Выше обид – от разочарования к восторгу
Часть 9 из 17 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
И мы приняли другое решение. Человек остался на работе, осознал свои ошибки и больше их не совершал. Картина открылась по-другому.
Какие итоги можно подвести в конце первого этапа нашего «восхождения»?
Главный инструмент для того, чтобы работать с обидой, – это изменение восприятия ситуации, рассмотрение ее с разных сторон.
Почему люди обижаются? Это оправдывает какие-то негативные проявления, поступки, которые они совершают.
Что дает человеку прощение? Он приближается к святости. Ощущения, эмоции, которые дает нам прощение, – это эмоции святых, праведников.
Важно желать человеку блага. И если я действительно этого желаю, то я смогу увидеть, как будет полезнее поступить в этой ситуации. А если внутри меня злоба – я никогда не приму правильного решения.
Ну а нас с вами ожидает новый переход, новое продвижение к вершине и родник – родник прощения и мудрости. Мы будем учиться быть «выше обид»!
Переход третий. Остановка у родника
Избавиться от «адского огня внутри»
Чтобы получить импульс для работы с обидой, нам нужно осознание того, что проблема действительно есть. И тогда у нас появятся силы и инструменты для работы с обидой. Ни в коем случае нельзя «махать на все рукой» – проблемы сами по себе не решаются.
Итак, вы уже знаете, что обида – это…
Во-первых, неоправданное ожидание. То есть если мне кажется, что люди должны вести себя определенным образом по отношению ко мне, а они этого не делают, – я чувствую, что это несправедливо. И обида проявляется в том, что я гневаюсь на человека, который неправильно повел себя со мной, и еще я испытываю жалость к себе: надо же, я такой хороший человек, а со мной так несправедливо поступают.
Во-вторых, обида – это когда не хватает любви. Мы хотим, чтобы нас любили. Любить – значит принимать в расчет наши ожидания и желания. И когда этого не происходит – нам становится больно.
Мы уже знаем, что, когда человек находится в состоянии обиды, он гневается, жалеет себя. Он испытывает боль более сильную, чем тот, на кого он обижается. Он разрушает свое здоровье. Его сознание оскверняется.
Но часто человек не «отпускает» обиду, потому как она дает ему возможность оправдывать свои плохие поступки. Дает возможность быть в центре – это такой «неэкологичный» способ обратить на себя внимание, чистой воды манипуляция. («Экологичным» способом мы называем такой, когда, чтобы получить свою порцию внимания, мы делаем что-то хорошее для других людей.)
Что значит «избавиться от обиды?» Это значит простить человека. Если обида – это когда я гневаюсь на человека, жалею себя и испытываю чувство несправедливости, то отсутствие обиды – это отсутствие гнева, жалости к себе и требований справедливости. Если в моем сердце нет обиды – я ни на кого не гневаюсь, я не жалею себя и мне не кажется, что со мной обошлись несправедливо. Если вы или кто-то из ваших друзей используете фразы наподобие «ну почему так», «вот пока он или она это не сделает», «ну так нельзя поступать», это означает, что в сердце живет обида. Если человек все время говорит о своей «душевной болячке», о какой-то неразрешенной ситуации, если он радуется, когда кому-то плохо, – значит, человек не простил.
Нормальное состояние для любого человека – когда он смотрит на других людей и желает им блага. Поэтому на наших занятиях все время звучит мантра «Я желаю всем счастья».
Обида помещает нас в заколдованный круг: обида порождает злость внутри нас, злость порождает насилие, насилие порождает боль, а боль порождает обиду… И так далее, без конца. Обида – это всегда желание причинить боль. Не обязательно своими руками! Мы можем думать: «Вот бы этот нехороший человек свалился с лестницы или заболел!» Но такое желание больше всего вреда приносит нам самим. И если мы хотим избавиться от негатива, от обид, вырваться из этого заколдованного круга, нам нужно изменить свое сознание. Только тогда получится разорвать заколдованный круг обиды, заколдованный круг боли, заколдованный круг насилия.
