Ненависть
Часть 1 из 28 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Часть первая
Глава 1
Слякотная гадость на асфальте вот-вот превратится в снег пополам с грязью. Апполинарий Колышев, преподаватель педагогического института, торопится на работу. Несмотря на то, что он стал выходить из дому аж на целых десять минут раньше, на остановке маршрутки все равно колышется толпа. Из таких же «умных». Апполинарий становится в очередь. Снег пополам с дождем на время прекращается, стоящая впереди девушка тут же сбрасывает капюшон курточки. Привлеченный необычайно ярким пятном на общем унылом фоне, Апполинарий взглянул и моментально разочарованно отворачивается — редеющие кудряшки выдают настоящий возраст «девушки».
Апполинарий Колышев унаследовал от папы с мамой высокий рост, широкие плечи и сутулую спину. Последнее по большей части от того, что слишком много проводил времени за письменным столом. Прилежный ученик в школе и институте, он никогда не занимался глупостями вроде футбола или заморского рукопашного боя. Его целью было получать самые лучшие оценки преподавателей и Апполинарий этого достигал необыкновенной усидчивостью и старанием. К выпускному курсу студент Колышев заработал самые лестные отзывы преподавателей, а от сокурсников получил кличку «долбежник». Туловище скособочилось, фигура в профиль напоминала вопросительный знак. Густая шевелюра поредела, появился солнечный остров лысины в обрамлении волос. Руки вытянулись в «грабли», круглое лицо украсила бородка клинышком а ля Феликс Эдмундович. От продолжительного чтения и работы за компьютером зрение село, пришлось носить очки. Для «понта» Апполинарий приобрел пенсне и теперь, когда приходилось выступать на семинарах, всегда водружал «велосипед» на шнобель.
Папа бросил семью несколько лет назад. Мама работала преподавательницей древних языков на факультете филологии. Надо ли говорить, что и сынок стал учиться в том же институте, а после окончания остался в аспирантуре на кафедре. Сейчас мама на пенсии, Апполинарий «препод». Разумеется, тех самых древних языков. Ему двадцать семь, он уже раз был женат на сокурснице — хорошо, что дело закончилось без детей! — и пять лет успешно косил от армии. Удалось. Военных Апполинарий не любил, считал тупыми, грубыми и ленивыми мужиками, живущими за счет солдат и на подачки от налогоплательщиков, то бишь государства. Заняться преподаванием древних языков посоветовала мама. Это довольно редкая профессия и не потому, что трудная, а потому, что скучная. Ну какого нормального парня или девушку заинтересует мертвый язык, на котором никто не говорит? Его и выучить-то почти невозможно. Другое дело, язык живой. Скажем, французский. На нем говорят десятки миллионов людей, это огромный пласт культуры и потому он интересен. А главное — есть языковая среда. Если вы будете жить во Франции, то научитесь говорить буквально за считанные месяцы.
Овладеть латынью можно только бесконечной зубрежкой суффиксов, префиксов и окончаний … а потом повеситься.
Переваливаясь на дорожных вмятинах, словно перекормленная такса, подползает автобус. С лязгом распахиваются передние двери, будто пасть железного чудовища и понурые люди суетливо торопятся в теплое, воняющее машинным маслом и резиной, нутро. Рассевшиеся по лавкам, как куры по насестам, пассажиры достают мятые рубли, руки тянутся в салон, ассигнации уплывают кондуктору, здоровенному детине с электрошокером на поясе и резиновой дубинке. С тех пор, как в стране увеличилась преступность, полицейское снаряжение стали носить даже бабушки консьержки.
До кризиса в страну потоком прибывали эмигранты из ближнего зарубежья и дальней деревенщины в поисках работы и материального благополучия. Под предлогом нехватки рабочей силы их даже приглашали. Власть, местная и центральная, способствовала этому. Автоматизация производства, о которой так много говорили, говорят и будут говорить с самых высоких — и не очень — трибун, дело очень дорогостоящее и хлопотное. Куда проще нанять сотню или тысячу гастарбайтеров. Они вручную сделают то, что выполняет один робот. Технический прогресс дело, конечно, святое, но торопиться не надо. Поспешишь — людей насмешишь и вообще … Глупость и жадность так называемых «бизнесменов» и продажных чиновников от Москвы до самых до окраин привели к тому, что в стране скопились миллионы иноверцев, открыто ненавидевших Россию и все русское. Пока была работа, помалкивали — гавкать себе дороже. Но когда грянул кризис и от гастарбайтеров стали избавляться, дерьмо пошло по трубам. Банды озверевших от голода и нищеты бывших строителей и дорожных рабочих грабили и убивали среди бела дня. Удивительно, но милиции отдан приказ применять оружие на поражение только в исключительных случаях. Власть, видимо, надеется на скорое окончание кризиса и тогда «новые рабы» понадобятся вновь. На окраинах по ночам происходят настоящие уличные бои — бандиты делят сферы влияния. Раненых и убитых подбирают десятками. Тем не менее, странный приказ отменять никто не собирается. Возможно, объясняется тем, что милицейское начальство просто хочет дождаться, когда бандиты перебьют друг друга. Так уже было в начале девяностых.
