С чем вы смешиваете свои краски?
Часть 30 из 30 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
У меня тоже экономического образования не было. Вернее, я отучился в 90-х на полугодовые курсах. Даже диплом по специальности «Менеджер малого и среднего бизнеса» выдали — ни к чему не обязывающая фитюлька. Какие-то представления о бухгалтерии я получил, но, выведя первый раз баланс (тогда не было компьютерных программ), решил, что второй раз в жизни этот подвиг не повторю и нечего лезть в эту область.
В новой жизни я планировал компенсировать недостаток своего образования. Ещё никто не в курсе, что я после школы собираюсь пойти учиться в МГУ на экономический факультет. Вот дядя Вова обрадуется! Ничего, поясню почему так, а не иначе. В плане творчества я достиг всего, чего многие желали. Я член Союза художников. Мне не требуется ежедневно ходить на работу. Могу целыми днями на диване лежать и плевать в потолок. Всемирная слава меня не привлекает — уже есть. Безусловно, придётся изредка что-то выставлять, иначе лишусь мастерской, но от живописи я уже не буду зависим.
Пока же продолжал заниматься творчеством. Мысль о том, что я как попаданец прогрессорством не занимаюсь, давно не давала покоя. Прикинул, как и в чём конкретно смогу потихоньку двигать прогресс. Пусть люди приходят на мои выставки, смотрят, воруют идеи. Я не против, если это пойдёт на пользу. Выбрал то, в чём я хорошо разбирался и был специалистом. А именно в дизайне интерьеров, как сейчас говорят, «предприятий общественного питания».
Начнём с того, что конкретно специальности художника-конструктора в СССР до недавнего времени вообще не существовало. Были архитекторы, разработчики мебели, к ним до кучи проектные институты, технические мастерские, заводские промышленные бюро и тому подобное. Совсем недавно в высшем художественно-промышленном училище в Москве появилось примерно то, что нужно, — художники-конструкторы, но в масштабах страны это капля в море. К слову, основа-то для интерьерного дизайна была. Педагогические институты, выпускающие преподавателей черчения и рисования, идеально подходили для этого. Дизайнер должен не только хорошо знать черчение, но и иметь навыки рисования и в идеале хороший вкус.
С дизайном и хорошим вкусом в СССР была беда. Оформление кафе и ресторанов не выдерживало критики. Не будем брать те, что в Москве и Ленинграде. В целом по стране это откровенная убогость. Опять же я не стану затрагивать финансирование, выделяемое в эту сферу в шестидесятых. Далее ничего не изменится в лучшую сторону в области интерьеров общественных мест питания, а ведь деньги на это отчисляли.
Скорость разработки проектов ещё одна головная боль. Всё делалось медленно, с кучей комиссий и согласований на начальном этапе и после на стадии выполнения чертежей и строительства.
В общем, я занялся проектированием кафе для детей и молодёжи, чем в очередной раз сильно озадачил дядю Вову. Казалось бы, его уже трудно чем-то удивить, а я покрутил перед лицом куратора учебник по строительному черчению и заявил, что нет ничего сложного, и вообще у меня творческие рисунки, а не архитектурная разработка.
План кафе я придумывал, не ориентируясь на что-то типовое. Дальше была привычная работа: общая планировка, развёртки по стенам, план полов, потолка и несколько перспективных видов. На компьютере я бы это гораздо быстрее сделал. Зато сейчас никто не выскажет претензий из-за отсутствия реалистичности. Раскрашивал по-простому акварельной отмывкой, кое-где чуть используя гуашь и дополняя штриховкой пером с тушью. Не стесняясь, брал яркие, сочные цвета. Знаю-знаю, что с яркостью красок в СССР было трудно. Так и у меня это не реальный дизайн кафе, а, так сказать, мечты о несбывшемся.
Полковник пришёл, когда у меня уже было четыре проекта готово. Я ему накляузничал на столярную мастерскую Союза художников. Еле выбил для себя четыре планшета. Типа я живописец и мне положены только подрамники. Ещё и заказываемый формат им не понравился. И ведь это только начало. По-хорошему нужно столько же планшетов на уже подготовленные планы кафе. Это чтобы показать все детали, включая оригинальную мебель и даже дверки в туалетных комнатах.
