Почему он делает это?
Часть 24 из 49 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Джесс: Я не расстроен. Я просто не хочу сейчас разговаривать. Почему ты все время пытаешься что-то найти в этом? Могу я просто немного помолчать иногда? Не каждому нравится болтать без умолку только потому, что это нравится тебе.
Би: Я не болтаю без умолку. Я просто хочу знать, что тебя беспокоит.
Джесс: Я только что сказал тебе, что меня ничего не беспокоит… И только не говори, что ты не болтаешь без передышки. Когда мы обедали вместе с моим братом и его женой, ты же всех достала рассказами о своих журналистских курсах. Ради бога, тебе сорок лет, а ты все мечтаешь стать знаменитой! Стань чуть взрослее.
Би: Знаменитой? Я пытаюсь найти работу, Джесс, потому что все агентства путешествий перебрались в центр города. И я не говорила бесконечно. Это им было интересно. Они расспрашивали меня, вот мы и говорили на эту тему некоторое время.
Джесс: О да! Интересно! Они были просто вежливы. Ты настолько наивна, что не можешь понять, когда к тебе относятся снисходительно.
Би: Не могу поверить. Обед был почти две недели назад. И ты все это время носил в себе это раздражение?
Джесс: Ничего я не носил, Би, это ты носишь. Тебе нравится нас запутывать. Ладно, пока. У меня нет настроения для всего этого дерьма.
Би: Нет настроения для какого дерьма? Я ничего не сделала! Ты держал это для меня с момента, как я приехала!
Джесс: Ты кричишь на меня, Би. Ты знаешь, я ненавижу, когда на меня кричат. Ты себя не контролируешь. Увидимся позже.
Би: Куда ты?
Джесс: Домой. Можешь взять машину. Мне лучше побыть одному.
Би: До дома идти больше получаса, и сегодня морозно.
Джесс: О, ты решила проявить обо мне заботу! Да иди ты…
Жизнь жертв абьюза полна подобных сцен. Джесс не называл Би обидными словами. Не кричал на нее, не бил, не угрожал. Би будет трудно объяснить подруге, отчего она так расстроена, поскольку поведение Джесса трудно описать. Что она может сказать? Что он говорил с сарказмом? Что не забывает произошедшего? Что очень критичен? Подруга ответит: «Да, это звучит неприятно, но я бы не назвала это жестокостью». Однако, когда Джесс ушел, у Би было ощущение, будто ей дали пощечину.
Что происходит в этом споре?
Мы сначала посмотрим, что Джесс делает, а затем проверим, как он мыслит. Первый момент, который следует проиллюстрировать: проблема жестокого мужчины не в том, что он неадекватно реагирует на конфликт. Его жестокость действует, предваряя конфликт: она обычно создает конфликт, и она определяет, какую форму конфликт примет.
Психотерапевты часто пытаются работать с жестокими личностями, анализируя их реакцию на разногласия и пытаясь научить их справляться с конфликтом. Но подобный подход не улавливает главного: именно жестокость порождает те самые разногласия, и с этого следует начинать.
Джесс использовал целый арсенал приемов управления беседой, как это делают большинство жестоких мужчин:
• Он отрицает, что зол, хотя это очевидно, и вместо того чтобы разобраться с тем, что его беспокоит, направляет свою энергию на критику Би.
• Он обижает и проявляет высокомерие к Би множеством способов. В частности, он говорит ей, что она любит болтать, что мечтает стать знаменитой, он настаивает, чтобы она «повзрослела», и утверждает, что она обвиняет его в муссировании раздражения, тогда как это ее собственная проблема.
• Он говорит ей, что она не замечает, когда другие люди смотрят на нее свысока и не относятся к ней серьезно, и называет ее наивной.
• Он критикует ее за то, что она повышает голос в ответ на его оскорбления.
• Он говорит ей, что это она плохо обращается с ним.
• Он ушел прочь и разыграл жертву, поскольку ему придется долго идти домой по холодной погоде.
Би чувствует себя дверным косяком, о который кошка поточила когти. Она не способна предугадать, повторится ли подобное вербальное нападение, и не знает, что его провоцирует. Может, что-то случилось на работе и он просто сорвал на ней злость? Бывает, но на самом деле неурядицы на работе к инциденту почти не имеют отношения.
