Оранжевое вино
Часть 9 из 42 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
– Тут другое, – задумчиво сказал Золотарев. – Надо заметить, интересная подобралась компания. Есть еще Д: парень с девчонкой. Как и ты, блогеры. Только при них профессиональная аппаратура, и с утра они куда-то учесали. Машину взяли напрокат. Молодые, мобильные, борзые. Боюсь, до ужина ты их не увидишь. – Он посмотрел на часы. Инна тоже невольно на них посмотрела. Часы, похоже, были дорогие. – Ладно, больше не задерживаю.
– Я пока еще на тебя не работаю! – вспыхнула она. – И вообще, это под большим вопросом!
– Ты никогда не думала, почему тебя бросил муж? – тихо спросил Игорь. – Почему вообще мужчины уходят к другим женщинам, бросая старых жен? Отнюдь не потому, что надоели.
– Ты мне за ужином это объяснишь. – Она вскочила. – Если я вообще захочу слушать.
Инна бросила на стол скомканную салфетку и понеслась к выходу. Золотарев задумчиво смотрел ей вслед.
…Статистика блога по-прежнему не радовала. Инна понимала, что это лишь начало, но все равно было обидно. Разве она плохо пишет? И где показы? Где подписчики? Где лайки? Где дочитывания? Или это с алгоритмом что-то не то? Пишут же в Тсене, что искусственный интеллект – это ширма. И все под контролем у топ-менеджеров, как и везде. А «искусственным интеллектом» прикидываются студенты, подрабатывающие штатными программистами. Разве что язвят на эту тему такие же неудачники, как и Инна.
Она со вздохом набрала заголовок «Загадки Кахетинского шато». Надо не кукситься, а работать дальше. Идти вперед, невзирая на трудности. Писать по две статьи в день. Делать уникальные фото, для чего искать уникальную натуру. И Золотареву хамить не стоит. Интересный человек, много знает. Надо слушать и запоминать. А потом написать об этом цикл статей. И дочитывания пойдут.
В общем, работать надо. Как и везде.
…Она так увлеклась, что не заметила, как пролетели два с половиной часа. Нажав на «опубликовать» и забив теги, Инна глянула на часы и ахнула. У нее всего десять минут, чтобы переодеться, подкраситься и добежать до главного здания, где в холле будет ее ждать Золотарев!
Что выбрать: выглядеть достойно или прийти вовремя? Инна выбрала второе. В холл она влетела ровно в час дня, растрепанная и раскрасневшаяся. Золотарев поднялся с дивана, и скептически хмыкнул.
– Мы ведь полезем в погреб? – нашлась Инна. – Вот я и решила одеться попроще.
– Время идет к обеду. Я подумал, что после экскурсии в погреб мы пойдем перекусить, – сказал Золотарев. Сам он, как всегда, был безупречен.
– Ну, как немцы? – спросила Инна, чтобы перевести разговор на другую тему.
– Как немцы, – пожал плечами он. – Идем.
К удивлению Инны, они пошли в красную гостиную. Оказалось, «туннель» соединяется с марани, в самом конце гостиной была узкая лестница, ведущая вниз, в тесноту, оттуда пахнуло вином и сыростью. Специфический запах.
Золотарев стал спускаться первым, Инна за ним, щурясь в темноте и стараясь не споткнуться. К ее разочарованию, в винном погребе было темно. Спустившись, Золотарев включил свет, но его было мало для полноценной съемки. Инна пару раз надавила на панель смартфона, особо не надеясь на успех.
– Иди сюда, – Игорь подал ей руку.
В тусклом свете пыльной лампы Инна увидела большие круглые дырки в утрамбованном и почти окаменевшем от времени и цементирующей влаги земляном полу и, отпустив руку Игоря, направилась к ним. Марани напоминал головку сыра, типа маасдам, с которой срезали верхнюю корку.
– Осторожнее! – предупредил Золотарев. – Не свались в кверви! Они не все запечатаны!
– Вином захлебнусь?
– Не надейся. Они пустые. Боюсь, что это все – бутафория.
– Почему?
– Хозяевам надо с чего-то жить. Вот и родилась красивая легенда.
– Они сами сделали этот погреб?
