Горгона
Часть 7 из 22 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
13
Наивность или невинность? Просто глупость? Ни первое, ни второе и даже не третье. Нам хочется видеть исток злодеяния в каком-то адском пороке, в изъяне или аномалии, а чаще всего причиной является обычная скука. К тому же мне льстило, что на меня обратили внимание люди столь необычные — дерзкие и циничные, живущие не по правилам. И щедрые — мой новый приятель, не моргнув глазом, тогда оставил в баре «Интуриста» месячную зарплату моей матери.
— Примитивное урловое кидалово отличается от интеллигентного движка примерно так же, как соло на балалайке отличается от виртуозного запила Джимми Хендрикса, — Америка безоговорочно считал Джимми величайшим музыкантом всех времён. — И деньги клиент должен отдавать тебе не просто добровольно, а с радостью. Впрочем, выманить бабки у фазана — не велика премудрость, гораздо важнее отсутствие фатальных последствий. Поэтому фазан должен быть залётным: сегодня в столице, завтра в родном Надыме. Это идеальный расклад.
Вариант второй — фазан от суфлёра. Или движок по наводке. Когда фазану и в голову не придёт идти в ментовку. Допустим, ты путана и тебя развели на косарь зелени — ты ж не станешь писать в заяве, что у тебя обманным путём забрали тысячу американских долларов. Это ж «бабочка» в чистом виде, статья восемь-восемь с эксклюзивом в виде смертной казни.
Тут, правда, есть маленькая загвоздка. Маруха может нанять гопоту. Но это, друзья мои, профессиональный риск. Как у лётчика-испытателя или моряка-подводника. В конце концов даже педиатр может заразиться свинкой.
Америка усмехался и вся компания начинала хохотать. Смеялась и я. Мы сидели на террасе «России» с видом на вечернюю реку или на теннисных кортах в бассейне «Чайке». Или у конюшни ЦСКА, куда ребята приезжали «поскакать на лошадках». Или в «Арагви», «Узбечке» или «Центральном». Везде за меня платили и ничего не требовали взамен. В последнем, вопреки здравому смыслу, мне удалось убедить себя без особого труда. Деньги добывались легко, так же легко и тратились.
Клиенты классифицировались на «фазанов» — незатейливых и доверчивых, и «лещей» — более тёртых и подозрительных. И те и другие ловились у «Берёзок» — на Таганке и Профсоюзной, где торговали тряпками. Или в Банном переулке, там продавали аппаратуру. Что-то вроде чёрного рынка собирался на Беговой. Ну и, конечно, у центрального комиссионного, что рядом с Планетарием на Садово-Кудринской.
— Работаем бархатно! — Америка давал последние наставления. — И чтоб без несчастья!
И группа рассыпалась. Начинался процесс поиска клиента. На этом этапе каждый работал в одиночку, но при этом не терял из виду других.
Вот Котя Людковский, он светлоглаз и румян, он чуть улыбается и производит впечатление юноши рассеянного и даже наивного. Он — смазка. От его убедительности во многом зависит успех операции. Беспечно покуривая, он толкается между спекулянтами и покупателями. Прислушивается к разговорам, выбирает жертву. Останавливается на грубоватом провинциале, белобрысом, лет двадцати — индийские джинсы, батник-самострок, запах пота. Тот ищет сигареты, пять блоков «Винстона» или «Мальборо», последнюю марку он произносит «марлборо» с ударением на втором слоге.
Котя Людковский подаёт знак Дункелю и Кумцу — фазан намечен. Сам же мимоходом спрашивает у белобрысого:
— Земляк, курева стейтсового нет? Пару блоков возьму.
— Нету, — невежливо отвечает тот. — Сам ищу.
— В «Берёзе» цены должны поднять, слыхал?
— Это как? — Приезжий, разумеется ничего не слышал о вымышленном повышении цен в магазинах Внешпосылторга. — И почём будет?
— По два червонца, — доверительно сообщает Котя. — За блок.
Он уже собирается отойти, напоследок бросает:
— Надыбаешь купца, свистни. Я тут буду, неподалёку. Меня Лёня зовут.
Приезжий растерянно кивает, оказывается, и среди москвичей встречаются фартовые пацаны.
Именно тут и появляется Дункель. Внешность и повадки проходимца в данном случае не игра, а качества врождённые. В амплуа спекулянта, деляги и мерзавца он убедителен на все сто. К тому же генетический антисемитизм среднерусской провинции тоже работает на создание требуемого имиджа.
Дункель обращается не к фазану, а к Коте:
— Эй, малый! «Мальборо» возьмёшь? Длинный, сто миллиметров.
У Дункеля под мышкой туго набитый пакет с логотипом «Берёзки». Котя знает, что там пустые картонки из-под сигарет и скомканные газеты. Он сам набивал пакет сегодня утром. Тем не менее, он заинтересованно спрашивает:
— Почём отдашь?
— Пятнашка.
— Ты что? Червонец цена!
— Через неделю двадцатник будет.
Фазан не уходит, он слушает. И, разумеется, влезает в разговор.
— Мужик, а «Винстону» нету?
— Какой я тебе мужик, Вася? — вскипает Дункель. — Ты не видишь, я с клиентом говорю. Стой и молчи.
Фазан тушуется. От наглости Дункеля тушуются почти все. За исключением тех, кто сразу бьёт ему в челюсть. Но фазан не из тех, он послушен. Он стоит, молчит и ждёт. И чем дольше он ждёт, тем вожделенней становятся заграничные сигареты, и зелёный «полтинник», сложенный вчетверо и запрятанный в маленький карман индийских джинсов «Милтонс», уже не кажется столь значительной суммой как это представлялось всего полчаса назад.
Подходит Спектор. Одет он опрятно, но модно и дорого. Студент, явно отличник. Скорее всего иняз, а, может, даже и МГИМО. В руке «дипломат», на носу дымчатые очки в роговой оправе, как у журналиста Зорина. Очки Спектор спёр у своего папаши-профессора и хоть стёкла в них без диоптрий, выглядят очки на пять баллов.
— Извините… — начинает он, обращаясь к Коте — я случайно услышал, что вам нужны сигареты. У меня как раз…
Дункель перебивает его:
— Ну ты, Вальтер Скотт четыре глаза! Тебе рога посшибать или так уйдёшь?
Фазан не выдерживает:
— Мужик, ну ты кончай волну гнать…
Дункель витиевато посылает всех матом и уходит. Начинается акт второй.
— Что есть? — спрашивает Котя у Спектора.
— Родной «филиппок», мультифильтр, в пластмассовой коробке.
— С воздушным фильтром?
— Ага.
Студент достаёт из кармана початую пачку сигарет, протягивает Коте. Тот вытягивает одну, разглядывает фильтр, нюхает табак. Спрашивает:
— Точно родные?
— Такие только в Штатах делают. Не то что финская кислятина из «Берёзки». Да ты попробуй.
Он чиркает зажигалкой, Котя затягивается. Блаженно выдувает дым.
— Вирджинский табак! — заключает авторитетно. — Стопудово Вирджиния.
Молчавший до сих пор фазан робко встревает в разговор:
— А мне можно? Сигаретку?
Студент щедр, ему не жалко сигареты. Пока фазан оценивает ароматические качества вирджинского табака, Котя достаёт пачку купюр вытягивает два червонца. Студент звонко щёлкает замками, приоткрывает «дипломат». Вытаскивает оттуда, запечатанный в целлофан, блок сигарет.
— Последний, — он отдаёт коробку, забирает одну десятку. — Больше нет, с собой нет. Давай завтра, в то же время? Я принесу.
— Чувак, завтра в лом. Хотели рвануть на диппляж…
— В Серебряный бор?
— Ну, лето-то кончается. Ладно, давай…
И Котя уже как-будто собирается уходить. Студент останавливает его.
— А сколько возьмёшь? — спрашивает.
— Ещё блок. Взял бы больше, да финансы, сам понимаешь…
— Из-за блока… — студент смотрит на часы, что-то прикидывает.
И тут встревает фазан:
— Я бы пять купил. Мультифильтров. Вирджинских. Пять блоков бы купил.
Студент пожимает плечами, поправляет очки.
— Приходи завтра — принесу. Хоть десять.
— Так поезд у меня. В восемнадцать сорок три.
Студент разводит руками. Котя спрашивает:
— Товар-то далеко? Где барыга?
— Дипломат, — обижается студент. — Я с его сыном… ну это неважно.
— Далеко?
— Да нет. Десять минут. В высотке — вон, на Восстания.
— Так о чём речь? Давай прямо сейчас и сгоняем.
Процесс разводки фазана закончен. Чистая психология, как говорит Америка. Квинтэссенция разводки в косвенном воздействии на процесс принятия решений. То есть ни в коем случае напрямую клиента ни в чём не убеждать, ничего ему не объяснять и ничего ему не доказывать. Человек глуп и высокомерен и поэтому считает себя умней других. И не воспользоваться этим просто неразумно.
В торце правого крыла высотки, рядом со входом в гастроном, есть неприметная дверь с табличкой «Посторонним вход запрещён». За ней — чёрная лестница корпуса «Б». Идти через центральный подъезд нельзя, там, в мраморном холле с колоннами и бронзовой люстрой сидит консьержка. И прежде, чем пропустить гостя, она звонит в квартиру и получает добро от хозяина.