1972. СОЮЗ нерушимый
Часть 11 из 25 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
– Что такое откаты? – заинтересовался Семичастный.
– Вы еще даже не знаете, что такое откаты – грустно усмехнулся я – Девственное, чистое время! Взятки знаете, а откаты – нет! «Откат», это когда некий чиновник дает денег на некий проект, а тот, который этот проект создает, дает чиновнику за подпись под документом на выделение денег пятнадцать процентов и выше, до пятидесяти процентов от общей суммы выделенных средств.
– Так это взятка и есть – пожал плечами Семичастный – Просто название ей поменяли. Но запросы, конечно, ужасающие. Это же настоящий грабеж! А если не хватит денег на съемки того же фильма после того, как дал откат? И что тогда?
– Снимать дешево и всякое дерьмо. Экономя на всем, что возможно. Как у нас говорят: «Строить из говна и палок». Вот смотрите, что получается: в этом времени никто не ждет от тех же писателей, что написанная ими изданная государством книга принесет прибыль. Главное, чтобы она прошла рогатки цензуры и была идеологически выдержана. А то, что она пылится потом годами на полках книжных магазинов – никого не интересует. То же самое дело в моем времени со съемками кинофильмов. Главное – получить деньги, растащить, или как у нас выражаются – «распилить» бюджет, снять на оставшиеся гроши какую-нибудь дрянь, чтобы можно было сказать – вот он фильм, мы обещали снять, и сняли! И все деньги потратили! И придраться не к чему. А то, что фильм нафиг никому не нужен, никто его не хочется смотреть, так это все бывает…даже у голливудских компаний. А что говорить про наши, маленькие и мелкие. В моем времени кинодеятели зарабатывают не на сборах от фильмов, а на распиле бюджета съемок. Опять же, мы говорим не о Голливуде – о российском кинопроизводстве. Голливуд – там все ясно. Сняли хороший фильм – заработали денег. Сняли дрянь – под зад коленом, и даже студию закрыли. Кстати – вам обязательно нужно учесть этот момент. Если государство выделяет средства на кинофильмы, оно должно получить отдачу. Не смог снять так, чтобы тебя смотрели и отдали тебе денег – пошел вон! В черный список тех придурков, кому больше никогда и ни при каких обстоятельствах не давать денег на съемки. И судить их за бездарную растрату государственных денег! Как и чиновника, который выдал эти деньги – вероятно, за тот же самый откат.
– Видать, накипело у тебя на кинодеятелей! – ухмыльнулся Семичастный.
– Еще бы не накипело! – едва не скрипнул зубами я – вообще-то я поддерживал ту власть, которая существовала в России в момент переноса меня в этот мир, но…иногда идиотизм происходящего меня настолько бесил, что хотелось пойти к Кремлю и кричать: «Эй, вы там, вы что, ничего не видите?! Ослепли, оглохли, разум потеряли?! Вы чего творите?!»
– Зато они выковали из тебя несгибаемого писателя, который в этом времени теперь как сыр в масле катается – ехидно поддакнул Семичастный, и тут же посерьезнел – А что ты сказал о том, что делается антигосударственное кино? Как так может быть? Разве цензуры не существует?
– А они очень хитро делают – вздохнул я – Вот есть некий Бондарчук… хмм… да, я понимаю, глупо вышло. Забыл! Есть здесь такой – Бондарчук, актер, гениальный актер – я не побоюсь этого слова. И есть его сын, который стал…кем? Кем становятся дети морских офицеров? Ну да – морскими офицерами. А этот стал режиссером. Фильмы начал снимать. И вот представьте себе фантастический фильм, который снимали несколько лет, в который вбухали много миллионов – долларов, разумеется, и разумеется – солидный кусок от этих долларов выделен министерством культуры.
– Гадюшник! Это министерство культуры – какой-то гадюшник! – не выдержал Шелепин – То Фурцева чудила, то…кстати, а как там Махров, в чем-нибудь грязном еще не испачкался?
– Нет – отрезал Семичастный – Кроме связей с секретаршами и студентками ни в чем больше не замечен. Не ворует, взяток не берет, работает хорошо.
– Он и до студенток добрался! – пробормотал я очень тихо, но Семичастный меня услышал:
– Добрался. Предупреди его – хватит разврата. О душе надо думать! Иначе мы о ней подумаем…
Мда. Надо сказать Леше…аморалка на высшем уровне не приветствуется. И чего это он в разнос пошел? Вроде раньше такого не было, когда в издательстве работал. Хотя…что я знаю о его личной жизни? Он ведь не распространяется на каждом перекрестке о том, кого и как трахает.
