Казачья кровь
Часть 4 из 19 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
– Любое сильное чувство может быть использовано против тебя, – закончил Гриша.
– Я знаю, что ты всё помнишь. Главное, чтобы ты не забывал эти знания использовать.
– Мастер, я могу спросить?
– Конечно.
– Вы когда-нибудь выходите с полигона?
– Конечно. Если в этом есть необходимость.
– А просто так? Погулять, например.
– В первые годы, когда я только приехал сюда, я регулярно бродил по городу. А потом стало неинтересно. Любоваться на чужие дома, как обычный зевака, мне скучно.
– А в каких ещё городах вы бывали?
– Во многих. И не только в России, – загадочно усмехнулся мастер. – Но к чему ты это спросил?
– Хочу пригласить вас к себе. У меня давно уже свой дом, а вы там так и не побывали.
– Ну, в том доме мне приходилось бывать, – грустно улыбнулся мастер. – Но не у тебя в гостях.
– Вот и я об этом.
– А тебе не надоели мои бесконечные поучения? – вдруг поддел его мастер.
– Так по делу всё. Чего ж тогда обижаться, – развёл Гриша руками.
– Хорошо. Я приму твоё предложение, если ты ответишь на один мой вопрос.
– Слушаю, – моментально подобрался парень, отлично знавший, что простых вопросов у мастера не бывает.
– Ты хотел бы сдать испытание мастера?
– Это как? – не понял парень.
– Так, как сдают его в моём монастыре уже много веков подряд. Но учти, там меня уже не будет, и тебе придётся решать всё самому.
– Испытание мастера, – задумчиво повторил Гриша. – И что это даст? Что будет после него?
– Ты получишь знаки, по которым тебя узнает любой человек, имеющий отношение к нашему братству, и поспешит оказать тебе помощь. Или попросит помощи у тебя.
– И я буду обязан помочь ему, – с лёгкой улыбкой добавил парень.
– Тебя это не устраивает? – насторожился мастер.
– Дело не в этом. Я с детства приучен помогать всем, кто в той помощи нуждается. Воспитали так. Но я не понимаю, почему это нужно делать не от души, а по обязательству.
– Интересный вопрос. Но ты ещё слишком молод и не понимаешь, что иногда оказать помощь по обязательству бывает важнее, чем от души. Это не мной придумано. Это жизнь.
– Я понимаю.
– Не уверен, – вдруг качнул головой мастер. – Скорее, ты думаешь, что понимаешь.
– Хорошо, я поясню, как я это вижу, – не уступил парень. – К примеру, однажды ко мне в дверь стучится человек и говорит, что он является филером жандармерии и ему нужно спрятаться. Он называет мне имя капитана Залесского, и я его прячу, после чего помогаю связаться с капитаном. Это и есть помощь по обязательству. Я не служу в отделе, но имею непосредственное отношение к нему, а значит, могу отказать. Ведь никому и ничем я не обязан. Но я в хороших отношениях и с самим капитаном, и с его казаками. А главное, вы, мой учитель, являетесь главным инструктором службы.
– И что всё это значит? – уточнил мастер.
– Что, помогая пришедшему, я помогаю вам. Я в чём-то ошибся?
– Нет. Ты совершенно прав. Но какое это отношение имеет к братству, о котором я тебе сказал?
– Прямое. Прежде всего, я не знаю, что это за братство. В чём его цели? Чего они желают достичь? Я вообще о нём ничего не знаю. Вы можете сказать, что, служа здесь, вы не можете посоветовать мне чего-то, что может пойти во вред моей родине. Но вся беда в том, что вы находитесь здесь, а они – где-то там. И вполне могут не сообщить вам о своих делах.
– Ты беспокоишься о возможной войне, – понимающе кивнул мастер.
– И о ней тоже.
– Я понимаю ход твоих мыслей и должен признать, что это нравится. Ты не кричишь о патриотизме. Ты и есть патриот. Я не стану убеждать тебя, что моё братство не интересуют мирские дела и политика. Мы недаром называемся монастырём. Наши искания пролегают в иной плоскости. Это духовные практики. Ты что-нибудь знаешь о буддизме?
