Нагибатор Сухоруков
Часть 8 из 39 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Глава 4. Деньги нужны!
Конечно, три ступени храма Змея — это нескромная претензия на то, чтобы называться пирамидой. Но мне так хотелось — могу себе позволить. Народ к моим «походам на пирамиду» уже привык и под руку не лез. Даже Красный Хохолок, окажись он в такой момент при храме — тут же находил срочные дела, которые и шел исполнять. Бежал!
Потому что на «пирамиду» я ходил выораться! Когда в очередной раз всё шло не так, все планы ползли по швам, дела не делались, люди не понимали упорно моих гениальных идей — я мысленно хлопал дверью, посылал всех подальше и, привалившись к левой лапе идола, орал, матерился, жаловался, обещал уйти в монастырь (как только таковой появится).
Общался с богом — как тактично называли это в Излучном.
Я едва дождался конца совета, но сразу исполнить мечту не удалось: Добчинский уже разыскал паренька с выдающимися анкетными данными и привел во дворец. Дитя Голода оправдал возложенные на него подозрения с лихвой! Редкий умница, проницательный, живой и экспрессивный — вся душа нараспашку. По всей видимости, крайне лояльный к верховной четланской власти в моем лице (тут до преданности один шаг — и мы его обязательно сделаем). Был еще один талант, который не показывали анкеты — Дитя Голода был очень располагающим к себе. Открытый, позитивный, внешне приятный — с ним было легко и интересно. Парень заражал своими эмоциями, и я быстро понял, что это тоже оружие. А вот сам Конецинмайла, похоже, этого еще не понимает.
— Пойдешь ко мне на службу, — резюмировал я.
— Владыка! — Дитя Голода просиял, а потом рухнул мне в ноги. — Ты не пожалеешь! Я ту схватку почти выиграл! Я стану отличным черным воином!
— Стоп-стоп-стоп! — я не собирался сорить такими драгоценностями и отправлять парня на убой. — Ты мне нужен не в войске.
Паренек сразу сник. Что поделать: возраст героев. «Война — дело молодых».
— И что я должен буду делать?
— А вот это вопрос.
Я погонял парня по разным темам (заготовочки у меня уже имелись), но так и не смог определить. где же лучше всего применить таланты.
— Мы сделаем так: ты будешь изучать различное мастерство у разных людей. Составим план, и ты будешь ходить к Аскуатле, где тебя обучат стрельбе из лука; к Циль Наукалю — где плавят тумбагу; к Лостицаку — где воспитывают тапиров и пекари; к Хапочи — где делают кора-пиль; к Нельтицу — где делают колеса, стулья и прочее; к Облачному Деду — где делают топоры и копья… А еще будешь ходить к Ийохали дочке Иттануаки — она станет учить тебя искусству рисовать слова.
Дитя Голода округлял глаза с каждым новым именем.
— Будешь прилежно всему учиться. Но не просто так. Запоминай, думай. А чрез неделю расскажешь мне, чему научился, что понравилось, а что нет. Что ты сделал бы иначе, — мне нужен свежий взгляд со стороны на мои затеи; кого еще использовать, как не этого самородка.
Вообще, беседа с Конецинмайлой так подняла мне настроение, что я даже подумал отменить «визит к психотерапевту», но уже через пять минут меня быстро вернули в прежнее состояние.
— Владыка! Массовая драка на рынке!
— А что же золотые?
— Так их мало было совсем… Пока помощь подошла…
Выяснилось: драку строили приезжие толимеки. Причем, напали на таких же толимеков, но из другого княжества. Зачинщиков из Куалаканы возглавлял аж «сам» брат тамошнего князя. Свидетели показали, что он первым принялся дерзить и выгонять соплеменников с рынка. А тех возглавлял вообще князь. Который, разумеется, никуда не пошел. Слово за слово… Куалаканцы накинулись на других толимеков, и, пока золотые разняли драчунов, нескольких уже успели порезать. Индейцы, как горцы — за ножи хватаются быстро.