Оскверняя свое сознание, мы превращаем его в ад. Соответственно, это адское сознание начинает трансформировать все вокруг нас. Человек начинает жить в аду, потому что отражение его сознания сказывается на окружающей среде.
Карма – это постоянный источник страданий. И обида – один из механизмов этого. Обижаясь и подпитывая свои негативные стороны, вы ухудшаете свою карму. И, в конце концов, когда обида и злоба накапливаются, они превращаются во что? Конечно же, они вырываются наружу в виде войн и конфликтов. Когда накопленная в людских сердцах, в людском сознании злоба переполняется через край, наступает война.
Обида – это наше собственное наказание. Мы сами наказываем себя. Обида и гнев, живущие в сердце, оскверняют нас. А когда сердце осквернено, когда в нем поселилась злоба, может там Бог появиться? Нет, это несовместимые вещи.
Нужно понимать, что, если мы не избавились от этого всего, наше сердце постоянно оскверняется. И если своевременно не очищать свое сердце, то этот яд в конце концов отравит нас.
Обида – это огонь, пожирающий человека изнутри. Иногда люди обижаются на Бога за то, что Он «ад создал». Так вот, Бог тут абсолютно ни при чем. Бог ада не создавал. Он сотворил планеты, на которых в числе прочих могут жить люди с адским сознанием. И земля уже практически превратилась в адскую планету. Потому что сознание людей влияет на окружающую среду. Человек волей-неволей начинает переносить вовне то, что творится у него внутри, – и, соответственно, он горит в этом адском огне, который принес с собой. Есть такая притча, что однажды «охранников ада» спросили: «Где вы столько огня берете?» А они ответили: «Так все с собой приносят!»
Оскверняя свое сознание, мы превращаем его в ад. Соответственно, это адское сознание начинает трансформировать все вокруг нас. Человек начинает жить в аду, потому что отражение его сознания сказывается на окружающей среде.
В чем же главная проблема?
Проблема заключается в том, что в современной жизни у людей практически нет способов очищаться от зла, обид и скверны. Раньше людям объясняли, что надо прощать, детей обучали молитвам: «Прости, Господи, меня так же, как и я прощаю врагов моих». Люди ходили на исповедь, пытались избавиться от зла. Сейчас ничего этого нет.
Правда, люди понемногу начинают понимать, что все же это необходимо, – и, например, в Америке создан International Institute of Forgiveness (Международный институт прощения) для того, чтобы людям объяснять, что и как нужно делать.
Мы с вами пока можем избавляться от негатива, зла и обид с помощью практик. И с помощью перестройки своей жизни в соответствии с ведическими рекомендациями.
Практика
«Увидеть боль и обиду внутри»
Мы уже много раз говорили о гневе, который мы скрываем в себе, прячем. О гневе, который является нашим оружием и копится внутри. Есть такая хорошая практика: закрыв глаза, вспомнить какую-то свою обиду, или свою боль, или свой «неотпущенный» гнев. Нужно представить их в виде какого-то живого существа или явления, попытаться придать им определенный образ. Некоторые люди говорят, что увидели свою обиду или гнев в образе маленького ребенка, который сжал кулачки, покраснел от гнева и топает ногами. Кто-то говорит: «Я чувствую, что я как будто в тюрьме и не могу выйти из нее». Одна женщина сказала: «У меня такое ощущение, будто бы я хочу родить и не могу». Теперь, когда вы увидели свою обиду, свой гнев, увидели и почувствовали, соприкоснулись с ними, просто отпустите их, уберите, выведите из сердца и произнесите молитву той духовной традиции, которая ближе вашему сердцу.
Как творить благо?
Один из самых главных принципов во всех религиозных традициях – делать людям благо и не делать зла. Это, собственно, и нам самим помогает избавиться от негатива и обид. А что значит «делать благо и не делать зла»? На этот счет есть множество мнений. Например, родители настаивают на поступлении ребенка в университет, он говорит:
– Я не хочу быть математиком!
– Надо. Потому что у отца (матери) не получилось стать математиком, значит, это должен сделать ты.
– А при чем тут я?
– Потому что мы так хотим!!!
Благо это или нет? Какой критерий блага? Не навредить – это как минимум. Значит, время покажет, благо вы совершили или нет. Если результат хороший – значит, наверное, благо. Как в этой ситуации с университетом: например, сын или дочь попали в плохую компанию, и родители всеми силами стараются «запихнуть» чадо на учебу. Пусть и на ненавистный математический факультет. Если в итоге ребенок не пошел по кривой дорожке – наверное, решение родителей было благом. Даже если сын или дочь не станут математиками, они в итоге смогут перейти на другой факультет и стать тем, кем захотят. Но если родители отправили ребенка учиться математике просто потому, что считают это единственно верным вариантом, и в итоге получили несчастного человека, то в таком случае, наверное, благо они не совершили.
Творить благо – это значит через свои слова, поступки и мысли действовать так, чтобы человек возвышался. Если наши поступки, мысли и слова приводят к тому, что сознание человека становится более возвышенным, – мы сделали благо. Если же под влиянием наших слов, поступков и мыслей человек деградирует, становится злым, эгоистичным – мы творим зло.
А как сделать так, чтобы человек возвышался? С кем-то надо общаться, кому-то конфетку дать, а кого-то и наказать. Если вы не очень опытны в вопросах «совершения блага», то нужно посоветоваться с людьми, опытными в этих делах. Это духовные люди, они могут вам помочь, подсказать, как в конкретной ситуации совершить благо. Но! Никогда не надо совершать это самое благо показательно, если в глубине души вы не испытываете к человеку добрых чувств. Дарить конфеты с мыслью «да чтоб ты пропал!» – это не благо, это лицемерие. И люди это чувствуют. Особенно женщины, они более чуткие. Например, женщина плачет, а мужчина ее успокаивает:
– Ну что ты плачешь?
– Ты меня не любишь!
– Почему ты так думаешь?
– Ты перестал ставить лайки у меня на странице!
– Да нет же, я ставлю!
– Но не с тем чувством!
Неискренность всегда ощущается. Поэтому нужно сначала разобраться со своими чувствами, эмоциями, желаниями, а потом стараться воздействовать на других. И если вы действуете искренне – результат обязательно будет.
Расскажу одну историю. Мы с моим другом были в Индии, в Ришикеши. Гуляли мы однажды по берегу Ганги. Стремительная горная река спускается в равнину, очень широкая, быстрая. И мы искали место, где бы помедитировать. Там с двух сторон лес, одинокие ашрамы, и мы шли вдоль реки…
И вот видим, что какой-то человек издали машет нам рукой: мол, идите сюда! Я почему-то не хотел туда идти. Но он так настойчиво машет. «Ну, все же пожилой человек, неудобно. Надо подойти», – думаем мы. Подходим, он говорит:
– Пойдемте со мной.
И ведет нас в свой небольшой ашрам – там у него пещера была, прямо в скале. Я бы сказал, даже «европещера»: внутри имелась маленькая лампочка и маленький насосик, который качал воду из Ганги. И цветы везде стояли. Я думаю: «Ну надо же, как хорошо йог устроился! Место хорошее, вид прекрасный, сиди и медитируй». И прошу его:
– Знаете, мы хотели бы помедитировать.
– Ноу проблем, – он немного говорил по-английски, – сидите, я вас не буду трогать.
И вот мы сидим, медитируем, нам хорошо. Вдруг слышим: йог в пещере шуршит. Потом выходит куда-то обеспокоенный, раздается стук, йог возвращается – почему-то с расцарапанной рукой. Через минуту подходит к нам с подносом, на котором лежит огромный кокосовый орех. Больше из угощения у него, видно, ничего не было. И вот он предлагает нам этот кокосовый орех:
– Кушайте! – говорит. И улыбается.
Он рад, что пришли гости. В Индии незваный гость – это гость от Господа. То есть Бог решил проверить, насколько ты бескорыстен. Вот так этот йог нас воспринимал. Мы принялись за угощение, а он смотрит на нас и умиляется. И что-то у меня в сердце начало переворачиваться, мне тоже захотелось для него что-то сделать. Я достаю местную купюру и говорю ему:
– Возьмите!
Он в лице меняется.
– Зачем?
Я говорю: