Психология на пальцах
Часть 21 из 29 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Вопреки Митькиным ожиданиям, солнце осталось на своём месте, не налетели злые вихри, и воробьи как ни в чём не бывало продолжали азартно биться с голубями за кусок печенья. Только детская площадка внезапно опустела: мамы и бабушки, прихватив под мышки свою ребятню, не оглядываясь, разбежались по сторонам. Исчезла и Дуся, забыв на дорожке свою куклу.
Колдунья вцепилась узловатыми тонкими пальцами в рукав Кошатницы и начала хныкать, как маленький ребёнок, глядя не то себе под ноги, не то на рыжего котёнка.
– Отдай мне этого! Ну отдай! А себе сорви другого с дерева. Ты уже большая, тебе можно… Не мяукает, молчит, – дёргала Колдунья её за рукав, – совсем не мяукает! Белый, примороженный…
– Ну тебя! – выкрикнула Кошатница, вырвалась из её рук и потянула своего котёнка к подъезду, как игрушку на верёвочке.
Колдунья подняла Труп Невесты, погладила по голове, поцеловала в лоб и сказала: «Пусть так и будет…» Потом она положила куклу на скамейку и побрела к дому, низко наклонив голову, но глядя при этом куда-то за левое плечо.
– Видал?! – выкрикнул Митька. – Мне это сегодня приснилось! Обалдеть можно! Правда… – признал он, – во сне всё выглядело эпичнее…
– Чего тут такого? – удивился Серёга. – Я вообще сильно сомневаюсь, что она колдунья. Скорее всего, просто чокнутая. А все при виде неё разбегаются! Странно это… Хотя, по мне, пустая площадка и лучше, и привычнее.
Митька остался в полном убеждении, что сон его был вещим и сразу сбылся. Серёга, глядя на взъерошенного друга, думал о справедливости своего предсказания: «Как день начинается, так и продолжится…»
Мим
– Ладно, что мы имеем? – уже по традиции задал свой вопрос Серёга, раскладывая «материалы дела» на столе штаба.
– Смотри-ка, что это он выделывает?! – воскликнул Митька и указал в сторону турников.
Мужчина привлек Митькино внимание не только своим нелепым видом, хотя, конечно, и им тоже. Долговязый, тощий, он был одет в белое трико с красными полосками и чёрный котелок, над которым возвышался гигантский оранжевый подсолнух. Подсолнух никак не мешал ему выделывать на турнике сложнейшие трюки, только метался из стороны в сторону и из него сыпались и сыпались семечки. Поэтому, кроме Митьки, этим мужчиной весьма заинтересовались местные голуби. Они наводнили всю площадку шумной стаей и недоуменно поглядывали на странные несъедобные семечки.
– Ненастоящие… – разочарованно протянул Митька.
– Бутафория… – подтвердил Серёга.
Тем временем мужчина спрыгнул с турника и заметил мальчиков, которые наблюдали за ним из беседки. Он помахал им рукой, а потом скорчил смешную рожу и, резко повернувшись к турнику, со всего маха ударился головой о стойку и повалился на землю, потешно дрыгая ногами.
Серёга поморщился – ему не нравились такие фокусы. Он опустил голову и с наигранным интересом уткнулся в «материалы дела».
– Не люблю клоунов, – буркнул он.
– А я люблю! – сказал Митька и выбежал из беседки, чтобы рассмотреть живого клоуна как следует.
Мужчина уже успел подняться и отряхнуть трико от пыли и фальшивых семечек. Весело глядя на Митьку, он сделал несколько смешных реверансов и приподнял шляпу. Митька в долгу не остался – пошаркал ножкой и поклонился. А потом вдруг спросил:
– Дяденька, а вы не видели здесь белого котёнка? Уже четверо суток его ищут хозяева.
Мужчина сделал очень грустное лицо, его брови поднялись и сошлись «домиком» над переносицей, уголки губ сильно опустились вниз. Он снял шляпу, перевернул и начал одной рукой собирать в неё свои невидимые слёзы. Подсолнух при этом пожух и печально волочился по земле. Потом вдруг шляпа ожила и стала вырываться из рук хозяина, он пытался её поймать, но безуспешно. Наконец шляпа выскочила и улетела в кусты. Мужчина начал растерянно озираться, потом поднял плечи и развёл руки. Видно, он пытался найти свою шляпу, но у него ничего не получалось. Хотя яркий подсолнух возвышался над густой щеткой стриженых кустов.
Серёга отвлёкся от «дела» и украдкой наблюдал за спонтанным представлением. В первую очередь он обратил внимание на эмоции мужчины. Хоть и сильно утрируя, клоун совершенно точно изобразил печаль и растерянность. «Это не простой клоун, – подумал Серёга. – Наверное, это мим».
Но вдруг мужчина обратился к Серёге: он в отчаянии сложил руки, сжав ладони и пальцы и подняв их в молящем жесте. И руки, и брови, сложенные «домиком», он поднимал всё выше и выше, как бы умоляя Серёгу найти шляпу. Хотя, может быть, в данный момент это была не шляпа, а как раз пропавший котёнок.
Серёга не ожидал от мима такого вероломного выпада в свою сторону, сильно покраснел и снова уткнулся в бумажки.
Мим ничуть не смутился, сам выудил шляпу из кустов, аккуратно отряхнул её и водрузил на голову. Подсолнух при этом весело закивал, как будто радуясь находке.
– Прошу пардону, мальчики, но вашего котенка я не видел, – впервые за всё это время заговорил мужчина.
– Круто вы это делаете! – восторженно сказал Митька. – Как это у вас получается?
– Проще простого! – улыбнулся мим. – Постоянные тренировки, несколько лет занятий в драматической студии, снова тренировки и огромная любовь к пантомиме. Да, совсем забыл – и, конечно, волшебный котелок!
– А я так смогу? – поинтересовался Митька.
– А ты попробуй! И узнаешь. Показать пантомиму – значит рассказать историю, но без слов, с помощью только мимики и жестов. Это очень увлекательное занятие, поверь мне, потёртому опытному миму!
Встань перед зеркалом, и тогда увидишь, как у тебя получается. Начинай! Сначала попробуй изобразить какую-нибудь эмоцию. Например, невероятную радость или ужасную печаль. Или жуткий-прежуткий страх.
Получилось? Отлично, едем дальше!
Теперь короткая сценка: ты держишь на ладони невидимую тарелку и невидимой ложкой жадно ешь вкусную, но невидимую еду. Сначала торопишься, потом, когда приходит сытость, начинаешь смаковать, причмокивать. Можешь слизнуть с губы крошку или стряхнуть упавший кусочек с одежды. Наконец ты ставишь тарелку на невидимый стол. Не забываешь положить туда же и ложечку. Потом поглаживаешь сытый живот. – Мим очень легко и правдоподобно показывал всё то, о чём говорил.
Митька тоже попробовал, но и без зеркала было ясно, что ничего у него не получилось. Это оказалось очень сложной задачей! И ладонь с «тарелкой» всё время ходила ходуном, и «ложка» оказалась какой-то невнятной – то очень короткой, то слишком длинной. Было совершенно непонятно, как этой ложкой есть с этой тарелки так, чтобы было похоже на правду.
– Ничего-ничего! – утешил его мим. – Просто нужно немного потренироваться! Главная сложность состоит в том, что мы не помним, как делаем самые простые вещи и что при этом ощущаем. Многое мы делаем на автомате, не обращая внимания на свои действия. Поэтому можно сначала проиграть сценку перед зеркалом с настоящими предметами и внимательно запомнить движения и ощущения, посмотреть на себя со стороны.
Ещё классика жанра – это «стеклянная стена» и «натягивание верёвки».
Главное – это абсолютная вера в реальность того, что ты замыслил показать. Тогда и другие поверят. Понимаешь, нужно во всех подробностях представить, скажем, верёвку. Она такая плотная и шершавая… Вот ты закрепил её с одной стороны и тянешь, тянешь дальше. Её чуть-чуть не хватает, но ты упираешься ногами в пол, прикладываешь усилие, и… у тебя получается! Ты очень тщательно завязываешь узел и проверяешь, не ослабла ли верёвка, не развязалась? Нет, верёвка натянута хорошо, она пружинит под твоими пальцами.
– Класс! – сказал Митька. – Правда, натянута!
– Хоть и не очень похоже, что твой друг рвётся в мимы, но вы можете попробовать один фокус. Его все знают, но срабатывает каждый раз! Ты идёшь первым, вдруг останавливаешься у какого-нибудь дома, запрокидываешь голову и смотришь, например, на седьмой этаж. Затем изображаешь ужас, поскольку ты только начинающий мим, можешь бросить такую фразу: «Ой! Это что ж такое?! Что ж это…» Потом подходит твой друг, тоже останавливается и смотрит вверх с таким же выражением лица. Если у вас получится правдоподобно, то скоро у этого дома соберётся целая толпа, которая будет смотреть на седьмой этаж и недоумевать, что же там происходит?! Только вести себя нужно как можно естественнее, не стесняться, не жаться.