– Немного, – смущённо признался Гриша.
– Пожалуй, мне стоило начать этот разговор раньше, – задумчиво протянул мастер.
– Это не важно. В любом случае я не буддист и веру менять не собираюсь, – решительно заявил Гриша.
– Этого и не нужно. Не важно, во что человек верит. Важно, как он соблюдает заветы этой веры.
– Не понимаю, – растерянно признался парень.
– Чего именно ты не понимаешь?
– Что значит – не важно, во что человек верит?
– Это долгий разговор и предмет многовековых споров разных теологов, но я и мои браться твёрдо верим, что названия богам давали люди. А на самом деле он один. Тот, кто создал землю и всё на ней существующее. Мы называем его Буддой и считаем, что рядом с ним есть другие боги, вы верите в Христа и Троицу. Мусульмане почитают Аллаха. Иудеи – Яхве. Но на самом деле есть только один создатель.
– Как-то это всё слишком заумно для меня, – подумав, признался Григорий.
– Просто ты никогда раньше не задавался такими вопросами. Ты просто жил и верил, как верили твои родители, а до них – их родители.
– Не знаю, – тряхнул Гриша чубом, – меня учили, что казак бьётся за отчизну и веру православную, а всё остальное не важно.
– А как же семья? – не понял мастер.
– Так отчизна – это и есть семья. Отчие земли.
– Странно. Ведь в армии принят клич «за веру, царя и отечество». А ты говоришь: за отчизну и веру. Куда ж тогда царь делся?
– Цари приходят и уходят, а отчизна и вера были, есть и будут. А армия – люди подневольные. Им что прикажут, то и кричат. А казаки себе клич сами придумали.
– И что, у всех казаков такой клич?
– За других не знаю, а на Кавказе изначально так было.
– Сложный у нас разговор получился, – вдруг улыбнулся мастер. – Значит, ты не хочешь становиться мастером?
– Признаться, я не понимаю, что значит быть мастером. Дед говорил, что учиться всю жизнь надо. Только тогда будешь хоть что-то уметь. А вы говорите, выдержи испытание, и станешь мастером. Ну выдержал, и что дальше?
– Твой дед был очень мудрым человеком. Конечно, сдав испытание, ты всё равно будешь должен продолжать тренироваться. Но после него тебе станет проще.
– Чем проще? Я знаю, что такое испытание. Это сложно. Очень сложно. Но что изменится после него?
– Прежде всего, ты сам.
– И правда странный разговор, – растерянно усмехнулся Гриша. – Вот скажите, мастер. Раз вы предлагаете мне ехать в монастырь, значит, вы уверены, что я смогу выдержать то испытание, верно?
– Можно сказать и так.
– А раз так, то что мне мешает просто продолжать учиться?
– Просто так, без испытаний?
– Да. Например, бросая ножи, менять углы и порядок бросков, увеличивать расстояние, действовать в обратном порядке. Да много чего придумать можно.
– Можно. И никто тебе не станет мешать. Но я не понимаю, почему ты не хочешь пройти испытание? С чего ты вдруг так заупрямился?
– Я не упрямлюсь, мастер. Просто я казак и уже выдержал главные для себя испытания. А всё остальное – это скорее для собственного интереса.
– Она была права, а я – старый дурак, – грустно усмехнулся мастер.
– Кто она? – не понял Гриша.
– Яна. Она с самого начала знала, что ты откажешься, и сразу сказала мне об этом. Я не поверил. И оказался в дураках.
– Вы не дурак, мастер. Это просто я другой. Не такой, как остальные, кого вам приходилось учить.
– Вот потому я и сделал глупость, не заметив этого сразу.
– Простите, мастер. Я не хотел вас обидеть, – растерянно повинился Гриша.
– Здесь нет твоей вины. Ты такой, какой есть. И я не в обиде.
– Так вы продолжите меня учить?
– Мальчик, как ты думаешь, почему я вдруг заговорил с тобой про испытание именно теперь?