Событие неординарное: обычно, я судебные тяжбы спихиваю на вождей, но тут придется самому. Как-никак, венценосные особы по бытовухе проходят. Ко мне притащили обе группы толимеков (кроме тех, кому потребовалась лекарская помощь).
— Ну и какого рожна? — грозно спросил, восседая на судейском троне.
— Побережники вконец охамели! — выскочил вперед толимек с распухающей левой стороной лица. Видимо, тот самый брат князя, Куарумхоц. — Приперлись в Излучное торговать! Сами!
— У меня все имеют право торговать, — недоуменно ответил я. — Может быть, они нарушили какие-то ваши законы?
Куарумхоц побагровел.
— На Мезкале торгуют только Куалакана и Хетци-Цинтла! — буркнул он.
Хозяин рынка Широкий Дуб, разбирающийся в ситуации, тихонько, на ушко ввел меня в курс дела. Оказывается, два княжества толимеков, расположенные по обоим берегам Мезкалы, захватили всю торговлю по этой реке. И остальных соплеменников принуждают все товары продавать им, а потом сами везут их по реке на север.
— А этот кто такой? — шепнул я, бесцеремонно тыча пальцем в индейца, потирающего ушибленный кулак.
— Это Атотола, князь откуда-то с побережья. Первый раз у нас, сам привел лодки. Товары, конечно, не очень интересные, но он — торговец с пониманием. А эти на него напали.
Что ж, симпатии Дуба очевидны. Да и мои — тоже. Во-первых, Куалаканцы распустили руки. В моем доме! А во-вторых, эти гады там у себя обнаглели сверх меры: соплеменников ко мне не пускают, торговле моей мешают! И по расчету, и по совести этого Куарумхоца надо наказать.
— Нет законов, которые запрещают торговать Атотоле. Ни у вас, ни, тем более, у четлан. Потому вина за драку на тебе и твои людях, Куарумхоц. Можешь, выплатить виру согласно вашему обычаю, либо я назначу ее сам.
— Что?! — куалаканец выпучил глаза. — Я? Платить ему? Да ты знаешь, кто я такой, Сухая Рука?
Начались типичные пацанские понты, которые до оскомины одинаковы в любое время и в любой культуре.
Я оскорбился.
— Видимо, ты не знаешь, кто я такой. Слушайте волю Сухой Руки — наследника владычного рода, избранника Золотого Змея Земли, сына Сытого Орла! Атотоле и его людям отдать двадцатую часть товаров за рукоприкладство в чужих владениях. Всем гостям из Куалаканы немедля покинуть Излучное. А этого, — я ткнул пальцем здоровой руки в исходящего пеной брата князя. — За поношение священной власти владычной — в тюрьму!
Да, у меня теперь и тюрьма есть. Прямо в окружении казарм золотых, которые я перенес из Аграбы и разместил вдоль дороги между крепостью и храмом. А что делать? Рост торговли невольно пробудил в людях страсть к легкой наживе. Теперь вот тюрьму и первый «политический зэк» посетит.
Куарумхоц вопил и грозил, пока, наконец, кто-то из стражи не дал ему под дых… а я с болезненной остротой понял, что на пирамиду все-таки пойду.
…— Ну, что опять не так? — пробурчал недовольный папановский басок, едва я привалился на золоченую левую лапу Змея Земли.
— Почему так мало хороших людей и так много уродов? — начал я издалека, подавляя желание просто орать в небеса.
— А может, тебе надо просто планку требований занизить? — хохотнул бог.
— Вот только не надо говорить, что дело во мне! — вскинулся я.
— Не в тебе, а в твоем отношении к ситуации…
— Хватит пичкать меня этими шаблонными фразочками из мотивационных книжек! Я же по-серьезному пришел…
— Ну, так и говори по-серьезному: что не так? Без соплей воздушных! — топнул лапой Змей.
Я задумался. Что меня бесит? Ну, не балбес-толимек, на самом-то деле! Вскрывшаяся махинация Ннаки с Дубом? Тоже нет. Неприятно, конечно, но это не проблема. А вот вечная маета с расчетами — кому, что, сколько и за что платить — вот это бесило практически ежедневно!
