Два в одном. Закон долга
Часть 64 из 65 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Райтир задохнулся от возмущения и хотел броситься с кулаками на обидчика, но Ойрок, подняв руку, остановил его.
– В ваших словах много странного и неясного. Давайте послушаем Ойкира. Его тоже обвиняют в предательстве, и он тоже выжил и привез тела.
К стоящим перед старейшинами молодым воинам присоединился третий.
– Расскажи нам, Ойкир, что ты знаешь.
– Мы должны были охранять шамана Уйгура. Он постоянно камлал и общался с духами. Когда он вызвал молодого мага на поединок, мы с десятком моего отца Ойважа должны были его перехватить. Колдун пришел, но пришел невидимый. Лишь запах выдал его. Мы сказали Уйгуру, что колдун крадется за его спиной. Он хотел напасть на шамана со спины, но ему это не удалось. Уйгур пометил его пеплом, и маг стал видимым. На нем осел пепел от костра. Так рассказывали те, кто его охранял. Мы были в лодках на берегу. Воины бросились на колдуна, а он оказался очень проворным, разбежался, прыгнул в воду и там исчез, но перед этим убил двоих наших, что бросились за ним в воду. Мы думали, он утонул. Отец поднялся на холм к шаману, а меня оставил сторожить реку. Я сидел в кустах, и вдруг из них выскочил маленький человечек, ростом чуть больше локтя, и стал орать на меня. Я его схватил… и дальше ничего не помню. Потерял сознание. Когда очнулся, то увидел, что лежу на вершине холма. Рядом сидит южанин, молодой парень, такой, каким его описал Ойгар. А неподалеку лежали тела отца и нашего десятка. Тело шамана было без головы. Южанин рассказал, что пришел на поединок с шаманом, а отец с воинами на него напали. Они посчитали его дичью. А он, оказывается, охотник. Он их убил. Всех. И разрешил мне похоронить их по нашим обычаям. Это все… Остальное вы знаете. Я привез тела.
– Почему же ты не напал на южанина и не убил его? Не отомстил за братьев? – ехидно спросил Ойгар.
– Потому что мое тело было связано и одеревенело, – спокойно ответил молодой воин. – Я долго пробыл без сознания. Я и муху пришибить бы не смог. А колдун встал и ушел.
Некоторое время стояла тишина. Затем старый шаман Уйжик пошамкал губами и задумчиво произнес:
– У нас трое выживших. Райтир обвиняет Ойгара в предательстве. Ойгар обвиняет в предательстве Ойкира. Замкнутый круг какой-то. Ойкир никого не обвиняет, но говорит, что колдун отпустил его, чтобы он смог похоронить несколько воинов по нашим обрядам. А основной отряд он уничтожает и обезглавливает. Почему? Странно это… И слова молодых воинов очень странные. По их словам, молодой колдун не выглядит воином. Но взял в плен Ойгара и один убил больше десятка наших бойцов. Я такого за свою долгую жизнь не слышал и не видел. Никогда таких колдунов, как о южанине рассказывают, не было. Это больше похоже на небылицы… Нужно, я думаю, послать гонца в полк к нашему человеку. Узнать побольше об этом маге, как его… Артаме. Что до воинов… То тут только поединок правды покажет, кто прав, а кто согрешил.
Ойрок кивнул:
– Мудрые слова говоришь, Уйжик. Так и поступим. Но один из них ранен, ему нужно поправиться, поэтому поединок отложим. Кто-то еще хочет сказать?
– Я хочу, – поднял посох глава рода Ойв. – Тут обвиняют членов моего рода в предательстве. А где был военный вождь Райзар? Его тело не нашли, и Райтир сказал, что перед стоянкой все было вытоптано солдатами. Кто-нибудь может себе представить, чтобы этих солдат не заметили наши часовые? – Он помолчал, оглядывая лица собравшихся. – Я такого представить не могу…
Многие старейшины закивали, соглашаясь с ним. А он продолжил:
– Мы знаем о вечном споре между Ойвами и Райтами, кто главнее. Вот Райзар повел воинов, и они не вернулись, а большинство там было Ойвы. Теперь сила племени – это род Райт, самый многочисленный род…
– Ты хочешь сказать, что Райзар специально повел воинов на гибель? – прошипел старейшина Райтов.
