Создай себе имидж
Часть 16 из 24 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
В период полового созревания многие дети начинают говорить невнятно. Мальчики-подростки особенно обеспокоены своим голосом, и это понятно, так как в этот период голос ломается, становится ненадежным и непредсказуемым инструментом. Если мы не очень уверены в своем голосе, то стараемся пореже его использовать. Однако не следует забывать, что голос — это один из признаков вашей индивидуальности.
Если человек говорит невнятно, это признак скрытности и недоверия. Вам будет трудно создать атмосферу доверия, если вы ведете себя чересчур сдержанно. Ваше поведение будет влиять на поведение ваших собеседников. Оно может казаться отстраненным, и эта ваша отстраненность способна показаться властной и угрожающей тому человеку, с которым вы хотели бы установить дружеские отношения. В такой ситуации желание быть скорее вовлеченным, чем отстраненным, вступает в противоречие с тем, как мы это выражаем.
Лицевые мышцы достаточно быстро «затвердевают», и при редком их использовании могут легко превратиться в маску. Так вы потеряете одно из своих лучших «наглядных пособий» — живое и подвижное лицо. Когда животному угрожает опасность, оно растягивает рот к углам, обнажая зубы, чтобы предупредить врага о возможной мести. Людям тоже свойственно нечто подобное — см. четвертую главу. «Маска» лица создает напряжение, стягивая кожу назад и по сторонам. У некоторых людей это выражается в нервной улыбке, другие же просто растягивают рот в углах. «Твердость» лица влияет на то, как вас воспринимают другие люди, и, следовательно, на имидж в целом. Создаваемое вами впечатление складывается из мелких деталей поведения. Например, если лицо неподвижно и вы часто используете в речи падение голоса, будете создавать впечатление человека отстраненного и недоступного, возможно даже надменного. Если вы не смотрите в глаза собеседнику, и ваше лицо малоподвижно, вы будете производить впечатление испуганного или уклончивого человека.
Звуки превращаются в речь с помощью органов речи — челюстей, языка, рта, зубов и губ. Эти органы придают звукам форму и энергию и делают его речью. Чтобы речь была четкой и ясной, мышцы этих органов должны быть активны и свободны от напряжения. Если любой из этих органов испытывает какую-либо зажатость и ограниченность, звучание голоса будет затруднено.
Челюсти часто находятся в напряженном состоянии, и у нас имеется вполне понятное нежелание расслаблять их. Мы связываем необходимость расслаблять челюсти с посещением кабинета зубного врача. Часто, когда мы злимся, наши челюсти напрягаются. Скрипение зубов свидетельствует о высокой степени напряжения в челюстях. Иногда после установки недостаточно хорошо подогнанной коронки человек пытается исправить прикус, скрипя зубами. В наши дни зубные врачи понимают, что наличие напряжения в челюстях может стать проблемой для пациентов, и у них есть методы устранения подобной напряженности.
Напряженность в челюстях иногда придает речи оттенок неодобрительности и создает такое впечатление, будто человек говорит сквозь зубы. Так как напряжение легко передается от одних органов другим, напряжение челюстей может перейти в напряжение верхней губы. Мы связываем это с храбростью и подавлением эмоций. При испуге верхняя губа обычно дрожит. Для типичного произношения англичанина из высших социальных слоев характерно наличие напряженности верхней губы.
Ваш «имидж оратора» может значительно улучшиться за счет повышения четкости и ясности речи. Согласные выражают в речи логику и структурированность мышления. Когда человек пьянеет, логика его мышления размывается, то же самое происходит и с произносимыми им согласными звуками. Небрежность речи свидетельствует об отсутствии заинтересованности и энергичности, а то и о высокомерии: вам ни до чего нет дела, поэтому вас нельзя беспокоить. Небрежную, нечеткую речь можно улучшить с помощью скороговорок. Если вы слишком напряжены, это будет производить впечатление чрезмерной сдержанности и неуверенности в себе. Наилучшим вариантом является тот, при котором лицевые мышцы расслаблены, но не вялы и бессильны, а гибки и податливы.
Упражнения на выработку четкости и ясности речи
Эти упражнения нужны, если:
• вы хотите вообще «отполировать» свою речь;
• вас часто переспрашивают;
• вы чувствуете, что когда говорите, у вас скучный вид;
• вы начинаете запинаться, когда устаете;
• если ваше лицо начинает подергиваться, когда нервничаете.