– Изначально что-то похожее было. Но не семнадцатый век. Максимум, на что можно надеяться, это девятнадцатый, – небрежно сказал Золотарев. – Эпоха расцвета виноделия в Грузии, связанная с князем Александром Чавчавадзе, в поместье которого ты собиралась. Он привез из Франции не только архитекторов, чтобы построить замок в своей усадьбе Цинандали, но и виноделов. Именно в Цинандали была разлита первая бутылка грузинского вина.
Золотарев достал из кармана маленький фонарик и посветил на дырки в полу.
– В 2013 году грузинский традиционный метод приготовления вина в квеври был внесен в список нематериального наследия ЮНЕСКО, – сказал он.
– Я в курсе, – кивнула Инна. – Я заказывала дегустацию в бутик-отеле, где остановилась. Мне попалась толковая сомелье.
– Так мне не продолжать?
– Отчего же? Дважды услышанное проще запомнить. А вдруг где-нибудь блесну?
– Спасибо. Квеври – глиняные кувшины, издавна употребляемые в Грузии для брожения и хранения вина. Напоминают амфору, но без ручек, объем от обычного кувшина до сосуда на несколько сотен литров. Ягоды винограда обычно помещали в чан-давильню, сделанную из цельного выдолбленного ствола большого дерева, похожую на корыто, и давили ногами. Так не повреждаются косточки, которые придают вину горечь. Сок по желобам стекал в квеври. Частенько вместе с виноградом закладывали и гребни виноградных гроздей. Квеври закапывали в землю по самую горловину. Во время активного брожения шапка мезги, это кожица, косточки и гребни винограда, поднимается к горловине, а когда процесс завершается – опускается на дно. Тогда квеври запечатываются: закрываются крышкой и замазываются глиной. До весны. Результат зависит от температуры грунта. От региона, в котором делают вино, зависит расстояние между квеври и глубина, на которую их закапывают. Этот погреб, как ты видишь, достаточно глубокий. Чтобы закрыть большие поры и облегчить мытье, внутренние стенки квеври смазывали пчелиным воском. Так делают сухое вино высокого качества, которое лично я предпочитаю всем остальным. Полусладкое и игристое вино в квеври не хранят. Сладкое тоже производится другим способом. Это отдельная история.
– «Лилит» здесь? – в упор спросила Инна.
– Нет, – усмехнулся в темноте Золотарев. – Илиа сказал, что это музей. А действующий винный погреб не так глубоко. И, кстати, не так близко.
– Почему?
– Ты меня спрашиваешь? У хозяев этого шато полно тайн. «Лилит» – одна из них. Туристов водят на экскурсию в настоящий грузинский марани, потом наверху наливают вино якобы из квеври. Которое заранее приносят в кувшине. Вино охлажденное, янтарного цвета и отменного качества, со всеми положенными ароматами. Но кто его на самом деле делает и где? Это для меня до сих пор загадка. Как и Зубаридзе.
– Так все вина в Грузии делаются? В квеври?
Золотарев рассмеялся:
– Ты себе представляешь масштабы производства? И какая возня с этими квеври?
– Конечно! – Инна на минуточку представила, как спускается в огромный темный кувшин, рискуя потерять сознание от винных паров, чтобы его помыть, и затрясла головой: – Кошмар!
– Что кошмар? – резко обернулся к ней Золотарев.
– Все это… Я хотела сказать, что повсюду, куда ни приедешь – сплошные туристические аттракционы. Как этот марани. А настоящего ничего нет.
– Время безжалостно, – сурово сказал Золотарев. – Часто случаются природные катаклизмы. Тем более в горах. Ты хотела съездить на винзавод в Шуми? Там тоже есть музей. Он гораздо больше, там хватает света, чтобы сделать качественные фотоснимки. Тебе предложат дегустацию, покажут виноградник и мать-лозу. Но обрати внимание на металлические цистерны через дорогу. Вот это и есть настоящее производство. Металл гораздо легче отмывается, не говоря уже об объемах. К сожалению, технологии изготовления вина в квеври сейчас вымирают, мастеров становится все меньше. Как и настоящего вина, сделанного по этой технологии.