Дядя Вове понравилось больше всего кафе, где в основе концепции были арбузные дольки. Его умилили полосатые зелёные кресла, столики в виде разрезанного арбуза (красные с чёрными семечками) и яркая окраска стен, декорированных теми же фанерными арбузными дольками.
Среди этого буйства фантазии был один проект, который и в настоящих условиях можно было осуществить. Мебель вся деревянная, а яркость кафе придавали цветные зонтики: целые и как бы врезанные в стену половинки. Такой же «зонтичной» формы были абажуры для светильников и бра. Владимир Петрович согласился, что по материалам подобный интерьер обойдётся недорого, а необычность и настроение помещению задают зонтики и мягкие игрушки, расставленные в пристенной витрине.
Рисовать дизайн детских кафе одно удовольствие. Здесь главное соблюдать некоторые правила — мебель со сглаженными углами и все остальное должно отвечать правилам безопасности. Привычного мне гипсокартона ещё нет, зато много фанеры и она вполне годится для устройства потолка.
— Сашка, да куда такое применить? — озадачился дядя Вова, разглядывая проект с цветным многоуровневым потолком. — Это же всё дорого.
— Я художник. Моё дело предложить и показать, что это вообще возможно.
— Красиво, — вернулся полковник к тем «арбузам». — Что-то ещё будет?
— Несколько молодёжных кафе, возможно ресторанов, — обозначил я перспективы.
— Собираешь новую выставку устроить?
— Хотелось бы. Не подскажете, где можно с этими работами выставиться?
— Подумаем.
Временных рамок мне никто не ставил, но позже нужно будет определиться и подать заявку для резервирования места на выставке. И здесь придётся общаться с Серовым. Впрочем, дядя Вова обещал, что выставочный зал в Доме учителя организует в любое время без согласования с академиком. Вопрос с портретами кого-то из комитетчиков полковник больше не поднимал, а я не спрашивал. С деньгами у меня проблем нет. Вернее, есть одна — я не могу ими самостоятельно распоряжаться и снимать с книжки.
— Рисуй дальше, рисуй, — приободрил дядя Вова напоследок.
В школе всё было без изменений. У нас в классе кое-кого уже приняли в комсомол. Я по возрасту не проходил, но Устав ВЛКСМ потихоньку начал заучивать, чтобы потом время не тратить.
Снова исчез Илья. В этот раз он предупредил меня, что будет отсутствовать всю весну и лето. Но я и без него прекрасно обходился. Летом в Москве можно найти достаточно развлечений, особенно когда тебя не контролируют родители и имеются деньги. Мишка немного смущался, когда я его угощал мороженым или платил за двоих билеты в кино. Пояснил ему, что я уже работаю и трачу свои средства (ну как бы). На «Кавказкую пленицу» аж три раза сходили.
В дождливые дни мы с ним разбирали примеры по алгебре. Я уже конкретно тупил и не успевал за другом. Он закончил программу школьного курса и донимал меня всякими «интересными» задачами. За это я его английским мучил, и все были при деле, а тётя Роза просто счастлива. Иногда она ненавязчиво спрашивала, как там папа в Израиле, что слышно и что говорят. Отвечал уклончиво, отец, естественно, на эту тему ничего не писал. Сам я помнил, что в начале семидесятых начнут выпускать евреев в Израиль.
Жаль, Светка появилась дома только в конце августа. Почирикала, как она хорошо провела время в пионерском лагере, после у родни в Ленинграде и затем снова на море, но уже с родителями. Мы с Мишкой невольно позавидовали, но вида не подали.
На первое сентября провожать меня в восьмой класс неожиданно пришёл Илья. И сразу по-деловому стал расспрашивать, когда будут готовы материалы для выставки с проектами кафе. Помещение готово, а экспонатов нет. В ответ я хмыкнул и пообещал за неделю довести всё до ума, если он распечатает названия и пояснения.
— Иди учись, — хлопнул он меня по спине. — Встретимся в мастерской.
Первый пробный показ проектов кафе решено было организовать в той самой бывшей Строгановке МВХПУ. Верное решение. Кому как не этим студентам демонстрировать полёт моей дизайнерской мысли? Илья так вообще прибалдел.
— Сашка, я бы сам вот таком кафе посидел.
— Девушку бы закадрил… — промурчал я.
— Это у тебя возраст о девушках только и думать, — прервал он меня.
— А ты уже всё, старенький?! — притворно ужаснулся я. — Не функционирует? — Посмотрел на ширинку его брюк.
— Щас ка-а-ак стукну! — возмутился Илья. — Функционирует! Я имею в виду, что меня дамы постарше интересуют, чем твои вертихвостки. Видел я, как со школы три штуки за тобой увязались.
— Не за мной, а за Светкой. Они к ней в гости шли, а мы рядом живём.
— И глазки они не тебе строили?
— Мне дамы постарше нравятся, — суровым голосом передразнил я Илью.
Расхохотались оба и снова вернулись к планшетам. Их нужно упаковать для перевозки так, чтобы во время транспортировки не испачкали и не порвали. Всё воскресенье потратили на то, чтобы доставить и развесить в зале, который выделили для моих проектов.
Илья с утра должен был сходить посмотреть на реакцию студентов, а у меня школа. В принципе, я знал, как могли отреагировать на те проекты обычные советские студенты. Достижения европейских или американских дизайнеров для них недоступны. Имеющиеся наработки морально устарели. Надеюсь, что проекты вдохновят ребят и что-то в этой отрасли начнёт меняться.
Молодёжные кафе я ещё и по стилистике чётко разложил. Одно с ярко выраженной японской тематикой, с характерным оформлением потолка, стен и сочетанием бежевого и цвета венге. В другом кафе у меня был хайтек — конструктив на потолке, неон, хром. То, что понравилось Илье, имело много диванчиков с высокими спинками и расположение по типу купе, когда одна зона отгорожена от другой.
Среди этих «приличных» имелся один немного хулиганистый дизайн. В нём за основу были взяты ящики из-под пива и овощей. Точнее, стилизация под ящики, из которых были собраны подстолья, витрина за стойкой, настенные полочки с подсветкой и так далее. В общем, предоставил много разнообразия студентам в плане идей. Дальше пусть сами думают и творят.
Илье я велел мои телефоны не давать. Ходить на встречи в училище и выслушивать хвалебные речи времени не было. В восьмом классе пришлось уже учиться без халтуры. Много времени отнимали всякие сочинения, доклады, классные собрания и стенгазеты. Мне требовалось держать планку отличника. А у меня же плюс ко всему самбо. Городские и областные соревнования. Нам пошили подобие той формы, что я помнил, — трусы-шорты и к ним самбовки. Я надеялся вскоре получить второй юношеский разряд и много тренировался.
К тому же скоро подоспеет время принятия в комсомол. Мы с Мишкой и Светой вместе учили устав. Кстати, Скворцова поскольку была немного старше нас по возрасту, уже в комсорги выбилась. Ничего, я с ней за это место поборюсь на следующий год. Мне в характеристике не помешает такой пункт комсомольской карьеры.
Куда Илья потом перевёз мои планшеты, я так и не понял. Не то на завод, не то в какое-то конструкторское бюро. По пути один планшет с молодёжным кафе, где в отделке присутствовало оформление стены гипсовыми отливками в виде геометрических фигур, чудесным образом исчез — украл кто-то. В общем, я сказал, чтобы это была последняя такая выставка, в следующие разы только в солидных залах размещать.
В этот год я рисовал мало. Романовой пару портретов подарил, себя запечатлел, маман, конечно, и собственно, всё.
Закончился восьмой класс. Мы успешно сдали экзамены. Не только я, но и Светка с Михаилом уверенно шли на золотую медаль. Скворцова по этому поводу бесилась знатно. Ей не давался английский язык, да и по математике она имела тройку. Тётя Роза, в отличие от моей маман, гордилась нами неимоверно. Всё причитала, как жалко, «шо Изя не дожил до того радостного дня, когда сын стал круглым отличником».
Лето я собирался провести дома. Набрал учебников и начал серьёзно готовиться, чтобы не просто учиться на отлично, но и много времени на подготовку не тратить. Учебник истории проштудировал весь, перечитал всю программную литературу. С Мишкой математикой занимались, но там вообще всё серьёзно и не по школьным учебникам.
Как-то незаметно пролетел девятый год обучения в школе. В классе количество учеников сократилось. Примерно на четверть, ребята ушли кто в училище, кто в техникум. Учиться стало интереснее, к тому же наши девочки округлились в нужных местах и просто радовали глаз.
С 1966 года министерство образования ввело летнюю трудовую практику для старшеклассников. И мы были одними из первых, кого это нововведение коснулось. Колхозы такой «радости» не ждали и не были готовы встречать с распростёртыми объятиями. Поселили нас по два-три человека у местных жителей. Но кормили централизованно в колхозной столовой. После вывозили на поля, обычно на прополку.
Представьте, что это всё выпало для мажористых девочек и мальчиков, москвичей, большинство из которых огорода вблизи никогда не видело. А тут грязь, дожди. Если солнечно, то по утрам роса. Часть класса засопливила, другая натёрла мозоли. Для полного счастья колхозные подростки по вечерам приходили «пощупать» девок. Угу. В классе же поголовно все мальчишки на самбо ходили. Наваляли местным так, что пришёл председатель разбираться с нашей классной. Я ему выкатил полный перечень претензий и уговорил, чтобы каждый вечер в столовой крутили кино. Ирина Павловна ничего и сказать не успела, но согласилась со мной по всем пунктам.
После мы уже сами немного разнообразили досуг. Да! У меня фотоаппарат чуть не упёрли. Случайно вернулся за панамой и застал шпану. Они уже вытащили фотоаппарат, но я сумел догнать, отобрать, накостылять и после участковому заявление написать. Наших всех заставил проверить деньги и личные вещи. Так-то ничего ценного мы с собой не брали, но кто его знает, что могло привлечь внимание местных?
Фотографий с этой поездки получилось много. Первосентябрьскую стенгазету я вывесил в школьном фойе. Смеху и шуток было столько! Спустя пару месяцев много позабылось, остались только воспоминания о курьёзах.
Светка определилась, куда хочет поступать после школы — в театральный пойдёт. В принципе, с её в внешностью и умом нормальное решение. Мы с Мишкой весь год натаскивали её по всем предметам. Я выдвинул предложение получить втроём золотые медали (в это время не было ещё ограничений по количеству медалей на школу), и они согласились. Заодно подготовили подругу к поступлению в институт. Я ей привёл пример того, что на первом собеседовании могут попросить прочитать басню.
— И что, будешь как все про ворону и лису рассказывать? Нет уж, пошли в библиотеку.
Подобрали ей из Толстого «Двух товарищей». Потом посмотрели Светкино выступление и согласились, что всё отлично.
Из Израиля внезапно вернулся отец. Впервые я наблюдал, как он пьёт на кухне водку в одиночестве, закусывая куском черного хлеба. Нелегко это от лица страны объявлять о разрыве международных отношений. Это вам не две соседки по лестничной клетке поссорились, а высокая политика. Отец как-то разом сдал, постарел, но жалоб на здоровье или на что-то ещё от него я ни разу не слышал. Меня хвалил, говорил, что гордится.
И наконец, последний выпускной бал.
Платья у всех девчонок белые. Светка самая настоящая королева бала. Мне было немного жаль её косы. Обстригла она их, и теперь подражала не то Одри Хепбёрн, не то Джине Лоллобриджиде. Надо сказать, что-то во внешности у неё было эдакое, артистичное. Про узкую талию и неожиданно откуда-то появившийся шикарный бюст я вообще молчу. Мы с Мишкой на пару попускали слюни на этот бюст и потанцевали со Светкой по очереди.
— Мальчики, мы, конечно, друзья и друзьями останемся, — заявила она, намекая, что, кроме этих отношений, нам ловить нечего.
— Закончилось детство, — приобнял я Мишку за плечи. — Увидимся в МГУ.
— Ты разве не по художественной части пойдёшь? — удивился он.
— Начну с экономического, а там посмотрим.
Мой выбор учебного заведения удивил всех без исключения. Самому не слишком весело, а нужно. Возможно, когда-нибудь в двухтысячных я подвину господина Путина и мне понадобятся знания экономики.
КОНЕЦ 1-й части
Перейти к странице: