Путь опережающего кулака
Часть 5 из 41 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
8. Правильная концентрация (медитация): Учитесь размышлять с глубоким сосредоточением.
ИСКУССТВО ДУШИ
• Задача искусства — создать внутреннее видение мира, сформулировать эстетическое воплощение глубочайшим психических переживаний и стремлений человека. Она должно делать понятными эти переживания и распознавать их в общей структуре идеального мира.
• Искусство проявляется в понимании внутренней сущности вещей и создает форму общения человека с «ничем», с природой абсолюта.
• Искусство есть выражение жизни, оно переступает пределы и времени, и пространства.
• Мы должны пропустить наши души сквозь искусство, чтобы придать новую, более совершенную форму и новый смысл и содержание окружающему миру.
• Самовыражение мастера есть его душа, проявленная в любом поступке, его школа, а также его «хладнокровие».
За каждым движением музыка его души становится видимой. В противном случае его движение — пустое, а пустое движение подобно пустому слову — ничего не значит.
• Искусство никогда не бывает декорацией, украшением; наоборот, это работа на пути познания. Искусство, другими словами, — это способ достижения свободы.
• Искусство требует совершенного мастерства в приемах, развитого мыслью в душе.
• «Искусство без искусства» есть художественный процесс внутри художника; его смысл — это искусство души. Все движения различных инструментов — это шаги к абсолютному эстетическому порогу души.
• Творчество в искусстве есть психическое раскрытие личности, которое уходит корнями в ничто. Его эффект — это расширение и углубление рамок души.
• Искусство без искусства есть искусство души, спокойной, подобно лунному свету, отражающемуся на поверхности глубокого озера. Конечная цель мастера — это использование его повседневной деятельности, чтобы стать мастером прошлой жизни и таким образом овладеть искусством настоящей. Мастер в любом искусстве должен сначала быть мастером живого, так как душа творит все.
• Действительно, трудно видеть ситуацию просто — наш ум весьма сложен. Легко научить человека быть искусным, но трудно научить его иметь собственную позицию.
Все неясности должны отпасть прежде, чем ученик сможет назвать себя мастером.
• Искусство есть путь к абсолюту и к сущности человеческой жизни. Задача искусства — не односторонняя поддержка духа, души или чувств, а полное и всеобъемлющее раскрытие всех человеческих способностей — мыслей, чувств, воли — всего жизненного ритма мира природы. Итак, пусть неслышный голос будет услышан, и душа сама сольется с ним в гармоничном созвучии.
• Высокая квалификация мастера, следовательно, еще не означает творческого совершенства. Она остается, скорее, продолжающейся умеренностью или отражением некоторой ступени в психическом развитии. Творческое совершенство не следует искать в форме или высших ее проявлениях. Оно должно исходить из человеческой души.
• Творческая деятельность не лежит в самом искусстве как таковом. Она проникает в глубинный мир, в котором все формы искусства текут вместе и в котором гармония души и космоса в «ничто» имеет свой выход в реальность.
• Поэтому именно творческий процесс есть реальность, а реальность есть истина.
Путь к истине
1. ПОИСКИ ИСТИНЫ.
2. УЗНАВАНИЕ ИСТИНЫ (и форм ее существования).
3. ВОСПРИЯТИЕ ИСТИНЫ (Этот процесс подобен восприятию движения).
4. ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ (опытный философ практикует это для понимания ДАО).
5. ПОЗНАНИЕ ИСТИНЫ.
6. ОВЛАДЕНИЕ ИСТИНОЙ.
7. ЗАБЫВАНИЕ ИСТИНЫ.
8. ЗАБЫВАНИЕ НОСИТЕЛЯ ИСТИНЫ.
9. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПЕРВОИСТОЧНИКУ, ГДЕ ЛЕЖАТ КОРНИ ИСТИНЫ.
10. ПОКОЙ В «НИЧТО».
ДЖИТ КЮН ДО
• Ради безопасности неограниченное живое превращается в вечное мертвое, а выбранный шаблон становится бессмысленным. Чтобы понять Джит Кюн До, следует отбросить все идеалы, шаблоны, стили; фактически, надо отбросить даже концепцию о том, что есть идея в Джит Кюн До. Можете ли вы взглянуть на ситуацию, не называя ее? Присвоение ей имени рождает страх.
• Действительно, трудно видеть ситуацию просто — наш ум весьма сложен. Легко научить человека быть искусным, но трудно научить его иметь собственную позицию.
• Джит Кюн До предпочитает бесформенность, чтобы можно было принять любые формы, и так как Джит Кюн До не имеет стиля, то оно подходит к любому стилю. В результате Джит Кюн До использует все пути и не привязывается ни к одному. Оно использует любые приемы или средства, которые служат его конечной цели.
• Начинайте изучение Джит Кюн До с воспитания, развития и укрепления собственной воли. Забудьте о победах и поражениях, забудьте о гордости и боли. Пусть противник разрывает вашу кожу — и вы разорвете его плоть; пусть он разрушит вашу плоть — вы сломаете его кости; позвольте ему ломать ваши кости — и вы возьмете его жизнь! Не думайте о вашей собственной безопасности — положите вашу жизнь перед ним!
• Большой ошибкой является ожидание результатов начатого. Вы не должны думать о победе или поражении.
Пусть все идет как идет, а ваши руки и ноги наносят удары в подходящие моменты.
• Джит Кюн До учит нас не оглядываться назад, если курс намечен. Оно относится к жизни и смерти безразлично.
• Джит Кюн До избегает поверхностного, проникает в сложности, входит в сердце проблемы, точно указывает ключевые факторы.
• Джит Кюн До не ходит вокруг да около. Оно не избирает окольных путей, а следует прямо к цели. Простота — самое короткое расстояние между двумя точками.
• Искусство Джит Кюн До — это искусство упрощать.
Сама реальность заключена в его существовании. Его смысл — свобода в первозданном виде, свобода, не ограниченная умом, расчленяющим мир на части, верованиями, нагромождением сложностей, необходимостью приспосабливаться.
• Джит Кюн До есть познание истины. Это образ жизни, движение к контролю над телом и духом. Но познание это должно происходить изнутри, посредством интуиции.
• Тренируясь, ученик должен быть подвижным и динамичным во всех смыслах. Он должен чувствовать себя так, как будто ничего особенного не происходит. Когда он продвигается вперед, его шаги должны быть легки и спокойны, глаза не фиксированы на одной точке и не смотрят яростно на врага. Поведение не должно отличаться от обычного, никаких изменений не должно быть в выражении его лица, ничто не должно выдавать факта, что он вступил в смертельный бой.
Ваше естественное оружие имеет двойную цель:
1. Уничтожить противника, который стоит перед вами, тоесть устранить все, что стоит на пути мира, справедливости и гуманности.
2. Уничтожить ваши собственные опасения, идущие от инстинкта самосохранения. Отбросить все, что тревожит ваш ум. Не вредить никому, но преодолевать ваши собственные жадность, гнев и глупость. Джит Кюн До направлено на самого себя.
• Удары руками и ногами являются оружием, чтобы убить свое собственное «Я». Это оружие представляет силу интуитивной и инстинктивной направленности, которая, в отличие от интеллекта или запутанного «Я», сама по себе не расчленяет реальность, блокируя свою собственную свободу. Оружие идет по заданному курсу, не оглядываясь назад или по сторонам.
• Так как чистосердечие и легкость мысли наследуются человеком, его оружие имеет налет этих качеств и играет свою роль с крайней степенью свободы. Оружие выступает как символ внутреннего духа, сохраняющего ум и тело в полной активности.
• Искусство Джит Кюн До — это искусство упрощать.
• Отсутствие стереотипной техники на самом деле означает целостность и свободу. Все линии и движения тела есть прямое их следствие.
• Отсутствие привязанностей как основа — это врожденная природа человека. Обычно мысль движется без остановок; прошлые, настоящие, и будущие мысли образуют непрерывный поток.
• Отсутствие мысли как доктрина означает невовлечение в безостановочный мыслительны процесс, отсутствие поглощающей фиксации на внешних предметах, но при этом удержание в поле внимания мысли о преданности мысли.
• Истинная гармония есть субстанция мысли, а мысль есть истинная гармония. Невозможно думать о гармонии, определять ее мысленно, не разрушая ее.
• Соберите ум в острый фокус и заставьте его напрячься так, чтобы он мог сразу открыть истину, которая существует везде. Ум должен быть освобожден от старых привычек, предрассудков, ограничивающих мыслительных процессов и даже от обычного мышления.
• Очиститесь от накопленной вами грязи и освободите реальность в ее обнаженной сущности, и она предстанет перед вами такой, какая она есть. Вы увидите пустоту, в полном соответствии с буддийской концепцией.
• Опустошите вашу чашу, чтобы ее можно было наполнить, станьте пустым, чтобы победить.
ОРГАНИЗОВАННАЯ БЕЗНАДЕЖНОСТЬ
• В длительной истории боевых искусств инстинкт подражания и следования системе является, по-видимому, наследственным у большинства занимающихся, как инструкторов, так и учеников. Это частично объясняется человеческой природой, а частично — крепкими традициями, стоящими за многочисленными шаблонами различных стилей. Поэтому найти свежего, оригинального учителя — мастера — большая редкость, а нужда в наставнике бьет набатом.
• Каждый человек неосознанно причисляет себя к какому-то стилю единственно для того, чтобы претендовать на обладание истиной и иметь опору для отрицания других стилей. Все это становится методическими установками с их объяснениями «Пути», рассекая гармонию жесткости и мягкости, устанавливая определенные ритмические формы как отличительные особенности их приемов.
• Вместо рассмотрения боя как такового большинство систем боевых искусств накапливают впечатляющие суррогаты, которые сбивают с толку их последователей и уводят их в сторону от истинной реальности боя, которая проста и пряма. Вместо того, чтобы идти непосредственно к сути вещей, регулярно и методично практикуются обтекаемые формы (организованная безнадежность) и имитирующие приемы, заменяя реальный бой условным. Таким образом, вместо того, чтобы «быть» в бою, эти практикующие «делают что-то, напоминающее бой».
• Еще хуже то, что сверхумственная и духовная силы губительно вырождаются, пока эти практикующие погружаются все глубже и глубже в тайны и абстракции. Все эти вещи являются тщетными попытками поймать и зафиксировать непрерывно меняющиеся движения в бою, рассечь их и изучать, как труп.
• Когда вы отойдете от этого, реальный бой перестанет быть застывшим и оживет. Суррогаты (форма паралича) цементируют и ставят в рамки то, что текло и изменялось, и когда вы посмотрите на это реалистично, то это не что иное, как слепая преданность систематической бесполезности практикования рутинных приемов или акробатических трюков, которые ни к чему не ведут.
• Когда приходит реальное чувство, такое как гнев или страх, может ли приверженец стиля выразить себя классическим методом, или он просто вопит и стонет? Является ли он живым человеческим существом или роботом, действующим по шаблону? Формирует ли усвоенный им прием барьер между ним и противником и предохраняет ли от «своих» отношений?
• Стилисты, вместо того, чтобы смотреть прямо в лицо факту, вдаются в теории и продолжают запутываться все дальше и дальше в ловушке, из которой нет выхода.
• Они не видят и не могут увидеть фактов жизни как таковых, потому что их учение искажено, перекручено и выхолощено. Им следует понять: любая дисциплина должна приспосабливаться к природе вещей и их сущности.