Секрет устойчивости в мире перемен
Часть 3 из 10 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Стивен Кови объясняет, что человек начинает свое развитие с состояния зависимости, а потом, если он сможет победить себя, он обретает независимость. Продвижению личности к независимости способствуют первые три навыка эффективности.
Первый навык: будьте проактивны (независимы от обстоятельств).
Второй навык: начинайте, представляя конечную цель.
Третий навык: расставляйте приоритеты (сначала делайте то, что необходимо делать сначала).
Эти три навыка присущи всем людям, по-настоящему независимым и достигающим успеха.
Затем следует работа над общей победой. Сначала моя личная победа, победа над собой. Потом я должен понять, что значит победить вместе. Здесь у нас огромный простор для совершенствования. Иногда нам что-нибудь скажут, и у нас внутри поднимается возмущение, нам хочется сказать: «Делайте сами как хотите, а я буду сам по себе! Я лучше знаю!» Но это будет нашей ошибкой, нашим поражением. Мы должны понять, как правильно действовать в такой ситуации. Наибольшей эффективности мы можем достичь только с помощью взаимозависимости. «Я хочу, чтобы мы победили вместе». И это будет общей победой.
Достигнуть этого позволяют следующие три навыка эффективности по Кови.
Четвертый навык: думайте в духе «моя победа - твоя победа».
Пятый навык: сначала стремитесь понять, потом -быть понятым.
Шестой навык: достигайте синергии (суммарного эффекта совместных усилий).
Наконец, седьмой навык эффективности по Кови - это навык постоянного обновления и баланса.
Все навыки важные, но начинать нужно с первых трех - с тех, которые зависимого человека делают по-настоящему независимым.
Именно об этих первых трех навыках будет говориться более подробно в последующих главах.
ВАЖНЕЕ ВКЛАДЫВАТЬ, ЧЕМ ПОЛУЧАТЬ
Я хочу отметить еще один очень важный момент. Это то, чему Стивен Кови дает сложное название: «баланс между стремлением к результатам и вложением ресурсов». Я объясню, что это значит, и попытаюсь дать обоснование с духовной точки зрения.
До того, как мы начнем развивать в себе какие-то правильные привычки или попытаемся понять, куда нам нужно двигаться, что мы должны в себе менять, - нам следует очень четко осознать: у нас есть одна глубоко сидящая склонность. Эта склонность - одна из тех неправильных парадигм, или ментальных линз, через которые мы смотрим на мир. У нас есть склонность стремиться к результатам своего труда, пренебрегая при этом вложением в ресурсы, которые, собственно, и дают эти результаты. Мы очень сильно нацелены на результаты. По-русски это называется жадность.
Такая жадность хорошо описана в басне Эзопа, которая, в свою очередь, пришла из ведической старины. Это история про гусыню. Была у крестьянина гусыня. Однажды она снесла золотое яйцо. Крестьянин не мог в это поверить, но потом, проверив, понял, что оно действительно золотое. Гусыня продолжала нести золотые яйца, а крестьянин радовался. Но при этом жадность его разрасталась все больше и больше, и он уже с трудом мог дождаться следующего яйца. В конце концов он подумал: «А чего мне ждать? Раз она несет золотые яйца, значит они находятся у нее внутри». Он разрезал гусыню.
Но беда в том, что внутри ее не было золотых яиц.
Мы можем сколько угодно смеяться над незадачливым крестьянином, но сами часто поступаем таким же образом: убиваем гусынь, которые несут золотые яйца. И убиваем по одной причине: подобно этому крестьянину, мы очень хотим поскорее получить результаты любой ценой. Мы слишком привязаны к результатам и не отдаем себе отчета в том, откуда эти результаты берутся.
Попытка обрести результат любой ценой называется эксплуатацией. У всех нас есть склонность эксплуатировать других, при этом ничего не вкладывая. В нас борются две тенденции. С одной стороны, у нас есть любовь, а любовь - значит вкладывать (свою энергию, силы). С другой стороны, мы очень часто пытаемся эксплуатировать ситуацию, вещи, финансы - все, что у нас есть, - и не понимаем, почему в конце концов результаты иссякают.
Если человек перегружает свое физическое тело, недостаточно вкладывая в него, и думает: «Пока работает - надо пользоваться», то это называется эксплуатацией. Он может довести себя до полного истощения. Еще один вариант нарушения этого баланса отражен в русской поговорке: «Гром не грянет - мужик не перекрестится». Пока что-то не случится, мы эксплуатируем все то, что у нас есть, ничего не вкладывая.
То же самое можно сказать про отношения с людьми. Они способны приносить нам огромное количество «золотых яиц», они могут сделать нас счастливыми и подарить много радости. Но часто мы хотим только что-то получать от людей и не хотим в них ничего вкладывать. Люди живут или работают вместе и не понимают: «Почему отношения не складываются?» А происходит это потому, что мы ничего не вкладывали в эти отношения, а нагло и грубо эксплуатировали их. Брали от другого человека то, что нам нужно, ничего не отдавая взамен и даже не пытаясь понять, что же нужно ему. Это не так просто, как может показаться. Иногда мы слышим, что мы не вкладываем в других людей, и думаем: «Сейчас буду вкладывать. Что им надо? Улыбаться? Буду улыбаться. Деньги им давать? Буду деньги давать».
Но баланс, о котором говорит С. Кови, имеет духовную природу. Мы должны понимать, что на самом деле нам важнее вкладывать, чем получать. По природе своей человек - отдающее существо. Настоящее счастье он испытывает, когда отдает и вкладывает. Что касается плодов, то, если они есть, - хорошо, нет - тоже нормально. Это одна из основных тем «Бхагавад-гиты». Кришна снова и снова говорит: «Ты должен действовать, но при этом не зависеть от плодов своего труда. Будут они или нет -неважно».
Леонардо да Винчи много лет писал Джоконду, и ему никто за это денег не платил. Но он был самым счастливым человеком, когда работал над ней, потому что все, что у него было, он вкладывал в эту картину. Люди до сих пор замирают перед ней в изумлении.
Наша привязанность к плодам своего труда - это фундаментальная ошибка, которую мы допускаем. Когда мы при первых же признаках неблагополучия пытаемся что-то исправить, не изменив своего понимания того, что мне на самом деле нужно, ничего не получается.
Стивен Кови рассказывает очень интересную историю про то, как они с женой пытались помочь своему сыну. Сын был отстающим по всем показателям. Над ним все смеялись. Родители пытались его подбодрить: «Все нормально! У тебя все хорошо! Давай-давай-давай!» Но ничего не действовало. Кови говорит: «В какой-то момент мы поняли, что мы его обманываем. На самом деле он как человек для нас не был важен. Для нас было важно, чтобы он был успевающим, потому что это престижно. Хотя мы говорили ему какие-то правильные вещи, пытались повысить его самооценку, мы посылали множество сигналов, которые не позволяли ему реально меняться, потому что мы его не любили и не вкладывали в него».
Потребовался огромный труд, чтобы они с женой поменяли себя в отношениях с сыном. Когда это произошло, они начали ценить сына как личность, которая им дорога, несмотря ни на что, и стали в него вкладывать. «Будут у него успехи или нет - он дорог нам». Когда сам процесс вложения стал для них более важен, чем результат, -результат тоже появился.
Кови говорит о фундаментальной ошибке, которую, к сожалению, каждый из нас допускает. Мы готовы действовать, но лишь с намерением получить результат.
Мы на это запрограммированы с детства, нам нужны быстрые результаты любой ценой, поэтому мы ничего не вкладываем туда, откуда эти результаты «вырастают». Результат приходит, когда у человека есть понимание того, что важны ресурсы и вложения в эти ресурсы.
В «Бхагавад-гите» красной нитью проходит идея: не привязывайся к результату! Привязавшись к результату, ты попадаешь в зависимость от него. Привязывайся к действию! Ты по природе своей деятелен. Тебе нужно действовать. Действуй независимо от результата! Результат иногда будет приходить, иногда - нет. Это неважно. Твоя радость, твое счастье в том, чтобы действовать, или вкладываться.
У нас есть две глубинных потребности: потребность любить и потребность быть любимым. Потребность любить при этом первична, а потребность быть любимым -вторична. Но мы меняем их местами. Любовь к нам придет, если мы сами научимся любить. А если мы пытаемся получать любовь, не давая ее, - мы совершаем ошибку, и тогда начинаются большие неприятности. Здесь уместна такая аналогия из сферы деятельности: мы ставим телегу впереди лошади. Привязанность к плодам своего труда мы ставим выше потребности действовать.
Каждый из нас хотел бы достичь в жизни каких-то результатов. Это может касаться здоровья, хороших отношений в семье, денег, команды, которую мы пытаемся создать, или духовной практики. Но вернемся немного назад и подумаем, насколько наши вложения адекватны нашим ожиданиям, насколько мы реально вкладываемся в то, чтобы эти результаты были, насколько мы стремимся отдать, а не взять? Или мы просто нещадно эксплуатируем то, что уже есть: наше тело, наших близких и так далее. Не в этом ли причина того, что мы не получаем результатов, подобно тому крестьянину, который зарезал гусыню?
ПОСМОТРЕТЬ НА СЕБЯ СО СТОРОНЫ
Замечательный американский философ Генри Дэвид Торо писал: «Я не знаю ничего более воодушевляющего, чем бесспорная способность человека возвышать свою жизнь путем сознательного усилия». Это удивительная способность человека. На самом деле, сам тот факт, что она есть, причем у каждого из нас, - огромное счастье. К сожалению, люди, как правило, ею не пользуются, или, по крайней мере, у многих она не востребована.