– Я хочу сказать, что Райзар считался самым лучшим военным вождем. Он удачно ходил в набеги на соседние племена и даже на горцев и всегда возвращался с победой. Трудно поверить, что он потерпел поражение от горстки солдат, которые даже не умеют скрывать след в лесу. И почему он бежал с поля боя? Как я понял из рассказа Райтира, их не преследовали.
– Райзар не мог быть предателем! – воскликнул старейшина Райтов.
– Это ты так думаешь! – ответил ему старейшина Ойвов. – А кто знает, как было на самом деле?
Глава совета поднял посох. Все тут же затихли.
– Думаю, что нужно послать гонца. Сначала в полк, в Хволь, под видом купца, а затем в крепость. Пусть купец потолкается там, наладит торговые отношения. Представится соперником тех воинов, что погибли. Подкупит солдат, те все расскажут. Южане падкие на золото и речной жемчуг. Пусть он разузнает все и нам сообщит. Что скажете, старейшины?
– Род Ойв согласен, – первым отозвался старейшина Ойвов.
За ним выразили согласие другие старейшины.
– Тайвир, купец твой был, что прошлый раз ходил? – спросил он молчавшего все время самого молодого из старейшин.
– Мой.
– Пошли его. Соберем тебе камни, золото, серебро и меха. Речной жемчуг дадим. Пусть собирается.
– Я услышал, – кивнул тот и спросил: – А что делать с племенем хойда? Они скоро узнают о наших потерях.
Ойрок надолго задумался и наконец с трудом выговорил:
– Придется им отдать луга у низменной рощи. Война нам сейчас не нужна.
– А я предлагаю, – неожиданно вступил в разговор Уйжик, – послать к колдуну переговорщика с дарами. Купить его и попросить помощи в войне с хойда. Пользы от того, что мы отдадим луга, я не вижу. Узнав, что мы потеряли почти половину наших воинов, они возьмут все силой сами, и луга, и наших женщин. Луга – это лишь отсрочка ненадолго. Много крови еще прольется. Нельзя показывать свою слабость. Надо напасть первыми.
Старейшины загалдели. Мнения разделились, и начались споры.
– Придется собирать совет племени, – послушав старейшин, высказался Ойрок. – Как совет решит, так и поступим. А твои слова, Уйжик, я услышал.
В совет племени входили старики – много повидавшие, умудренные жизнью, утратившие амбиции. Они более здраво смотрели на жизнь, чем молодые и зрелые мужчины племени, и уже не так рьяно соперничали друг с другом, а желали племени мира и процветания. От этого зависела и их жизнь. Но часто такой совет не мог прийти к согласию, и тогда выбирали два приемлемых для всех решения и бросали жребий. Не решив проблему, совет не расходился. Все это понимали и старались сильно споры не затягивать, а споры, бывало, вспыхивали нешуточные.
Райтир все это знал и пришел к общинному костру до начала совета. Сел на место для молодых воинов и стал ждать. Старики, проявляя свою высокую значимость, приходить на совет не спешили. Прийти первым для них значило умалить свое достоинство. И это тоже все, кто пожелал послушать их, знали и, набравшись терпения, сидели и ждали.
Совет начался с наступлением темноты. Старики выслушали обстоятельный рассказ Ойрока. Он изложил им свое видение ситуации, и по первому вопросу, послать купца и разведчика в одном лице в Хволь, а затем в крепость, чтобы выведать про колдуна, выразили единодушное согласие. А по поводу того, чтобы откупиться от соседей или заручиться поддержкой колдуна южан в их споре за земли, начался ожесточенный спор.
Самый боевитый из стариков из рода Райт, Райкуп, возмущался больше всех. Он не хотел отдавать луга и не хотел примиряться с южанами. Он потрясал кулаками и, брызгая слюной, обвинял совет во главе с Ойроком в трусости.
– Трусы! Довели племя до разрухи! Зря мы, Райты, отдали вам правление, Ойкары! Позор! Мы должны выбирать из плохого и очень плохого…
– Ты, Райкуп, слюной не брызжи, – остановил его старый Ойкин. – Мы помним, как вы, Райты, откупились от горцев, отдав им все наше золото и драгоценные камни. Вы горазды болтать, но не дело делать. Я думаю, что это позор – идти на поклон к южанам. Отродясь такого не было… Нужно отдать луга…
– Что ты вспоминаешь прошлое? Надо думать о сегодняшнем дне! – закричал старик Райкрит. – Вы что, забыли, что мы тогда вели войну с…
– Забыть старое – совершить ошибку сегодня, – вступил в спор старый Ойвус из Ойвов.
Как понял Райтир, начался извечный спор между Райтами и Ойвами, и это надолго. Пока они не выльют друг на друга старые обиды, решать что-то не будут. Одни старики будут поддерживать Ойвов, другие – Райтов.
«Вот так и племена, споря, кому быть главными в союзе, не могут найти общий язык и дать отпор своим врагам», – подумал Райтир и закрыл глаза. Спорить будут еще долго, пока не устанут.
Силы у стариков были уже не те, чтобы спорить часами. Подустав, растеряв весь свой воинственный пыл, они утихомирились и стали обсуждать стоящую перед ними проблему.
– Если хойда узнает, что мы потеряли много бойцов, они решатся напасть, – объяснил им Ойрок. – У нас три поселка, и все оборонить мы не сможем. Распыляя силы, мы только поможем им. Если соберем все силы в одном поселке, они нападут на два других. Но если отдать луга, на которые они претендуют, мы выиграем время, чтобы подготовиться. Разошлем по племенам гонцов с дарами, наберем охотников и сможем отбить луга силой…
– А когда охотники уйдут, хойда сотрут нас с лица земли. Они не простят такого, – с усмешкой прервал его Уйжик. – Это будет война на истребление. Вы тут все кричите про позор. Позор, мол, заключать союз с недавним врагом, который убил восемь десятков наших воинов. Но вы забываете, не они к нам пришли, а мы к ним, чтобы убить и изгнать. Защищать свои земли – священная обязанность любого народа. И мы всегда это право чтили. Вы так кричите, потому что считаете позором просить помощи у слабых. Вы все еще считаете южан слабыми. Когда вы говорите о договорах с горцами, вы не вспоминаете, что они убивали нас сотнями, потому что они показали свою силу. Если мы сейчас не устоим, наше племя перестанет существовать. Ваши жены и дочери станут наложницами хойда, а ваши дети и внуки – рабами. Вы этого хотите? Недавно слабоумный выскочка из моего рода Уйг, набравшийся темных знаний, увлек за собой на погибель треть наших воинов. Он мечтал о безграничной власти… и где он? Не надо мечтать. Пойдите и честно расскажите южанину обо всем. Принесите ему богатые дары – южане падки на богатство – и приведите его сюда. Мне духи предков сказали, что он нам поможет. Я сам пойду к нему и буду говорить. Возьму с собой трех оставшихся в живых воинов, тех, кого он видел и знает. И если не получится с ним договориться, тогда отдавайте луга. Скоро зима. У нас есть время до лета. Я все сказал.
Райтир насторожился. К словам Уйжика всегда прислушивались. Он говорил мало, но всегда по существу. Вот и теперь многие старики задумались. Если южанин так силен, как говорил он и остальные вернувшиеся живыми, то заключить союз было бы выгодно и им, и южанам. На южные земли в набег за рабами ходили не только воины его племени, но и другие тоже. Объединив силы, они могли бы успешно защищаться и даже нападать, как хочет старый Уйжик. Пусть его тело иссушено непрестанными постами и камланием, но разум он сохранил ясным.
«Будут бросать жребий», – догадался Райтир и вдруг понял, почему колдун оставил им жизнь. Маг южан хотел, чтобы они, народ семи озер, знали, что он силен и с ним нужно договариваться, а не воевать. Он специально разыграл ситуацию с пленниками так, чтобы выставить их предателями, рассорить роды. Это если у племени не хватит мудрости…
– Надо бросать жребий! – прервал его мысли голос Ойрока. Он решил закончить обсуждение, поскольку старики не смогли договориться. – Предложений два: отдать луга или заключить союз с южанином. – Ойрок достал золотую монету, королевский барет. – Профиль короля – это союз с южанином, герб короля – отдать наши земли хойда.
Ойрок подбросил монету. Она, крутясь, полетела в небо, и взгляды всех присутствующих на сходе зачарованно провожали ее полет.
Когда монета упала на землю, Ойрок провозгласил:
– Выпал профиль короля!
Март 2021
* * *
notes
Сноски
1
Рапида – узкий метровый меч с плетеной гардой, оружие военных моряков. – Здесь и далее примеч. авт.
2
Профос – унтер-офицер, следящий за порядком в подразделении.
3
Имеется в виду волновая теория гремлунов, открытая их ученым, Узером.
– В ваших словах много странного и неясного. Давайте послушаем Ойкира. Его тоже обвиняют в предательстве, и он тоже выжил и привез тела.
К стоящим перед старейшинами молодым воинам присоединился третий.
– Расскажи нам, Ойкир, что ты знаешь.
– Мы должны были охранять шамана Уйгура. Он постоянно камлал и общался с духами. Когда он вызвал молодого мага на поединок, мы с десятком моего отца Ойважа должны были его перехватить. Колдун пришел, но пришел невидимый. Лишь запах выдал его. Мы сказали Уйгуру, что колдун крадется за его спиной. Он хотел напасть на шамана со спины, но ему это не удалось. Уйгур пометил его пеплом, и маг стал видимым. На нем осел пепел от костра. Так рассказывали те, кто его охранял. Мы были в лодках на берегу. Воины бросились на колдуна, а он оказался очень проворным, разбежался, прыгнул в воду и там исчез, но перед этим убил двоих наших, что бросились за ним в воду. Мы думали, он утонул. Отец поднялся на холм к шаману, а меня оставил сторожить реку. Я сидел в кустах, и вдруг из них выскочил маленький человечек, ростом чуть больше локтя, и стал орать на меня. Я его схватил… и дальше ничего не помню. Потерял сознание. Когда очнулся, то увидел, что лежу на вершине холма. Рядом сидит южанин, молодой парень, такой, каким его описал Ойгар. А неподалеку лежали тела отца и нашего десятка. Тело шамана было без головы. Южанин рассказал, что пришел на поединок с шаманом, а отец с воинами на него напали. Они посчитали его дичью. А он, оказывается, охотник. Он их убил. Всех. И разрешил мне похоронить их по нашим обычаям. Это все… Остальное вы знаете. Я привез тела.
– Почему же ты не напал на южанина и не убил его? Не отомстил за братьев? – ехидно спросил Ойгар.
– Потому что мое тело было связано и одеревенело, – спокойно ответил молодой воин. – Я долго пробыл без сознания. Я и муху пришибить бы не смог. А колдун встал и ушел.
Некоторое время стояла тишина. Затем старый шаман Уйжик пошамкал губами и задумчиво произнес:
– У нас трое выживших. Райтир обвиняет Ойгара в предательстве. Ойгар обвиняет в предательстве Ойкира. Замкнутый круг какой-то. Ойкир никого не обвиняет, но говорит, что колдун отпустил его, чтобы он смог похоронить несколько воинов по нашим обрядам. А основной отряд он уничтожает и обезглавливает. Почему? Странно это… И слова молодых воинов очень странные. По их словам, молодой колдун не выглядит воином. Но взял в плен Ойгара и один убил больше десятка наших бойцов. Я такого за свою долгую жизнь не слышал и не видел. Никогда таких колдунов, как о южанине рассказывают, не было. Это больше похоже на небылицы… Нужно, я думаю, послать гонца в полк к нашему человеку. Узнать побольше об этом маге, как его… Артаме. Что до воинов… То тут только поединок правды покажет, кто прав, а кто согрешил.
Ойрок кивнул:
– Мудрые слова говоришь, Уйжик. Так и поступим. Но один из них ранен, ему нужно поправиться, поэтому поединок отложим. Кто-то еще хочет сказать?
– Я хочу, – поднял посох глава рода Ойв. – Тут обвиняют членов моего рода в предательстве. А где был военный вождь Райзар? Его тело не нашли, и Райтир сказал, что перед стоянкой все было вытоптано солдатами. Кто-нибудь может себе представить, чтобы этих солдат не заметили наши часовые? – Он помолчал, оглядывая лица собравшихся. – Я такого представить не могу…
Многие старейшины закивали, соглашаясь с ним. А он продолжил:
– Мы знаем о вечном споре между Ойвами и Райтами, кто главнее. Вот Райзар повел воинов, и они не вернулись, а большинство там было Ойвы. Теперь сила племени – это род Райт, самый многочисленный род…
– Ты хочешь сказать, что Райзар специально повел воинов на гибель? – прошипел старейшина Райтов.
– Я хочу сказать, что Райзар считался самым лучшим военным вождем. Он удачно ходил в набеги на соседние племена и даже на горцев и всегда возвращался с победой. Трудно поверить, что он потерпел поражение от горстки солдат, которые даже не умеют скрывать след в лесу. И почему он бежал с поля боя? Как я понял из рассказа Райтира, их не преследовали.
– Райзар не мог быть предателем! – воскликнул старейшина Райтов.
– Это ты так думаешь! – ответил ему старейшина Ойвов. – А кто знает, как было на самом деле?
Глава совета поднял посох. Все тут же затихли.
– Думаю, что нужно послать гонца. Сначала в полк, в Хволь, под видом купца, а затем в крепость. Пусть купец потолкается там, наладит торговые отношения. Представится соперником тех воинов, что погибли. Подкупит солдат, те все расскажут. Южане падкие на золото и речной жемчуг. Пусть он разузнает все и нам сообщит. Что скажете, старейшины?
– Род Ойв согласен, – первым отозвался старейшина Ойвов.
За ним выразили согласие другие старейшины.
– Тайвир, купец твой был, что прошлый раз ходил? – спросил он молчавшего все время самого молодого из старейшин.
– Мой.
– Пошли его. Соберем тебе камни, золото, серебро и меха. Речной жемчуг дадим. Пусть собирается.
– Я услышал, – кивнул тот и спросил: – А что делать с племенем хойда? Они скоро узнают о наших потерях.
Ойрок надолго задумался и наконец с трудом выговорил:
– Придется им отдать луга у низменной рощи. Война нам сейчас не нужна.
– А я предлагаю, – неожиданно вступил в разговор Уйжик, – послать к колдуну переговорщика с дарами. Купить его и попросить помощи в войне с хойда. Пользы от того, что мы отдадим луга, я не вижу. Узнав, что мы потеряли почти половину наших воинов, они возьмут все силой сами, и луга, и наших женщин. Луга – это лишь отсрочка ненадолго. Много крови еще прольется. Нельзя показывать свою слабость. Надо напасть первыми.
Старейшины загалдели. Мнения разделились, и начались споры.
– Придется собирать совет племени, – послушав старейшин, высказался Ойрок. – Как совет решит, так и поступим. А твои слова, Уйжик, я услышал.
В совет племени входили старики – много повидавшие, умудренные жизнью, утратившие амбиции. Они более здраво смотрели на жизнь, чем молодые и зрелые мужчины племени, и уже не так рьяно соперничали друг с другом, а желали племени мира и процветания. От этого зависела и их жизнь. Но часто такой совет не мог прийти к согласию, и тогда выбирали два приемлемых для всех решения и бросали жребий. Не решив проблему, совет не расходился. Все это понимали и старались сильно споры не затягивать, а споры, бывало, вспыхивали нешуточные.
Райтир все это знал и пришел к общинному костру до начала совета. Сел на место для молодых воинов и стал ждать. Старики, проявляя свою высокую значимость, приходить на совет не спешили. Прийти первым для них значило умалить свое достоинство. И это тоже все, кто пожелал послушать их, знали и, набравшись терпения, сидели и ждали.
Совет начался с наступлением темноты. Старики выслушали обстоятельный рассказ Ойрока. Он изложил им свое видение ситуации, и по первому вопросу, послать купца и разведчика в одном лице в Хволь, а затем в крепость, чтобы выведать про колдуна, выразили единодушное согласие. А по поводу того, чтобы откупиться от соседей или заручиться поддержкой колдуна южан в их споре за земли, начался ожесточенный спор.
Самый боевитый из стариков из рода Райт, Райкуп, возмущался больше всех. Он не хотел отдавать луга и не хотел примиряться с южанами. Он потрясал кулаками и, брызгая слюной, обвинял совет во главе с Ойроком в трусости.
– Трусы! Довели племя до разрухи! Зря мы, Райты, отдали вам правление, Ойкары! Позор! Мы должны выбирать из плохого и очень плохого…
– Ты, Райкуп, слюной не брызжи, – остановил его старый Ойкин. – Мы помним, как вы, Райты, откупились от горцев, отдав им все наше золото и драгоценные камни. Вы горазды болтать, но не дело делать. Я думаю, что это позор – идти на поклон к южанам. Отродясь такого не было… Нужно отдать луга…
– Что ты вспоминаешь прошлое? Надо думать о сегодняшнем дне! – закричал старик Райкрит. – Вы что, забыли, что мы тогда вели войну с…
– Забыть старое – совершить ошибку сегодня, – вступил в спор старый Ойвус из Ойвов.
Как понял Райтир, начался извечный спор между Райтами и Ойвами, и это надолго. Пока они не выльют друг на друга старые обиды, решать что-то не будут. Одни старики будут поддерживать Ойвов, другие – Райтов.
«Вот так и племена, споря, кому быть главными в союзе, не могут найти общий язык и дать отпор своим врагам», – подумал Райтир и закрыл глаза. Спорить будут еще долго, пока не устанут.
Силы у стариков были уже не те, чтобы спорить часами. Подустав, растеряв весь свой воинственный пыл, они утихомирились и стали обсуждать стоящую перед ними проблему.
– Если хойда узнает, что мы потеряли много бойцов, они решатся напасть, – объяснил им Ойрок. – У нас три поселка, и все оборонить мы не сможем. Распыляя силы, мы только поможем им. Если соберем все силы в одном поселке, они нападут на два других. Но если отдать луга, на которые они претендуют, мы выиграем время, чтобы подготовиться. Разошлем по племенам гонцов с дарами, наберем охотников и сможем отбить луга силой…
– А когда охотники уйдут, хойда сотрут нас с лица земли. Они не простят такого, – с усмешкой прервал его Уйжик. – Это будет война на истребление. Вы тут все кричите про позор. Позор, мол, заключать союз с недавним врагом, который убил восемь десятков наших воинов. Но вы забываете, не они к нам пришли, а мы к ним, чтобы убить и изгнать. Защищать свои земли – священная обязанность любого народа. И мы всегда это право чтили. Вы так кричите, потому что считаете позором просить помощи у слабых. Вы все еще считаете южан слабыми. Когда вы говорите о договорах с горцами, вы не вспоминаете, что они убивали нас сотнями, потому что они показали свою силу. Если мы сейчас не устоим, наше племя перестанет существовать. Ваши жены и дочери станут наложницами хойда, а ваши дети и внуки – рабами. Вы этого хотите? Недавно слабоумный выскочка из моего рода Уйг, набравшийся темных знаний, увлек за собой на погибель треть наших воинов. Он мечтал о безграничной власти… и где он? Не надо мечтать. Пойдите и честно расскажите южанину обо всем. Принесите ему богатые дары – южане падки на богатство – и приведите его сюда. Мне духи предков сказали, что он нам поможет. Я сам пойду к нему и буду говорить. Возьму с собой трех оставшихся в живых воинов, тех, кого он видел и знает. И если не получится с ним договориться, тогда отдавайте луга. Скоро зима. У нас есть время до лета. Я все сказал.
Райтир насторожился. К словам Уйжика всегда прислушивались. Он говорил мало, но всегда по существу. Вот и теперь многие старики задумались. Если южанин так силен, как говорил он и остальные вернувшиеся живыми, то заключить союз было бы выгодно и им, и южанам. На южные земли в набег за рабами ходили не только воины его племени, но и другие тоже. Объединив силы, они могли бы успешно защищаться и даже нападать, как хочет старый Уйжик. Пусть его тело иссушено непрестанными постами и камланием, но разум он сохранил ясным.
«Будут бросать жребий», – догадался Райтир и вдруг понял, почему колдун оставил им жизнь. Маг южан хотел, чтобы они, народ семи озер, знали, что он силен и с ним нужно договариваться, а не воевать. Он специально разыграл ситуацию с пленниками так, чтобы выставить их предателями, рассорить роды. Это если у племени не хватит мудрости…
– Надо бросать жребий! – прервал его мысли голос Ойрока. Он решил закончить обсуждение, поскольку старики не смогли договориться. – Предложений два: отдать луга или заключить союз с южанином. – Ойрок достал золотую монету, королевский барет. – Профиль короля – это союз с южанином, герб короля – отдать наши земли хойда.
Ойрок подбросил монету. Она, крутясь, полетела в небо, и взгляды всех присутствующих на сходе зачарованно провожали ее полет.
Когда монета упала на землю, Ойрок провозгласил:
– Выпал профиль короля!
Март 2021
* * *
notes
Сноски
1
Рапида – узкий метровый меч с плетеной гардой, оружие военных моряков. – Здесь и далее примеч. авт.
2
Профос – унтер-офицер, следящий за порядком в подразделении.
3
Имеется в виду волновая теория гремлунов, открытая их ученым, Узером.