Дюна и философия: путь ментата
Часть 9 из 28 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
В конце «Детей Дюны» Пол и Алия умирают, а трон занимает превратившийся в гибрид человека и песчаного червя Лето II. В своем новом состоянии Лето почти бессмертен и правит в течение 3500 лет, основательно меняя Империю через Золотой Путь. Он убежден, что старые методы, неофеодальная Империя, а также правление Пола с последовавшим за этим религиозным фанатизмом и бюрократией, приведут к вымиранию человеческой расы. Старая Империя застоялась, глядя только внутрь себя, и не развиваясь. Кроме того, это зависело от производства Пряности и сверхчеловеческих навыков, выполняемых конкретными группами, такими как Космическая Гильдия и Бене Гессерит. Лето II приходит к выводу, что решение заключается в побуждении человечества исследовать неизведанный космос и продолжать развиваться.
По мнению Лето II, Золотой Путь – единственное жизнеспособное средство для достижения человеческой эволюции и выживания. Будучи намеренно тягостным и деспотичным правителем, Лето II навязывает Золотой Путь, создавая мир в Известной Вселенной с помощью обширного контроля над гражданами. Его правление ограничивает старые властные структуры. Ландсраад перестает существовать, и от старых Домов остается лишь несколько. Пока Космическая Гильдия и Бене Гессерит выживают, он держит их под жестким контролем. Более того, Лето II создает собственную мощную силу фанатичных воинов – Рыбословш – и приступает к своей программе размножения, смешивая Атрейдесов и Бене Гессерит для создания человеческого существа с лучшими качествами обоих: благородной страстью Атрейдесов и физическими и умственными способностями Бене Гессерит.
Деспотичное правление Лето II и жесткий контроль над человечеством, Космической навигацией и меланжем вынуждают оставшиеся группы людей проявлять изобретательность способами, которые они никогда не считали возможными, в конечном итоге создавая навигационные устройства (иксианцы) и искусственную Пряность (Тлейлаксу). Но наиболее важно то, что это демонстрирует человечеству, что неавтономный, угнетающий мир не является жизнеспособным и что люди должны эволюционировать, чтобы выжить как отдельный вид. Таким образом, Лето II намеренно приводит людей к своему возможному убийству и последующему Рассеянию, отказу от безопасных ограничений известного пространства.
Анализ Лето II и поиск необходимых решений проблем человеческого бытия сильно отличается от нашего собственного анализа того, что не так с обществами Вселенной Дюны. Он рассматривает историю, а также свое собственное правило, как доказательство абсолютной неправильности того, что человек «ограничен» известными физическими пределами пространства. Хотя в этих пределах было возможно правление одного интереса, он считает, что достаточное физическое расширение сделает это невозможным. Более того, как и Бене Гессерит до него, Лето II считает, что программы размножения, смешивающие генофонды с желаемыми характеристиками, обеспечивают часть решения проблемы развития человека.
Аналогичным образом его «превращение» Рыбословш в фанатичных воинов напоминает стратегии, используемые правлением Атрейдесов первой эры (с использованием фрименов), а также более ранним правлением Коррино (с использованием сардаукаров). Следовательно, несмотря на все свое предвидение и желание найти выход для человечества, Лето доверяет сдерживанию в социальной сфере и программам размножения в биологической. По его собственным словам, из мини-сериала «Дети Дюны» «сделать мир, в котором человечество сможет создавать свое будущее от мгновения к мгновению, свободное от видения одного человека, от извращения слов пророка и от предопределенности будущего».
Как теперь должно быть ясно, пугая человечество физической экспансией и пытаясь вывести в нем особые таланты, мы, кажется, сильно недооцениваем уже имеющийся в человечестве потенциал. На самом деле, как понял Лето II, в долгосрочной перспективе ни феодальная старая Империя, ни религиозный фанатизм под командованием Пола, ни его собственный деспотизм не могли править Вселенной. Они могли бы контролировать ее некоторое время (по нашим меркам, довольно долгое), но такой контроль был бы результатом стратегических действий с использованием физических, а не законных средств для поддержания стабильности. То, что Лето II вернулся к программам размножения Бене Гессерит, а не обратился к коммуникативному действию, направленному на достижение понимания, можно назвать лишь иронией.
