Двойная жизнь Алисы
Часть 22 из 23 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
5
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878–1939) — живописец, график, теоретик искусства, живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств.
6
Анненшуле — училище при лютеранской церкви Святой Анны, немецкая школа. Теперь в этом здании находится знаменитая 239-я школа.
7
Рабкрин (Рабоче-крестьянская инспекция) — система органов государственного контроля, действовавших в советском государстве в 1920–1934 годах.
8
Майзель Борис Сергеевич (1907–1986) — композитор, заслуженный деятель искусств Бурятской АССР (1959). В творчестве отдавал предпочтение крупным симфоническим формам. Способствовал развитию балетного искусства Бурятии. Создал циклы романсов (на стихи Г. Гейне, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. Гарсиа Лорки, Е. А. Евтушенко), ряд песен для детей и юношества, музыку к документальным и научно-популярным фильмам.
9
Снопков Петр Павлович (1900–1942) — график, театральный художник. Работал декоратором и художником по костюмам в театрах Ленинграда и Москвы.
10
МАИ («Мастера аналитического искусства») — художественное объединение учеников П. Н. Филонова. Официально существовало с 1925 по 1932 год, однако встречи и занятия продолжались в мастерской художника вплоть до его смерти в декабре 1941 года.
11
Глебова Тамара Андреевна (1894–1944) — актриса, танцовщица, теоретик свободного танца. Двоюродная сестра художницы Глебовой.
12
ЖАКТ (жилищно-арендное кооперативное товарищество) — объединение, арендовавшее жилые дома у местных Советов с целью предоставления жилой площади. Существовали в СССР до 1937 года.
13
«Завтрак на траве» (1863) — картина французского художника Эдуарда Мане. Мы не знаем, почему Алиса сравнила свою картину с «Завтраком на траве», скорей всего, она просто бездумно пошутила.
14
Вагинов Константин Константинович (1899–1934) — прозаик и поэт, автор модернистских романов о жизни ленинградской интеллигенции. Роман «Козлиная песнь» был модным чтением и, конечно же, был в доме архитектора. Герои романа списаны с ленинградских литераторов, но являются ли Алиса Порет и Татьяна Глебова прототипами барышень, неизвестно. Но Художник прав, одна взяла грусть мира, другая его восторги: Глебова рисовала бездну, а Порет — собаку с тремя глазами.
15
Международный проспект — Московский проспект.
16
Алиса говорила: «Мы филоновки, мы можем все нарисовать». Обе, и Порет, и Глебова, — ученицы Филонова, быть ученицами Филонова — это судьба. Татьяна Глебова вспоминала, как она пришла в мастерскую Филонова, спросила «здесь учат рисовать?», села, стала рисовать, на вопрос Филонова, что она рисует, сказала — бездну. Филонов рассердился: «Вы что, из монастыря, просфор объелись?!» (как в сказке, грозно: «Здесь монастырским духом пахнет!»). Что делать красивой девушке, когда обижают? Плакать, конечно, чтобы обидчик испугался ее плача. Глебова заплакала, ушла, уехала на дачу, легла на землю на свой черный плащ, лежала, смотрела в небо… Затем «много было внутренней борьбы», и только через полгода с двумя готовыми работами она пришла к Филонову… Как Алиса стала ученицей Филонова? Записалась в мастерскую Филонова и начала заниматься.
Если вчитаться в воспоминания учеников Филонова, то очевидно, что Порет и Глебова оказались из всех самыми нежными, преданными. Алиса писала: «Над нами царил Филонов», а как Татьяна Глебова относилась к Учителю, видно по ее картине «Групповой портрет»: там все-все-все, и Браудо, и друзья, но Учитель в центре, и САМЫЙ БОЛЬШОЙ, огромный, — таков масштаб личности Филонова, и вообще, и в ее жизни. Филонов — идеальный Учитель для идеальных учениц, для Глебовой — потому что она искала своего Учителя, а для Порет — потому что она примерная ученица… Быть ученицами Филонова почетно сейчас — со слов «ученица Филонова» начинаются все статьи о творчестве обеих художниц, — но совершенно не почетно было (и отчасти даже опасно) при их жизни: советская власть запретила художника Филонова, его работы не выставляли до 1968 года (тогда прошла однодневная — однодневная! — выставка в Ленинградском отделении Союза художников, на которой Т. Глебова прочитала свои воспоминания об Учителе). До возвращения Филонова, признания, большой выставки Филонова (в 1988 году в Русском музее) его ученицы Алиса Порет и Татьяна Глебова не дожили. Всю жизнь помнить и любить — это так много, больше, чем Филонов мог ожидать от двух «классово чуждых» красавиц, одна из которых рисовала в его мастерской бездну, а другая собаку с тремя глазами.
17
Ермолаева Вера Михайловна (1893–1937) — живописец, график, художник-иллюстратор. Сотрудничала с Детгизом, иллюстрировала произведения Д. И. Хармса и А. И. Введенского.
18