– Ну так давайте дальше, Михаил Семенович! – прервал мои мысли Шелепин – Что там с интеллигенцией в вашем времени? И вы не закончили по сыну Бондарчука.
– Ну да. Сын. Снял дорогущий фантастический фильм с очень сильными спецэффектами. Потом вложился в рекламу – огромные деньги. Реклама этого фильма слышалась из каждого утюга!
– Как твои песни? – ухмыльнулся Семичастный – Знаешь, что ты сейчас самый популярный певец в СССР? Говорят – из каждого окна только Карпов и поет!
– Да? – слегка растерялся я – Не ожидал. Не знал. Но я закончу, ладно? Ну так вот, я расскажу вам сюжет. На Землю прилетает космический корабль – огромный диск. В корабле сидит молодой инопланетянин, ученый, гуманоид. То есть такой же человек, как и мы. В дальнейшем выясняется, что Земля находится в галактическом карантине, так как ее обитатели, то есть мы – очень злые существа, постоянно воюем, убиваем друг друга. Вот и постановило галактическое сообщество, что контактировать с нами – запрещено. А ученый взбунтовался, угнал корабль и полетел на Землю, чтобы доказать – земляне добрые, пушистые, и на них возвели напраслину. И вот он прилетает. Наши, российские военные запрашивают – кто он такой и зачем прилетел. Само собой – инопланетянин не отвечает. И тогда они решают его сбить. И сбивают. И не просто сбивают, а так, что корабль падает на Москву, разрушая при этом целый микрорайон. Корабль-то не боевой, защиты у него нет. Инопланетянин остается жив, выходит из подбитого корабля, и тогда на него набрасывается толпа местных парней с палками и арматурами – «нечего тут делать инопланетянам, возвращайтесь к себе»! Бей гада! Ну там дальше история продолжается, любовь с местной девушкой – куда же без сахарных соплей? Девушка оказывается дочерью генерала, который отдал приказ сбить ученого, и…неинтересно. Дальше уже не интересно. Суть вот в чем: наш, российский режиссер снял фильм, в котором русские военные показаны абсолютными идиотами, которые во-первых сбивают инопланетный корабль, который никак и ничем не выказал агрессии, во-вторых, сбивают его так тупо, так идиотски, чтобы он упал на город и убил, покалечил массу народа. Далее: русские люди показаны совершеннейшими ксенофобами, готовыми убить любого, кто не их нации, веры, и вообще выглядит не так, как они. Показаны кровожадными дикарями, готовыми наброситься на иноземца просто за то, что он не такой как они. Притом, повторюсь, инопланетянин не выказывал никакой агрессии. Я лично считаю этот фильм идеологической диверсией, очерняющей граждан страны и создающей негативный образ и русского народа, и российских военных. И напомню, все это было снято за деньги государства, которое этот фильм и очерняет. И если бы это был один такой фильм! Их множество! Государство кормит червей, которые разъедают его тело! Вот что такое интеллигенция моего мира!
Семичастный крякнул, и что-то пометил у себя в бумагах. Ну а я продолжил:
– Вернусь к литературе. Премии в литературном мире есть. Не государственные премии. Их учреждают различные фонды с абсолютно сомнительным происхождением финансирования, или вообще частные организации. Премии эти считаются престижными в кругах тех, кто считает себя интеллигенцией, то есть – у оппозиции власти. Практически восемьдесят процентов нашей интеллигенции, если не больше – оппозиционны власти, которая ее кормит. Так вот: чтобы получить престижную премию в так называемой Большой Литературе, или как ее у нас называют сокращенно «Боллитра», нужно, чтобы в романе рассказывалось о злодеяниях советской власти, о лагерях политзаключенных, о зверствах «кровавой гэбни» (киваю хмурому Семичастному), о современной тупой и злобной власти, которая угнетает свой народ, только тогда роман имеет шанс получить премию. Например – крупную престижную премию завоевал некий роман о том, как советская власть издевалась над казанскими татарами, высылая их на смерть в Сибирь.
– Казанскими татарами? – фыркнул Семичастный – Да чем им советская власть помешала? Как жили, так и живут – не хуже, и не лучше других.
– Роман просто глуп. Он полон несуразностей, логических нестыковок, писательница, которая его писала, абсолютно не представляет, о чем писала. Но роман получил премию в Боллитре. Потому что раскрыл преступления советской власти. Кстати – по нему и фильм сняли, такой же тупой, как и книга, даже еще хуже.