– Зубаридзе – подвижник или шарлатан?
– Вот это я и приехал выяснить, – легко сказал Игорь. – Только на мини-заводах и в таких вот домашних винодельческих хозяйствах сохранились настоящие грузинские вина. Вина из квеври. Увы! Теперь это больше элемент декора. Квеври используют для украшения ресторанов, а не по прямому назначению. Не замерзла? – вдруг спросил он.
– Нет. Мне интересно. Анна такое не говорила.
– Это твоя сомелье?
– Да.
– Небось, восхваляла уникальность вин, которые ты дегустировала, – усмехнулся Золотарев. – Осталось ли в наше время хоть что-то святое? Все думают только о деньгах и не считаются ни с чем, лишь бы получить прибыль.
– Кто бы говорил!
– А ты что, хорошо меня знаешь? – Он в упор посмотрел на Инну.
В свете тусклой лампочки его глаза были желтые, как у волка, и такие же хищные. Ей вдруг стало страшно. Инна невольно отступила назад, к лестнице.
– Ты купишь у Зубаридзе его вино? – замирая, спросила она.
«Лилит» была тайной. Что-то здесь, в шато, происходило. Такое же жуткое, как и взгляд у Золотарева, когда он смотрел на торчащие из земли горловины квеври. Как кривящийся в беззвучном крике рот Тамары. Как ночной разговор двух женщин, в котором прозвучало слово «убийство». Как паучьи пальцы Зубаридзе, не знавшие покоя.
– Я думаю, – серьезно сказал Золотарев, – его «Саперави», «Ркацетели» и «Алазанскую долину» точно не куплю. Крупный винзавод даст мне хорошие скидки. И это вино для обычного магазина, в ресторане ему не место. А я приехал по зову «Лилит». Ну? – вдруг требовательно спросил он. – Ты будешь снимать или будешь стоять?
– Здесь так темно!
– Я тебе посвечу. – Он высоко поднял фонарик.
И тогда Инна увидела много интересных вещей. Надколотые и помятые сосуды, глиняные и медные, старый пресс для винограда, чугунные утюги на углях, ряды пыльных бутылок, лежащих горизонтально в приваленных к каменным стенам шкафах, дубовые бочки… Она принюхалась:
– Бочки-то, похоже, полные?
– Да! В них чача! – весело сказал Золотарев.
– И квеври есть запечатанные.
– Пыль веков, не более, – небрежно сказал Игорь.
– Ой, а такой утюг на углях был в доме у моей бабушки! Он тяжеленный!
– Гладить белье им не пробовала?
– Если честно, было, – смутилась Инна. – Когда был обрыв на линии и надолго выключился свет. Не смогла, – виновато сказала она. – Ума не приложу, как они это делали, наши предки?
– Ну, что, все сняла? – вдруг заторопил ее Золотарев.
Инна послушно направилась к лестнице. Игорь помог ей нащупать в темноте первую ступеньку. Машинально она оперлась на его руку, споткнулась и вдруг ощутила его сильное плечо. Они стояли почти в обнимку в темноте. Пахло чачей, голова кружилась. Инне не хотелось отсюда уходить. Игорь тоже стоял, не двигаясь.
И вдруг наверху послышались голоса, потом шаги. Кто-то подошел к лестнице, чтобы спуститься в винный погреб.
– Пусти! – громко сказала Инна и рванулась наверх.
– Да кто тебя держит? – сказал ей вслед Золотарев.
Наверху, куда Инна вылетела, как пробка из бутылки, стояли двое, мужчина и женщина.
– Вы на экскурсию? – Инна почувствовала, как пылают ее щеки. – Спускайтесь, там свободно.
– Доунт андэстэнд, – с сильным акцентом сказал мужчина с голым, как показалось Инне, лицом почти без бровей и ресниц и большими залысинами на яйцеобразной голове.
«Немцы», – сообразила она, но вдруг поймала на себе любопытный взгляд женщины. Она была намного моложе своего спутника, красивая, но не вызывающе, а нежной трепетной красотой первоцвета, хотя ей было около тридцати. Она, без сомнения, слышала сцену внизу, и взгляд у нее был насмешливый. Когда поднялся Золотарев, они с немкой обменялись понимающими взглядами.
«Да она же прекрасно все поняла! – догадалась Инна. – Господи, куда я попала?! Грузины не грузины, немцы не немцы. А бабушка и внучка? Тоже поддельные?»
Ей стало не по себе.
– Я пока еще на тебя не работаю! – вспыхнула она. – И вообще, это под большим вопросом!
– Ты никогда не думала, почему тебя бросил муж? – тихо спросил Игорь. – Почему вообще мужчины уходят к другим женщинам, бросая старых жен? Отнюдь не потому, что надоели.
– Ты мне за ужином это объяснишь. – Она вскочила. – Если я вообще захочу слушать.
Инна бросила на стол скомканную салфетку и понеслась к выходу. Золотарев задумчиво смотрел ей вслед.
…Статистика блога по-прежнему не радовала. Инна понимала, что это лишь начало, но все равно было обидно. Разве она плохо пишет? И где показы? Где подписчики? Где лайки? Где дочитывания? Или это с алгоритмом что-то не то? Пишут же в Тсене, что искусственный интеллект – это ширма. И все под контролем у топ-менеджеров, как и везде. А «искусственным интеллектом» прикидываются студенты, подрабатывающие штатными программистами. Разве что язвят на эту тему такие же неудачники, как и Инна.
Она со вздохом набрала заголовок «Загадки Кахетинского шато». Надо не кукситься, а работать дальше. Идти вперед, невзирая на трудности. Писать по две статьи в день. Делать уникальные фото, для чего искать уникальную натуру. И Золотареву хамить не стоит. Интересный человек, много знает. Надо слушать и запоминать. А потом написать об этом цикл статей. И дочитывания пойдут.
В общем, работать надо. Как и везде.
…Она так увлеклась, что не заметила, как пролетели два с половиной часа. Нажав на «опубликовать» и забив теги, Инна глянула на часы и ахнула. У нее всего десять минут, чтобы переодеться, подкраситься и добежать до главного здания, где в холле будет ее ждать Золотарев!
Что выбрать: выглядеть достойно или прийти вовремя? Инна выбрала второе. В холл она влетела ровно в час дня, растрепанная и раскрасневшаяся. Золотарев поднялся с дивана, и скептически хмыкнул.
– Мы ведь полезем в погреб? – нашлась Инна. – Вот я и решила одеться попроще.
– Время идет к обеду. Я подумал, что после экскурсии в погреб мы пойдем перекусить, – сказал Золотарев. Сам он, как всегда, был безупречен.
– Ну, как немцы? – спросила Инна, чтобы перевести разговор на другую тему.
– Как немцы, – пожал плечами он. – Идем.
К удивлению Инны, они пошли в красную гостиную. Оказалось, «туннель» соединяется с марани, в самом конце гостиной была узкая лестница, ведущая вниз, в тесноту, оттуда пахнуло вином и сыростью. Специфический запах.
Золотарев стал спускаться первым, Инна за ним, щурясь в темноте и стараясь не споткнуться. К ее разочарованию, в винном погребе было темно. Спустившись, Золотарев включил свет, но его было мало для полноценной съемки. Инна пару раз надавила на панель смартфона, особо не надеясь на успех.
– Иди сюда, – Игорь подал ей руку.
В тусклом свете пыльной лампы Инна увидела большие круглые дырки в утрамбованном и почти окаменевшем от времени и цементирующей влаги земляном полу и, отпустив руку Игоря, направилась к ним. Марани напоминал головку сыра, типа маасдам, с которой срезали верхнюю корку.
– Осторожнее! – предупредил Золотарев. – Не свались в кверви! Они не все запечатаны!
– Вином захлебнусь?
– Не надейся. Они пустые. Боюсь, что это все – бутафория.
– Почему?
– Хозяевам надо с чего-то жить. Вот и родилась красивая легенда.
– Они сами сделали этот погреб?
– Изначально что-то похожее было. Но не семнадцатый век. Максимум, на что можно надеяться, это девятнадцатый, – небрежно сказал Золотарев. – Эпоха расцвета виноделия в Грузии, связанная с князем Александром Чавчавадзе, в поместье которого ты собиралась. Он привез из Франции не только архитекторов, чтобы построить замок в своей усадьбе Цинандали, но и виноделов. Именно в Цинандали была разлита первая бутылка грузинского вина.
Золотарев достал из кармана маленький фонарик и посветил на дырки в полу.
– В 2013 году грузинский традиционный метод приготовления вина в квеври был внесен в список нематериального наследия ЮНЕСКО, – сказал он.
– Я в курсе, – кивнула Инна. – Я заказывала дегустацию в бутик-отеле, где остановилась. Мне попалась толковая сомелье.
– Так мне не продолжать?
– Отчего же? Дважды услышанное проще запомнить. А вдруг где-нибудь блесну?
– Спасибо. Квеври – глиняные кувшины, издавна употребляемые в Грузии для брожения и хранения вина. Напоминают амфору, но без ручек, объем от обычного кувшина до сосуда на несколько сотен литров. Ягоды винограда обычно помещали в чан-давильню, сделанную из цельного выдолбленного ствола большого дерева, похожую на корыто, и давили ногами. Так не повреждаются косточки, которые придают вину горечь. Сок по желобам стекал в квеври. Частенько вместе с виноградом закладывали и гребни виноградных гроздей. Квеври закапывали в землю по самую горловину. Во время активного брожения шапка мезги, это кожица, косточки и гребни винограда, поднимается к горловине, а когда процесс завершается – опускается на дно. Тогда квеври запечатываются: закрываются крышкой и замазываются глиной. До весны. Результат зависит от температуры грунта. От региона, в котором делают вино, зависит расстояние между квеври и глубина, на которую их закапывают. Этот погреб, как ты видишь, достаточно глубокий. Чтобы закрыть большие поры и облегчить мытье, внутренние стенки квеври смазывали пчелиным воском. Так делают сухое вино высокого качества, которое лично я предпочитаю всем остальным. Полусладкое и игристое вино в квеври не хранят. Сладкое тоже производится другим способом. Это отдельная история.
– «Лилит» здесь? – в упор спросила Инна.
– Нет, – усмехнулся в темноте Золотарев. – Илиа сказал, что это музей. А действующий винный погреб не так глубоко. И, кстати, не так близко.
– Почему?
– Ты меня спрашиваешь? У хозяев этого шато полно тайн. «Лилит» – одна из них. Туристов водят на экскурсию в настоящий грузинский марани, потом наверху наливают вино якобы из квеври. Которое заранее приносят в кувшине. Вино охлажденное, янтарного цвета и отменного качества, со всеми положенными ароматами. Но кто его на самом деле делает и где? Это для меня до сих пор загадка. Как и Зубаридзе.
– Так все вина в Грузии делаются? В квеври?
Золотарев рассмеялся:
– Ты себе представляешь масштабы производства? И какая возня с этими квеври?
– Конечно! – Инна на минуточку представила, как спускается в огромный темный кувшин, рискуя потерять сознание от винных паров, чтобы его помыть, и затрясла головой: – Кошмар!
– Что кошмар? – резко обернулся к ней Золотарев.
– Все это… Я хотела сказать, что повсюду, куда ни приедешь – сплошные туристические аттракционы. Как этот марани. А настоящего ничего нет.
– Время безжалостно, – сурово сказал Золотарев. – Часто случаются природные катаклизмы. Тем более в горах. Ты хотела съездить на винзавод в Шуми? Там тоже есть музей. Он гораздо больше, там хватает света, чтобы сделать качественные фотоснимки. Тебе предложат дегустацию, покажут виноградник и мать-лозу. Но обрати внимание на металлические цистерны через дорогу. Вот это и есть настоящее производство. Металл гораздо легче отмывается, не говоря уже об объемах. К сожалению, технологии изготовления вина в квеври сейчас вымирают, мастеров становится все меньше. Как и настоящего вина, сделанного по этой технологии.
– Зубаридзе – подвижник или шарлатан?
– Вот это я и приехал выяснить, – легко сказал Игорь. – Только на мини-заводах и в таких вот домашних винодельческих хозяйствах сохранились настоящие грузинские вина. Вина из квеври. Увы! Теперь это больше элемент декора. Квеври используют для украшения ресторанов, а не по прямому назначению. Не замерзла? – вдруг спросил он.