Кондуктор собрал деньги, продавленное кресло сплющивается под весом объемистого зада. Автобус постоял еще несколько минут, двери замедленно схлопнулись, будто створки гигантской раковины, навсегда отделяя пассажиров от холодной улицы. С неторопливостью бронетранспортера маршрутка трогается, по салону веет механическим теплом обогревателя. Апполинарий опускает унылый нос в воротник, прикрывает глаза. Сегодня семинар с группой студентов другого факультета. Для них латынь предмет второстепенный, но обязательный, поэтому есть шанс выбрать симпатичную студентку для «творческой» сдачи сессии. После развода с женой по этим «делам» у Апполинария напряг, девочки по вызову стоят дорого, да и мама все время дома. Институт — самое то! Только вот полированные столы ну совсем не приспособлены для таких «занятий». Стук, грюк, опять же звукоизоляция из рук вон плохая. Одним словом, трудностей хоть отбавляй, но не по-мужски сдаваться по пустякам. Только вперед и да здравствуют двоечницы! Убаюканный сладкими видениями о захватывающих приключениях ниже пояса в близком будущем, Апполинарий задремал. Пропустить свою остановку он не боялся — ровно за минуту до открывания дверей включалась внутренняя сигнальная система его организма, глаза распахивались и начинался процесс продирания сквозь плотную толпу пассажиров к выходу.
Колышев проходит мимо кабинета древних языков — закрыт на косметический (!) ремонт. Семинар состоится в кабинете химии. В деканате так составили расписание пар, чтобы можно было проводить семинары по предметам в разное время. Пока не собрались оболтусы студенты, Апполинарий включает комп, входит в Сеть. Надо с утра почитать прессу, узнать, что творится в мире. А мир переживает последствия Великого Кризиса. Несмотря на предпринимаемые правительством усилия, количество незаконных мигрантов растет. В так называемых постсоветских странах положение еще хуже. Местные властные элиты с самого начала «независимости» были озабочены тем, чтобы как можно больше наворовать, а когда запахнет жареным, смыться за океан. Когда экономики начали рушиться, эмиграция высокопоставленного ворья из этих стран стала массовой. Государства борются с экономическими и политическими трудностями, как могут. Слабые, зависимые от внешнего финансирования страны переживают кризис особенно тяжело, исчезают с политической карты мира. Их территории делятся между более сильными соседями. Никто не знает, что будет дальше. Хотя, если взглянуть назад, в совсем недавнюю историю, бывало и похуже. Например, после войны разгул преступности был таков, что на политбюро КПСС всерьез решался вопрос о вооружении членов правящей коммунистической партии. Грабежи и убийства по ночам были обычным делом. А что творилось во время Октябрьской революции и после? Ничего, выкарабкались. Победим и сейчас. Слава Богу, правительство решилось-таки на свободную продажу оружия. Хреновенького, так называемого гражданского, но и на том спасибо! Теперь даже бабульки ходят в булочную с «пушкой» в кармане и шмаляют в любую подозрительную личность, благо возраст таков, что терять уже нечего. Либеральные демократы предлагают внести изменения в Конституцию; по примеру США закрепить право на свободное ношение оружия. Давно бы так!
В дверь поскреблись, потом створки распахиваются, галдящая толпа студентов вваливается в аудиторию. Апполинарий хмурится, выпячивает нижнюю губу. Вкупе с пенсне это придает строгий вид любителю двоечниц, молодежь почтительно стихает. Наметанным глазом Колышев сразу вычислил проблемную студентку. Минимальная длина юбки ясно показала Апполинарию — двоечница настроена на твердую четверку. Возможно, даже с плюсом! Колышев довольно потирает ладони — похоже, день удался! Незаметно проходит тридцать минут. Урок идет своим чередом, студенты отвечают на вопросы, благородная латынь звучит в аудитории на разные голоса. Апполинарий делает вид, что внимательно слушает, а сам косится на аппетитные коленки двоечницы и посматривает на лабораторный стол. Мебель не внушает доверия. Конструкция какая-то непрочная и еще банки с колбами на полке стоят. В стеклотаре жидкость подозрительного цвета и консистенции, пробки сидят плотно, даже закручены и это особенно беспокоит. Мало ли что там за бурда, не дай Бог прольется, поразъедает мебель, полы, ремонтируй потом за свой счет! Мда-а, придется на подоконнике. Апполинарий меряет глазом высоту, ширину — ничего, подойдет, только придется поддерживать за попку … прорвемся!
Двери распахиваются, в аудиторию врываются трое неизвестных в черных трикотажных шапочках, в вырезах сверкают бешеные глаза. На каждом затертый солдатский бронежилет, в руках пистолеты. Два ствола смотрят в класс, третий тупо уставился в лицо Колышеву. Один из бандитов — видимо, главарь — кивает. Раздается грохот падающего стула, встает очкастый, щуплый парнишка и его палец тычет на ту самую двоечницу! Двое бандитов бросаются к ней, хватают за руки и тащат к выходу. Растерявшаяся было девушка быстро приходит в себя, кричит, отбивается, но справиться с двумя мужчинами не может. Наводчик очкарик подталкивает в спину, глазенки пугливо шарят по аудитории — как бы не дали по голове. Куда там! Все заморожены страхом, лица белые, глаза пуговицами — слизь расплесканная, а не люди!
Колышев перепуган так, что даже не может закрыть рот. Остекленевший взгляд прикован к черному кружочку ствола, из которого вот-вот вырвется аккуратненький такой цилиндрик пули и тогда мозги интеллигента и мыслителя в третьем … нет, даже четвертом поколении Апполинария Колышева расплещутся по голубой краске на стене аудитории. Умирать так рано и нелепо, не попробовав всего в этой жизни — а ведь именно ради этого стоит жить, не правда ли? — Апполинарий не хочет. Не в силах вымолвить слово, он только судорожно машет руками. Грабли препода латыни суматошно мелькают в воздухе, ясно давая понять студентам, что сопротивляться нельзя, бессмысленно и опасно для жизни, надобно опустить глаза до полу, принять позу покорности, расслабиться и постараться получить удовольствие … тьфу, мать его! … или как там пишут психологи в пособиях для заложников?
Вообще-то правильно, глаза надо прятать. Чтобы не выдать истинных намерений — выбрать момент и вцепиться в глотку зубами! Напиться свежей крови, забрать оружие и перебить всех остальных, пока менты не примчались. Они ведь не дадут убивать гадов, потому что подчиняются законам.
… бандит, что держит на мушке Колышева, напрягся было — перед ним взрослый мужик! — но быстро понял, что препод делает в штаны, грабли дергаются от страха. Отвлекается, взгляд останавливается на сопротивляющейся девушке. У Колышева трясутся ноги в коленях. Чтобы не упасть, делает маленький шажок. Руки сотрясает крупная дрожь, растопыренные пальцы задевают полку, пузатая колба на самом верху подпрыгивает и валится прямо на бандита. Хрупкое стекло бьется о плечевую пряжку бронежилета, раздается короткий хруст и мутная густая жидкость потоком заливает человека в маске. Слышится шипение, серый пар клубами поднимается к потолку, острая вонь распространяется по аудитории. Облитый неизвестной дрянью бандит дико кричит. Апполинарий в шоке. Он видит, как стремительно плавится и исчезает ткань, металл дымится, появляются дыры, кожа краснеет, как ошпаренная, вспухают страшные язвы! Колышев с ужасом понимает, что это концентрированная кислота, серная или азотная, черт ее знает! Преступник сию минуту убьет его, он уже поворачивается! Апполинарий почти теряет сознание от страха, разум отказывается повиноваться. В борьбу за жизнь вступают рефлексы. Правая рука выбрасывается вперед, пальцы, словно клещи, сжимают ладонь бандита вместе с пистолетом и поворачивают. Гремит выстрел. Голова в маске взрывается кровью и чем-то еще серым и бесцветным. Белое лицо схваченной девушки покрывают мелкие красные точки. Тело убитого только начинает движение вниз, как опять оглушительно гремят выстрелы. Апполинарий охвачен ужасом, рука конвульсивно дергается, пули пробивают шеи и челюсти двоих бандитов, что держат девушку. Оба падают замертво. В аудитории воцаряется абсолютная тишина. Слышен тихий треск, рука обожженного кислотой бандита отделяется от тела и остается у Апполинария. Изуродованный труп валится на пол. В клубах вонючего пара плохо видно, глаза слезятся, аудитория расплывается, оторванная рука и пистолет тянет книзу. Спасенная девушка тихо ойкает, глаза закатываются, она медленно опускается на пол без чувств.
Одеревеневший от всего произошедшего Апполинарий поднимает взгляд. Видит белое, как простыня, лицо очкастого студента, отличники и отпрыска приличных родителей. Мальчик, наверно, хотел заработать на карманные расходы — решил помочь знакомым бандитам или просто недорослям, таким же, как сам, провернуть «дело». Одним махом забить бабла на крутую житуху в ближайшие два-три года. Это ведь так соблазнительно, и рыбку съесть, и на ху… сесть! Оно конечно, кто не рискует, тот не пьет шампанское, только большинство любителей шипучего напитка коротает время на лесосеке в местах, очень отдаленных от мира нормальных людей, за колючей проволокой, под надзором автоматчиков и сторожевых собак. Причем, это если повезет. А то ведь менты и пристрелить могут, чтоб не доводить дело до нудного следствия и суда. Они тоже люди, менты и у них есть понятие о справедливости. Не осознавая до конца, что делает, Апполинарий жмет на курок. Мальчишечье лицо раскалывается на кусочки, словно разбитое зеркало, перебитые на переносице очки почему-то взлетают к потолку, на затылке расцветает грибовидный взрыв крови. В стене, напротив, откалывается громадный кусок штукатурки и с грохотом валится на пол.
В себя Апполинарий пришел только дома, куда его доставила машина скорой помощи. Заботливая врачиха вколола лошадиную дозу заморского «тормозилова», а потом всю дорогу ласково успокаивала низким, грудным голосом. Колышев слушал вполуха, тряс головой и закатывал глаза. Перед мысленным взором снова и снова возникала страшная картина, в ушах отдавался гром выстрелов, грудь сотрясали рыдания. Женщина в голубом халате опять что-то говорила, но Апполинарий плохо воспринимал внешние звуки. Если кто нибудь мог бы посмотреть со стороны, то внимательный человек заметил, что в глазах врача глубоко-глубоко прячется презрение к перепуганному до заикания здоровому мужику. Только вот показывать свои истинные чувства врачу не полагается, клятва Гиппократа не позволяет. Апполинарий не помнил, как оказался в старинном кресле, закутанный по горло теплым пледом. Рядышком, на тумбочке стакан остывающего чая с лимоном, градусник и почему-то клизма. Странно, но именно это резиновое приспособление для интимных дел привело его в чувство. Тупо глядя на розовую грушу с белой пипкой на конце, Апполинарий начал медленно возвращаться в реальный мир. Сведенные судорогой мышцы расслабляются, волной накатывает равнодушие. В тишине раздается тиканье больших напольных часов, в ушах противно пищит.
«Причем здесь клизма? И чай с лимоном? Черт побери»! — подумал Колышев и крикнул в соседнюю комнату:
— Мама, почему на моем столике клизма?
— Тебе было очень плохо, сынок. Врач посоветовала клизмой влить в рот валерьянки, — немедленно отозвался старческий голос.
— Большое спасибо, мама!
Апполинарий откидывается на спинку кресла. «Надеюсь, клизмой не пользовались по назначению до того, как сунули в мою пасть»! — мысленно произнес Апполинарий. Из складок пледа высовывается резко исхудавшая рука. Подрагивающие пальцы коснулись любимой книги, нежно погладили. Это «Жизнеописания знаменитых людей» Аврелия Виктора, римского историка. Взгляд поднимается, останавливается на картине в позолоченной раме. Изображен берег бушующего моря, на горизонте клубятся грозовые тучи. Белая полоса прибоя. По колени в воде стоит конь, ветер разметал рыжую гриву, на губах стынет пена. Море остановило бешеный галоп коня, но зверь никак не успокоится, мысленно летит навстречу штормовым волнам. Всадник в позолоченном шлеме всматривается вдаль, плюмаж из белых перьев клонит порывами ветра, красный плащ стелется над землей. Кованный металлический панцирь тускло блестит золотой и серебряной насечкой, треугольный конный щит закрывает лошадиный бок. Римский меч, длинный, с округлым навершием на рукояти, плотно сидит в ножнах. Художник тщательно выписал детали, видны даже черты лица. Воин смотрит в бушующий горизонт будто с сожалением — море остановило бег боевого коня. Жаль, что вода расступается под копытами. А так хочется узнать, что там, за горизонтом!