Я помолчал, собираясь с мыслями, и продолжил:
– Знаете…я против гонений на пастернаков и солженицыных, вы это знаете. Но все-таки какая-никакая цензура нужна. И нужно нечто среднее между абсолютным равнодушием государства и безудержной поддержкой так называемой интеллигенции. И нельзя отдавать весь издательский бизнес в руки частного капитала. Это дурно заканчивается, проверено годами. Советская власть всегда поддерживала интеллигенцию, давала ей столько всего, что…честно сказать, я не знаю – за что им все это давали. Я когда жил в Доме творчества насмотрелся на эту «соль земли». Честно сказать – восемьдесят процентов тех, кто там был – гнать поганой метлой, а не книжки их издавать. Жалкие интриганы, которые только и смотрят, обсуждают – кто больше премий и званий получил, да на какой машине ездит. Пауки в банке. Ладно…завершая, скажу: опираться нужно не на так называемую интеллигенцию, насквозь прогнувшую и вечно оппозиционную, а на инженерно-технических работников! Ученых! Педагогов, которые воспитывают молодежь! Врачей! Вот кого нужно поднимать! Вот кто наша элита, цвет нации! А не клоуны, развлекающие народ! Актеры да певцы. Комедианты, почему-то считающиеся элитой. Нужно прекращать практику поддержки бездарностей, получающих деньги только за то, что его книга идеологически выдержана. Это рыбы-прилипалы, которые плывут туда, куда поплыл их хозяин, и питающиеся крошками с его стола. Если книги неинтересны, если их не покупают – будь они хоть трижды идеологически выдержаны, гнать автора поганой метлой! Другой вопрос – что надо аккуратно наставлять авторов, чтобы они писали не только интересно, востребовано, но еще и в нужном контексте! Вот для того и нужна правильная, дельная цензура. Без перехлестов и глупости, как в случае с Пастернаком и Бродским. Думаю, что в рамках министерства культуры должен быть создан комитет, занимающийся этим вопросом.
– Так и занимаются уже… – вздохнул Семичастный – То ты требуешь ослабить узду, то хочешь цензуры…тебя не поймешь.
– Да что тут понимать?! Тут только и можно сказать: «Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет!» Вот что такое сейчас советская цензура! Суслов, больше похожий на ожившую мумию фараона – вот ваша цензура! Разве Суслов должен определять – что издавать, а что нет, что показывать, а что нет?! Да от его присутствия молоко скисает!
Шелепин и Семичастный заулыбались, а я продолжил:
– Вон, Махров – пускай создает специальный комитет, подберет в него дельных людей, которые и не воруют и взяток не берут (Только секретарш на столах раскладывают! – хохотнул Семичастный), они и будут определять – кому издаваться, а кому нет! И ему на подпись! И так же фильмы! И создать черный список бездарей! Да, будут ошибки, да, будут просчеты, но не ошибается тот, кто не работает! И вообще нужно разработать максимально четкие критерии, по которым цензор станет определять ценность представленного ему материала. Направить его мысль!
– Вот вы этим и займетесь! Критериями! – поймал меня Шелепин.
– Инициатива наказуема! – хохотнул Семичастный.
– У нас говорили: инициатива имеет инициатора – уныло буркнул я, и добавил, скривив губы – насчет секретарш на столах, а что, лучше если секретари на столах? Будем радоваться, что у наших чиновников нормальная ориентация. Хе хе…
– Тьфу! – сморщился Семичастный – нам только этого не хватало! Секретарей на столах! Ладно, Карпов, ситуация ясна. Будем думать.
– Да, спасибо за информацию, она была ценной – задумчиво сказал Шелепин – Учтем. Можете быть свободны. Работайте, Михаил Семенович!
И я отправился работать.
⁂
– Может еще денек подождать? Может я еще не готов?
– Володя, хватит трусить! Это совсем не больно!
– Ага…иглы-то вон какие! Они до самого сердца достанут! Может ты задумал меня убить?
– Если бы я задумал тебя убить, то вначале привязал бы к столу, хорошенько попытал, чтобы узнать твои новые стихи и сочинить на них песни, и только потом убил бы. А так – какой мне гешефт от твоей безвременной кончины?
– А может ты патологический маньяк! Может тебе всласть мучить актеров! Может ты не любишь актеров!
– А я и не люблю актеров. Но не настолько, чтобы убивать их таким экзотическим способом. Все, хватит болтовни! Расслабься и лежи тихо!
И я приступил к делу. Иглы и правда втыкаются совсем не больно – ощущается лишь что-то вроде электрического разряда. Главное – попасть в нужную точку. А в мышцах так и вообще нет нервных окончаний – коли, сколько душеньке угодно!
Особого проку в иглоукалывании нет – чисто укрепляющее и все такое. Иммунитет повышает, расслабляет, снимает усталость и напряжение. А мне сейчас и нужно, чтобы снялось напряжение. И только потом…
«Потом» наступило через полчаса, когда я взял в руку блестящий шарик на цепочке и начал раскачивать его перед глазами пациента, потребовав, чтобы он внимательно следил за полетом шара. Я мог бы погрузить его в сон и по-другому, одними словами, но лучше пусть будет с шаром, так надежнее. Высоцкий перед сеансом хорохорился, говорил, что его железную волю ни один гипнотизер не пробьет, но…я только посмеивался. Давно известно – зрители, которые идут на сеансы гипнотизера куда-нибудь в цирк, или в театр (раньше часто устраивали такие представления), договариваются, что не будут поддаваться, а если увидят, что кто-то из них поддается на гипноз – сразу же толкнут, разбудят. Не подозревая, что именно вот этим самым заранее принятым планом действий они подсознательно готовят себя к тому, что поддадутся гипнозу.
Кроме иглоукалывания и гипноза – по методике Зинаиды была использована кое-какая «фарма», лекарства, воздействующие на мозг человека. Не наркотики, но…кое-что находящееся рядом. Эти лекарства есть в нашей химлаборатории, оснащенной по высшему уровню. Уж на то пошло, наши агенты должны уметь вести и допрос с использованием химических спецсредств. И они умеют.
Кстати сказать, не так просто Высоцкого допустили сюда, в святая святых, в тайную базу КГБ. Сам того не подозревая, он стал подопытным кроликом, на котором я должен обкатать технологию «промывки мозгов». Именно так – «промывку», а чем еще назвать вмешательство в сознание человека с целью изменения его поведенческих мотиваций? Если можно внедрить в голову человека осознание того, что алкоголь и наркотики пагубны для его организма, привить ему отвращение к любым «дурманам», так почему нельзя добиться и другого? Например – изменить идеологию некого реципиента. Или сделать из него «торпеду», которая «активирует взрыватель» в строго определенный момент. Например – когда увидит своего работодателя, и когда в руке у нее окажется инструмент, способный лишить жизни.
Для обывателя все это звучит цинично и гадко – как так можно поступать с людьми?! Да вы что?! Это бесчеловечно! И я отвечу: да. Это бесчеловечно. Но спецслужбы никогда не задумывались над тем, насколько морально, или аморально то, что они делают. Главное – эффективность. Главное – достигнуть цели! «Глупый самурай! Для ниндзя главное не честь, для ниндзя главное – победа!»
Конечно же, Высоцкий никогда не узнает о том, что фактически он был лабораторной крысой. Для него – я, рискуя своим положением, нарушая закон, в обход правил пытаюсь спасти его жизнь, вытаскиваю из падения в пике. Да, это правда. Но как всегда – это не вся правда. Никто и никогда не допустил бы его на Дачу, если бы я не подал идею использовать его для отработки методики гипновоздействия (так официально называется «промывка мозгов»).
В общем, я использовал доступные мне ресурсы для своей цели. Я хотел спасти Высоцкого, и я его спасу. А еще – отработаю методику гипновоздействия.
⁂
– Ты хорошо меня слышишь?
– Да.
– Ты любишь свою жену?
– Да.
– Ты хочешь к ней поехать?
– Да.
– Ты хочешь остаться за границей?
– Нет.
– Ты хочешь избавиться от алкогольной зависимости?
– Да.
– Ты употребляешь наркотики?
– Нет.
– Ты когда-нибудь употреблял наркотики?
– Нет.
– Сейчас я буду считать до пяти. Когда назову цифру пять, ты проснешься, забыв все вопросы, которые я тебе задавал. Ты почувствуешь себя бодрым, отдохнувшим, как после долгого сна, у тебя будет хорошее настроение. Итак, начинаю считать. Один! Два! Три! Четыре! Пять!
Высоцкий вздрогнул, вздохнул и медленно открыл глаза. Сфокусировал взгляд на моем лице, поморгал, будто вспоминая, кто я такой, потом счастливо, широко улыбнулся:
– Мне такой хороший сон приснился! Будто я с Мариной…в общем – мы с ней были в постели…
Он сел на кушетке, опустив голые ступни на паркет, вздохнул, и снова улыбнулся:
– Господи, как хорошо! У меня такое настроение, будто я горы могу свернуть! Или подпрыгну, и зависну в воздухе! Давно так хорошо себя не чувствовал!
– По этому случаю надо выпить – я протянул ему стакан, наполненный водкой, специально приготовленной для такого случая – Пей!
– Зачем? – растерялся Высоцкий – ты же сказал…