Что это за способность возвышать себя? Не сродни ли она способности барона Мюнхгаузена вытащить себя из болота, потянув за волосы?
Способность человека возвышать свою жизнь рождается из умения смотреть на себя со стороны, оценивать свои собственные мыслительные процессы, учиться не только на своем, но и на чужом опыте.
Очень часто мы считаем, что мысли, которые у нас возникают, - это и есть мы сами. Это распространенное заблуждение, и его легко опровергает тот факт, что мы можем со стороны посмотреть на свои мысли. Люди, которые занимаются медитацией, випасаной (одна из буддийских техник), именно этим и занимаются. Они приходят в какой-нибудь ашрам, у них там забирают все (в первую очередь компьютеры и телефоны), и они часами сидят молча. В результате в какой-то момент люди начинают наблюдать свои собственные мысли и отделять себя от них.
Мы сейчас плотно срослись со своим умом, но отделять себя от ума - это огромное преимущество человека, и нужно уметь им пользоваться. Медитация (випасана) помогает человеку критически оценить то, что происходит у него в уме, не принимать все за чистую монету, не считать, что любое возбуждение, которое появляется в его уме, есть если не абсолютная истина, то по крайней мере какое-то проявление абсолютной истины.
В чем первый урок «Бхагавад-гиты»? Перед сражением Кришна разговаривает с Арджуной. Этот диалог вечный, и происходит он в том числе и в нашем сердце. Арджуна - герой, олицетворяющий нас с вами, - оказывается перед неразрешимой проблемой. Он не понимает, как ему поступить в сложившейся ситуации, и в результате погружается в отчаяние. Кришна, его учитель, символизирует голос разума внутри нас. Первое, что он говорит Арджуне: «Сначала просто посмотри и оцени со стороны, что происходит! Только тогда можно найти какое-то решение. Созерцай!»
ВЫЙТИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Итак, мы переходим к первому навыку - привычке или способности, которую человек должен в себе развивать, если он действительно хочет называться человеком разумным. Это способность принимать на себя ответственность за то, что с нами происходит. Стивен Кови называет этот навык проактивностью. В ее основе лежит самосознание - способность посмотреть на себя со стороны.
Из чего складываются наши мысли и реакции? Мы часто не отдаем себе отчета в том, что спровоцировало наши мыслительные процессы и реакции, каким образом сформирована наша психика. У нас есть много слоев обусловленности, которые формировались когда-то в детстве. Психологи пытаются «раскапывать» эти слои. Кто-то сказал нам что-то в детстве, и мы восприняли это как закон. Эрик Берн, автор транзактного анализа, приводит такой пример. Мать сказала маленькому ребенку: «У тебя ничего не получится». Ребенок искренне старался, но мать, которая была для него непререкаемым авторитетом, произнесла волшебную «мантру»: «У тебя ничего не получится». Эта «мантра» вошла глубоко в подсознание, и человек всю свою дальнейшую жизнь воспринимал сквозь призму: «У меня ничего не получится. Я плохой».
Когда человек говорит: «Я такой», это значит: «Я другим уже никогда не буду». Часто у людей возникает представление о том, что их жизнь полностью запрограммирована, предопределена. Мне хотелось бы сделать одно достаточно смелое утверждение: все формы подобного детерминизма (представления о предопределенности) -это разновидности материализма. Всякий раз, когда люди говорят, что мы только такие и никакими другими быть не можем, - это значит, что они воспринимают себя как материю.
Есть много разных форм детерминизма, которые распространены в обществе. Есть, к примеру, астрологический детерминизм. Человек говорит: «У меня Марс в восьмом доме!», «Сатурн или, не дай Бог, Раху где-то там сидит!» Он с энтузиазмом пытается все объяснить, исходя из подобных детерминистских предположений, хотя на самом деле астрология говорит о свободе воли. Существует много других примеров детерминизма, изобретенных человечеством в последнее время. Скажем, генетический детерминизм: «У меня гены такие - и все!»
Современная психология тоже основана на детерминизме. Например, детерминизм окружающей среды: «Меня с детства запрограммировали», «У меня жизнь тяжелая была». Существует много разных форм детерминизма, которые являются разновидностями материализма, неверием в то, что дух способен вырваться из клетки, в которую попал. Мы, в сущности, сами загоняем себя в клетку предопределенности. Это называется самосбывающимися предсказаниями. Человек идет к астрологу, и астролог ему говорит какую-нибудь «мудрую» фразу: «Не женишься никогда!» Естественно, что человек не женится. Как он может жениться, если астролог уже все сказал? Уже никуда не денешься! Во всех своих попытках он будет натыкаться на эту преграду, которую создал ему какой-то астролог. И происходит это все только по одной причине: человек не пользуется своей способностью оценить то, что происходит у него в уме, и просто отбросить вредные мысли. У нас есть такая возможность. Все формы детерминизма рассматривают человека как некий механизм. Но ведь на самом деле человек не робот. Любая настоящая форма духовной практики учит человека выходить за пределы предопределенности, будь то карма, наши гены, тяжелое детство или что-то еще.
