Королева под снегом
Часть 38 из 40 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Он сбежал вниз, прыгая через ступеньки, миновал первую дверь, вторую, сощурился на ярком солнце.
Пересек улицу, вошел в парк и сел на лужайке лицом к городской панораме.
Опираясь спиной о свой рюкзак, локтями о землю, он заставлял себя наблюдать за зеваками, приканчивая маленькими глотками свой запас воды – полбутылки «Виттеля», которую купил за бешеные деньги в автомате на Северном вокзале. С ним заговорили две девушки в шортах, они оказались ирландками; Элиот поболтал с ними минут десять и распрощался, ломая голову, почему у него на лбу написано «Я говорю по-английски».
Сэм и Диана вернулись под вечер, нагруженные пакетами из ближайшего магазинчика. У лифта Диану перехватила соседка и стала морочить ей голову какими-то туманными вопросами общей собственности.
– Я поднимусь пешком, – сказала ей Саманта. – Встретимся дома.
Она шла по лестнице быстро и, только добравшись до своего этажа, подняла голову. Из окна на лестничной клетке лужица света растекалась по полу, освещая яркий предмет на коврике. Сэм подумала сначала, что это маленький сосед напротив забыл своего супергероя, – их у него была внушительная коллекция. Наклонившись, чтобы взять игрушку, она увидела фигурку в лиловом костюме и такой же шляпке, помахивающую рукой, затянутой в белую перчатку. Сэм удивленно вскрикнула и принялась озираться, уже представляя себе, что из-за угла сейчас выскочит маленький Хан и бросится ей на шею. Недавно она предложила Нур приехать на выходные в Париж, но не думала, что молодая мама так быстро сделает ей сюрприз.
– Нур? Хан? – позвала она.
Ее голос отозвался гулким эхом на лестничной клетке. Никого. Никакого ответа.
Сэм сползла по двери и села на коврик, вдруг вспомнив весь странный лондонский день под снегом, в кварталах Уайтчепел и Камден. Сжимая в руках маленькую королеву, она силилась сдержать поток захлестнувших ее эмоций, не зная, то ли кто-то над ней жестоко подшутил, то ли произошло необъяснимое совпадение.
Открылась дверь лифта. Сэм встала как автомат.
– Ну и зануда, – фыркнула Диана, вталкивая сумки в прихожую. – Есть же люди, которым больше делать нечего, клянусь тебе! Представь себе, она продержала меня четверть часа ради каких-то цветочных горшков на окнах! Я уж думала, что никогда от нее не отделаюсь!
Она суетилась в кухне, опустошая пакеты, раскладывая их содержимое в шкафчики и холодильник.
– И знаешь что? Она хотела, чтобы я подписала петицию! Представляешь? С каким же удовольствием я отказалась! Это всё-таки не конец света, если несколько капель упадут на ее балкон, когда сосед сверху поливает цветы!
Она вдруг заметила пластмассовую фигурку в руках дочери.
– Какое безобразие! Откуда это?
Сэм посмотрела на нее и ничего не ответила.
– Что с тобой? Что-то случилось?
– Ничего, это было на лестничной площадке. У нашей двери.
– Это, наверно, малыша напротив, – сказала Диана, забирая у нее фигурку. – Странно, я думала, он фанат манги, а не английской королевы.
Продолжая говорить, Диана искала выключатель, чтобы остановить механизм. В процессе поисков она перевернула маленькую королеву вниз головой.
– Смотри-ка! – воскликнула она. – Тут под цоколем свернутая бумажка.
– Дай! – Голос Саманты внезапно дрогнул.
– А? И кто тебе сказал, что это для тебя?
– Мама, дай ее мне, пожалуйста.
Сэм схватила бумажку, развернула ее и одним взглядом прочла.
Сэм, я тибе жду. Я внизу, у лестницы в парке.
Элиот
Она кинулась к двери, сбежала вниз по лестнице, толкнула соседку с петицией, донимавшую молодую пару с третьего этажа, выбежала на тротуар, пересекла улицу, промчалась вдоль ограды бельведера, остановилась, огляделась, спустилась на один пролет и оказалась в толпе посреди лужайки. «Элиот», – повторяла она про себя, как мантру. Инстинктивно она искала серую в пятнах камуфляжную парку, но на дворе стоял июль, никому не пришло бы в голову так тепло одеваться в разгар лета. Наконец она увидела его: полулежа на небольшом рюкзаке, он мечтательно всматривался в горизонт.
Она закричала: «Элиот!» – побежала вниз по склону и крикнула второй раз изо всех сил:
– Элиот!
Он вскочил на ноги и не успел оглянуться, как губы Саманты прижались к его губам, а ее руки сцепились у него на затылке. Они долго целовались, наконец Сэм отстранилась, глаза ее смеялись, она была пьяна от счастья и легкости. Элиот взял ее лицо в ладони и прошептал, словно не веря своим глазам:
– Сэм!
Эпилог
Восемь месяцев спустя после похорон королевы галерея Тейт Модерн предложила художникам и дизайнерам принять участие в событии, которое должно было увековечить конец ее царствования. Заявок поступило так много, что специально созданная комиссия была вынуждена прекратить их прием задолго до назначенной даты.
На открытие, состоявшееся через год, день в день, с роковой даты ее ухода, собралась изрядная толпа.
Одним из самых замечательных произведений оказалась инсталляция из тридцати вертикальных видео формата, идентичного экрану смартфона, увеличенному в двадцать раз. Выстроенные в круг вплотную друг к другу, они составляли панорамный экран длиной в несколько десятков метров.
Это были тридцать видеоселфи с одной и той же фигуркой королевы. Автор отладил ролики так, что приветствие затянутой в перчатку ручки было до десятой доли секунды синхронно на всех видео, и эти тридцать маленьких ручек махали в такт, как метрономы, в течение шестидесяти секунд. Каждую фигурку держал житель Лондона, за спиной которого был виден заснеженный фасад Букингемского дворца. На переднем плане падал снег, всё гуще, размывая персонажей, и новая серия автопортретов проступала из-под предыдущих, всё четче, и снова таяла в снегу в бесконечном цикле под музыку Стивена Райха.
Там были мужчины и женщины в офисных костюмах, девчонки в шапочках японских покемонов, туристы, замотанные в шарфы цветов английского флага, люди всех возрастов и положений, серьезные и печальные, робкие и заносчивые. Так проходили чередой перед глазами зрителя в компании маленькой королевы все эти анонимы, каждый на свой лад пережившие ее уход.
И от экрана к экрану, почти невидимый, прозрачный силуэт белого тигра величественно, царственно скользил вдоль всей композиции своей танцующей походкой.
Автор, в смокинге и килте, юрист по профессии и страстный любитель видео, давал по своей инсталляции объяснения, звучавшие весьма странно. Его сопровождала супруга Эмма, она сияла, но из скромности держалась чуть в стороне, в кружке знакомых и друзей: тут были ее коллеги Стюарт Найджел и Джун Тадски, Нур Фезаль с сыном Ханом и некая миссис Биглет, два молодых человека, которые внесли свой вклад в инсталляцию, – Элиот Тадски и его друг Фергюс, а также Мэдди Ирлингтон, костюмерша театра и кино, и ее дочь Глэдис. Была и подружка Элиота Саманта Гёз, и ее родители Диана и Ричард, специально приехавшие в Лондон, и все те, кто доверил свои селфи Уинстону Маккалхауну.
Автор назвал свое произведение просто: «Королева под снегом».
* * *
notes
1
Папа (англ.).
2
С днем рождения (англ.).
3
Исследователь Лондона (англ.).
4
Пограничный, сомнительный, неоднозначиный (англ.).
5