Как стать богатым
Часть 6 из 26 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Обращайте внимание на детали
Если вы не владеете информацией о каждом аспекте того, чем занимаетесь, вплоть до количества скрепок для бумаги на вашем столе, вас ждут неприятные сюрпризы.
Как-то я читал о выдающемся нейрохирурге из Сан-Франциско, известном своим фанатичным педантизмом и вниманием к деталям. Каждый день, отправляясь на утреннюю пробежку, он проигрывал в уме все подробности предстоящей операции. Мысленно он воспроизводил каждое движение, как бы напоминая себе обо всем, что когда-либо изучал, о каждой трудности или осложнении, с которыми может столкнуться.
Он не отличался особой обходительностью по отношению к пациентам, но как хирургу ему не было равных. Если бы мне предстояла операция, я бы обратился именно к такому врачу. Однако не обязательно быть нейрохирургом, для того чтобы уметь со вниманием относиться к мелочам.
Установите контакт со своей аудиторией
(Искусство публичных выступлений. Часть 1)
Одна из сложностей моего рабочего графика в последнее время заключается в том, что я не в состоянии удовлетворить большинство просьб о публичных выступлениях. Мне нравится выступать перед публикой. Я знаю, что некоторым людям ненавистна даже мысль о необходимости проведения презентации перед правлением фирмы, что уж тут говорить о появлении перед тысячами слушателей. А мне это нравится. Я получаю такую мощную энергетическую подпитку от аудитории, что выступления всегда приносят мне радость.
Бьюсь об заклад, вы спрашиваете себя, не выдумываю ли я все это только для того, чтобы продемонстрировать, что меня ничем не возьмешь. Возможно, я и опускаю сейчас некоторые напряженные моменты. Когда-то давно я, вероятно, тоже нервничал перед встречей с аудиторией, но постепенно это прошло. Боязнь публичных выступлений – это то, что вы можете в себе преодолеть. Нижеследующие советы могут пригодиться тем, для кого презентация, вне зависимости от количества слушателей, является камнем преткновения на дороге к успеху.
Хорошо, если вы от природы коммуникабельный человек. Мой шофер Тони до сих пор вспоминает один случай, когда мне предстояло выступить с речью. Примерно в пяти минутах езды до места выступления я спросил у него, о чем я, собственно, должен говорить сегодня вечером. Тони не сумел скрыть своего потрясения.
– Как, босс? Вы не знаете? Но ведь там ждут двадцать тысяч человек! – изумился он.
– Ну… я был занят. Не бойся, все будет о’кей, – стараясь успокоить его, сказал я, но Тони продолжал недоумевать.
– Где ваша речь? – спросил он. – Вы сделали хоть какие-нибудь наметки?
– Я как раз над этим работаю.
Шофер посмотрел на меня в зеркало заднего вида с выражением полного удивления. По-моему, он проверял, не шучу ли я. Я не шутил.
Произнести эту речь меня попросил Энтони Роббинс, гуру самопомощи, чьи книги пользовались огромным успехом. Мне заплатили немалую сумму, но я так и не поинтересовался, перед какой аудиторией придется выступать. Когда я выходил из офиса перед отъездом в Филадельфию, моя секретарь сказала, что все будет происходить на баскетбольной арене Wachovia Center, где будут присутствовать примерно двадцать тысяч человек. «Вы смеетесь? – переспросил я. – Я в жизни не обращался к такому количеству людей одновременно!»
У некоторых подобная ситуация могла бы вызвать панику. Вместо этого я подумал о своей аудитории не как об огромной, специально собравшейся толпе моих потенциальных судей, а как об отдельных личностях, пришедших потому, что их что-то интересовало. Потом я постарался представить, чем вообще интересуются люди и какие вопросы они обычно задают мне.
Я был готов. Неожиданно у меня возникла внутренняя уверенность в том, что всем нам предстоит отлично провести вечер.
Оставив за рулем изрядно побледневшего Тони, я покинул машину в предвкушении чего-то нового и захватывающего. Мое настроение непостижимым образом передалось аудитории, и в результате ей досталась больше чем просто речь. Произошел взаимовыгодный обмен мнениями, который надолго запомнился всем присутствовавшим. Мы весело провели время и разошлись с ощущением, что многому научились друг у друга.
