Английский для миллионеров
Часть 37 из 73 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Петр Аркадьевич достал ключ, сунул в скважину и повернул. Марианна только теперь заметила, что замок в двери был простой, старый. Да и сама дверь выбивалась из стиля дома. В царапинах, сколах, трещинах, застывших потеках краски. Непрезентабельная на первый взгляд, но не хлипкая, из крепкого деревянного бруса. Когда в такую дверь стучит настырный посетитель, звук выходит гулкий, солидный. А также Марианна углядела дырки от старых шпингалетов, и точки, какие оставляют канцелярские кнопки. Одним словом, заслуженная дверь, повидавшая на своем веку многое.
Любопытство разрослось до невиданных размеров.
Петр Аркадьевич все возился: ключ поворачивался туго.
— Смазать надо, — заметил он досадливо, сильно потянув за ручку, чтобы заставить замок подчиниться.
— Пап, давай скорее! — проныла Даша. — Ноги устали стоять, сесть хочется.
Наконец, дверь распахнулась. Хозяин кабинета вошел первым и повернул выключатель. Под потолком с лепниной неярко вспыхнула люстра с бахромой и висюльками. Несколько висюлек не хватало.
— Заходите, — сказал Аракчеев, и Марианне почудилась в его голосе неловкость.
В кабинете пахло стариной. Тяжелые темно-зеленые портьеры были задернуты, и от этого комната казалась тесной.
Марианна огляделась с открытым ртом. Она ожидала чего угодно, но только не этого.
Кабинет очень ей понравился. Он был совершенно необыкновенный. Она словно шагнула в машину времени и перенеслась… на пятьдесят лет назад? Семьдесят? Сто?
Аракчеев не пустил в эту комнату ремонтников и дизайнеров. Он оставил этот уголок дома нетронутым. Вероятно, здесь всегда располагался кабинет — сначала личный, хозяина усадьбы, а потом кого-то из музейного начальства. И потому в комнате царил особый старинный уют с легким привкусом бюрократии.
В глаза первым делом бросился богатый камин с чугунным литьем. Нерабочий, холодный. Напротив обосновался допотопный письменный стол на массивных тумбах. Столешница покрыта зеленым сукном, на сукне — лист стекла. Под стеклом разложены пожелтевшие бумажки и черно-белые фотографии. У края стоит лампа под зеленым абажуром. Идеальное место для работы писателя, ученого или политического деятеля начала двадцатого века.
За столом возвышается спинка кожаного кресла, изрядно потертого, в царапинах, из которых торчат белые нити набивки.
На крашеной бледной краской стене над столом висит большая карта. Марианна сначала удивилась: Россия на ней имела непривычные очертания, но потом поняла — это карта СССР, страны, где родились ее бабушка и мама. Как и многое другое в этом кабинете, карта была древняя и местами выцветшая. Там, где плотная глянцевая бумага порвалась от ветхости, были наклеены полоски скотча.
Вдоль остальных стен — шкафы со стеклянными дверцами. Полки внутри забиты толстыми папками, альбомами в кожаных переплетах, картонными коробками, громадными амбарными книгами.
— Пап, тебе бы ремонт тут сделать, — заметила Даша, изучая облупившуюся краску на стене. — И мебель другую, поновее.
— Ты так думаешь? Но мне нравится именно эта, — сказал Петр Аркадьевич спокойно, но с ноткой обиды.
— Как интересно! — воскликнула Марианна. — Как в музее!
— Это и есть кусочек музея. Тут был кабинет директора. Звали его Людвиг Александрович Байер, из этнических немцев он… В детстве я часто приходил к нему в гости. Он меня не прогонял. Давал разные мелкие поручения, работу по музею — там приколотить, тут пыль протереть, рассортировать документы и прочее. Рассказывал много интересного. И вообще… отличный был человек.
— Это он ваш старый друг, о котором вы говорили? Который вам помог?
— Он самый. Идите сюда. Вот его фотография. А рядом — я в двенадцать лет.
Марианна подошла к столу. Аракчеев встал рядом, их плечи соприкоснулись.
Лицо у него было сосредоточенное и печальное.
— Смотрите, — повторил он и дотронулся указательным пальцем стекла, под которым лежала черно-белая фотография.
Долговязый мужчина в черном костюме и широком галстуке смотрел в камеру, прищурив близорукие глаза. У него был высокий лоб с залысинами и длинное лицо, на котором застыло растерянное выражение, как у человека, которого застали врасплох.
Руку он положил на плечо невысокого подростка. Только по глазам Марианна признала в нем Петра Аркадьевича — тогда еще Петьку, Петрушку! У двенадцатилетнего Петьки был пристальный и очень взрослый взгляд. Этот взгляд не изменился за годы.
У того Аракчеева двадцать с лишним лет назад было худющее, недокормленное тело, острые локти и сбитые коленки. Его волосы давно не видели парикмахера. Кажется, они вообще не были знакомы с парикмахером. Челка была подстрижена неровно и падала на один глаз. За ушами и на шее торчали вихры.
Он стоял, независимо сунув руки в карманы, насупившись и выдвинув нижнюю челюсть вперед. В углу рта запеклась ссадина.
Мальчишка с характером. Петька-хулиган, Петька-бандит и гроза соседей. Типичный неблагополучный подросток в грязной футболке, мешковатых шортах и драных кедах.
У Марианны сжалось сердце, когда она осознала, что мальчик Петрушка действительно не получал достаточно пищи. За ним не следили, его одежду никто не стирал, и никто не интересовался его успехами в школе.
Кроме этого высокого нескладного мужчины.
— Папа, это ты? — в голосе Даши звучало потрясение. — Вообще не похож. Ничего себе, какой ты был! А ты чего такой чумазый? И лохматый? Ага, а сам меня постоянно ругает, что я не умываюсь и не расчесываюсь! А это что за дядька рядом с тобой? Твой папа или тот… Людвиг?
— У меня не сохранились фотографии твоего дедушки. Да, это мой друг и наставник Людвиг Александрович. Он меня многому научил, — Петр Аркадьевич улыбнулся воспоминаниям и легонько погладил пальцем стекло. — Научил любить чтение. Любить историю и математику. Жить по расписанию. Выполнять задание сразу, как только его получаешь, не откладывая на потом. Добиваться поставленной цели. Он был строгий, но мировой мужик.
— Он умер?
— Уехал из Лопухово в конце девяностых. Да, наверняка умер. Со здоровьем у него было неладно. Музей закрыли, его отправили на пенсию. Это его подкосило.
— Жалко, — сочувственно сказала Даша.
У Марианны внутри тоже все сжималось от жалости — к Дашиному отцу. Ну и путь он прошел! Ну и жизнь у него была! Она увидела лишь крохотный ее кусочек — секунду летнего вечера двадцать три года назад. Но этот кадр рассказал ей о многом. И что еще было за ним? Какая история? Ей очень хотелось узнать о жизни Петра Аркадьевича больше. Но она видела, что он не желает говорить об этом в присутствии Даши. Потому что он перевел разговор на другое:
— Давай покажу тебе, что в этих шкафах. В прошлый раз, когда ты сюда заглядывала, тебе было не особо интересно. А сейчас хочешь посмотреть?
— Там у тебя вроде документы какие-то…
— Не только.
— Покажи, теперь мне интересно!
Марианна улыбнулась. Как здорово все складывается с Дашей! С отцом она теперь разговаривала иначе. По-свойски, без скованности, как и должна говорить дочь с отцом.
Они подошли к шкафу у правой стены. Шкаф тоже был старомодный, советской эпохи. В родной поселковой школе Марианны такой стоял в подсобке в кабинете физики — учителю было жалко его выбрасывать, и он хранил в нем ученические тетради за многие годы.
— Здесь моя коллекция, — сказал Петр Аркадьевич, как будто извиняясь, и вытащил толстый кожаный альбом. Альбом пах старой бумагой, но на нем не было ни пылинки, как и повсюду в кабинете. Это же Петр Аркадьевич! В его мире нет места беспорядку.
— Тут тоже фотографии? — спросила Даша.
— Нет. Моя коллекция марок, — признался Аракчеев деревянным голосом. Марианна была готова поклясться, что он изнывает от неловкости!
Он перевернул тяжелую обложку, и внутри действительно были бумажные квадратики с зубчатыми краями. Одни серые, невзрачные. Другие яркие, как конфетти. Аракчеев переворачивал крепкие картонные листы. Мелькали портреты лидеров, ракеты, аэропланы, породистые лошади, даты и юбилеи…
Марианна мысленно улыбалась до ушей. С ума сойти, Петр Аркадьевич коллекционирует марки! Она знала, когда ее мама и тетя Зоя были девчонками, многие школьники имели такое увлечение. Сейчас люди собирают совсем другое — плакаты, игровую атрибутику, разную прочую чепуху…
А вот марки — это не чепуха. В собирании марок есть что-то солидное, благородное и… умилительное. Жаль, Даша этого не поймет!