Действительно, в годы, последовавшие за правлением Лето II, изображенные в «Еретиках Дюны» и «Капитуле Дюны» Бене Гессерит продолжают свои программы размножения и стратегическое планирование по установлению контроля над предполагаемыми могущественными субъектами (в частности, предсказанными «песчаным всадником»), а также возвращают контроль над религиозными силами. Их стратегия включает заключение в тюрьму тех, кого они считают ключевыми действующими лицами, чтобы использовать их в качестве инструментов для спасения человечества. Но Бене Гессерит по-прежнему не понимают, что эта стратегия фундаментально ошибочна. По сюжету, заключенные проявляют недовольство и становятся несговорчивыми. Однако даже если бы они сотрудничали, а большинство людей, несомненно, сотрудничали бы с деспотическим правлением Лето II, этот способ стратегического планирования не использует истинный человеческий потенциал коммуникативных действий, что объясняет, почему Империи Дюны остаются нестабильными.
При политико-философском взгляде на Вселенную вопрос о том, что мы подразумеваем и должны понимать под человеческим развитием, становится неизбежным. Он тем более актуален в нашу эпоху все более изощренных военных действий, информационных технологий и генной инженерии. В общем говоря, хотя развитие подразумевается как цель, и как изменения по отношению к этой цели, оно не включает оценку этого изменения. Биологи, например, часто рассматривают развитие как эволюцию, трансформацию наследственных характеристик с течением времени. Теоретики гуманитарных и социальных наук, напротив, предполагают, что развитие переходит из более однообразного состояния в более высокое и развитое (лучшее). И в такого рода рассуждениях оценки, по крайней мере, неявно включаются в анализ.
Таким образом, человеческое развитие, на наш взгляд, является позитивно заряженной концепцией, в первую очередь связанной с социальным и нравственным обучением. С этой точки зрения наш анализ «Дюны» предполагает, что необходимо проявлять осторожность при отождествлении технологического развития (даже биологического) с развитием человека без дальнейшего его изучения.
Если мы вернемся к анализу Хабермасом модернизации как процесса, открывающего двери возможности социального и нравственного обучения посредством коммуникативных действий, мы не можем не задаться вопросом, как технологически развитые общества Вселенной Дюны могли обладать характерными чертами иерархической и централизованной власти, присущими средневековым обществам.
Возможно, часть ответа заключается в том факте, что человеческое развитие остается в первую очередь социальным и нравственным, и технологии могут быть для него полезными… а может и нет.
Соавторы:
Ева Херман
Николас Мюллер
Вселенная подонков
Закон всегда стоит на стороне того, кто обладает силой принуждения. Мораль и юридические тонкости не играют никакой роли, когда перед нами встает реальный вопрос: у кого власть?
– Материалы Совета Бене Гессерит («Еретики Дюны»)
ИЗ ДАР-ЭС-БАЛАТА II
ИЗ МАТЕРИАЛОВ КОНФЕРЕНЦИИ
О ЗНАЧЕНИИ ПРЯНОСТИ
ДАТА: 18150 ПГ
Быть может, тирания не так уж и плоха. Хотя эта идея может показаться чуждой или странной, в ней что-то есть. Далеко не один мыслитель указывал на взаимосвязь между правительством и человеческой природой (ведь чем лучше мы относимся друг к другу, тем меньше мы нуждаемся в правительстве), создавая великое разнообразие теорий: от анархизма для элиты, до авторитаризма для подонков. Вселенная Дюны является, мягко говоря, Вселенной подонков, обладающих широким спектром личных пороков. От откровенно манипулятивных до смертельно гедонистических. В то время как некоторые люди внушают благонадежность и доверие и являются образцами лучших человеческих качеств, у большинства персонажей отсутствуют четкие моральные принципы, как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Некоторые персонажи осознают свои слабые стороны, но слабости остальных остаются скрытыми от взгляда читателя.
Из-за этой двусмысленности и неопределенности у нас остается мало однозначных героев. Романы не то чтобы мрачны, но они рисуют картину извращенного и циничного общества. Путь столкновения, которого требует человеческая природа, представляет одну из самых больших проблем. Герберт изображает человечество, которое постоянно находится в борьбе с группами, соперничающими друг с другом в непрерывном стремлении к превосходству и влиянию. Этот саморазрушительный конфликт возникает из-за человеческого стремления к самосохранению. Вселенная конфликтов отражает политическую теорию Томаса Гоббса, в которой рациональные агенты соперничают друг с другом за власть и средства для собственного выживания.
Мы признаем изначально опасную природу людей, брошенных на произвол судьбы в мире ограниченных ресурсов, усугубляемом притязаниями на власть и авторитет. Мы оказываемся во враждебных друг другу лагерях, сражаемся между собой до полного истощения, а точнее – вымираем. Мы находимся в состоянии постоянной войны до тех пор, пока не появится кто-то, обладающий властью и полномочиями, чтобы навязать нам мир. Гоббс называет такую фигуру Левиафаном. Герберт же наиболее изящно изображает его в личности Лето II. На страницах Библии Левиафаном зовется морское чудовище. Лето II превращается в огромного монстра – наполовину человека, наполовину червя, которого нарекают живым Богом. Этот смертный Бог, будь то Левиафан или Лето II, внушает нам всем благоговейный трепет и служит связующим звеном политической власти и авторитета. Во Вселенной Дюны Лето II, именуемый Тираном и Богом-Императором, предотвращает людское самоуничтожение и обеспечивает мир, сохраняя человеческий род.
Игроки во Вселенной Дюны
«…Императорский Дом уравновешивается Федеративными Великими Домами Ландсраада, а между ними лавирует Гильдия с ее проклятой монополией на межзвездные перевозки. Политический треугольник – самая нестабильная из всех структур».
– Преподобная Мать Гайя Елена Мохийам Леди Джессике («Дюна»)
Итак, кто эти неоднозначные персонажи с невысокими моральными принципами во Вселенной Дюны? Вселенная Герберта простирается на огромную территорию. Отдельные персонажи, которые появляются то тут, то там, олицетворяют наиболее значимые архетипы и направления. Очень немногие персонажи появляются более чем в одном или двух из шести оригинальных романов Герберта, и их влияние колоссально. Кроме того, с течением времени политический спектр меняется. Эта политическая изменчивость в основном способствует дестабилизации.
Из-за частой смены центров власти становится трудно установить какой-то определенный авторитет. Согласно Гоббсу, в естественной среде власть мимолетна и сохраняется лишь до тех пор, пока сила и ум человека, обладающего ею, не иссякнут. Аналогичным образом во Вселенной Дюны мы можем разделить политические группировки на несколько ключевых должностей и групп с некоторыми внутренними сдвигами во власти.
Император
Институт Императора кардинально меняется на протяжении романов. В «Дюне» Герберт впервые представляет нам Шаддама IV из Дома Коррино, обладающего, по-видимому, высшей властью, которую ему обеспечивают cардаукары, хорошо обученные и смертоносные воины. Власть Шаддама IV переходит к Полу Атрейдесу (Полу Муад’Дибу), который становится Императором. Этот титул он будет носить до конца «Мессии Дюны».
В «Детях Дюны» в качестве регента правит Алия, прокладывая путь для своего племянника, Лето II. Будущий правитель сливает свое тело с песчаной форелью (ранней стадией песчаного червя), превращаясь в существо, которое живет невероятно долго, и в «Боге-Императоре Дюны» правит в качестве Императора более трех тысяч лет.
После краха и смерти Лето II значимость фигуры Императора постепенно исчезает, а политический ландшафт начинает вращаться вокруг различных группировок (Тлейлаксу, Бене Гессерит и Преподобные Матери), соперничающих за власть в «Еретиках Дюны» и «Капитуле: Дюна».
Ландсраад
Вторая сторона власти в ранней Вселенной Дюны – это Ландсраад, политический орган, состоящий из Великих Домов (Атрейдес, Харкон-нен и других). Ландсраад выступает здесь как потенциальная преграда для всевластия Императора, и взаимодействие и столкновения между этими Домами задают тон. Ландсраад может оказать давление на Императора, но чаще всего Великие Дома бывают вовлечены в конфликты друг с другом.
«Дюна» знакомит нас с Домами, где мало выдающихся семей. Такими семьями обычно движут исключительно собственные интересы и стремление к самосохранению. Шаддам IV принадлежит к Дому Коррино. Его стремление к власти наиболее ярко проявляется в «Дюне» и «Детях Дюны». Дом Атрейдес олицетворяет для нас путеводную звезду преданности (идея, которая становится все более ироничной и болезненной по мере развития истории), Харконнены же воплощают самодовольство и порочную безнравственность. Для них основными удовольствиями, которыми можно наслаждаться постоянно, лишь иногда прерываясь на обед, являются секс и убийство.
Главные Дома считают войну (канли) средством разрешения споров. Их равное обладание ядерным оружием препятствует ухудшению ситуации, которая может привести к полному уничтожению. В этом отношении Ландсраад иллюстрирует систему взаимного гарантированного уничтожения, которая была характерна для холодной войны между бывшим Советским Союзом и Соединенными Штатами.
Ключевое отличие, однако, заключается в том, что в мире Дюны нет НАТО или Варшавского договора, при которых, если бы один Дом применил ядерное оружие, то все остальные объединились, чтобы уничтожить агрессора. В «Дюне» катализатором войны выступает перенос производства Пряности из Дома Харконнен в Дом Атрейдес, что дает Императору и Дому Харконнен возможность уничтожить весь род Атрейдесов. Существование Великих Домов имеет существенное значение и влияние на ход истории в первых трех книгах – в «Боге-Императоре Дюны» семейные линии существуют, но их политическая власть уже утеряна.
Космическая гильдия
Космическая Гильдия паразитирует на политической власти. Сама Гильдия никогда не правит. Они не готовы рисковать поставками Пряности, позволяющей навигаторам бороздить просторы Вселенной на своих космических кораблях. Однако у членов Гильдии есть политический опыт, и они четко декларируют ее в финальной битве при Дюне, отметив, что Шаддам IV служит для их удовольствия, а не по собственной воле, и что настоящая верность Космической Гильдии принадлежит Пряности. Если бы Шаддам IV предал интересы Гильдии, он был бы ликвидирован. Смерть является обычным явлением в мире Герберта.
Бене Гессерит
Сестричество Бене Гессерит – зловещая и притягательная организация. Ведьмы мастерски манипулируют окружающими, но, как и Космическая Гильдия, сестры никогда не правят напрямую. Первоначально Бене Гессерит надеются контролировать Империю через Квисатц Хадераха (мужское воплощение Преподобной Матери). Однако это намерение приводит к обратным результатам, и чтобы сохранить свое влияние, им приходится постоянно менять свои планы. Будучи евгенистами, они манипулируют королевскими родословными, чтобы сохранить в потомстве определенные наследственные черты. Как и Гильдия, Бене Гессерит создают королей и служат фоновыми игроками.
Тлейлаксу
Герберт вводит Тлейлаксу в «Мессии Дюны», однако они обретают наибольшее значение в более поздних романах. Тлейлаксу обладают аксолотль-чанами, производящими как гхол (искусственных существ, созданных из клеток умерших, которые служат средством воссоздания нескольких персонажей в новеллах), так и временный новый источник Пряности в «Еретиках Дюны». Движимые религиозным рвением, Тлейлаксу стремятся к галактическому господству столь же манипулятивному, как и Бене Гессерит. Только Тлейлаксу действуют более открыто: они убивают ключевых политических и религиозных деятелей и заменяют их своими собственными агентами.
Досточтимые матроны
Досточтимые Матроны происходят от Бене Гессерит, Рыбословш и Тлейлаксу. Отделившись от этих групп, они пошли своим собственным путем, когда Лето II перестал быть правителем (Старая Империя функционально распалась, и люди разбрелись по разным уголкам галактики в поисках Пряности). Досточтимые Матроны доминируют над мужчинами, пуская в ход секс и насилие и полностью подчиняя их своей воле. Это можно сравнить с наркотической зависимостью, создающей любовно-ненавистнические отношения, характерные для героиновых наркоманов. Как и Тлейлаксу, они стремятся покорить галактику. Досточтимые Матроны представлены в «Еретиках Дюны» и «Капитуле Дюны».
По мнению Лето II, Золотой Путь – единственное жизнеспособное средство для достижения человеческой эволюции и выживания. Будучи намеренно тягостным и деспотичным правителем, Лето II навязывает Золотой Путь, создавая мир в Известной Вселенной с помощью обширного контроля над гражданами. Его правление ограничивает старые властные структуры. Ландсраад перестает существовать, и от старых Домов остается лишь несколько. Пока Космическая Гильдия и Бене Гессерит выживают, он держит их под жестким контролем. Более того, Лето II создает собственную мощную силу фанатичных воинов – Рыбословш – и приступает к своей программе размножения, смешивая Атрейдесов и Бене Гессерит для создания человеческого существа с лучшими качествами обоих: благородной страстью Атрейдесов и физическими и умственными способностями Бене Гессерит.
Деспотичное правление Лето II и жесткий контроль над человечеством, Космической навигацией и меланжем вынуждают оставшиеся группы людей проявлять изобретательность способами, которые они никогда не считали возможными, в конечном итоге создавая навигационные устройства (иксианцы) и искусственную Пряность (Тлейлаксу). Но наиболее важно то, что это демонстрирует человечеству, что неавтономный, угнетающий мир не является жизнеспособным и что люди должны эволюционировать, чтобы выжить как отдельный вид. Таким образом, Лето II намеренно приводит людей к своему возможному убийству и последующему Рассеянию, отказу от безопасных ограничений известного пространства.
Анализ Лето II и поиск необходимых решений проблем человеческого бытия сильно отличается от нашего собственного анализа того, что не так с обществами Вселенной Дюны. Он рассматривает историю, а также свое собственное правило, как доказательство абсолютной неправильности того, что человек «ограничен» известными физическими пределами пространства. Хотя в этих пределах было возможно правление одного интереса, он считает, что достаточное физическое расширение сделает это невозможным. Более того, как и Бене Гессерит до него, Лето II считает, что программы размножения, смешивающие генофонды с желаемыми характеристиками, обеспечивают часть решения проблемы развития человека.
Аналогичным образом его «превращение» Рыбословш в фанатичных воинов напоминает стратегии, используемые правлением Атрейдесов первой эры (с использованием фрименов), а также более ранним правлением Коррино (с использованием сардаукаров). Следовательно, несмотря на все свое предвидение и желание найти выход для человечества, Лето доверяет сдерживанию в социальной сфере и программам размножения в биологической. По его собственным словам, из мини-сериала «Дети Дюны» «сделать мир, в котором человечество сможет создавать свое будущее от мгновения к мгновению, свободное от видения одного человека, от извращения слов пророка и от предопределенности будущего».
Как теперь должно быть ясно, пугая человечество физической экспансией и пытаясь вывести в нем особые таланты, мы, кажется, сильно недооцениваем уже имеющийся в человечестве потенциал. На самом деле, как понял Лето II, в долгосрочной перспективе ни феодальная старая Империя, ни религиозный фанатизм под командованием Пола, ни его собственный деспотизм не могли править Вселенной. Они могли бы контролировать ее некоторое время (по нашим меркам, довольно долгое), но такой контроль был бы результатом стратегических действий с использованием физических, а не законных средств для поддержания стабильности. То, что Лето II вернулся к программам размножения Бене Гессерит, а не обратился к коммуникативному действию, направленному на достижение понимания, можно назвать лишь иронией.
Действительно, в годы, последовавшие за правлением Лето II, изображенные в «Еретиках Дюны» и «Капитуле Дюны» Бене Гессерит продолжают свои программы размножения и стратегическое планирование по установлению контроля над предполагаемыми могущественными субъектами (в частности, предсказанными «песчаным всадником»), а также возвращают контроль над религиозными силами. Их стратегия включает заключение в тюрьму тех, кого они считают ключевыми действующими лицами, чтобы использовать их в качестве инструментов для спасения человечества. Но Бене Гессерит по-прежнему не понимают, что эта стратегия фундаментально ошибочна. По сюжету, заключенные проявляют недовольство и становятся несговорчивыми. Однако даже если бы они сотрудничали, а большинство людей, несомненно, сотрудничали бы с деспотическим правлением Лето II, этот способ стратегического планирования не использует истинный человеческий потенциал коммуникативных действий, что объясняет, почему Империи Дюны остаются нестабильными.
При политико-философском взгляде на Вселенную вопрос о том, что мы подразумеваем и должны понимать под человеческим развитием, становится неизбежным. Он тем более актуален в нашу эпоху все более изощренных военных действий, информационных технологий и генной инженерии. В общем говоря, хотя развитие подразумевается как цель, и как изменения по отношению к этой цели, оно не включает оценку этого изменения. Биологи, например, часто рассматривают развитие как эволюцию, трансформацию наследственных характеристик с течением времени. Теоретики гуманитарных и социальных наук, напротив, предполагают, что развитие переходит из более однообразного состояния в более высокое и развитое (лучшее). И в такого рода рассуждениях оценки, по крайней мере, неявно включаются в анализ.
Таким образом, человеческое развитие, на наш взгляд, является позитивно заряженной концепцией, в первую очередь связанной с социальным и нравственным обучением. С этой точки зрения наш анализ «Дюны» предполагает, что необходимо проявлять осторожность при отождествлении технологического развития (даже биологического) с развитием человека без дальнейшего его изучения.
Если мы вернемся к анализу Хабермасом модернизации как процесса, открывающего двери возможности социального и нравственного обучения посредством коммуникативных действий, мы не можем не задаться вопросом, как технологически развитые общества Вселенной Дюны могли обладать характерными чертами иерархической и централизованной власти, присущими средневековым обществам.
Возможно, часть ответа заключается в том факте, что человеческое развитие остается в первую очередь социальным и нравственным, и технологии могут быть для него полезными… а может и нет.
Соавторы:
Ева Херман
Николас Мюллер
Вселенная подонков
Закон всегда стоит на стороне того, кто обладает силой принуждения. Мораль и юридические тонкости не играют никакой роли, когда перед нами встает реальный вопрос: у кого власть?
– Материалы Совета Бене Гессерит («Еретики Дюны»)
ИЗ ДАР-ЭС-БАЛАТА II
ИЗ МАТЕРИАЛОВ КОНФЕРЕНЦИИ
О ЗНАЧЕНИИ ПРЯНОСТИ
ДАТА: 18150 ПГ
Быть может, тирания не так уж и плоха. Хотя эта идея может показаться чуждой или странной, в ней что-то есть. Далеко не один мыслитель указывал на взаимосвязь между правительством и человеческой природой (ведь чем лучше мы относимся друг к другу, тем меньше мы нуждаемся в правительстве), создавая великое разнообразие теорий: от анархизма для элиты, до авторитаризма для подонков. Вселенная Дюны является, мягко говоря, Вселенной подонков, обладающих широким спектром личных пороков. От откровенно манипулятивных до смертельно гедонистических. В то время как некоторые люди внушают благонадежность и доверие и являются образцами лучших человеческих качеств, у большинства персонажей отсутствуют четкие моральные принципы, как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Некоторые персонажи осознают свои слабые стороны, но слабости остальных остаются скрытыми от взгляда читателя.
Из-за этой двусмысленности и неопределенности у нас остается мало однозначных героев. Романы не то чтобы мрачны, но они рисуют картину извращенного и циничного общества. Путь столкновения, которого требует человеческая природа, представляет одну из самых больших проблем. Герберт изображает человечество, которое постоянно находится в борьбе с группами, соперничающими друг с другом в непрерывном стремлении к превосходству и влиянию. Этот саморазрушительный конфликт возникает из-за человеческого стремления к самосохранению. Вселенная конфликтов отражает политическую теорию Томаса Гоббса, в которой рациональные агенты соперничают друг с другом за власть и средства для собственного выживания.
Мы признаем изначально опасную природу людей, брошенных на произвол судьбы в мире ограниченных ресурсов, усугубляемом притязаниями на власть и авторитет. Мы оказываемся во враждебных друг другу лагерях, сражаемся между собой до полного истощения, а точнее – вымираем. Мы находимся в состоянии постоянной войны до тех пор, пока не появится кто-то, обладающий властью и полномочиями, чтобы навязать нам мир. Гоббс называет такую фигуру Левиафаном. Герберт же наиболее изящно изображает его в личности Лето II. На страницах Библии Левиафаном зовется морское чудовище. Лето II превращается в огромного монстра – наполовину человека, наполовину червя, которого нарекают живым Богом. Этот смертный Бог, будь то Левиафан или Лето II, внушает нам всем благоговейный трепет и служит связующим звеном политической власти и авторитета. Во Вселенной Дюны Лето II, именуемый Тираном и Богом-Императором, предотвращает людское самоуничтожение и обеспечивает мир, сохраняя человеческий род.
Игроки во Вселенной Дюны
«…Императорский Дом уравновешивается Федеративными Великими Домами Ландсраада, а между ними лавирует Гильдия с ее проклятой монополией на межзвездные перевозки. Политический треугольник – самая нестабильная из всех структур».
– Преподобная Мать Гайя Елена Мохийам Леди Джессике («Дюна»)
Итак, кто эти неоднозначные персонажи с невысокими моральными принципами во Вселенной Дюны? Вселенная Герберта простирается на огромную территорию. Отдельные персонажи, которые появляются то тут, то там, олицетворяют наиболее значимые архетипы и направления. Очень немногие персонажи появляются более чем в одном или двух из шести оригинальных романов Герберта, и их влияние колоссально. Кроме того, с течением времени политический спектр меняется. Эта политическая изменчивость в основном способствует дестабилизации.
Из-за частой смены центров власти становится трудно установить какой-то определенный авторитет. Согласно Гоббсу, в естественной среде власть мимолетна и сохраняется лишь до тех пор, пока сила и ум человека, обладающего ею, не иссякнут. Аналогичным образом во Вселенной Дюны мы можем разделить политические группировки на несколько ключевых должностей и групп с некоторыми внутренними сдвигами во власти.
Император
Институт Императора кардинально меняется на протяжении романов. В «Дюне» Герберт впервые представляет нам Шаддама IV из Дома Коррино, обладающего, по-видимому, высшей властью, которую ему обеспечивают cардаукары, хорошо обученные и смертоносные воины. Власть Шаддама IV переходит к Полу Атрейдесу (Полу Муад’Дибу), который становится Императором. Этот титул он будет носить до конца «Мессии Дюны».
В «Детях Дюны» в качестве регента правит Алия, прокладывая путь для своего племянника, Лето II. Будущий правитель сливает свое тело с песчаной форелью (ранней стадией песчаного червя), превращаясь в существо, которое живет невероятно долго, и в «Боге-Императоре Дюны» правит в качестве Императора более трех тысяч лет.
После краха и смерти Лето II значимость фигуры Императора постепенно исчезает, а политический ландшафт начинает вращаться вокруг различных группировок (Тлейлаксу, Бене Гессерит и Преподобные Матери), соперничающих за власть в «Еретиках Дюны» и «Капитуле: Дюна».
Ландсраад
Вторая сторона власти в ранней Вселенной Дюны – это Ландсраад, политический орган, состоящий из Великих Домов (Атрейдес, Харкон-нен и других). Ландсраад выступает здесь как потенциальная преграда для всевластия Императора, и взаимодействие и столкновения между этими Домами задают тон. Ландсраад может оказать давление на Императора, но чаще всего Великие Дома бывают вовлечены в конфликты друг с другом.
«Дюна» знакомит нас с Домами, где мало выдающихся семей. Такими семьями обычно движут исключительно собственные интересы и стремление к самосохранению. Шаддам IV принадлежит к Дому Коррино. Его стремление к власти наиболее ярко проявляется в «Дюне» и «Детях Дюны». Дом Атрейдес олицетворяет для нас путеводную звезду преданности (идея, которая становится все более ироничной и болезненной по мере развития истории), Харконнены же воплощают самодовольство и порочную безнравственность. Для них основными удовольствиями, которыми можно наслаждаться постоянно, лишь иногда прерываясь на обед, являются секс и убийство.
Главные Дома считают войну (канли) средством разрешения споров. Их равное обладание ядерным оружием препятствует ухудшению ситуации, которая может привести к полному уничтожению. В этом отношении Ландсраад иллюстрирует систему взаимного гарантированного уничтожения, которая была характерна для холодной войны между бывшим Советским Союзом и Соединенными Штатами.
Ключевое отличие, однако, заключается в том, что в мире Дюны нет НАТО или Варшавского договора, при которых, если бы один Дом применил ядерное оружие, то все остальные объединились, чтобы уничтожить агрессора. В «Дюне» катализатором войны выступает перенос производства Пряности из Дома Харконнен в Дом Атрейдес, что дает Императору и Дому Харконнен возможность уничтожить весь род Атрейдесов. Существование Великих Домов имеет существенное значение и влияние на ход истории в первых трех книгах – в «Боге-Императоре Дюны» семейные линии существуют, но их политическая власть уже утеряна.
Космическая гильдия
Космическая Гильдия паразитирует на политической власти. Сама Гильдия никогда не правит. Они не готовы рисковать поставками Пряности, позволяющей навигаторам бороздить просторы Вселенной на своих космических кораблях. Однако у членов Гильдии есть политический опыт, и они четко декларируют ее в финальной битве при Дюне, отметив, что Шаддам IV служит для их удовольствия, а не по собственной воле, и что настоящая верность Космической Гильдии принадлежит Пряности. Если бы Шаддам IV предал интересы Гильдии, он был бы ликвидирован. Смерть является обычным явлением в мире Герберта.
Бене Гессерит
Сестричество Бене Гессерит – зловещая и притягательная организация. Ведьмы мастерски манипулируют окружающими, но, как и Космическая Гильдия, сестры никогда не правят напрямую. Первоначально Бене Гессерит надеются контролировать Империю через Квисатц Хадераха (мужское воплощение Преподобной Матери). Однако это намерение приводит к обратным результатам, и чтобы сохранить свое влияние, им приходится постоянно менять свои планы. Будучи евгенистами, они манипулируют королевскими родословными, чтобы сохранить в потомстве определенные наследственные черты. Как и Гильдия, Бене Гессерит создают королей и служат фоновыми игроками.
Тлейлаксу
Герберт вводит Тлейлаксу в «Мессии Дюны», однако они обретают наибольшее значение в более поздних романах. Тлейлаксу обладают аксолотль-чанами, производящими как гхол (искусственных существ, созданных из клеток умерших, которые служат средством воссоздания нескольких персонажей в новеллах), так и временный новый источник Пряности в «Еретиках Дюны». Движимые религиозным рвением, Тлейлаксу стремятся к галактическому господству столь же манипулятивному, как и Бене Гессерит. Только Тлейлаксу действуют более открыто: они убивают ключевых политических и религиозных деятелей и заменяют их своими собственными агентами.
Досточтимые матроны
Досточтимые Матроны происходят от Бене Гессерит, Рыбословш и Тлейлаксу. Отделившись от этих групп, они пошли своим собственным путем, когда Лето II перестал быть правителем (Старая Империя функционально распалась, и люди разбрелись по разным уголкам галактики в поисках Пряности). Досточтимые Матроны доминируют над мужчинами, пуская в ход секс и насилие и полностью подчиняя их своей воле. Это можно сравнить с наркотической зависимостью, создающей любовно-ненавистнические отношения, характерные для героиновых наркоманов. Как и Тлейлаксу, они стремятся покорить галактику. Досточтимые Матроны представлены в «Еретиках Дюны» и «Капитуле Дюны».