Путь опережающего кулака
Часть 1 из 41 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
, «стиль без стиля», — как его называл сам Брюс. Правильнее было бы не определять время рождения Джит Кюн До. Вся жизнь Брюса Ли — Путь опережающего кулака.
Характер любого метода единоборств определяют идеи и принципы, лежащие в его основе. Дзен-буддизм, Дао, Кришнамурти — так определил Брюс корни своего подхода к боевым искусствам. Джит Кюн До — это Путь неортодоксального бойца, как Дзен — Путь неортодоксального монаха. Путь, ведущий к сердцу предмета, как говорил Брюс. Это было не нечто новое и революционное, скорее Брюс Ли вернулся к истокам боевых искусств, к их первичной простоте и чистоте. У входа в свой зал он установил надгробие, на котором было написано: «В память о живом человеке, которого изуродовали, напичкав классической рутиной». В этом — Дзен Брюса Ли.
В 1973 году Брюс с женой, сыном Брэндоном и дочерью Шэннон вернулся в Гонконг для съемок фильма «Игра смерти». Этот период был сопряжен с колоссальными перегрузками для Брюса. Он одержимо работал над своими фильмами. Его постоянно провоцировали и вызывали на поединки. Брюс старался избегать драк, но спуску не давал никому. Его ученик Дэн Иносанто в одном из интервью с горечью сказал, что Брюсу Ли было бы лучше в США, чем в Гонконге с его бешенной конкуренцией и оголтелыми журналистами. В Гонконге Брюс никого не тренировал, каждый день был полон борьбы за место под солнцем — ведь он отобрал хлеб у дельцов кинорынка боевых искусств.
Некоторые биографы указывают также на конфликты Брюса с гонконгской мафией.
В мае 1973 года Брюсу внезапно стало плохо и в обморочном состоянии его отвезли в больницу. Врачи предполагали некоторые изменения в мозге, хотя анализы были хорошими. Брюс признался жене, что чувствовал смерть, ее приближение, но заставил себя выжить. Спустя два месяца смерть вернулась и выиграла поединок. Это событие потрясло Гонконг. Скандальные статьи, истории о смертельном ударе некоего мастера, слухи о наркотиках, приведших к смерти Брюса Ли сотрясали воздух. Эксперты-медики поставили диагноз: отек мозга, вызванный повышенной чувствительностью на один из компонентов, входящих в состав таблетки от головной боли, которую принял Брюс. Гонконг оплакал своего кумира. Тело Брюса Ли было переправлено в Сиэтл, где и состоялись похороны. Линда Ли опубликовала дневники Брюса, Мито Уехара издал «Методы самообороны» с фотоуроками Брюса Ли, Дэн Иносанто открыл Академию боевых искусств, где тренируют представители различных стилей, объединенные идеями Джит Кюн До. Фильмы с участием Маленького Дракона до сих пор в лучших коллекциях видеоманов.
Возможно, смерть Брюса Ли была одним из звеньев нескончаемых изменений, происходящих с ним и его душой.
Не стоит пустословить по поводу ранней кончины, его Путь был воистину Путем Дракона, и это был только его Путь, его и больше ничей.
Наследие Брюса Ли заслуживает особого к себе отношения, оно довольно специфично даже для мастеров единоборств. Прежде всего, оно имеет ценность для бойца-практика, чей поиск непрерывен, кто уже осознал свои сильные и слабые стороны и готов к переменам и прозрениям, кто вкусил силу освобождения.
Возможно, вы будете очарованы чертами Джит Кюн До, но это очарование цветами на вышивке, из которых бесследно ушла игла, которая их вышивала. Будьте чутки и безжалостны к себе самим, верьте в свои возможности и тогда Джит Кюн До откроет вам свои секреты.
Владимир Касьянов
Родители Брюса Ли
Только отлили тело в форме человека, и уже ему радуются; но это тело еще испытает тьму изменений бесконечных; такое счастье разве можно измерить? Поэтому мудрый странствует там, где вещи не теряются, где все сохраняется. Он видит доброе и в ранней смерти, и в старости, и в начале, и в конце.
Если другие ему подражают, то тем более должны подражать тому, от чего зависит вся тьма вещей, от чего зависит все развитие в целом.
Чжуан-Цзы.
Брюс Ли со своим учителем Ип Мэном
Брюс Ли всегда говорил нам, что истину нвльзя познать до тех пор, пока не узнаешь себя и свои возможности. Иными словами, путь Джит Кюн До — это путь самопознания и самореализации. Стремитесь понять себя, понять окружающий мир, понять принцип Инь-Ян и другие даосские принципы и применяйте их на практике. В этом сама суть, корень пути опережающего кулака. Зная свои корни, вы поймете, какие цветы должны распускаться на ветвях вашего личного боевого искусства. Не выращивайте сорняков! И еще он говори: "По-настоящему вы начнете понимать себя только тогда, когда попытаетесь идти своим собственным путем!"
Дэн Иносанто.
Я не позволю себе потворствовать этой обычной игре, этим манипуляциям с якобы главенствующей ролью врожденных качеств. Я пришел к выводу, что жизнь заслуживает того, чтобы просто жить, а не заниматься анализом всевозможных концепций. Я счастлив потому, что я ежедневно расту, и я совершенно честно говорю, что не знаю где находится предел. Каждый день для меня — это откровение, это какое-то новое открытие.
Брюс Ли.
Брюс Ли с сыном Брендоном и дочерью Шеннон.
Дождь, черные тучи, поникшие цветы и бледная луна, птиц торопливый полет — вот и наступила осень. Она несет нам одиночество. Пришло время расстаться. Уже так много было сказано. Но еще не все чувства исчерпаны. Я оставляю тебе этот стих. Прочти его одна в безмолвной тишине, когда тебя начнет тревога мучить. И помни: все мои мысли были только о тебе…
На съемках фильма «Остров Дракона»
На съемках фильма «Игра смерти»
Внешний вид — это цветок Дао, начало невежества.
Поэтому великий человек берет существенное и оставляет ничтожное. Он берет плод и отбрасывает его цветок. Он предпочитает первое и отказывается от второго.
Лао Цзы.
… Человек, повлиявший на меня, не был боксером. Меня всегда восхищали кошачьи рефлексы и мастерство Брюса Ли, и я хотел бы достичь в боксе того, чего он достиг в своем искусстве. Ли был Мастером и, подобно ему, я стараюсь выйти за рамки основ моего спорта.
Рэй Леонард «Сахарный», чемпион мира по боксу среди профессионалов.
Фрагменты поединка с Бобом Уоллом
В незапамятно-древнем еще нет методов, а великая целостность не рассеяна. Когда же появляются методы?
Тогда, когда великая целостности рассеяна. На чем они основаны? На одной черте. Одна черта исток всего, корень всех явлений. Она раскрывается в жизни духа и хранится человеком. Поэтому истина одной черты устанавливается нами самими. Постигший истину одной черты может вывести все методы из отсутствия метода и постичь одну истину во всех истинах.
Шитао.
Дао кунг-фу
МОМЕНТ ИСТИНЫ
Кунг-фу — специфическое искусство, а не просто физические упражнения. Это тонкое искусство выражения деятельности мозга посредством выполнения определенной техники. Сущность кунг-фу — это не предмет, который можно изучать как науку с помощью получения фактов и их анализа. Нет, понимание этого принципа происходит спонтанно, как озарение, возникающее в мозгу, освобожденном от каких-либо эмоций и желаний. Сущностью, главным принципом кунг-фу является Дао-спонтанность всех явлений, происходящих во Вселенной.
После четырех лет упорных тренировок я начал понимать и чувствовать принцип «мягкости» — искусство нейтрализации усилий противника с минимальной затратой собственной энергии. Все это звучит просто, но применить это в жизни исключительно трудно. Как только я начинал спарринг со своим противником, мой мозг приходил в состояние полнейшего смятения, особенно поле обмена ударами. Вся теория «мягкости», которой я пытался следовать, шла прахом. У меня оставалась одна единственная мысль — любым возможным способом ударить его и выиграть.
Мой инструктор, профессор Ип Мэн — глава школы вин-чунь, подходил ко мне и говорил: «Лун, расслабься и успокойся. Забудь о себе и следуй только движениям твоего противника. Освободи свой мозг, позволь ему — основе реальности — производить все контратакующие движения без препятствующих колебаний и сомнений. И самое главное, освой искусство расслабления в любой фазе боя».
Да, так это было! Я должен расслабиться. Однако, как только я начинал думать об этом, я только лишь еще больше закрепощался: все получалось против моей воли. Как только я говорил себе: «Ты должен расслабиться», то тут же требование, заложенное в слове «должен», оказывалось совершенно несовместимым с желанием расслабиться. Когда острота моего самосознания доходила до того состояния, которое психологи называют «внутренним и внешним ослеплением», мой инструктор снова подходил ко мне и говорил: «Лун, только следуя естественному ходу вещей и не вмешиваясь в него, ты сможешь сохранить себя. Запомни: никогда не противопоставляй себя естеству, никогда не встречай свои проблемы лоб в лоб, но всегда контролируй их, двигаясь в соприкосновении с ними. Не тренируйся на этой неделе. Иди домой и подумай об этом».
Всю следующую неделю я оставался дома. Проведя долгие часы в медитации и тренировках, я в конце концов пошел к морю поплавать в джонке. На море я опять вспомнил свою тренировку в зале. То, как я вел себя на ней, взбесило меня, и тогда я со всей силы ударил рукой по воде. И в тот же миг мой мозг поразила одна мысль. А разве не вода — одно из основных составляющих всего существующего на земле, является сутью кунг-фу? Я нанес еще один удар, вложив в него всю мою силу, и снова никакого урона воде. Я попытался схватить воду пальцами и сжать в кулаке, но это оказалось невыполнимой задачей. Вода — самая мягкая субстанция в мире, может заполнить собой сосуд любой формы. И в то же время она способна пройти сквозь самую твердую субстанцию в мире. Так вот оно что! Я должен стать таким, как вода. Вдруг надо мной пролетела птица, и тень ее упала на воду. И снова мистический скрытый смысл стал понятен мне.
Разве не так же, как отражение птицы на воде должны проноситься в моем сознании эмоции и помыслы моею противника? Это именно то, что имел в виду профессор Ип, когда говорил, что я должен расслабиться, не сковывать себя — ведь это не означало быть без чувств и без эмоций, но это означало, что чувства и эмоции не должны сковывать. Следовательно, для того, чтобы я мог контролировать свои действия, я должен прежде всего научиться следовать своей природе, а не противиться ей. Я лежал на дне лодки и ощутил, как я соединился с Дао; я стал заодно со своей природой. Я лежал без движения, предоставив лодке двигаться свободно туда, куда увлечет ее течение. В тот миг я достиг состояния душевной гармонии — того состояния, в котором все то, что составляло для меня оппозицию, воссоединилось со мной вместо того, чтобы, как раньше, восстать против меня.
В моем сознании больше не было места конфликту. Весь мир стал для меня родным.
* * *
Еще в то время, когда был юнцом, я инстинктивно чувствовал в себе непреодолимую тягу к постоянному росту и самосовершенствованию. Для меня жизнедеятельность человеческого существа, «высшего» существа — это развитие своего потенциала с последующим его успешным применением. Поэтому здесь я должен немного вернуться к тому, как много лет тому назад, руководствуясь существующим у: меня в тот момент образом своего места в жизни, я получил от этой самой жизни сильнейший пинок под зад. Я должен был сам, посредством упорного труда, испытав все на своей шкуре, открыть прописные истины, такие, например, как эта: никто тебе не поможет лучше, чем ты сам, значит, нужно делать все от тебя зависящее, чтобы достичь поставленной цели. А этот процесс безграничен, как и само развитие человеческой личности. Ведь цель тоже меняется.
Характер любого метода единоборств определяют идеи и принципы, лежащие в его основе. Дзен-буддизм, Дао, Кришнамурти — так определил Брюс корни своего подхода к боевым искусствам. Джит Кюн До — это Путь неортодоксального бойца, как Дзен — Путь неортодоксального монаха. Путь, ведущий к сердцу предмета, как говорил Брюс. Это было не нечто новое и революционное, скорее Брюс Ли вернулся к истокам боевых искусств, к их первичной простоте и чистоте. У входа в свой зал он установил надгробие, на котором было написано: «В память о живом человеке, которого изуродовали, напичкав классической рутиной». В этом — Дзен Брюса Ли.
В 1973 году Брюс с женой, сыном Брэндоном и дочерью Шэннон вернулся в Гонконг для съемок фильма «Игра смерти». Этот период был сопряжен с колоссальными перегрузками для Брюса. Он одержимо работал над своими фильмами. Его постоянно провоцировали и вызывали на поединки. Брюс старался избегать драк, но спуску не давал никому. Его ученик Дэн Иносанто в одном из интервью с горечью сказал, что Брюсу Ли было бы лучше в США, чем в Гонконге с его бешенной конкуренцией и оголтелыми журналистами. В Гонконге Брюс никого не тренировал, каждый день был полон борьбы за место под солнцем — ведь он отобрал хлеб у дельцов кинорынка боевых искусств.
Некоторые биографы указывают также на конфликты Брюса с гонконгской мафией.
В мае 1973 года Брюсу внезапно стало плохо и в обморочном состоянии его отвезли в больницу. Врачи предполагали некоторые изменения в мозге, хотя анализы были хорошими. Брюс признался жене, что чувствовал смерть, ее приближение, но заставил себя выжить. Спустя два месяца смерть вернулась и выиграла поединок. Это событие потрясло Гонконг. Скандальные статьи, истории о смертельном ударе некоего мастера, слухи о наркотиках, приведших к смерти Брюса Ли сотрясали воздух. Эксперты-медики поставили диагноз: отек мозга, вызванный повышенной чувствительностью на один из компонентов, входящих в состав таблетки от головной боли, которую принял Брюс. Гонконг оплакал своего кумира. Тело Брюса Ли было переправлено в Сиэтл, где и состоялись похороны. Линда Ли опубликовала дневники Брюса, Мито Уехара издал «Методы самообороны» с фотоуроками Брюса Ли, Дэн Иносанто открыл Академию боевых искусств, где тренируют представители различных стилей, объединенные идеями Джит Кюн До. Фильмы с участием Маленького Дракона до сих пор в лучших коллекциях видеоманов.
Возможно, смерть Брюса Ли была одним из звеньев нескончаемых изменений, происходящих с ним и его душой.
Не стоит пустословить по поводу ранней кончины, его Путь был воистину Путем Дракона, и это был только его Путь, его и больше ничей.
Наследие Брюса Ли заслуживает особого к себе отношения, оно довольно специфично даже для мастеров единоборств. Прежде всего, оно имеет ценность для бойца-практика, чей поиск непрерывен, кто уже осознал свои сильные и слабые стороны и готов к переменам и прозрениям, кто вкусил силу освобождения.
Возможно, вы будете очарованы чертами Джит Кюн До, но это очарование цветами на вышивке, из которых бесследно ушла игла, которая их вышивала. Будьте чутки и безжалостны к себе самим, верьте в свои возможности и тогда Джит Кюн До откроет вам свои секреты.
Владимир Касьянов
Родители Брюса Ли
Только отлили тело в форме человека, и уже ему радуются; но это тело еще испытает тьму изменений бесконечных; такое счастье разве можно измерить? Поэтому мудрый странствует там, где вещи не теряются, где все сохраняется. Он видит доброе и в ранней смерти, и в старости, и в начале, и в конце.
Если другие ему подражают, то тем более должны подражать тому, от чего зависит вся тьма вещей, от чего зависит все развитие в целом.
Чжуан-Цзы.
Брюс Ли со своим учителем Ип Мэном
Брюс Ли всегда говорил нам, что истину нвльзя познать до тех пор, пока не узнаешь себя и свои возможности. Иными словами, путь Джит Кюн До — это путь самопознания и самореализации. Стремитесь понять себя, понять окружающий мир, понять принцип Инь-Ян и другие даосские принципы и применяйте их на практике. В этом сама суть, корень пути опережающего кулака. Зная свои корни, вы поймете, какие цветы должны распускаться на ветвях вашего личного боевого искусства. Не выращивайте сорняков! И еще он говори: "По-настоящему вы начнете понимать себя только тогда, когда попытаетесь идти своим собственным путем!"
Дэн Иносанто.
Я не позволю себе потворствовать этой обычной игре, этим манипуляциям с якобы главенствующей ролью врожденных качеств. Я пришел к выводу, что жизнь заслуживает того, чтобы просто жить, а не заниматься анализом всевозможных концепций. Я счастлив потому, что я ежедневно расту, и я совершенно честно говорю, что не знаю где находится предел. Каждый день для меня — это откровение, это какое-то новое открытие.
Брюс Ли.
Брюс Ли с сыном Брендоном и дочерью Шеннон.
Дождь, черные тучи, поникшие цветы и бледная луна, птиц торопливый полет — вот и наступила осень. Она несет нам одиночество. Пришло время расстаться. Уже так много было сказано. Но еще не все чувства исчерпаны. Я оставляю тебе этот стих. Прочти его одна в безмолвной тишине, когда тебя начнет тревога мучить. И помни: все мои мысли были только о тебе…
На съемках фильма «Остров Дракона»
На съемках фильма «Игра смерти»
Внешний вид — это цветок Дао, начало невежества.
Поэтому великий человек берет существенное и оставляет ничтожное. Он берет плод и отбрасывает его цветок. Он предпочитает первое и отказывается от второго.
Лао Цзы.
… Человек, повлиявший на меня, не был боксером. Меня всегда восхищали кошачьи рефлексы и мастерство Брюса Ли, и я хотел бы достичь в боксе того, чего он достиг в своем искусстве. Ли был Мастером и, подобно ему, я стараюсь выйти за рамки основ моего спорта.
Рэй Леонард «Сахарный», чемпион мира по боксу среди профессионалов.
Фрагменты поединка с Бобом Уоллом
В незапамятно-древнем еще нет методов, а великая целостность не рассеяна. Когда же появляются методы?
Тогда, когда великая целостности рассеяна. На чем они основаны? На одной черте. Одна черта исток всего, корень всех явлений. Она раскрывается в жизни духа и хранится человеком. Поэтому истина одной черты устанавливается нами самими. Постигший истину одной черты может вывести все методы из отсутствия метода и постичь одну истину во всех истинах.
Шитао.
Дао кунг-фу
МОМЕНТ ИСТИНЫ
Кунг-фу — специфическое искусство, а не просто физические упражнения. Это тонкое искусство выражения деятельности мозга посредством выполнения определенной техники. Сущность кунг-фу — это не предмет, который можно изучать как науку с помощью получения фактов и их анализа. Нет, понимание этого принципа происходит спонтанно, как озарение, возникающее в мозгу, освобожденном от каких-либо эмоций и желаний. Сущностью, главным принципом кунг-фу является Дао-спонтанность всех явлений, происходящих во Вселенной.
После четырех лет упорных тренировок я начал понимать и чувствовать принцип «мягкости» — искусство нейтрализации усилий противника с минимальной затратой собственной энергии. Все это звучит просто, но применить это в жизни исключительно трудно. Как только я начинал спарринг со своим противником, мой мозг приходил в состояние полнейшего смятения, особенно поле обмена ударами. Вся теория «мягкости», которой я пытался следовать, шла прахом. У меня оставалась одна единственная мысль — любым возможным способом ударить его и выиграть.
Мой инструктор, профессор Ип Мэн — глава школы вин-чунь, подходил ко мне и говорил: «Лун, расслабься и успокойся. Забудь о себе и следуй только движениям твоего противника. Освободи свой мозг, позволь ему — основе реальности — производить все контратакующие движения без препятствующих колебаний и сомнений. И самое главное, освой искусство расслабления в любой фазе боя».
Да, так это было! Я должен расслабиться. Однако, как только я начинал думать об этом, я только лишь еще больше закрепощался: все получалось против моей воли. Как только я говорил себе: «Ты должен расслабиться», то тут же требование, заложенное в слове «должен», оказывалось совершенно несовместимым с желанием расслабиться. Когда острота моего самосознания доходила до того состояния, которое психологи называют «внутренним и внешним ослеплением», мой инструктор снова подходил ко мне и говорил: «Лун, только следуя естественному ходу вещей и не вмешиваясь в него, ты сможешь сохранить себя. Запомни: никогда не противопоставляй себя естеству, никогда не встречай свои проблемы лоб в лоб, но всегда контролируй их, двигаясь в соприкосновении с ними. Не тренируйся на этой неделе. Иди домой и подумай об этом».
Всю следующую неделю я оставался дома. Проведя долгие часы в медитации и тренировках, я в конце концов пошел к морю поплавать в джонке. На море я опять вспомнил свою тренировку в зале. То, как я вел себя на ней, взбесило меня, и тогда я со всей силы ударил рукой по воде. И в тот же миг мой мозг поразила одна мысль. А разве не вода — одно из основных составляющих всего существующего на земле, является сутью кунг-фу? Я нанес еще один удар, вложив в него всю мою силу, и снова никакого урона воде. Я попытался схватить воду пальцами и сжать в кулаке, но это оказалось невыполнимой задачей. Вода — самая мягкая субстанция в мире, может заполнить собой сосуд любой формы. И в то же время она способна пройти сквозь самую твердую субстанцию в мире. Так вот оно что! Я должен стать таким, как вода. Вдруг надо мной пролетела птица, и тень ее упала на воду. И снова мистический скрытый смысл стал понятен мне.
Разве не так же, как отражение птицы на воде должны проноситься в моем сознании эмоции и помыслы моею противника? Это именно то, что имел в виду профессор Ип, когда говорил, что я должен расслабиться, не сковывать себя — ведь это не означало быть без чувств и без эмоций, но это означало, что чувства и эмоции не должны сковывать. Следовательно, для того, чтобы я мог контролировать свои действия, я должен прежде всего научиться следовать своей природе, а не противиться ей. Я лежал на дне лодки и ощутил, как я соединился с Дао; я стал заодно со своей природой. Я лежал без движения, предоставив лодке двигаться свободно туда, куда увлечет ее течение. В тот миг я достиг состояния душевной гармонии — того состояния, в котором все то, что составляло для меня оппозицию, воссоединилось со мной вместо того, чтобы, как раньше, восстать против меня.
В моем сознании больше не было места конфликту. Весь мир стал для меня родным.
* * *
Еще в то время, когда был юнцом, я инстинктивно чувствовал в себе непреодолимую тягу к постоянному росту и самосовершенствованию. Для меня жизнедеятельность человеческого существа, «высшего» существа — это развитие своего потенциала с последующим его успешным применением. Поэтому здесь я должен немного вернуться к тому, как много лет тому назад, руководствуясь существующим у: меня в тот момент образом своего места в жизни, я получил от этой самой жизни сильнейший пинок под зад. Я должен был сам, посредством упорного труда, испытав все на своей шкуре, открыть прописные истины, такие, например, как эта: никто тебе не поможет лучше, чем ты сам, значит, нужно делать все от тебя зависящее, чтобы достичь поставленной цели. А этот процесс безграничен, как и само развитие человеческой личности. Ведь цель тоже меняется.
Перейти к странице: