Подарить жизнь
Часть 9 из 40 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Знакомое дело. Следом за проведением первой борозды следует ритуальный сев. Выбранный на общем собрании сеятель, одетый в шубу наизнанку, бросает семена. Участников обряда, возвращающихся домой, обязательно стараются обрызгать водой, желают им хорошей погоды и обильного урожая. Потом в непременном порядке, пришедшем из неведомой древности, проводится общая трапеза, заканчивающаяся новым выбором пахаря и того, кто будет руководить обрядом в следующем году. На второй день праздника пахоты устраиваются скачки и различные состязания.
– Спешки нет, – согласился я.
Это в теории календарь один для всей империи. Тщательно выверенный и достаточно точный. Триста шестьдесят дней, делится на двенадцать месяцев, по тридцать дней в каждом. К последнему, двенадцатому месяцу, всегда прибавляется пять дней, которые считаются преддверием Нового года, а раз в четыре года приплюсовывается еще один день. В реальном исчислении есть еще дополнительные минуты, и они тоже прибавляются в виде дополнительного дня раз в десятилетие или даже столетие. Такой дополнительный день считается очень несчастливым. Я подозреваю, что причина в дополнительных работах. Никому не хочется проводить лишнее время вне дома. Люди твердо знают одно – время от времени появляется дополнительный рабочий день, а денег не прибавляется.
А тонкости движения по небу Солнца, Луны и остальных звезд простому люду ничего не говорят. На то существуют жрецы. Поэтому где-то в глубинке могут и слегка ошибиться с датой, а объяснять азы науки о движении светил рвущей тебя на куски в гневном возбуждении толпе достаточно сложно.
– А проводника здесь найти можно?
– В посевную? – в голосе девушки послышалось искренне удивление.
Пшеницу, ячмень и овес сеяли в конце апреля, а кукурузу – в середине мая. Сидеть, дожидаясь, пока закончатся работы, меня не устраивало.
– Даже за деньги никто не согласится. Зимой их кушать не станешь. Да и показывать, – она хихикнула, – небезопасно. Мы потомки солдат Первой империи и людей, живших в горах с незапамятных времен, а они не стеснялись грабить людей из низин. Вот тут уже в голосе прозвучало четкое превосходство и пренебрежение мягкотелыми из долин. – Если у тебя есть что-то, не вынимай. Целее будешь. Иди по дороге, и все. Придешь к перевалу.
Это тропа, рассчитанная максимум на одну телегу, понял я. И упремся мы точно в крепость. Надеюсь, всерьез меня еще не ловят, и описание личности во все горные избушки, где торчит неполный десяток замученных скукой солдат, не разослали. А глядишь, и вовсе зря испугался. Никому я не нужен. Нет, береженого бог бережет. Не люблю проявления внимания со стороны столицы к провинциальным делам. Даже Выраю не сказал, куда пойду. А уж заворачивать к фему Токсону с самого начала не собирался. Уйти за горы и отсидеться у северян – идея гораздо более интересная. Не в первый раз.
Деваха полезла изучать меня более детально. На удивление бережно и крайне настойчиво. Никакого смущения, все надо потрогать и проверить. Нет, я совсем не прочь продолжить, но не так же быстро.
– А папаша твой не нагрянет?
– Э, – небрежно отмахнулась она, – папаша знает. Я еще два года назад замуж должна была выйти, – продолжая тереться об меня и прерываясь на жадные поцелуи, повествовала она все с тем же диким произношением, – давно родители договорились. В соседней деревне был хороший парень.
– Был?
– Он ногу поранил и за три дня сгорел от горячки. Вот и осталась я одна. Ни оглашения не было, ни свадьбы официальной, но все же знают… – она запнулась и замолчала.
Ага, теперь понятно. И гостеприимство отца, и сам приход девушки в сарай. У горцев считается, если немужняя осталась – подозрительно. А не идет ли за ней несчастье? Хоть три ухажера имей, свадьбе не бывать. Только родители имеют право выбирать для своих детей женихов и невест, а дети не могут без согласия родителей или опекунов жениться и выходить замуж. Вся округа в курсе произошедшего, и желающих взять в свой дом такую невесту не отыщется.
А вот после меня – другое дело. Унесу в дальние края горе-несчастье на своих плечах, а если еще и забеременеет – все. От желающих не будет отбоя. Фаргады благословили. Вот чего я не боюсь, так здешних суеверных глупостей. Мою судьбу никому не переломить, я давно живу слишком странной жизнью, чтобы опасаться подозрительной незамужней жены. Сколько у меня таких было!
Не жалко сделать еще одно доброе дело. И мне хорошо, и ей неплохо. А уж обучить правильно себя вести в постели я постараюсь. Все сорок шесть поз из «Трактата о любви» нам за две-три ночи не освоить, однако научить азам и дать почувствовать, каково это – получать удовольствие, а не просто терпеть навалившегося сверху мужика, думающего исключительно о своих потребностях, сумею. Применит правильно новые познания, и не будет в дальнейшем отбоя от парней, желающих жениться.
Бенила
Почти три сотни жителей деревни в своих лучших одеяниях собрались на холме в ожидании. Дома не оставили даже младенцев и парализованную старуху. Всех приволокли. Обязаны присутствовать при священнодействии.
Место выбрали не вчера, глубоко вкопанные бревна почернели от времени. И ворота, символизирующие насест, с которого кукарекает петух, возвещающий наступление восхода и нового дня, поставлены давно. Два огромных камня и еще один специально вырубленный блок, накрывающий их, притащили наверняка с немалыми трудами.
Сходство со входом в Храм самое отдаленное, но попробуй намекнуть на это – всерьез обидятся и начнут многословно поучать, бесконечно просвещая на тему завещанных предками обычаев. Запросто докажут преимущество своего дверного косяка перед жреческим.
В домах внизу погашены огни и очаги вычищены. Все в напряженной тишине дожидаются появления молодого огня. Способ, старый, как мир. Пожилой седобородый мужик, видимо, из наиболее авторитетных, за неимением жрецов сам старательно вращает лучковое веретено. Гораздо проще постучать кремнем, да за такие штучки непременно пришибут. Нельзя изменять традиции. Есть единственно верный способ добывания огня, иначе Солнце всерьез обидится и спрячет свой лик от святотатцев.
Рядом с трудившимся в поте лица мужиком стоят ритуальный сосуд, наполненный особой пищей из смеси злаков, и кувшин с родниковой водой. Зерно кинут в огонь, а водой вымоют руки. Все действие расписано очень подробно и детально. Каждый замечательно знает свое место и свою роль. Напоминать не требуется.
А что в городских Храмах огонь возникает при прохождении Солнца через определенную точку неба, попадая сквозь стеклянный потолок внутрь помещения, так местным до этого и дела нет. Учитель как-то показал увеличительное стекло и рассказал, как его изготавливают. Странно было бы пользоваться микроскопом и не выяснить, как он устроен.
Вот рассчитывать время религиозных церемоний – совсем другое дело. Учитель объяснял однажды, но в голове особо не задержалось. Астрономия и движение звезд имеют очень мало отношения к лекарской деятельности. Кому нужен гороскоп, пусть в другом месте спрашивают, не у нее. А о праздниках пусть интересуются у жрецов. Это их прямая обязанность – знать такие вещи. …Если уж календарь приобрести не способны…
Есть в Храме соответствующие таблицы, неизвестно еще, с каких времен сохранились. И типографский станок есть, изобретенный Богом-Врачом. Конечно, об этом вслух не говорят, но образованные все в курсе. Так что в чудеса чудесатые Храма Солнца, возжигающего огонь непорочный, она давно не верит и предпочитает общаться с Богиней. Та хоть нагло не обманывает верующих. Что за дикость – разделение на более и менее важные Храмы! Или ты общаешься с Богом, или нет. Лучше уж так – руками добывать огонь. Честнее.
Бенила поспешно подавила зевоту. Запросто примут за дурной знак. Взгляд уперся в стоящего впереди учителя. Она, даже не видя его лица, точно знала про торжественное выражение и глубокое почтение к происходящему, написанное на нем большими разборчивыми буквами. Если потребуется, он разразится подобающей случаю речью, и в зависимости от состава слушателей выдаст пару притч. Верующие будут в восторге. Независимо от веры.
Как он умудряется каждого встречного убедить в своем глубочайшем почтении и найти общий язык с любым фанатиком – в голове не укладывалось. Даже вечно угрюмые горцы за два дня стали относиться к нему почти по-свойски. Лечение – лечением, но местные все охотнее сползаются под вечер послушать рассказы про старину, уважительно качают головами. Откуда он знает все эти подробности про здешних великих воителей? Совершенно точно не было в книгах ничего подобного.
Учитель под настроение способен заморочить голову даже белке, и она добровольно принесет ему орехи из запасов на зиму. А уж пчелы сами отведут его к дуплу и станут умолять взять мед.
«А верит ли он сам хоть во что-то?» – задумалась Бенила. Конечно. В свои собственные истины. «Не навреди больному». «Никто не знает всего». «Подвергай сомнению любые рекомендации, пока не проверишь их практически». «Что бы ни случилось в результате лечения, делай вид, что так оно и было задумано». И еще куча подобных правил. А вот Богов о помощи не просит. Никаких и никогда. Если при этом нет чужих ушей.
Тут она почувствовала гордость. Уж она точно не посторонняя. Хоть кого спроси. Не просто ученица. Он к ней относится не хуже, чем к близкой родственнице. Не часто такое бывает, уже насмотрелась на других. И дело не в ее готовности перенимать знания, хоть это и немаловажно. Он и к малявке Бениле, способной разве что пол в комнате помыть, да и то не лучшим образом, относился, как когда-то ее собственный отец к родной дочке.
Бенила осмотрела с головы до ног очередную временную подружку учителя. И чего хорошего в этой девке, с видом собственницы уцепившейся за его руку? Радостная морда горянки страшно раздражает. Подумаешь, великое дело – огулял очередную. Не она первая, не она последняя.
Сжала зубы, пытаясь скрыть зевок. Ну не выспалась она ночью. Страшно мешала милующаяся по соседству парочка. Их шепот, смешки и женские стоны. Раньше ее не раздражали похождения учителя. Но почему этой тупой деревенщине должна достаться его ласка? Почему не ей? Она не красавица, сама отлично знает, но ведь и не уродина. Сколько раз к ней подкатывали с предложениями! А она всех прогоняла. Не нужны ей другие.
«Ой, – изумленно ахнула Бенила и обрадовалась, что в темноте не заметно, как ее бросило в краску. – Ну, я и дура! Это ж надо, до чего додумалась! Недаром по ночам стали сниться такие сны, аж кровь закипает. Это мне захотелось, чтобы учитель и со мной проделал то же, что он вытворяет с другими девками. Ха! Вот оно в чем дело – я ревную! Значит, уже не ребенок. И дело не в крови, которую роняют при превращении из девочки в девушку. Мысли интересные в голове завелись. Надо хорошо все это обдумать».
