Последний ход
Часть 13 из 74 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Кейт опустила взгляд на свои заметки, упорядоченные чуть ли не с одержимостью. Над этим смеялись даже больше, чем над ее миниатюрными размерами, однако ей было все равно. Принимая в расчет ее постоянные разъезды, такая строгая система позволяла ей одновременно заниматься несколькими делами. Включив компьютер, Кейт подсоединила его к проектору, чтобы показывать фотографии.
К ней подошел Мазур, и в зале наступила тишина.
— Это доктор Кейт Хейден из ФБР. — Перечислив все ее достижения, он объяснил, почему обратился к ней. — Передаю слово вам, доктор Хейден.
— Благодарю вас, детектив Мазур, — сказала Кейт.
От собравшихся — ни приветственных слов, ни улыбок, ни кивков, поэтому она просто взяла зеленую папку с надписью «Самаритянин». Подойдя к доске, достала фотографию первой жертвы и закрепила ее с помощью скотча. Этот процесс она повторила еще четыре раза, и на доске сверху донизу выстроились аккуратной колонкой фотографии пяти женщин.
Кейт указала на первую фотографию, на которой была привлекательная блондинка с худым лицом, ярко накрашенными глазами и большими золотыми кольцами в ушах:
— Жертва номер один — Делорес Кэнон, сорокаоднолетняя официантка, застреленная на пустынном участке шоссе в пятидесяти милях к югу от Дулута, штат Миннесота. В последний раз ее видели на заправке, где она наполнила бак и купила пакетик картофельных чипсов и бутылку газировки. Это случилось первого мая две тысячи пятнадцатого года. Видеозапись убийства была отправлена на телефон, оставленный на коленях у жертвы. Осмотрев машину, эксперты-криминалисты из местной полиции обнаружили засунутую в выхлопную трубу тряпку. Первоначально подозрение пало на бывшего приятеля Делорес, но от этой версии пришлось отказаться, когда выяснилось, что в момент убийства он находился в Калифорнии. По чеку с заправки удалось установить, что жертва была там за час до смерти; однако камеры видеонаблюдения на заправке не работали. Свидетелей убийства не было. Дело быстро превратилось в «висяк».
Кейт указала на следующую фотографию:
— Примерно один и тот же сценарий был разыгран в четырех следующих случаях. Все эти женщины белые, с европейской внешностью, темноволосые. Все работали в сфере обслуживания — официантка, сотрудница маникюрного салона, зубной врач. Во всех случаях видеозапись убийства присылалась на одноразовый телефон. — Она вывела с компьютера на экран фотографии машин, принадлежащих жертвам. — Все они белые или серебристые.
— Может так быть, что убийца просто руководствовался цветом машины? — Палмер скрестила руки на груди.
— Возможно, — сказала Кейт.
Затем она подробно изложила улики против Ричардсона.
— Почему он отправил сообщение с телефона своей секретарши? — спросил начальник отдела. — Очень небрежно, учитывая то, как аккуратно он действовал.
— На мой взгляд, Ричардсон уверовал в свою безнаказанность, — ответила Кейт.
— Вы обнаружили видеосъемку убийств на его сотовых телефонах или компьютерах?
— Нет.
— И признания также нет, — заметил Мазур.
— Ричардсон по-прежнему отрицает какие-либо противоправные действия, — подтвердила Хейден.
— Глорию Санчес он точно не убивал, черт возьми, — сказала Палмер. — Возможно, Ричардсона подставили.
Как только известие о новом убийстве дойдет до адвоката Ричардсона, первым его аргументом станет то, что его клиента подставили.
— Я могу со всей определенностью привязать его к двум убийствам.
— Нам известно, что к убийству в Сан-Антонио Ричардсон непричастен, поэтому давайте сосредоточимся на нашем убийце, — сказала Палмер. — Подобно Самаритянину или Самаритянам, он просто тащится, помогая женщинам, а затем убивая их. Глорию Санчес никак нельзя было считать беспомощной дамочкой. Она могла постоять за себя. Так каким же образом незнакомый мужчина на пустынной дороге завоевал ее доверие?
— На видео мельком виден синий фургон, стоящий рядом с машиной Санчес, — сказал Мазур. — Я запросил сводку на угнанные и пропавшие синие фургоны. Фургон — признак большой семьи. Такому мужчине женщина может довериться.
— Фургон на месте вашего преступления вписывается в рисунок Самаритянина, — сказала Кейт. — Ричардсон использовал не только фургон с детским автокреслом, но и универсал. Обе машины были угнаны.
По залу пробежал шум приглушенных голосов.
— Имели ли место случаи, когда мужчина, соответствующий профилю Самаритянина, помогал женщине, но не убивал ее? — спросил Мазур. — Иногда преступник совершает пробные попытки, прежде чем набирается храбрости пойти на настоящее убийство.
— К нам обратились несколько женщин, утверждавших, что Самаритянин помогал им на автостраде Ай-тридцать пять. Все клятвенно уверяли, что он устранял проблему с машиной, после чего прощался и уезжал. По описанию этих женщин составлялись фотороботы. По словам представителей местной полиции, ни один из этих портретов не имел ничего общего с Ричардсоном — однако кто-то из них может оказаться вашим убийцей, поэтому я попрошу, чтобы их прислали сюда.
Несколько человек заерзали, бормоча себе под нос, но вслух никто ничего не сказал.
— Что было не так с женщинами, которых не убили? — спросила детектив Палмер.
— Ничего. Все они соответствовали его почерку.
— Но Глория Санчес не соответствует почерку преступника, — заметила Палмер.
— Да, не соответствует, — подтвердила Кейт. — Она была женщина обеспеченная, имела связи с влиятельными людьми, хотя, насколько я понимаю, находилась за рулем старой машины, которая могла привлечь внимание убийцы.
— Самаритянин последовательно продвигался на юг и ни разу не убивал дважды в пределах одного и того же округа, — сказал Мазур. — Имеем ли мы право предположить, что и этот убийца сохранит данный рисунок?
— Да. Если ваш убийца будет придерживаться сценария и продолжит убивать, следующий удар он нанесет еще южнее, — подтвердила Кейт.
— У него в запасе всего несколько сот миль, после чего автострада просто закончится, — напомнил Мазур. — Как он поступит в этом случае?
— Не знаю, — ответила Кейт.
— И что дальше? — спросил начальник отдела.
Хейден сняла очки.
— Если убийца продолжит повторять рисунок Самаритянина, в ближайшие два дня вы получите по почте отпечатанное письмо.
Несколько детективов задали вопросы, уточняя услышанное. Кейт четко и сжато ответила на все вопросы. Она чувствовала, что ее резкость не помогает ей завоевать сердца полицейских Сан-Антонио, однако в настоящий момент чувства и самолюбие присутствующих ее мало волновали.
Когда зал опустел, Хейден собрала свои бумаги. К ней подошел Мазур.
— Знаете, если б вы были помягче с этими ребятами, то добились бы от них большего.
Раздражение сдавило Кейт грудь.
— Мне все равно, детектив Мазур. Уязвленное самомнение и оскорбленное честолюбие являются непозволительной роскошью. — Поставив рюкзак на стол, она аккуратно открыла его и достала наугад шесть папок с делами, которыми занималась в настоящий момент. — Позвольте показать вам, почему мне приходится быть такой резкой.
Посмотрев на нее, Тео шагнул вперед. По мере того как он изучал жуткие фотографии, складки в уголках его глаз становились все жестче.
— Подобные дела не позволяют мне заботиться о том, как бы не обидеть чувства какого-нибудь полицейского, — сказала Кейт, постучав пальцем по первой фотографии. — Вот это мое самое свежее дело. Я прилетела сюда прямиком из Юты, где оставила в больнице восемнадцатилетнюю девушку. Ее спасли из ящика, больше похожего на гроб.
— Господи…
— Когда я ее обнаружила, она была едва жива. Похититель постоянно насиловал ее и держал буквально погребенной заживо. Мы нашли бедняжку лишь благодаря анонимному звонку какого-то парня, который случайно услышал, как пьяный в баре бахвалится тем, что хоронит женщин заживо.
Мазур потер затылок.
— Скажите мне, что вы его схватили.
— Ему удалось скрыться. Это на него я охотилась, когда вы позвонили. Обследуя территорию вокруг заброшенного сарая, мы обнаружили еще четыре могилы. Все свежие, во всех молодые женщины.
— У меня дочери четырнадцать лет. — На шее у Мазура запульсировала жилка. — И каждый раз, когда слышу о подобном деле, я думаю о ней.
— Трудно не относить это на свой счет, — тихо промолвила Кейт. Она взяла вторую папку. — А этот убийца удерживает свои жертвы на месте гвоздями…
— Замечание принято. — Мазур поднял руку.
— Наверное, в моей жизни было время, когда я старалась беречь чувства тех, с кем приходилось работать, но оно давно прошло. Теперь я думаю только о том, как схватить всех этих выродков.
— И это то, чем вы занимаетесь?
— Да.
— Вам не позавидуешь, доктор Хейден.
— Не я выбрала такую жизнь. Она выбрала меня.
Глава 6
Тяга переживать заново уже совершенное убийство доставляет наслаждение.
Сан-Антонио, штат Техас Понедельник, 27 ноября, 17:15
Хейден и Мазур сидели в зале совещаний и смотрели на большом экране видеозапись убийства.
Убийца подошел к сидящей за рулем женщине. Изображение с его видеокамеры равномерно дергалось в такт его шагам. Отсвет приборной панели обозначил силуэт Глории Санчес, поднесшей телефон к уху.
«У вас всё в порядке? — спросил убийца. — Похоже, колесо спустило».
Глория Санчес сверкнула глазами на телефон, прежде чем поднять взгляд на него. Поднятое стекло приглушило ее слова.
«Я в полной безопасности в своей машине и дождусь прибытия помощи».
«Хотите, я заменю колесо?..»
Запись закончилась. Какое-то время оба сидели молча, уставившись на экран. Затем Кейт нажала кнопку повторного воспроизведения и подалась вперед, всматриваясь в каждое движение убийцы. Она слушала не только то, что он говорил, но также его тон, акцент, интонации. Затем снова прокрутила запись. На этот раз слушала, закрыв глаза.
«Ты здесь не одна. Я рядом с тобой».
Этот голос потревожил черные воспоминания, глубоко погребенные в сознании, однако Кейт тотчас же отбросила ассоциацию как что-то невозможное. Скорее всего, причина в видеозаписях Ричардсона.
К ней подошел Мазур, и в зале наступила тишина.
— Это доктор Кейт Хейден из ФБР. — Перечислив все ее достижения, он объяснил, почему обратился к ней. — Передаю слово вам, доктор Хейден.
— Благодарю вас, детектив Мазур, — сказала Кейт.
От собравшихся — ни приветственных слов, ни улыбок, ни кивков, поэтому она просто взяла зеленую папку с надписью «Самаритянин». Подойдя к доске, достала фотографию первой жертвы и закрепила ее с помощью скотча. Этот процесс она повторила еще четыре раза, и на доске сверху донизу выстроились аккуратной колонкой фотографии пяти женщин.
Кейт указала на первую фотографию, на которой была привлекательная блондинка с худым лицом, ярко накрашенными глазами и большими золотыми кольцами в ушах:
— Жертва номер один — Делорес Кэнон, сорокаоднолетняя официантка, застреленная на пустынном участке шоссе в пятидесяти милях к югу от Дулута, штат Миннесота. В последний раз ее видели на заправке, где она наполнила бак и купила пакетик картофельных чипсов и бутылку газировки. Это случилось первого мая две тысячи пятнадцатого года. Видеозапись убийства была отправлена на телефон, оставленный на коленях у жертвы. Осмотрев машину, эксперты-криминалисты из местной полиции обнаружили засунутую в выхлопную трубу тряпку. Первоначально подозрение пало на бывшего приятеля Делорес, но от этой версии пришлось отказаться, когда выяснилось, что в момент убийства он находился в Калифорнии. По чеку с заправки удалось установить, что жертва была там за час до смерти; однако камеры видеонаблюдения на заправке не работали. Свидетелей убийства не было. Дело быстро превратилось в «висяк».
Кейт указала на следующую фотографию:
— Примерно один и тот же сценарий был разыгран в четырех следующих случаях. Все эти женщины белые, с европейской внешностью, темноволосые. Все работали в сфере обслуживания — официантка, сотрудница маникюрного салона, зубной врач. Во всех случаях видеозапись убийства присылалась на одноразовый телефон. — Она вывела с компьютера на экран фотографии машин, принадлежащих жертвам. — Все они белые или серебристые.
— Может так быть, что убийца просто руководствовался цветом машины? — Палмер скрестила руки на груди.
— Возможно, — сказала Кейт.
Затем она подробно изложила улики против Ричардсона.
— Почему он отправил сообщение с телефона своей секретарши? — спросил начальник отдела. — Очень небрежно, учитывая то, как аккуратно он действовал.
— На мой взгляд, Ричардсон уверовал в свою безнаказанность, — ответила Кейт.
— Вы обнаружили видеосъемку убийств на его сотовых телефонах или компьютерах?
— Нет.
— И признания также нет, — заметил Мазур.
— Ричардсон по-прежнему отрицает какие-либо противоправные действия, — подтвердила Хейден.
— Глорию Санчес он точно не убивал, черт возьми, — сказала Палмер. — Возможно, Ричардсона подставили.
Как только известие о новом убийстве дойдет до адвоката Ричардсона, первым его аргументом станет то, что его клиента подставили.
— Я могу со всей определенностью привязать его к двум убийствам.
— Нам известно, что к убийству в Сан-Антонио Ричардсон непричастен, поэтому давайте сосредоточимся на нашем убийце, — сказала Палмер. — Подобно Самаритянину или Самаритянам, он просто тащится, помогая женщинам, а затем убивая их. Глорию Санчес никак нельзя было считать беспомощной дамочкой. Она могла постоять за себя. Так каким же образом незнакомый мужчина на пустынной дороге завоевал ее доверие?
— На видео мельком виден синий фургон, стоящий рядом с машиной Санчес, — сказал Мазур. — Я запросил сводку на угнанные и пропавшие синие фургоны. Фургон — признак большой семьи. Такому мужчине женщина может довериться.
— Фургон на месте вашего преступления вписывается в рисунок Самаритянина, — сказала Кейт. — Ричардсон использовал не только фургон с детским автокреслом, но и универсал. Обе машины были угнаны.
По залу пробежал шум приглушенных голосов.
— Имели ли место случаи, когда мужчина, соответствующий профилю Самаритянина, помогал женщине, но не убивал ее? — спросил Мазур. — Иногда преступник совершает пробные попытки, прежде чем набирается храбрости пойти на настоящее убийство.
— К нам обратились несколько женщин, утверждавших, что Самаритянин помогал им на автостраде Ай-тридцать пять. Все клятвенно уверяли, что он устранял проблему с машиной, после чего прощался и уезжал. По описанию этих женщин составлялись фотороботы. По словам представителей местной полиции, ни один из этих портретов не имел ничего общего с Ричардсоном — однако кто-то из них может оказаться вашим убийцей, поэтому я попрошу, чтобы их прислали сюда.
Несколько человек заерзали, бормоча себе под нос, но вслух никто ничего не сказал.
— Что было не так с женщинами, которых не убили? — спросила детектив Палмер.
— Ничего. Все они соответствовали его почерку.
— Но Глория Санчес не соответствует почерку преступника, — заметила Палмер.
— Да, не соответствует, — подтвердила Кейт. — Она была женщина обеспеченная, имела связи с влиятельными людьми, хотя, насколько я понимаю, находилась за рулем старой машины, которая могла привлечь внимание убийцы.
— Самаритянин последовательно продвигался на юг и ни разу не убивал дважды в пределах одного и того же округа, — сказал Мазур. — Имеем ли мы право предположить, что и этот убийца сохранит данный рисунок?
— Да. Если ваш убийца будет придерживаться сценария и продолжит убивать, следующий удар он нанесет еще южнее, — подтвердила Кейт.
— У него в запасе всего несколько сот миль, после чего автострада просто закончится, — напомнил Мазур. — Как он поступит в этом случае?
— Не знаю, — ответила Кейт.
— И что дальше? — спросил начальник отдела.
Хейден сняла очки.
— Если убийца продолжит повторять рисунок Самаритянина, в ближайшие два дня вы получите по почте отпечатанное письмо.
Несколько детективов задали вопросы, уточняя услышанное. Кейт четко и сжато ответила на все вопросы. Она чувствовала, что ее резкость не помогает ей завоевать сердца полицейских Сан-Антонио, однако в настоящий момент чувства и самолюбие присутствующих ее мало волновали.
Когда зал опустел, Хейден собрала свои бумаги. К ней подошел Мазур.
— Знаете, если б вы были помягче с этими ребятами, то добились бы от них большего.
Раздражение сдавило Кейт грудь.
— Мне все равно, детектив Мазур. Уязвленное самомнение и оскорбленное честолюбие являются непозволительной роскошью. — Поставив рюкзак на стол, она аккуратно открыла его и достала наугад шесть папок с делами, которыми занималась в настоящий момент. — Позвольте показать вам, почему мне приходится быть такой резкой.
Посмотрев на нее, Тео шагнул вперед. По мере того как он изучал жуткие фотографии, складки в уголках его глаз становились все жестче.
— Подобные дела не позволяют мне заботиться о том, как бы не обидеть чувства какого-нибудь полицейского, — сказала Кейт, постучав пальцем по первой фотографии. — Вот это мое самое свежее дело. Я прилетела сюда прямиком из Юты, где оставила в больнице восемнадцатилетнюю девушку. Ее спасли из ящика, больше похожего на гроб.
— Господи…
— Когда я ее обнаружила, она была едва жива. Похититель постоянно насиловал ее и держал буквально погребенной заживо. Мы нашли бедняжку лишь благодаря анонимному звонку какого-то парня, который случайно услышал, как пьяный в баре бахвалится тем, что хоронит женщин заживо.
Мазур потер затылок.
— Скажите мне, что вы его схватили.
— Ему удалось скрыться. Это на него я охотилась, когда вы позвонили. Обследуя территорию вокруг заброшенного сарая, мы обнаружили еще четыре могилы. Все свежие, во всех молодые женщины.
— У меня дочери четырнадцать лет. — На шее у Мазура запульсировала жилка. — И каждый раз, когда слышу о подобном деле, я думаю о ней.
— Трудно не относить это на свой счет, — тихо промолвила Кейт. Она взяла вторую папку. — А этот убийца удерживает свои жертвы на месте гвоздями…
— Замечание принято. — Мазур поднял руку.
— Наверное, в моей жизни было время, когда я старалась беречь чувства тех, с кем приходилось работать, но оно давно прошло. Теперь я думаю только о том, как схватить всех этих выродков.
— И это то, чем вы занимаетесь?
— Да.
— Вам не позавидуешь, доктор Хейден.
— Не я выбрала такую жизнь. Она выбрала меня.
Глава 6
Тяга переживать заново уже совершенное убийство доставляет наслаждение.
Сан-Антонио, штат Техас Понедельник, 27 ноября, 17:15
Хейден и Мазур сидели в зале совещаний и смотрели на большом экране видеозапись убийства.
Убийца подошел к сидящей за рулем женщине. Изображение с его видеокамеры равномерно дергалось в такт его шагам. Отсвет приборной панели обозначил силуэт Глории Санчес, поднесшей телефон к уху.
«У вас всё в порядке? — спросил убийца. — Похоже, колесо спустило».
Глория Санчес сверкнула глазами на телефон, прежде чем поднять взгляд на него. Поднятое стекло приглушило ее слова.
«Я в полной безопасности в своей машине и дождусь прибытия помощи».
«Хотите, я заменю колесо?..»
Запись закончилась. Какое-то время оба сидели молча, уставившись на экран. Затем Кейт нажала кнопку повторного воспроизведения и подалась вперед, всматриваясь в каждое движение убийцы. Она слушала не только то, что он говорил, но также его тон, акцент, интонации. Затем снова прокрутила запись. На этот раз слушала, закрыв глаза.
«Ты здесь не одна. Я рядом с тобой».
Этот голос потревожил черные воспоминания, глубоко погребенные в сознании, однако Кейт тотчас же отбросила ассоциацию как что-то невозможное. Скорее всего, причина в видеозаписях Ричардсона.