Тони Роббинс оказался потрясающим парнем. До того как мы встретились, я не верил в него как в учителя и не доверял ему как человеку, но только лишь потому, что получал информацию о Роббинсе из вторых рук. Теперь, после знакомства с ним и его женой, я от всего сердца поддерживаю Тони, ведь он старается творить добро и помогать людям. Семинары Роббинса – это настоящие хеппенинги, и после нашего успешного сотрудничества в Филадельфии я согласился еще десять раз появиться перед его последователями.
В общем и целом это был ценный урок относительно публичных выступлений: в первую очередь думай об аудитории, перед которой собираешься выступать, а все остальное приложится.
Разумеется, наличие полезной информации, которую вы можете сообщить окружающим, тоже большая подмога. Но в первую очередь нужно настроиться на людей. Мне это удается, и стараться особенно не приходится. Даже в офисе, где меня окружают всего несколько человек, разговор никогда не бывает односторонним. Мне нравится вовлекать в него каждого сотрудника и выслушивать его мнение.
Поэтому совет: старайтесь увлечь свою аудиторию. Она это оценит.
Говорю все как есть…
Запомните одиннадцать несложных шагов
(Искусство публичных выступлений. Часть 2)
Предварительная подготовка пойдет вашему выступлению только на пользу. После того, что я рассказал вам чуть раньше, этот совет может показаться нелепым. Однако, если вы каждый день читаете что-то новое, вы уже готовитесь – пусть и не совсем к тому, о чем придется говорить во время данного выступления. Но ведь обычно люди просят рассказать именно о том, в чем мы являемся специалистами, о предмете, с которым мы хорошо знакомы. Мысленно окиньте взглядом весь зал. Представьте себе, что вы зритель и сидите там. Что вам захотелось бы услышать? Способность поменяться местами с аудиторией может стать источником полезных идей. Держите в уме примеры и цитаты, подкрепляющие ваши утверждения, и постарайтесь сделать рассказ максимально интересным для ваших слушателей.
Тезисы также могут послужить полезным подспорьем, особенно когда вы выступаете перед большой аудиторией. Если речь будет хорошо подготовлена, никто и не заметит, что вы ими пользуетесь. В идеале же не советую вам читать по бумажке. Не знаю, почему так происходит, но, как бы выразительно ни был подан материал, публике, как правило, скучно, если вы читаете его. Все видят, что зачитывается заранее подготовленный текст, а это воспринимается совсем иначе, нежели речь, произносимая здесь и сейчас. Таким образом, тезисы – это возможность взять лучшее от обоих способов: они позволяют вам не терять сосредоточенности, двигаясь в нужном направлении, и в то же время не превращают вас в говорящего робота.
Будьте хорошим рассказчиком. Люди любят истории и хорошо их запоминают. Речь не должна напоминать сухую лекцию, и здесь очень поможет юмор: он напомнит и вам, и окружающим, что между всеми нами немало общего. Искусство рассказчика – это навык, который можно приобрести, поэтому работайте над собой. Полезно присмотреться к комикам и юмористам, а хорошие актеры помогут вам научиться тому, как важно правильно выбрать момент для ударной фразы.
Ищите общий знаменатель. Как установить контакт? Как сделать так, чтобы аудитория смогла почувствовать связь с вами и с тем, о чем вы рассказываете? Я в представлении публики – богатая и влиятельная персона, но и у меня, как у большинства людей, есть свои повседневные и семейные заботы. Я тоже застреваю в пробках. Мне тоже приходилось встречаться с чудесными людьми и с полными психами. У меня, как и у всех, случаются плохие дни и отвратное настроение.
Итак, многие примеры из вашей жизни будут поняты и оценены публикой именно потому, что и с ними случалось нечто подобное. Ищите общие точки и используйте их в качестве опоры для дальнейшего разговора. При этом между вами и аудиторией моментально возникнет прочное взаимопонимание, так как люди смогут поставить себя на ваше место.
