Бумажный дворец
Часть 34 из 65 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Потом Лео ведет маму, Анну и меня быстренько пообедать в китайском ресторанчике, где в каждом блюде полно побегов пальмы. Все молчат. В три часа мы привозим его в его старый дом на поминки. Дом выглядит слегка обветшалым с его белыми досками, большими колоннами на крытом крыльце. Коринфские, рассеянно говорит нам Лео. Они кажутся слишком шикарными для этого дома, слишком полными надежд, и у меня щемит в груди. Во дворе растут две лагерстремии, земля под ними усыпана опавшими цветами, похожими на обрывки цветной бумаги. Рядом с дверью стоит подставка для зонтов в виде аллигатора с широко открытой пастью. Не могу представить, чтобы Лео здесь жил.
Мама сжимает ему руку.
– Точно не хочешь, чтобы я пошла с тобой?
– Лучше не стоит. Мне нужно побыть с ними наедине.
Мама кивает.
– Когда тебя забрать?
– Вернусь на такси, – отвечает он.
Мы сидим в арендованной машине и смотрим, как он исчезает в ветшающем деревянном доме. Изнутри доносится жужжание вентилятора. Кто-то плачет.
Мы уже почти доезжаем до нашего мотеля, когда мама сворачивает к торговому центру.
– Мне нужно в туалет, – она протягивает нам с Анной по пять долларов. – Вот, купите себе что-нибудь.
И исчезает в аптеке.
– Что, блин, можно купить на десять баксов в торговом центре в Мемфисе? – спрашивает Анна.
– Мороженое?
– Последнее, что мне нужно, это больше калорий. Я лучше умру.
– Мило, – говорю я.
– А что? – спрашивает она. – Ты хочешь быть толстой?
– Я лучше умру!
Она смотрит на меня непонимающим взглядом.
– Очень тактично, – говорю я.
– Ах, точно! Черт! – на секунду ее лицо застывает. Потом она начинает хохотать. И неожиданно я тоже смеюсь, высоким истерическим смехом, так сильно, что по моему лицу наконец заструились слезы.
– Девочки? – к нам подходит мама. В руках у нее белый бумажный пакетик из аптеки. Ее красивое лицо выглядит уставшим, изможденным. – Не поделитесь шуткой? Мне тоже не помешает посмеяться.
– Наверное, это случилось за неделю до смерти Конрада, – доносится до меня мамин голос, когда она разговаривает по телефону в своей комнате. – После этого мы ни разу не занимались любовью.
Мы вернулись в Нью-Йорк несколько дней назад. В городе царит ужасная жара. По улицам плывет бананово-тошнотный запах гниющего мусора. Что бы мы ни делали, на рубашках под мышками все время появляются большие пятна от пота. С кондиционеров капает на тротуары едкая вода. В квартире дышать нечем от пыли, нафталина и сладковатой вони тараканов в стенах. Никому не хочется здесь находиться, но Лео не может вернуться в лес. В том, что случилось, он винит себя: ведь это он настоял, чтобы мы вышли в море в тот день. Он столкнул лодку в воду, хотя волны были слишком сильными. Эти мысли, чувство вины не дают ему покоя по ночам. Лео ходит туда-сюда по гостиной со стаканом виски в руке, нападает на маму, повторяя одни и те же вопросы в поисках ответов, которые не может найти. Почему я не заставила Конрада надеть спасательный жилет? Почему спасательный круг был привязан двойным узлом? Неужели никто не заметил? Конрад видел приближение волны, которая утащила его? Он знал?
– Нет, – бормочу я сжимающимся горлом. – Он не видел.
Теперь, когда Конрада больше нет, бывшая комната Анны вернулась к ней. Каждый раз, когда Лео проходит мимо этой комнаты, у него такой вид, будто присутствие Анны в ней – предательство по отношению к Конраду.
– Мне нужно убраться отсюда обратно в Лос-Анжелес, – говорит мне Анна. – Мы как будто живем в морге со злым привидением.
И я понимаю, что она имеет в виду.
– Не проси меня об этом! – кричит Лео. – Мне этого не вынести. Не вынести.
– Но я же не виновата, – молит мама.
Дверь в их комнату закрыта, но крики доносятся сквозь стену. Я слышу грохот, звон бьющегося стекла.
– Избавься от него! – орет Лео.
– Хватит! – вопит мама. – Прекрати! Это была ваза моей бабушки.
– К черту твою бабушку!
– Пожалуйста! Я люблю тебя.