Серёга из-за последней реплики мима ещё больше покраснел и еще дальше отвернулся.
– Мы попробуем! Обязательно! Спасибо вам! – выпалил Митька.
– Ладно, мне пора. Будет настроение, приходите в театр пантомимы, мы дадим еще несколько представлений в этом сезоне. Зовут меня Иван Точилин.
Мим приподнял котелок и поклонился. И, не сказав более ни слова, пошёл по дорожке, беспечно покачивая подсолнухом. Для мима он и так говорил слишком много.
Мужчина уже почти скрылся за сиренью, но вдруг остановился и крикнул:
– Посмотрите немое кино с Чаплиным! Вот где мимика рассказывает всё!
– Я думал, ты будешь болтать до вечера! – не особо сдерживая раздражение, сказал Серёга. Он был сильно не в духе. – Ты в курсе, что уже четверо суток Снежка нет дома?!
– А прикольно, наверное, быть мимом! – мечтательно проговорил Митька. – Вообще-то, это твоя тема! Как раз с помощью мимики и жестов… О! – Его вдруг осенило: – Давай с тобой попробуем?! А?!
– Чего ещё? – сурово спросил Серёга.
– Ну-у-у, с помощью мимики и жестов… Задрать голову вверх и чтобы все нам поверили! В общем, как мим учил. Давай?!
– Понятно, делом ты заниматься не намерен, – холодно сказал Серёга и начал чертить на листе какие-то схемы.
Стрелочки множились со страшной силой, из одной получалось две, потом четыре. У Серёги был такой мрачный вид, будто он не изобретал что-то интересное, а колол и колол дрова.
– Ну, тогда я пойду один! Надоело! – сказал Митька, сунул руки в карманы и, уже по привычке, пошёл к «подъезду котёнка».
Возле дома было многолюдно: и мамочки, которых Колдунья спугнула с площадки, гуляли здесь с детьми, и старушки какие-то сидели на лавочке у соседнего подъезда. Кто-то спешил по делам, кто-то поглядывал на улицу с балконов и из окон, одну за другой парадные методично обходил почтальон с большой сумкой.
Митька подошёл к уже родному «подъезду котёнка», запрокинул голову и начал смотреть не то на крышу, не то на дерево. Он изобразил на своём лице жуткий ужас, попутно вспомнив лицо Борьки и Серёгины пояснения: вылупил глаза, как только мог, надеясь, что над зрачком показалась белая полоска, приоткрыл рот и вцепился на всякий случай в волосы. Но абсолютно все занимались своими делами и на начинающего мима внимания не обращали.
Митька был не из тех, кто так просто закроет рот и уйдёт восвояси. «Вот Серёга! Ну неужели трудно было помочь?! – обижался он. – Кстати! Он мне всё-таки поможет! Необязательно же ассистент должен присутствовать!»
– Серёга! Серёга! Иди скорее сюда!!! – заорал Митька страшным надорванным голосом, не сводя взгляда с крыши дома и продолжая ерошить волосы.
– Что случилось, мальчик? – спросила какая-то женщина.
Митька не выходил из образа, поэтому рассмотреть её не смог.
– Ничего, ничего… вы… это… видите, видите… – сказал он прерывающимся голосом.
– Что случилось? Куда ты смотришь?! – уже требовательно произнесла та же женщина.
– Ничего… всё будет хорошо, – промямлил Митька и тут как вдарит: – Серёга! Иди сюда! Серёга!!! Бегом!
Женщина подскочила, прижала руки к груди и тоже стала смотреть на крышу, в надежде, что всё вскоре объяснится само собой.
Митькины вопли всполошили не только её – стали подходить и другие люди.
– Что здесь случилось?! – шумели они.
– Да ничего… Совсем ничего, – честно говорил Митька, но при этом делал такое страшное лицо, будто скрывал что-то значительное и ужасное.
Через короткое время у подъезда собралась приличная толпа, подтянулись и случайные прохожие, желающие поймать какую-нибудь сплетню, стали выходить на улицу встревоженные жильцы. Крыша притягивала взгляды как магнит. Начиналась паника:
– На последнем этаже, кажется, что-то горит… Чуете, дымом пахнет!
– Да-да, я тоже видела струйку дыма.
– Конечно, там ведь колдунья какая-то живёт, у неё всё время что-то горит!