Путь опережающего кулака
Часть 21 из 41 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
УДАРЫ РУКАМИ
УДАР ВЕДУЩЕЙ РУКОЙ
Прямой удар ведущей рукой — это стержень всей техники рук в Джит Кюн До.
Он используется как оружие и нападения, и защиты, чтобы остановить и прервать комплексную атаку противника на любом этапе. Когда вы выставляете правую ногу вперед, ваша правая рука и нога становятся главным оружием нападения из-за выдвинутого вперед положения. В правосторонней стойке ваша правая рука намного ближе к противнику, чем левая. Для левосторонней стойки справедливо обратное утверждение. Во время боя выставляйте вперед вашу сильнейшую сторону.
• Прямой удар ведущей рукой — быстрейший из всех ударов руками. Он вводится в действие минимальным движением, устойчивость при этом не нарушается, так как он направлен прямо к мишени, у него больше шансов достичь цели (у противника меньше времени на блок). Кроме того, прямой удар более точен, чем другие удары.
• Ни один удар рукой, даже самый эффективный прямой удар, не может быть единственным оружием в арсенале.
Хотя есть стили, использующие только прямые удары.
Мощный прямой удар используют как завершающий, и поэтому он, конечно, должен быть усилен и поддержан другими, угловыми ударами руками и ногами, что сделает ваше оружие более гибким и не привязанным к какой-то одной линии. В конце концов, хороший боец должен уметь ударить под любым углом из любого положения, как рукой, так и ногой.
• Способ нанесения прямого удара отличается от техники традиционного кунг-фу. Прежде всего, кулак при прямом ударе расположен не на бедре, удар начинается не оттуда.
Этот способ нанесения нереален и ставит под удар слишком большую площадь тела. Конечно, это положение также увеличивает дистанцию до противника, которую необходимо преодолеть.
• В Джит Кюн До вы никогда не бьете противника только кулаком, вы бьете его всем телом. Другими словами, вы не должны бить только мощью руки, она должна служить средством передачи гораздо большой силы за счет правильного включения ног, поясницы, плеч и движения запястья на большой скорости.
• Вместо того, чтобы идти от плеча, прямой удар берет начало из центра тела в форме вертикального кулака, большой палец сверху, и идет прямо вперед в плоскости вашего носа. Нос здесь является началом направляющей линии. Запястье слегка разворачивается вниз перед нанесением и немедленно выпрямляется на ударе, чтобы добавить усилие ввинчивания в противника.
• Очень важно не иметь классической стойки или обязательных подготовительных движений, какого-то стандартного положения для нанесения прямого удара.
• Прямой удар ведущей рукой наносится из стойки, в которой вас застала ситуация, без каких-либо дополнительных движений, таких как отведение руки к бедру или к плечу, оттягивание плеча назад и так далее. Практикуйте прямой удар из любой стойки и после удара возвращайтесь в стойку, из которой били (а не ставьте руку на бедро!). Позднее вы научитесь бить из любого положения, где бы ни находилась ваша рука. Помните, что удары в таком стиле дают вам дополнительную скорость (нет лишних движений) и вводят противника в заблуждение (нет отводящих движений, предшествующих удару).
• Большинство прикрытий делается оттянутой назад рукой, называемой поэтому «сторожевой рукой». Делая удар ведущей рукой, не совершайте общей ошибки классического стиля, начиная удар от бедра. Тыльная рука здесь должна прикрывать ведущую, чтобы сделать атаку более защищенной. Например, во время нанесения ударов в туловище ведущей рукой, сторожевую руку нужно держать высоко, чтобы вовремя суметь блокировать вероятную контратаку противника в верхнюю часть тела. Короче, когда одна рука бьет, другая должна либо связывать руки противника, либо отводиться (но не на бедро) для предупреждения контратаки и обеспечения безопасности стратегической позиции для следующей связки.
• Расслабление очень важно для более быстрого и мощного выполнения ударов. Пусть ваше ударное движение будет расслабленным и легким; не напрягайтесь и не сжимайте кулак до момента контакта.
Все прямые удары должны заканчиваться фиксацией кулака в нескольких дюймах за мишенью. В таком случае вы будете бить как-бы сквозь соперника, вместо того, чтобы бить в него.
• После удара ведущей рукой не опускайте ее, а отводите в исходное положение. Вы можете видеть, как это делает мастер, — быстро, с точным расчетом времени и расстояния. Старайтесь и вы культивировать в себе привычку возвращать руку по тому же пути и держать ее высоко на случай контрудара.
• Нанося удар ведущей рукой, следует одновременно менять положение головы, создавая дополнительную защиту от контратаки противника. В течение первых нескольких дюймов продвижения удара вперед голова остается на той же линии, далее ее надо отводить слегка в сторону. Чтобы свести к минимуму контратаку противника, вы должны финтить перед проведением удара. Однако, не переусердствуйте в финтах или в движениях головой. Помните простую истину: что достаточно, то достаточно.
• Иногда стоит использовать двойные удары, так как они довольно неожиданны. Второй удар нарушает привычный ритм противника, открывая таким образом путь для следующей серии ударов.
• При продвижении вперед во время атаки ведущая нога не должна ставиться на землю до касания кулаком цели, а вес тела — фиксироваться на полу до удара. Вы должны взять энергию от земли, полностью выпрямляя и напрягая опорную ногу.
• Ваша ведущая рука должна быть подобна молнии и никогда не должна быть жесткой или неподвижной. Пусть она слегка перемещается. Двигаясь угрожающим образом, она не только удержит противника на расстоянии, но и сможет ударить быстрее, чем из статичного положения.
Как при нападении кобры, ваш удар должны ощутить прежде, чем увидеть. Это особенно справедливо для тычков пальцами.
ПРЯМОЙ УДАР С УКЛОНОМ
Необходимые качества прямого удара:
1) Совершенная устойчивость.
2) Точность выбора цели.
3) Точный рассчет времени и отличная координация.
4) Максимальная мощность.
• При нанесении прямого удара позицию головы нужно непрерывно менять, иногда опуская ее вниз, иногда отводя в сторону. Иногда тыльную руку помещают перед лицом, нанося удар ведущей(что может повлечь за собой потерю дистанции и скорости).
Заставьте противника все время разгадывать — разнообразие и еще раз разнообразие!
ВНИМАНИЕ!
Внезапное изменение уровня:
В начальный момент удара держите голову прямо, затем внезапное изменение — наклон головы.
Используйте это как защиту от:
1) свингов фукой или ногой).
2) хуков (рукой или ногой).
3) реверсивных ударов пяткой.
4) вращательных ударов ногами.
Используйте изменение уровня для захватов и блоков.
• Прямой удар, независимо от того, атака это или защита, нарастает быстрее, чем любой другой.
• Многие мастера счититают его своим основным ударом.
• Некоторые бойцы постоянно меняют положение, выбирая позицию. Затем забывают о дистанции, опускают руку.
Из этой привычки можно извлечь определенное преимущество. Когда противник меняет направление движения на противоположное, возникает возможность атаковать его прямым ударом.
• Если недостаточно решительный противник после удара отводит руки в позицию ожидания, ваша немедленная прямая атака может принести успех.
• Если противник вдобавок к вышеупомянутой ошибке сделал еще и шаг вперед, то успех вашего прямого удара еще более вероятен.
• Прямые удары руками и ногами фактически являются основой рукопашного боя.
Они имеют долгую историю и являются продуктом тщательного обдумывания. Требуя скорости и ловкости в исполнении, прямые удары проходят меньшее расстояние, чем круговые удары, и поэтому достигают цели первыми. Прямые удары более точны, чем хуки и свинги, позволяют полностью использовать длину конечности, чтобы дотянуться до цели.
• Искусство проведения прямых ударов базируется на строении тела и возможности применения рычага.
Это попытка задействовать вес тела в каждом ударе, используя руки просто как передаточное звено. Действия только руками недостаточны, чтобы придать удару реальную мощь. Реальная мощь, скорость и точность могут быть получены только перемещением веса тела таким образом, чтобы бедро и плечо вели руку к центральной линии тела.
• Есть только два метода, которые обеспечивают полное смещение веса (сравните с ударом ногой):
1) Быстрый разворот в пояснице, позволяющий бедру и плечу вести руку.
2) Полный разворот всего тела, переносящий вес с одной ноги на другую.
Поворот в пояснице быстрее полного разворота и легче для изучения. Он используется как основа при изучении искусства проведения ударов.
• Удар — это не толчок. Настоящий удар можно уподобить щелчку кнута — вся энергия медленно-медленно концентрируется и затем внезапно освобождается мощным водопадом. Толчок как раз наоборот, концентрирует силу в начале удара и постепенно теряет мощность с удалением руки от тела. В реальном ударе ноги всегда находятся прямо под телом. При толчке тело часто теряет равновесие, так как сила удара возникает не от поворота тела, а только от толчка опорной ноги.
• Мощь в ударе появляется от быстрого вращения тела в пояснице, но не из раскачивающегося движения, а из разворота вокруг прямой ведущей ноги.
Когда плечи не напряжены и поворачиваются вокруг центральной линии тела, опережая движение рук, удар приобретает мощь и становится произведением искусства.
• Как только прямая линия ведущей стороны тела нарушена, мощность теряется, так как ведущая сторона тела является опорой и осью вращения. Это тот стержень, из которого сила и мощь генерируются до высочайшего уровня. Мощность бывает настолько велика и передается таким образом, что атакующий может послать противника в нокаут, не сделав ни шагу вперед и не показав какого-либо видимого усилия.
• Обратите особое внимание на развитие расслабленности.
Если вы напряжены, вы теряете гибкость и чувство времени, которые так важны для успеха ударов. Держитесь расслаблено и помните, что выбор момента — это ваш главный фактор, чтобы сделать удар эффективным.
• Прямые удары не выполняются небрежным движением.
Они наносятся правильно направленным предплечьем, с сокращением мышц плеча. Только в момент, когда удар достиг цели, кулак сжимается. Отдача при ударе помогает вернуть руку на прежнее место.