Как мы принимаем решения
Часть 8 из 23 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
21, 23, 25 мая – три британских судна затоплены
1–14 июня – агрессивные боевые действия с обеих сторон
14 июня – Аргентина капитулирует.
История выглядит яснее с позиций сегодняшнего дня. Когда мы знаем исход войны, легче определить и проанализировать её причины, характеры людей, которые её вели, стратегические решения и так далее. Но когда история только разворачивается, она носит другой характер.
Так было и с Фолклендской войной. Я могу видеть исход событий полнее, чем когда-либо могла Тэтчер, потому что знаю, каков будет финал, а она не знала. Но она была уверена, что должна до последней капли мобилизовать свой характер, интеллект, соображения о роли Великобритании и направить их против угрозы, стоявшей перед суверенитетом страны.
Маргарет Тэтчер была первой женщиной, занявшей пост премьер-министра в Великобритании. Имеет ли отношение пол Тэтчер к нашему рассмотрению её решений по Фолклендской войне?
Я практически чувствую себя глупо, ставя вопрос, обладала ли она необходимыми качествами? Но его продолжают задавать в отношении каждой женщины, стремящейся занять руководящую должность и достичь чего-то в правительстве, корпорациях, университетах, медиа, юридических фирмах, медицине, армии, науке и так далее – в любой деятельности за пределами дома.
И Тэтчер сталкивалась с гендерными вопросами с самого начала своей политической и юридической карьеры. Сама она написала, что «было много подозрений относительно кандидатов-женщин… мир вполне определённо был мужским, куда боялись ступить не только ангелы»[21]. Помните её необъявленную помолвку с Дэнисом во время первой избирательной кампании? В ту эпоху любому кандидату женского пола было сложно участвовать в выборах, но незамужняя свободная женщина, вероятно, казалась более приемлемым кандидатом. Также налоговое законодательство (специальность Тэтчер) считалось более «подходящим» для замужней женщины с детьми, чем что-либо связанное с судопроизводством.
В личном отношении ответ Тэтчер на любые вопросы о её компетентности был «работа-работа-работа», подход, ориентированный на результаты, им отмечено её детство и вся жизнь. В более масштабном общественном плане её ответ был таким же: она просто не обращала внимания, считают её феминисткой или нет.
Что касается ее руководства британским успехом на Фолклендских островах, я подчеркну, что у Маргарет Тэтчер не было другого выбора, кроме как встать во главе. Её пол не имел значения. Напомню поговорку: нельзя узнать вкус пудинга, не отведав его. То есть результаты говорят за себя. (Поговорки могут казаться банальными, но они рождаются из опыта и, до того как стать избитыми, были вполне оригинальными.)
Ещё одним фактором в Фолклендской войне была пропасть между людьми, обладавшими настоящим военным опытом, и теми, у кого его не было. У Маргарет Тэтчер не было военного опыта. У её мужа – ветерана Второй мировой войны – он был, но у большинства других советников не было. Практически целое поколение выросло после окончания Второй мировой войны, участия Британии в Корейской войне и унизительного урегулирования Суэцкого кризиса. Актуальный военный опыт был в дефиците.
Важно, что Тэтчер располагала качествами, необходимыми для человека, принимающего эффективные решения. У неё был надёжный и хорошо сформировавшийся характер, «жизненный опыт» и чётко сформулированная философия. Многочисленные советники давали рекомендации, которые она умела просеивать, исходя из представления о том, что можно и что должно быть достигнуто в короткие и в длительные сроки. Это важные моменты.
Принципиальным было и ее осознание того, что она не знает всего необходимого. Из официальной биографии, написанной Чарльзом Муром:
[Тэтчер] очевидно находилась в невыгодном положении, ничего не зная о войне… Но в некотором, менее очевидном, смысле недостаток знаний ей помог. Он дал ей смирение, в отсутствии которого её часто обвиняли в других вопросах, и побудил её прислушаться к коллегам… Ее ум был открыт для политических задач и заставлял её стремиться делать всё возможное для [вооружённых сил].
Но для главнокомандующей женщины-неветерана неопытность Тэтчер создавала ряд проблем. Приведенная Муром цитата от явного не-фаната Тэтчер резюмировала, какое отношение могло быть превалирующим:
Она бы не сделала этого, если бы была мужчиной или служила в вооружённых силах во время войны. Тогда она знала бы, насколько плохо, скорее всего, будут развиваться события.
В конечном итоге в Фолклендской войне ничего крайне плохого не произошло. Но в политическом плане это были очень непростые времена для Тэтчер, когда она чувствовала «изоляцию» и «одиночество» и нередко оставалась «сама по себе», особенно занимаясь другими вопросами, которые требовали её руководства.
Существует много сходств между Гарри Трумэном и Маргарет Тэтчер. Ранее я говорил о присущем позиции президента США одиночестве, когда он столкнулся с решением использовать ядерную бомбу. Окружённый советниками, союзниками, врагами, планами сражений, прогнозами потерь и огромным количеством других данных, окончательную ответственность Трумэн нес в одиночку. Тэтчер столкнулась с теми же условиями. И у неё была своя версия фразы «это мое решение». Она принимала «большинство важных решений сама», не жалуясь, а считая их фактом жизни, бременем, которое скорее приветствовала.
Новостные сообщения того времени о Фолклендской войне и более подробные данные исторических книг, биографий и мемуаров, доступных сегодня, создают впечатление, что решения принимались впопыхах, времени на раздумья не хватало. Война велась с головокружительной скоростью. Кажется, многие решения принимались на лету, без особой возможности оценить их последствия. Ситуация осложнялась еще и тем, что война велась в суровых погодных условиях (ранняя зима в Южном полушарии, недалеко от Антарктики), фактически в непосредственной близости от врага и в 8000 миль от страны, которую возглавляла Тэтчер. Аналогично и Трумэн находился в Вашингтоне на расстоянии почти 7000 миль от Японии.
Кто-то может сказать, что ставки для Тэтчер были не так высоки, как для Трумэна, и решения, перед которыми они стояли, несоизмеримы. Но фундаментальный вопрос был тот же: как поступить правильно?
Неестественно предполагать, что Тэтчер была по-настоящему решительной постоянно, в каждую минуту каждого дня. Биограф Мур упомянул «множество мелочей», в которые она «торопилась погрузиться» в то время. Такое поведение было характерным также и в другие моменты, как он отметил, оно «было её привычкой в состоянии стресса».
Тэтчер смогла впервые посетить Фолклендские острова через два года после того, как Аргентина капитулировала. Конечно, для премьер-министра победа была смешана со скорбью. Будучи неопытной в военном деле, она была в полной мере осведомлена о человеческих жертвах. Их бремя отразилось на её позе, когда она склонилась, чтобы возложить венок на кладбище в заливе Сан-Карлос, где ее сфотографировали в сопровождении военного советника. Со стороны Британии было 255 погибших и 777 раненых, все военные. Со стороны Аргентины погибли 648 военных и один гражданский (который служил моряком) и насчитывалось 1188 раненых. Три фолклендские женщины погибли от выстрелов по своим.
Сегодня Фолклендские острова остаются независимой страной, являющейся частью Соединённого Королевства. Периодически напряжение с Аргентиной нарастает, но подавляется тем фактом, что сами островитяне (сейчас население составляет примерно 3400 человек) предпочитают статус-кво, как это было и в 1981 году.
После Фолклендской войны популярность Тэтчер вначале стремительно выросла, и репутация Соединённого Королевства начала восстанавливаться. Как можно было ожидать, в её оставшиеся восемь лет на посту премьер-министра Тэтчер проявила себя энергичным лидером. Я убежден, что она была почти раздавлена, когда лишилась своего поста в 1990 году; оставалось еще так много всего, что ей хотелось бы сделать и на британской, и на мировой арене. Но решают избиратели.
В заключение рассмотрим ещё одно возможное сходство между Гарри Трумэном и Маргарет Тэтчер.
В начале этой главы я привел цитату Маргарет на тему бракосочетания с Дэнисом Тэтчером, которое она назвала «одним из своих лучших решений». В автобиографии она очень тепло отзывается о муже, который, кажется, был воплощением загадочного термина «сподвижник», равным ей во всех отношениях. В интервью по случаю 35-й годовщины их свадьбы в 1986 году Маргарет назвала Дэниса «золотой нитью», проходящей через её жизнь. Кто-то может вспомнить о Гарри и Бесс. Хотя я и не хочу анализировать брак Тэтчер, как не хотел анализировать брак Трумэна, мне ясно, что существование интимных партнёрских отношений играет ключевую роль в успешном принятии решений.
* * *
Вот какие уроки на тему принятия решений я предлагаю извлечь из опыта Маргарет Тэтчер в Фолклендской войне:
1. Будьте смелыми в своих убеждениях. Множество факторов могут встать на вашем пути. Если то, что вы хотите сделать, правильно, просто делайте это и творчески подойдите к способам достижения успеха.
2. Ищите советов в компетентных источниках – и прислушивайтесь к ним. Вы не обязаны им следовать, но у вас должны быть эти советы. Если у других есть опыт, которого вам недостаёт, выясните, что они уже узнали в схожих обстоятельствах. Помните, что люди, к которым вы обращаетесь, могут стать вашими самыми большими поклонниками и помочь осуществить решения, которые вы принимаете.
3. Возьмите паузу, если ситуация позволяет. Это даст вам время мыслить нестандартно. Ранее я говорил, что у меня сложилось впечатление, будто Маргарет Тэтчер принимала решения с почти безудержной скоростью. Несомненно, ситуация этого требовала, но, к счастью, мало кто из нас принимает решения в военное время.
4. Всегда думайте о последствиях своих решений. Вы играете в шахматы, нарды, карты или даже шашки? Все эти игры опираются на мышление, выходящее за рамки ближайших или наиболее очевидных шагов. Безопасность и благополучие отдельных людей всегда должны учитываться, но для ваших решений может также понадобиться учитывать обстановку на рынках, в вашей отрасли и многое другое. Люди, чьи истории приведены в этой книге, к примеру, приняли решения, которые помогли изменить мир.
