Выше обид – от разочарования к восторгу
Часть 2 из 17 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Три главных вопроса, которые нам с вами нужно изучить:
1. Что такое обида и к чему она приводит?
2. Каков главный инструмент изменения реальности, инструмент «переработки обид»?
3. Как относиться к обидам, как научиться быть выше их?
И мы с вами пойдем тем же самым путем, что герои легенды, которую я вам рассказал в начале. Совершим несколько переходов – от пустыни к вершине.
♦ Начнем мы с пустыни – обид, негатива, конфликта. Мы разберемся, почему возникает обида, что она представляет собой.
♦ «У подножия горы» мы рассмотрим, почему нам трудно выйти из этого состояния, поговорим о том, как обида затягивает нас в свою паутину и мешает смотреть на мир здраво.
♦ «У родника», подобно героям легенды, мы сделаем небольшую остановку, на которой у нас будет возможность начать практики «проработки обиды».
♦ «На полпути» мы начнем рассматривать техники самоконтроля и разговаривать о прощении. Ведь за нашими плечами будет уже большой путь, и мы наберем достаточную высоту, чтобы объективно посмотреть на некоторые вещи и, возможно, изменить свою точку зрения!
♦ И, наконец, на вершине мы достигнем главного – умения прощать, умения избавляться от обид для своего же собственного блага. А помощниками на этом пути нам будут древние источники мудрости, такие как Веды и все с ними связанное.
Итак, обида. Мрачная, мерзкая, поглощающая все хорошее. Что она такое? И что с ней делать? Ведь пока мы не поймем, что такое обида, мы не сможем бороться с ней, а значит, не сможем и простить.
Переход первый. Пустыня
Обидели хорошего человека!
Сразу хочу сказать: эта книга-путешествие – не волшебная палочка. Не ждите эффекта «вот сейчас прочитаю – и все сразу наладится!». Ни одно путешествие не обходится без трудностей, но ведь они закаляют нас, не так ли? Поэтому будьте готовы к тому, что придется работать над собой, прилагать некоторые усилия, думать, сравнивать, делать выводы. Я не хочу быть самоуверенным и обещать: «Прочитайте эту книгу – и вы сразу перестанете обижаться. Вот посидите три дня на диване за чтением, и все сразу будет так, как вам хочется! Обид в вашей жизни больше не будет, вам будет все равно!».
Нет. Не хочу вас пугать, но мир устроен так, что если ты хочешь что-то получить, то за это надо заплатить. Вы ведь не приходите в магазин и не требуете дать вам морковки или сметаны бесплатно – только на том основании, что вы прочитали учебник по экономике и знаете, как «работают» деньги?
Около года назад в одном городе я проводил семинар по обидам, рассказывал о том, как с ними работать и как от них избавиться. А через несколько месяцев побывал в этом городе опять, и на одной из встреч ко мне подошел мужчина и очень недовольным тоном сказал:
– Ерунда все то, о чем вы говорите.
– Почему? – удивился я.
– А потому, – отрезал он. – После вашего семинара ничего не изменилось. Мой начальник как был самодуром, так и остался!
Я ничего не понял.
– Подождите, – спросил я, – а кто на семинаре-то был? Вы или ваш начальник?
– Ну я, – ответил мужчина. – Но вы же обещали, что жизнь наладится! А работа и начальство – часть моей жизни. К сожалению. Так вот, после того как я побывал на вашем семинаре, не изменилось ничего!
Мне пришлось долго объяснять, что одного только присутствия на семинаре недостаточно, нужна еще и готовность работать над собой. И, собственно, работа над собой тоже нужна! В словах этого мужчины проявилась одна из главных проблем: мы все время ждем действий от окружающих. Даже тогда, когда «прорабатываем» свои собственные проблемы, обиды, недостатки – ждем, что работать за нас будет кто-то другой! Это невозможно. Пройти свой путь можем только мы сами. Вы готовы? Тогда можно начинать самый, пожалуй, сложный переход – через пустыню. Пустыню обид и всего, что с ними связано.
Так что же такое обида? Словари говорят нам: «Обида – несправедливо причиненное огорчение, а также вызванные этим отрицательно окрашенные эмоции».
Очень красиво сказано. Но главное, на что надо обратить внимание, – «несправедливо причиненное»! Мы часто воспринимаем как обиду вполне справедливую критику, даже если она высказана очень вежливо:
«Иван Петрович, пожалуйста, переделайте документ, у вас там ошибка в дате».
«Маша, пожалуйста, не разбрасывай свои тетрадки по всему столу, твоему брату тоже нужно где-то делать уроки».
«Света, мне кажется, желтый цвет тебе не очень идет».
И так далее.
Но часто это воспринимается как обида!
«Ах, значит, документ плохой? Вот уволюсь, и где они найдут такого специалиста? Пусть приезжает лично директор и валяется у меня в ногах!»
«Ах, значит, желтый цвет мне не идет? Ну ты и змея!»
При этом подготовленный документ и правда содержит ошибки, а желтый цвет Свете и правда не идет! Так где же несправедливость?
Настоящая обида – это в первую очередь то, что окрашено несправедливостью по отношению к нам. В тех же словарях говорится: «обида включает в себя переживания гнева к обидчику и жалость к себе». То есть со мной несправедливо поступили – и вот повод для обиды. Я испытываю гнев на того, кто это сделал со мной, и жалость к себе – это ж надо, меня, такого хорошего (такую хорошую), обидели!
Например: я, как лектор, хотел бы, чтобы меня внимательно слушали, чтобы во время занятия выключили мобильные телефоны. Ну вот такое у меня убеждение, что на лекции нельзя говорить по телефону. Но вдруг во время лекции у кого-то из слушателей звонит телефон. Мало ли почему! Может, его другу захотелось с ним поболтать или дома что-то случилось. Тот, кто звонит, не знает, что человек в это время сидит на лекции и что я, лектор, ожидаю тишины. И вот у кого-то зазвонил телефон – а у меня возникает обида: «Это же нехорошо. Ну что же, люди русского языка не понимают? Кто вообще их воспитывал? Я тут распинаюсь, а они… Они, наверное, меня не уважают».
То есть в основе обиды часто лежит чувство «со мной так нельзя». У нас есть определенные представления, как с нами можно, а как нельзя. И если вдруг кто-то делает то, чего мы не ожидаем по отношению к себе, то, что «с нами делать нельзя», – у нас возникает обида: это же несправедливо!
И часто нам кажется, что буквально все окружающие ведут себя с нами не так, как мы ожидаем. Возникает чувство: «Да что они, сговорились, что ли? Я к ним со всей душой, а они…» Нас сопровождает постоянное чувство обиды, чувство жалости к себе и гнева к тем, кто с нами так себя ведет.
То есть обида – это обманутые надежды, обманутые ожидания, это результат того, что кто-то с нами ведет себя не так, как нам хотелось бы.
Практический момент
Медитация
Работа с обидами, поиск их причин, отработка умения не поддаваться негативным чувствам – задача не только духовного уровня. Мы не можем отделить душу от тела, хотя, конечно же, духовное развитие для нас всегда приоритетно. Поэтому, когда мы начинаем учиться противостоять обидам, мы не только работаем со своими чувствами, ощущениями, реакциями, но также и укрепляем свое тело. Йога, бег, физические упражнения – все это способствует гармоническому развитию. Соединяется духовное и физическое, укрепление тела и возвышение духа. Поэтому не удивляйтесь, когда в этой книге будете находить рекомендации по правильному дыханию, по применению разнообразных упражнений. И начать хотелось бы с медитации «Освобождение от обиды», которую вы можете пройти благодаря размещенному здесь QR-коду.
Я заболел обидой
Есть много версий относительно того, что же такое обида. И сейчас мы рассмотрим еще одну.
Как будет «обида» по-английски? Resentment. А это слово, в свою очередь, произошло от латинского resentire. «Re» означает «повторять, возвращаться». «Sentire» означает «чувствовать». Иначе говоря, в латинском слове «resentire» и, соответственно, в английском «resentment» заключается очень важный смысл: если кто-то нас обидел, то мы склонны в своем сознании «перемалывать», крутить это снова и снова.
«Да как он посмел так со мной поступить!»
«Вот если бы я сейчас опять попала в такую ситуацию, я бы им показала!»
«Ну почему люди так себя со мной ведут? Почему они такие плохие?»
«Ну погодите, я вам еще покажу небо в алмазах!»
И если обида сильная, то мы в процессе прокручивания у себя в голове этих мыслей не можем сосредоточиться ни на чем другом. Мы будем день и ночь, двадцать четыре часа в сутки думать об этом. Мозг не сможет отвлечься ни на что другое. Мы сосредоточимся на том, «как это меня – бедного, хорошего, красивого, умного, доброго – ОБИДЕЛИ!»
С точки зрения психологии йоги это патология.
И это очень важный момент. По сути, обида – болезнь, невроз. Можно сказать, что это своего рода «отпечаток» в нашем сознании, возникший из-за неправильной конфигурации собственно нашего сознания, неправильной установки, которая у нас в этом самом сознании имеется. И в результате у нас возникает зацикленность, этот самый «неправильный отпечаток» заставляет нас все время возвращаться к болезненному моменту. Помните легенду о том, как крыс уводили из города при помощи игры на дудочке? Якобы животные не могли сопротивляться звуку, он заставлял их следовать за собой.
Вот примерно так же и обида: если у нас в сознании есть «неправильно организованный» участок, обида будет прицельно бить по нему и заставлять возвращаться к себе снова и снова, перемалывать в уме свои негативные ощущения.
Но что же делать с этим участком?
Работать с ним. Настраивать свое сознание на правильный уровень. Собственно, этому и посвящена вся книга!
В сущности, природа обиды точно такая же, как природа многих других пагубных вещей в этом мире: алкоголя, наркотиков и прочего. Почему наркотики опасны? Потому что они превращают человека в раба. Удовольствие (ложное удовольствие от употребления) делает человека рабом. Вся жизненная энергия уходит на то, чтобы питать эту «черную дыру». Примерно то же самое происходит, если возникает привязанность к азартным играм. И обида мало чем отличается от всего упомянутого. Это, в сущности, такая же болезнь.
Ведь очень часто обида возникает на пустом месте, а последствия имеет самые разрушительные. Если наш разум чрезмерно чувствителен и чрезмерно расположен к обидам (а такое состояние возникает из-за неправильных «жизненных настроек»), наше эго как будто превращается в увеличительное стекло. И это самое стекло любую ерунду увеличивает во много раз:
«А что это он так на меня посмотрел?»
«А что это она мне отвечает таким странным тоном?»
На самом деле, возможно, человек на нас вообще не смотрел и разговаривал с нами самым что ни на есть обычным тоном, но наше больное воображение, наш «настроенный на обиды» мозг дали нам ложный сигнал. И теперь мы будем неделю перемалывать эти неприятные ощущения.
Незначительное событие, мимолетный взгляд, ерундовое слово превращаются непонятно во что: в бурю, ураган, землетрясение! И самое страшное – мы сами больше всего от этого страдаем и начинаем испытывать негатив по отношению к человеку, который, собственно, ни в чем не виноват.
Обида – это не только болезнь. Это разновидность гнева. Ведь, по сути дела, гнев и злоба, которые я испытываю по отношению к обидевшему меня человеку (даже если эта обида надуманная), напрямую связаны с обидой как таковой. Если я храню в себе обиду, это означает, что я храню в себе гнев или злобу.
Игуменья Домника, настоятельница екатеринбургского Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря, однажды сказала: «Обидчивость – это одна из самых серьезных страстей. Она показывает, что человек удален от Бога. Ведь когда Бог пребывает в сердце человека, то человек преисполняется внутренней силы и мужества. Он может понести любые немощи ближних, не теряет мира и любви, даже если его оскорбляют. Наоборот, человек, который лишен благодати и удален от Бога, не имеет внутренней крепости. Он не может стерпеть даже и какое-нибудь мягкое замечание. Он не воспринимает любовь людей, всё толкует неправильно. Всякое, даже доброе, действие ближних он понимает в дурном смысле. И если обидчивый человек не чувствует доброты ближних, то тем более он не понимает их проблем и трудностей. Он чувствует только себя: „Мне сказали неприятную вещь, меня обидели, меня оскорбили“. И никогда он не подумает о том, что у другого болит душа, оттого он и говорит неприятные вещи».