— Мне нужны деньги, — сфокусировал я проблему до трех слов.
— Говоришь, как моя бывшая, — продолжал глумиться надо мною бог.
— Да твою ж мать! — заорал я в небеса, забыв, что с площади меня прекрасно слышно.
— Ну, всё-всё, — примирительно загудел идол. — Серьезно так серьезно. Ну, и на что тебе не хватает?
— Ты не понял, — вздохнул я. — Мне не богатства не хватает, а именно денег. Как идеи.
— Нужно пояснить, — озадаченно отозвался бог.
Хотя, всё он понял! Сидящее в моей голове альтер-эго.
— Деньги — это идея. Универсальный измеритель богатства. Особый уникальный товар, ну, или символ, который измеряет ценность любой вещи. Или труда. Общий знаменатель ко всему. И здесь его просто нет.
— Нет, значит, надо создать.
— Но как? Просто издать приказ: повелеваю, чтобы были деньги?
— Ну, вспомни, как это в твоем мире было?
— Да, кто ж его знает… Сначала, как и везде (и тут тоже) был натуральный обмен. А потом всё стали пересчитывать на вес драгоценных металлов: золота и серебра. Какие-то слитки появились, потом монеты.
— Почему бы тебе не наделать монеты?
— Думал я об этом, — буркнул я. — Куча моментов против. У местных народов почему-то драгметаллы не так ценны. Золото ненамного дороже той же меди. А какие-нибудь редкие перья — гораздо больше ценятся. Во-вторых, золото для меня не абстрактная ценность, украшение, а ключевое сырье для производства тумбаги. Не могу я его на деньги переводить. А в-третьих, его просто мало.
— Наделай денег из меди. Ее у тебя в достатке, а по цене она сопоставима с золотом.
— Сопоставима, — кивнул я. — Такой же поделочный металл для украшений. Можно наделать монеток, да только самоценности у кругляшей меди нет. Их будут брать, как просто медь. И только те, кому нужна медь. Будут переплавлять в слитки и делать из них что-то потребное себе. Понимаешь, хождение денег не начнется. Они по-прежнему будут оставаться одним из товаров. А не универсалом. Можно попытаться своей волей приказать монетки не портить, назначить стоимость, велеть всё покупать за них. Но это будет искусственно. Как в СССР приказали, чтобы доллар стоил 64 копейки (или сколько там?). Но никто по такой цене доллары не покупал. Я не смогу заставить ценить деньги силой. Они должны быть самоценными.
— А если придать им священную ценность? — небрежно вбросил Змей. — Изобразить на монетках… меня. Заявить, что на них держится благословение бога. Это же самоценность?
— Хм! — я даже оторвал спину от идола. — Не думал о таком. Хотя… Ну да, такие монетки они брать будут. А потом что?
— А что потом?
— Ну, представь себя на их месте: дают тебе реликвию, пусть маленькую. Ты ведь тут же ее сховаешь, под очаг закопаешь. И так с каждой новой — чтобы пожирнее благословение в доме стало! Люди ничего не станут покупать на такие деньги, будут их копить, я буду вбрасывать всё новые килограммы меди, которые уйдут в никуда. Механизм не заработает…
Я тяжко вздохнул и привалился к деревянной лапе.
— Тупик.
— А я вот не согласен! — бодро возразил нупогодишный волк. — Мы уже далеко продвинулись. Уже понятно, что ты можешь делать деньги из меди. Примерно, сколько?
— Думаю, килограммов пять или десять в месяц могу позволить. Ну, или поднапрячься и сразу килограммов тридцать пустить в дело — запасы имеются.
— Как делать деньги из меди думал?
— Угу. Чеканить тут никто не умеет. Я так понимаю, для этого сталь нужна. Так что будем лить, формы делать камнерезы уже научились.
— Получается, остается только одно — придать монетам материальную ценность в глазах четлан.
— Так это самое сложное!
— Давай думать. Просто представь себя на их месте и подумай, что нужно сделать с деньгами, чтобы они обрели ценность в их глазах?