Апполинарий часто смотрел на картину, представляя, что это — Корнелий Сципион Африканский, победитель Ганибалла. Он покорил племена, обитавшие на территории современной Испании и провел военную реформу, одним из результатов которой и явились длинные обоюдоострые мечи. Ими можно было колоть и рубить, что значительно усилило римскую армию. Такой меч и нарисован на картине. Золотой шлем и белый плюмаж — отличительные знаки военачальника. Это он, Сципион Африканский, остановил коня на берегу Атлантического океана и с сожалением смотрит вдаль. Что там, за морем, какие земли? Кто обитает на них, что за люди? Или не люди вовсе, а неведомые существа, с которыми надо сразиться и победить! Только Юпитер ведает, кто живет в невообразимой дали, на другом конце мира. Но Нептун, бог морей, не даст переплыть океан. Жаль! Письменный стол Апполинария заставлен бронзовыми фигурками римских солдат. Строгие лица смотрят незрячими глазами равнодушно и холодно. Но сейчас, после всего пережитого за сегодняшний день, Апполинарию показалось, что лица бронзовых воинов изменились. Они искривлены презрительными ухмылками, уголки губ опущены, глаза пренебрежительно сощурены! «Что за чушь? — мысленно машет рукой Колышев. — Так не бывает, бред какой-то! Насмотрелся фильмов-сказок, теперь и мерещится. Да еще эта дура докторша вколола какую-то дрянь … крыша едет, блин»! Апполинарий раскрывает книгу. Сципион Публий Корнелий Африканский Старший — таково полное имя этого замечательного человека, чья короткая — всего пятьдесят два года! — жизнь полна тайн, подвигов и благородных поступков. Мистика окружала Сципиона с момента рождения. Предание гласит, что в постели его матери однажды был обнаружен змей. Через девять месяцев она родила мальчика. Змей в постели означал — отец ребенка сам Юпитер! Современники считали Сципиона сыном верховного бога. Что, впрочем, не мешало юноше иметь вполне земного папу, а его маме мужа. В двадцать четыре года он становится полководцем, по современной терминологии генералом, командует экспедиционным корпусом римлян в Испании. Он громит вражеские войска одно за другим, искусной дипломатией располагает племена туземцев к союзу с Римом. Такое не удавалось сделать никому ни до, ни после.
… Рим, 217 год до рождества Христова. Сенат в очередной раз утвердил закон, согласно которому плебс уравнен в правах с гражданами. Потомки рабов с окраин империи не замедлили воспользоваться привилегией. Вместо того, чтобы изучать ремесла и науки, чернь решила развлекаться. Примитивно мыслящее быдло, плохо владеющее языком римлян, считало, что возможность посещать зрелища и веселиться есть главная обязанность граждан и патрициев. Общественные термы наполнились людьми. Мужчины и женщины упивались дешевым неразбавленным вином. Охмелев, вели себя как скоты — совокуплялись на виду у всех, извергали съеденное и выпитое, кричали и пели дурными голосами похабные куплеты. Оргии сопровождались воплями и дикими криками. Городская стража ничего не могла поделать — рабам и варварам предоставлена свобода в рамках существующей демократии. Риму необходимы новые граждане, так как не хватает рабочих рук и некем комплектовать легионы. Стража вмешивалась только тогда, когда пьяные толпы начинали громить лавки и магазины. Солдатам строго запретили использовать оружие, только деревянные дубинки. Бить разрешалось по мягким частям тела. За удар по голове могли даже казнить!
Кучка плебеев приблизилась к храму Юпитера. Молодые люди смотрят мутными глазами на фронтон храма, провожают похотливыми взглядами женщин и девушек, что пришли на утреннюю молитву. Рабам, только что получившим свободу, не нравится, что люди вокруг чисто одеты, от них приятно пахнет, они разговаривают правильно, не используют уличную брань и жаргон. Чернь желает, чтобы в Риме было больше увеселительных заведений, кабаков и игорных домов, а цирки, в которых гладиаторы убивают друг друга на потеху публике, работали с утра до вечера. Угощенья должны быть на каждом углу и продаваться за гроши. Как можно больше развлечений!
Panem et circenses — хлеба и зрелищ, жрать и ржать! Кому нужны университеты и храмы?
Пьяный плебей хватает грязными пальцами за шелковую накидку на плечах прихожанки. Легкая с треском разрывается, испуганная девушка оступается, пожилая женщина поддерживает ее, чтобы не упала. Глупая сцена вызывает безудержное веселье у быдла. Неумытые рабы буквально заходятся от смеха, похлопывают по плечу автора остроумной шутки и весело комментируют происшедшее. Разумеется, сразу нашлись те, кто захотел повторить успех товарища. Развеселившиеся рабы принялись срывать накидки со всех проходящих мимо женщин. Когда кто-то из мужчин заступился за жену, свора пьяных рабов избила его до полусмерти. Попытка стражи остановить бесчинство ни к чему ни привела — разгулявшиеся рабы похватали палки и камни и стражникам пришлось отступить. Их слишком мало, им нельзя применять оружие … и вообще, ну его к черту все с этой демократией и тал … тьфу! … толерантностью!
Срывать одежду с женщин и бить вдесятером одного быстро надоело. Возвращаться в кабак и затевать свару тоже не очень хочется — там сидят такие же уроды, самим морды набьют. Интересно, а чо в храме? Затянутое тучами небо на минуту освобождается от свинцовых облаков. Слепящий круг солнца проливает потоки света на город. Площадь перед храмом освещается ярким солнечным светом. Низколобые плебеи подслеповато щурятся, закрывают лицо ладонями. Им плохо в круге света, потому что сразу видна грязь и неопрятность, на небритых лицах разводы сажи, остатки пищи в волосах. Полтора десятка чернорабочих врываются под своды храма Юпитера. В благоговейной тишине раздается шлепанье сандалий, сопение и гогот. К запаху душистых трав примешивается чесночная вонь, кислый дух немытых тел и застарелого пота. С грохотом летят на пол опрокинутые лавки, статуи богов и мифологических героев. Молящиеся в панике покидают храм, плебеи набрасываются на пожилых людей и женщин, для забавы срывают с них одежды. Служителям храма строго запрещено вмешиваться в мирские дела, они тихо удаляются в боковые двери. Лязгают железные запоры. Апполинарий стоит на коленях возле алтаря. Громадная статуя Юпитера освещается пылающим внизу жертвенным огнем. В неровном пламени лик верховного бога кажется очень строгим и даже сердитым. Семнадцатилетний юноша всматривался в лицо бога — ему казалось, что это он разгневал своего отца, но чем?
— Я почитаю родителей, прилежно учусь и готовлю тело и дух к будущим походам и сражениям, — шепчет он, — я сплю по шесть часов в сутки, остальное время посвящаю занятиям и молитвам. Но твое сердце разгневано, я чувствую. Что делаю не так, скажи? Дай знак!
Грохот распахнувшихся дверей и топот за спиной заставляют обернуться. Апполинарий видит, как в святилище врывается толпа. По блуждающим глазам и осоловелым лицам юноша узнает варваров с окраин империи, которым новый сенат дал права граждан. Плебс, освобожденный от законных ограничений, решил оторваться по-полной. Для него храм новое развлечение. Коренастый, коротко стриженый плебей в грязной греческой хламиде схватил небольшую статую богини Венеры и высоко поднял над головой.
— Вам нравятся такие маленькие титьки? — глумливо вопрошает он.
Травяной дурман кружит голову, мир плывет перед глазами, тело изгибается в судорожных попытках удержаться на ногах.
— Нет … ха-ха … нам нужны, как у коровы! Отправь ее к подземным богам! — вопят пьяные голоса.
Статуя летит на пол. Белый мрамор раскалывается на мелкие куски, отваливается золотое литье с головы, изображающее прическу из сплетенных волос, лицо пересекает безобразная трещина. Осколок мрамора сбивает масляный светильник. Несколько капель попадают на глаза Венеры и кажется, будто богиня плачет. Юноша медленно поворачивается к изваянию Юпитера. Лик верховного бога мрачен. Жертвенный огонь вспыхивает ярче и в сполохах пламени Апполинарию чудится, будто верхняя губа бога приподнимается, сверкает мраморно-белый клык.
— Я понял, отец, — шепчет Апполинарий.
Глаза загораются недобрым огнем. В храм не ходят с оружием, да оно и не нужно Апполинарию. Урожденный аристократ, патриций, он с малолетства владеет наукой боя. Офицерский корпус Рима комплектуется исключительно из патрициев, они лучшие воины. А как по-другому, ведь на тебя смотрят солдаты. Если ты слаб и неумел, закаленные в бесчисленных боях воины начнут презирать тебя, перестанут повиноваться. И суд трибунов оправдает их, а тебя, слабака и неуча, поставят в первый ряд строя фаланги, место для новичков и осужденных за воинские преступления. Юноша отшвыривает ненужный плащ с пурпурной каймой — отличительный знак аристократа. Толпа пьяных плебеев уже рядом. Свернутый в ком плащ случайно падает на одного из рабов. Дурман в голове не дает удержаться на ногах, плебей валится на мраморный пол, словно куль с отрубями. Товарищи радостно хохочут и показывают пальцами — это смешно!
В стае, звериной или людской, есть вожак. В стаде плебеев им был тот самый коротко стриженый парень в греческой хламиде. Он уставился мутным взором на чистенького аристократа, что посмел сбить с ног «трудящегося» на законном отдыхе. Как правило, любой драке предшествует высказывания типа: кто ты тут такой? давно в рыло не получал? нюх потерял? и т. д. С одной стороны, это дает время оценить возможности противника, попугать — ну как струсит, отступит, ведь страх виден в глазах — и приготовиться самому. С другой, если противник явно сильнее и шансов ноль, можно отступить, не теряя лица в глазах окружающих. Под просторной тогой угадываются крепкие мускулы и широкие плечи, но что такое изнеженный юный патриций против плотного, жилистого плебея, чьи мышцы накачаны тяжелой работой? Не говоря ни слова, простолюдин в хламиде бросается вперед. Апполинарий едва успевает увернуться от удара в лицо, но левой рукой плебей цепляется за тогу и это не дает ему упасть. Апполинарий перехватывает за кисть, выворачивает и рвет на себя. Противник оказывается в полусогнутом положении. Жилы в плече трещат от напряжения, боль парализует мозг, простолюдин громко, не сдерживаясь, мычит. Апполинарий перепрыгивает через противника, пальцы сжимают предплечье. Бросок и неуклюжий плебей летит прямо на алтарь с жертвенным огнем. Все происходит стремительно, остальные ничего не успевают понять. И так тупые, после травяного дурмана отупели еще больше. Увидели только, что вожак шлепнулся на костер, теперь дико орет, дрыгая ногами и руками. Прямо как жук, когда его бросаешь на раскаленную сковородку. Смешно до уссачки! Кто-то глупо гыгыкнул, показал пальцем. Патриций шагает навстречу замершей толпе, громко и внятно произносит:
— Вон отсюда, грязные скоты. Ваше место в хлеву, с баранами, которых пасете!
В это мгновение за спиной раздается дикий рев. Апполинарий отпрыгивает. Тотчас на то место, где он только что стоял, сваливается страшно обожженный человек с мечом в руке. Остатки хламиды догорают на плечах и груди, на закопченной голове тлеют остатки волос. Кожа покраснела, вздулась волдырями и покрыта страшными язвами. Вожак простолюдинов прятал под хламидой оружие — у трусливой черни нет понятия чести — и теперь, обезумевший от боли, вознамерился убить врага. Простой солдатский клинок врезается в мрамор пола, сверкают искры, в плите появляется ямка. Апполинарий хватает плащ, бросает в противника. Комок дорогой ткани на мгновение ослепляет. Плебей отшвыривает плащ, меч вздымается вверх, но сокрушительный удар в челюсть повергает плебея на землю. Железные пальцы сжимают ладонь с рукоятью меча, не давая плебею упасть. Теряя сознание, он видит, как аристократ одни ударом выламывает меч из ладони вместе с пальцами, слышит хруст собственных костей. Блестящий клинок стремительно опускается, плечо чавкает и брызжет кровью. Отрубленная рука удаляются, затылок тупо бьется об пол. Вновь сверкает меч, шею пронзает острая боль. Стремительный удар рассекает шею, обгорелая голова с вытаращенными глазами катится под ноги толпе плебеев. Быстрым ударом Апполинарий вонзает меч в щель между напольными плитами. Удивленным и испуганным плебеям кажется со страху, что клинок врезается прямо в камень. Апполинарий швыряет отрубленную руку в жертвенный огонь, обезглавленное тело отправляется следом. Пламя радостно вспыхивает, валит черный дым, громко шипит и трескается сгорающая плоть. Тяжелый запах жженного человеческого мяса медленно наполняет храм. Бледные, как мертвецы, простолюдины пятятся к выходу, дрожащие в коленях ноги слушаются с трудом. Вытаращенные глаза не отрываются от обнаженного по пояс патриция и страшного лица. Выпуклые мышцы покрывают грудь, словно бронза, на влажной коже играют отсветы пламени, а за спиной вздымается ввысь гигантская статуя Юпитера — верховного бога Рима!
Следующим утром Апполинарий приходит в институт. Пожилой вахтер, ветеран афганской и чеченской войны, встает при его появлении. Проходя по коридору, обратил внимание, что студенты, обычно шумные, смолкают и расступаются, как будто Апполинарий только что вернулся из дальнего космоса и собирается сделать доклад на тему: есть ли жизнь за пределами Солнечной системы. Становится как-то не по себе. Колышев ускоряет шаги. В свою аудиторию почти вбегает. К счастью, пресловутый косметический ремонт почти закончили, так что идти в кабинет химии проводить занятия не надо. Аудитория пахнет свежей краской, новенький линолеум сияет чистотой, вертикальные жалюзи на окнах медленно колышутся от горячего воздуха батарей отопления. Лингафонное оборудование еще не установили, так что аудитория непривычно пуста и похожа на обычный школьный класс. Апполинарий садится, вечно согнутая спина выпрямляется, плечи выравниваются. Необходимо прийти в себя. Для этого надо глубоко вдохнуть воздух, а потом медленно выдохнуть. И так раз двадцать, пока не успокоитесь. Или не надоест. Но едва только Апполинарий набрал воздуха полную грудь, как динамик над дверью щелкнул и хриплый голос заведующего кафедрой пригласил Колышева к себе. Апполинарий поперхнулся. Под сводами «храма знаний» явственно прозвучало несколько нецензурных существительных и прилагательных.
Едва Колышев переступает порог «предбанника», из-за стола секретарши встает подтянутый мужчина в синем костюме. Светлая рубашка тщательно выглажена, воротничок застегнут, черный, в полоску галстук затянут, словно удавка. Узел идеально ровный и симметричный. Завязывать галстуки Апполинарий так и не научился, потому предпочитал обходиться вовсе без них. Он и сегодня пришел на работу в застиранном джемпере — края болтаются, в шейном вырезе виден край футболки.
— Капитан Пятницкий, Валерий Павлович, убойный отдел, — представился умелец завязывать галстуки и протянул руку. — Вы позволите задать вам несколько вопросов?
Апполинарий пожимает руку, кивает. Ему понравилось, что мент спрашивает разрешения на беседу, а не гонит, как бывает обычно — отвечайте на мои вопросы, это в интересах следствия! И еще предупреждает об ответственности за дачу ложных показаний. Апполинарий сам никогда не навязывал своего мнения другим и потому не любил напористых людей. Наверно, сотрудников милиции специально обучают брать инициативу в свои руки в беседе с другими людьми. Секретарша воспитанно удаляется. Апполинарий по старой привычке оборачивается, бараний взор приклеивается к двигающимся ягодицам. Спохватывается, взгляд переползает на настенные часы.
— Слушаю вас.
— Господин Колышев, я внимательно просмотрел видеозапись событий. В ваших действиях нет превышения необходимого предела самообороны, но все же работали вы на грани, на грани … Странно, в военкомате нам сообщили, что вы вообще не служили в армии. Откуда у вас такие навыки? — спросил капитан, с недоумением оглядывая опущенные плечи и сутулый холм на спине.
— Вы о чем? — недоумевающее «блеет» Апполинарий.
— О ваших действиях по защите жизни учащихся и освобождению девушки. Это хорошо просматривается на видеозаписи, — терпеливо повторяет капитан.
— Видеозаписи? А откуда у вас видеозапись? — поразился Апполинарий.
— Ну, в каждой аудитории есть камера. Руководство следит за ходом учебного процесса, за порядком в аудиториях и вообще … Мне так объяснили.
— Вот как? А я не знал, — удивился Апполинарий.
Он действительно не знал. То есть стеклянные полусферы на потолке видел, но считал это противопожарной сигнализацией, а никак не объективами видеокамер.
— Так в каких засекреченных войсках вы служили, господин Колышев? — повторяет вопрос капитан.
— Я … видите ли, совсем не служил в армии. Слабое здоровье, больная мама… Мне дали отсрочку!
— А где обучались рукопашному бою?
— Не знаю. Может, в спортивной секции, когда учился в школе? — недоуменно пожимает плечами Апполинарий.
На капитанских скулах забегали желваки, лицо твердеет. Стараясь оставаться спокойным, Пятницкий задает уточняющие вопросы:
— Что за секция? Кто тренер, где расположена?
— Не помню. Я и ходил-то туда всего два раза, потом надоело. Господин капитан … э-э … Валерий Павлович, о каком рукопашном бое вы говорите? Я никогда не держал в руках оружия, ни разу не дрался, меня от вида крови мутит! — вскричал Апполинарий.
— Так, все понятно, — вздыхает капитан. — Курите, выпиваете?
— Нет, даже пива не пью.
Странные вопросы капитана милиции из убойного отдела разволновали Апполинария. Подрагивающая рука опускается в карман, пальцы нащупывают футляр для очков. Не глядя, Апполинарий раскрывает коробочку, достает очки. Но оказалось, что это пенсне. Шнурок никак не хочет цепляться за ухо, как ни старается Апполинарий. Пенсне сползает набок. Вид настолько глупый, что капитан с трудом удерживается от смеха.
— Хорошо играете, господин Колышев. Вам бы в самодеятельность, в народный театр. Успех обеспечен.
— Что вы такое говорите? Я терпеть не могу скоморохов! — возмутился Апполинарий.
— Ладно. Вижу, вы взволнованы, разговор не получится. Отложим его до следующего раза. Кстати, будьте осторожны. У тех парней, что вы уложили, остались родственники, знакомые, возможно сообщники, — предупредил капитан. Чуть помявшись, добавляет: — К тому же, они с Кавказа.
Перейти к странице: