Хильдегарда. Ведунья севера
Часть 19 из 51 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Я вздохнула, отметив, что придется действовать более тонко. Или же просто приказать. В первом случае все может растянуться надолго. Во втором люди могут воспротивиться, посчитав это пустой блажью дорвавшейся до власти девчонки. Они выполнят, но недовольство останется. Так что есть большой шанс столкнуться с неприятием нового и сопротивлением, нежеланием менять то, к чему привыкли.
А еще можно стать примером для остальных. Но это не так просто.
Стоило Хельге открыть дверь, а мне войти в комнату, в которой собирались для занятия рукодельем жены воинов, как разговоры стихли.
– Добрый день, – поздоровалась я, проходя внутрь.
– Добрый, госпожа, – ответили вразнобой женщины, настороженно глядя на меня.
Сидящая ближе всех ко мне девушка слегка подвинулась, то ли желая быть от меня подальше, то ли освобождая мне место на лавке. Я не стала отказываться, спокойно опустилась рядом, расправив подол платья.
С минуту все молчали. Я же разглядывала женщин. Разного возраста, внешности, но с одинаковым вопросительным выражением лица. Время от времени то одна, то другая посматривали на Хельгу, и в их взглядах так и читался вопрос.
– Вы хотели бы занять чем-нибудь руки? – осторожно спросила меня самая старшая женщина.
На первый взгляд, ей было лет сорок, может чуть больше. Но не стоит забывать, что та же Хельга выглядела заметно старше своего возраста, лет на пять–семь точно. Да и сама я не выгляжу девушкой, совсем недавно вышедшей из подросткового возраста. Если бы я не знала, сколько этому телу лет, то подумала бы, что прежней Хильдегарде было немного за двадцать.
Женщина до этого момента что-то вязала, но, как и все остальные, с моим появлением оставила работу.
– Что-то вроде, – не стала отрицать я, хотя ни вышивать, ни вязать не собиралась.
– Мое имя Сонья, – представилась она. – И чем же вы хотели заняться? – в ее голосе слышались сомнения.
Неужели нежная и робкая Хильдегарда раньше ничем подобным не интересовалась? Мне казалось, что вышивание или шитье вполне бы вписалось в образ, нарисованный Хельгой.
– Меня беспокоят сквозняки.
Женщины недоуменно переглянулись. В их глазах читалось полное непонимание.
– Сквозняки? – зачем-то переспросила Сонья, едва заметно наклоняя голову набок, словно таким образом ей легче было меня рассматривать.
– Именно. Из окон дует холодный воздух. У меня от этого болит шея. Мне надо что-то, чем можно на время закрывать окно полностью.
– Ну, если болит… – с сомнением протянула Сонья, переглядываясь с остальными. – Может, отвар какой-нибудь выпить? Или мазь применить? Рагна должна знать…
– Нет, – я поджала губы. – Зачем что-то пить или мазать, если можно предотвратить появление боли? Нужно просто чем-нибудь на время закрыть окно так, чтобы из него не дуло. В общем, мне нужна плотная и тяжелая ткань, а лучше…
Я оглянулась, пытаясь придумать, из чего сделать то, что я задумала. Пока я сюда шла, поняла несколько вещей. Во-первых, если заклеить окна, то сквозняки пропадут, да, но от окон все равно будет идти холод. Во-вторых, люди могут посчитать, что я попросту порчу ткань, а ведь изготовить ее для этого времени не так-то легко.
В идеале нужно сделать стекло и хорошие рамы, но этим можно будет заняться летом. Все-таки сейчас зима. Надо будет еще найти песок, известь и… Не помню точно, что там еще добавляют. Надо будет тщательно покопаться в памяти.
Да и судя по лицам, женщины не понимают, зачем мне все это. Значит, надо заинтересовать их, а потом уже можно будет вернуться к первоначальной идее.
Заметив небольшие шкурки, наваленные в углу, встала и подошла ближе. Подхватив одну, попыталась помять ее, но шкурка оказалась твердой.
Хм, а что если?..
– А что вы из них делаете? – спросила у женщин, указав кивком на шкурки.
– Разные вещи, – Сонья тоже встала, отложила свое рукоделье и подошла ко мне. – Конечно, для этого их для начала нужно хорошо размять и смазать. А что?