Лезть к учителю с откровениями и кидаться на шею не тянуло. Прекрасно знала, что он относится к ней именно как к ученице, и не замечает выросшей девушки. Раньше это радовало. Не часто женщина в ремесле достигала звания Мастера. Про каждый случай в Серкане легенды складывали, вся округа об этом знала. Так что ее всерьез уважали. Всего один ученик был до нее у учителя, сейчас он живет в столице, в собственном роскошном особняке. Не стал бы лекарь учить дуру и неумеху. Очень разборчив. И не удивительно – при столь неортодоксальных взглядах! Доносчик под боком ему совсем ни к чему.
Хвала Богине, мужик добыл огонь быстро и без проблем, с облегчением отметила Бенила, когда тот принялся раздувать искру, и маленькое пламя поднялось на глазах собравшихся. В подобных случаях любые задержки и неудачи обрастают множеством суеверных разговоров.
Усердно подкармливаемый костер принялся пожирать заботливо приготовленные сухие дрова. Красный колеблющийся свет осветил лица крестьян, с неподдельным вниманием наблюдающих за происходящим. Каждый этап обряда важен. Сбой в процедуре отразится на всех жителях деревни.
Ни один праздник, церемония или обряд в честь Солнца не обходится без огня – символа Бога. Культ огня является воплощением Солнца. Огонь очищает, сжигает старое и рождает новое. Огонь несет тепло и возрождение. Нет ничего важнее огня. Даже мир родился в нем и вечно возникает снова и снова. Ведь Солнце шлет огонь на Землю.
Огонь бывает разный. Небесный, сходящий в виде молнии, ударяющей с неба, дающий тепло и жизнь, горящий в очаге, и самый важный – добытый на Новый год. Он зажигается в храмах, и от него возгораются остальные огни. Проявить неуважение в такой момент – самоубийство.
Бенила поспешно запела литанию, присоединившись к общему хору:
«Проклинаю чужих Богов, исповедую поклонение Солнцу, разгоняющему мрак и холод! С упоением молюсь, простирая к Солнцу руки, чтобы добрый Бог принял все, что ему приготовили! Пусть возрадуется Душа Быка!»
Сквозь расступившуюся толпу провели удивленно косящего глазом быка, украшенного цветными ленточками. В Храме обычно животное отбирали по множеству признаков. Вес, рост, цвет, поведение. Здесь подошли к церемонии проще. Здоровый? Трехлеток? Подойдет. А что черный с белыми пятнами, так откуда взять одноцветного? Вся порода такая. Не первый век приносят жертву, и городские глупости тут никого не волнуют. Солнцу нужен бык, а какой-то правильный вид выдумали уже позднее городские умники, горцам они не указ.
«О, Солнце, Мудрый Властелин, сотворивший мир вещей и мир души! За служение даруй праведному свою милость!»
Люди еще не закончили фразу, а нож в руке возжегшего огонь уже сверкнул, рассекая воздух. Одним отточенным взмахом мужчина перерезал быку глотку от уха до уха, вскрыв сонную артерию. Ударила струя крови, сознание тут же покинуло животное: кровь больше не поступала в его мозг. Большие глаза закатились и перестали с туповатым удивлением взирать на окружающий мир. Бык упал на колени, а через мгновение был мертв.
Толпа восторженно взвыла. Неудачная жертва, как-то плохой удар, мечущийся от боли или упирающийся бык могли быть знаком недовольства Солнца. А сейчас всем видно – год будет хорошим. Жертва принята.
«Обязуюсь вершить добрую мысль, клятвой обязуюсь вершить доброе слово, клятвой обязуюсь вершить доброе деяние на благо всем», – зазвучали слова, когда первые лучи восходящего светила коснулись неба.
Крестьяне были страшно довольны. Нарушения порядка, предписанного в незапамятные времена, не случилось. Все вышло удачно. Солнце даст щедрый урожай, новых детей, обильный приплод стад.
Женщины одна за другой приближались и зажигали факелы от общего костра, унося новорожденный огонь в очаги. Бенила не стала подходить. Потом возьмет в очаге. Сунешься, нарушишь очередность, могут неправильно понять и резко отреагировать. Тут не город. Порядок установлен на века. Каждый знает свое место. Возраст, поведение, начиная с детства, количество детей, достаток, предки и их заслуги – все важно и идет в общедеревенский зачет.
Мужчины приступили к разделке туши. На самом деле сотне с лишним взрослых мужиков там делать нечего. Работали особо доверенные и уважаемые, заранее отобранные общим собранием. Шкуру позднее продадут, а вырученные за нее деньги обязательно пропьют. Святая обязанность. А вот голову насадят на кол. Весь холм опоясан рядами рогатых черепов. При желании можно точно выяснить, когда основано поселение. Один год – один бык. Второго, на осеннее равноденствие, приносят в жертву в другом месте. Почти наверняка в противоположном конце деревни, на точно таком же холме.
Народ, толпясь у бочонка с сомой, старательно отмечал удачное начало года. Выпив и получив свой кусок жертвенного быка согласно заработанному уважению и вкладу в общее дело, они отправлялись домой. Там праздник продолжится уже в семейной обстановке. Мясо обязательно сварят в медном котле, и вкушать его можно будет только с наступлением темноты.
– Идем, – позвал проходящий мимо учитель.
Бенила послушно двинулась следом, размышляя, сколько им здесь еще оставаться. Разговор она слышала, да лекарь ее и раньше предупреждал. После Нового года желательно переждать, пока все вокруг не справят обряды. Не нужно сердить людей и надоедать им без веской причины. Они потому и заехали в деревню, а не стали, как обычно, обходить ее стороной. Лучшее время для посещения поселения сложно себе представить. На праздник все щедры, и главное, гости появились вовремя.
Вот буквально сейчас крестьяне повторяли три основных правилазаповеди: добрая мысль, доброе слово, доброе деяние. А попробуй выделиться из толпы хоть на секунду, и моментально наружу полезет жестокость. Хуже всего, что они ее не замечают и не придают значения собственному поведению. Так воспитаны. И разве исключительно одни горцы? Достаточно посмотреть на отношение к нижестоящим. Если не на ком отыграться, так надо хотя бы женщину или раба ударить.
Правильно учитель говорит: «Мир опасен».
Он называет это полушутя «заповедями хорошего лекаря»: «Будь бдительной и не доверяй людям. Сегодня они готовы ноги тебе мыть, завтра при неудаче обвинят в неправильном лечении и будут поносить на всех углах. Если ножом не ударят. Нет в этом их вины. Люди несовершенны, но ты будь готова не только к пряникам, но и к проклятиям. Причем любовь и ненависть будут исходить от одних и тех же людей. Не удивляйся. Прошлого добра не помнят и не ценят. Сегодняшнее горе во сто крат важнее вчерашнего счастья. Научись равнодушно принимать обе стороны профессии. Мы не можем спасти всех и не должны отказываться от платы за труд. Не обязательно заламывать цену, но нельзя и забывать о себе».
А ведь он не злой, и подлости в учителе нет. Не станет плевать на обратившегося за помощью, если тому нечем заплатить, сколько бы ни рассуждал вслух о человеческой неблагодарности, бесчестности и гнусности. Готов лечить богатого фема и нищего оборванца. Бедняка даже охотнее. У того нет возможности заплатить в Храме за услуги специалиста, а для лекаря все одинаковы. Помочь страдающему – нормальное поведение. Никто не заставлял его посещать больных холерой в прошлом году, когда жители Серкана разбегались в панике, и каждый пятый умирал. А он ходил и лечил!
Умели в древние времена защищаться от болезни или нет, пойди, проверь. В реальной жизни необходимо сначала выделить чистую культуру холеры. Знали бы в Храме, чем они занимаются, костром бы не отделались. Попробуй, докажи, что ты не травить, а лечить собираешься, выводя носителей смертельной болезни в стеклянной баночке. И ведь надо правильно рассчитать дозу вакцины, иначе не излечишь, а убьешь человека. Вот пусть ее выпорют, но не в первый раз Учитель этим занимался. Ерунда все – про старые записи и древних лекарей. Есть у него навык.
Среди тех, кому он вводил под кожу вакцину, никто не умер. Предохраняющее действие лекарства установлено опытом окончательно. Вакцина не представляет опасности для здоровья человека. Через шесть дней после второй прививки больной приобретает стойкую невосприимчивость к холерной заразе. Не удивительно, что Вырай так уважал учителя. Жуткая болезнь пришла не в первый раз, и до этого она всегда уносила огромное количество жизней.
Бенила недаром помогала учителю. Все запомнила и сумеет повторить с самого начала. Вакцина может производиться без малейшего риска. Но чтобы полностью изгнать или хотя бы блокировать болезнь в масштабах страны, нужно привить миллионы людей. На это способна только империя. Ее государственные органы. Слишком дорого обойдется подобное мероприятие. Зато можно убить холеру навсегда!
Нет. Когда она станет полноправным лекарем, обязательно опубликует рассказ о методе борьбы с этой болезнью. Ведь если возможно выработать иммунитет против одного заболевания, почему не попробовать бороться с другим? Теория происхождения болезней от болезнетворных микроорганизмов даже Храмом не отрицается. Какая разница, бесами они называются или микробами. А такие знания – это ведь не только слава, это еще и огромные деньги! Почему учитель не хочет обнародовать величайшее открытие? Надо с ним серьезно поговорить! Может, она чего-то важного не понимает?
Уважения достойны многие. Искренней преданности – единственный. Потому что нет у лекарю корысти учить и защищать Бенилу. Спрашивать ее мнение, советоваться. Конечно, чаще он просто проверяет собственную мысль, однако не отдает приказ, а дает почувствовать, что она ему необходима. И достаточно взрослая, чтобы понимать. Пусть благословит и сбережет Богиня единственного настоящего человека. Пусть сбережет только для нее, но на всех ведь никого не хватит!
Она кивнула своим мыслям и спокойно направилась к дому.
Глава 5
Диспут о морали
Бенила
Учитель сделал многозначительную паузу и неторопливо отпил из большой глиняной кружки пиво. Все семейство терпеливо ждало продолжения. Даже старуха, все так же неподвижно лежащая на лавке и не сегодня, так завтра собирающаяся встретиться с предками, повернула голову в его сторону, прислушиваясь.
Зашли они проведать помирающую без задней мысли. Лекарь не любил брать плату с родственников людей, которым он не может помочь. Ей и болеутоляющее не требовалось. Все одно ничего не принимала, кроме воды. Посидели, слушая историю этой семьи, а там само пошло. Уж очень гостеприимно встретили. Хозяин, огромный кряжистый мужик, оценил их приход правильно и выставил угощение.
Учитель не остался в долгу, проявил свое умение влезать людям в душу. Не часто в здешних домах случались бесплатные представления. А почему не сделать людям приятное? Политические новости из империи их не волнуют, а вот веселые байки будут пересказывать соседям еще не один цикл.
– Спешки нет, – согласился я.
Это в теории календарь один для всей империи. Тщательно выверенный и достаточно точный. Триста шестьдесят дней, делится на двенадцать месяцев, по тридцать дней в каждом. К последнему, двенадцатому месяцу, всегда прибавляется пять дней, которые считаются преддверием Нового года, а раз в четыре года приплюсовывается еще один день. В реальном исчислении есть еще дополнительные минуты, и они тоже прибавляются в виде дополнительного дня раз в десятилетие или даже столетие. Такой дополнительный день считается очень несчастливым. Я подозреваю, что причина в дополнительных работах. Никому не хочется проводить лишнее время вне дома. Люди твердо знают одно – время от времени появляется дополнительный рабочий день, а денег не прибавляется.
А тонкости движения по небу Солнца, Луны и остальных звезд простому люду ничего не говорят. На то существуют жрецы. Поэтому где-то в глубинке могут и слегка ошибиться с датой, а объяснять азы науки о движении светил рвущей тебя на куски в гневном возбуждении толпе достаточно сложно.
– А проводника здесь найти можно?
– В посевную? – в голосе девушки послышалось искренне удивление.
Пшеницу, ячмень и овес сеяли в конце апреля, а кукурузу – в середине мая. Сидеть, дожидаясь, пока закончатся работы, меня не устраивало.
– Даже за деньги никто не согласится. Зимой их кушать не станешь. Да и показывать, – она хихикнула, – небезопасно. Мы потомки солдат Первой империи и людей, живших в горах с незапамятных времен, а они не стеснялись грабить людей из низин. Вот тут уже в голосе прозвучало четкое превосходство и пренебрежение мягкотелыми из долин. – Если у тебя есть что-то, не вынимай. Целее будешь. Иди по дороге, и все. Придешь к перевалу.
Это тропа, рассчитанная максимум на одну телегу, понял я. И упремся мы точно в крепость. Надеюсь, всерьез меня еще не ловят, и описание личности во все горные избушки, где торчит неполный десяток замученных скукой солдат, не разослали. А глядишь, и вовсе зря испугался. Никому я не нужен. Нет, береженого бог бережет. Не люблю проявления внимания со стороны столицы к провинциальным делам. Даже Выраю не сказал, куда пойду. А уж заворачивать к фему Токсону с самого начала не собирался. Уйти за горы и отсидеться у северян – идея гораздо более интересная. Не в первый раз.
Деваха полезла изучать меня более детально. На удивление бережно и крайне настойчиво. Никакого смущения, все надо потрогать и проверить. Нет, я совсем не прочь продолжить, но не так же быстро.
– А папаша твой не нагрянет?
– Э, – небрежно отмахнулась она, – папаша знает. Я еще два года назад замуж должна была выйти, – продолжая тереться об меня и прерываясь на жадные поцелуи, повествовала она все с тем же диким произношением, – давно родители договорились. В соседней деревне был хороший парень.
– Был?
– Он ногу поранил и за три дня сгорел от горячки. Вот и осталась я одна. Ни оглашения не было, ни свадьбы официальной, но все же знают… – она запнулась и замолчала.
Ага, теперь понятно. И гостеприимство отца, и сам приход девушки в сарай. У горцев считается, если немужняя осталась – подозрительно. А не идет ли за ней несчастье? Хоть три ухажера имей, свадьбе не бывать. Только родители имеют право выбирать для своих детей женихов и невест, а дети не могут без согласия родителей или опекунов жениться и выходить замуж. Вся округа в курсе произошедшего, и желающих взять в свой дом такую невесту не отыщется.
А вот после меня – другое дело. Унесу в дальние края горе-несчастье на своих плечах, а если еще и забеременеет – все. От желающих не будет отбоя. Фаргады благословили. Вот чего я не боюсь, так здешних суеверных глупостей. Мою судьбу никому не переломить, я давно живу слишком странной жизнью, чтобы опасаться подозрительной незамужней жены. Сколько у меня таких было!
Не жалко сделать еще одно доброе дело. И мне хорошо, и ей неплохо. А уж обучить правильно себя вести в постели я постараюсь. Все сорок шесть поз из «Трактата о любви» нам за две-три ночи не освоить, однако научить азам и дать почувствовать, каково это – получать удовольствие, а не просто терпеть навалившегося сверху мужика, думающего исключительно о своих потребностях, сумею. Применит правильно новые познания, и не будет в дальнейшем отбоя от парней, желающих жениться.
Бенила
Почти три сотни жителей деревни в своих лучших одеяниях собрались на холме в ожидании. Дома не оставили даже младенцев и парализованную старуху. Всех приволокли. Обязаны присутствовать при священнодействии.
Место выбрали не вчера, глубоко вкопанные бревна почернели от времени. И ворота, символизирующие насест, с которого кукарекает петух, возвещающий наступление восхода и нового дня, поставлены давно. Два огромных камня и еще один специально вырубленный блок, накрывающий их, притащили наверняка с немалыми трудами.
Сходство со входом в Храм самое отдаленное, но попробуй намекнуть на это – всерьез обидятся и начнут многословно поучать, бесконечно просвещая на тему завещанных предками обычаев. Запросто докажут преимущество своего дверного косяка перед жреческим.
В домах внизу погашены огни и очаги вычищены. Все в напряженной тишине дожидаются появления молодого огня. Способ, старый, как мир. Пожилой седобородый мужик, видимо, из наиболее авторитетных, за неимением жрецов сам старательно вращает лучковое веретено. Гораздо проще постучать кремнем, да за такие штучки непременно пришибут. Нельзя изменять традиции. Есть единственно верный способ добывания огня, иначе Солнце всерьез обидится и спрячет свой лик от святотатцев.
Рядом с трудившимся в поте лица мужиком стоят ритуальный сосуд, наполненный особой пищей из смеси злаков, и кувшин с родниковой водой. Зерно кинут в огонь, а водой вымоют руки. Все действие расписано очень подробно и детально. Каждый замечательно знает свое место и свою роль. Напоминать не требуется.
А что в городских Храмах огонь возникает при прохождении Солнца через определенную точку неба, попадая сквозь стеклянный потолок внутрь помещения, так местным до этого и дела нет. Учитель как-то показал увеличительное стекло и рассказал, как его изготавливают. Странно было бы пользоваться микроскопом и не выяснить, как он устроен.
Вот рассчитывать время религиозных церемоний – совсем другое дело. Учитель объяснял однажды, но в голове особо не задержалось. Астрономия и движение звезд имеют очень мало отношения к лекарской деятельности. Кому нужен гороскоп, пусть в другом месте спрашивают, не у нее. А о праздниках пусть интересуются у жрецов. Это их прямая обязанность – знать такие вещи. …Если уж календарь приобрести не способны…
Есть в Храме соответствующие таблицы, неизвестно еще, с каких времен сохранились. И типографский станок есть, изобретенный Богом-Врачом. Конечно, об этом вслух не говорят, но образованные все в курсе. Так что в чудеса чудесатые Храма Солнца, возжигающего огонь непорочный, она давно не верит и предпочитает общаться с Богиней. Та хоть нагло не обманывает верующих. Что за дикость – разделение на более и менее важные Храмы! Или ты общаешься с Богом, или нет. Лучше уж так – руками добывать огонь. Честнее.
Бенила поспешно подавила зевоту. Запросто примут за дурной знак. Взгляд уперся в стоящего впереди учителя. Она, даже не видя его лица, точно знала про торжественное выражение и глубокое почтение к происходящему, написанное на нем большими разборчивыми буквами. Если потребуется, он разразится подобающей случаю речью, и в зависимости от состава слушателей выдаст пару притч. Верующие будут в восторге. Независимо от веры.
Как он умудряется каждого встречного убедить в своем глубочайшем почтении и найти общий язык с любым фанатиком – в голове не укладывалось. Даже вечно угрюмые горцы за два дня стали относиться к нему почти по-свойски. Лечение – лечением, но местные все охотнее сползаются под вечер послушать рассказы про старину, уважительно качают головами. Откуда он знает все эти подробности про здешних великих воителей? Совершенно точно не было в книгах ничего подобного.
Учитель под настроение способен заморочить голову даже белке, и она добровольно принесет ему орехи из запасов на зиму. А уж пчелы сами отведут его к дуплу и станут умолять взять мед.
«А верит ли он сам хоть во что-то?» – задумалась Бенила. Конечно. В свои собственные истины. «Не навреди больному». «Никто не знает всего». «Подвергай сомнению любые рекомендации, пока не проверишь их практически». «Что бы ни случилось в результате лечения, делай вид, что так оно и было задумано». И еще куча подобных правил. А вот Богов о помощи не просит. Никаких и никогда. Если при этом нет чужих ушей.
Тут она почувствовала гордость. Уж она точно не посторонняя. Хоть кого спроси. Не просто ученица. Он к ней относится не хуже, чем к близкой родственнице. Не часто такое бывает, уже насмотрелась на других. И дело не в ее готовности перенимать знания, хоть это и немаловажно. Он и к малявке Бениле, способной разве что пол в комнате помыть, да и то не лучшим образом, относился, как когда-то ее собственный отец к родной дочке.
Бенила осмотрела с головы до ног очередную временную подружку учителя. И чего хорошего в этой девке, с видом собственницы уцепившейся за его руку? Радостная морда горянки страшно раздражает. Подумаешь, великое дело – огулял очередную. Не она первая, не она последняя.
Сжала зубы, пытаясь скрыть зевок. Ну не выспалась она ночью. Страшно мешала милующаяся по соседству парочка. Их шепот, смешки и женские стоны. Раньше ее не раздражали похождения учителя. Но почему этой тупой деревенщине должна достаться его ласка? Почему не ей? Она не красавица, сама отлично знает, но ведь и не уродина. Сколько раз к ней подкатывали с предложениями! А она всех прогоняла. Не нужны ей другие.
«Ой, – изумленно ахнула Бенила и обрадовалась, что в темноте не заметно, как ее бросило в краску. – Ну, я и дура! Это ж надо, до чего додумалась! Недаром по ночам стали сниться такие сны, аж кровь закипает. Это мне захотелось, чтобы учитель и со мной проделал то же, что он вытворяет с другими девками. Ха! Вот оно в чем дело – я ревную! Значит, уже не ребенок. И дело не в крови, которую роняют при превращении из девочки в девушку. Мысли интересные в голове завелись. Надо хорошо все это обдумать».
Лезть к учителю с откровениями и кидаться на шею не тянуло. Прекрасно знала, что он относится к ней именно как к ученице, и не замечает выросшей девушки. Раньше это радовало. Не часто женщина в ремесле достигала звания Мастера. Про каждый случай в Серкане легенды складывали, вся округа об этом знала. Так что ее всерьез уважали. Всего один ученик был до нее у учителя, сейчас он живет в столице, в собственном роскошном особняке. Не стал бы лекарь учить дуру и неумеху. Очень разборчив. И не удивительно – при столь неортодоксальных взглядах! Доносчик под боком ему совсем ни к чему.
Хвала Богине, мужик добыл огонь быстро и без проблем, с облегчением отметила Бенила, когда тот принялся раздувать искру, и маленькое пламя поднялось на глазах собравшихся. В подобных случаях любые задержки и неудачи обрастают множеством суеверных разговоров.
Усердно подкармливаемый костер принялся пожирать заботливо приготовленные сухие дрова. Красный колеблющийся свет осветил лица крестьян, с неподдельным вниманием наблюдающих за происходящим. Каждый этап обряда важен. Сбой в процедуре отразится на всех жителях деревни.
Ни один праздник, церемония или обряд в честь Солнца не обходится без огня – символа Бога. Культ огня является воплощением Солнца. Огонь очищает, сжигает старое и рождает новое. Огонь несет тепло и возрождение. Нет ничего важнее огня. Даже мир родился в нем и вечно возникает снова и снова. Ведь Солнце шлет огонь на Землю.
Огонь бывает разный. Небесный, сходящий в виде молнии, ударяющей с неба, дающий тепло и жизнь, горящий в очаге, и самый важный – добытый на Новый год. Он зажигается в храмах, и от него возгораются остальные огни. Проявить неуважение в такой момент – самоубийство.
Бенила поспешно запела литанию, присоединившись к общему хору:
«Проклинаю чужих Богов, исповедую поклонение Солнцу, разгоняющему мрак и холод! С упоением молюсь, простирая к Солнцу руки, чтобы добрый Бог принял все, что ему приготовили! Пусть возрадуется Душа Быка!»
Сквозь расступившуюся толпу провели удивленно косящего глазом быка, украшенного цветными ленточками. В Храме обычно животное отбирали по множеству признаков. Вес, рост, цвет, поведение. Здесь подошли к церемонии проще. Здоровый? Трехлеток? Подойдет. А что черный с белыми пятнами, так откуда взять одноцветного? Вся порода такая. Не первый век приносят жертву, и городские глупости тут никого не волнуют. Солнцу нужен бык, а какой-то правильный вид выдумали уже позднее городские умники, горцам они не указ.
«О, Солнце, Мудрый Властелин, сотворивший мир вещей и мир души! За служение даруй праведному свою милость!»
Люди еще не закончили фразу, а нож в руке возжегшего огонь уже сверкнул, рассекая воздух. Одним отточенным взмахом мужчина перерезал быку глотку от уха до уха, вскрыв сонную артерию. Ударила струя крови, сознание тут же покинуло животное: кровь больше не поступала в его мозг. Большие глаза закатились и перестали с туповатым удивлением взирать на окружающий мир. Бык упал на колени, а через мгновение был мертв.
Толпа восторженно взвыла. Неудачная жертва, как-то плохой удар, мечущийся от боли или упирающийся бык могли быть знаком недовольства Солнца. А сейчас всем видно – год будет хорошим. Жертва принята.
«Обязуюсь вершить добрую мысль, клятвой обязуюсь вершить доброе слово, клятвой обязуюсь вершить доброе деяние на благо всем», – зазвучали слова, когда первые лучи восходящего светила коснулись неба.
Крестьяне были страшно довольны. Нарушения порядка, предписанного в незапамятные времена, не случилось. Все вышло удачно. Солнце даст щедрый урожай, новых детей, обильный приплод стад.
Женщины одна за другой приближались и зажигали факелы от общего костра, унося новорожденный огонь в очаги. Бенила не стала подходить. Потом возьмет в очаге. Сунешься, нарушишь очередность, могут неправильно понять и резко отреагировать. Тут не город. Порядок установлен на века. Каждый знает свое место. Возраст, поведение, начиная с детства, количество детей, достаток, предки и их заслуги – все важно и идет в общедеревенский зачет.
Мужчины приступили к разделке туши. На самом деле сотне с лишним взрослых мужиков там делать нечего. Работали особо доверенные и уважаемые, заранее отобранные общим собранием. Шкуру позднее продадут, а вырученные за нее деньги обязательно пропьют. Святая обязанность. А вот голову насадят на кол. Весь холм опоясан рядами рогатых черепов. При желании можно точно выяснить, когда основано поселение. Один год – один бык. Второго, на осеннее равноденствие, приносят в жертву в другом месте. Почти наверняка в противоположном конце деревни, на точно таком же холме.
Народ, толпясь у бочонка с сомой, старательно отмечал удачное начало года. Выпив и получив свой кусок жертвенного быка согласно заработанному уважению и вкладу в общее дело, они отправлялись домой. Там праздник продолжится уже в семейной обстановке. Мясо обязательно сварят в медном котле, и вкушать его можно будет только с наступлением темноты.
– Идем, – позвал проходящий мимо учитель.
Бенила послушно двинулась следом, размышляя, сколько им здесь еще оставаться. Разговор она слышала, да лекарь ее и раньше предупреждал. После Нового года желательно переждать, пока все вокруг не справят обряды. Не нужно сердить людей и надоедать им без веской причины. Они потому и заехали в деревню, а не стали, как обычно, обходить ее стороной. Лучшее время для посещения поселения сложно себе представить. На праздник все щедры, и главное, гости появились вовремя.
Вот буквально сейчас крестьяне повторяли три основных правилазаповеди: добрая мысль, доброе слово, доброе деяние. А попробуй выделиться из толпы хоть на секунду, и моментально наружу полезет жестокость. Хуже всего, что они ее не замечают и не придают значения собственному поведению. Так воспитаны. И разве исключительно одни горцы? Достаточно посмотреть на отношение к нижестоящим. Если не на ком отыграться, так надо хотя бы женщину или раба ударить.
Правильно учитель говорит: «Мир опасен».
Он называет это полушутя «заповедями хорошего лекаря»: «Будь бдительной и не доверяй людям. Сегодня они готовы ноги тебе мыть, завтра при неудаче обвинят в неправильном лечении и будут поносить на всех углах. Если ножом не ударят. Нет в этом их вины. Люди несовершенны, но ты будь готова не только к пряникам, но и к проклятиям. Причем любовь и ненависть будут исходить от одних и тех же людей. Не удивляйся. Прошлого добра не помнят и не ценят. Сегодняшнее горе во сто крат важнее вчерашнего счастья. Научись равнодушно принимать обе стороны профессии. Мы не можем спасти всех и не должны отказываться от платы за труд. Не обязательно заламывать цену, но нельзя и забывать о себе».
А ведь он не злой, и подлости в учителе нет. Не станет плевать на обратившегося за помощью, если тому нечем заплатить, сколько бы ни рассуждал вслух о человеческой неблагодарности, бесчестности и гнусности. Готов лечить богатого фема и нищего оборванца. Бедняка даже охотнее. У того нет возможности заплатить в Храме за услуги специалиста, а для лекаря все одинаковы. Помочь страдающему – нормальное поведение. Никто не заставлял его посещать больных холерой в прошлом году, когда жители Серкана разбегались в панике, и каждый пятый умирал. А он ходил и лечил!
Умели в древние времена защищаться от болезни или нет, пойди, проверь. В реальной жизни необходимо сначала выделить чистую культуру холеры. Знали бы в Храме, чем они занимаются, костром бы не отделались. Попробуй, докажи, что ты не травить, а лечить собираешься, выводя носителей смертельной болезни в стеклянной баночке. И ведь надо правильно рассчитать дозу вакцины, иначе не излечишь, а убьешь человека. Вот пусть ее выпорют, но не в первый раз Учитель этим занимался. Ерунда все – про старые записи и древних лекарей. Есть у него навык.
Среди тех, кому он вводил под кожу вакцину, никто не умер. Предохраняющее действие лекарства установлено опытом окончательно. Вакцина не представляет опасности для здоровья человека. Через шесть дней после второй прививки больной приобретает стойкую невосприимчивость к холерной заразе. Не удивительно, что Вырай так уважал учителя. Жуткая болезнь пришла не в первый раз, и до этого она всегда уносила огромное количество жизней.
Бенила недаром помогала учителю. Все запомнила и сумеет повторить с самого начала. Вакцина может производиться без малейшего риска. Но чтобы полностью изгнать или хотя бы блокировать болезнь в масштабах страны, нужно привить миллионы людей. На это способна только империя. Ее государственные органы. Слишком дорого обойдется подобное мероприятие. Зато можно убить холеру навсегда!
Нет. Когда она станет полноправным лекарем, обязательно опубликует рассказ о методе борьбы с этой болезнью. Ведь если возможно выработать иммунитет против одного заболевания, почему не попробовать бороться с другим? Теория происхождения болезней от болезнетворных микроорганизмов даже Храмом не отрицается. Какая разница, бесами они называются или микробами. А такие знания – это ведь не только слава, это еще и огромные деньги! Почему учитель не хочет обнародовать величайшее открытие? Надо с ним серьезно поговорить! Может, она чего-то важного не понимает?
Уважения достойны многие. Искренней преданности – единственный. Потому что нет у лекарю корысти учить и защищать Бенилу. Спрашивать ее мнение, советоваться. Конечно, чаще он просто проверяет собственную мысль, однако не отдает приказ, а дает почувствовать, что она ему необходима. И достаточно взрослая, чтобы понимать. Пусть благословит и сбережет Богиня единственного настоящего человека. Пусть сбережет только для нее, но на всех ведь никого не хватит!
Она кивнула своим мыслям и спокойно направилась к дому.
Глава 5
Диспут о морали
Бенила
Учитель сделал многозначительную паузу и неторопливо отпил из большой глиняной кружки пиво. Все семейство терпеливо ждало продолжения. Даже старуха, все так же неподвижно лежащая на лавке и не сегодня, так завтра собирающаяся встретиться с предками, повернула голову в его сторону, прислушиваясь.
Зашли они проведать помирающую без задней мысли. Лекарь не любил брать плату с родственников людей, которым он не может помочь. Ей и болеутоляющее не требовалось. Все одно ничего не принимала, кроме воды. Посидели, слушая историю этой семьи, а там само пошло. Уж очень гостеприимно встретили. Хозяин, огромный кряжистый мужик, оценил их приход правильно и выставил угощение.
Учитель не остался в долгу, проявил свое умение влезать людям в душу. Не часто в здешних домах случались бесплатные представления. А почему не сделать людям приятное? Политические новости из империи их не волнуют, а вот веселые байки будут пересказывать соседям еще не один цикл.