Дверь спальни открывается, и Лео с топотом проносится мимо меня, выбегает из квартиры, из здания, в душную ночь. Мама рыдает в своей комнате. Я заставляю себя слушать, но, когда больше не могу вытерпеть ни секунды, накрываю голову подушкой.
Пять недель спустя Лео сообщает нам, что съезжает. Собирает свои вещи, берет саксофон и целует маму на прощание.
– Не уходи. Пожалуйста, не уходи, – умоляет она.
Она стоит, цепляясь за его руку, уже одинокая, хотя он еще не успел уйти. Когда дверь за ним закрывается, мама подходит к окну и ждет, когда Лео появится, смотрит, как он идет по улице, уходит от нее. У нее уже начал расти живот.
1984 год. Май, Нью-Йорк
Ребенок умирает во время родов. Пуповина рвется, и ребенок не может дышать, задыхается в околоплодной жидкости. В роддоме делают все возможное, чтобы его спасти. Тащат и тянут, разрезают ей стенку влагалища в промежности, доктора кричат, медсестры носятся. Это мальчик. Крошечный и синий, как на картине Пикассо. Лео исчез, не оставив никаких контактов, поэтому он так и не узнает, что оба его сына утонули.
Папа приезжает со мной в больницу забрать маму. Он осторожно выкатывает ее в инвалидном кресле на тротуар, стараясь не наезжать на неровности. На улице нас ждет такси. На спинке кресла висит сумка, в которую мама сложила чистую детскую одежду. Когда мы уезжаем, она не замечает, что папа оставил сумку там. Я смотрю из окна машины, как она покачивается на кресле, пока не замирает.
Пятая авеню утопает в цветах вишни, напоенных солнечными лучами.
– Люблю это время года, – говорит мама. – Надо устроить пикник. Можно наделать сэндвичей с огурцами.
У нее пустой взгляд.
– Давай сначала доставим тебя домой, – предлагает папа. – Элла приготовила суп, и я положил в холодильник спелый авокадо и свежий салат. Когда приедем домой, сбегаю в магазин и куплю виски. Нам всем не помешает.
– Нужно найти Лео. Нужно сказать ему.
– Да, – отзывается папа, – я этим занимаюсь.
Его голос изменился, в нем появились незнакомые мне властные и нежные нотки. Пока такси везет нас домой, мне приходит мысль, что впервые в жизни у меня появились родители.
Медленно тикает счетчик.
– Думаешь, это случилось бы, если бы он остался? – спрашивает мама. Ее волосы потускнели, красивое лицо покраснело и опухло.
Папа берет ее за руку.
– Не говори глупости, – говорит он. – Врачи сделали все что могли. Здесь никто не виноват.
– Кто-то должен быть виноват, – произносит мама.
И я знаю, что она права.
20
1989 год. Февраль, Лондон
На полпути к Майл-Энду я прошу Питера остановить машину, чтобы я могла сходить в туалет. Мы в Лондоне, а это означает, что каждое гребаное заведение в городе закрыто после одиннадцати.
– Не можете потерпеть пять минут? – спрашивает он.
– Если бы могла, не собиралась бы снять трусы перед совершенно незнакомым человеком, чтобы поссать на улице.
– И правда. Принято к сведению. Очаровательно, – говорит Питер, останавливая машину на узкой мощеной улочке. – Тогда вперед.
Я сажусь на корточки за деревом, молясь, чтобы никто не выглянул из окна таунхауса у меня за спиной. Мои белые бедра сияют в тусклом свете фонаря. Я постанываю: живот болит после удара хряка. На мерзлой земле подо мной собирается лужа. Я отодвигаю ноги, когда она подползает к моей обуви. Никогда не испытывала такого чистого облегчения. Поднявшись, чтобы натянуть джинсы с трусами, я замечаю, что Питер наблюдает из машины. Он смеется, когда я смотрю на него, и закрывает глаза в притворном ужасе.
17:45
Яркие, щемящие воспоминания уходящего дня жужжат у меня в голове, точно рой пчел. Не могу от них избавиться. Я смыла с себя Джонаса, пока плыла через пруд домой, но он все еще здесь, у меня в голове, когда я стою у плиты на кухне в своем мокром купальнике и полотенце, дожидаясь, когда закипит чайник. Вспоминаю, как уплывала от Джонаса, оставив его на берегу позади. Его несчастное лицо. Посреди пруда, там, где зеленая вода темнеет из-за глубины, я остановилась перевести дыхание, боясь обернуться и увидеть, что Джонас еще стоит там, боясь плыть обратно к Питеру и своей жизни.
– Ты, наверное, невозможная болтушка, – говорит мама, доставая с полки старую жестяную банку с чаем лапсанг-сушонг. – Вас с Джонасом не было несколько часов. Мы уже собирались высылать поисковый отряд.
Мама сжимает ему руку.
– Точно не хочешь, чтобы я пошла с тобой?
– Лучше не стоит. Мне нужно побыть с ними наедине.
Мама кивает.
– Когда тебя забрать?
– Вернусь на такси, – отвечает он.
Мы сидим в арендованной машине и смотрим, как он исчезает в ветшающем деревянном доме. Изнутри доносится жужжание вентилятора. Кто-то плачет.
Мы уже почти доезжаем до нашего мотеля, когда мама сворачивает к торговому центру.
– Мне нужно в туалет, – она протягивает нам с Анной по пять долларов. – Вот, купите себе что-нибудь.
И исчезает в аптеке.
– Что, блин, можно купить на десять баксов в торговом центре в Мемфисе? – спрашивает Анна.
– Мороженое?
– Последнее, что мне нужно, это больше калорий. Я лучше умру.
– Мило, – говорю я.
– А что? – спрашивает она. – Ты хочешь быть толстой?
– Я лучше умру!
Она смотрит на меня непонимающим взглядом.
– Очень тактично, – говорю я.
– Ах, точно! Черт! – на секунду ее лицо застывает. Потом она начинает хохотать. И неожиданно я тоже смеюсь, высоким истерическим смехом, так сильно, что по моему лицу наконец заструились слезы.
– Девочки? – к нам подходит мама. В руках у нее белый бумажный пакетик из аптеки. Ее красивое лицо выглядит уставшим, изможденным. – Не поделитесь шуткой? Мне тоже не помешает посмеяться.
– Наверное, это случилось за неделю до смерти Конрада, – доносится до меня мамин голос, когда она разговаривает по телефону в своей комнате. – После этого мы ни разу не занимались любовью.
Мы вернулись в Нью-Йорк несколько дней назад. В городе царит ужасная жара. По улицам плывет бананово-тошнотный запах гниющего мусора. Что бы мы ни делали, на рубашках под мышками все время появляются большие пятна от пота. С кондиционеров капает на тротуары едкая вода. В квартире дышать нечем от пыли, нафталина и сладковатой вони тараканов в стенах. Никому не хочется здесь находиться, но Лео не может вернуться в лес. В том, что случилось, он винит себя: ведь это он настоял, чтобы мы вышли в море в тот день. Он столкнул лодку в воду, хотя волны были слишком сильными. Эти мысли, чувство вины не дают ему покоя по ночам. Лео ходит туда-сюда по гостиной со стаканом виски в руке, нападает на маму, повторяя одни и те же вопросы в поисках ответов, которые не может найти. Почему я не заставила Конрада надеть спасательный жилет? Почему спасательный круг был привязан двойным узлом? Неужели никто не заметил? Конрад видел приближение волны, которая утащила его? Он знал?
– Нет, – бормочу я сжимающимся горлом. – Он не видел.
Теперь, когда Конрада больше нет, бывшая комната Анны вернулась к ней. Каждый раз, когда Лео проходит мимо этой комнаты, у него такой вид, будто присутствие Анны в ней – предательство по отношению к Конраду.
– Мне нужно убраться отсюда обратно в Лос-Анжелес, – говорит мне Анна. – Мы как будто живем в морге со злым привидением.
И я понимаю, что она имеет в виду.
– Не проси меня об этом! – кричит Лео. – Мне этого не вынести. Не вынести.
– Но я же не виновата, – молит мама.
Дверь в их комнату закрыта, но крики доносятся сквозь стену. Я слышу грохот, звон бьющегося стекла.
– Избавься от него! – орет Лео.
– Хватит! – вопит мама. – Прекрати! Это была ваза моей бабушки.
– К черту твою бабушку!
– Пожалуйста! Я люблю тебя.
Дверь спальни открывается, и Лео с топотом проносится мимо меня, выбегает из квартиры, из здания, в душную ночь. Мама рыдает в своей комнате. Я заставляю себя слушать, но, когда больше не могу вытерпеть ни секунды, накрываю голову подушкой.
Пять недель спустя Лео сообщает нам, что съезжает. Собирает свои вещи, берет саксофон и целует маму на прощание.