Вышли на сцену – извольте развлекать. Люди пришли сюда, чтобы чему-то научиться, а также чтобы развлечься. Одна из причин того, что Элвис Пресли[21] был столь замечательным шоуменом, заключается в том, что он всегда старался настроиться на свою аудиторию, всегда устанавливал с ней обратную связь. То же самое делал Уэйн Ньютон[22]. А люди, которые думали, что им не понравится Liberace[23], стали фанатами музыканта, послушав его «живой» концерт. И никто не обладал искусством завладеть аудиторией лучше Фрэнка Синатры.[24]
Некоторые утверждают, что все дело в харизме. Я же говорю – настройся на аудиторию и выложись до конца.
Учитесь у Реджиса Филбина. Он полностью свободен, забавен и никогда не теряет контакта со своей аудиторией. Публика его обожает. Программа Реджиса Филбина представляет собой лучший образец обратной связи, которая необходима во время публичного выступления. Он не просто говорит – он делится. В роли ведущего Филбин не менее великодушен и благороден, чем в жизни. Внимательно понаблюдайте за ним – и вы сможете многому научиться.
Умейте подшутить над собой. Это сделает вас более доступным для публики, хотя вы и находитесь наверху, на ярко освещенной сцене. В жизни каждого из нас случаются неприятности, большие и маленькие. И способность, оглянувшись, посмеяться над ними – здоровое и полезное качество. Используйте досадные происшествия, случающиеся с вами, себе во благо.
Мне особенно запомнился случай во время ответа на вопросы аудитории после одной из речей, пришедшихся на период нашего с Айвеной развода, когда мы оказались в центре внимания желтой прессы. И первый же вопрос, который мне задали, звучал так: «Вы не возражаете, если я буду называть вас “тот самый Дональд”?»
Ну, я и ответил: «Да нет, если вы не возражаете, чтобы я называл вас Айвеной».
Мы дружно посмеялись и затем перешли к тому вопросу, который на самом деле собирался задать тот зритель.
Старайтесь думать «на ходу». Запоминающиеся выступления подразумевают значительную долю спонтанности. Это похоже на коммерческие переговоры: необходимо помнить о своих целях, но сохранять определенную гибкость. Многие люди прекрасно пишут, но передать свои мысли в устной форме для них намного труднее. Письменная речь, как и устная, является отражением мыслительного процесса. Различие состоит лишь в том, что на сцене у вас нет времени вернуться назад и что-то подправить. Нет черновиков и нет репетиций. К выступлению просто нужно быть готовым, ведь именно этого от вас и ждут.
Прислушивайтесь к тому, что происходит вокруг вас в повседневной жизни. Каждый день может стать подготовкой к выступлению или презентации. Вам никогда не приходилось говорить себе «это стоит запомнить», услышав, как кто-то сделал необыкновенно умное или нестандартное замечание? Даже случайно подслушанные фразы могут оказаться полезными. Запоминайте их. Если требуется, делайте заметки. Все, что угодно, и кто угодно может дать материал к размышлению.
Однажды в лифте рядом со мной оказалась компания сотрудников, и их разговор был настолько живым, настолько реальным, что я начал прислушиваться и постарался разобраться, что же именно привлекло к ним мое внимание. Частично дело было в том, что я поневоле стал для них «слушателем», но, кроме того, их реплики произносились в быстром синкопированном ритме и были коротко и остроумно сформулированы. Предмет разговора был не столь уж и интересен, привлекала именно манера, благодаря которой им удалось сделать увлекательной совершенно обычную тему – что, где и как заказать на обед.
Получайте удовольствие. Это заразно. Если ваша публика поверит, что вы наслаждаетесь каждой минутой выступления, она сама начнет получать удовольствие от вашего общества. Если же вы не в состоянии скрыть, что для вас это в тягость, забудьте все вышесказанное и найдите кого-нибудь, кто мог бы заменить вас. Вы занятой руководитель? Что ж, в вашей организации почти наверняка найдется человек, который сможет с успехом выступить от вашего лица.
Порой, когда меня просят произнести речь, а мое расписание этого не позволяет, я спрашиваю у сотрудников, не хочет ли кто-то взять на себя эту задачу. Чарли Рейсс, исполнительный вице-президент по проектированию, прежде был профессором Колумбийского университета. Он прекрасный оратор, но я не узнал бы об этом, если бы однажды не попросил его помочь, когда сам был в полной запарке. Рейсс обладает редким талантом к публичным выступлениям, потому что любит преподавать и искренне наслаждается этим занятием. Сначала, памятуя о его прежней деятельности, я боялся, что выступление Чарли будет чересчур педантичным, но этого не произошло, и в итоге все остались довольны.
Еще один немаловажный момент, который поможет вам получить удовольствие от собственного выступления: прежде чем выйти на сцену, напомните себе, что, в сущности, это не столь уж важно. Не нужно чувствовать себя так, будто от вас зависят судьбы всего мира. Для большинства присутствующих в зале непринципиально, выступите ли вы хорошо или не очень. Это всего лишь речь, а не землетрясение или война. Вы будете чувствовать себя (а соответственно, и выступать) куда лучше, если правильно соотнесете это событие со своими основными приоритетами.
А теперь повторюсь: публичные выступления могут стать необходимой ступенькой на пути к успеху. Вот, вкратце, предложенные мною средства для открытия в себе таланта, которого, как казалось, у вас нет:
1) в первую очередь подумайте о своей аудитории;
2) постарайтесь вовлечь публику в разговор;
3) подготовьтесь к выступлению;
4) будьте хорошим рассказчиком;
5) ищите общий знаменатель;
6) развлекайте;
7) умейте подшутить над собой;
8) старайтесь думать «на ходу»;
9) прислушивайтесь к происходящему;
10) получайте удовольствие;
и, разумеется…
11) …учитесь у Реджиса Филбина.
Смените высоту полета
Говоря о высоте полета, я имею в виду отнюдь не свой реактивный самолет. Это моя интерпретация понятия позиция. Я люблю летать, потому что благодаря этому могу быстро попасть туда, куда нужно. Точно так же правильно занятая позиция способна помочь вам быстро достичь цели.
Если вы не владеете информацией о каждом аспекте того, чем занимаетесь, вплоть до количества скрепок для бумаги на вашем столе, вас ждут неприятные сюрпризы.
Как-то я читал о выдающемся нейрохирурге из Сан-Франциско, известном своим фанатичным педантизмом и вниманием к деталям. Каждый день, отправляясь на утреннюю пробежку, он проигрывал в уме все подробности предстоящей операции. Мысленно он воспроизводил каждое движение, как бы напоминая себе обо всем, что когда-либо изучал, о каждой трудности или осложнении, с которыми может столкнуться.
Он не отличался особой обходительностью по отношению к пациентам, но как хирургу ему не было равных. Если бы мне предстояла операция, я бы обратился именно к такому врачу. Однако не обязательно быть нейрохирургом, для того чтобы уметь со вниманием относиться к мелочам.
Установите контакт со своей аудиторией
(Искусство публичных выступлений. Часть 1)
Одна из сложностей моего рабочего графика в последнее время заключается в том, что я не в состоянии удовлетворить большинство просьб о публичных выступлениях. Мне нравится выступать перед публикой. Я знаю, что некоторым людям ненавистна даже мысль о необходимости проведения презентации перед правлением фирмы, что уж тут говорить о появлении перед тысячами слушателей. А мне это нравится. Я получаю такую мощную энергетическую подпитку от аудитории, что выступления всегда приносят мне радость.
Бьюсь об заклад, вы спрашиваете себя, не выдумываю ли я все это только для того, чтобы продемонстрировать, что меня ничем не возьмешь. Возможно, я и опускаю сейчас некоторые напряженные моменты. Когда-то давно я, вероятно, тоже нервничал перед встречей с аудиторией, но постепенно это прошло. Боязнь публичных выступлений – это то, что вы можете в себе преодолеть. Нижеследующие советы могут пригодиться тем, для кого презентация, вне зависимости от количества слушателей, является камнем преткновения на дороге к успеху.
Хорошо, если вы от природы коммуникабельный человек. Мой шофер Тони до сих пор вспоминает один случай, когда мне предстояло выступить с речью. Примерно в пяти минутах езды до места выступления я спросил у него, о чем я, собственно, должен говорить сегодня вечером. Тони не сумел скрыть своего потрясения.
– Как, босс? Вы не знаете? Но ведь там ждут двадцать тысяч человек! – изумился он.
– Ну… я был занят. Не бойся, все будет о’кей, – стараясь успокоить его, сказал я, но Тони продолжал недоумевать.
– Где ваша речь? – спросил он. – Вы сделали хоть какие-нибудь наметки?
– Я как раз над этим работаю.
Шофер посмотрел на меня в зеркало заднего вида с выражением полного удивления. По-моему, он проверял, не шучу ли я. Я не шутил.
Произнести эту речь меня попросил Энтони Роббинс, гуру самопомощи, чьи книги пользовались огромным успехом. Мне заплатили немалую сумму, но я так и не поинтересовался, перед какой аудиторией придется выступать. Когда я выходил из офиса перед отъездом в Филадельфию, моя секретарь сказала, что все будет происходить на баскетбольной арене Wachovia Center, где будут присутствовать примерно двадцать тысяч человек. «Вы смеетесь? – переспросил я. – Я в жизни не обращался к такому количеству людей одновременно!»
У некоторых подобная ситуация могла бы вызвать панику. Вместо этого я подумал о своей аудитории не как об огромной, специально собравшейся толпе моих потенциальных судей, а как об отдельных личностях, пришедших потому, что их что-то интересовало. Потом я постарался представить, чем вообще интересуются люди и какие вопросы они обычно задают мне.
Я был готов. Неожиданно у меня возникла внутренняя уверенность в том, что всем нам предстоит отлично провести вечер.
Оставив за рулем изрядно побледневшего Тони, я покинул машину в предвкушении чего-то нового и захватывающего. Мое настроение непостижимым образом передалось аудитории, и в результате ей досталась больше чем просто речь. Произошел взаимовыгодный обмен мнениями, который надолго запомнился всем присутствовавшим. Мы весело провели время и разошлись с ощущением, что многому научились друг у друга.
Тони Роббинс оказался потрясающим парнем. До того как мы встретились, я не верил в него как в учителя и не доверял ему как человеку, но только лишь потому, что получал информацию о Роббинсе из вторых рук. Теперь, после знакомства с ним и его женой, я от всего сердца поддерживаю Тони, ведь он старается творить добро и помогать людям. Семинары Роббинса – это настоящие хеппенинги, и после нашего успешного сотрудничества в Филадельфии я согласился еще десять раз появиться перед его последователями.
В общем и целом это был ценный урок относительно публичных выступлений: в первую очередь думай об аудитории, перед которой собираешься выступать, а все остальное приложится.
Разумеется, наличие полезной информации, которую вы можете сообщить окружающим, тоже большая подмога. Но в первую очередь нужно настроиться на людей. Мне это удается, и стараться особенно не приходится. Даже в офисе, где меня окружают всего несколько человек, разговор никогда не бывает односторонним. Мне нравится вовлекать в него каждого сотрудника и выслушивать его мнение.
Поэтому совет: старайтесь увлечь свою аудиторию. Она это оценит.
Говорю все как есть…
Запомните одиннадцать несложных шагов
(Искусство публичных выступлений. Часть 2)
Предварительная подготовка пойдет вашему выступлению только на пользу. После того, что я рассказал вам чуть раньше, этот совет может показаться нелепым. Однако, если вы каждый день читаете что-то новое, вы уже готовитесь – пусть и не совсем к тому, о чем придется говорить во время данного выступления. Но ведь обычно люди просят рассказать именно о том, в чем мы являемся специалистами, о предмете, с которым мы хорошо знакомы. Мысленно окиньте взглядом весь зал. Представьте себе, что вы зритель и сидите там. Что вам захотелось бы услышать? Способность поменяться местами с аудиторией может стать источником полезных идей. Держите в уме примеры и цитаты, подкрепляющие ваши утверждения, и постарайтесь сделать рассказ максимально интересным для ваших слушателей.
Тезисы также могут послужить полезным подспорьем, особенно когда вы выступаете перед большой аудиторией. Если речь будет хорошо подготовлена, никто и не заметит, что вы ими пользуетесь. В идеале же не советую вам читать по бумажке. Не знаю, почему так происходит, но, как бы выразительно ни был подан материал, публике, как правило, скучно, если вы читаете его. Все видят, что зачитывается заранее подготовленный текст, а это воспринимается совсем иначе, нежели речь, произносимая здесь и сейчас. Таким образом, тезисы – это возможность взять лучшее от обоих способов: они позволяют вам не терять сосредоточенности, двигаясь в нужном направлении, и в то же время не превращают вас в говорящего робота.
Будьте хорошим рассказчиком. Люди любят истории и хорошо их запоминают. Речь не должна напоминать сухую лекцию, и здесь очень поможет юмор: он напомнит и вам, и окружающим, что между всеми нами немало общего. Искусство рассказчика – это навык, который можно приобрести, поэтому работайте над собой. Полезно присмотреться к комикам и юмористам, а хорошие актеры помогут вам научиться тому, как важно правильно выбрать момент для ударной фразы.
Ищите общий знаменатель. Как установить контакт? Как сделать так, чтобы аудитория смогла почувствовать связь с вами и с тем, о чем вы рассказываете? Я в представлении публики – богатая и влиятельная персона, но и у меня, как у большинства людей, есть свои повседневные и семейные заботы. Я тоже застреваю в пробках. Мне тоже приходилось встречаться с чудесными людьми и с полными психами. У меня, как и у всех, случаются плохие дни и отвратное настроение.
Итак, многие примеры из вашей жизни будут поняты и оценены публикой именно потому, что и с ними случалось нечто подобное. Ищите общие точки и используйте их в качестве опоры для дальнейшего разговора. При этом между вами и аудиторией моментально возникнет прочное взаимопонимание, так как люди смогут поставить себя на ваше место.
Вышли на сцену – извольте развлекать. Люди пришли сюда, чтобы чему-то научиться, а также чтобы развлечься. Одна из причин того, что Элвис Пресли[21] был столь замечательным шоуменом, заключается в том, что он всегда старался настроиться на свою аудиторию, всегда устанавливал с ней обратную связь. То же самое делал Уэйн Ньютон[22]. А люди, которые думали, что им не понравится Liberace[23], стали фанатами музыканта, послушав его «живой» концерт. И никто не обладал искусством завладеть аудиторией лучше Фрэнка Синатры.[24]
Некоторые утверждают, что все дело в харизме. Я же говорю – настройся на аудиторию и выложись до конца.
Учитесь у Реджиса Филбина. Он полностью свободен, забавен и никогда не теряет контакта со своей аудиторией. Публика его обожает. Программа Реджиса Филбина представляет собой лучший образец обратной связи, которая необходима во время публичного выступления. Он не просто говорит – он делится. В роли ведущего Филбин не менее великодушен и благороден, чем в жизни. Внимательно понаблюдайте за ним – и вы сможете многому научиться.
Умейте подшутить над собой. Это сделает вас более доступным для публики, хотя вы и находитесь наверху, на ярко освещенной сцене. В жизни каждого из нас случаются неприятности, большие и маленькие. И способность, оглянувшись, посмеяться над ними – здоровое и полезное качество. Используйте досадные происшествия, случающиеся с вами, себе во благо.
Мне особенно запомнился случай во время ответа на вопросы аудитории после одной из речей, пришедшихся на период нашего с Айвеной развода, когда мы оказались в центре внимания желтой прессы. И первый же вопрос, который мне задали, звучал так: «Вы не возражаете, если я буду называть вас “тот самый Дональд”?»
Ну, я и ответил: «Да нет, если вы не возражаете, чтобы я называл вас Айвеной».
Мы дружно посмеялись и затем перешли к тому вопросу, который на самом деле собирался задать тот зритель.
Старайтесь думать «на ходу». Запоминающиеся выступления подразумевают значительную долю спонтанности. Это похоже на коммерческие переговоры: необходимо помнить о своих целях, но сохранять определенную гибкость. Многие люди прекрасно пишут, но передать свои мысли в устной форме для них намного труднее. Письменная речь, как и устная, является отражением мыслительного процесса. Различие состоит лишь в том, что на сцене у вас нет времени вернуться назад и что-то подправить. Нет черновиков и нет репетиций. К выступлению просто нужно быть готовым, ведь именно этого от вас и ждут.
Прислушивайтесь к тому, что происходит вокруг вас в повседневной жизни. Каждый день может стать подготовкой к выступлению или презентации. Вам никогда не приходилось говорить себе «это стоит запомнить», услышав, как кто-то сделал необыкновенно умное или нестандартное замечание? Даже случайно подслушанные фразы могут оказаться полезными. Запоминайте их. Если требуется, делайте заметки. Все, что угодно, и кто угодно может дать материал к размышлению.
Однажды в лифте рядом со мной оказалась компания сотрудников, и их разговор был настолько живым, настолько реальным, что я начал прислушиваться и постарался разобраться, что же именно привлекло к ним мое внимание. Частично дело было в том, что я поневоле стал для них «слушателем», но, кроме того, их реплики произносились в быстром синкопированном ритме и были коротко и остроумно сформулированы. Предмет разговора был не столь уж и интересен, привлекала именно манера, благодаря которой им удалось сделать увлекательной совершенно обычную тему – что, где и как заказать на обед.
Получайте удовольствие. Это заразно. Если ваша публика поверит, что вы наслаждаетесь каждой минутой выступления, она сама начнет получать удовольствие от вашего общества. Если же вы не в состоянии скрыть, что для вас это в тягость, забудьте все вышесказанное и найдите кого-нибудь, кто мог бы заменить вас. Вы занятой руководитель? Что ж, в вашей организации почти наверняка найдется человек, который сможет с успехом выступить от вашего лица.
Порой, когда меня просят произнести речь, а мое расписание этого не позволяет, я спрашиваю у сотрудников, не хочет ли кто-то взять на себя эту задачу. Чарли Рейсс, исполнительный вице-президент по проектированию, прежде был профессором Колумбийского университета. Он прекрасный оратор, но я не узнал бы об этом, если бы однажды не попросил его помочь, когда сам был в полной запарке. Рейсс обладает редким талантом к публичным выступлениям, потому что любит преподавать и искренне наслаждается этим занятием. Сначала, памятуя о его прежней деятельности, я боялся, что выступление Чарли будет чересчур педантичным, но этого не произошло, и в итоге все остались довольны.
Еще один немаловажный момент, который поможет вам получить удовольствие от собственного выступления: прежде чем выйти на сцену, напомните себе, что, в сущности, это не столь уж важно. Не нужно чувствовать себя так, будто от вас зависят судьбы всего мира. Для большинства присутствующих в зале непринципиально, выступите ли вы хорошо или не очень. Это всего лишь речь, а не землетрясение или война. Вы будете чувствовать себя (а соответственно, и выступать) куда лучше, если правильно соотнесете это событие со своими основными приоритетами.
А теперь повторюсь: публичные выступления могут стать необходимой ступенькой на пути к успеху. Вот, вкратце, предложенные мною средства для открытия в себе таланта, которого, как казалось, у вас нет:
1) в первую очередь подумайте о своей аудитории;
2) постарайтесь вовлечь публику в разговор;
3) подготовьтесь к выступлению;
4) будьте хорошим рассказчиком;
5) ищите общий знаменатель;
6) развлекайте;
7) умейте подшутить над собой;
8) старайтесь думать «на ходу»;
9) прислушивайтесь к происходящему;
10) получайте удовольствие;
и, разумеется…
11) …учитесь у Реджиса Филбина.
Смените высоту полета
Говоря о высоте полета, я имею в виду отнюдь не свой реактивный самолет. Это моя интерпретация понятия позиция. Я люблю летать, потому что благодаря этому могу быстро попасть туда, куда нужно. Точно так же правильно занятая позиция способна помочь вам быстро достичь цели.