Во всех подобных формах детерминизма, разумеется, есть истина, но в целом человек не исчерпывается этим. Человек может изменить себя, и нужно ясно отдавать себе в этом отчет.
ПРОСТРАНСТВО МЕЖДУ РАЗДРАЖИТЕЛЕМ И РЕАКЦИЕЙ
Очень часто человек живет как робот, действуя по принципу «раздражитель-реакция». Наша запрограммированность проявляется в том, что на определенный раздражитель мы реагируем определенным образом. Наверняка у каждого была возможность убедиться в этом:
нам говорят что-то обидное, и сразу же возникает очень сильная эмоциональная реакция защиты. Но до тех пор, пока мы отождествляем себя с этой реакцией и не смотрим на нее со стороны, не оцениваем ее качество исходя из каких-то более высоких принципов, мы роботы.
Первый навык, о котором говорит С. Кови, - это способность увидеть маленькое пространство между раздражителем и реакцией, воспользоваться этим пространством и найти в этом крошечном пространстве свою собственную свободу. В большинстве случаев человек не действует. Нам кажется, что мы действуем, но мы всего лишь реагируем на обстоятельства, на среду, на каких-то глупцов, которые нам что-то говорят. Нет ничего проще, чем вывести нас из себя. Стоит кому-нибудь сказать глупость, и на неделю, если вообще не навсегда, наша жизнь испорчена. Но у человека есть эта свобода - промежуток между раздражителем и реакцией. На то он и человек.
Есть хорошая притча об ученом, который изучал в Бенаресе астрологию, хиромантию и другие науки. Он возвращался домой с огромной стопкой книг, преисполненный мудрости, которую получил, и, идя по берегу реки, увидел следы. Он сразу же решил проверить свои знания и по следам определить, какому человеку они принадлежат. К своему удивлению, он обнаружил, что тот, кто оставил эти следы, должен быть императором, никак не меньше. С другой стороны, это была абсолютно заброшенная местность, и человек тот шел босиком. Ученый подумал: «Как император может идти босиком по берегу реки?
Не может этого быть!» Он был удивлен и разочарован: «Книги, которые я изучал, лгали! Этот человек -нищий! Он идет босой! Как он может быть императором?!» Беспокойство его нарастало, и он побежал по следу. В конце концов он вышел к баньяну, под которым сидел Будда, в лохмотьях нищего странника, но при этом осанка у него была императорская. Ученый упал перед ним на колени: «Добрый человек, объясни мне, кто ты? Ты император или нищий? У тебя внешность нищего, но по твоим следам я вижу, что ты должен быть великим царем. Если ты нищий, то я выброшу все свои книги и наймусь к кому-нибудь слугой». Будда ответил: «Не торопись! Твои книги все говорят правильно. Я нищий, но в то же самое время император». «Как такое возможно?» - недоумевал ученый. Будда сказал: «Просто я - свободный человек. Твои книги по отношению ко мне не работают, хотя и работают по отношению ко всем остальным. Так что ты не выбрасывай свои книги! Они тебе еще пригодятся».
Тогда ученый задал Будде вопрос: «А как тебе удалось стать свободным?» Будда ответил: «Просто я был внимательным. Я не совершил ни одной ошибки дважды».
По-русски этот ответ можно выразить словами: «Я не наступил дважды на одни и те же грабли». В сущности, в этом смысл человеческой жизни. Весь этот мир и вся наша жизнь - большая школа, в которой мы должны чему-то научиться. Человек может выйти за пределы предопределенности, если он будет анализировать уроки, которые посылает ему судьба.
Важнейшая истина заключается в том, что между раздражителем и реакцией всегда есть пространство, и именно там, в этом маленьком пространстве, «живет» наша свобода. Если мы нащупаем это пространство, то мы станем свободными. Мы поймем, что не обязаны быть несчастными оттого, что кому-то что-то взбрело в голову, что у нас начальник плохой, что жена (или муж) нас не любит. Стивен Кови цитирует Элеонору Рузвельт: «Никто не может причинить вам боль без вашего на то согласия».
Иначе говоря, реакция наша не предопределена. Мы вольны выбирать свою реакцию, и чем в большей степени мы пользуемся этой своей способностью, тем в большей степени мы - люди.
СЧАСТЬЕ - ЭТО СПОСОБНОСТЬ ВЫБИРАТЬ ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