В поисках гробниц Древнего Египта
Часть 14 из 14 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Источник: The Metropolitan Museum of Art, New York. The Elisha Whittelsey Collection, The Elisha Whittelsey Fund, 1973 (1973.608.2.3)
Похоже, Вейгалл построил свою гипотезу лишь на том, что углядел сходство между KV39 и тем, как описывается захоронение Аменхотепа I в папирусе Эббота. Он был уверен, что под «стелой», упоминаемой в папирусе, имеется в виду «полустанок», действительно расположенный приблизительно в 120 локтях от входа в KV39[55]. «Дом Аменхотепа в Саду» Вейгалл ассоциировал с ныне разрушенным монументом Аменхотепа I в Мединет-Абу, где располагалась база исследователей гробниц. Конечно, проверить гипотезу Вейгалла не представляется возможным. И в целом, несмотря на последние исследования, представившие миру много нового материала, никакой информации, подтверждающей, что гробница KV39 принадлежала Аменхотепу I, не обнаружено.
Опровержение Говарда Картера
Стоило Вейгаллу опубликовать свою статью, как ее стали обсуждать в ученом мире. Доводы, приводимые Вейгаллом, не убедили Говарда Картера, его соотечественника, и через пару лет Картер выдвинул собственную теорию. По правде говоря, поисками гробницы Аменхотепа I он интересовался еще за несколько лет до того, как Вейгалл изложил свою точку зрения. В 1903 году Картер писал леди Амхерст, археологу и дочери известнейшего коллекционера египетских древностей: «Как лорд Амхерст отнесется к идее снарядить экспедицию под моим руководством для раскопок гробницы Аменхотепа I?»[56] Увы, из этой затеи ничего не вышло, но в 1912 году к Картеру явился местный торговец древностями Гад Хассан. Он показал ученому черепки гипсовых сосудов, на которых были имена Аменхотепа I и его матери, Яхмос-Нефертари. Конечно же, Картер заинтересовался этими осколками и попросил Хассана показать ему место, где они были найдены. Хассан отвел Картера высоко в горы, на территорию кладбища Дра-Абу-эль-Нага. Там исследователь обнаружил гробницу, состоящую из входной шахты, коридора с боковыми проходами в две отдельные камеры и защитного колодца, после которого начинался второй коридор, ведущий в погребальную камеру с двумя колоннами. По этим признакам Картер понял, что гробница относится к XVIII династии.
В той местности нашли множество захоронений XVII династии, и логично было предположить, что кладбище продолжали использовать при следующей линии правителей. Гробница была в плачевном состоянии, очевидно, ее разрушили еще в древние времена. Но Картер знал, что мумии Аменхотепа I и его матери были найдены в общем захоронении ТТ320, куда их перенесли после разграбления (или во избежание оного) личных гробниц. Именно поэтому ученый даже не надеялся найти усыпальницу фараона в нетронутом виде. Он посчитал, что имеет смысл продолжить исследования, и предпринял попытку сделать это в 1914 году. Несмотря на то что в ходе раскопок ему удалось обнаружить лишь несколько фрагментов погребального инвентаря, указывавших на то, что гробницу заново использовали в более поздние времена, Картер и его тогдашний спонсор, лорд Карнарвон, были убеждены, что нашли гробницу Аменхотепа I. Прошло около семидесяти лет, прежде чем появились данные, позволяющие пересмотреть их точку зрения.
Третий претендент
В 1991 году Немецкий археологический институт в Каире организовал экспедицию под руководством доктора Даниэля Польца для исследования Дра-Абу-эль-Нага и идентификации гробниц периода правления XVII и XVIII династий, включая царские захоронения.
Египетские власти позволили институту вести работы на громадной территории площадью 160 тыс. м2, чтобы тщательнейшим образом обследовать местность в поисках захоронений[57]. За двадцать пять лет изысканий в рамках этого проекта ученые обнаружили значительное количество материала тех времен, а также идентифицировали ряд гробниц, в том числе пирамиду фараона XVII династии Нубхеперра Интефа. Кроме того, археологам удалось найти останки второго подобного монумента, построенного для предшественника Нубхеперра, Сехемра Вепмаата Интефа. Этот памятник находится в другой части кладбища, имевшей запутанную историю в более поздние времена и представляющую для нас особенный интерес.
