Останний день
Часть 19 из 35 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
И ведь продавала им свои пузырьки из мутного стекла, в которые, надо полагать, были налиты сомнительного качества духи. Ну, а что еще? Не лекарства же? Впрочем, фигурировали и какие-то коробочки с порошками. Может, это пудра? Или белила для кожи, красавицы той поры такими вроде пользовались?
Смена картины, и я убеждаюсь в том, что был прав и неправ одновременно. Правота заключается в том, что я абсолютно верно оценил способности моей новой цели. Она очень твердо стояла на земле, вон, натопала же себе по дворам на лавку, в которой теперь и торговала. А вот насчет ее товара ошибся, о чем недвусмысленно говорила вывеска с корявой надписью «Prodotti di bellezza e farmaci». Стало быть, она все же еще и аптекарь, слово «farmaci» никаких сомнений в этом не оставляло.
А еще – меня опять занесло в Италию.
Секундой позже я осознал, что это еще и Неаполь. Снова! Как видно, этот город на самом деле место силы, не просто же так сюда притягивает некие предметы, которые потом сеют хаос, шествуя сквозь века?
Как я догадался, что передо мной Неаполь? Как и в прошлый раз, узнал здание. На этот раз мне довелось увидеть Палаццо-дель-Студи, то, в котором находится археологический музей. К слову, чуть ли не единственный музей, посещение которого не вызвало у меня скуки и зевоты.
Да, выглядело оно немного по-другому, как видно, за последующие века его не раз перестраивали и расширяли, но ошибки быть не могло. Это Палаццо-дель-Студи. И это Неаполь.
Ну, и тишиной с покоем, свойственной для музеев, там не пахло. Да и откуда ей взяться в офицерских казармах, а именно на них я и смотрел. Мало того – там, похоже, квартировали кавалеристы, костяк тогдашней армии. Откуда я это взял? Просто в одной из поездок мама нас с Юлькой как-то затащила на выставку итальянской старины, или чего-то в этом роде, так там по залам ходили аниматоры, наряженные в одежды разных времен. И Певцова, всегда неровно дышащая к военным, сфотографировалась с одним из них, горбоносым усачом, напялившим на себя костюм вроде этого. А экскурсовод объяснил после, что вообще-то кавалеристы той поры перед боем на себя еще железа пару пудов навешивали, но в мирное время носили одежды в цвет знамени своего полка и с изображением его герба на груди. Тот самый герб я сейчас и увидел на одежде одного из бравых молодцов, лихо крутящего приличной длины меч.
Но главное было не это. Главное то, что уже знакомая мне, вот только немного постаревшая и изрядно расплывшаяся женщина, оглянувшись, сунула какой-то пузырек симпатичной девице, а та в ответ положила в ее ладонь большую золотую монету.
Сдается мне, ничего хорошего в том пузырьке нет. И цена за безобидное снадобье слишком велика, и больно пакостно девица улыбнулась, глянув на одного из офицеров. Далек ее взгляд был от доброты. Хорошо еще если там приворотное зелье или слабительно, а если яд?
И снова смена декораций. Дело, похоже, переместилось в лавку. Моя новая цель, еще сильнее постаревшая и потолстевшая, что-то втолковывает нескладной девице, чертами лица здорово на нее саму похожей, а та внимательно слушает да знай ворочает массивным пестиком в серой глубокой миске, размалывая в труху какую-то серую массу. Надо думать, мне показывают, как мать дочери секреты своего мастерства передает.
Открывается дверь, и в помещение входит дама средних лет, хорошо одетая и прижимающая к носу небольшой кружевной платочек. Нет-нет, она не плачет, просто ей, как видно, ароматы местные не по душе приходятся.
А моя новая цель, завидев гостью, сразу оживилась, глаза заблестели, грудь под довольно-таки замызганной рубахой ходуном заходила. Она резво подбежала к даме, они обменялись парой слов, а после прошли в другой угол лавки, к резному шкафу, из которого мгновением позже был извлечен небольшой такой продолговатый флакончик с высокой пробкой. Причем это было уже не безликое мутное стекло как в прошлый раз, нет. Добротная поделка-то, без этикетки, понятное дело, откуда ей в те годы взяться, но зато с картинкой. Был на нем изображен какой-то святой в тиаре и с распростёртыми руками. Причем в одной из рук он держал посох, а у ног его находилось корыто, в котором сидели маленькие дети. Может, это была купель, но вот только я не уверен, что таковая у католиков вообще имеется.
Короче – тонкой работы флакон, мастерской. Может, я его ищу? Просто других вариантов у меня нет вообще. Из украшений на этой тетке только вон, нашейный крест католический имеется, но, как и в случае с нашей помещицей, я даже представить не могу, что он и есть моя цель. По ряду причин.