Однако Даша ее удивила.
— Ничего себе! — уважительно восхитилась Даша. — Крутотень! Один мальчик в школе в Москве собирал наклейки с футболистами, а другой японские комиксы. Ты, значит, тоже увлекаешься!
Марианна посмотрела на нее с признательностью. Петр Аркадьевич тоже несколько расслабился. Уголки его губ тронула улыбка. Наверное, он боялся, что дочь будет над ним смеяться. Но она была действительно впечатлена.
— Надо бы и мне что-нибудь начать собирать, — призадумалась Даша. — И рассказывать об этом на канале в ютубе.
— У тебя уже есть коллекция, — отозвалась Марианна. — ты собираешь кукол из любимого мультфильма и все про них знаешь. Петр Аркадьевич, пусть она вам тоже свою коллекцию покажет! Сделает презентацию…
— Хорошо, — серьезно кивнул Петр Аркадьевич. — Даша, не трогай, пожалуйста, эту марку! Руками ее брать нельзя. Для этого есть пинцет. Она редкая.
— Это дорогие экземпляры? Вы вкладываете в них средства? — догадалась Марианна.
— Нет, дорогих всего парочка. Вот эта… с дирижаблем, тридцать первого года выпуска, — он показал на блеклую голубую марку. — И вот эта, выпущенная к юбилею Полтавской битвы. Но они вовсе не стоят целое состояние, как можно подумать, — он сухо улыбнулся. — За каждую на аукционе дают около десяти тысяч долларов.
Ага, совсем мелочи. Копейки, можно сказать!
— Большинство этих марок не имеют большой ценности. Я храню их по иной причине. Марки собирал Людвиг Александрович. Говорил, что это занятие развивает аккуратность, самодисциплину и привычку к порядку. Мне эти кусочки бумаги казались… кадрами жизни, которой я не знал. Когда Людвиг Александрович уезжал, он продал свою коллекцию одному филателисту за бесценок. Потом, когда я вернулся сюда много лет спустя, я выкупил его альбомы и стал их пополнять. Это еще одна память о нем.
— Понимаю, — потрясенно сказала Марианна.
— А в тех шкафах — другие воспоминания. То, что осталось от музея. Документация, исторические письма, книги, которые здесь выставлялись. Что-то было обнаружено в подвале во время ремонта. А что-то пришлось тоже выкупать у коллекционеров. В девяностые музеи умирали и втихую распродавали государственное имущество частникам. Некоторые вещи я вернул. Часы в библиотеке. Стулья в малой столовой. Инкрустированный столик на веранде. Все это было частью экспозиции музея, которого больше нет.
— А это что? Тоже музейное? — Даша схватила фарфоровую фигурку грудастой крестьянской девушки в синем платочке с позолотой, которая стояла на каминной доске.
— Осторожно! Не разбей. Эта вещь тоже недешевая. Мейсенский фарфор, девятнадцатый век.
— На горничную Олечку похожа, — с отвращением заметила Даша и поставила фигурку на место.
— Камин вы тут не разжигаете? У вас холодно, — заметила Марианна, потирая руки. Она никак не могла отойти от изумления. Петр Аркадьевич открылся ей в совершенно новом свете. Требовалось время, чтобы переварить эту информацию. И свыкнуться с тем чувством, которое она теперь испытывала, когда находилась с ним рядом. Ее бросало то в жар, то в холод, а ее сердце попеременно сжималось то от жалости, то от восторга.
— Он не рабочий. Камин мы разжигаем только в гостиной, и то нечасто. Ну что, теперь чай пить?
Даша с подвыванием зевнула.
— Глаза слипаются, — пожаловалась она. — Я, наверное, баиньки. Марианна Георгиевна, как здорово, что вы теперь с нами живете! Классно день провели, правда?
— Правда, — подтвердила Марианна.
Они вышли из кабинета. Петр Аркадьевич тщательно запер его на замок. Даша пожелала отцу спокойной ночи и пошла к себе. Лицо у нее было довольное и веселое.
— Марианна Георгиевна, вы тоже устали и собираетесь спать? — обратился к ней Петр Аркадьевич и посмотрел на нее в упор. — Может, продолжим приятный вечер? Посидим в гостиной, поговорим? Я разожгу камин, как вы хотели. Что-нибудь выпьем. Если вам не нравится виски, найду для вас что-то другое, на ваш вкус.