Польц открыл объект, известный как Фиванская гробница (ТТ)293 — именно под этим названием он зафиксирован в «Топографической библиографии древнеегипетских иероглифических текстов, рельефов и картин», впервые опубликованной в 1927 году и считающейся библией древнеегипетской археологии. В очень коротком описании говорится, что это была гробница первого пророка Амона, Рамзеснахта, жившего при фараоне XX династии Рамзесе IV. На первый взгляд такое описание не оставляет сомнений в атрибуции гробницы, но с самого начала своих исследований Польц и его команда придерживались мнения, что это захоронение не могло быть построено для человека, в чьих жилах не текла царская кровь. Масштаб и само расположение усыпальницы указывали, что в ней покоится фараон. За три сезона раскопок с 1993 по 1995 год останки сооружения были разрыты полностью, и стали видны контуры его стен. Оказалось, что гробница была устроена намного сложнее, чем предполагалось вначале. Это было двойное захоронение, и ему присвоили индекс нового типа — K93.11/12.
Входы в обе гробницы вырезаны рядом друг с другом в склоне холма. Напротив них расположен большой двойной двор, устроенный на выровненном плато и опоясанный массивной стеной, выложенной из камня без использования раствора. При ее постройке применялись известковые блоки и осколочные элементы, добытые из скального массива при возведении гробниц. Похоже, стена возводилась за один прием — это аргумент в пользу единовременной постройки обеих гробниц. Таким образом, монумент изначально задумывался как двойное захоронение. Передний двор перед входом в каждую гробницу разделен на внешнюю и внутреннюю части пилонами{10}, напротив которых ученые обнаружили останки портиков с колоннадой. Учитывая, что пилоны стояли на высоких холмах Дра-Абу-эль-Нага, они должны были выглядеть поистине впечатляюще. Стало очевидно, что этот монумент не старались скрыть от посторонних глаз. И действительно, Польцу и его команде удалось найти свидетельство, что в более поздние периоды в этом месте проводились ритуалы, связанные с поклонением хозяевам гробниц. Рядом с расположенными неподалеку захоронениями фараонов XVII династии Нубхеперра Интефа и Сехемра Вепмаата Интефа также были найдены специальные сооружения и инструментарий для совершения подношений и прочих ритуалов. Правда, анализ керамики, обнаруженной рядом с двойной гробницей, показал, что поклоняться ей начали только с воцарением XVIII династии.
Общий вид раскопок гробниц KV93.11/12 в холмах Дра-Абу-эль-Нага. Камера смотрит на юг, в некотором отдалении слева находятся долина Нила и сельскохозяйственные угодья
Источник: Deutsches Archäologisches Institut Cairo. Photo Ute Rummel
Польц и его команда, несомненно, открыли нечто весьма любопытное: гробницу, построенную на рубеже XVII и XVIII династий для двух знатных людей, возможно даже фараонов. Нам известно всего несколько человек в Древнем Египте, которые образовывали такую пару, где оба обладали достаточным статусом для возведения двойной усыпальницы. Первая пара — это Яхмос I, основатель XVIII династии, и его жена Яхмос-Нефертари; вторая — Аменхотеп I со своей матерью. Из этих двух пар после смерти особенно почиталась вторая.
Пожалуй, наиболее поразительной является связь между гробницей и находящимся неподалеку Менисетом — храмом, посвященным божественному воплощению Аменхотепа I и его матери. Этот удивительный храм был открыт в 1890-х годах Вильгельмом Шпигельбергом, но должное описание получил только от Говарда Картера в 1916 году. Когда-то храм стоял на границе возделываемых земель — там, где заканчивалась плодородная почва, питаемая разливами Нила, и начиналась пустыня. Сейчас строение находится в центре современного поселения Гурна и практически занесено песком. Предметы, найденные при раскопках этого храма, доказывают, что он был построен в честь Аменхотепа I и Яхмос-Нефертари[58]. Примечательно, что храм ориентирован не на реку, как это было принято в более поздние периоды, а по оси север — юг. И если продолжить эту ось дальше на север, она приводит прямо к гробнице K93.11/12. Возможно, это всего лишь совпадение. Но сложно не заметить этой связи, особенно учитывая, как трепетно древние египтяне относились к символизму и геометрии в архитектуре и как умело владели этим искусством.
Данную точку зрения подтверждает открытие, сделанное немецкими археологами. Они нашли пилон, тянущийся вдоль южной стороны внешнего двора К93.12, а также мощеную дорогу, берущую от него начало. По обеим сторонам дорога выложена известковыми булыжниками и ведет в южном направлении, где через 60 м упирается в небольшое вади, известное как Шиг-эль-Атеят. Это вади уходит на восток по склону холма и заканчивается у храма Менисет.
Гробница К93.11, вероятно, была перестроена для повторного использования в качестве усыпальницы Рамзеснахта, верховного жреца Амона из Карнака, главного храма в Фивах, во время правления Рамзеса IV и Рамзеса IX. Его сын и преемник в качестве верховного жреца, Аменхотеп, переделал К93.12 с той же целью, и, вероятно, именно под его руководством была построена дорога к Менисету. По мнению немецких археологов, верховный жрец Аменхотеп просто усовершенствовал старую тропу между Менисетом и гробницей, поскольку эти два объекта были связаны какой-то дорогой с самого момента постройки[59].