Конечно, три ступени храма Змея — это нескромная претензия на то, чтобы называться пирамидой. Но мне так хотелось — могу себе позволить. Народ к моим «походам на пирамиду» уже привык и под руку не лез. Даже Красный Хохолок, окажись он в такой момент при храме — тут же находил срочные дела, которые и шел исполнять. Бежал!
Потому что на «пирамиду» я ходил выораться! Когда в очередной раз всё шло не так, все планы ползли по швам, дела не делались, люди не понимали упорно моих гениальных идей — я мысленно хлопал дверью, посылал всех подальше и, привалившись к левой лапе идола, орал, матерился, жаловался, обещал уйти в монастырь (как только таковой появится).
Общался с богом — как тактично называли это в Излучном.
Я едва дождался конца совета, но сразу исполнить мечту не удалось: Добчинский уже разыскал паренька с выдающимися анкетными данными и привел во дворец. Дитя Голода оправдал возложенные на него подозрения с лихвой! Редкий умница, проницательный, живой и экспрессивный — вся душа нараспашку. По всей видимости, крайне лояльный к верховной четланской власти в моем лице (тут до преданности один шаг — и мы его обязательно сделаем). Был еще один талант, который не показывали анкеты — Дитя Голода был очень располагающим к себе. Открытый, позитивный, внешне приятный — с ним было легко и интересно. Парень заражал своими эмоциями, и я быстро понял, что это тоже оружие. А вот сам Конецинмайла, похоже, этого еще не понимает.
— Пойдешь ко мне на службу, — резюмировал я.
— Владыка! — Дитя Голода просиял, а потом рухнул мне в ноги. — Ты не пожалеешь! Я ту схватку почти выиграл! Я стану отличным черным воином!
— Стоп-стоп-стоп! — я не собирался сорить такими драгоценностями и отправлять парня на убой. — Ты мне нужен не в войске.
Паренек сразу сник. Что поделать: возраст героев. «Война — дело молодых».
— И что я должен буду делать?
— А вот это вопрос.
Я погонял парня по разным темам (заготовочки у меня уже имелись), но так и не смог определить. где же лучше всего применить таланты.
— Мы сделаем так: ты будешь изучать различное мастерство у разных людей. Составим план, и ты будешь ходить к Аскуатле, где тебя обучат стрельбе из лука; к Циль Наукалю — где плавят тумбагу; к Лостицаку — где воспитывают тапиров и пекари; к Хапочи — где делают кора-пиль; к Нельтицу — где делают колеса, стулья и прочее; к Облачному Деду — где делают топоры и копья… А еще будешь ходить к Ийохали дочке Иттануаки — она станет учить тебя искусству рисовать слова.
Дитя Голода округлял глаза с каждым новым именем.
— Будешь прилежно всему учиться. Но не просто так. Запоминай, думай. А чрез неделю расскажешь мне, чему научился, что понравилось, а что нет. Что ты сделал бы иначе, — мне нужен свежий взгляд со стороны на мои затеи; кого еще использовать, как не этого самородка.
Вообще, беседа с Конецинмайлой так подняла мне настроение, что я даже подумал отменить «визит к психотерапевту», но уже через пять минут меня быстро вернули в прежнее состояние.
— Владыка! Массовая драка на рынке!
— А что же золотые?
— Так их мало было совсем… Пока помощь подошла…
Выяснилось: драку строили приезжие толимеки. Причем, напали на таких же толимеков, но из другого княжества. Зачинщиков из Куалаканы возглавлял аж «сам» брат тамошнего князя. Свидетели показали, что он первым принялся дерзить и выгонять соплеменников с рынка. А тех возглавлял вообще князь. Который, разумеется, никуда не пошел. Слово за слово… Куалаканцы накинулись на других толимеков, и, пока золотые разняли драчунов, нескольких уже успели порезать. Индейцы, как горцы — за ножи хватаются быстро.
Событие неординарное: обычно, я судебные тяжбы спихиваю на вождей, но тут придется самому. Как-никак, венценосные особы по бытовухе проходят. Ко мне притащили обе группы толимеков (кроме тех, кому потребовалась лекарская помощь).
— Ну и какого рожна? — грозно спросил, восседая на судейском троне.
— Побережники вконец охамели! — выскочил вперед толимек с распухающей левой стороной лица. Видимо, тот самый брат князя, Куарумхоц. — Приперлись в Излучное торговать! Сами!
— У меня все имеют право торговать, — недоуменно ответил я. — Может быть, они нарушили какие-то ваши законы?
Куарумхоц побагровел.
— На Мезкале торгуют только Куалакана и Хетци-Цинтла! — буркнул он.
Хозяин рынка Широкий Дуб, разбирающийся в ситуации, тихонько, на ушко ввел меня в курс дела. Оказывается, два княжества толимеков, расположенные по обоим берегам Мезкалы, захватили всю торговлю по этой реке. И остальных соплеменников принуждают все товары продавать им, а потом сами везут их по реке на север.
— А этот кто такой? — шепнул я, бесцеремонно тыча пальцем в индейца, потирающего ушибленный кулак.
— Это Атотола, князь откуда-то с побережья. Первый раз у нас, сам привел лодки. Товары, конечно, не очень интересные, но он — торговец с пониманием. А эти на него напали.
Что ж, симпатии Дуба очевидны. Да и мои — тоже. Во-первых, Куалаканцы распустили руки. В моем доме! А во-вторых, эти гады там у себя обнаглели сверх меры: соплеменников ко мне не пускают, торговле моей мешают! И по расчету, и по совести этого Куарумхоца надо наказать.
— Нет законов, которые запрещают торговать Атотоле. Ни у вас, ни, тем более, у четлан. Потому вина за драку на тебе и твои людях, Куарумхоц. Можешь, выплатить виру согласно вашему обычаю, либо я назначу ее сам.
— Что?! — куалаканец выпучил глаза. — Я? Платить ему? Да ты знаешь, кто я такой, Сухая Рука?
Начались типичные пацанские понты, которые до оскомины одинаковы в любое время и в любой культуре.
Я оскорбился.
— Видимо, ты не знаешь, кто я такой. Слушайте волю Сухой Руки — наследника владычного рода, избранника Золотого Змея Земли, сына Сытого Орла! Атотоле и его людям отдать двадцатую часть товаров за рукоприкладство в чужих владениях. Всем гостям из Куалаканы немедля покинуть Излучное. А этого, — я ткнул пальцем здоровой руки в исходящего пеной брата князя. — За поношение священной власти владычной — в тюрьму!
Да, у меня теперь и тюрьма есть. Прямо в окружении казарм золотых, которые я перенес из Аграбы и разместил вдоль дороги между крепостью и храмом. А что делать? Рост торговли невольно пробудил в людях страсть к легкой наживе. Теперь вот тюрьму и первый «политический зэк» посетит.
Куарумхоц вопил и грозил, пока, наконец, кто-то из стражи не дал ему под дых… а я с болезненной остротой понял, что на пирамиду все-таки пойду.
…— Ну, что опять не так? — пробурчал недовольный папановский басок, едва я привалился на золоченую левую лапу Змея Земли.
— Почему так мало хороших людей и так много уродов? — начал я издалека, подавляя желание просто орать в небеса.
— А может, тебе надо просто планку требований занизить? — хохотнул бог.
— Вот только не надо говорить, что дело во мне! — вскинулся я.
— Не в тебе, а в твоем отношении к ситуации…
— Хватит пичкать меня этими шаблонными фразочками из мотивационных книжек! Я же по-серьезному пришел…
— Ну, так и говори по-серьезному: что не так? Без соплей воздушных! — топнул лапой Змей.
Я задумался. Что меня бесит? Ну, не балбес-толимек, на самом-то деле! Вскрывшаяся махинация Ннаки с Дубом? Тоже нет. Неприятно, конечно, но это не проблема. А вот вечная маета с расчетами — кому, что, сколько и за что платить — вот это бесило практически ежедневно!