Ответ на свой вопрос я получил почти моментально. Не его. Я ищу перстень, тот, который послужил гонораром за полученное богатой дамой зелье. Она было хотела сунуть аптекарше кошель с деньгами, но та покачала головой и ткнула пальцем в перстень с рубином, что красовался на левой руке гостьи. Та вздохнула, что-то сказала, увидела непреклонность на лице продавщицы и отдала ей желаемое.
Значит, снова перстень. Впрочем, не удивлен. Собственно, тут вариантов-то в изобилии быть и не может, поскольку непосредственно основных разновидностей украшений не сильно много существует. Те, что носят на пальце, те, что носят на шее, те, что носят на одежде, и те, что носят на голове. Все. А далее – производные.
А перстень-то славный. Я разглядел его во всех деталях на пару с новой владелицей, та подняла его вверх и крутила туда-сюда, радуясь приобретению.
Был он довольно массивный, рубин в него был вставлен большой, кроваво-красный, и поддерживали сей камень в верхушке четыре золотых крепежа, стилизованных под листки винограда. И еще узор в виде лозы по золоту был выгравирован по внешней стороне шинки. Очень, очень изящная работа. Вот ведь мастера были в старое время – ни лазеров у них не имелось, ни тонких технических устройств, только руки и талант. А какие вещи делали, а?
Судя по всему, коммерция у пробившийся наверх торговки шла на «ура» вместе с уровнем жизни, не просто же так она от денег отказалась, верно? Во она, жизнь, устроена как качели, потому в следующем видении от новой владелицы перстня уже не исходила уверенность в завтрашнем дне. Страх – вот что она в данный момент испытывала. Страх и чуть-чуть надежду на то, что ей удастся убежать от толпы разъяренных горожан, которые гнали ее на пару с дочерью по узким городским улочкам как собаки волков.
И они даже вроде как успели улизнуть от преследователей, укрывшись в здании то ли церкви, то ли монастыря, только ненадолго. Их вытащили наружу, долго били, а после куда-то поволокли.
Ну, а кончилось все совсем уж невесело. Казнью все кончилось. Причем площадь, на которой это все произошло, мне была знакома. Просто я там был. Называется она Кампо-де-Фьори, что в переводе означает «Площадь цветов». Врать не стану, цветов я там не увидел, и вообще большая часть площади была занята прилавками с фруктами и сувенирами. А вот в старые времена там действительно казнили людей, в том числе и знаменитого философа-еретика Джордано Бруно. В честь него там даже статую установили, причем, если верить экскурсоводу, на деньги масонов, которые легендарного пантеиста весьма чтили. Вот только ни разу это не Неаполь. Это Рим. Видать, здорово бывшая уличная торговка на своих зельях поднялась, если в столицу переехала.
Сперва отрубили голову дочери горе-аптекарши, причем при виде этой картины меня немного замутило. И чего люди в старые времена с таким удовольствием ходили на казни? Я понимаю, что развлечений в жизни горожан было немного, но все-таки… Следом за девицей, которая, к слову, уже избавилась от подростковой неуклюжести и налилась девичьей сытью, скверная карта с изображением Смерти выпала трем каких-то мужикам, ну, а последней к массивной колоде, залитой кровью, подошла вся синяя от побоев и изрядно похудевшая торговка. Взмах топора – и вот палач показывает ликующей толпе, состоящей, что примечательно, почти из одних мужчин, отсеченную женскую голову, держа ее за волосы.
А после я и перстень приметил. Он красовался на пальце одного из пасторов, стоящих чуть поодаль от эшафота.
Вспышка, темнота – и на этом все заканчивается. Можно спокойно спать дальше, вот только поди теперь, усни.
Я открыл глаза, скверно выругался и пошел к столу. Надо перстень изобразить на листке, пока он перед глазами стоит. Хотя, конечно, вряд ли я его забуду, очень уж вещица видная, даже с учетом того, что за последнее время я самые разные украшения в достаточном количестве повидал.
И все-таки – кто же это был? Ясно, что продавала эта тетка явно не полезные микстуры, а что-то сильно нехорошее, скорее всего – яд. Не просто же так за ней и дочерью такая куча народу с дрекольем в руках по улицам бегала? Мало того – их вытащили со святой земли, коей является храм, в котором эти двое укрылись. Сейчас, конечно, подобным никого не удивишь, особенно в нашей стране, где атеизм долгое время являлся официальной религией. Но тогда отношения между человеком и Богом были на совсем другом уровне. А если учесть то, что речь идет о крайне набожной и сегодня Италии, то становится ясно – крепко аптекарша накосорезила. Человек, пришедший под своды церкви неприкасаем, это почти догмат, и тем не менее их выволокли за волосы, вытащив чуть ли не из-за алтаря.