Так что же происходит? История началась двумя неделями раньше. Из спора мы узнали, что Джессу не нравится, когда Би находится в центре внимания. Почему? Причин тут несколько:
1. Он считает, что ее обязанность – поддерживать его. Эта жизненная позиция аналогична позиции «за каждым великим мужчиной стоит женщина». Поэтому если кто-то из них должен оказаться в центре внимания, то это должен быть он, а если ему не хочется говорить, она тоже должна молчать, оставаясь в его тени.
2. Он зациклен на ее ошибках и неудачах и считает, что все прочие тоже видят только их.
3. Ему не нравится, когда она проявляет себя на людях умной и интересной, поскольку это противоречит его глубокому убеждению в том, что она нерациональна, некомпетентна и не стоит того, чтобы ее замечать, и ему, вероятно, хочется, чтобы такое отношение к ней разделяли другие.
4. В каком-то смысле он боится, что, если она сможет достаточно опираться на собственные силы, она бросит его, и он, весьма вероятно, прав.
Обратите внимание, что пункты 2 и 3 практически противоречат друг другу: он считает, что она производит плохое впечатление, и это его смущает, но его также беспокоит то, что она может произвести очень хорошее впечатление, поскольку тогда другие люди будут смотреть на нее как на способную личность. Он резко реагирует на обе возможности.
Кроме того, Джесс видит в курсах журналистики угрозу своему контролю над Би. Думаю, именно это занимало его мысли последние две недели, вызывая у него раздражение.
Мужчинам-собственникам неуютно, когда они видят признаки пробуждающейся независимости в своих женщинах, и часто они ищут способы подорвать их продвижение в этом направлении в ближайшие же дни.
Итак, Джесс активно приписывает Би собственные характеристики, говоря, что она думает только о себе, муссирует свои обиды, кричит, не заботится о нем. Такое поведение жестоких личностей иногда ошибочно считают проекцией, психологическим процессом, позволяющим приписать собственные страхи и недостатки окружающим. Но метод, с помощью которого жестокая личность переворачивает в себе реальность с ног на голову, – не совсем проекция. Джесс считает, что Би кричит на него, поскольку одна из его базовых ценностей предполагает, что она не должна злиться на него, что бы он ни сделал. Он думает, что она не заботится о нем, потому что в его понимании она заботится о нем только тогда, когда заботится только о нем, позабыв о себе и окружающих. Он считает, что она думает только о себе, потому что иногда ее вдохновляют собственные цели или деятельность, тогда как он уверен, что она должна более всего интересоваться тем, что делает он. Он считает, что она зациклена на своих обидах, потому что иногда она пытается заставить его отвечать за свои поступки, вместо того чтобы позволить ему бесконечно оставлять за собой грязь, которую она будет бесконечно убирать – в прямом и переносном смысле.
Джесс также использует проекцию как тактику контроля. Отчасти он обвиняет Би в эгоизме и жестоком обращении с ним, чтобы ей было труднее рассказывать кому-то о своих обидах. Я часто слышу: «О, я знаю, что сказал про нее неправду, но это единственный способ подействовать на нее». (Удивительно, насколько обычным делом для жестоких мужчин является признание в добровольном использовании приемов жестокости и контроля, если их поймать в необоронительном состоянии.) По всем этим причинам говорить, что он просто «проецирует», значит неадекватно отражать причины искаженных обвинений, предъявляемых жестокой личностью.
Последний поступок, который нам необходимо проанализировать, – это решение Джесса прогуляться в одиночестве по морозцу. Почему он делает себя жертвой?
• Он хочет заставить Би сочувствовать себе, чтобы его чувства оставались в центре внимания, вытесняя оттуда ее собственные. Она будет чувствовать, что не должна настаивать на своих претензиях к тому, как он только что оскорбил ее, поскольку он так сильно страдал.
• Он хочет, чтобы ему сочувствовали все. Он может расписать знакомым, как он, несчастный, шел пешком, и они подумают: «Бедный парень». И он, вероятно, подредактирует историю в своих интересах – жестокие личности обычно приукрашивают свои рассказы, – например сказав, что она была в бешенстве и уехала без него и он, дрожа от жестокого холода… и т. п. Он не планирует сознательно эти маневры, но опыт научил его на глубинном уровне, что, разыгрывая жертву, он увеличивает объем сочувствия, которое получит.
• Он хочет, чтобы она беспокоилась о том, что подумают другие. Она не захочет выглядеть в глазах других злобной, поэтому постарается загладить ссору.
• В определенном смысле ему доставляет удовольствие чуточку «пострадать», поскольку это помогает ему оправдывать свою схему грубости и негативного воздействия на Би. Это способ убедить себя, что именно она плохая, не он. Жестокая личность тоже человек, и где-то внутри его, погребенное под слоями неограниченных правомочий и неуважения, есть сердце, знающее, что он не прав. Это сердце иногда пытается послать несколько ударов через эти слои, поэтому жестокой личности приходится глушить их.
Каждая словесная битва с абьюзером – это путь через минное поле, и каждый раз поле новое.
Джесс оказался смесью Хладнокровного Злодея и Жертвы с проблесками Мистера Авторитета. Вероятно, спор на ту же тему с Сержантом-инструктором или Игроком прошел бы иначе. Но независимо от стиля очень мало поступков и слов жестокой личности в споре настолько иррациональны и эмоциональны, как это кажется.
Четыре важнейшие характеристики спора с применением жестокости
Вы можете считать, что каждая размолвка с партнером уникальна и может начаться любым из тысячи способов, однако они заканчиваются только четырьмя или пятью результатами, и все – плохи. Ваше гнетущее ощущение тщетности и неотвратимости возникает оттого, как жестокий мужчина воспринимает вербальный конфликт. Его позиция не допускает, чтобы спор продвигался в направлении, не ведущем к выполнению его желаний, – если не туда, то никуда вовсе.
Четыре свойства особенно заметны:
1. Жестокая личность воспринимает спор как войну.
Его цель в словесном конфликте – не переговоры или поиск взаимоприемлемых решений. Он хочет только победы. Победа измеряется тем, кто больше говорил, кто нанес больше разрушающих или «юмористических» ударов (ни один из которых не кажется смешным партнерше) и кто контролирует финальное решение. Победа любой ценой! Почувствовав, что проигрывает, он может сделать тактическое отступление и собрать силы, чтобы нанести удар позднее.
Под этим панцирем у многих жестоких мужчин имеется еще одна прослойка – убежденность в том, что отношения с женщиной в целом – это война. С позиции такой психологической установки отношения являются дихотомичными, и ты находишься либо на одном конце, либо на другом: ты чемпион или полный лох, ты классный мужик или жалкий неудачник. Более сложной структуры ему представить не дано.
2. В его глазах она всегда не права.
Бессмысленно спорить с кем-то, у кого нет и тени сомнения в том, что его точка зрения единственно верная, тогда как ваша – чистой воды вздор.
Вопрос не в том, спорит он ожесточенно или нет. Многие не жестокие люди выражают свои мнения с невероятной убежденностью и эмоциями, в то же время позволяя точке зрения оппонента повлиять на них. С другой стороны, нетрудно заметить, когда оппонент отказывается вступать в честную борьбу с вашими идеями, а вместо этого хватается за дубину. Когда партнер говорит вам с пренебрежением: «О, настоящая причина твоих претензий к тому, как я веду спор, в том, что ты не можешь противостоять моему мнению», он отвлекает внимание от используемой им тактики. Он также переворачивает реальность, которая состоит в том, что он не может принять наличия у вас другого мнения и не хочет позволить, чтобы его мышление оказалось под влиянием вашего. А в тех редких случаях, когда он принимает ваши идеи, он может заявлять, что это были его идеи с самого начала.
3. У него целый арсенал приемов контроля в конфликте.
У моих клиентов так много способов протаранить свой путь к победе в конфликте, что я, вероятно, не назову их все, но наиболее распространенные среди домашних тиранов тактики перечислены ниже:
– Сарказм
– Насмешки
– Искажение ваших слов
– Искажение того, что происходило в прошлых интеракциях
– Мрачность
– Обвинение вас в том, что он делает сам, или в том, что он думает сам
– Использование тона абсолютной уверенности и наивысшего авторитета – «определение реальности»
– Перебивание
– Игнорирование, отказ от ответа
– Откровенное высмеивание вашего мнения или вашей точки зрения
– Разворачивание вашего недовольства на 180 градусов, чтобы использовать его против вас.
– Перевод темы на свое недовольство
– Критика, жестокая, незаслуженная и частая
Би: Я не болтаю без умолку. Я просто хочу знать, что тебя беспокоит.
Джесс: Я только что сказал тебе, что меня ничего не беспокоит… И только не говори, что ты не болтаешь без передышки. Когда мы обедали вместе с моим братом и его женой, ты же всех достала рассказами о своих журналистских курсах. Ради бога, тебе сорок лет, а ты все мечтаешь стать знаменитой! Стань чуть взрослее.
Би: Знаменитой? Я пытаюсь найти работу, Джесс, потому что все агентства путешествий перебрались в центр города. И я не говорила бесконечно. Это им было интересно. Они расспрашивали меня, вот мы и говорили на эту тему некоторое время.
Джесс: О да! Интересно! Они были просто вежливы. Ты настолько наивна, что не можешь понять, когда к тебе относятся снисходительно.
Би: Не могу поверить. Обед был почти две недели назад. И ты все это время носил в себе это раздражение?
Джесс: Ничего я не носил, Би, это ты носишь. Тебе нравится нас запутывать. Ладно, пока. У меня нет настроения для всего этого дерьма.
Би: Нет настроения для какого дерьма? Я ничего не сделала! Ты держал это для меня с момента, как я приехала!
Джесс: Ты кричишь на меня, Би. Ты знаешь, я ненавижу, когда на меня кричат. Ты себя не контролируешь. Увидимся позже.
Би: Куда ты?
Джесс: Домой. Можешь взять машину. Мне лучше побыть одному.
Би: До дома идти больше получаса, и сегодня морозно.
Джесс: О, ты решила проявить обо мне заботу! Да иди ты…
Жизнь жертв абьюза полна подобных сцен. Джесс не называл Би обидными словами. Не кричал на нее, не бил, не угрожал. Би будет трудно объяснить подруге, отчего она так расстроена, поскольку поведение Джесса трудно описать. Что она может сказать? Что он говорил с сарказмом? Что не забывает произошедшего? Что очень критичен? Подруга ответит: «Да, это звучит неприятно, но я бы не назвала это жестокостью». Однако, когда Джесс ушел, у Би было ощущение, будто ей дали пощечину.
Что происходит в этом споре?
Мы сначала посмотрим, что Джесс делает, а затем проверим, как он мыслит. Первый момент, который следует проиллюстрировать: проблема жестокого мужчины не в том, что он неадекватно реагирует на конфликт. Его жестокость действует, предваряя конфликт: она обычно создает конфликт, и она определяет, какую форму конфликт примет.
Психотерапевты часто пытаются работать с жестокими личностями, анализируя их реакцию на разногласия и пытаясь научить их справляться с конфликтом. Но подобный подход не улавливает главного: именно жестокость порождает те самые разногласия, и с этого следует начинать.
Джесс использовал целый арсенал приемов управления беседой, как это делают большинство жестоких мужчин:
• Он отрицает, что зол, хотя это очевидно, и вместо того чтобы разобраться с тем, что его беспокоит, направляет свою энергию на критику Би.
• Он обижает и проявляет высокомерие к Би множеством способов. В частности, он говорит ей, что она любит болтать, что мечтает стать знаменитой, он настаивает, чтобы она «повзрослела», и утверждает, что она обвиняет его в муссировании раздражения, тогда как это ее собственная проблема.
• Он говорит ей, что она не замечает, когда другие люди смотрят на нее свысока и не относятся к ней серьезно, и называет ее наивной.
• Он критикует ее за то, что она повышает голос в ответ на его оскорбления.
• Он говорит ей, что это она плохо обращается с ним.
• Он ушел прочь и разыграл жертву, поскольку ему придется долго идти домой по холодной погоде.
Би чувствует себя дверным косяком, о который кошка поточила когти. Она не способна предугадать, повторится ли подобное вербальное нападение, и не знает, что его провоцирует. Может, что-то случилось на работе и он просто сорвал на ней злость? Бывает, но на самом деле неурядицы на работе к инциденту почти не имеют отношения.
Так что же происходит? История началась двумя неделями раньше. Из спора мы узнали, что Джессу не нравится, когда Би находится в центре внимания. Почему? Причин тут несколько:
1. Он считает, что ее обязанность – поддерживать его. Эта жизненная позиция аналогична позиции «за каждым великим мужчиной стоит женщина». Поэтому если кто-то из них должен оказаться в центре внимания, то это должен быть он, а если ему не хочется говорить, она тоже должна молчать, оставаясь в его тени.
2. Он зациклен на ее ошибках и неудачах и считает, что все прочие тоже видят только их.
3. Ему не нравится, когда она проявляет себя на людях умной и интересной, поскольку это противоречит его глубокому убеждению в том, что она нерациональна, некомпетентна и не стоит того, чтобы ее замечать, и ему, вероятно, хочется, чтобы такое отношение к ней разделяли другие.
4. В каком-то смысле он боится, что, если она сможет достаточно опираться на собственные силы, она бросит его, и он, весьма вероятно, прав.
Обратите внимание, что пункты 2 и 3 практически противоречат друг другу: он считает, что она производит плохое впечатление, и это его смущает, но его также беспокоит то, что она может произвести очень хорошее впечатление, поскольку тогда другие люди будут смотреть на нее как на способную личность. Он резко реагирует на обе возможности.
Кроме того, Джесс видит в курсах журналистики угрозу своему контролю над Би. Думаю, именно это занимало его мысли последние две недели, вызывая у него раздражение.
Мужчинам-собственникам неуютно, когда они видят признаки пробуждающейся независимости в своих женщинах, и часто они ищут способы подорвать их продвижение в этом направлении в ближайшие же дни.
Итак, Джесс активно приписывает Би собственные характеристики, говоря, что она думает только о себе, муссирует свои обиды, кричит, не заботится о нем. Такое поведение жестоких личностей иногда ошибочно считают проекцией, психологическим процессом, позволяющим приписать собственные страхи и недостатки окружающим. Но метод, с помощью которого жестокая личность переворачивает в себе реальность с ног на голову, – не совсем проекция. Джесс считает, что Би кричит на него, поскольку одна из его базовых ценностей предполагает, что она не должна злиться на него, что бы он ни сделал. Он думает, что она не заботится о нем, потому что в его понимании она заботится о нем только тогда, когда заботится только о нем, позабыв о себе и окружающих. Он считает, что она думает только о себе, потому что иногда ее вдохновляют собственные цели или деятельность, тогда как он уверен, что она должна более всего интересоваться тем, что делает он. Он считает, что она зациклена на своих обидах, потому что иногда она пытается заставить его отвечать за свои поступки, вместо того чтобы позволить ему бесконечно оставлять за собой грязь, которую она будет бесконечно убирать – в прямом и переносном смысле.
Джесс также использует проекцию как тактику контроля. Отчасти он обвиняет Би в эгоизме и жестоком обращении с ним, чтобы ей было труднее рассказывать кому-то о своих обидах. Я часто слышу: «О, я знаю, что сказал про нее неправду, но это единственный способ подействовать на нее». (Удивительно, насколько обычным делом для жестоких мужчин является признание в добровольном использовании приемов жестокости и контроля, если их поймать в необоронительном состоянии.) По всем этим причинам говорить, что он просто «проецирует», значит неадекватно отражать причины искаженных обвинений, предъявляемых жестокой личностью.
Последний поступок, который нам необходимо проанализировать, – это решение Джесса прогуляться в одиночестве по морозцу. Почему он делает себя жертвой?
• Он хочет заставить Би сочувствовать себе, чтобы его чувства оставались в центре внимания, вытесняя оттуда ее собственные. Она будет чувствовать, что не должна настаивать на своих претензиях к тому, как он только что оскорбил ее, поскольку он так сильно страдал.
• Он хочет, чтобы ему сочувствовали все. Он может расписать знакомым, как он, несчастный, шел пешком, и они подумают: «Бедный парень». И он, вероятно, подредактирует историю в своих интересах – жестокие личности обычно приукрашивают свои рассказы, – например сказав, что она была в бешенстве и уехала без него и он, дрожа от жестокого холода… и т. п. Он не планирует сознательно эти маневры, но опыт научил его на глубинном уровне, что, разыгрывая жертву, он увеличивает объем сочувствия, которое получит.
• Он хочет, чтобы она беспокоилась о том, что подумают другие. Она не захочет выглядеть в глазах других злобной, поэтому постарается загладить ссору.
• В определенном смысле ему доставляет удовольствие чуточку «пострадать», поскольку это помогает ему оправдывать свою схему грубости и негативного воздействия на Би. Это способ убедить себя, что именно она плохая, не он. Жестокая личность тоже человек, и где-то внутри его, погребенное под слоями неограниченных правомочий и неуважения, есть сердце, знающее, что он не прав. Это сердце иногда пытается послать несколько ударов через эти слои, поэтому жестокой личности приходится глушить их.
Каждая словесная битва с абьюзером – это путь через минное поле, и каждый раз поле новое.
Джесс оказался смесью Хладнокровного Злодея и Жертвы с проблесками Мистера Авторитета. Вероятно, спор на ту же тему с Сержантом-инструктором или Игроком прошел бы иначе. Но независимо от стиля очень мало поступков и слов жестокой личности в споре настолько иррациональны и эмоциональны, как это кажется.
Четыре важнейшие характеристики спора с применением жестокости
Вы можете считать, что каждая размолвка с партнером уникальна и может начаться любым из тысячи способов, однако они заканчиваются только четырьмя или пятью результатами, и все – плохи. Ваше гнетущее ощущение тщетности и неотвратимости возникает оттого, как жестокий мужчина воспринимает вербальный конфликт. Его позиция не допускает, чтобы спор продвигался в направлении, не ведущем к выполнению его желаний, – если не туда, то никуда вовсе.
Четыре свойства особенно заметны:
1. Жестокая личность воспринимает спор как войну.
Его цель в словесном конфликте – не переговоры или поиск взаимоприемлемых решений. Он хочет только победы. Победа измеряется тем, кто больше говорил, кто нанес больше разрушающих или «юмористических» ударов (ни один из которых не кажется смешным партнерше) и кто контролирует финальное решение. Победа любой ценой! Почувствовав, что проигрывает, он может сделать тактическое отступление и собрать силы, чтобы нанести удар позднее.
Под этим панцирем у многих жестоких мужчин имеется еще одна прослойка – убежденность в том, что отношения с женщиной в целом – это война. С позиции такой психологической установки отношения являются дихотомичными, и ты находишься либо на одном конце, либо на другом: ты чемпион или полный лох, ты классный мужик или жалкий неудачник. Более сложной структуры ему представить не дано.
2. В его глазах она всегда не права.
Бессмысленно спорить с кем-то, у кого нет и тени сомнения в том, что его точка зрения единственно верная, тогда как ваша – чистой воды вздор.
Вопрос не в том, спорит он ожесточенно или нет. Многие не жестокие люди выражают свои мнения с невероятной убежденностью и эмоциями, в то же время позволяя точке зрения оппонента повлиять на них. С другой стороны, нетрудно заметить, когда оппонент отказывается вступать в честную борьбу с вашими идеями, а вместо этого хватается за дубину. Когда партнер говорит вам с пренебрежением: «О, настоящая причина твоих претензий к тому, как я веду спор, в том, что ты не можешь противостоять моему мнению», он отвлекает внимание от используемой им тактики. Он также переворачивает реальность, которая состоит в том, что он не может принять наличия у вас другого мнения и не хочет позволить, чтобы его мышление оказалось под влиянием вашего. А в тех редких случаях, когда он принимает ваши идеи, он может заявлять, что это были его идеи с самого начала.
3. У него целый арсенал приемов контроля в конфликте.
У моих клиентов так много способов протаранить свой путь к победе в конфликте, что я, вероятно, не назову их все, но наиболее распространенные среди домашних тиранов тактики перечислены ниже:
– Сарказм
– Насмешки
– Искажение ваших слов
– Искажение того, что происходило в прошлых интеракциях
– Мрачность
– Обвинение вас в том, что он делает сам, или в том, что он думает сам
– Использование тона абсолютной уверенности и наивысшего авторитета – «определение реальности»
– Перебивание
– Игнорирование, отказ от ответа
– Откровенное высмеивание вашего мнения или вашей точки зрения
– Разворачивание вашего недовольства на 180 градусов, чтобы использовать его против вас.
– Перевод темы на свое недовольство
– Критика, жестокая, незаслуженная и частая