– Да я вот подумала, что их можно сшить вместе, сделав что-то вроде гобелена, а поверх нашить лоскутную картину для красоты, – присев, я быстро сложила несколько шкурок рядом, шерстью к полу. – Сверху сделать крепление и закрывать этим окна.
– Лоскутную картину? – заинтересовалась Сонья.
– Да, – я постаралась скрыть улыбку. Слова о гобелене ожидаемо не заинтересовали, а вот что-то новое–очень даже да.
И я принялась рассказывать, ведь из лоскутов можно творить поистине прекрасные картины. Конечно, особо ярких цветов тут нет, но все равно можно придумать что-то красивое. Уж лучше, чем совершенно тусклые и несимпатичные гобелены, которые тут развешены везде.
Женщины ожидаемо заинтересовались моим рассказом. Их не слишком волновали сквозняки и первоначальная идея, а вот создание красивых текстильных картин для украшения стен вместо надоевших гобеленов им весьма пришлось по душе.
– А в коридорах можно вешать рамки из дерева. Сами рамки делать резными. Покрывать каким-нибудь составом, чтобы выделялись, – вещала я, собирая из подсунутых под руку кусочков ткани нечто, напоминающее вазу с фруктами. – А еще можно поискать что-нибудь, чем можно покрасить ткань в более яркие и насыщенные цвета. И пусть такая ткань будет пачкаться, но нам ведь не носить все это и не стирать часто.
– Да, – заговорила одна из девушек. – Моя бабушка рассказывала, что корень плотихи окрашивает ткань в ярко-голубой, но маркий и неустойчивый цвет.
– Вот, – поддакнула я, старательно пряча улыбку. Главное, как я уже сказала, заинтересовать, а потом можно будет и про сквозняки напомнить. – Если у нас будут более яркие цвета, то тканевые картины получатся красивыми, притягивающими взгляд и нарядными. Жаль, что сейчас не лето.
– Но ведь кора есть на дровах, – подала идею еще одна девушка. – Можно надергать, – добавила она, смутившись под устремленными на нее взглядами.
Все тут же принялись обсуждать, чем еще можно покрасить ткани прямо сейчас. Я же подобралась ближе к Сонье и спросила:
– Так что насчет шкурок?
Сонья глянула на меня и кивнула.
– Конечно, как скажете, – торопливо заверила она меня.
Я поблагодарила и отошла в сторону, ближе к Хельге.
– И почему вы раньше этого не придумали? – спросила у нее.
– Не знаю, – служанка пожала плечами.
Я же в этот момент сообразила, что можно еще вязать крючком, вместо нитей используя нарезанные полоски ткани. Так получаются очень красивые коврики. Но эту идею я придержу на будущее.
Не все сразу.
Подождав, пока женщины наговорятся, я похлопала в ладоши, привлекая их внимание.
– Это все прекрасно, – начала я, прохаживаясь по комнате. – Давайте представим, что мы покрасили ткани, сшили великолепные картины, даже нашли того, кто сделает для нас рамы. А что дальше? Куда мы их денем? Куда повесим?
– Вы ведь сами сказали – в коридорах, – с некоторым сомнением в голосе произнесла одна из девушек.
– Верно, – я кивнула и подошла к двери. – Сказала. Вот только сейчас я подумала кое о чем. Идемте со мной.
Открыв дверь, я вышла в коридор и встала около противоположной стены, дожидаясь, пока остальные выйдут вслед за мной. Мои охранники с интересом изучали нас, но ничего не спрашивали, лишь отодвинулись чуть дальше.
Женщины высыпали в коридор, тихо перешептываясь и поглядывая то на меня, то на стены.
Когда вышли все, я взмахнула рукой, призывая к тишине, а затем повернулась к стене.
– Взгляните сюда, – я указала на черное пятно на камнях коридора. – Такие пятна везде. Конечно, вы понимаете, что это копоть от факелов. Если мы повесим наши картины рядом с этой грязью, то весь эффект от красоты моментально пропадет. К тому же рельеф стен такой, что картины будут смотреться просто смехотворно.
– Но что же делать? – Сонья подошла к стене и мазнула пальцем по черноте, хмуро рассматривая грязную подушечку. – Все стены в замке такие. Отмыть? Но факелы ведь никуда не денутся, все снова очень быстро станет прежним.
– Верно, – я слегка улыбнулась, окидывая взглядом выжидающе замеревших женщин. Им явно скучно жилось в замке, и, судя по блестящим глазам, им самим хочется изменений и каких-нибудь событий. – Я предлагаю обратиться за помощью к нашим мужчинам.
После моих слов все как по команде повернулись в сторону двух охранников. Мужчины вздрогнули от такой синхронности и сделали шаг назад, смотря на нас с таким беззащитным непониманием, что мне даже смешно стало. Надо будет хотя бы имена их узнать.
– Но они всегда заняты, – неуверенно протянула невысокая и пухленькая девушка. Позже я узнала, что ее зовут Улла. – Мы ведь не можем отвлекать их от тренировок.
– Не можем, – согласилась я. – Только тренировки заканчиваются сразу же, как садится солнце. Все остальное время они просто сидят в зале, едят, пьют, дерутся и распевают песни во все горло. Я думаю, что они смогут уделить пару часов своего времени вечером. Верно? – я резко развернулась и, прищурив глаза, посмотрела на охранников.
– Мы... – заговорил один из них, почти сразу запнувшись, но вскоре взял себя в руки и продолжил более уверенно: – Мы ничего не можем сказать, госпожа. Это вам к ярлу нужно.
– К ярлу так к ярлу, – фыркнула я, безразлично отворачиваясь от них. В принципе, я и сама знала, что так будет. Все подобные вопросы в замке решает ярл.
– А если ярл согласится, то что мужчины будут делать? Отмывать стены? – со скепсисом в голосе спросила Сонья. – Сомневаюсь, что они станут делать что-то подобное.
– Отмыть мы и сами можем, – сказала я уверенно, при этом внутренне ужасаясь объему работ. – Нам главное, чтобы мужчины поменяли форму держателей факелов. Они расположены слишком близко к стене, поэтому все и коптится так сильно.
Убедившись, что все внимательно меня слушают, даже стражники (особенно они), я принялась излагать, как можно изменить форму держателя, чтобы копоть не скапливалась на поверхности стен.
Конечно, пачкаться стены все равно будут, но не так быстро. А если отыскать более «чистый» источник освещения, то вообще было бы замечательно. Может, в дальнейшем я смогу сделать что-нибудь с помощью магии, хотя не факт. Пока я еще толком не разобралась, как это все работает.
– Может получиться, – задумчиво произнесла Сонья, выхватывая один факел и прикладывая его к стене так, как он должен будет висеть после переделки держателей. – В таком положении огонь будет довольно далеко от стены. А с поверхностью что делать? – спросила она, сунув факел обратно в держатель. – Картины и в самом деле не будут смотреться на простом камне.
– Как вы все знаете, я обучалась на западе. Там я узнала очень многое. Естественно, меня обучали в первую очередь несколько иным вещам, но ничто не мешало мне интересоваться всем тем, до чего могла дотянуться.
Сказав это, я многозначительно замолчала, давая женщинам возможность додумать все самим. Это так удобно. Теперь все, что я им расскажу, можно будет спокойно списывать на свое обучение. Впрочем, об этом я и раньше думала.
Женщины сначала молчаливо смотрели на меня, а затем одобрительно загудели.
Когда они снова затихли, я продолжила:
– Итак, у нас есть стены. Поверхность выглядит отвратительно. Мы будто в пещере живем. Хорошо, хоть ровные, но это единственное их достоинство. Что нам нужно? Нам нужно каким-то образом или выровнять поверхность, убрав слишком сильные, – я провела пальцами по выемке, из которой когда-то вывалился кусок камня размером с перепелиное яйцо, – изъяны. Или покрасить стены так, чтобы подчеркнуть особенность такой кладки.
– Ой, а у меня отец умеет ровнять стены, – выдала Улла, но мгновенно стушевалась под взглядами остальных и опустила глаза.
– Да? – я заинтересованно посмотрела на нее. – И как это выглядит?
Улла подняла взгляд и нахмурилась, словно вспоминая.
– Ну, он смешивает всякое, получается что-то вроде муки, а затем заливает все это немного водой. И потом мажет этим стены. Они получаются намного ровнее.
– Хм, мне бы было интересно посмотреть на эту смесь. Твой отец далеко живет? А чем он вообще занимается?
– Он гончар, – с гордостью выдала Улла. – Его в бедро сильно ранили во время одного похода. Вот он и занялся семейным делом. Мой дед тоже был гончаром. Родители живут в соседней деревне.
А еще можно стать примером для остальных. Но это не так просто.
Стоило Хельге открыть дверь, а мне войти в комнату, в которой собирались для занятия рукодельем жены воинов, как разговоры стихли.
– Добрый день, – поздоровалась я, проходя внутрь.
– Добрый, госпожа, – ответили вразнобой женщины, настороженно глядя на меня.
Сидящая ближе всех ко мне девушка слегка подвинулась, то ли желая быть от меня подальше, то ли освобождая мне место на лавке. Я не стала отказываться, спокойно опустилась рядом, расправив подол платья.
С минуту все молчали. Я же разглядывала женщин. Разного возраста, внешности, но с одинаковым вопросительным выражением лица. Время от времени то одна, то другая посматривали на Хельгу, и в их взглядах так и читался вопрос.
– Вы хотели бы занять чем-нибудь руки? – осторожно спросила меня самая старшая женщина.
На первый взгляд, ей было лет сорок, может чуть больше. Но не стоит забывать, что та же Хельга выглядела заметно старше своего возраста, лет на пять–семь точно. Да и сама я не выгляжу девушкой, совсем недавно вышедшей из подросткового возраста. Если бы я не знала, сколько этому телу лет, то подумала бы, что прежней Хильдегарде было немного за двадцать.
Женщина до этого момента что-то вязала, но, как и все остальные, с моим появлением оставила работу.
– Что-то вроде, – не стала отрицать я, хотя ни вышивать, ни вязать не собиралась.
– Мое имя Сонья, – представилась она. – И чем же вы хотели заняться? – в ее голосе слышались сомнения.
Неужели нежная и робкая Хильдегарда раньше ничем подобным не интересовалась? Мне казалось, что вышивание или шитье вполне бы вписалось в образ, нарисованный Хельгой.
– Меня беспокоят сквозняки.
Женщины недоуменно переглянулись. В их глазах читалось полное непонимание.
– Сквозняки? – зачем-то переспросила Сонья, едва заметно наклоняя голову набок, словно таким образом ей легче было меня рассматривать.
– Именно. Из окон дует холодный воздух. У меня от этого болит шея. Мне надо что-то, чем можно на время закрывать окно полностью.
– Ну, если болит… – с сомнением протянула Сонья, переглядываясь с остальными. – Может, отвар какой-нибудь выпить? Или мазь применить? Рагна должна знать…
– Нет, – я поджала губы. – Зачем что-то пить или мазать, если можно предотвратить появление боли? Нужно просто чем-нибудь на время закрыть окно так, чтобы из него не дуло. В общем, мне нужна плотная и тяжелая ткань, а лучше…
Я оглянулась, пытаясь придумать, из чего сделать то, что я задумала. Пока я сюда шла, поняла несколько вещей. Во-первых, если заклеить окна, то сквозняки пропадут, да, но от окон все равно будет идти холод. Во-вторых, люди могут посчитать, что я попросту порчу ткань, а ведь изготовить ее для этого времени не так-то легко.
В идеале нужно сделать стекло и хорошие рамы, но этим можно будет заняться летом. Все-таки сейчас зима. Надо будет еще найти песок, известь и… Не помню точно, что там еще добавляют. Надо будет тщательно покопаться в памяти.
Да и судя по лицам, женщины не понимают, зачем мне все это. Значит, надо заинтересовать их, а потом уже можно будет вернуться к первоначальной идее.
Заметив небольшие шкурки, наваленные в углу, встала и подошла ближе. Подхватив одну, попыталась помять ее, но шкурка оказалась твердой.
Хм, а что если?..
– А что вы из них делаете? – спросила у женщин, указав кивком на шкурки.
– Разные вещи, – Сонья тоже встала, отложила свое рукоделье и подошла ко мне. – Конечно, для этого их для начала нужно хорошо размять и смазать. А что?
– Да я вот подумала, что их можно сшить вместе, сделав что-то вроде гобелена, а поверх нашить лоскутную картину для красоты, – присев, я быстро сложила несколько шкурок рядом, шерстью к полу. – Сверху сделать крепление и закрывать этим окна.
– Лоскутную картину? – заинтересовалась Сонья.
– Да, – я постаралась скрыть улыбку. Слова о гобелене ожидаемо не заинтересовали, а вот что-то новое–очень даже да.
И я принялась рассказывать, ведь из лоскутов можно творить поистине прекрасные картины. Конечно, особо ярких цветов тут нет, но все равно можно придумать что-то красивое. Уж лучше, чем совершенно тусклые и несимпатичные гобелены, которые тут развешены везде.
Женщины ожидаемо заинтересовались моим рассказом. Их не слишком волновали сквозняки и первоначальная идея, а вот создание красивых текстильных картин для украшения стен вместо надоевших гобеленов им весьма пришлось по душе.
– А в коридорах можно вешать рамки из дерева. Сами рамки делать резными. Покрывать каким-нибудь составом, чтобы выделялись, – вещала я, собирая из подсунутых под руку кусочков ткани нечто, напоминающее вазу с фруктами. – А еще можно поискать что-нибудь, чем можно покрасить ткань в более яркие и насыщенные цвета. И пусть такая ткань будет пачкаться, но нам ведь не носить все это и не стирать часто.
– Да, – заговорила одна из девушек. – Моя бабушка рассказывала, что корень плотихи окрашивает ткань в ярко-голубой, но маркий и неустойчивый цвет.
– Вот, – поддакнула я, старательно пряча улыбку. Главное, как я уже сказала, заинтересовать, а потом можно будет и про сквозняки напомнить. – Если у нас будут более яркие цвета, то тканевые картины получатся красивыми, притягивающими взгляд и нарядными. Жаль, что сейчас не лето.
– Но ведь кора есть на дровах, – подала идею еще одна девушка. – Можно надергать, – добавила она, смутившись под устремленными на нее взглядами.
Все тут же принялись обсуждать, чем еще можно покрасить ткани прямо сейчас. Я же подобралась ближе к Сонье и спросила:
– Так что насчет шкурок?
Сонья глянула на меня и кивнула.
– Конечно, как скажете, – торопливо заверила она меня.
Я поблагодарила и отошла в сторону, ближе к Хельге.
– И почему вы раньше этого не придумали? – спросила у нее.
– Не знаю, – служанка пожала плечами.
Я же в этот момент сообразила, что можно еще вязать крючком, вместо нитей используя нарезанные полоски ткани. Так получаются очень красивые коврики. Но эту идею я придержу на будущее.
Не все сразу.
Подождав, пока женщины наговорятся, я похлопала в ладоши, привлекая их внимание.
– Это все прекрасно, – начала я, прохаживаясь по комнате. – Давайте представим, что мы покрасили ткани, сшили великолепные картины, даже нашли того, кто сделает для нас рамы. А что дальше? Куда мы их денем? Куда повесим?
– Вы ведь сами сказали – в коридорах, – с некоторым сомнением в голосе произнесла одна из девушек.
– Верно, – я кивнула и подошла к двери. – Сказала. Вот только сейчас я подумала кое о чем. Идемте со мной.
Открыв дверь, я вышла в коридор и встала около противоположной стены, дожидаясь, пока остальные выйдут вслед за мной. Мои охранники с интересом изучали нас, но ничего не спрашивали, лишь отодвинулись чуть дальше.
Женщины высыпали в коридор, тихо перешептываясь и поглядывая то на меня, то на стены.
Когда вышли все, я взмахнула рукой, призывая к тишине, а затем повернулась к стене.
– Взгляните сюда, – я указала на черное пятно на камнях коридора. – Такие пятна везде. Конечно, вы понимаете, что это копоть от факелов. Если мы повесим наши картины рядом с этой грязью, то весь эффект от красоты моментально пропадет. К тому же рельеф стен такой, что картины будут смотреться просто смехотворно.
– Но что же делать? – Сонья подошла к стене и мазнула пальцем по черноте, хмуро рассматривая грязную подушечку. – Все стены в замке такие. Отмыть? Но факелы ведь никуда не денутся, все снова очень быстро станет прежним.
– Верно, – я слегка улыбнулась, окидывая взглядом выжидающе замеревших женщин. Им явно скучно жилось в замке, и, судя по блестящим глазам, им самим хочется изменений и каких-нибудь событий. – Я предлагаю обратиться за помощью к нашим мужчинам.
После моих слов все как по команде повернулись в сторону двух охранников. Мужчины вздрогнули от такой синхронности и сделали шаг назад, смотря на нас с таким беззащитным непониманием, что мне даже смешно стало. Надо будет хотя бы имена их узнать.
– Но они всегда заняты, – неуверенно протянула невысокая и пухленькая девушка. Позже я узнала, что ее зовут Улла. – Мы ведь не можем отвлекать их от тренировок.
– Не можем, – согласилась я. – Только тренировки заканчиваются сразу же, как садится солнце. Все остальное время они просто сидят в зале, едят, пьют, дерутся и распевают песни во все горло. Я думаю, что они смогут уделить пару часов своего времени вечером. Верно? – я резко развернулась и, прищурив глаза, посмотрела на охранников.
– Мы... – заговорил один из них, почти сразу запнувшись, но вскоре взял себя в руки и продолжил более уверенно: – Мы ничего не можем сказать, госпожа. Это вам к ярлу нужно.
– К ярлу так к ярлу, – фыркнула я, безразлично отворачиваясь от них. В принципе, я и сама знала, что так будет. Все подобные вопросы в замке решает ярл.
– А если ярл согласится, то что мужчины будут делать? Отмывать стены? – со скепсисом в голосе спросила Сонья. – Сомневаюсь, что они станут делать что-то подобное.
– Отмыть мы и сами можем, – сказала я уверенно, при этом внутренне ужасаясь объему работ. – Нам главное, чтобы мужчины поменяли форму держателей факелов. Они расположены слишком близко к стене, поэтому все и коптится так сильно.
Убедившись, что все внимательно меня слушают, даже стражники (особенно они), я принялась излагать, как можно изменить форму держателя, чтобы копоть не скапливалась на поверхности стен.
Конечно, пачкаться стены все равно будут, но не так быстро. А если отыскать более «чистый» источник освещения, то вообще было бы замечательно. Может, в дальнейшем я смогу сделать что-нибудь с помощью магии, хотя не факт. Пока я еще толком не разобралась, как это все работает.
– Может получиться, – задумчиво произнесла Сонья, выхватывая один факел и прикладывая его к стене так, как он должен будет висеть после переделки держателей. – В таком положении огонь будет довольно далеко от стены. А с поверхностью что делать? – спросила она, сунув факел обратно в держатель. – Картины и в самом деле не будут смотреться на простом камне.
– Как вы все знаете, я обучалась на западе. Там я узнала очень многое. Естественно, меня обучали в первую очередь несколько иным вещам, но ничто не мешало мне интересоваться всем тем, до чего могла дотянуться.
Сказав это, я многозначительно замолчала, давая женщинам возможность додумать все самим. Это так удобно. Теперь все, что я им расскажу, можно будет спокойно списывать на свое обучение. Впрочем, об этом я и раньше думала.
Женщины сначала молчаливо смотрели на меня, а затем одобрительно загудели.
Когда они снова затихли, я продолжила:
– Итак, у нас есть стены. Поверхность выглядит отвратительно. Мы будто в пещере живем. Хорошо, хоть ровные, но это единственное их достоинство. Что нам нужно? Нам нужно каким-то образом или выровнять поверхность, убрав слишком сильные, – я провела пальцами по выемке, из которой когда-то вывалился кусок камня размером с перепелиное яйцо, – изъяны. Или покрасить стены так, чтобы подчеркнуть особенность такой кладки.
– Ой, а у меня отец умеет ровнять стены, – выдала Улла, но мгновенно стушевалась под взглядами остальных и опустила глаза.
– Да? – я заинтересованно посмотрела на нее. – И как это выглядит?
Улла подняла взгляд и нахмурилась, словно вспоминая.
– Ну, он смешивает всякое, получается что-то вроде муки, а затем заливает все это немного водой. И потом мажет этим стены. Они получаются намного ровнее.
– Хм, мне бы было интересно посмотреть на эту смесь. Твой отец далеко живет? А чем он вообще занимается?
– Он гончар, – с гордостью выдала Улла. – Его в бедро сильно ранили во время одного похода. Вот он и занялся семейным делом. Мой дед тоже был гончаром. Родители живут в соседней деревне.