Следующим доказательством того, что именно это захоронение принадлежало Аменхотепу I и его матери, стал фрагмент барельефа, созданного при верховном жреце Аменхотепе. На нем изображен фараон, возможно сам Аменхотеп I, рядом с короткой иератической надписью, содержащей слово mahat, что означает «гробница».
Наконец, несмотря на то что Польц отказался от использования папируса Эббота в качестве источника достоверной информации о местонахождении гробницы Аменхотепа I («Похоже, существует только один способ встать на методологически правильную позицию — мы должны просто игнорировать папирус Эббота как источник информации для поисков царских захоронений рубежа XVII и XVIII династий»[60]), сложно не увидеть перекличку с описанием гробницы в этом древнем тексте: «…Высокое место… к северу от дома Аменхотепа в Саду».
Польц разумно отвергает папирус Эббота в пользу более научного археологического подхода на том основании, что описание в нем может соответствовать многим археологическим памятникам этой местности. Однако это совсем не смущает других археологов, и последний претендент на роль гробницы Аменхотепа I, находящийся определенно на возвышении, фигурирует в самых, пожалуй, невероятных, удивительных и в целом потрясающих раскопках, идущих сейчас на территории Египта.
Польско-египетская археологическая миссия на вершине холма в Дейр-эль-Бахри
Этот выдающийся проект под руководством профессора Анджея Нивински из Варшавского университета начался в 1999 году. Работы ведутся в местности с головокружительным рельефом из глубоких оврагов, крутых склонов и узких проходов, где постоянно случаются осыпи. Прямо под районом исследования находятся храмы Ментухотепа II, Хатшепсут и Тутмоса III. При взгляде снизу раскопки наверху кажутся совершенно невозможными: эти знаменитые скалы, создающие столь впечатляющий фон для храмов, кажутся абсолютно вертикальными, словно театральный занавес. На самом деле это не так. Уже двадцать лет профессор Нивински, все такой же живой и энергичный, как в первый день проекта, ведет здесь работу, демонстрируя умение справляться с высокогорными условиями и при этом не терять научной хватки, а также удивительной способности находить следы жизни древних людей по всему скалистому склону (см. Фото 3, Фото 4, Фото 5, Фото 6).
Вопреки ожиданиям, в таком неочевидном месте Нивински удалось найти немало доказательств человеческого присутствия. И это несмотря на то, что просто забраться на вершину такой скалы весьма непросто, не говоря уже о какой-либо деятельности. Нивински полагает, что у древних были довольно веские основания карабкаться вверх. Собственно, исследователь утверждает, что именно удаленность и труднодоступность привлекли древних людей, поскольку на такой высоте можно было укрыть значимую для них гробницу.
Так что же нашел Нивински? На высоте приблизительно 60 м ниже вершины находится громадный валун, площадка вокруг которого, вероятно, была когда-то покрыта рукотворным цементом из смеси известковой крошки, щебня, иснинской сланцевой глины и воды. После высыхания смесь напоминала известняк[61], из которого состоит сама скала. Вероятно, с помощью этого раствора древние пытались сделать ровную платформу на ее склоне, который в отдельных местах достигает 45º. По мнению Нивински, платформа служила нескольким целям: во-первых, запечатать и скрыть под собой гробницу, во-вторых, обеспечить ровную площадку, на которой могли трудиться древние каменщики, предположительно занимавшиеся последними работами по маскировке гробницы. И в-третьих, если Нивински прав, то эта платформа играла важную роль в дерзкой и беспрецедентной попытке ограничить доступ к захоронению. Неподалеку находится второй огромный валун весом около 60 тонн. Гипотеза Нивински заключается в том, что он был специально сброшен с вершины скалы на площадку с такой точностью, чтобы сдвинуть первый камень с изначальной позиции. Так оба валуна оказались непосредственно над входом в гробницу, образовав непреодолимое препятствие для доступа к внутренним камерам[62].
Скалы в Дейр-эль-Бахри. Слева от храма Хатшепсут видны спускные желоба, по которым польские археологи убирали мусор с места раскопок
Источник: Chris Naunton
В окрестностях команда Нивински обнаружила шесть тектонических разломов, два из которых были заполнены таким же оранжевым песком, использовавшимся для цементного раствора. Возможно, это было сделано для защиты неких объектов на дне трещин от потоков воды[63]. Десять рукотворных дренажных канав, вероятно, выполняли схожую функцию[64]. Примечательно, что рядом Нивински нашел десять туннелей, прорытых, как он считает, грабителями[65]. Очевидно, не только польскому ученому пришла идея
Вы прочитали книгу в ознакомительном фрагменте. Купить недорого с доставкой можно здесь.
Перейти к странице: