Путь опережающего кулака
Часть 12 из 41 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
• Опытный атлет рассматривает форму как запасенную энергию, а великий атлет сохраняет энергию потому, что его высокое искусство делает каждое движение более эффективным и экономным — он редко делает ненужные движения, и его подготовленное тело использует гораздо меньшее количество энергии.
• Тренируйтесь всегда в хорошей форме. Учитесь передвигаться легко и плавно. Начинайте разминку боем с тенью, чтобы раскрепостить мышцы. Сначала сконцентрируйтесь на правильном выполнении упражнений, а затем подключайте силу и скорость.
• Овладение в совершенстве принципиальными основами техники и постоянно расширяющееся творческое их применение — вот секрет того, как стать великим бойцом.
• В большинстве случаев одна и та же техника для каждого маневра должна отрабатываться и для противоположной стороны тела, уравновешивая тем самым развитие. Но основное внимание в развитии формы должно уделяться тому, чтобы при изучении ни один из фундаментальных, механических принципов не нарушался.
Экономия движения
Существует какой-то наилучший путь выполнения любой задачи. Наиболее важные принципы для улучшения выполняемой работы следующие:
1. Нужно использовать инерцию для преодоления сопротивления.
2. Инерция должна быть сведена к минимуму, если ее приходится преодолевать мышечным усилием.
3. Непрерывные круговые движения требуют меньше усилий, чем прямолинейные движения, включающие внезапные и резкие изменения направления.
4. Когда инициирующие мышцы не встречают никакого сопротивления, получая свободный и плавный ход, движения получаются более быстрыми, легкими и точными, чем в том случае, когда они контролируются мышцами-антагонистами.
5. Работа, отлаженная так, что позволяет держать легкий и естественный ритм, ведет к плавному и автоматическому исполнению приемов.
6. Колебания и мелкие частые остановки движения должны быть исключены из спарринга.
• Хорошо, конечно, менять стиль, приспосабливаясь к различным обстоятельствам, но помните о том, чтобы не менять свою основную форму. Под изменением стиля имеется в виду изменение плана атаки.
• Хорошую форму можно определить как индивидуальную технику, которая позволяет бойцу достигать максимума эффективности в своих действиях.
• Устойчивость также очень важна для хорошей формы. Наносите ли вы удар ногой, или удар рукой — они не будут мощными, пока устойчивость и хорошая координация не дадут вам возможности для лучшего приложения силы.
• Прежде всего запомните: если вы напряжены, вы теряете технику, подвижность и координацию, которые так важны для успеха в бою. Поэтому сознательно практикуйте экономичные движения нейромышечной системы ежедневно и будьте всегда расслабленными.
ВИЗУАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ
• Овладение высокой скоростью зрительного распознавания — вот с чего нужно начинать. Ваши тренировки должны включать ежедневную, но короткую и концентрированную практику быстрого видения (упражнения на «схватывание окружающей панорамы» глазами).
• Высокая скорость восприятия является продуктом тренировки, а не наследственности.
• Ученик, у которого несколько замедлена реакция или скорость выполнения техники, может компенсировать этот недостаток за счет скорости восприятия.
• Скорость восприятия зависит от распределения внимания наблюдателя — чем меньше диапазон выбора, тем быстрее действие. Когда круг распознаваемого включает выбор одного из нескольких движений, тем более если каждое из них требует различного ответа, время распознавания удлиняется. Реакция выбора длится дольше, чем прямая реакция. Это основное положение для тренировки конечностей с точки зрения нейрофизиологического приспособления к инстинктивной экономии движений. Инстинктивное движение, будучи простейшим, является самым быстрым и наиболее точным.
• Прогресс от волевого к рефлекторному контролю происходит тогда, когда осознание атлетом своих действий расширяется от мелких деталей (отдельных движений) до более сложных, и, наконец, к целому действию без каких-либо мыслей о какой-то отдельной его части.
• Привычка распределять внимание на более широкую область зрительного поля помогает существенно быстрее увидеть открытые места противника.
• Для быстрейшего восприятия внимание должно быть сфокусировано на области, которую нужно освоить в данный момент. Например, бегун, быстрее настроившийся на старте на действия по команде «марш», имеет преимущество.
• Практика показывает, что акустические сигналы, когда источник находится близко к атлету, вызывают более быструю реакцию, чем визуальные. Используйте, если возможно, и слух, и зрение совместно. Помните, однако, что фокусировка внимания на общем движении позволяет реагировать быстрее, чем концентрация на том, чтобы услышать или увидеть намек на атаку.
• Учитесь отсекать ненужные для себя реакции выбора, в то же время навязывая противнику как можно большее разнообразие вынужденных ответов.
• Хороший боец постоянно стремится замедлить темп действий противника, ставя его в неопределенную ситуацию выбора.
• Стратегия рассредоточения внимания (финты и обманные движения) — это инструмент атлета, который отвлекает внимание противника и заставляет его колебаться в выборе действия. И, конечно, атлет получит дополнительное преимущество, если спровоцирует противника сделать движение в желаемом направлении.
• Противник, который наступает, нанося удары только с одной стороны, дает возможность защищаемуся действовать быстрее за счет сужения зоны внимания.
• Человек реагирует на быстрое движение к своим глазам инстинктивным миганием. Такое мигание должно быть под контролем в поединке, иначе противник, зная, что вы закрываете глаза при угрозе, может спровоцировать эту реакцию и использовать момент вашей слепоты для удара рукой или ногой.
• Центральное зрение подразумевает, что глаза и внимание фиксированы на одной точке. В периферическом зрении, хотя глаза и фиксированы на одной точке, внимание распределено на гораздо большую область. О центральном зрении можно говорить как о четком и ясном, в то время как периферическое зрение является рассеяным.
Упражнение:
Учитель вытягивает указательный палец и говорит ученику сконцентрироваться на кончике пальца. Затем он начинает двигать указательный палец другой руки в поле зрения ученика и медленно изображать буквы и цифры с его помощью. Ученик должен суметь расширить свое внимание настолько, чтобы распознавать знаки без изменения фокусировки глаз.
• В бою ученик должен научиться распределять свое внимание на всю сферу действия путем использования периферического зрения.
• Поле зрения увеличивается с расстоянием и уменьшается вблизи. Также обычно легче следить за работой ног противника, чем за руками, так как ноги двигаются медленно по сравнению с руками.
СКОРОСТЬ
Типы скорости:
1. Скорость восприятия. Быстрота глаз необходима чтобы увидеть скрытые места, обескуражить противника и сбить его с темпа.
2. Психическая скорость. Скорость ума необходима, чтобы своевременно оценить ситуацию и выбрать правильное движение для разрушения атаки противника и начала своей контратаки.
3. Начальная скорость. Необходима для экономичного начала из правильной позиции и с правильным умственным настроем.
4. Скорость исполнения. Необходима для большей быстроты движения при выполнении выбранного маневра. Включает скорость сокращения мышц.
5. Скорость перестройки. Необходима для способности своевременно изменять направление движения. Включает управление устойчивостью и инерцией. (Используйте малую динамичную стойку на согнутых ногах.)
Желаемые элементы для увеличения скорости:
1. Подвижность.
2. Пружинистость, упругость, эластичность.
3. Сопротивляемость усталости (а именно выносливость, тренированность).
4. Физическая и умственная настороженность.
5. Воображение и предвидение.
• Упражнения, которые увеличивают ловкость и гибкость как рук, так и ног, являются незаменимыми для бойца.
Многие бойцы не могут оценить, насколько скорость зависит от экономии движений (то есть от хорошей формы и хорошей координации). Таким образом, постоянные механические повторения весьма существенны. Полезна также эмоциональная стимуляция.
• Бой с тенью — хорошее упражнение для выработки подвижности, а также метод увеличения скорости. Сосредоточьте свой ум на работе! Представьте, что ваш злейший враг, если он у вас есть, находится здесь, перед вами, и вы собираетесь выдать ему все, на что способны. Используйте ваше воображение до самой высшей степени, старайтесь предвидеть движения воображаемого соперника, чтобы пресечь их, и вживайтесь в реальную модель боя, нарисованную вами в уме. Бой с тенью вырабатывает ловкость и скорость, дает вам идеи и помогает уму запомнить боевые движения, держа их готовыми к использованию в тот момент, когда они наиболее желаемы.
• Экономия форм и расслабление мышц добавляет скорость.
Одна из главнейших задач для спарринга, которую должен решить начинающий атлет — это преодолеть естественную тенденцию быть слишком жестким: спешить, напрягаться, давить и пытаться вихрем закончить бой.
Когда атлет заставляет себя сразу же выкладываться полностью, его умственные планы, вероятно, превышают физические возможности. Результат можно описать больше как неопределенное, чем целенаправленное усилие.
Общая скованность и излишнее мышечное напряжение действуют как тормоз, уменьшающий скорость и рассеивающий энергию.
Тело лучше действует тогда, когда атлет дает ему свободу, а не пытается направлять его. Когда атлет бежит так быстро, как только может, он не должен думать, что ему следует бежать еще быстрее.
Элементы, дающие возможность увеличить скорость:
# Предварительная разминка, чтобы уменьшить вялость, увеличить эластичность и подвижность и настроить тело на высокий физиологический темп (биение сердца, кровообращение, давление, дыхание).
# Предварительный мышечный тонус и частичное напряжение.
# Подходящая стойка.
# Правильная фокусировка внимания.
# Превращение стимулированного восприятия в быстрые восприятия-привычки, превращение движений по команде в быстрые реакции-автоматизмы.
• Запустив импульсом силы прямой или эллиптический удар с траекторией движения по длинному радиусу или по длинной дуге, можно увеличить скорость без приложения дополнительной силы путем сокращения радиуса дуги. Этот эффект виден при «оттягивании на себя» в конце дуги удара-молота, которое увеличивает скорость в момент удара. Щелчки полотенцем или кнутом являются типичными примерами принципа «укороченного рычага».
• Действие человеческого тела при ударных движениях, подобных кнуту или сжатой пружине — замечательное явление.
Движение тела может начаться с толчка пальцев ног, продолжаться распрямлением ног в коленях, туловища, дополняться вращением плеч, взмахом верхней части руки и достигать кульминации в сжатии предплечья, запястья и пальцев. Раскладка времени такова, что каждый элемент добавляет свою скорость к скорости предыдущих.
Часто принцип «укороченного рычага» используется, чтобы выделить из многих скоростей ту, которая выполняет раскрутку пружины или захлест кнута. Вращение каждого элемента вокруг его собственного центра на высокой скорости делается именно для того, чтобы каждый последующий элемент Получал еще большее ускорение, так как он, в этом случае, будет вращаться вокруг центра, перед этим уже ускоренного.
• В броске мяча все накопленные скорости частей тела присутствуют в локте, когда предплечье завершает бросок вращательным движением вокруг центра в локте. Большинство длинных или дуговых ударов иллюстрируют эти скоростные принципы. Человек не бьет ногой, но он действительно начинает импульс движения с ноги. Важным аспектом этого многостороннего акта ускорения является как можно более позднее введение каждой составляющей движения, чтобы извлечь наибольшую выгоду из ускорения последнего элемента при вращении его вокруг собственного центра. Руку держат настолько позади, что мышцы груди, тянущие ее вперед, напрягаются и выпрямляются.
Окончательная фиксация запястья откладывается до самого последнего момента перед контактом с противником.