Артикуляционные упражнения приносят пользу практически всем, так как помогают поддерживать голосовой аппарат на высшем уровне. Для этого могут использоваться обычные скороговорки, но их нужно произносить энергично и следя за четкостью выговаривания. Прежде чем начать, необходимо расслабить челюсть. Сначала несильно откройте рот, помня о том, что при этом нижняя челюсть отвисает. У некоторых из нас есть привычка во время беседы подавать нижнюю челюсть вперед, что производит впечатление агрессивности. Зевание иногда помогает расслабить челюсти, как и приведенные ниже упражнения по методике Александера.
1. Сделайте вдох, поднимите глаза вверх, улыбнитесь, откройте рот. Язык при этом должен оставаться за нижними зубами. Теперь сделайте выдох, сказав при этом «а-а-а-х-х-х». Проделайте это несколько раз, пока не почувствуете, что челюсти расслабились, затем после несколько более короткого «а-а-а-х-х-х» произнесите какое-нибудь предложение. Это упражнение помогает научиться говорить на выдохе, расслабляя при этом челюсти.
2. Помассируйте лицо, чтобы разогреть мышцы, уделите особое внимание вискам и зоне вокруг губ. Затем вытяните лицо по вертикали, а потом растяните его по ширине. Вытяните губы вперед, затем растяните их в стороны, несколько раз произнося слово «уэй». Особое внимание уделите движению вперед.
3. Выпятите губы и произнесите «бррр», как это делают лошади. Это — инстинктивное действие. Мы обычно совершаем его, когда перед нами ставится трудная задача. При этом мы выдыхаем и расслабляем губы, которые перед этим были плотно сжаты. Это также и «лакмусовая бумажка» жесткости верхней губы: если у вас не получается это упражнение, значит, она имеет тенденцию «затвердевать».
4. Быстрый способ привести все мышцы лица в движение — представить себе, что разговариваете с кем-то, кто не слышит вас, а читает только по губам. Артикулируя, вам не нужно повышать голос, зато слова необходимо выговаривать с гораздо большей энергией и гораздо шире открывать рот. Когда люди с «застывшими» лицами так делают, они выглядят гораздо оживленнее. Им кажется, что они разговаривают с преувеличенной артикуляцией, хотя на самом деле их артикуляция при этом естественна. Это — хороший способ разогреться перед выступлением (см. фотографии на следующей странице). Если вам кажется, что вам нужно больше работать над своим лицом, стоит попросить кого-нибудь, чтобы он последил за вами. Не следует стремиться к чрезмерной артикуляции. Это производит впечатление высокомерности. Часто такое случается с теми, кто получил слишком много уроков ораторского искусства, или же в беседах с иностранцами.
Как пользоваться своим голосом
Чтобы эффектно представлять свой имидж, нужно уметь демонстрировать голос. Если вы всегда говорите тихо, будете производить впечатление застенчивого человека. Кроме того, беседующие с вами люди будут уставать и раздражаться, так как им придется напрягаться, чтобы вас расслышать.
Если у вас все в порядке с дыханием и артикуляцией, то и голос вряд ли подведет. Правда, иногда возможны чисто психологические препятствия. Бывает, что человек настолько застенчив или замкнут, что просто не хочет чтобы его голос был кем-либо услышан. В таких случаях требуется помощь психолога.
«Сценический шепот» достигает задних рядов партера, тогда как актер при этом практически не пользуется голосовыми связками. При шепоте голосовые связки не смыкаются в гортани, как это происходит в ходе нормальной речи. Поэтому сила шепота зависит только от силы дыхания и артикуляции актера. Именно энергия артикуляции «подает» голос.
Шепот — полезное упражнение для тех, кто пытается подавать голос, резко соединяя голосовые связки, и при напряжении в горле. Кроме того, вы можете научиться «выбрасывать» звук, произнося такие звуки как «ха», «хи», «хо», зафиксировав взгляд на каких-нибудь объектах и словно выталкивая звуки из горла в сторону этих объектов. При произнесении звука «х» голосовые связки остаются открытыми. Иногда, чтобы ощутить произносимый звук, можно сделать движение, будто вы бросаете что-либо. Могут помочь и приведенные выше упражнения на овладение дыханием и артикуляцией. Особенно обратите внимание на упражнение «Я делаю паузу и дышу», упражнение номер три в серии упражнений на дыхание и упражнение номер четыре в серии упражнений на развитие четкости речи, где используется преувеличенная артикуляция, как будто для чтения по губам.
