная оккупация. Озабоченность основателей Фонда вызывал тот факт, что страны – участницы проекта по спасению генофонда отдали предпочтение арийской расе, а не равным образом всему разнообразию человека, что противоречило уставу Международной миссии.
К обращению Фонда присоединился писатель Майкл Ральф. По его утверждению, он был этапирован на Красную планету “зайцем” (так называли осужденных на пожизненное заключение, согласившихся перебраться на другую планету в обмен на освобождение). “Зайцы” лишались права возвращения, но могли совершать регулярные путешествия во времени. В своей книге Remembering God, которая недавно вышла в марсианском издательстве “Элизиум”, Ральф описывает не только повседневную жизнь колонистов, но также опыт временных аберраций человеческого сознания. Способность к перемещению во времени заложена, считает писатель, в самой природе человеческой памяти, несущей информацию о человеке с момента его появления на Земле (а значит, и на Красной планете, если принять гипотезу доктора Вахаришти). Эта способность развита у человека по-разному и особенно ярко проявляется в полной изоляции. Что касается таких проектов, как Curiosity и “Хаббл”, эти миссии были не чем иным, как ширмой, скрывающей истинное положение дел.
13. Смутное время
Май, 2015
На том берегу виднеются пристань и свечка храма. Звон колоколов смешивается с гулом машин на мосту. Утро солнечное и холодное, резкий ветер. Саша возвращается в номер и садится у телефона. Все-таки надо дозвониться до Зонтикова, рассказать ему о вчерашней неудаче. О том, что из-за распутицы Саша так и не доехал до Спаса, деревеньки, где служил его прапрадед Платон Введенский. Ну, предположительно – по епархиальным спискам, или тезка, продолжает он в трубку. А его сын, мой прадед, то есть отец Сергий, получил приход неподалеку под Костромой: в Самети. Почему спрашивается? Зонтиков говорит с одышкой. Нет, говорит он (пауза). Вряд ли чем-то смогу помочь (пауза). Таких погостов и священников было сотни. Хотя (в трубке звякает) – выпускники семинарии часто женились на дочках престарелых священников (пауза). Чтобы получить приход в “приданое”. Может быть, это ваш случай? Нет, встреча невозможна, он плохо себя чувствует. Всего хорошего.
Лучшее, что Саше удалось прочитать о Костроме, написал этот самый краевед Зонтиков. Историю, в особенности Смутного времени, он знал так, словно все эти Романовы-Шуйские-Годуновы были его старые знакомые или родственники. С Зонтиковым Сашу познакомил отец Константин, он был настоятелем Никольской церкви – в Самети, где служил до войны Сашин прадед Сергий Введенский. Историю отца Сергия Саше хотелось восстановить или хотя бы представить, и принять в себя; своими частыми костромскими наездами, неумелыми, вслепую, розысками – он пытался сделать это. Зонтиков выслушивал, молчал в трубку. А потом направлял в архив или к тем, кто может знать что-либо по священнической части. На сухих и ломких от времени страницах удавалось кое-что выяснить. Прадед закончил Ярославскую семинарию, имелась даже точная дата, но как попал в Саметь? Может, действительно, женился на поповской дочке? Он получил приход при Романовых, пережил Гражданскую, коллективизацию и сгинул в тюрьме перед самой войной. В обход запрета справлять требы он кого-то крестил или отпел, и местные донесли на него. В наше время Сашина мать получила справку, что осужденный по статье такой-то Сергей Платонович Введенский умер в ярославской тюрьме от сердечного приступа. Место его захоронения осталось неизвестным, а вот Никольский храм и могила матушки Екатерины (Сашиной, значит, прабабки) – сохранились. И со всем этим прошлым, неожиданно обрушившимся, надо было что-то делать.
Первый приезд в Саметь Саша хорошо помнил, каким холодом и пустотой встретило его заснеженное село с прилепившемся на берегу храмом. И храм, по окна заваленный снегом, и тоскливые крики галок над крестами, и такое же тоскливое, удушающее белой огромностью поле Волги – он чувствовал себя лишним и досадовал из-за этого. Потом, уже из Москвы, Саша списался с настоятелем. Отец Константин откликнулся, пригласил в гости. Завязалась переписка, история обрастала жизнью; механизм, о существовании которого Саша не догадывался, был запущен. На Крещение он снова поехал в Саметь, потом… Да существует ли это “потом”, между прочим – спрашивал Саша? Или таково свойство совершенной формы прошедшего, которая только в языке никак не заканчивается?
Эту старую фотографию Сухой помнил с детства, она стояла в комнате у мамы. Невысокий, с молодой бородкой, брюнет в рясе, рядом его жена – юбка колоколом. Их головы, подпертые воротниками и как бы существующие отдельно. Напряженные, строгие лица, словно они смотрят не в камеру, а на то, что за спиной у фотографа. Но что, кроме фотографии, связывает нас? Если между той и этой страной не осталось почти ничего общего? Да и была ли она, спрашивал он себя? Или ты выдумал эту страну, начитавшись русских философов? То, что его окружало сегодня, словно говорило: ты здесь лишний. Ты на льдине, которую откололи от берега. Лишность сознавалась легко, настолько бесспорной и безутешной она была. Саша ощущал прилив силы и ясности, когда размышлял о ней. Так даже лучше, выбор был сделан, а руки развязаны. Поступай как хочешь. Ничто больше не связывает тебя ни с теми, кто принял “причастие буйвола”, ни с теми, кто отказался.
Лекцию о Бёлле и “причастии буйвола” Саша читал своим студентам, но время переигрывало и Бёлля, и Сашины представления о нем. Выход из тупика следовало искать на старой фотографии. За куском засиженной мухами картонки находилась дверца, ведущая в обход времени. Но куда? Этого Саша не знал и погружался: сначала в историю прадеда, а потом и в Смутное время, без которого нельзя было и шагу ступить в костромских дебрях. Он благодарил судьбу за то, как все сложилось, иначе он бы никогда не приступил к поискам. А с прошлым, в его горячей прозрачной тьме, освещаемой вспышками интуиции и воображения, можно жить дальше. Существовать на поверхности нового времени с безразличием туриста. “Пока семья со мной, пока я пишу на родном языке, пока есть прошлое – это возможно. И не забывай об отце Сергии, каково пришлось ему. Как нелепы твои страхи по сравнению с тем временем”.
Пока Саша занимался Саметью, он представлял большое семейство введенских поповичей, к корню которых, стало быть, принадлежал и сам, и его семья. Следовало только отыскать историю этого рода, утвердить ее в уме и сердце. Но не зря считается, если хочешь обмануть судьбу, попробуй представить будущее. По епархиальным спискам выходило, что никакой фамилии Введенских за Саметью до прадеда не значилось, а служил тут некий Груздев. Тот факт, что до отца Сергия в Самети служили другие люди, не увязывался с тем, что отец Сашиного прадеда, отца Сергия – Платон – тоже был священник. Но где? Так в историю вплеталась побочная линия, это была деревенька Спас в двадцати километрах от Самети, а точнее Богословский погост неподалеку от Спаса, где, судя по архивам, служил некий Платон Введенский. Отец Сергий был “Платонович”, шансов на ошибку не оставалось, линия Введенских из побочной превращалась в главную. Но кто тогда Груздевы? Этот вопрос разрешился в Москве случайно, стоило как следует рассмотреть родословную. В самом конце таблицы, которую составила еще Сашина мама, то есть в начале, в самом раннем из “потом”, линия отца Сергия скрещивалась с женской. Его жена, матушка Екатерина, похороненная в ограде церкви, оказалась в девичестве Груздевой, то есть поповской дочкой, и вышла за “пришлого” из Спаса, получившего приход “в приданое”, как и предсказывал Зонтиков.
Всё сходилось и вставало на место, и тут же разваливалось. Кто такие Груздевы и к какому тогда роду причислить себя? Лестница в прошлое делала поворот, опускалась в темноту еще на один пролет и обрывалась как мостки в воду. Сознание слепо выбирало мужскую линию, а женскую обрекало на забвение, ведь было неизвестно, откуда пришли в Саметь и куда исчезли Груздевы. Так, едва утвердившись, почва снова выскальзывала. Это был колодец из бесконечных “потом” и “раньше”.
“Это Саметские, зареченские, – приговаривал отец Константин, выслушивая Сашины жалобы на историю. – Они такие”. “Какие?” – спрашивал Саша. Он сидел за столом в гостях у священника и его матушки Елены в хрущевке на улице Димитрова. Саша рассказывал, что узнал о Введенских и Груздевых, и вопросительно смотрел на хозяев. Те переглядывались, фамилии Груздевых в Самети ни матушка, ни отец Константин не припоминали, разве что они в соседних деревнях жили. “В каких?” – спрашивал Саша. “Каких… – вздыхал отец Константин. – Теперь не узнаешь”.
“Как это?” – Саша смотрел на священника. “Затопили, – он двигал бородой. – Плотину построили”. “Водохранилище”, – это добавляла матушка. И внутри у Саши что-то сладко обрывалось и тоже тонуло.
Извилистые затоны и проливни, черными разводами и кляксами наползавшие на Саметь по приволжским низинам, – их было хорошо видно на спутниковой съемке. Как вода, сдерживаемая плотиной, вышла из берегов, затапливая выселенные деревни, среди которых, значит, была и груздевская, то есть еще одна Сашина безымянная родина. А Саметь почему-то пощадили, обнесли дамбой.
Из того, что он знал про Саметь, он знал, что и тогда, и теперь за дамбой – река обрекала зареченских жить своим укладом от паводка к паводку на высокой воде. Даже избы приходилось ставить на сваях, на “курьих ножках”. За рекой было с чего жить – в плавнях садилась на нерест рыба, а на лугах родился баснословный саметский хмель, не говоря о выгоне, есть даже запись о доставке в Саметь коров из Швейцарии, местные крестьяне выписали их через Петровскую академию, тогда они могли это себе позволить.
“Пасти своих овец, – машинально повторял Саша. – Пасти своих овец”. К трехсотлетию дома Романовых прадед принял в дар икону Федоровской Богоматери, которыми Николай Второй одаривал древние костромские храмы, то есть через бабку Саша находился на расстоянии трех рукопожатий от последнего российского императора. А также от других исторических личностей, например, от товарища Луначарского, который приезжал в Саметь агитировать на Гражданскую войну, а потом и от отца народов, и от Берии, и от Калинина, принимавших в Кремле всесоюзную доярку Прасковью Малинину, крещенную в Самети – кем? – отцом Сергием, и только потом, при Советах, вышедшую по колхозным надоям в “большие люди”. Или еще раньше, когда храм относился к Чудову монастырю, а в соседней деревне романовский холоп Отрепьев готовился на роль царевича Димитрия? Саша вспоминал одышку Зонтикова. Его медленный, словно из глубины, голос он считал симптомом кессонной болезни времени, куда он, Саша, стало быть, напрасно так безоглядно спускался. Отец Сергий, Романовы, Годунов, Лжедмитрий… Саша и сам чувствовал эту тяжесть – и в сумерках своей родословной, и глубже, в Смутном времени, которое неизбежно тянулось следом.
Во второй свой приезд на Крещение, когда отец Константин повернул ключ и открыл железную дверь, и ввел его – Саша обомлел; он готовился к разрухе и запустению, а увидел стены, густо покрытые пестрыми росписями, и мерцающий золотом иконостас, и старинные иконы. Его прадед, человек со старой фотографии, прикладывался к этим иконам и поднимался на эту колокольню; Саша понимал и мог это представить, но лишь умом, а не сердцем. Он попросился переночевать в храме и матушка Елена беспрекословно постелила там, где отец Константин часто оставался и сам, чтобы не возвращаться ночью в город. Полночи Саша лежал в его каморке за шкафом, набитым сочинениями отцов Церкви, и не мог уснуть. Он смотрел в потолок на росписи. “Выход усопших в рай”, “Семя жены поразит главу змия”… Можно сказать, это была его родовая обитель. Здесь крестили его бабку, здесь… Но ничего, кроме досады, он не чувствовал. Теория трех рукопожатий ничего не значила.
…На четвертый день после гибели царевича Димитрия следственная комиссия, назначенная Годуновым, прибыла в Углич. Целью комиссии было выяснить обстоятельства смерти престолонаследника. Возглавлял следствие князь Василий Шуйский, материалы дошли до наших дней, сомнений в их подлинности нет. По картине, которую можно сложить из записей, восстанавливается едва ли не поминутный ход событий рокового дня 15 мая 1591 года. Мы знаем, кто и где находился в момент гибели царевича, кто и что делал, и что видел. Показания дают разные люди, и у каждого из них своя точка зрения, причем буквально. Поразительно, однако, то, с каким однообразием и вдовый поп Огурец, и постельница Марья, и истопник Юшка завершают показания. “И накололся тем ножиком сам”, – говорят они. “И на тот нож сам набрушился”. “Да ножиком ся сам поколол”. Никто не говорит “не знаю” или “плохо видел”. “Показалось”. Сам, сам, сам – твердят они словно под диктовку.
Точного ответа, что произошло в Угличе, не существует, все, что у нас есть, – это догадки и предположения. В кровавой интриге, начатой четыреста лет назад, до сих пор не поставлена точка. Но, что бы ни произошло на княжеском дворе в Угличе – убийство, несчастный случай или вообще ничего – ключ к Истории находится где-то здесь, в этом Саша не сомневается. Чем глубже он погружается в книги, тем отчетливее становится картина.
Младший сын Ивана Грозного и наследник престола, девятилетний Димитрий с матерью, вдовой Марией Нагой, был удален в Углич на княжение сразу по восшествии на трон Федора Иоанновича, старшего сына Ивана Грозного; Нагих отправили из Москвы накануне венчания Федора на царство; они уехали с почестями, но это была почетная ссылка. Нагие не могли не чувствовать себя униженными этим решением, тем более что исходило оно от брата жены царя Федора, его шурина Бориса Годунова, который через сестру шаг за шагом брал дела страны в свои руки. Удаление Нагих было первой мерой по укреплению трона – чтобы младший брат не “искал” против старшего.