Непарадная Америка
Часть 10 из 31 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Не забыты и духовные потребности. В никем не охраняемой библиотеке я обнаружил книги Толстого, Достоевского, а также много литературы по восточной философии. Слэбчанам не чужд и юмор. Рядом со многими трейлерами стоят почтовые ящики с надписью: «Мой дом там, где я припарковался».
В поселке аж две церкви, которые, несмотря на ничтожное число прихожан, умудряются враждовать между собой. Священник церкви «Небеса» Ричард Вебер оказался крепким бородатым мужчиной, похожим на покорителя Дикого Запада из вестернов. Ричард не без гордости демонстрирует солнечный генератор, с помощью которого добывает электроэнергию. По местным меркам он богач: у него есть даже компьютер с мощным модемом. Пастор не склонен идеализировать обитателей Слэб-сити. Здесь, как он говорит, собрались очень разные люди, среди которых попадаются и алкоголики, и наркоманы. «Объединяет нас, пожалуй, одно – мы решили уйти из американского общества», – рассказывает мне пастор.
Лично меня, как россиянина, больше всего поразило то, что в таком достаточно странном месте нет криминала. Я представил, как выглядело бы подобное поселение в России. Скорее всего, оно быстро превратилось бы в скопище наркоманов и алкоголиков. Однако в Слэб-сити этого не происходит. Когда слэбчане уезжают на несколько дней из городка, они без боязни оставляют на улице велосипеды (ценой под тысячу долларов) и другие дорогие вещи.
Одна из главных «фишек» Слэб-сити – это «Гора спасения». Местный житель, бывший бродяга Леонард Найт более двадцати лет разукрашивал красками внушительный по размерам холм. Энтузиаст исписал его многочисленными цитатами из Библии, а на вершине водрузил деревянный крест. Леонард Найт уверял, что Слэб-сити – лучшее место на земле и он не уедет из него и за 20 миллионов долларов.
Увы, жизнь внесла некоторые коррективы в планы этого идеалиста. Под конец жизни он впал в старческое слабоумие и был отправлен в интернат для престарелых, где в конечном итоге и умер.
Когда я подъехал к «Горе спасения», то возле нее стояли несколько десятков дорогих машин. Сегодня это вполне туристическое место. Я отнюдь не исключаю, что в ближайшее время на окраине Слэб-сити появится дорогой отель, а слэбчанам будут раздавать особенно живописные лохмотья.
Сравнительно недавно в Америке появился новый феномен – дауншифтеры на экспорт, если можно так выразиться. Некоторые из обитателей какого-нибудь места, вроде Слэб-сити, бывает, накапливают деньги и переселяются в развивающиеся страны, где ведут тот же образ жизни, что и у себя дома. Высокие американские зарплаты и крайне низкий прожиточный минимум в государствах «третьего мира» позволяют обладателям американских паспортов путешествовать там без проблем.
Альтернативная Америка
Наибольшей популярностью у дауншифтеров США пользуется Латинская Америка. Здесь появилось множество ферм-коммун, все обитатели которых – выходцы с севера. Появились и чисто белые поселки, в которых даже официанты в ресторанах – граждане США или Канады. По сути, здесь создается альтернативная «левая» Америка.
Одно из самых характерных таких поселений – поселок Сан-Маркос в Гватемале.
Даже в мелочах местные поселенцы пытаются организовать свою жизнь вопреки законам и инструкциям зарегулированного американского общества. В США, например, запрещено курение в ресторанах, поэтому в Сан-Маркосе пепельницы стоят в любом заведении общественного питания. На американских магазинах и ресторанах висят плакаты: «Нет обуви – нет сервиса». Поэтому большинство обитателей Сан-Маркоса идут за покупками босиком. Проблема соблюдения чистоты в городе решается с помощью «субботников».
Большинство местных американцев напоминают хиппи 60-х и придерживаются крайне левых взглядов. Нелюбовь местных американцев к «капитализму» настолько велика, что многие из них взяли в американских банках кредиты, которые не собираются отдавать, – американская Фемида бессильна в гватемальских джунглях. Хотя белые переселенцы и искренне считают себя марксистами, большинство из них имеют достаточно туманное представление об этой идеологии. Так, например, когда я спрашивал жителей Сан-Маркоса, знают ли они Ленина, то мне уверенно отвечали: «Джон Леннон?! Конечно, знаем».