– Нет. Мне интересно. Анна такое не говорила.
– Это твоя сомелье?
– Да.
– Небось, восхваляла уникальность вин, которые ты дегустировала, – усмехнулся Золотарев. – Осталось ли в наше время хоть что-то святое? Все думают только о деньгах и не считаются ни с чем, лишь бы получить прибыль.
– Кто бы говорил!
– А ты что, хорошо меня знаешь? – Он в упор посмотрел на Инну.
В свете тусклой лампочки его глаза были желтые, как у волка, и такие же хищные. Ей вдруг стало страшно. Инна невольно отступила назад, к лестнице.
– Ты купишь у Зубаридзе его вино? – замирая, спросила она.
«Лилит» была тайной. Что-то здесь, в шато, происходило. Такое же жуткое, как и взгляд у Золотарева, когда он смотрел на торчащие из земли горловины квеври. Как кривящийся в беззвучном крике рот Тамары. Как ночной разговор двух женщин, в котором прозвучало слово «убийство». Как паучьи пальцы Зубаридзе, не знавшие покоя.
– Я думаю, – серьезно сказал Золотарев, – его «Саперави», «Ркацетели» и «Алазанскую долину» точно не куплю. Крупный винзавод даст мне хорошие скидки. И это вино для обычного магазина, в ресторане ему не место. А я приехал по зову «Лилит». Ну? – вдруг требовательно спросил он. – Ты будешь снимать или будешь стоять?
– Здесь так темно!
– Я тебе посвечу. – Он высоко поднял фонарик.
И тогда Инна увидела много интересных вещей. Надколотые и помятые сосуды, глиняные и медные, старый пресс для винограда, чугунные утюги на углях, ряды пыльных бутылок, лежащих горизонтально в приваленных к каменным стенам шкафах, дубовые бочки… Она принюхалась:
– Бочки-то, похоже, полные?
– Да! В них чача! – весело сказал Золотарев.
– И квеври есть запечатанные.
– Пыль веков, не более, – небрежно сказал Игорь.
– Ой, а такой утюг на углях был в доме у моей бабушки! Он тяжеленный!
– Гладить белье им не пробовала?
– Если честно, было, – смутилась Инна. – Когда был обрыв на линии и надолго выключился свет. Не смогла, – виновато сказала она. – Ума не приложу, как они это делали, наши предки?
– Ну, что, все сняла? – вдруг заторопил ее Золотарев.
Инна послушно направилась к лестнице. Игорь помог ей нащупать в темноте первую ступеньку. Машинально она оперлась на его руку, споткнулась и вдруг ощутила его сильное плечо. Они стояли почти в обнимку в темноте. Пахло чачей, голова кружилась. Инне не хотелось отсюда уходить. Игорь тоже стоял, не двигаясь.
И вдруг наверху послышались голоса, потом шаги. Кто-то подошел к лестнице, чтобы спуститься в винный погреб.
– Пусти! – громко сказала Инна и рванулась наверх.
– Да кто тебя держит? – сказал ей вслед Золотарев.
Наверху, куда Инна вылетела, как пробка из бутылки, стояли двое, мужчина и женщина.
– Вы на экскурсию? – Инна почувствовала, как пылают ее щеки. – Спускайтесь, там свободно.
– Доунт андэстэнд, – с сильным акцентом сказал мужчина с голым, как показалось Инне, лицом почти без бровей и ресниц и большими залысинами на яйцеобразной голове.
«Немцы», – сообразила она, но вдруг поймала на себе любопытный взгляд женщины. Она была намного моложе своего спутника, красивая, но не вызывающе, а нежной трепетной красотой первоцвета, хотя ей было около тридцати. Она, без сомнения, слышала сцену внизу, и взгляд у нее был насмешливый. Когда поднялся Золотарев, они с немкой обменялись понимающими взглядами.
«Да она же прекрасно все поняла! – догадалась Инна. – Господи, куда я попала?! Грузины не грузины, немцы не немцы. А бабушка и внучка? Тоже поддельные?»
Ей стало не по себе.