– Не знаю.
– Я знаю, что ты всё помнишь. Главное, чтобы ты не забывал эти знания использовать.
– Мастер, я могу спросить?
– Конечно.
– Вы когда-нибудь выходите с полигона?
– Конечно. Если в этом есть необходимость.
– А просто так? Погулять, например.
– В первые годы, когда я только приехал сюда, я регулярно бродил по городу. А потом стало неинтересно. Любоваться на чужие дома, как обычный зевака, мне скучно.
– А в каких ещё городах вы бывали?
– Во многих. И не только в России, – загадочно усмехнулся мастер. – Но к чему ты это спросил?
– Хочу пригласить вас к себе. У меня давно уже свой дом, а вы там так и не побывали.
– Ну, в том доме мне приходилось бывать, – грустно улыбнулся мастер. – Но не у тебя в гостях.
– Вот и я об этом.
– А тебе не надоели мои бесконечные поучения? – вдруг поддел его мастер.
– Так по делу всё. Чего ж тогда обижаться, – развёл Гриша руками.
– Хорошо. Я приму твоё предложение, если ты ответишь на один мой вопрос.
– Слушаю, – моментально подобрался парень, отлично знавший, что простых вопросов у мастера не бывает.
– Ты хотел бы сдать испытание мастера?
– Это как? – не понял парень.
– Так, как сдают его в моём монастыре уже много веков подряд. Но учти, там меня уже не будет, и тебе придётся решать всё самому.
– Испытание мастера, – задумчиво повторил Гриша. – И что это даст? Что будет после него?
– Ты получишь знаки, по которым тебя узнает любой человек, имеющий отношение к нашему братству, и поспешит оказать тебе помощь. Или попросит помощи у тебя.
– И я буду обязан помочь ему, – с лёгкой улыбкой добавил парень.
– Тебя это не устраивает? – насторожился мастер.
– Дело не в этом. Я с детства приучен помогать всем, кто в той помощи нуждается. Воспитали так. Но я не понимаю, почему это нужно делать не от души, а по обязательству.
– Интересный вопрос. Но ты ещё слишком молод и не понимаешь, что иногда оказать помощь по обязательству бывает важнее, чем от души. Это не мной придумано. Это жизнь.
– Я понимаю.
– Не уверен, – вдруг качнул головой мастер. – Скорее, ты думаешь, что понимаешь.
– Хорошо, я поясню, как я это вижу, – не уступил парень. – К примеру, однажды ко мне в дверь стучится человек и говорит, что он является филером жандармерии и ему нужно спрятаться. Он называет мне имя капитана Залесского, и я его прячу, после чего помогаю связаться с капитаном. Это и есть помощь по обязательству. Я не служу в отделе, но имею непосредственное отношение к нему, а значит, могу отказать. Ведь никому и ничем я не обязан. Но я в хороших отношениях и с самим капитаном, и с его казаками. А главное, вы, мой учитель, являетесь главным инструктором службы.
– И что всё это значит? – уточнил мастер.
– Что, помогая пришедшему, я помогаю вам. Я в чём-то ошибся?
– Нет. Ты совершенно прав. Но какое это отношение имеет к братству, о котором я тебе сказал?
– Прямое. Прежде всего, я не знаю, что это за братство. В чём его цели? Чего они желают достичь? Я вообще о нём ничего не знаю. Вы можете сказать, что, служа здесь, вы не можете посоветовать мне чего-то, что может пойти во вред моей родине. Но вся беда в том, что вы находитесь здесь, а они – где-то там. И вполне могут не сообщить вам о своих делах.
– Ты беспокоишься о возможной войне, – понимающе кивнул мастер.
– И о ней тоже.
– Я понимаю ход твоих мыслей и должен признать, что это нравится. Ты не кричишь о патриотизме. Ты и есть патриот. Я не стану убеждать тебя, что моё братство не интересуют мирские дела и политика. Мы недаром называемся монастырём. Наши искания пролегают в иной плоскости. Это духовные практики. Ты что-нибудь знаешь о буддизме?
– Немного, – смущённо признался Гриша.
– Пожалуй, мне стоило начать этот разговор раньше, – задумчиво протянул мастер.
– Это не важно. В любом случае я не буддист и веру менять не собираюсь, – решительно заявил Гриша.
– Этого и не нужно. Не важно, во что человек верит. Важно, как он соблюдает заветы этой веры.
– Не понимаю, – растерянно признался парень.
– Чего именно ты не понимаешь?
– Что значит – не важно, во что человек верит?
– Это долгий разговор и предмет многовековых споров разных теологов, но я и мои браться твёрдо верим, что названия богам давали люди. А на самом деле он один. Тот, кто создал землю и всё на ней существующее. Мы называем его Буддой и считаем, что рядом с ним есть другие боги, вы верите в Христа и Троицу. Мусульмане почитают Аллаха. Иудеи – Яхве. Но на самом деле есть только один создатель.
– Как-то это всё слишком заумно для меня, – подумав, признался Григорий.
– Просто ты никогда раньше не задавался такими вопросами. Ты просто жил и верил, как верили твои родители, а до них – их родители.
– Не знаю, – тряхнул Гриша чубом, – меня учили, что казак бьётся за отчизну и веру православную, а всё остальное не важно.
– А как же семья? – не понял мастер.
– Так отчизна – это и есть семья. Отчие земли.
– Странно. Ведь в армии принят клич «за веру, царя и отечество». А ты говоришь: за отчизну и веру. Куда ж тогда царь делся?
– Цари приходят и уходят, а отчизна и вера были, есть и будут. А армия – люди подневольные. Им что прикажут, то и кричат. А казаки себе клич сами придумали.
– И что, у всех казаков такой клич?
– За других не знаю, а на Кавказе изначально так было.
– Сложный у нас разговор получился, – вдруг улыбнулся мастер. – Значит, ты не хочешь становиться мастером?
– Признаться, я не понимаю, что значит быть мастером. Дед говорил, что учиться всю жизнь надо. Только тогда будешь хоть что-то уметь. А вы говорите, выдержи испытание, и станешь мастером. Ну выдержал, и что дальше?
– Твой дед был очень мудрым человеком. Конечно, сдав испытание, ты всё равно будешь должен продолжать тренироваться. Но после него тебе станет проще.
– Чем проще? Я знаю, что такое испытание. Это сложно. Очень сложно. Но что изменится после него?
– Прежде всего, ты сам.
– И правда странный разговор, – растерянно усмехнулся Гриша. – Вот скажите, мастер. Раз вы предлагаете мне ехать в монастырь, значит, вы уверены, что я смогу выдержать то испытание, верно?
– Можно сказать и так.
– А раз так, то что мне мешает просто продолжать учиться?
– Просто так, без испытаний?
– Да. Например, бросая ножи, менять углы и порядок бросков, увеличивать расстояние, действовать в обратном порядке. Да много чего придумать можно.
– Можно. И никто тебе не станет мешать. Но я не понимаю, почему ты не хочешь пройти испытание? С чего ты вдруг так заупрямился?
– Я не упрямлюсь, мастер. Просто я казак и уже выдержал главные для себя испытания. А всё остальное – это скорее для собственного интереса.
– Она была права, а я – старый дурак, – грустно усмехнулся мастер.
– Кто она? – не понял Гриша.
– Яна. Она с самого начала знала, что ты откажешься, и сразу сказала мне об этом. Я не поверил. И оказался в дураках.
– Вы не дурак, мастер. Это просто я другой. Не такой, как остальные, кого вам приходилось учить.
– Вот потому я и сделал глупость, не заметив этого сразу.
– Простите, мастер. Я не хотел вас обидеть, – растерянно повинился Гриша.
– Здесь нет твоей вины. Ты такой, какой есть. И я не в обиде.
– Так вы продолжите меня учить?
– Мальчик, как ты думаешь, почему я вдруг заговорил с тобой про испытание именно теперь?
– Не знаю.