Консул Руси
Часть 23 из 38 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
– Так он это все спровоцировал специально? – удивился тот самый раввин, что возглавлял делегацию к Ярославу.
– Судя по всему, да, – произнес Фотий. – Но точно я это сказать не могу. Его душа для меня потемки. Я не знаю, чем живет этот человек.
– Но зачем он приносил в жертву людей? – вновь заладил свою шарманку представитель халифа. – Может быть, вы знаете?
– Знаю, – нехотя кивнул Фотий. – Для поднятия боевого духа людей. И он его поднял. Кроме того, он просто не хотел себя сковывать пленными.
– Это он сказал?
– Да. Василевсу. Василия воспитывали атланты. И это наложило свой отпечаток. Он явно знает про высшие силы очень много. Вы ведь не станете отрицать, что небеса на его стороне.
– Или преисподняя! – взвизгнул раздраженный папа римский.
– Он может без последствий посетить храм. Он не боится святой воды. Он может перекреститься и прочитать молитву. И делал это не раз прилюдно. Как на латыни, так и на греческом. Совершенно очевидно, что тот, кто имеет дело с преисподней, на это не способен, – возразил Фотий.
– Так что же выходит… – тихо спросил раввин. – Его слова – правда? Но это – кошмар!
– А ты, кстати, зачем к нему ездил? – поинтересовался патриарх Константинополя.
– Рабов выкупать, тех, что из нашей общины…
– И как? Выкупил?
– Если бы. И рабов не выкупил, и без денег остался, – начал прибедняться глава делегации под с трудом скрываемую улыбку Фотия. Он-то знал, что корабли этого человека забиты товарами.
– Я предлагаю отлучить Василия от церкви! – громогласно произнес папа римский.
– Очень интересное решение, – с грустной усмешкой заметил Фотий. – Но, боюсь, несвоевременное. Я бы для начала его крестил.
– Но он был крещен при рождении!
– И что? Он давно не посещает церковь, не исповедуется и вообще воцерковленным человеком его назвать язык не повернется. Особенно после всех этих жертвоприношений и поклонений языческим идолам. Таких, как он, надобно заново крестить, ибо вышел он из лона церкви.
– А что будет с коптскими церквями? – вновь спросил иерарх Александрии, которому все эти отлучения были до малины. – Может быть, Собор постановит передать их законному владельцу?
– Василий с коптскими общинами договаривался, – заметил патриарх Иерусалима. – Ты хочешь оспорить его решение?
– Мы здесь для того и собрались, чтобы оспорить его решение!
– Его ересь, – поправил собрата патриарх Иерусалима. – Сохранение церквей за коптами позволило заручиться их лояльностью и занять дому Сарантапехос весь нижний Мицраим[84] практически без боев. Ты хочешь спровоцировать там восстание? Хочешь, чтобы пролилась еще кровь христиан? Или желаешь, чтобы Василий вновь навестил Александрию и пообщался с тобой лично? Лично я – сильно бы подумал, прежде чем оспаривать решение такого человека. Тем более что оно не касается его ереси.
– Да кто он такой?! – раздраженно воскликнул папа римский. – Почему я или кто-либо из нас должен его бояться?
– Кто? Как минимум соправитель Империи римлян, – тихо произнес Фотий. Почти шепотом. Но слова его услышали все и очень отчетливо.
– ЧТО?! – вскинулись все иерархи разом, вскочив, но, видя абсолютно серьезное лицо Фотия, отшатнули и упали на свои места, побледнев.
– В это самое время на всех площадях Константинополя зачитывают указ о том, что нобилисим Василий, сын Феофила, и князь Болгарский Владимир, сын Бориса, объявляются цезарями-соправителями при Вардане.
– Нет… – покачал головой папа римский. – Нет. НЕТ!
– Да, – с едва заметной усмешкой произнес Фотий. – И в наших интересах, чтобы Василий прекратил свою ересь, вернувшись в лоно церкви. И в ваших тоже, – кивнул патриарх Константинополя в сторону представителей халифата и иудеев. – Именно для этого я вас всех и собрал. Боюсь, что Василий всколыхнул очень страшные силы и поднял важные вопросы. Он и раньше писал, что церковь ныне выступает истинным злом, что опустошает земли, вытягивая из людей последнюю горсть зерна. А священники непомерны в своей алчности и жажде власти.
– Не ему нас судить! – вновь вскинулся патриарх Рима.
– Что мешает ему попробовать? Или ты думаешь, что успеешь сбежать из Рима, если к его стенам подойдет легион?
– Рим неприступен! – вскинулся папа римский. – Одним легионом ему не взять город!
– Александрия крупнее Рима, – лукаво улыбнувшись, заметил представитель халифа. – И войск с эмирами подошло много.
– Но и Василий был не один.
– Если верить словам выживших, победу сделал легион. Остальные – это так… просто участники…
– Пострадать за веру – святое дело! – в раздражении поджав губы, выкрикнул папа римский и нахохлился. Ему совсем не понравилось только что услышанное. А по спине побежал неприятный холодок. Этот мерзавец оказался на удивление близок… и опасен… Главное теперь – держать ухо востро и быть наготове сбежать из города, если легион замаячит на горизонте. А то и вправду – застанет врасплох. А общаться с ним он не желал совершенно.
– Пострадать за веру, – усмехнулся Фотий, – ты всегда успеешь. Во всяком случае, ты знаешь, к кому можно обратиться за помощью. Нам же нужно решить, что делать с этим человеком. Точнее, как унять его буйство и вернуть в лоно церкви. Если у вас есть что сказать – говорите. И вы тоже, – кивнул патриарх представителям халифата. – Вам же не нравится, что он приносил в жертву пленников. И вы, я уверен, не хотите, чтобы он поступал так впредь. Вот и давайте все вместе, сообща, вернем его к вере и приличному поведению.
– Может убийц подослать? – спросил архиепископ Кентерберийский.
– Пробовали. Бесполезно, – поморщившись, возразил Фотий. – Его даже яд черного скорпиона не взял.
– Ему демоны помогли!
– Дух предка, – возразил Фотий. – Кроме того, его любит чернь. И если всплывет история с убийством, можно здорово за это поплатиться.
– Чернь Константинополя!
– Этого достаточно для того, чтобы я был против. Вы хотите, чтобы город восстал, разграбил храмы, перебил священников и возродил старое поклонение языческим идолам? Он и так – на грани. В городе открыто стали поклоняться Аполлону, Аресу, Афродите и прочим демонам прошлого. А священникам маленьких храмов на окраине или в бедных кварталах пришлось прекратить там вести службы. Если в Константинополе начнется бунт язычников – никому мало не покажется.
– Но что же делать?
– Его нужно возвращать в лоно церкви. Так или иначе. Лишь бы он образумился.
– Боюсь, что это очень сложно, – тихо произнес раввин, возглавлявший делегацию по выкупу рабов. – Я большую часть из того, что он говорил, не понял. Но у меня сложилось впечатление, будто он видел своими глазами демонов, что питаются душами. Настоящих демонов. Возможно даже, с ними сражался, где и отточил свое воинское мастерство. Кроме того, он говорил, будто видел тех, кто лично встречался с богами. Возможно, старыми. Я толком не понял. Но мне показалось, что он побывал в аду. А можно ли душу человека после такого испытания исцелить?
– Все настолько плохо? – спросил патриарх Иерусалима.
– Не знаю… Вы понимаете, его сердце не ожесточено. Я говорил с теми, кого он взял в плен и обратил в рабство. Он обращается с ними очень достойно. Иной человек со слугами ведет себя хуже. А другие люди под его рукой? Василий лично следит за тем, чтобы никто из них не голодал. И ему это удается. И уже не первый год. Каждый человек у него пристроен к делу. Каждый накормлен. В его Новом Риме ныне стоит госпиталь на полсотни коек, где лекари и травники оказывают помощь всякому больному, что обратится к ним. За средства Василия, то есть бесплатно для больных. Он старается не применять смерть или увечье в качестве наказаний. По возможности. И вообще – на войне и в миру он очень разный. Я не встречал ни одного правителя, чтобы проявлял такую заботу о своих людях. И люди любят его. У него большое и чистое сердце, но душу уже не исцелить. Она растерзана тем ужасом, который он пережил…
– Если и не исцелить, то хотя бы нужно унять его язык, – грустно вздохнув, произнес Фотий.
– А если он хочет нас всех предостеречь? – спросил патриарх Иерусалима.
– От чего?! – в раздражении воскликнул папа римский. – От чего это чудовище может нас предостеречь?!
– Кое-какие предсказания он уже озвучивал, – задумчиво произнес Фотий. – Например, он предсказал, что через триста пятьдесят лет с востока придет новый Аттила, который ударит по землям христиан и магометан. Магометан он завоюет вплоть до Египта. Христиан – до германских земель.
– Ой… и вы этому верите? Новый Аттила, – хохотнул папа римский.
– Насколько этому предсказанию можно верить? – куда осторожнее поинтересовались напрягшиеся представители халифата.
– А настолько можно верить Василию? Он болтает много странного. Но пока ни разу не нарушал клятву и делает то, что говорит. Уличить его во лжи сложно. Да и в делах он полон чудес. Явно ОЧЕНЬ многое знает. Но нужно ли это знать людям? Жил бы спокойно… всем бы лучше было…
– Три с половиной века – большой срок, – произнес патриарх Антиохии, которому эта новость не понравилась больше всего. – Может, с Божьей помощью и обойдется?
– Скорее с помощью Василия, – возразил Фотий. – По его словам, атланты открыли ему будущее. Частично. И он пытается предотвратить то, что должно произойти. По его мнению, это «что-то» просто ужасно.
– Но это же бред!
– Все, что с ним связано, похоже на бред, – пожал плечами Фотий. – Кто бы мог подумать, что его далекий предок – основатель Египта – фараон по имени Скорпион. Ведь именно его дух пришел на помощь Василию и спас от яда. Дело было верное… хотя я и не слишком уж надеялся на успех. Но мои люди при кагане уверяли – все будет в лучшем виде. Однако… получилось то, что получилось. Поэтому повторяю – Василий очень раздражен и враждебно настроен и к христианству, и к исламу. В том числе и из-за попыток от него избавиться. Но я думаю, что он обратился к язычеству от безысходности.
– Наша вера ему тоже не близка, – заметил один из раввинов.
– Да, конечно, – кивнул Фотий. – И по всему выходит, что он просто заблудился во тьме. Запутался. Что ему нужен добрый наставник, чтобы разобраться и успокоить бурю в своей душе.
– Строгое послушание ему нужно, да на хлеб и воду! – пробурчал папа римский.
Фотий остро на него взглянул, но не стал ничего комментировать. И судя по лицам остальных участников, подумали они примерно то же самое.
– А вы знаете, – вдруг произнес представитель армянской апостольской церкви, – это же настоящее чудо.
– Где чудо?
– Здесь. Вот прямо сейчас. Ведь Василий смог собрать нас всех вместе. Вот мы сидим. Беседуем. И пытаемся как-то придумать сообща, что делать с общей проблемой. Когда мы последний раз так собирались? Ах… если учесть иудеев и мусульман, то никогда. Разве это не чудо?
– Чудо будет, – хмуро заметил представитель халифата, – если наша беседа даст хоть какие-то плоды.
– Чудо уже то, – улыбнувшись, произнес тот самый раввин, что навещал Ярослава, – что люди книги впервые собрались и обсуждают сообща, как бороться с язычеством. Это уже само по себе – чудо…
Глава 4
866 год, 6 июня, Двинск[85]
– Может быть, хватит? – тихо спросила Пелагея у супруга. Они стояли на носу джонки, удалившись туда, чтобы хоть немного побыть вдвоем.
– Что хватит?
– Ты весь год провел в походе. И собираешься снова. И не в один. Опять хочешь все бросить на меня? Думаешь, мне легко одной?