Приведу несколько историй американцев из поселка Сан-Маркос.
Еще десять лет назад заросший рыжей бородой до пояса фермер Джим Вайт был простым американским спецназовцем и не слишком задумывался о политике. Он просто твердо знал, что живет в лучшей стране в мире. «Прозрение» наступило в Афганистане. «До этого я думал, что Америкой восхищаются во всем мире, и вдруг обнаружил, что нас очень многие ненавидят, – рассказывает мне Джим. – Я увидел разбомбленные нами города, трупы мирных жителей и задумался: «А так ли уж хороша моя страна?»
Джим начал читать левую литературу и стал убежденным марксистом. Развязка наступила после его возвращения в США. Облаченный в военную форму, пьяный Вайт взобрался на стойку бара в городке, где располагается воинская часть, и провозгласил: «Джордж Буш – трус и убийца!» Некоторые посетители пытались возразить Джиму, и он полез в драку…
Покопав три месяца канавы в исправительно-трудовом лагере американских вооруженных сил, борец с капитализмом уволился из армии, взял кредит в банке (который по идейным соображениям не собирается отдавать) и купил на него ферму в Гватемале. Здесь Джим основал некое подобие социалистической коммуны. Бывший спецназовец стал убежденным поклонником Жан-Жака Руссо, и чтобы постичь мудрость настоящей не испорченной цивилизацией жизни, вместе со многими другими белыми обитателями Сан-Маркоса регулярно участвует в ритуальных церемониях местных индейцев. В свободное от фермерства и заклинаний духов время Джим пишет роман, который, как он надеется, перевернет жизнь человечества.
У 25-летней преподавательницы йоги из Сан-Маркоса Кейли были совсем другие причины для эмиграции из США. Девушка окончила факультет криминалистики университета города Атланта и стала работать социальным работником в местной тюрьме. Мир, который она увидела, был просто ужасен. «Изнасилования стали почти нормой в американских тюрьмах, – говорит она. – Над физически слабым человеком в тюрьме надругаются почти наверняка. Этот стресс заставил меня по-новому посмотреть и на свою жизнь. Работать на опостылевшей работе ради того, чтобы купить особняк и дорогую машину?! Это мне показалось просто противным. Я бросила все и уехала в Гватемалу», – рассказывает мне Келли.
Здесь девушка наконец обрела свое счастье. Она питается только свежими тропическими фруктами, преподает йогу (восточные учения очень популярны среди жителей этого странного белого поселения) и пишет картины, которые, как она надеется, принесут ей мировую известность.
Конечно же, такие люди, как Кэлли и Джим, встречаются не только в джунглях Латинской Америки, но и в США. Большинство этих ищущих людей объединяет то, что они не сумели добиться творческой реализации, а работать просто ради денег им противно. Они категорически не приемлют общество потребления, но их представления об альтернативном пути очень туманны.
И еще одна, на этот раз московская, история американского дауншифтера. На заре перестройки молодому американцу Полу попала в руки газетная статья о советских хиппи. Тот факт, что в далекой тоталитарной России у него есть единомышленники, произвел на молодого человека настолько сильное впечатление, что он тотчас засобирался в дорогу.
В Москве Пол останавливал на улице людей и спрашивал их на английском: где можно найти хиппи? В конечном итоге нашел не только хиппи, но и жену-москвичку, а скоро у молодоженов родился и ребенок.
Увы, брак оказался недолговечным. Дело в том, что жена американца оказалась «типичной буржуазной мещанкой»: она работала сама и хотела, чтобы тем же занимался и муж. Но Пол не для того уехал так далеко, чтобы заниматься какой-то постылой, совсем не творческой работой, у него были более серьезные планы: он хотел осчастливить человечество.
После развода американец поселился в одном из пустующих домов российской столицы, предназначенном на снос. «Я мечтаю создать здесь коммуну таких же, как я, – Людей Земли. Мир денег и насилия останется вне этих стен. Мы будем вместе слушать хорошую музыку, рисовать картины и любоваться цветами», – на чудовищной смеси русского с английским объяснял он мне где-то двадцать лет назад. Потом я «потерял» Пола и вспомнил о нем, когда начал писать эту книгу. Погуглил: похоже, он по-прежнему в Москве и совсем не изменился.
Казалось бы, в ориентированном на успех американском обществе дауншифтеры должны вызывать раздражение у большинства населения. Однако в реальности американцы относятся гораздо терпимее к своим «бездельникам», чем россияне.
Если дауншифтер не живет на пособие по бедности, то осуждать его не придет в голову практически никому из американцев. «США – достаточно богатое государство, и люди могут себе позволить работать всего несколько часов в неделю, если согласны довольствоваться малым. Это их законный выбор. Мы свободная страна!» – таково типичное рассуждение, которое мне приходилось слышать неоднократно.
Глава 6
Если ты такой умный…
(Образование в США)
Мыслить нестереотипно
Несколько лет назад я читал лекции в университетах США. Моя аудитория состояла из студентов-политологов, чьей специализацией были страны бывшего СССР. Меня поразили их глубокие знания, то, что почти все мои слушатели свободно говорили по-русски, а многие из них даже прожили по нескольку лет в республиках бывшего Союза. Но при этом в других областях науки мои новые знакомые не блистали.
Мне особенно запомнился один студент, который не понимал, отчего происходит смена времен года. Самое интересное, что он ничуть не стеснялся этого невежества, считая, что нет необходимости разбираться в явлениях, бесполезных для практической жизни и работы. Как я впоследствии убедился, такой подход, имеющий под собой определенный здравый смысл, очень характерен для многих американцев.
Абстрактная эрудированность в Штатах не в чести. «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» – американцы не случайно любят задавать этот ехидный вопрос тому, кто демонстрирует свою «ученость» на публике. К тому, что знания должны непременно приносить их обладателю практическую пользу, здесь приучают прямо с детского сада, где малышей учат считать не на палочках, а при помощи монеток.
Кстати, хваленая российская начитанность (впрочем, и это верно скорей для советских времен) совершенно не считается плюсом с точки зрения американцев. Так, задачей школы считается не напихать ученика знаниями, а сделать из него гражданина и научить мыслить самостоятельно, нестереотипно. И по этим параметрам американские школьники смотрятся лучше, чем российские.
Уличный ликбез
К слову сказать, вкусы русских и американских читателей на литературу США отличаются достаточно сильно. Так, например, очень многие сегодня в США достаточно скептически относятся к творчеству Марка Твена, так как якобы он допускал неполиткорректные высказывания по отношению к черным. Доходит до того, что в некоторых школах его книги «не рекомендованы» для чтения учащимся.
Практически забыт в США и Джером Сэлинджер. Так, люди моложе 30 лет его, как правило, не знают или же считают крайне скучным. Однако гораздо большей популярностью, чем в России, пользуется писатель Джон Стейнбек, особенно его роман «Гроздья гнева», – это любимое произведение почти всех американцев либеральных левых взглядов.
При этом в США гораздо больше «уличных» возможностей получать знания. В зонах отдыха на автострадах всегда вывешена подробная информация с картой о достопримечательностях данного региона, естественно, на всех сколько-либо интересных зданиях вывешены таблички с их историей. Та же ситуация повторяется и с природой, на шоссе сделаны специальные съезды на площадку в «зоне интереса», где можно полюбоваться горами, видом на океан и т. п.
На площадке будет стенд с подробной геологической историей данного природного объекта и объяснением, чем он именно интересен. То же касается и национальных парков. А в просветительском центре парка можно посмотреть фильм о нем, изучить виды флоры и фауны, которые здесь встречаются. То есть просто путешествуя по США, можно узнать очень много интересных фактов из истории, географии, геологии, зоологии и ботаники.
В то же время знания воспринимают скорей как способ более выгодно продать свой труд. После окончания школы американец вовсе не стремится, подобно его российскому сверстнику, очертя голову бросаться получать высшее образование. Сначала он прикидывает, окупятся ли потраченные деньги и время более высокооплачиваемой работой после получения диплома.
Поэтому, кстати, американцев совершенно не смущает обилие в их учебных заведениях студентов по российским меркам отнюдь не студенческого возраста. Я знал человека, который, занимаясь ремонтом домов, решил уже в возрасте далеко за полтинник поступить на курс «Экология в городе».
Естественно, это желание объяснялось отнюдь не интересом к окружающей среде – просто хитрый американец подсчитал, что с новым дипломом его услуги будут нарасхват среди соотечественников, помешанных на здоровом образе жизни.
Но в целом лишь треть жителей США решается получить высшее образование. Объясняется это тем, что для того, чтобы стать преуспевающим представителем среднего класса, вполне достаточно диплома колледжа. По существу, это аналог нашего техникума. Обучение в нем занимает, как правило, два года, хотя некоторые колледжи, как и университеты, обучают по 4-летней системе бакалавриата. Более упорные грызут гранит науки дальше, чтобы через три года получить диплом магистра.
Высшая ученая степень в США – это Ph.D. (Doctor of Philosophy – дословно доктор философии), на которую нужно учиться в среднем пять лет после получения степени бакалавра. Поскольку в США нет степени доктора наук, то почти все россияне, получившие ученую степень Ph.D., считают ее аналогом нашей докторской. У российских докторов наук такое «хвастовство» вызывает сильное раздражение.
– Конечно же, Ph.D. – это аналог российского кандидата наук, если не ниже. Так, в России для того, чтобы защитить кандидатскую диссертацию, нужно иметь как минимум одну опубликованную научную работу (в США этого не требуется), а для докторской – много работ, не менее десяти.
В России ученую степень присуждает независимый ученый совет, утвержденный ВАКом, то есть государственной комиссией, в США же Ph.D. присуждает комиссия из ученых твоего же факультета, правда, с одним приглашенным (самим защищающимся или его научным руководителем!) профессором. Как результат, в России провалы на защите диссертаций – не такая уж и редкость, а в США получение Ph.D. происходит фактически автоматом, – убеждал меня один из докторов наук.
Стоит также заметить, что, по крайней мере в СССР, в среднем только один из десяти кандидатов наук становился доктором.
Знания – это деньги
Обучение в университетах и колледжах платное. Причем сумма оплаты существенно разнится: от 5 тысяч долларов в год в обычном университете штата до 50 тысяч в престижнейшем Гарварде. Разумеется, существуют и те, кому не надо думать о поисках денег во время учебы. Для бедных и способных студентов существуют бесплатные программы обучения. Студент может также взять кредит в банке и начать отдавать его (причем в течение многих лет) после окончания учебы.
Для многих не слишком способных молодых людей «билетом» к высшему образованию становится служба в армии, так как уволившийся военнослужащий получает образование за счет государства. Но в целом американцы, что называется, по собственному карману знают, что получение знаний – это услуга, за которую нужно платить.
Столь трудный и тяжкий путь к знаниям частично компенсируется атмосферой в местных университетах. Даже внешний – зачастую очень величественный – вид американских вузов как бы говорит студенту: ты становишься членом уважаемого сообщества и приобретешь здесь то, что останется с тобой на всю жизнь, – знания, связи, опыт. Практически каждый университет, даже не слишком известный, имеет свою особую изюминку – свои традиции и ритуалы.
Так, в наиболее известном из университетов Сан-Диего есть специальная тропа знаний, вдоль которой стоят скульптуры знаменитых ученых и таблички с афоризмами великих мыслителей. В университете калифорнийского города Лонг-Бич закрытый стадион студенческого городка выполнен в форме пирамиды.
Сердцем любого университета являются библиотеки, работающие, как правило, до 12 ночи. Выбор книг очень широкий даже в провинциальном вузе, а лимит томов, которые студент может взять с собой домой, очень высок. Скажем, в упомянутом университете Сан-Диего он ограничен 200 книгами, и некоторые студенты приходят в библиотеку со специальными тележками.
Интересен и национальный состав студентов: в большинстве это азиаты (китайцы, корейцы и японцы). Часть этих людей после обучения уедет в свои страны, но большинство останется в США. Так что с большой вероятностью в ближайшие годы американская наука перестанет быть «белой».
Атмосфера на лекциях достаточно вольготная. Так, слушать преподавателя, попивая кока-колу и жуя гамбургер, здесь обычное дело. Какой-либо дресс-код также отсутствует, и некоторые студенты предпочитают ходить на занятия босиком.
Однако одна вольность, достаточно распространенная в России, за океаном категорически осуждается большинством студентов – это списывание. Американцы рассуждают так: более высокие оценки позволяют найти более хорошую работу, поэтому списывающий человек – мошенник.
В поселке аж две церкви, которые, несмотря на ничтожное число прихожан, умудряются враждовать между собой. Священник церкви «Небеса» Ричард Вебер оказался крепким бородатым мужчиной, похожим на покорителя Дикого Запада из вестернов. Ричард не без гордости демонстрирует солнечный генератор, с помощью которого добывает электроэнергию. По местным меркам он богач: у него есть даже компьютер с мощным модемом. Пастор не склонен идеализировать обитателей Слэб-сити. Здесь, как он говорит, собрались очень разные люди, среди которых попадаются и алкоголики, и наркоманы. «Объединяет нас, пожалуй, одно – мы решили уйти из американского общества», – рассказывает мне пастор.
Лично меня, как россиянина, больше всего поразило то, что в таком достаточно странном месте нет криминала. Я представил, как выглядело бы подобное поселение в России. Скорее всего, оно быстро превратилось бы в скопище наркоманов и алкоголиков. Однако в Слэб-сити этого не происходит. Когда слэбчане уезжают на несколько дней из городка, они без боязни оставляют на улице велосипеды (ценой под тысячу долларов) и другие дорогие вещи.
Одна из главных «фишек» Слэб-сити – это «Гора спасения». Местный житель, бывший бродяга Леонард Найт более двадцати лет разукрашивал красками внушительный по размерам холм. Энтузиаст исписал его многочисленными цитатами из Библии, а на вершине водрузил деревянный крест. Леонард Найт уверял, что Слэб-сити – лучшее место на земле и он не уедет из него и за 20 миллионов долларов.
Увы, жизнь внесла некоторые коррективы в планы этого идеалиста. Под конец жизни он впал в старческое слабоумие и был отправлен в интернат для престарелых, где в конечном итоге и умер.
Когда я подъехал к «Горе спасения», то возле нее стояли несколько десятков дорогих машин. Сегодня это вполне туристическое место. Я отнюдь не исключаю, что в ближайшее время на окраине Слэб-сити появится дорогой отель, а слэбчанам будут раздавать особенно живописные лохмотья.
Сравнительно недавно в Америке появился новый феномен – дауншифтеры на экспорт, если можно так выразиться. Некоторые из обитателей какого-нибудь места, вроде Слэб-сити, бывает, накапливают деньги и переселяются в развивающиеся страны, где ведут тот же образ жизни, что и у себя дома. Высокие американские зарплаты и крайне низкий прожиточный минимум в государствах «третьего мира» позволяют обладателям американских паспортов путешествовать там без проблем.
Альтернативная Америка
Наибольшей популярностью у дауншифтеров США пользуется Латинская Америка. Здесь появилось множество ферм-коммун, все обитатели которых – выходцы с севера. Появились и чисто белые поселки, в которых даже официанты в ресторанах – граждане США или Канады. По сути, здесь создается альтернативная «левая» Америка.
Одно из самых характерных таких поселений – поселок Сан-Маркос в Гватемале.
Даже в мелочах местные поселенцы пытаются организовать свою жизнь вопреки законам и инструкциям зарегулированного американского общества. В США, например, запрещено курение в ресторанах, поэтому в Сан-Маркосе пепельницы стоят в любом заведении общественного питания. На американских магазинах и ресторанах висят плакаты: «Нет обуви – нет сервиса». Поэтому большинство обитателей Сан-Маркоса идут за покупками босиком. Проблема соблюдения чистоты в городе решается с помощью «субботников».
Большинство местных американцев напоминают хиппи 60-х и придерживаются крайне левых взглядов. Нелюбовь местных американцев к «капитализму» настолько велика, что многие из них взяли в американских банках кредиты, которые не собираются отдавать, – американская Фемида бессильна в гватемальских джунглях. Хотя белые переселенцы и искренне считают себя марксистами, большинство из них имеют достаточно туманное представление об этой идеологии. Так, например, когда я спрашивал жителей Сан-Маркоса, знают ли они Ленина, то мне уверенно отвечали: «Джон Леннон?! Конечно, знаем».
Приведу несколько историй американцев из поселка Сан-Маркос.
Еще десять лет назад заросший рыжей бородой до пояса фермер Джим Вайт был простым американским спецназовцем и не слишком задумывался о политике. Он просто твердо знал, что живет в лучшей стране в мире. «Прозрение» наступило в Афганистане. «До этого я думал, что Америкой восхищаются во всем мире, и вдруг обнаружил, что нас очень многие ненавидят, – рассказывает мне Джим. – Я увидел разбомбленные нами города, трупы мирных жителей и задумался: «А так ли уж хороша моя страна?»
Джим начал читать левую литературу и стал убежденным марксистом. Развязка наступила после его возвращения в США. Облаченный в военную форму, пьяный Вайт взобрался на стойку бара в городке, где располагается воинская часть, и провозгласил: «Джордж Буш – трус и убийца!» Некоторые посетители пытались возразить Джиму, и он полез в драку…
Покопав три месяца канавы в исправительно-трудовом лагере американских вооруженных сил, борец с капитализмом уволился из армии, взял кредит в банке (который по идейным соображениям не собирается отдавать) и купил на него ферму в Гватемале. Здесь Джим основал некое подобие социалистической коммуны. Бывший спецназовец стал убежденным поклонником Жан-Жака Руссо, и чтобы постичь мудрость настоящей не испорченной цивилизацией жизни, вместе со многими другими белыми обитателями Сан-Маркоса регулярно участвует в ритуальных церемониях местных индейцев. В свободное от фермерства и заклинаний духов время Джим пишет роман, который, как он надеется, перевернет жизнь человечества.
У 25-летней преподавательницы йоги из Сан-Маркоса Кейли были совсем другие причины для эмиграции из США. Девушка окончила факультет криминалистики университета города Атланта и стала работать социальным работником в местной тюрьме. Мир, который она увидела, был просто ужасен. «Изнасилования стали почти нормой в американских тюрьмах, – говорит она. – Над физически слабым человеком в тюрьме надругаются почти наверняка. Этот стресс заставил меня по-новому посмотреть и на свою жизнь. Работать на опостылевшей работе ради того, чтобы купить особняк и дорогую машину?! Это мне показалось просто противным. Я бросила все и уехала в Гватемалу», – рассказывает мне Келли.
Здесь девушка наконец обрела свое счастье. Она питается только свежими тропическими фруктами, преподает йогу (восточные учения очень популярны среди жителей этого странного белого поселения) и пишет картины, которые, как она надеется, принесут ей мировую известность.
Конечно же, такие люди, как Кэлли и Джим, встречаются не только в джунглях Латинской Америки, но и в США. Большинство этих ищущих людей объединяет то, что они не сумели добиться творческой реализации, а работать просто ради денег им противно. Они категорически не приемлют общество потребления, но их представления об альтернативном пути очень туманны.
И еще одна, на этот раз московская, история американского дауншифтера. На заре перестройки молодому американцу Полу попала в руки газетная статья о советских хиппи. Тот факт, что в далекой тоталитарной России у него есть единомышленники, произвел на молодого человека настолько сильное впечатление, что он тотчас засобирался в дорогу.
В Москве Пол останавливал на улице людей и спрашивал их на английском: где можно найти хиппи? В конечном итоге нашел не только хиппи, но и жену-москвичку, а скоро у молодоженов родился и ребенок.
Увы, брак оказался недолговечным. Дело в том, что жена американца оказалась «типичной буржуазной мещанкой»: она работала сама и хотела, чтобы тем же занимался и муж. Но Пол не для того уехал так далеко, чтобы заниматься какой-то постылой, совсем не творческой работой, у него были более серьезные планы: он хотел осчастливить человечество.
После развода американец поселился в одном из пустующих домов российской столицы, предназначенном на снос. «Я мечтаю создать здесь коммуну таких же, как я, – Людей Земли. Мир денег и насилия останется вне этих стен. Мы будем вместе слушать хорошую музыку, рисовать картины и любоваться цветами», – на чудовищной смеси русского с английским объяснял он мне где-то двадцать лет назад. Потом я «потерял» Пола и вспомнил о нем, когда начал писать эту книгу. Погуглил: похоже, он по-прежнему в Москве и совсем не изменился.
Казалось бы, в ориентированном на успех американском обществе дауншифтеры должны вызывать раздражение у большинства населения. Однако в реальности американцы относятся гораздо терпимее к своим «бездельникам», чем россияне.
Если дауншифтер не живет на пособие по бедности, то осуждать его не придет в голову практически никому из американцев. «США – достаточно богатое государство, и люди могут себе позволить работать всего несколько часов в неделю, если согласны довольствоваться малым. Это их законный выбор. Мы свободная страна!» – таково типичное рассуждение, которое мне приходилось слышать неоднократно.
Глава 6
Если ты такой умный…
(Образование в США)
Мыслить нестереотипно
Несколько лет назад я читал лекции в университетах США. Моя аудитория состояла из студентов-политологов, чьей специализацией были страны бывшего СССР. Меня поразили их глубокие знания, то, что почти все мои слушатели свободно говорили по-русски, а многие из них даже прожили по нескольку лет в республиках бывшего Союза. Но при этом в других областях науки мои новые знакомые не блистали.
Мне особенно запомнился один студент, который не понимал, отчего происходит смена времен года. Самое интересное, что он ничуть не стеснялся этого невежества, считая, что нет необходимости разбираться в явлениях, бесполезных для практической жизни и работы. Как я впоследствии убедился, такой подход, имеющий под собой определенный здравый смысл, очень характерен для многих американцев.
Абстрактная эрудированность в Штатах не в чести. «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» – американцы не случайно любят задавать этот ехидный вопрос тому, кто демонстрирует свою «ученость» на публике. К тому, что знания должны непременно приносить их обладателю практическую пользу, здесь приучают прямо с детского сада, где малышей учат считать не на палочках, а при помощи монеток.
Кстати, хваленая российская начитанность (впрочем, и это верно скорей для советских времен) совершенно не считается плюсом с точки зрения американцев. Так, задачей школы считается не напихать ученика знаниями, а сделать из него гражданина и научить мыслить самостоятельно, нестереотипно. И по этим параметрам американские школьники смотрятся лучше, чем российские.
Уличный ликбез
К слову сказать, вкусы русских и американских читателей на литературу США отличаются достаточно сильно. Так, например, очень многие сегодня в США достаточно скептически относятся к творчеству Марка Твена, так как якобы он допускал неполиткорректные высказывания по отношению к черным. Доходит до того, что в некоторых школах его книги «не рекомендованы» для чтения учащимся.
Практически забыт в США и Джером Сэлинджер. Так, люди моложе 30 лет его, как правило, не знают или же считают крайне скучным. Однако гораздо большей популярностью, чем в России, пользуется писатель Джон Стейнбек, особенно его роман «Гроздья гнева», – это любимое произведение почти всех американцев либеральных левых взглядов.
При этом в США гораздо больше «уличных» возможностей получать знания. В зонах отдыха на автострадах всегда вывешена подробная информация с картой о достопримечательностях данного региона, естественно, на всех сколько-либо интересных зданиях вывешены таблички с их историей. Та же ситуация повторяется и с природой, на шоссе сделаны специальные съезды на площадку в «зоне интереса», где можно полюбоваться горами, видом на океан и т. п.
На площадке будет стенд с подробной геологической историей данного природного объекта и объяснением, чем он именно интересен. То же касается и национальных парков. А в просветительском центре парка можно посмотреть фильм о нем, изучить виды флоры и фауны, которые здесь встречаются. То есть просто путешествуя по США, можно узнать очень много интересных фактов из истории, географии, геологии, зоологии и ботаники.
В то же время знания воспринимают скорей как способ более выгодно продать свой труд. После окончания школы американец вовсе не стремится, подобно его российскому сверстнику, очертя голову бросаться получать высшее образование. Сначала он прикидывает, окупятся ли потраченные деньги и время более высокооплачиваемой работой после получения диплома.
Поэтому, кстати, американцев совершенно не смущает обилие в их учебных заведениях студентов по российским меркам отнюдь не студенческого возраста. Я знал человека, который, занимаясь ремонтом домов, решил уже в возрасте далеко за полтинник поступить на курс «Экология в городе».
Естественно, это желание объяснялось отнюдь не интересом к окружающей среде – просто хитрый американец подсчитал, что с новым дипломом его услуги будут нарасхват среди соотечественников, помешанных на здоровом образе жизни.
Но в целом лишь треть жителей США решается получить высшее образование. Объясняется это тем, что для того, чтобы стать преуспевающим представителем среднего класса, вполне достаточно диплома колледжа. По существу, это аналог нашего техникума. Обучение в нем занимает, как правило, два года, хотя некоторые колледжи, как и университеты, обучают по 4-летней системе бакалавриата. Более упорные грызут гранит науки дальше, чтобы через три года получить диплом магистра.
Высшая ученая степень в США – это Ph.D. (Doctor of Philosophy – дословно доктор философии), на которую нужно учиться в среднем пять лет после получения степени бакалавра. Поскольку в США нет степени доктора наук, то почти все россияне, получившие ученую степень Ph.D., считают ее аналогом нашей докторской. У российских докторов наук такое «хвастовство» вызывает сильное раздражение.
– Конечно же, Ph.D. – это аналог российского кандидата наук, если не ниже. Так, в России для того, чтобы защитить кандидатскую диссертацию, нужно иметь как минимум одну опубликованную научную работу (в США этого не требуется), а для докторской – много работ, не менее десяти.
В России ученую степень присуждает независимый ученый совет, утвержденный ВАКом, то есть государственной комиссией, в США же Ph.D. присуждает комиссия из ученых твоего же факультета, правда, с одним приглашенным (самим защищающимся или его научным руководителем!) профессором. Как результат, в России провалы на защите диссертаций – не такая уж и редкость, а в США получение Ph.D. происходит фактически автоматом, – убеждал меня один из докторов наук.
Стоит также заметить, что, по крайней мере в СССР, в среднем только один из десяти кандидатов наук становился доктором.
Знания – это деньги
Обучение в университетах и колледжах платное. Причем сумма оплаты существенно разнится: от 5 тысяч долларов в год в обычном университете штата до 50 тысяч в престижнейшем Гарварде. Разумеется, существуют и те, кому не надо думать о поисках денег во время учебы. Для бедных и способных студентов существуют бесплатные программы обучения. Студент может также взять кредит в банке и начать отдавать его (причем в течение многих лет) после окончания учебы.
Для многих не слишком способных молодых людей «билетом» к высшему образованию становится служба в армии, так как уволившийся военнослужащий получает образование за счет государства. Но в целом американцы, что называется, по собственному карману знают, что получение знаний – это услуга, за которую нужно платить.
Столь трудный и тяжкий путь к знаниям частично компенсируется атмосферой в местных университетах. Даже внешний – зачастую очень величественный – вид американских вузов как бы говорит студенту: ты становишься членом уважаемого сообщества и приобретешь здесь то, что останется с тобой на всю жизнь, – знания, связи, опыт. Практически каждый университет, даже не слишком известный, имеет свою особую изюминку – свои традиции и ритуалы.
Так, в наиболее известном из университетов Сан-Диего есть специальная тропа знаний, вдоль которой стоят скульптуры знаменитых ученых и таблички с афоризмами великих мыслителей. В университете калифорнийского города Лонг-Бич закрытый стадион студенческого городка выполнен в форме пирамиды.
Сердцем любого университета являются библиотеки, работающие, как правило, до 12 ночи. Выбор книг очень широкий даже в провинциальном вузе, а лимит томов, которые студент может взять с собой домой, очень высок. Скажем, в упомянутом университете Сан-Диего он ограничен 200 книгами, и некоторые студенты приходят в библиотеку со специальными тележками.
Интересен и национальный состав студентов: в большинстве это азиаты (китайцы, корейцы и японцы). Часть этих людей после обучения уедет в свои страны, но большинство останется в США. Так что с большой вероятностью в ближайшие годы американская наука перестанет быть «белой».
Атмосфера на лекциях достаточно вольготная. Так, слушать преподавателя, попивая кока-колу и жуя гамбургер, здесь обычное дело. Какой-либо дресс-код также отсутствует, и некоторые студенты предпочитают ходить на занятия босиком.
Однако одна вольность, достаточно распространенная в России, за океаном категорически осуждается большинством студентов – это списывание. Американцы рассуждают так: более высокие оценки позволяют найти более хорошую работу, поэтому списывающий человек – мошенник.