Камея из Ватикана
Часть 19 из 65 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Они подошли к Колиной машине и втиснулись на заднее сиденье.
– Здравствуйте, – поздоровалась Саша. – Вы Коля, да?
Парень, который смотрел на нее в зеркало заднего вида не отрываясь, весь пошел краснотой и кивнул.
Вот это цаца! Тогда, возле покойной бабули, он на нее и не посмотрел как следует! А она – вон какая!..
– Давай уже поедем, Коля, – предложила Тонечка. – У тебя есть навигатор? Долго нам ехать?
– Адрес говорите, теть Тонь, – спохватился романтический Коля. – Я забью.
Тонечка продиктовала адрес, и машина покатилась, разбрызгивая воду из луж.
– Какое солнце, – Саша порылась в сумке и нацепила темные очки. – Вчера лило весь день, а сегодня прямо весна! Хорошо, что я совещание отменила!
– А ты маску и перчатки взяла?
– Забыла, – спохватилась Саша.
Тонечка кивнула на свой рюкзачок:
– Я взяла и на тебя тоже.
– А че, в Москве все так и ходят, в намордниках? – подал голос Коля. – Неудобно же!
– Это теперь неважно, удобно или нет, – сказала Тонечка. – Теперь самое главное не заболеть и остальных не заразить.
– Да, говорят, фуфло эти намордники, толку нету от них.
– Фишка в том, что никто не знает, от чего есть толк, а от чего нет. – Тонечка посмотрела в окно на храм, сияющий на горке.
…Как там отец Илларион? Наверняка сегодня уже приходил – помолиться и поговорить «со своими».
– У тебя коленка прошла? – негромко спросила Саша, и Тонечка покачала головой.
– Нога в джинсы не лезет, так отекла. Я мажу, мажу, но пока не сходит.
– А у меня все зажило почти.
Тонечка уставилась Саше в лицо.
– Да ладно тебе, чего ты высматриваешь? – еще тише проговорила Саша. – Я все замазала, чтоб не видно. Хорошо, что на работу не нужно ходить. Вот все-таки есть плюсы в карантине!
И они засмеялись.
– Где ты работаешь? – спросила Тонечка. – В дизайне?
– Не-ет, с чего ты взяла? Я в издательстве работаю. Книжки издаю. То есть, конечно, не то чтоб я сама издавала, нас там много! А что ты так удивилась?
Тонечка предполагала все что угодно – дизайн, картинная галерея, сады Семирамиды, иллюстрированный дамский журнал, но только не книжки!..
– Я думала, ты продаешь русских соболей, – призналась она. – Или алмазные подвески.
Саша покатилась со смеху.
– Да нет, я нормальный управленец с кучей проблем и задачами, которые невозможно решить, особенно сейчас. Магазины закрыты, склады затарены, перевозки еще не встали, но есть такая опасность.
– Подожди, – сказала Тонечка. – Как говорит мой муж, не нужно пугаться заранее! Иначе будешь бояться намного дольше.
– Он все правильно говорит, но как же не пугаться, если страшно, Тоня? Книги – никакой не товар первой необходимости, хотя я честно не понимаю почему. Вот почему? Ты сидишь на карантине в запертой квартире. Что тебе остается, кроме компьютера и телевизора?! Только книги!
– Это точно, – согласилась Тонечка. – Тут не поспоришь.
– А я читать ваще не могу, – внезапно встрял в их беседу шофер Коля. Оказывается, он слушал!.. – Вот только открою книжку, меня сразу в сон тянет. А потом проснуться не могу.
– Плохо, Коля, – учительским голосом сказала Саша Шумакова. – Нужно учиться читать.
– Дак я умею, вы чего!
Саша улыбнулась:
– Вы слова читать умеете, а книги нет.
– Скучно больно. И непонятно. Я когда страницу перелистываю, уже забываю, чего на первой было написано.
– Бывает, – сказала Тонечка, которой надоел Коля. – Саш, а что вы издаете?
– Все, – она опять улыбнулась. Как видно, ей приятно было говорить о работе. – И прозу, и поэзию, и наших, и иностранцев! Альбомы издаем, нон-фикшн, научпоп, всякую психологию, учебники. Наше издательство самое крупное в России. Я прозой занимаюсь – и беллетристикой, и большой литературой. Нобелевских лауреатов издаю! – добавила она хвастливо.
Это хвастовство Тонечке было понятно и знакомо. Ее муж точно так же хвастался, когда у него получался хороший фильм. И она сама тоже – когда удавался сценарий.
– А теперь все остановилось, представляешь? – продолжала Саша совсем другим тоном. – У меня народу много работает. Я пока всех на удаленку не отправила, с работы не уходила.
– Ну, ты все же не капитан на тонущем судне!..
Саша вздохнула.
– Ну, капитан у нас тоже не уходил. Я уехала, а гендиректор на посту остался. Ему хуже всех, он вообще за все отвечает.
– Да, – согласилась Тонечка, думая о своем муже, который тоже отвечал за все и оставался на капитанском мостике последним.
– Так вот, – продолжала Саша, вновь вдохновляясь, – я как раз об этом и хотела с тобой поговорить.
– О чем? – не поняла Тонечка.
– О книжках! – Саша придвинулась к ней на сиденье и взяла ее под руку. – Ты же сценарии пишешь?
Тонечка кивнула.
– Я вчера в интернете посмотрела, ты написала их полно. Ты же мне только про «Дело штабс-капитана» сказала! Так вот я тебе хочу предложить, когда все закончится, давай попробуем книжку выпустить по твоему сценарию?
Тонечка ничего не поняла:
– Что значит, книжку по сценарию? Ты хочешь, чтоб я написала сценарий к книжке?!
– Да нет, – Саша даже очки сняла. – Смотри, есть такая мировая практика. Если фильм имеет успех, по его следам выпускают книгу. Чтоб был не только фильм, но и, допустим, повесть!
– Зачем?!
– Господи, как зачем! Допустим, ты любишь фильм «Золушка».
– Люблю.
– А пьесу Шварца, по которой фильм снят, ты читала?
– Ну, конечно! Пьеса гениальная, Саш!
– И здесь та же история, – неожиданно заключила Саша. – Только наоборот. Людям нравится фильм, но они хотят еще и книжку!
Тонечка немного посоображала.
– Ты не отказывайся сразу, – продолжала наступление Саша. – Это может быть интересно! Ты же никогда не писала прозу?
– Прозу? – переспросила Тонечка.
…Она писала. Давно.
Первый муж, отец ее дочери, считал себя писателем. Именно считал, потому что на самом деле он был алкоголик, а не писатель. А Тонечка его любила – так, что писала книжки… за него. Выпив, он забывал обо всем, становился почти невменяемым, а очнувшись, верил, что все написал сам.
Потом он умер, и она перестала писать «прозу». Слишком тяжело она ей давалась, эта самая проза.
– Вот посмотри, – говорила между тем Саша. – У тебя есть сценарий. Допустим, тот же «Штабс-капитан». Считай, диалоги все написаны! Тебе осталось только переделать закадровый текст в… повествование! И все!
– Саш, это совсем разные вещи – сценарий и роман. По-моему, это так не работает, переписать сценарий в роман невозможно.
– А мне кажется, сработает, – заявила Саша. – Нужно попробовать. Если ты не попробуешь, никогда не узнаешь, возможно или нет!..
– Теть Тонь, вы чего, для киношек сценарии пишете? – удивился шофер Коля. – Небось работка не пыльная!
И засмеялся, а Тонечка вздохнула.
– А я тебе говорю, нужно попытаться, – продолжила Саша, не обращая на Колю никакого внимания. – Вот ты меня послушай.
– Да у меня времени нет, я все время в сценарной работе.
– У тебя времени полно, – энергично возразила собеседница. – Ты как раз на карантине!.. Скажи себе, что это просто эксперимент, ты ничего не теряешь. Не получится, значит, так тому и быть! Но вдруг?..
Тонечка засмеялась.
– Здравствуйте, – поздоровалась Саша. – Вы Коля, да?
Парень, который смотрел на нее в зеркало заднего вида не отрываясь, весь пошел краснотой и кивнул.
Вот это цаца! Тогда, возле покойной бабули, он на нее и не посмотрел как следует! А она – вон какая!..
– Давай уже поедем, Коля, – предложила Тонечка. – У тебя есть навигатор? Долго нам ехать?
– Адрес говорите, теть Тонь, – спохватился романтический Коля. – Я забью.
Тонечка продиктовала адрес, и машина покатилась, разбрызгивая воду из луж.
– Какое солнце, – Саша порылась в сумке и нацепила темные очки. – Вчера лило весь день, а сегодня прямо весна! Хорошо, что я совещание отменила!
– А ты маску и перчатки взяла?
– Забыла, – спохватилась Саша.
Тонечка кивнула на свой рюкзачок:
– Я взяла и на тебя тоже.
– А че, в Москве все так и ходят, в намордниках? – подал голос Коля. – Неудобно же!
– Это теперь неважно, удобно или нет, – сказала Тонечка. – Теперь самое главное не заболеть и остальных не заразить.
– Да, говорят, фуфло эти намордники, толку нету от них.
– Фишка в том, что никто не знает, от чего есть толк, а от чего нет. – Тонечка посмотрела в окно на храм, сияющий на горке.
…Как там отец Илларион? Наверняка сегодня уже приходил – помолиться и поговорить «со своими».
– У тебя коленка прошла? – негромко спросила Саша, и Тонечка покачала головой.
– Нога в джинсы не лезет, так отекла. Я мажу, мажу, но пока не сходит.
– А у меня все зажило почти.
Тонечка уставилась Саше в лицо.
– Да ладно тебе, чего ты высматриваешь? – еще тише проговорила Саша. – Я все замазала, чтоб не видно. Хорошо, что на работу не нужно ходить. Вот все-таки есть плюсы в карантине!
И они засмеялись.
– Где ты работаешь? – спросила Тонечка. – В дизайне?
– Не-ет, с чего ты взяла? Я в издательстве работаю. Книжки издаю. То есть, конечно, не то чтоб я сама издавала, нас там много! А что ты так удивилась?
Тонечка предполагала все что угодно – дизайн, картинная галерея, сады Семирамиды, иллюстрированный дамский журнал, но только не книжки!..
– Я думала, ты продаешь русских соболей, – призналась она. – Или алмазные подвески.
Саша покатилась со смеху.
– Да нет, я нормальный управленец с кучей проблем и задачами, которые невозможно решить, особенно сейчас. Магазины закрыты, склады затарены, перевозки еще не встали, но есть такая опасность.
– Подожди, – сказала Тонечка. – Как говорит мой муж, не нужно пугаться заранее! Иначе будешь бояться намного дольше.
– Он все правильно говорит, но как же не пугаться, если страшно, Тоня? Книги – никакой не товар первой необходимости, хотя я честно не понимаю почему. Вот почему? Ты сидишь на карантине в запертой квартире. Что тебе остается, кроме компьютера и телевизора?! Только книги!
– Это точно, – согласилась Тонечка. – Тут не поспоришь.
– А я читать ваще не могу, – внезапно встрял в их беседу шофер Коля. Оказывается, он слушал!.. – Вот только открою книжку, меня сразу в сон тянет. А потом проснуться не могу.
– Плохо, Коля, – учительским голосом сказала Саша Шумакова. – Нужно учиться читать.
– Дак я умею, вы чего!
Саша улыбнулась:
– Вы слова читать умеете, а книги нет.
– Скучно больно. И непонятно. Я когда страницу перелистываю, уже забываю, чего на первой было написано.
– Бывает, – сказала Тонечка, которой надоел Коля. – Саш, а что вы издаете?
– Все, – она опять улыбнулась. Как видно, ей приятно было говорить о работе. – И прозу, и поэзию, и наших, и иностранцев! Альбомы издаем, нон-фикшн, научпоп, всякую психологию, учебники. Наше издательство самое крупное в России. Я прозой занимаюсь – и беллетристикой, и большой литературой. Нобелевских лауреатов издаю! – добавила она хвастливо.
Это хвастовство Тонечке было понятно и знакомо. Ее муж точно так же хвастался, когда у него получался хороший фильм. И она сама тоже – когда удавался сценарий.
– А теперь все остановилось, представляешь? – продолжала Саша совсем другим тоном. – У меня народу много работает. Я пока всех на удаленку не отправила, с работы не уходила.
– Ну, ты все же не капитан на тонущем судне!..
Саша вздохнула.
– Ну, капитан у нас тоже не уходил. Я уехала, а гендиректор на посту остался. Ему хуже всех, он вообще за все отвечает.
– Да, – согласилась Тонечка, думая о своем муже, который тоже отвечал за все и оставался на капитанском мостике последним.
– Так вот, – продолжала Саша, вновь вдохновляясь, – я как раз об этом и хотела с тобой поговорить.
– О чем? – не поняла Тонечка.
– О книжках! – Саша придвинулась к ней на сиденье и взяла ее под руку. – Ты же сценарии пишешь?
Тонечка кивнула.
– Я вчера в интернете посмотрела, ты написала их полно. Ты же мне только про «Дело штабс-капитана» сказала! Так вот я тебе хочу предложить, когда все закончится, давай попробуем книжку выпустить по твоему сценарию?
Тонечка ничего не поняла:
– Что значит, книжку по сценарию? Ты хочешь, чтоб я написала сценарий к книжке?!
– Да нет, – Саша даже очки сняла. – Смотри, есть такая мировая практика. Если фильм имеет успех, по его следам выпускают книгу. Чтоб был не только фильм, но и, допустим, повесть!
– Зачем?!
– Господи, как зачем! Допустим, ты любишь фильм «Золушка».
– Люблю.
– А пьесу Шварца, по которой фильм снят, ты читала?
– Ну, конечно! Пьеса гениальная, Саш!
– И здесь та же история, – неожиданно заключила Саша. – Только наоборот. Людям нравится фильм, но они хотят еще и книжку!
Тонечка немного посоображала.
– Ты не отказывайся сразу, – продолжала наступление Саша. – Это может быть интересно! Ты же никогда не писала прозу?
– Прозу? – переспросила Тонечка.
…Она писала. Давно.
Первый муж, отец ее дочери, считал себя писателем. Именно считал, потому что на самом деле он был алкоголик, а не писатель. А Тонечка его любила – так, что писала книжки… за него. Выпив, он забывал обо всем, становился почти невменяемым, а очнувшись, верил, что все написал сам.
Потом он умер, и она перестала писать «прозу». Слишком тяжело она ей давалась, эта самая проза.
– Вот посмотри, – говорила между тем Саша. – У тебя есть сценарий. Допустим, тот же «Штабс-капитан». Считай, диалоги все написаны! Тебе осталось только переделать закадровый текст в… повествование! И все!
– Саш, это совсем разные вещи – сценарий и роман. По-моему, это так не работает, переписать сценарий в роман невозможно.
– А мне кажется, сработает, – заявила Саша. – Нужно попробовать. Если ты не попробуешь, никогда не узнаешь, возможно или нет!..
– Теть Тонь, вы чего, для киношек сценарии пишете? – удивился шофер Коля. – Небось работка не пыльная!
И засмеялся, а Тонечка вздохнула.
– А я тебе говорю, нужно попытаться, – продолжила Саша, не обращая на Колю никакого внимания. – Вот ты меня послушай.
– Да у меня времени нет, я все время в сценарной работе.
– У тебя времени полно, – энергично возразила собеседница. – Ты как раз на карантине!.. Скажи себе, что это просто эксперимент, ты ничего не теряешь. Не получится, значит, так тому и быть! Но вдруг?..
Тонечка засмеялась.