Я поглядел на рисунок и остался им доволен. Положительно, не зря мама деньги тратила на уроки живописи, не зря. Привили мне тогда кое-какие художественные навыки.
Отсканировав рисунок, я отправил его своим деловым партнерам, включив в рассылку и Стеллу. А то ведь она и завтра припрется ко мне на работу с очередной претензией, с нее станется.
Ну, а что до персоналии… Надо лезть в сеть, чего тут думать? У меня вводных вагон и маленькая тележка, не найти сведений о человеке, пусть даже жившего триста-четыреста лет назад при таких стартовых позициях – это позор. Нет, если речь идет о каком-то горожанине из Неаполя тех лет, который просто родился, жил и умер – то да, от него не то, что памяти, но даже и могильного камня не осталось. Но эта-то красотка ох, как весело жила. Опять же – громкая казнь с кучей зрителей, да еще на статусной площади в центре Рима – это что-то да значит. Так что надо просто поискать.
Скорее всего, я бы на самом деле нашел ответ на свой вопрос в сети, куда бы он делся. Но – не успел. Просто я решил выкурить сигарету перед тем, как сесть за компьютер, для чего вышел на балкон, и именно в этот момент позвонила Воронецкая.
– Чего не спишь? – осведомился я у нее, щелкая зажигалкой – Обо мне мечтаешь, глядя на звезды? Мол, он так же холоден и недостижим?
– Не льсти себе, Швецов – попросила Стелла – Недостижим… Скажешь тоже! Три раза «ха», вот тебе мой ответ.
– Тогда дай угадаю – я затянулся – Ты узнала перстень!
– Тоже нет. А вот пузырек – да!
Дело в том, что до кучи к перстню, я изобразил на листке и флакон, тот, что торговка отдала богатой даме, плюс добавил несколько комментариев, касающихся мест, где засветились данные предметы, а также времени, когда все это происходило.
– Удивила – чуть не поперхнулся дымом я – Нет, серьезно. И ты знаешь, что в нем было, в этом флаконе?
– Конечно – с легкой ехидцей ответила Воронецкая – Но прежде скажи мне, Валера – получу я что-то за информацию или нет? С Шлюндтом в аналогичной ситуации ты рассчитался. А мне заплатишь?
Глава 12
– Если желаешь – изволь – с холодком в голосе ответил я – В каком виде желаешь получить гонорар – рубли, валюта, золото? Только сразу скажу – если тебе нужны евро или доллары, то мне сначала надо их купить. А вот рубли или золото – без проблем.
– Блин – как мне показалось, Воронецкая немного смутилась – Мне отчего-то казалось, что такой заход смешным окажется, и мы вместе посмеемся. А ты как-то очень серьезно все это воспринял, по голосу судя, даже обиделся.
– А почему я должен смеяться? Все, с кем я имею дело в последнее время, мне только и твердят: «дай», «дай», «дай». «На» покуда никто не сказал. Ну, так чтобы просто, от души, без дальней перспективы.
– Ну да, хреновая у тебя жизнь, если присмотреться внимательнее – помолчав, произнесла Стелла – Только, сдается мне, ты все же немного прибедняешься, Валера.
– Скажи еще – цену сбиваю – не полез за ответом в карман я – Ладно, королева моя, либо называй цену, либо я спать пошел.
– Тофана – шепнула в трубку ведьма – Это перстень Джулии Тофаны. Слышал такое имя? Только не говори, что нет, про нее все более-менее образованные люди в этой стране хоть раз да читали.
Тофана. Ну конечно же! То-то мне все время казалось, что истина совсем рядом, надо только протянуть руку и ухватить ее за хвост. Италия, флаконы, в которых плескался яд, площадь Кампо-де-Фьори, и казнь, на которую собрались поглазеть в основном мужчины – этих вводных, по идее, мне должно было хватить для того, чтобы самому добраться до ответа, даже без помощи сети. Тем более что когда-то давно, в Италии, экскурсовод упоминал об этой легендарной отравительнице.
– Ты его видела? – первым делом спросил я Стеллу – Перстень?
– До сегодняшней ночи – нет – призналась она – Но вот флакончик, что ты нарисовал, мне прекрасно знаком. Я такой даже в руках держала. Их осталось в мире всего-ничего, но тем не менее. В смысле – не пустых, а с содержимым. С «аква-тофаной».
– То есть – с ядом?
– С ним – ведьма хихикнула – Так она называла свое снадобье. Госпожа Тофана являлась великим химиком, тут без дураков. Да и вообще все женщины в ее роду славились тем, что умело пользовались отравами, причем ее фирменной основой всегда выступал мышьяк. Родоначальница фамилии Туфания, например, сотворила рецепт смертельной пудры. В обычном, сухом состоянии, это была просто косметика, причем высочайшего качества, зажиточные дамы были от нее без ума. Но стоило только добавить в нее пару капель специального раствора – и все! Высохнув, пудра становилась ядом, который убивал вернее, чем любая из известных людям змей. Но Джулия превзошла всех своих предшественниц, доведя рецептуру до идеала. Она создала яд без вкуса и запаха, действующий медленно, но неотвратимо, не имеющий противоядия и не обнаружимый при вскрытии. Плюс добавь сюда бесподобную термостойкость и жизнестойкость. Ну, насколько последнее слово в принципе применимо к жидкости. Хотя по-другому и не скажешь. Представляешь, тому яду, что был в пузырьке, который я держала, четыре сотни лет исполнилось, но пусти его в ход – и он сработал бы.
– Впечатляет – признал я – А что за дядька на флаконе нарисован?
– Святой – расхохоталась Стелла – Николай Барийский. У нас он известен как Николай Мирликийский, покровитель детей, моряков и знаешь еще кого?
– Кого?
– Раскаявшихся грешников – ведьма чуть ли не заходилась от смеха – Нет, у этой стервы все было с иронией в порядке, согласись? Идеальное прикрытие, лучше не придумаешь. А самое главное, что в таких флаконах святая церковь распространяла мази для бедных, ну, вроде как благотворительность, потому они на границах не досматривались и пошлинами не облагались. Даже мзду досмотрщики за них с купцов-перевозчиков, и то не брали. Грех же. Потому путешествовала аква-тофана по всей Европе с подручными Джулии без каких-либо проблем, и легко находила тех, кто был готов платить золотом за жизнь близкого своего. Помнишь, как у Булгакова, который Тофану, по сути, обессмертил, было написано в книге? «Ведь бывает же так, королева, чтобы надоел муж.». И скажу тебе, как женщина – ничего не изменилось. Все то же самое сплошь и рядом.
– Ну да, первая ассоциация – «Мастер и Маргарита» – я помолчал – Правда небольшое несовпадение, получается, есть. Булгаков писал о том, что Тофана была худа и жила в Палермо. А еще указывал, что ее в тюрьме удавили.
– Так Михаил Афанасьевич и не документальную повесть создавал – резонно возразила мне Воронецкая – Он в этом образе сразу нескольких представительниц фамилии свел, вот и все. Та же Туфания, о которой я тебе говорила, как раз в Палермо обитала, за это ручаюсь. Правда, ее сожгли, а не удавили, но тем не менее.
– Как-то не задалась долгая жизнь у дам этой фамилии – заметил я – Хотя Джулии повезло больше, обезглавливание менее мучительная смерть.
– Так Туфания из наших, потому и сожгли.
– В смысле – из ваших?
– Ведьма она была – пояснила Стелла – Вероятнее всего – природная. А инквизиторы в Италии были ребята хваткие и знающие, потому до истины, скорее всего докопались быстро. Они это умели. Вот, кстати, и еще одно подтверждение. «Испанский сапожок» – это как раз из их пьесы декорация, равно как «утиный стул» или поиски «ведьминого соска».
– Поиски чего? – совсем уж озадачился я.
– Да неважно – просопела в трубку девушка – Не забивай себе голову.
– Слушай, а Джулия, выходит, тоже из ваших была?
– Вряд ли – подумав, ответила Воронецкая – Иначе где-где, а в храме она бы прятаться не стала. Да и загнать себя в угол вот так глупо не дала бы. Ну, или как минимум, всяко улизнула из казематов, не дожидаясь казни.
– Разумно – согласился с ней я – И дочь спасла бы.
– А это вопрос спорный – возразила мне Стелла – Как оно было на самом деле неизвестно, но я слышала, что дочь эта самая, которую звали Джиролама, матушку на следствии сдавала дознавателям только в путь. Все выложила, что знала и что не знала. Надеялась, что за сговорчивость ей казнь пожизненным заменят.
– Не заменили – хмыкнул я – Зря старалась.
– Но вообще Джулия Тофана была очень крута – с уважением произнесла Стелла – Ну да, она убийца, но, когда речь идет о настоящем таланте, пусть даже таком, надо отдать ему должное.
– У меня на этот счет свое мнение – заметил я – Уж извини.
– Ну да, ну да, мужская солидарность, понимаю – съязвила Воронецкая – Слушай, когда найдешь перстень и сделаешь с ним все нужное, то подаришь его мне, а? Пожаааалуйста!
– Хорошо – согласился я – Осталась ерунда – заполучить его.
И усмирить. Судя по тому, что я сначала увидел, а потом услышал, Джулия Тофана при жизни особо тихой и покорной дамой не являлась, представляю себе, что с ней сейчас стало. Легко мне точно не будет.
Одно хорошо – не наследить этот перстень не мог. Надо искать громкие и резонансные дела об отравлениях, глядишь, и найдется к нему дорожка.
Короткие сигналы в трубке сообщили мне, что кто-то пытается прорваться на вторую линию. И это оказался Шлюндт.
Смена картины, и я убеждаюсь в том, что был прав и неправ одновременно. Правота заключается в том, что я абсолютно верно оценил способности моей новой цели. Она очень твердо стояла на земле, вон, натопала же себе по дворам на лавку, в которой теперь и торговала. А вот насчет ее товара ошибся, о чем недвусмысленно говорила вывеска с корявой надписью «Prodotti di bellezza e farmaci». Стало быть, она все же еще и аптекарь, слово «farmaci» никаких сомнений в этом не оставляло.
А еще – меня опять занесло в Италию.
Секундой позже я осознал, что это еще и Неаполь. Снова! Как видно, этот город на самом деле место силы, не просто же так сюда притягивает некие предметы, которые потом сеют хаос, шествуя сквозь века?
Как я догадался, что передо мной Неаполь? Как и в прошлый раз, узнал здание. На этот раз мне довелось увидеть Палаццо-дель-Студи, то, в котором находится археологический музей. К слову, чуть ли не единственный музей, посещение которого не вызвало у меня скуки и зевоты.
Да, выглядело оно немного по-другому, как видно, за последующие века его не раз перестраивали и расширяли, но ошибки быть не могло. Это Палаццо-дель-Студи. И это Неаполь.
Ну, и тишиной с покоем, свойственной для музеев, там не пахло. Да и откуда ей взяться в офицерских казармах, а именно на них я и смотрел. Мало того – там, похоже, квартировали кавалеристы, костяк тогдашней армии. Откуда я это взял? Просто в одной из поездок мама нас с Юлькой как-то затащила на выставку итальянской старины, или чего-то в этом роде, так там по залам ходили аниматоры, наряженные в одежды разных времен. И Певцова, всегда неровно дышащая к военным, сфотографировалась с одним из них, горбоносым усачом, напялившим на себя костюм вроде этого. А экскурсовод объяснил после, что вообще-то кавалеристы той поры перед боем на себя еще железа пару пудов навешивали, но в мирное время носили одежды в цвет знамени своего полка и с изображением его герба на груди. Тот самый герб я сейчас и увидел на одежде одного из бравых молодцов, лихо крутящего приличной длины меч.
Но главное было не это. Главное то, что уже знакомая мне, вот только немного постаревшая и изрядно расплывшаяся женщина, оглянувшись, сунула какой-то пузырек симпатичной девице, а та в ответ положила в ее ладонь большую золотую монету.
Сдается мне, ничего хорошего в том пузырьке нет. И цена за безобидное снадобье слишком велика, и больно пакостно девица улыбнулась, глянув на одного из офицеров. Далек ее взгляд был от доброты. Хорошо еще если там приворотное зелье или слабительно, а если яд?
И снова смена декораций. Дело, похоже, переместилось в лавку. Моя новая цель, еще сильнее постаревшая и потолстевшая, что-то втолковывает нескладной девице, чертами лица здорово на нее саму похожей, а та внимательно слушает да знай ворочает массивным пестиком в серой глубокой миске, размалывая в труху какую-то серую массу. Надо думать, мне показывают, как мать дочери секреты своего мастерства передает.
Открывается дверь, и в помещение входит дама средних лет, хорошо одетая и прижимающая к носу небольшой кружевной платочек. Нет-нет, она не плачет, просто ей, как видно, ароматы местные не по душе приходятся.
А моя новая цель, завидев гостью, сразу оживилась, глаза заблестели, грудь под довольно-таки замызганной рубахой ходуном заходила. Она резво подбежала к даме, они обменялись парой слов, а после прошли в другой угол лавки, к резному шкафу, из которого мгновением позже был извлечен небольшой такой продолговатый флакончик с высокой пробкой. Причем это было уже не безликое мутное стекло как в прошлый раз, нет. Добротная поделка-то, без этикетки, понятное дело, откуда ей в те годы взяться, но зато с картинкой. Был на нем изображен какой-то святой в тиаре и с распростёртыми руками. Причем в одной из рук он держал посох, а у ног его находилось корыто, в котором сидели маленькие дети. Может, это была купель, но вот только я не уверен, что таковая у католиков вообще имеется.
Короче – тонкой работы флакон, мастерской. Может, я его ищу? Просто других вариантов у меня нет вообще. Из украшений на этой тетке только вон, нашейный крест католический имеется, но, как и в случае с нашей помещицей, я даже представить не могу, что он и есть моя цель. По ряду причин.
Ответ на свой вопрос я получил почти моментально. Не его. Я ищу перстень, тот, который послужил гонораром за полученное богатой дамой зелье. Она было хотела сунуть аптекарше кошель с деньгами, но та покачала головой и ткнула пальцем в перстень с рубином, что красовался на левой руке гостьи. Та вздохнула, что-то сказала, увидела непреклонность на лице продавщицы и отдала ей желаемое.
Значит, снова перстень. Впрочем, не удивлен. Собственно, тут вариантов-то в изобилии быть и не может, поскольку непосредственно основных разновидностей украшений не сильно много существует. Те, что носят на пальце, те, что носят на шее, те, что носят на одежде, и те, что носят на голове. Все. А далее – производные.
А перстень-то славный. Я разглядел его во всех деталях на пару с новой владелицей, та подняла его вверх и крутила туда-сюда, радуясь приобретению.
Был он довольно массивный, рубин в него был вставлен большой, кроваво-красный, и поддерживали сей камень в верхушке четыре золотых крепежа, стилизованных под листки винограда. И еще узор в виде лозы по золоту был выгравирован по внешней стороне шинки. Очень, очень изящная работа. Вот ведь мастера были в старое время – ни лазеров у них не имелось, ни тонких технических устройств, только руки и талант. А какие вещи делали, а?
Судя по всему, коммерция у пробившийся наверх торговки шла на «ура» вместе с уровнем жизни, не просто же так она от денег отказалась, верно? Во она, жизнь, устроена как качели, потому в следующем видении от новой владелицы перстня уже не исходила уверенность в завтрашнем дне. Страх – вот что она в данный момент испытывала. Страх и чуть-чуть надежду на то, что ей удастся убежать от толпы разъяренных горожан, которые гнали ее на пару с дочерью по узким городским улочкам как собаки волков.
И они даже вроде как успели улизнуть от преследователей, укрывшись в здании то ли церкви, то ли монастыря, только ненадолго. Их вытащили наружу, долго били, а после куда-то поволокли.
Ну, а кончилось все совсем уж невесело. Казнью все кончилось. Причем площадь, на которой это все произошло, мне была знакома. Просто я там был. Называется она Кампо-де-Фьори, что в переводе означает «Площадь цветов». Врать не стану, цветов я там не увидел, и вообще большая часть площади была занята прилавками с фруктами и сувенирами. А вот в старые времена там действительно казнили людей, в том числе и знаменитого философа-еретика Джордано Бруно. В честь него там даже статую установили, причем, если верить экскурсоводу, на деньги масонов, которые легендарного пантеиста весьма чтили. Вот только ни разу это не Неаполь. Это Рим. Видать, здорово бывшая уличная торговка на своих зельях поднялась, если в столицу переехала.
Сперва отрубили голову дочери горе-аптекарши, причем при виде этой картины меня немного замутило. И чего люди в старые времена с таким удовольствием ходили на казни? Я понимаю, что развлечений в жизни горожан было немного, но все-таки… Следом за девицей, которая, к слову, уже избавилась от подростковой неуклюжести и налилась девичьей сытью, скверная карта с изображением Смерти выпала трем каких-то мужикам, ну, а последней к массивной колоде, залитой кровью, подошла вся синяя от побоев и изрядно похудевшая торговка. Взмах топора – и вот палач показывает ликующей толпе, состоящей, что примечательно, почти из одних мужчин, отсеченную женскую голову, держа ее за волосы.
А после я и перстень приметил. Он красовался на пальце одного из пасторов, стоящих чуть поодаль от эшафота.
Вспышка, темнота – и на этом все заканчивается. Можно спокойно спать дальше, вот только поди теперь, усни.
Я открыл глаза, скверно выругался и пошел к столу. Надо перстень изобразить на листке, пока он перед глазами стоит. Хотя, конечно, вряд ли я его забуду, очень уж вещица видная, даже с учетом того, что за последнее время я самые разные украшения в достаточном количестве повидал.
И все-таки – кто же это был? Ясно, что продавала эта тетка явно не полезные микстуры, а что-то сильно нехорошее, скорее всего – яд. Не просто же так за ней и дочерью такая куча народу с дрекольем в руках по улицам бегала? Мало того – их вытащили со святой земли, коей является храм, в котором эти двое укрылись. Сейчас, конечно, подобным никого не удивишь, особенно в нашей стране, где атеизм долгое время являлся официальной религией. Но тогда отношения между человеком и Богом были на совсем другом уровне. А если учесть то, что речь идет о крайне набожной и сегодня Италии, то становится ясно – крепко аптекарша накосорезила. Человек, пришедший под своды церкви неприкасаем, это почти догмат, и тем не менее их выволокли за волосы, вытащив чуть ли не из-за алтаря.
Я поглядел на рисунок и остался им доволен. Положительно, не зря мама деньги тратила на уроки живописи, не зря. Привили мне тогда кое-какие художественные навыки.
Отсканировав рисунок, я отправил его своим деловым партнерам, включив в рассылку и Стеллу. А то ведь она и завтра припрется ко мне на работу с очередной претензией, с нее станется.
Ну, а что до персоналии… Надо лезть в сеть, чего тут думать? У меня вводных вагон и маленькая тележка, не найти сведений о человеке, пусть даже жившего триста-четыреста лет назад при таких стартовых позициях – это позор. Нет, если речь идет о каком-то горожанине из Неаполя тех лет, который просто родился, жил и умер – то да, от него не то, что памяти, но даже и могильного камня не осталось. Но эта-то красотка ох, как весело жила. Опять же – громкая казнь с кучей зрителей, да еще на статусной площади в центре Рима – это что-то да значит. Так что надо просто поискать.
Скорее всего, я бы на самом деле нашел ответ на свой вопрос в сети, куда бы он делся. Но – не успел. Просто я решил выкурить сигарету перед тем, как сесть за компьютер, для чего вышел на балкон, и именно в этот момент позвонила Воронецкая.
– Чего не спишь? – осведомился я у нее, щелкая зажигалкой – Обо мне мечтаешь, глядя на звезды? Мол, он так же холоден и недостижим?
– Не льсти себе, Швецов – попросила Стелла – Недостижим… Скажешь тоже! Три раза «ха», вот тебе мой ответ.
– Тогда дай угадаю – я затянулся – Ты узнала перстень!
– Тоже нет. А вот пузырек – да!
Дело в том, что до кучи к перстню, я изобразил на листке и флакон, тот, что торговка отдала богатой даме, плюс добавил несколько комментариев, касающихся мест, где засветились данные предметы, а также времени, когда все это происходило.
– Удивила – чуть не поперхнулся дымом я – Нет, серьезно. И ты знаешь, что в нем было, в этом флаконе?
– Конечно – с легкой ехидцей ответила Воронецкая – Но прежде скажи мне, Валера – получу я что-то за информацию или нет? С Шлюндтом в аналогичной ситуации ты рассчитался. А мне заплатишь?
Глава 12
– Если желаешь – изволь – с холодком в голосе ответил я – В каком виде желаешь получить гонорар – рубли, валюта, золото? Только сразу скажу – если тебе нужны евро или доллары, то мне сначала надо их купить. А вот рубли или золото – без проблем.
– Блин – как мне показалось, Воронецкая немного смутилась – Мне отчего-то казалось, что такой заход смешным окажется, и мы вместе посмеемся. А ты как-то очень серьезно все это воспринял, по голосу судя, даже обиделся.
– А почему я должен смеяться? Все, с кем я имею дело в последнее время, мне только и твердят: «дай», «дай», «дай». «На» покуда никто не сказал. Ну, так чтобы просто, от души, без дальней перспективы.
– Ну да, хреновая у тебя жизнь, если присмотреться внимательнее – помолчав, произнесла Стелла – Только, сдается мне, ты все же немного прибедняешься, Валера.
– Скажи еще – цену сбиваю – не полез за ответом в карман я – Ладно, королева моя, либо называй цену, либо я спать пошел.
– Тофана – шепнула в трубку ведьма – Это перстень Джулии Тофаны. Слышал такое имя? Только не говори, что нет, про нее все более-менее образованные люди в этой стране хоть раз да читали.
Тофана. Ну конечно же! То-то мне все время казалось, что истина совсем рядом, надо только протянуть руку и ухватить ее за хвост. Италия, флаконы, в которых плескался яд, площадь Кампо-де-Фьори, и казнь, на которую собрались поглазеть в основном мужчины – этих вводных, по идее, мне должно было хватить для того, чтобы самому добраться до ответа, даже без помощи сети. Тем более что когда-то давно, в Италии, экскурсовод упоминал об этой легендарной отравительнице.
– Ты его видела? – первым делом спросил я Стеллу – Перстень?
– До сегодняшней ночи – нет – призналась она – Но вот флакончик, что ты нарисовал, мне прекрасно знаком. Я такой даже в руках держала. Их осталось в мире всего-ничего, но тем не менее. В смысле – не пустых, а с содержимым. С «аква-тофаной».
– То есть – с ядом?
– С ним – ведьма хихикнула – Так она называла свое снадобье. Госпожа Тофана являлась великим химиком, тут без дураков. Да и вообще все женщины в ее роду славились тем, что умело пользовались отравами, причем ее фирменной основой всегда выступал мышьяк. Родоначальница фамилии Туфания, например, сотворила рецепт смертельной пудры. В обычном, сухом состоянии, это была просто косметика, причем высочайшего качества, зажиточные дамы были от нее без ума. Но стоило только добавить в нее пару капель специального раствора – и все! Высохнув, пудра становилась ядом, который убивал вернее, чем любая из известных людям змей. Но Джулия превзошла всех своих предшественниц, доведя рецептуру до идеала. Она создала яд без вкуса и запаха, действующий медленно, но неотвратимо, не имеющий противоядия и не обнаружимый при вскрытии. Плюс добавь сюда бесподобную термостойкость и жизнестойкость. Ну, насколько последнее слово в принципе применимо к жидкости. Хотя по-другому и не скажешь. Представляешь, тому яду, что был в пузырьке, который я держала, четыре сотни лет исполнилось, но пусти его в ход – и он сработал бы.
– Впечатляет – признал я – А что за дядька на флаконе нарисован?
– Святой – расхохоталась Стелла – Николай Барийский. У нас он известен как Николай Мирликийский, покровитель детей, моряков и знаешь еще кого?
– Кого?
– Раскаявшихся грешников – ведьма чуть ли не заходилась от смеха – Нет, у этой стервы все было с иронией в порядке, согласись? Идеальное прикрытие, лучше не придумаешь. А самое главное, что в таких флаконах святая церковь распространяла мази для бедных, ну, вроде как благотворительность, потому они на границах не досматривались и пошлинами не облагались. Даже мзду досмотрщики за них с купцов-перевозчиков, и то не брали. Грех же. Потому путешествовала аква-тофана по всей Европе с подручными Джулии без каких-либо проблем, и легко находила тех, кто был готов платить золотом за жизнь близкого своего. Помнишь, как у Булгакова, который Тофану, по сути, обессмертил, было написано в книге? «Ведь бывает же так, королева, чтобы надоел муж.». И скажу тебе, как женщина – ничего не изменилось. Все то же самое сплошь и рядом.
– Ну да, первая ассоциация – «Мастер и Маргарита» – я помолчал – Правда небольшое несовпадение, получается, есть. Булгаков писал о том, что Тофана была худа и жила в Палермо. А еще указывал, что ее в тюрьме удавили.
– Так Михаил Афанасьевич и не документальную повесть создавал – резонно возразила мне Воронецкая – Он в этом образе сразу нескольких представительниц фамилии свел, вот и все. Та же Туфания, о которой я тебе говорила, как раз в Палермо обитала, за это ручаюсь. Правда, ее сожгли, а не удавили, но тем не менее.
– Как-то не задалась долгая жизнь у дам этой фамилии – заметил я – Хотя Джулии повезло больше, обезглавливание менее мучительная смерть.
– Так Туфания из наших, потому и сожгли.
– В смысле – из ваших?
– Ведьма она была – пояснила Стелла – Вероятнее всего – природная. А инквизиторы в Италии были ребята хваткие и знающие, потому до истины, скорее всего докопались быстро. Они это умели. Вот, кстати, и еще одно подтверждение. «Испанский сапожок» – это как раз из их пьесы декорация, равно как «утиный стул» или поиски «ведьминого соска».
– Поиски чего? – совсем уж озадачился я.
– Да неважно – просопела в трубку девушка – Не забивай себе голову.
– Слушай, а Джулия, выходит, тоже из ваших была?
– Вряд ли – подумав, ответила Воронецкая – Иначе где-где, а в храме она бы прятаться не стала. Да и загнать себя в угол вот так глупо не дала бы. Ну, или как минимум, всяко улизнула из казематов, не дожидаясь казни.
– Разумно – согласился с ней я – И дочь спасла бы.
– А это вопрос спорный – возразила мне Стелла – Как оно было на самом деле неизвестно, но я слышала, что дочь эта самая, которую звали Джиролама, матушку на следствии сдавала дознавателям только в путь. Все выложила, что знала и что не знала. Надеялась, что за сговорчивость ей казнь пожизненным заменят.
– Не заменили – хмыкнул я – Зря старалась.
– Но вообще Джулия Тофана была очень крута – с уважением произнесла Стелла – Ну да, она убийца, но, когда речь идет о настоящем таланте, пусть даже таком, надо отдать ему должное.
– У меня на этот счет свое мнение – заметил я – Уж извини.
– Ну да, ну да, мужская солидарность, понимаю – съязвила Воронецкая – Слушай, когда найдешь перстень и сделаешь с ним все нужное, то подаришь его мне, а? Пожаааалуйста!
– Хорошо – согласился я – Осталась ерунда – заполучить его.
И усмирить. Судя по тому, что я сначала увидел, а потом услышал, Джулия Тофана при жизни особо тихой и покорной дамой не являлась, представляю себе, что с ней сейчас стало. Легко мне точно не будет.
Одно хорошо – не наследить этот перстень не мог. Надо искать громкие и резонансные дела об отравлениях, глядишь, и найдется к нему дорожка.
Короткие сигналы в трубке сообщили мне, что кто-то пытается прорваться на вторую линию. И это оказался Шлюндт.