5. Не дайте предрассудкам остановить вас. Многие могут иметь (но скрывать) предвзятые негативные идеи относительно вашей расы, пола, сексуальной идентичности, возраста, внешнего вида, национального происхождения, веры, экономического статуса, уровня образования и многих других личных характеристик. Даже отсутствия у вас непосредственного военного опыта, как в случае с Маргарет Тэтчер. Они могут использовать эти идеи, чтобы встать на вашем пути, когда вы принимаете и осуществляете свои решения.
6. Контролируйте собственные решения. Несите ответственность за них и их последствия. Будьте независимы – то есть не принимайте решения назло другим или под внешним давлением, – но уважайте их воздействие на других.
7. Старайтесь найти и сформировать высшую цель вашего решения. Став премьер-министром, Тэтчер объявила себя «решительной защитницей интересов Британии». В то время как некоторые оценивали вторжение Аргентины на Фолклендские острова в 1982 году как конфликт или провокацию, Тэтчер верила, что на кону стояло не менее чем существование Британской империи. Я не предлагаю вам непременно ставить грандиозные цели, но по меньшей мере не бойтесь этого. Мало кто действительно намечает высокие цели, и ваши решения будут выделяться на их фоне.
8. Вовлекайте своего супруга, партнёра или близкого человека в процесс принятия решений, когда это уместно или необходимо. Повлияет ли то, что вы делаете, на них, требует ли это их участия? Есть ли у них знания и опыт, которые могут вам помочь? Нужна ли вам моральная поддержка, дружеское плечо, на которое можно опереться, или что-то более конкретное?
Глава 6. Жанна д’Арк
Мои голоса исходили от Бога, и всё, что я делала, было согласно воле Божьей.
Жанна д’Арк
Представьте себе девочку-подростка, которая, решив подчиниться приказам божественных голосов, слышных только ей одной, изменила ход французской и английской истории. Если бы у нас не было исторических записей начала XV века, свидетельствующих, что эта девушка, Жанна д’Арк, была настоящим, реально жившим человеком, её история показалась бы мифом. Но это правда, она была. Помимо того, что она официальная французская героиня, Жанна является римско-католической святой, так что я обращусь к истории церкви, чтобы привести основную информацию. Как многие дети, воспитанные в католической вере в определённую эпоху, я был очень привязан к «Житиям святых». Так как некоторые книги невозможно выбросить, их экземпляр все еще хранится у меня в «архивах». Вступление к рассказу о Жанне д’Арк, возможно, чрезмерно упрощено, но оно подготавливает почву. В нём говорится следующее:
6 января 1412 года Жанна д’Арк родилась у благочестивых родителей, французских крестьян, в глухой деревне Домреми, рядом с провинцией Лотарингия. С очень раннего возраста она слышала голоса – голоса святого Михаила, святой Екатерины и святой Маргариты. Сначала послания были личными и неконкретными. Затем наконец поступил кульминационный приказ. В мае 1428 года голоса велели Жанне пойти к королю Франции и помочь ему возвратить власть в королевстве. Преодолев сопротивление священников и придворных, Жанна возглавила маленькую армию, которая осадила Орлеан 8 мая 1429 года. Во время защиты Компьеня она попала в плен и была продана англичанам. Её судили в Руане трибуналом под председательством печально известного Кошона, епископа Бове. Хотя она поразила судей готовностью своих ответов, ее приговорили к смерти как еретичку и сожгли на костре 24 мая [sic; в действительности 30 мая] 1431 года.
Почему французскому королю нужно было «возвращать власть в королевстве»? (На самом деле Карл VII не мог претендовать на корону, он всё ещё считался лишь «дофином», старшим сыном короля, несмотря на то что его отец умер в 1422 году.) Основание для этого коренится в причинах Столетней войны. Она представляла собой серию сражений, распрей, осад, захватов и других конфликтов Англии и Франции, разворачивавшихся практически целиком на французской земле с 1337-го по 1453 год (или даже дольше – смотря на каких историков опираться). Вопросы престолонаследия (пять поколений королей, незаконнорожденные дети!) и суверенитета Франции (Англия претендовала на завоевание Франции, крупнейшей и сильнейшей европейской страны на тот момент) были ее коренными причинами.
Архангел Михаил (Святой Михаил) почитается в иудаизме, христианстве и исламе. К нему обращаются за помощью в духовном противостоянии. Он часто изображается как могучий крылатый воин, насмерть поражающий страшного змея, съёжившегося у его ног. Традиционная молитва гласит в том числе: «Архангел Михаил, береги нас в бою, будь нашей защитой…» Святые Маргарита и Екатерина почитались как мученицы, осужденные и казненные за то, что не отреклись от христианской веры.
Когда ещё не коронованный Карл VII отправил 17-летнюю Жанну в Орлеан в 1429 году, он был в отчаянии. Король, должно быть, решил, что ничего хуже с ним и его страной уже не произойдет. Царил полнейший хаос, длившийся уже на протяжении поколений. Все военные операции французов балансировали на грани полного поражения. К кому он мог обратиться? Вдруг по-явилась девушка, сказавшая, что на протяжении четырёх лет с ней говорит Бог голосами трёх святых. Что было терять Карлу VII?
Участие Жанны в прорыве пятимесячной осады и освобождении Орлеана было для французов как морально вдохновляющим, так и значимым в военном плане. Оно повернуло ход войны – за ним последовало всё больше французских побед. Потребовалось ещё как минимум двадцать с лишним лет, но французы сбросили с себя английские оковы. Долгий национальный кошмар, говоря словами американского президента, сказанными в другом контексте, был позади.
Окончание Столетней войны не было последним опытом оккупации Франции вражескими силами. Следует помнить две мировые войны ХХ века.
Что интересно, Соединённые Штаты использовали Жанну д’Арк – её культовое изображение и её дух – в кампании по сбору средств во время Первой мировой войны. Первоначальный тираж военных облигаций восприняли с таким энтузиазмом, что все они были распроданы. Пока подготавливался новый выпуск, министерство финансов разработало сберегательный продукт, реклама которого была адресована непосредственно женщинам. На известном сегодня постере красивая, энергичная, одетая в доспехи Жанна изображалась на фоне слов: «Жанна д’Арк спасла Францию. Женщины Америки, спасите свою страну. Покупайте Военные сберегательные марки».
Что получила Жанна за свои усилия? Как гласит религиозная книга из моего детства, её жизнь завершилась в руках врагов. Ее предали суду и признали виновной как еретичку, потому что она не отреклась от утверждения, что голоса исходили от ангелов и святых, и значит, от бога. Ее казнили через сожжение на костре – распространённое наказание для еретиков в Средние века. Давайте не забывать, что ей было девятнадцать лет.
Практически сразу же Жанна д’Арк стала героиней французского народа и вокруг неё сформировался культ. К моменту окончания Столетней войны её дело было пересмотрено, посмертно обвинения, которые привели к казни, сняты. Канонизация героини католической церковью произошла в 1920 году.
Важность Жанны нельзя понять, не зная положения христианства во Франции – и во всей Европе – в те времена. Христианство и католицизм были синонимами. Проще говоря, католическая церковь в форме Священной Римской империи правила наряду с королями и королевами; она пронизывала все сферы официальной и личной жизни. «Все» были католиками, включая участников Столетней войны. Помните, война не была религиозным конфликтом; её целью был захват земель и, таким образом, власти. Но то, что божественные силы приказали Жанне помочь Карлу VII, определённо могло рассматриваться, как будто бог принимает чью-то сторону в семейном споре.
В 1517 году, менее чем через сто лет после смерти Жанны, христианский католический фасад в Европе начал растрескиваться. В этот год в Германии Мартин Лютер опубликовал Девяносто пять тезисов, вдохновивших борьбу протестантской реформации, которая продлилась до конца Тридцатилетней войны в 1648 году. Ещё одна продолжительная война началась из-за религиозных споров, но затем разрослась, затронув все остальные вопросы, какие только можно представить, и все страны Европы. После ужасной резни (количество погибших оценено в восемь миллионов) война завершилась Вестфальским договором, перекроившим почти все национальные границы и установившим суверенитет каждого государства. Дни Священной Римской империи подошли к концу. Во Франции католицизм был вновь провозглашен государственной религией, но в других странах все было иначе. Англия, например, порвала с Римом в 1534 году, когда король Генрих VIII бросил знаменитый вызов папе и основал англиканскую церковь, которая по сегодняшний день считается «государственной» церковью страны. В Германии и Швейцарии объединёнными усилиями Лютера, Жана Кальвина, Ульриха Цвингли и многих других возникли различные так называемые «протестантские» ветви христианства.
В католической традиции из-за того, что «вера» пришла во Францию очень рано (во II веке), Франция называется «старшей дочерью Церкви», но официальный католицизм завершился после Французской революции в 1788–1789 гг. – положение было подкреплено законом 1905 года об отделении церкви от государства.
Сегодня страна Жанны д’Арк считается светской или многоконфессиональной и гордится своей религиозной толерантностью. Примерно 65 % 67-миллионного французского народа считают себя христианами (80 % от этой цифры составляют католики, только 5 % из которых «регулярно посещают богослужения»). Из оставшихся примерно 35 % населения крупнейшую отдельную группу представляют исповедующие ислам (7 %, и цифра растёт). Более маленькие процентные доли приходятся на иудаизм, буддизм, русское православие и сикхизм.
Осмелюсь сказать, что мало кого волнует, что Жанна д’Арк является одной из десяти святых покровителей Франции (католическая церковь наделяет все страны святыми покровителями). Но введите в строку поиска «герои Франции» – и вы увидите, что Жанна занимает прочное место среди таких светил, как Виктор Гюго, маркиз де Лафайет, Шарль де Голль, Клод Моне, Наполеон, Луи Пастер, Гюстав Эйфель и другие военные, культурные, научные, политические и бизнес-лидеры.
Несмотря на исторические факты о жизни Жанны и её военной карьере, многие вдумчивые люди считают Орлеанскую деву скорее мифом, фантазией или как минимум человеком с психическими проблемами. Они подозрительно относятся к её мотивам, сомневаясь в существовании голосов, которые слышала Жанна. Или у них есть свои объяснения происхождения этих голосов. Список включает Джорджа Бернарда Шоу, самая известная драма которого – культовая «Святая Иоанна». Историк Дональд Спото использовал цитату из этой пьесы, представляя свою собственную книгу «Жанна»:
Жанна: Я слышала голоса, которые сказали мне, что делать. Они исходили от Бога.
1–14 июня – агрессивные боевые действия с обеих сторон
14 июня – Аргентина капитулирует.
История выглядит яснее с позиций сегодняшнего дня. Когда мы знаем исход войны, легче определить и проанализировать её причины, характеры людей, которые её вели, стратегические решения и так далее. Но когда история только разворачивается, она носит другой характер.
Так было и с Фолклендской войной. Я могу видеть исход событий полнее, чем когда-либо могла Тэтчер, потому что знаю, каков будет финал, а она не знала. Но она была уверена, что должна до последней капли мобилизовать свой характер, интеллект, соображения о роли Великобритании и направить их против угрозы, стоявшей перед суверенитетом страны.
Маргарет Тэтчер была первой женщиной, занявшей пост премьер-министра в Великобритании. Имеет ли отношение пол Тэтчер к нашему рассмотрению её решений по Фолклендской войне?
Я практически чувствую себя глупо, ставя вопрос, обладала ли она необходимыми качествами? Но его продолжают задавать в отношении каждой женщины, стремящейся занять руководящую должность и достичь чего-то в правительстве, корпорациях, университетах, медиа, юридических фирмах, медицине, армии, науке и так далее – в любой деятельности за пределами дома.
И Тэтчер сталкивалась с гендерными вопросами с самого начала своей политической и юридической карьеры. Сама она написала, что «было много подозрений относительно кандидатов-женщин… мир вполне определённо был мужским, куда боялись ступить не только ангелы»[21]. Помните её необъявленную помолвку с Дэнисом во время первой избирательной кампании? В ту эпоху любому кандидату женского пола было сложно участвовать в выборах, но незамужняя свободная женщина, вероятно, казалась более приемлемым кандидатом. Также налоговое законодательство (специальность Тэтчер) считалось более «подходящим» для замужней женщины с детьми, чем что-либо связанное с судопроизводством.
В личном отношении ответ Тэтчер на любые вопросы о её компетентности был «работа-работа-работа», подход, ориентированный на результаты, им отмечено её детство и вся жизнь. В более масштабном общественном плане её ответ был таким же: она просто не обращала внимания, считают её феминисткой или нет.
Что касается ее руководства британским успехом на Фолклендских островах, я подчеркну, что у Маргарет Тэтчер не было другого выбора, кроме как встать во главе. Её пол не имел значения. Напомню поговорку: нельзя узнать вкус пудинга, не отведав его. То есть результаты говорят за себя. (Поговорки могут казаться банальными, но они рождаются из опыта и, до того как стать избитыми, были вполне оригинальными.)
Ещё одним фактором в Фолклендской войне была пропасть между людьми, обладавшими настоящим военным опытом, и теми, у кого его не было. У Маргарет Тэтчер не было военного опыта. У её мужа – ветерана Второй мировой войны – он был, но у большинства других советников не было. Практически целое поколение выросло после окончания Второй мировой войны, участия Британии в Корейской войне и унизительного урегулирования Суэцкого кризиса. Актуальный военный опыт был в дефиците.
Важно, что Тэтчер располагала качествами, необходимыми для человека, принимающего эффективные решения. У неё был надёжный и хорошо сформировавшийся характер, «жизненный опыт» и чётко сформулированная философия. Многочисленные советники давали рекомендации, которые она умела просеивать, исходя из представления о том, что можно и что должно быть достигнуто в короткие и в длительные сроки. Это важные моменты.
Принципиальным было и ее осознание того, что она не знает всего необходимого. Из официальной биографии, написанной Чарльзом Муром:
[Тэтчер] очевидно находилась в невыгодном положении, ничего не зная о войне… Но в некотором, менее очевидном, смысле недостаток знаний ей помог. Он дал ей смирение, в отсутствии которого её часто обвиняли в других вопросах, и побудил её прислушаться к коллегам… Ее ум был открыт для политических задач и заставлял её стремиться делать всё возможное для [вооружённых сил].
Но для главнокомандующей женщины-неветерана неопытность Тэтчер создавала ряд проблем. Приведенная Муром цитата от явного не-фаната Тэтчер резюмировала, какое отношение могло быть превалирующим:
Она бы не сделала этого, если бы была мужчиной или служила в вооружённых силах во время войны. Тогда она знала бы, насколько плохо, скорее всего, будут развиваться события.
В конечном итоге в Фолклендской войне ничего крайне плохого не произошло. Но в политическом плане это были очень непростые времена для Тэтчер, когда она чувствовала «изоляцию» и «одиночество» и нередко оставалась «сама по себе», особенно занимаясь другими вопросами, которые требовали её руководства.
Существует много сходств между Гарри Трумэном и Маргарет Тэтчер. Ранее я говорил о присущем позиции президента США одиночестве, когда он столкнулся с решением использовать ядерную бомбу. Окружённый советниками, союзниками, врагами, планами сражений, прогнозами потерь и огромным количеством других данных, окончательную ответственность Трумэн нес в одиночку. Тэтчер столкнулась с теми же условиями. И у неё была своя версия фразы «это мое решение». Она принимала «большинство важных решений сама», не жалуясь, а считая их фактом жизни, бременем, которое скорее приветствовала.
Новостные сообщения того времени о Фолклендской войне и более подробные данные исторических книг, биографий и мемуаров, доступных сегодня, создают впечатление, что решения принимались впопыхах, времени на раздумья не хватало. Война велась с головокружительной скоростью. Кажется, многие решения принимались на лету, без особой возможности оценить их последствия. Ситуация осложнялась еще и тем, что война велась в суровых погодных условиях (ранняя зима в Южном полушарии, недалеко от Антарктики), фактически в непосредственной близости от врага и в 8000 миль от страны, которую возглавляла Тэтчер. Аналогично и Трумэн находился в Вашингтоне на расстоянии почти 7000 миль от Японии.
Кто-то может сказать, что ставки для Тэтчер были не так высоки, как для Трумэна, и решения, перед которыми они стояли, несоизмеримы. Но фундаментальный вопрос был тот же: как поступить правильно?
Неестественно предполагать, что Тэтчер была по-настоящему решительной постоянно, в каждую минуту каждого дня. Биограф Мур упомянул «множество мелочей», в которые она «торопилась погрузиться» в то время. Такое поведение было характерным также и в другие моменты, как он отметил, оно «было её привычкой в состоянии стресса».
Тэтчер смогла впервые посетить Фолклендские острова через два года после того, как Аргентина капитулировала. Конечно, для премьер-министра победа была смешана со скорбью. Будучи неопытной в военном деле, она была в полной мере осведомлена о человеческих жертвах. Их бремя отразилось на её позе, когда она склонилась, чтобы возложить венок на кладбище в заливе Сан-Карлос, где ее сфотографировали в сопровождении военного советника. Со стороны Британии было 255 погибших и 777 раненых, все военные. Со стороны Аргентины погибли 648 военных и один гражданский (который служил моряком) и насчитывалось 1188 раненых. Три фолклендские женщины погибли от выстрелов по своим.
Сегодня Фолклендские острова остаются независимой страной, являющейся частью Соединённого Королевства. Периодически напряжение с Аргентиной нарастает, но подавляется тем фактом, что сами островитяне (сейчас население составляет примерно 3400 человек) предпочитают статус-кво, как это было и в 1981 году.
После Фолклендской войны популярность Тэтчер вначале стремительно выросла, и репутация Соединённого Королевства начала восстанавливаться. Как можно было ожидать, в её оставшиеся восемь лет на посту премьер-министра Тэтчер проявила себя энергичным лидером. Я убежден, что она была почти раздавлена, когда лишилась своего поста в 1990 году; оставалось еще так много всего, что ей хотелось бы сделать и на британской, и на мировой арене. Но решают избиратели.
В заключение рассмотрим ещё одно возможное сходство между Гарри Трумэном и Маргарет Тэтчер.
В начале этой главы я привел цитату Маргарет на тему бракосочетания с Дэнисом Тэтчером, которое она назвала «одним из своих лучших решений». В автобиографии она очень тепло отзывается о муже, который, кажется, был воплощением загадочного термина «сподвижник», равным ей во всех отношениях. В интервью по случаю 35-й годовщины их свадьбы в 1986 году Маргарет назвала Дэниса «золотой нитью», проходящей через её жизнь. Кто-то может вспомнить о Гарри и Бесс. Хотя я и не хочу анализировать брак Тэтчер, как не хотел анализировать брак Трумэна, мне ясно, что существование интимных партнёрских отношений играет ключевую роль в успешном принятии решений.
* * *
Вот какие уроки на тему принятия решений я предлагаю извлечь из опыта Маргарет Тэтчер в Фолклендской войне:
1. Будьте смелыми в своих убеждениях. Множество факторов могут встать на вашем пути. Если то, что вы хотите сделать, правильно, просто делайте это и творчески подойдите к способам достижения успеха.
2. Ищите советов в компетентных источниках – и прислушивайтесь к ним. Вы не обязаны им следовать, но у вас должны быть эти советы. Если у других есть опыт, которого вам недостаёт, выясните, что они уже узнали в схожих обстоятельствах. Помните, что люди, к которым вы обращаетесь, могут стать вашими самыми большими поклонниками и помочь осуществить решения, которые вы принимаете.
3. Возьмите паузу, если ситуация позволяет. Это даст вам время мыслить нестандартно. Ранее я говорил, что у меня сложилось впечатление, будто Маргарет Тэтчер принимала решения с почти безудержной скоростью. Несомненно, ситуация этого требовала, но, к счастью, мало кто из нас принимает решения в военное время.
4. Всегда думайте о последствиях своих решений. Вы играете в шахматы, нарды, карты или даже шашки? Все эти игры опираются на мышление, выходящее за рамки ближайших или наиболее очевидных шагов. Безопасность и благополучие отдельных людей всегда должны учитываться, но для ваших решений может также понадобиться учитывать обстановку на рынках, в вашей отрасли и многое другое. Люди, чьи истории приведены в этой книге, к примеру, приняли решения, которые помогли изменить мир.
5. Не дайте предрассудкам остановить вас. Многие могут иметь (но скрывать) предвзятые негативные идеи относительно вашей расы, пола, сексуальной идентичности, возраста, внешнего вида, национального происхождения, веры, экономического статуса, уровня образования и многих других личных характеристик. Даже отсутствия у вас непосредственного военного опыта, как в случае с Маргарет Тэтчер. Они могут использовать эти идеи, чтобы встать на вашем пути, когда вы принимаете и осуществляете свои решения.
6. Контролируйте собственные решения. Несите ответственность за них и их последствия. Будьте независимы – то есть не принимайте решения назло другим или под внешним давлением, – но уважайте их воздействие на других.
7. Старайтесь найти и сформировать высшую цель вашего решения. Став премьер-министром, Тэтчер объявила себя «решительной защитницей интересов Британии». В то время как некоторые оценивали вторжение Аргентины на Фолклендские острова в 1982 году как конфликт или провокацию, Тэтчер верила, что на кону стояло не менее чем существование Британской империи. Я не предлагаю вам непременно ставить грандиозные цели, но по меньшей мере не бойтесь этого. Мало кто действительно намечает высокие цели, и ваши решения будут выделяться на их фоне.
8. Вовлекайте своего супруга, партнёра или близкого человека в процесс принятия решений, когда это уместно или необходимо. Повлияет ли то, что вы делаете, на них, требует ли это их участия? Есть ли у них знания и опыт, которые могут вам помочь? Нужна ли вам моральная поддержка, дружеское плечо, на которое можно опереться, или что-то более конкретное?
Глава 6. Жанна д’Арк
Мои голоса исходили от Бога, и всё, что я делала, было согласно воле Божьей.
Жанна д’Арк
Представьте себе девочку-подростка, которая, решив подчиниться приказам божественных голосов, слышных только ей одной, изменила ход французской и английской истории. Если бы у нас не было исторических записей начала XV века, свидетельствующих, что эта девушка, Жанна д’Арк, была настоящим, реально жившим человеком, её история показалась бы мифом. Но это правда, она была. Помимо того, что она официальная французская героиня, Жанна является римско-католической святой, так что я обращусь к истории церкви, чтобы привести основную информацию. Как многие дети, воспитанные в католической вере в определённую эпоху, я был очень привязан к «Житиям святых». Так как некоторые книги невозможно выбросить, их экземпляр все еще хранится у меня в «архивах». Вступление к рассказу о Жанне д’Арк, возможно, чрезмерно упрощено, но оно подготавливает почву. В нём говорится следующее:
6 января 1412 года Жанна д’Арк родилась у благочестивых родителей, французских крестьян, в глухой деревне Домреми, рядом с провинцией Лотарингия. С очень раннего возраста она слышала голоса – голоса святого Михаила, святой Екатерины и святой Маргариты. Сначала послания были личными и неконкретными. Затем наконец поступил кульминационный приказ. В мае 1428 года голоса велели Жанне пойти к королю Франции и помочь ему возвратить власть в королевстве. Преодолев сопротивление священников и придворных, Жанна возглавила маленькую армию, которая осадила Орлеан 8 мая 1429 года. Во время защиты Компьеня она попала в плен и была продана англичанам. Её судили в Руане трибуналом под председательством печально известного Кошона, епископа Бове. Хотя она поразила судей готовностью своих ответов, ее приговорили к смерти как еретичку и сожгли на костре 24 мая [sic; в действительности 30 мая] 1431 года.
Почему французскому королю нужно было «возвращать власть в королевстве»? (На самом деле Карл VII не мог претендовать на корону, он всё ещё считался лишь «дофином», старшим сыном короля, несмотря на то что его отец умер в 1422 году.) Основание для этого коренится в причинах Столетней войны. Она представляла собой серию сражений, распрей, осад, захватов и других конфликтов Англии и Франции, разворачивавшихся практически целиком на французской земле с 1337-го по 1453 год (или даже дольше – смотря на каких историков опираться). Вопросы престолонаследия (пять поколений королей, незаконнорожденные дети!) и суверенитета Франции (Англия претендовала на завоевание Франции, крупнейшей и сильнейшей европейской страны на тот момент) были ее коренными причинами.
Архангел Михаил (Святой Михаил) почитается в иудаизме, христианстве и исламе. К нему обращаются за помощью в духовном противостоянии. Он часто изображается как могучий крылатый воин, насмерть поражающий страшного змея, съёжившегося у его ног. Традиционная молитва гласит в том числе: «Архангел Михаил, береги нас в бою, будь нашей защитой…» Святые Маргарита и Екатерина почитались как мученицы, осужденные и казненные за то, что не отреклись от христианской веры.
Когда ещё не коронованный Карл VII отправил 17-летнюю Жанну в Орлеан в 1429 году, он был в отчаянии. Король, должно быть, решил, что ничего хуже с ним и его страной уже не произойдет. Царил полнейший хаос, длившийся уже на протяжении поколений. Все военные операции французов балансировали на грани полного поражения. К кому он мог обратиться? Вдруг по-явилась девушка, сказавшая, что на протяжении четырёх лет с ней говорит Бог голосами трёх святых. Что было терять Карлу VII?
Участие Жанны в прорыве пятимесячной осады и освобождении Орлеана было для французов как морально вдохновляющим, так и значимым в военном плане. Оно повернуло ход войны – за ним последовало всё больше французских побед. Потребовалось ещё как минимум двадцать с лишним лет, но французы сбросили с себя английские оковы. Долгий национальный кошмар, говоря словами американского президента, сказанными в другом контексте, был позади.
Окончание Столетней войны не было последним опытом оккупации Франции вражескими силами. Следует помнить две мировые войны ХХ века.
Что интересно, Соединённые Штаты использовали Жанну д’Арк – её культовое изображение и её дух – в кампании по сбору средств во время Первой мировой войны. Первоначальный тираж военных облигаций восприняли с таким энтузиазмом, что все они были распроданы. Пока подготавливался новый выпуск, министерство финансов разработало сберегательный продукт, реклама которого была адресована непосредственно женщинам. На известном сегодня постере красивая, энергичная, одетая в доспехи Жанна изображалась на фоне слов: «Жанна д’Арк спасла Францию. Женщины Америки, спасите свою страну. Покупайте Военные сберегательные марки».
Что получила Жанна за свои усилия? Как гласит религиозная книга из моего детства, её жизнь завершилась в руках врагов. Ее предали суду и признали виновной как еретичку, потому что она не отреклась от утверждения, что голоса исходили от ангелов и святых, и значит, от бога. Ее казнили через сожжение на костре – распространённое наказание для еретиков в Средние века. Давайте не забывать, что ей было девятнадцать лет.
Практически сразу же Жанна д’Арк стала героиней французского народа и вокруг неё сформировался культ. К моменту окончания Столетней войны её дело было пересмотрено, посмертно обвинения, которые привели к казни, сняты. Канонизация героини католической церковью произошла в 1920 году.
Важность Жанны нельзя понять, не зная положения христианства во Франции – и во всей Европе – в те времена. Христианство и католицизм были синонимами. Проще говоря, католическая церковь в форме Священной Римской империи правила наряду с королями и королевами; она пронизывала все сферы официальной и личной жизни. «Все» были католиками, включая участников Столетней войны. Помните, война не была религиозным конфликтом; её целью был захват земель и, таким образом, власти. Но то, что божественные силы приказали Жанне помочь Карлу VII, определённо могло рассматриваться, как будто бог принимает чью-то сторону в семейном споре.
В 1517 году, менее чем через сто лет после смерти Жанны, христианский католический фасад в Европе начал растрескиваться. В этот год в Германии Мартин Лютер опубликовал Девяносто пять тезисов, вдохновивших борьбу протестантской реформации, которая продлилась до конца Тридцатилетней войны в 1648 году. Ещё одна продолжительная война началась из-за религиозных споров, но затем разрослась, затронув все остальные вопросы, какие только можно представить, и все страны Европы. После ужасной резни (количество погибших оценено в восемь миллионов) война завершилась Вестфальским договором, перекроившим почти все национальные границы и установившим суверенитет каждого государства. Дни Священной Римской империи подошли к концу. Во Франции католицизм был вновь провозглашен государственной религией, но в других странах все было иначе. Англия, например, порвала с Римом в 1534 году, когда король Генрих VIII бросил знаменитый вызов папе и основал англиканскую церковь, которая по сегодняшний день считается «государственной» церковью страны. В Германии и Швейцарии объединёнными усилиями Лютера, Жана Кальвина, Ульриха Цвингли и многих других возникли различные так называемые «протестантские» ветви христианства.
В католической традиции из-за того, что «вера» пришла во Францию очень рано (во II веке), Франция называется «старшей дочерью Церкви», но официальный католицизм завершился после Французской революции в 1788–1789 гг. – положение было подкреплено законом 1905 года об отделении церкви от государства.
Сегодня страна Жанны д’Арк считается светской или многоконфессиональной и гордится своей религиозной толерантностью. Примерно 65 % 67-миллионного французского народа считают себя христианами (80 % от этой цифры составляют католики, только 5 % из которых «регулярно посещают богослужения»). Из оставшихся примерно 35 % населения крупнейшую отдельную группу представляют исповедующие ислам (7 %, и цифра растёт). Более маленькие процентные доли приходятся на иудаизм, буддизм, русское православие и сикхизм.
Осмелюсь сказать, что мало кого волнует, что Жанна д’Арк является одной из десяти святых покровителей Франции (католическая церковь наделяет все страны святыми покровителями). Но введите в строку поиска «герои Франции» – и вы увидите, что Жанна занимает прочное место среди таких светил, как Виктор Гюго, маркиз де Лафайет, Шарль де Голль, Клод Моне, Наполеон, Луи Пастер, Гюстав Эйфель и другие военные, культурные, научные, политические и бизнес-лидеры.
Несмотря на исторические факты о жизни Жанны и её военной карьере, многие вдумчивые люди считают Орлеанскую деву скорее мифом, фантазией или как минимум человеком с психическими проблемами. Они подозрительно относятся к её мотивам, сомневаясь в существовании голосов, которые слышала Жанна. Или у них есть свои объяснения происхождения этих голосов. Список включает Джорджа Бернарда Шоу, самая известная драма которого – культовая «Святая Иоанна». Историк Дональд Спото использовал цитату из этой пьесы, представляя свою собственную книгу «Жанна»:
Жанна: Я слышала голоса, которые сказали мне, что делать. Они исходили от Бога.