— Мне нужны деньги, — сфокусировал я проблему до трех слов.
— Говоришь, как моя бывшая, — продолжал глумиться надо мною бог.
— Да твою ж мать! — заорал я в небеса, забыв, что с площади меня прекрасно слышно.
— Ну, всё-всё, — примирительно загудел идол. — Серьезно так серьезно. Ну, и на что тебе не хватает?
— Ты не понял, — вздохнул я. — Мне не богатства не хватает, а именно денег. Как идеи.
— Нужно пояснить, — озадаченно отозвался бог.
Хотя, всё он понял! Сидящее в моей голове альтер-эго.
— Деньги — это идея. Универсальный измеритель богатства. Особый уникальный товар, ну, или символ, который измеряет ценность любой вещи. Или труда. Общий знаменатель ко всему. И здесь его просто нет.
— Нет, значит, надо создать.
— Но как? Просто издать приказ: повелеваю, чтобы были деньги?
— Ну, вспомни, как это в твоем мире было?
— Да, кто ж его знает… Сначала, как и везде (и тут тоже) был натуральный обмен. А потом всё стали пересчитывать на вес драгоценных металлов: золота и серебра. Какие-то слитки появились, потом монеты.
— Почему бы тебе не наделать монеты?
— Думал я об этом, — буркнул я. — Куча моментов против. У местных народов почему-то драгметаллы не так ценны. Золото ненамного дороже той же меди. А какие-нибудь редкие перья — гораздо больше ценятся. Во-вторых, золото для меня не абстрактная ценность, украшение, а ключевое сырье для производства тумбаги. Не могу я его на деньги переводить. А в-третьих, его просто мало.
— Наделай денег из меди. Ее у тебя в достатке, а по цене она сопоставима с золотом.
— Сопоставима, — кивнул я. — Такой же поделочный металл для украшений. Можно наделать монеток, да только самоценности у кругляшей меди нет. Их будут брать, как просто медь. И только те, кому нужна медь. Будут переплавлять в слитки и делать из них что-то потребное себе. Понимаешь, хождение денег не начнется. Они по-прежнему будут оставаться одним из товаров. А не универсалом. Можно попытаться своей волей приказать монетки не портить, назначить стоимость, велеть всё покупать за них. Но это будет искусственно. Как в СССР приказали, чтобы доллар стоил 64 копейки (или сколько там?). Но никто по такой цене доллары не покупал. Я не смогу заставить ценить деньги силой. Они должны быть самоценными.
— А если придать им священную ценность? — небрежно вбросил Змей. — Изобразить на монетках… меня. Заявить, что на них держится благословение бога. Это же самоценность?
— Хм! — я даже оторвал спину от идола. — Не думал о таком. Хотя… Ну да, такие монетки они брать будут. А потом что?
— А что потом?
— Ну, представь себя на их месте: дают тебе реликвию, пусть маленькую. Ты ведь тут же ее сховаешь, под очаг закопаешь. И так с каждой новой — чтобы пожирнее благословение в доме стало! Люди ничего не станут покупать на такие деньги, будут их копить, я буду вбрасывать всё новые килограммы меди, которые уйдут в никуда. Механизм не заработает…
Я тяжко вздохнул и привалился к деревянной лапе.
— Тупик.
— А я вот не согласен! — бодро возразил нупогодишный волк. — Мы уже далеко продвинулись. Уже понятно, что ты можешь делать деньги из меди. Примерно, сколько?
— Думаю, килограммов пять или десять в месяц могу позволить. Ну, или поднапрячься и сразу килограммов тридцать пустить в дело — запасы имеются.
— Как делать деньги из меди думал?
— Угу. Чеканить тут никто не умеет. Я так понимаю, для этого сталь нужна. Так что будем лить, формы делать камнерезы уже научились.
— Получается, остается только одно — придать монетам материальную ценность в глазах четлан.
— Так это самое сложное!
— Давай думать. Просто представь себя на их месте и подумай, что нужно сделать с деньгами, чтобы они обрели ценность в их глазах?