«Да он же приглашает меня на свидание! В собственной гостиной», поняла Марианна и смутилась. И после секундной паузы ответила:
— С удовольствием, Петр Аркадьевич.
26
Они спустились в гостиную. Аракчеев тут же взялся хлопотать у камина, а Марианна переступала с ноги на ногу и не знала, куда сесть.
Любопытство разрослось до невиданных размеров.
Петр Аркадьевич все возился: ключ поворачивался туго.
— Смазать надо, — заметил он досадливо, сильно потянув за ручку, чтобы заставить замок подчиниться.
— Пап, давай скорее! — проныла Даша. — Ноги устали стоять, сесть хочется.
Наконец, дверь распахнулась. Хозяин кабинета вошел первым и повернул выключатель. Под потолком с лепниной неярко вспыхнула люстра с бахромой и висюльками. Несколько висюлек не хватало.
— Заходите, — сказал Аракчеев, и Марианне почудилась в его голосе неловкость.
В кабинете пахло стариной. Тяжелые темно-зеленые портьеры были задернуты, и от этого комната казалась тесной.
Марианна огляделась с открытым ртом. Она ожидала чего угодно, но только не этого.
Кабинет очень ей понравился. Он был совершенно необыкновенный. Она словно шагнула в машину времени и перенеслась… на пятьдесят лет назад? Семьдесят? Сто?
Аракчеев не пустил в эту комнату ремонтников и дизайнеров. Он оставил этот уголок дома нетронутым. Вероятно, здесь всегда располагался кабинет — сначала личный, хозяина усадьбы, а потом кого-то из музейного начальства. И потому в комнате царил особый старинный уют с легким привкусом бюрократии.
В глаза первым делом бросился богатый камин с чугунным литьем. Нерабочий, холодный. Напротив обосновался допотопный письменный стол на массивных тумбах. Столешница покрыта зеленым сукном, на сукне — лист стекла. Под стеклом разложены пожелтевшие бумажки и черно-белые фотографии. У края стоит лампа под зеленым абажуром. Идеальное место для работы писателя, ученого или политического деятеля начала двадцатого века.
За столом возвышается спинка кожаного кресла, изрядно потертого, в царапинах, из которых торчат белые нити набивки.
На крашеной бледной краской стене над столом висит большая карта. Марианна сначала удивилась: Россия на ней имела непривычные очертания, но потом поняла — это карта СССР, страны, где родились ее бабушка и мама. Как и многое другое в этом кабинете, карта была древняя и местами выцветшая. Там, где плотная глянцевая бумага порвалась от ветхости, были наклеены полоски скотча.
Вдоль остальных стен — шкафы со стеклянными дверцами. Полки внутри забиты толстыми папками, альбомами в кожаных переплетах, картонными коробками, громадными амбарными книгами.
— Пап, тебе бы ремонт тут сделать, — заметила Даша, изучая облупившуюся краску на стене. — И мебель другую, поновее.
— Ты так думаешь? Но мне нравится именно эта, — сказал Петр Аркадьевич спокойно, но с ноткой обиды.
— Как интересно! — воскликнула Марианна. — Как в музее!
— Это и есть кусочек музея. Тут был кабинет директора. Звали его Людвиг Александрович Байер, из этнических немцев он… В детстве я часто приходил к нему в гости. Он меня не прогонял. Давал разные мелкие поручения, работу по музею — там приколотить, тут пыль протереть, рассортировать документы и прочее. Рассказывал много интересного. И вообще… отличный был человек.
— Это он ваш старый друг, о котором вы говорили? Который вам помог?
— Он самый. Идите сюда. Вот его фотография. А рядом — я в двенадцать лет.
Марианна подошла к столу. Аракчеев встал рядом, их плечи соприкоснулись.
Лицо у него было сосредоточенное и печальное.
— Смотрите, — повторил он и дотронулся указательным пальцем стекла, под которым лежала черно-белая фотография.
Долговязый мужчина в черном костюме и широком галстуке смотрел в камеру, прищурив близорукие глаза. У него был высокий лоб с залысинами и длинное лицо, на котором застыло растерянное выражение, как у человека, которого застали врасплох.
Руку он положил на плечо невысокого подростка. Только по глазам Марианна признала в нем Петра Аркадьевича — тогда еще Петьку, Петрушку! У двенадцатилетнего Петьки был пристальный и очень взрослый взгляд. Этот взгляд не изменился за годы.