Случалось ли вам когда-нибудь оказаться в незавидном положении — сидеть в ресторане рядом со скучнейшим человеком, у которого к тому же навязчиво громкий голос? Слишком громкая речь или же речь, громкость которой постоянно находится на одном и том же уровне, создают впечатление, что человек кажется подавляющим и нечувствительным к реакции окружающих. Бывает, что люди говорят слишком громко по причине глухоты.
Если у вас от природы громкий голос и четкая речь, вы можете эффектно использовать понижение громкости. Когда произносите важную фразу либо говорите о чем-либо, с чем у вас связаны сильные чувства, временное, контролируемое падение громкости речи заставит слушателей на некоторое время внимательнее прислушаться к вашим словам — это хороший способ привлечения внимания.
Забота о голосовом аппарате
Вот некоторые рекомендации.
• Чтобы голосовой аппарат не уставал, уделяйте внимание дыханию и артикуляции: эти аспекты дают вашей речи энергию.
• Если ваш голос часто становится хриплым либо вы испытываете боль, когда говорите, прежде, чем начать работать над голосом или речью, нужно проконсультироваться у специалиста.
• Профессиональные певцы часто избегают употреблять молочные продукты перед серьезными выступлениями, так как они способствуют удалению слизи, которая покрывает голосовые связки и делает голос менее чистым.
• Как и к любому другому органу тела, к голосовому аппарату нужно относиться с уважением, он также заслуживает отдыха. Профессиональные актеры «разогревают» свой голос перед особенно сложными фрагментами роли, а затем «охлаждают» его, проделывая специальные упражнения на успокоение. «Разогревайте» аппарат перед тем, как будете проводить презентацию, просить о повышении зарплаты либо председательствовать на собрании — и он вас не подведет.
• На голос отрицательно влияет чрезмерное употребление алкоголя. Курение — основной из факторов, вызывающих рак гортани.
• Если много съедать на ночь, отрыгиваемая из желудка кислота может осесть на голосовых связках, и утром голос будет хриплым.
• Сухой воздух, использование кондиционера и центрального отопления отрицательно влияют на голос. При необходимости можно купить увлажнитель воздуха. Особенно сильно напрягать голос приходится в жаркой дымной атмосфере в местах, где много шума, например, в самолетах, в барах и на вечеринках.
Произношение
Не подлежит сомнению, что произношение оказывает значительное влияние на весь имидж. Многие люди имеют предубежденность против определенных вариантов произношения по политическим соображениям (например, против южноафриканского), из-за качества звука (например, считается, что бирмингемский акцент имеет минорное звучание, что придает ему меланхолический оттенок), из-за снобизма (акцент кокни ассоциируется с низким социальным положением и отсутствием образования) или «обратного снобизма» (люди, живущие на периферии, могут испытывать предубежденность к английскому языку, на котором говорят представители высших слоев общества). Лишь немногие из нас признают наличие подобных предубеждений, поскольку их иррациональность и несправедливость более-менее очевидна. Однако они все-таки существуют. У нас возникают прочные ассоциации между определенными типами произношения и личными качествами. В рекламе пива и хлеба часто используют йоркширкский акцент, потому что он обычно ассоциируется с честностью, прямотой, практичностью, добротой и старомодными вкусами.
В Великобритании наиболее «предпочтительным» является стандартный английский язык (английский язык БиБиСи) и «благоприобретенное произношение» — грамматически более правильная версия других вариантов произношения. Последний вариант широко используется средним классом на юге Англии. По мере эволюции общества это произношение также изменяется. Во времена Ноэля Коварда имелась тенденция растягивать звук «р», чтобы он звучал совер-р-р-шенно четко. В наши дни такой тенденции уже не наблюдается, и этот вариант произношения испытал на себе значительное влияние лондонского акцента, что сделало его звучание менее формальным в глазах общественности.
Существует и «гиперболизованная» версия этого произношения. К этой категории можно отнести типичную речь высших социальных групп; она постепенно вымирает. По отношению к этому произношению имеется заметная предубежденность из-за его привилегированности, консерватизма и ассоциированности с чувством классового превосходства. К наименее «предпочтительным» произношениям относятся те, что прямо ассоциируются с рабочим классом — акцент Бирмингема, Глазго, Ливерпуля, Белфаста. Великобритания, по-видимому, все-таки остается нацией снобов.
Наличие некоторых из этих предрассудков заставляет людей приспосабливать и адаптировать свое произношение. Обычно это делается для того, чтобы обеспечить лучшее понимание либо для того, чтобы меньше отличаться от окружающих. Произношение может мешать адекватности передачи информации. Если вы прошли через «плавильный котел» образования и хотите меньше отличаться от окружающих, вам придется избавиться от сильного регионального акцента. Конечно, некоторые люди принципиально не хотят отказываться от своего традиционного произношения. Одна из известных писательниц и радиоведущих феминистского толка подчеркивает свой сильный акцент как доказательство своей бескомпромиссности и пролетарского происхождения. Очевидно, она хочет, чтобы ее воспринимали как «женщину из народа». Этот ее акцент варьируется в зависимости от того, с кем она беседует. И чем «фешенебельней» собеседник, тем сильнее акцент. Да и у всех нас в речь вклинивается акцент: чем больше вы уверены в себе и чем «лучше уши», тем больше разных видов произношения имеете возможность использовать. Большинство из нас узнают тот акцент и голос, который используется только чтобы «замаскироваться» в телефонном разговоре.
Таким образом, с различными произношениями связаны определенные ассоциации, но часть того впечатления, которое они производят, объясняется балансом звука и акцента. Гласные звуки несут эмоциональное содержание, тогда как согласными передается энергия и логика. Акценты вроде южно-ирландского, в котором согласные произносятся нечетко, а гласные растягиваются — мягкие и музыкальные (отчасти из-за широты диапазона). Акцент Глазго с его взрывными согласными способен производить впечатление решительности, заинтересованности, а то и агрессивности. Стандартный английский с его отрывистыми четкими согласными и падающим тоном звучит уверенно и решительно.
Следует ли людям менять свое произношение? Нужно различать хороший голос и речь и «правильный» акцент. Если вы хорошо пользуетесь голосом, данным природой, тогда ваша речь будет хорошей и четкой независимо от произношения. Иногда люди пытаются изменить свой акцент, и это только создает дополнительное напряжение. Они начинают при этом неправильно пользоваться своим голосом, это наносит ущерб их имиджу. Они могут освоить худшие аспекты того звучания, к которому стремятся, и речь от этого будет звучать неестественно. Иногда в таких случаях будет прорываться «естественное» произношение, особенно когда человек злится или находится в возбужденном состоянии.
Если вы говорили с акцентом в течение многих лет, ваши органы речи успели сильно привыкнуть к нему. Чтобы изменить эти привычки, потребуются значительные усилия и мотивация. В определенном смысле, пытаясь изменить свой акцент, вы как бы отметаете часть своего культурного наследия, если хотите — вы чуть ли не пытаетесь изменить свою историю. У некоторых людей сформировалось то же ошибочное отношение к акцентам, что и к пластическим операциям. Они думают, что смогут заново родиться, а вся предыдущая жизнь будет забыта. Эти ожидания никогда не оправдываются.
Если у вас слишком сильный акцент, который делает звучание речи раздражающим и препятствует пониманию, необходимо «подчистить» некоторые звуки. Вы должны сами определить, какие из произносимых звуков наименее понятны окружающим, и поработать над ними. При этом может потребоваться помощь профессионала. Так как речь идет об изменении привычек, сформировавшихся в течение многих лет, вам может потребоваться много времени и стараний.
Мир был бы довольно скучным местом, если бы все разговаривали одинаково. Произношение придает колорит, силу и различимость хорошо поставленному голосу и подчеркивает индивидуальность.
Глава седьмая
Публичные выступления
Умение выступать перед публикой свидетельствует о наличии у человека большой уверенности в своем имидже и помогает улучшить его. Если хотите получить известность в какой-нибудь сфере, выделиться в компании, продвинуться по службе или развить свой бизнес, то наиболее эффективный и дешевый способ — научиться говорить перед публикой.
Возможно, вам повезло, и вы уже обладаете даром хорошего оратора. Маловероятно, что вы родились с этим даром. Великие ораторы говорят по интуиции и вдохновению, но в то же время они много готовятся, изучают основы актерского мастерства и развивают свои навыки на практике. То, что кажется естественным взаимопониманием с аудиторией, часто является результатом столь искусного использования оратором определенных приемов, что мы этого даже не замечаем.
Можно научиться выступать перед аудиторией, посещая специальные курсы или читая книги, однако ничто не заменит практики публичных выступлений. Если вы не любите выступать перед публикой, нужно использовать для этого любую возможность, даже если все это начинается с того, что требуется задать вопрос на родительском собрании. Большинство из советов, данных в этой главе, применимы ко всем ситуациям, независимо от того, выступление ли это перед четырьмя или пятью коллегами на собрании или перед тремя сотнями делегатов на съезде.
Когда выступаете перед публикой, почти все аспекты вашего облика становятся предметом пристального внимания. Поза, жесты, выражение лица, голос, одежда — все имеет значение. Внимание сосредоточивается так, словно ваше умение выступать перед публикой изучается под микроскопом. Зачастую это приводит к сильному стрессу, поскольку вы видите, как за вами наблюдают окружающие и выносят свои суждения. Любые мелкие недостатки, например слишком тихий голос или привычка чрезмерно изгибаться, на которые в повседневных ситуациях внимания не обращают, при выступлении перед аудиторией выглядят преувеличенно и нарочито.
Неудивительно, что некоторым из нас бывает легче притвориться кем-то другим, выступая перед публикой. Мы пытаемся войти в образ «публичного оратора», который не имеет ничего общего с нами самими. Мы знаем, что выступление перед публикой в чем-то сродни актерской игре, и часто играем различные стереотипные роли: «непререкаемого авторитета», «сверх-гибкого продавца» или «преуспевающей суперженщины». К сожалению, если эти роли нам не близки, создается впечатление, что мы просто стремимся произвести дешевый эффект. Например, можно попытаться сыграть роль «души вечеринки», будучи на самом деле очень тихим человеком. Скажем, прочли вы, что юмор хорошо помогает при выступлениях перед публикой, и решили рассказать несколько новых анекдотов. При этом будет заметно, что это не ваш стиль, к тому же момент вы выберете не самый подходящий, и в результате выступление будет иметь совершенно обратный эффект. Вы почувствуете себя не в своей тарелке, да и аудитория не будет вам доверять. Поэтому необходимо найти свой собственный стиль.
Для того, чтобы войти в роль, наиболее умелые актеры используют свои собственные чувства и опыт. Человек, выступающий перед публикой, имеет больше возможностей, чем актер, потому что он сам является и автором сценария, и режиссером, есть возможность даже выбрать костюм и декорации. Конечно же, умелые ораторы создают некоторый имидж, который однако им соответствует. Они выставляют напоказ наиболее выигрышные из своих качеств. Спокойный и серьезный человек будет подчеркивать свою серьезность и заботу о других, тогда как скандальный экстраверт будет использовать юмор и шокирующие приемы. Публичная речь — это своего рода артистическое выступление, в котором вы представляете некую возвышенную версию своей личности.
Чтобы хорошо говорить, необходимо соблюдать определенный баланс между самим оратором, тем, что говорится, и аудиторией. Если один из этих элементов подавляет другие, скажем, если оратор слишком заботится о своем собственном имидже или, например, если речь составлена без учета специфики аудитории или оратор позволяет толпе освистывать себя, от этого страдает вся речь. Цельность имиджа позволяет поддерживать баланс: если выходите на трибуну разодетый, как новогодняя елка, внешний вид будет подавлять все остальные компоненты. Если речь будет произноситься слишком напряженным и, следовательно, слишком значительным тоном, аудитория будет «отключаться». Если с самого начала выступления ваши жесты и выражение лица будут напоминать испуганного кролика, вам не удастся завоевать доверие аудитории.
И при планировании, и при выборе метода подачи себя основное внимание нужно уделить аудитории. Когда мы слушаем выступающего, «обычно уделяем внимание двум вещам. Во-первых, насколько доверяем и уважаем его? Во-вторых, насколько он нам близок, т. е. есть ли у нас с ним общий опыт, насколько похожи наши взгляды, понимает ли он наши проблемы? Для того, чтобы ваш имидж был достаточно эффектен, этот баланс нужно соблюдать. Несмотря на то, что в аудитории могут оказаться совершенно разные люди, их должно объединять уважение к оратору, сопереживание с ним или и то, и другое. Многое зависит и от ситуации. Если читаете лекцию, очень важно, чтобы вам верили. Когда вы выступаете на вечеринке, тут гораздо важнее понимать культуру, настроение и реагировать на юмор аудитории.