– Не уходи. Пожалуйста, не уходи, – умоляет она.
Она стоит, цепляясь за его руку, уже одинокая, хотя он еще не успел уйти. Когда дверь за ним закрывается, мама подходит к окну и ждет, когда Лео появится, смотрит, как он идет по улице, уходит от нее. У нее уже начал расти живот.
1984 год. Май, Нью-Йорк
Ребенок умирает во время родов. Пуповина рвется, и ребенок не может дышать, задыхается в околоплодной жидкости. В роддоме делают все возможное, чтобы его спасти. Тащат и тянут, разрезают ей стенку влагалища в промежности, доктора кричат, медсестры носятся. Это мальчик. Крошечный и синий, как на картине Пикассо. Лео исчез, не оставив никаких контактов, поэтому он так и не узнает, что оба его сына утонули.
Папа приезжает со мной в больницу забрать маму. Он осторожно выкатывает ее в инвалидном кресле на тротуар, стараясь не наезжать на неровности. На улице нас ждет такси. На спинке кресла висит сумка, в которую мама сложила чистую детскую одежду. Когда мы уезжаем, она не замечает, что папа оставил сумку там. Я смотрю из окна машины, как она покачивается на кресле, пока не замирает.
Пятая авеню утопает в цветах вишни, напоенных солнечными лучами.
– Люблю это время года, – говорит мама. – Надо устроить пикник. Можно наделать сэндвичей с огурцами.
У нее пустой взгляд.
– Давай сначала доставим тебя домой, – предлагает папа. – Элла приготовила суп, и я положил в холодильник спелый авокадо и свежий салат. Когда приедем домой, сбегаю в магазин и куплю виски. Нам всем не помешает.
– Нужно найти Лео. Нужно сказать ему.
– Да, – отзывается папа, – я этим занимаюсь.
Его голос изменился, в нем появились незнакомые мне властные и нежные нотки. Пока такси везет нас домой, мне приходит мысль, что впервые в жизни у меня появились родители.
Медленно тикает счетчик.
– Думаешь, это случилось бы, если бы он остался? – спрашивает мама. Ее волосы потускнели, красивое лицо покраснело и опухло.
Папа берет ее за руку.
– Не говори глупости, – говорит он. – Врачи сделали все что могли. Здесь никто не виноват.
– Кто-то должен быть виноват, – произносит мама.
И я знаю, что она права.
20
1989 год. Февраль, Лондон
На полпути к Майл-Энду я прошу Питера остановить машину, чтобы я могла сходить в туалет. Мы в Лондоне, а это означает, что каждое гребаное заведение в городе закрыто после одиннадцати.
– Не можете потерпеть пять минут? – спрашивает он.
– Если бы могла, не собиралась бы снять трусы перед совершенно незнакомым человеком, чтобы поссать на улице.
– И правда. Принято к сведению. Очаровательно, – говорит Питер, останавливая машину на узкой мощеной улочке. – Тогда вперед.
Я сажусь на корточки за деревом, молясь, чтобы никто не выглянул из окна таунхауса у меня за спиной. Мои белые бедра сияют в тусклом свете фонаря. Я постанываю: живот болит после удара хряка. На мерзлой земле подо мной собирается лужа. Я отодвигаю ноги, когда она подползает к моей обуви. Никогда не испытывала такого чистого облегчения. Поднявшись, чтобы натянуть джинсы с трусами, я замечаю, что Питер наблюдает из машины. Он смеется, когда я смотрю на него, и закрывает глаза в притворном ужасе.
17:45
Яркие, щемящие воспоминания уходящего дня жужжат у меня в голове, точно рой пчел. Не могу от них избавиться. Я смыла с себя Джонаса, пока плыла через пруд домой, но он все еще здесь, у меня в голове, когда я стою у плиты на кухне в своем мокром купальнике и полотенце, дожидаясь, когда закипит чайник. Вспоминаю, как уплывала от Джонаса, оставив его на берегу позади. Его несчастное лицо. Посреди пруда, там, где зеленая вода темнеет из-за глубины, я остановилась перевести дыхание, боясь обернуться и увидеть, что Джонас еще стоит там, боясь плыть обратно к Питеру и своей жизни.
– Ты, наверное, невозможная болтушка, – говорит мама, доставая с полки старую жестяную банку с чаем лапсанг-сушонг. – Вас с Джонасом не было несколько часов. Мы уже собирались высылать поисковый отряд.