У того Аракчеева двадцать с лишним лет назад было худющее, недокормленное тело, острые локти и сбитые коленки. Его волосы давно не видели парикмахера. Кажется, они вообще не были знакомы с парикмахером. Челка была подстрижена неровно и падала на один глаз. За ушами и на шее торчали вихры.
Он стоял, независимо сунув руки в карманы, насупившись и выдвинув нижнюю челюсть вперед. В углу рта запеклась ссадина.
Мальчишка с характером. Петька-хулиган, Петька-бандит и гроза соседей. Типичный неблагополучный подросток в грязной футболке, мешковатых шортах и драных кедах.
У Марианны сжалось сердце, когда она осознала, что мальчик Петрушка действительно не получал достаточно пищи. За ним не следили, его одежду никто не стирал, и никто не интересовался его успехами в школе.
Кроме этого высокого нескладного мужчины.
— Папа, это ты? — в голосе Даши звучало потрясение. — Вообще не похож. Ничего себе, какой ты был! А ты чего такой чумазый? И лохматый? Ага, а сам меня постоянно ругает, что я не умываюсь и не расчесываюсь! А это что за дядька рядом с тобой? Твой папа или тот… Людвиг?
— У меня не сохранились фотографии твоего дедушки. Да, это мой друг и наставник Людвиг Александрович. Он меня многому научил, — Петр Аркадьевич улыбнулся воспоминаниям и легонько погладил пальцем стекло. — Научил любить чтение. Любить историю и математику. Жить по расписанию. Выполнять задание сразу, как только его получаешь, не откладывая на потом. Добиваться поставленной цели. Он был строгий, но мировой мужик.
— Он умер?
— Уехал из Лопухово в конце девяностых. Да, наверняка умер. Со здоровьем у него было неладно. Музей закрыли, его отправили на пенсию. Это его подкосило.
— Жалко, — сочувственно сказала Даша.
У Марианны внутри тоже все сжималось от жалости — к Дашиному отцу. Ну и путь он прошел! Ну и жизнь у него была! Она увидела лишь крохотный ее кусочек — секунду летнего вечера двадцать три года назад. Но этот кадр рассказал ей о многом. И что еще было за ним? Какая история? Ей очень хотелось узнать о жизни Петра Аркадьевича больше. Но она видела, что он не желает говорить об этом в присутствии Даши. Потому что он перевел разговор на другое:
— Давай покажу тебе, что в этих шкафах. В прошлый раз, когда ты сюда заглядывала, тебе было не особо интересно. А сейчас хочешь посмотреть?
— Там у тебя вроде документы какие-то…
— Не только.
— Покажи, теперь мне интересно!
Марианна улыбнулась. Как здорово все складывается с Дашей! С отцом она теперь разговаривала иначе. По-свойски, без скованности, как и должна говорить дочь с отцом.
Они подошли к шкафу у правой стены. Шкаф тоже был старомодный, советской эпохи. В родной поселковой школе Марианны такой стоял в подсобке в кабинете физики — учителю было жалко его выбрасывать, и он хранил в нем ученические тетради за многие годы.
— Здесь моя коллекция, — сказал Петр Аркадьевич, как будто извиняясь, и вытащил толстый кожаный альбом. Альбом пах старой бумагой, но на нем не было ни пылинки, как и повсюду в кабинете. Это же Петр Аркадьевич! В его мире нет места беспорядку.
— Тут тоже фотографии? — спросила Даша.
— Нет. Моя коллекция марок, — признался Аракчеев деревянным голосом. Марианна была готова поклясться, что он изнывает от неловкости!
Он перевернул тяжелую обложку, и внутри действительно были бумажные квадратики с зубчатыми краями. Одни серые, невзрачные. Другие яркие, как конфетти. Аракчеев переворачивал крепкие картонные листы. Мелькали портреты лидеров, ракеты, аэропланы, породистые лошади, даты и юбилеи…
Марианна мысленно улыбалась до ушей. С ума сойти, Петр Аркадьевич коллекционирует марки! Она знала, когда ее мама и тетя Зоя были девчонками, многие школьники имели такое увлечение. Сейчас люди собирают совсем другое — плакаты, игровую атрибутику, разную прочую чепуху…
А вот марки — это не чепуха. В собирании марок есть что-то солидное, благородное и… умилительное. Жаль, Даша этого не поймет!
Однако Даша ее удивила.
— Ничего себе! — уважительно восхитилась Даша. — Крутотень! Один мальчик в школе в Москве собирал наклейки с футболистами, а другой японские комиксы. Ты, значит, тоже увлекаешься!
Марианна посмотрела на нее с признательностью. Петр Аркадьевич тоже несколько расслабился. Уголки его губ тронула улыбка. Наверное, он боялся, что дочь будет над ним смеяться. Но она была действительно впечатлена.
— Надо бы и мне что-нибудь начать собирать, — призадумалась Даша. — И рассказывать об этом на канале в ютубе.
— У тебя уже есть коллекция, — отозвалась Марианна. — ты собираешь кукол из любимого мультфильма и все про них знаешь. Петр Аркадьевич, пусть она вам тоже свою коллекцию покажет! Сделает презентацию…
— Хорошо, — серьезно кивнул Петр Аркадьевич. — Даша, не трогай, пожалуйста, эту марку! Руками ее брать нельзя. Для этого есть пинцет. Она редкая.
— Это дорогие экземпляры? Вы вкладываете в них средства? — догадалась Марианна.
— Нет, дорогих всего парочка. Вот эта… с дирижаблем, тридцать первого года выпуска, — он показал на блеклую голубую марку. — И вот эта, выпущенная к юбилею Полтавской битвы. Но они вовсе не стоят целое состояние, как можно подумать, — он сухо улыбнулся. — За каждую на аукционе дают около десяти тысяч долларов.
Ага, совсем мелочи. Копейки, можно сказать!
— Большинство этих марок не имеют большой ценности. Я храню их по иной причине. Марки собирал Людвиг Александрович. Говорил, что это занятие развивает аккуратность, самодисциплину и привычку к порядку. Мне эти кусочки бумаги казались… кадрами жизни, которой я не знал. Когда Людвиг Александрович уезжал, он продал свою коллекцию одному филателисту за бесценок. Потом, когда я вернулся сюда много лет спустя, я выкупил его альбомы и стал их пополнять. Это еще одна память о нем.
— Понимаю, — потрясенно сказала Марианна.
— А в тех шкафах — другие воспоминания. То, что осталось от музея. Документация, исторические письма, книги, которые здесь выставлялись. Что-то было обнаружено в подвале во время ремонта. А что-то пришлось тоже выкупать у коллекционеров. В девяностые музеи умирали и втихую распродавали государственное имущество частникам. Некоторые вещи я вернул. Часы в библиотеке. Стулья в малой столовой. Инкрустированный столик на веранде. Все это было частью экспозиции музея, которого больше нет.
— А это что? Тоже музейное? — Даша схватила фарфоровую фигурку грудастой крестьянской девушки в синем платочке с позолотой, которая стояла на каминной доске.
— Осторожно! Не разбей. Эта вещь тоже недешевая. Мейсенский фарфор, девятнадцатый век.
— На горничную Олечку похожа, — с отвращением заметила Даша и поставила фигурку на место.
— Камин вы тут не разжигаете? У вас холодно, — заметила Марианна, потирая руки. Она никак не могла отойти от изумления. Петр Аркадьевич открылся ей в совершенно новом свете. Требовалось время, чтобы переварить эту информацию. И свыкнуться с тем чувством, которое она теперь испытывала, когда находилась с ним рядом. Ее бросало то в жар, то в холод, а ее сердце попеременно сжималось то от жалости, то от восторга.
— Он не рабочий. Камин мы разжигаем только в гостиной, и то нечасто. Ну что, теперь чай пить?
Даша с подвыванием зевнула.
— Глаза слипаются, — пожаловалась она. — Я, наверное, баиньки. Марианна Георгиевна, как здорово, что вы теперь с нами живете! Классно день провели, правда?
— Правда, — подтвердила Марианна.
Они вышли из кабинета. Петр Аркадьевич тщательно запер его на замок. Даша пожелала отцу спокойной ночи и пошла к себе. Лицо у нее было довольное и веселое.
— Марианна Георгиевна, вы тоже устали и собираетесь спать? — обратился к ней Петр Аркадьевич и посмотрел на нее в упор. — Может, продолжим приятный вечер? Посидим в гостиной, поговорим? Я разожгу камин, как вы хотели. Что-нибудь выпьем. Если вам не нравится виски, найду для вас что-то другое, на ваш вкус.
«Да он же приглашает меня на свидание! В собственной гостиной», поняла Марианна и смутилась. И после секундной паузы ответила:
— С удовольствием, Петр Аркадьевич.
26
Они спустились в гостиную. Аракчеев тут же взялся хлопотать у камина, а Марианна переступала с ноги на ногу и не знала, куда сесть.