Е2. Девять способов изменить жизнь силой мысли
Часть 11 из 12 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Некоторые хотят, чтобы вы поверили в их ложную версию Бога, но Бог на самом деле другой.
Алекс Франкович, персонаж книги Skinny Bones Барбары Пак
В этой части мы поговорим о слоне в комнате. Да, я имею в виду Бога.
Если только вы не находитесь на ранней ступени эволюции, вы, вероятно, заметили, что многие довольно часто упоминают этого парня по имени Бог. Поклонению Ему посвящен один из семи дней. Чтобы почтить Его, построены здания всех форм и размеров. Во многих газетах рядом с политической колонкой, местными новостями, погодой и кроссвордом размещается религиозный раздел.
В любой культуре существует некоторая версия Чувака – здесь я заимствую прозвище главного героя из культовой классики, фильма «Большой Лебовски». Даже физики, единственное направление работы которых состоит в изучении свойств и взаимодействий вещества и энергии, знают об этой невидимой силе. Большинство из них не называют ее Богом. Альберт Эйнштейн, например, не утверждал, что не верит в Бога в традиционном понимании, но был уверен, что в космосе есть нечто намного более сочное. Вот этот «сок», по его словам, и является для него по-настоящему важным, а все остальное «просто детали».
Бог, в которого верит большинство из нас, – это изобретение человека, созданное ради нашего удобства. Мы принимаем этого созданного человеком Бога как неоспоримый факт. Но все это не имеет никакого смысла. Если Бог есть любовь, если Бог совершенен, если все другие прекрасные описания, которые мы Ему приписываем, действительно Ему свойственны, то зачем Богу кого-то бросать в логово льва? Кроме того, с какой стати кто-то в здравом уме хотел бы вступать в союз с капризным и несправедливым Богом, который забавляется, наказывая своего последователя? В теории даже самая ветреная женщина понимает, что не следует тусоваться с парнем, который может причинить ей боль.
У меня вопрос – кому это нужно?
Бог как террорист
Я не знаю, существует Бог или нет, но для Его репутации было бы лучше не существовать.
Жюль Ренар, французский писатель
Не успела я освоить азбуку, как меня научили, что я, маленькая Пэмми Сью Гроут, была жалкой грешницей и не оправдала возложенных на меня надежд. Это был неоспоримый факт, как дважды два – четыре. Единственное облегчение для меня в ходе этого важного урока заключалось в том, что по крайней мере я была не одинока. Оказывается, все остальные в мире тоже грешники. Даже миссис Беквит, добрая воспитательница, которая каждый второй понедельник позволяла мне приносить на урок Поки, мою черепашку.
Быть грешником плохо, поскольку им обеспечен билет в один конец – в ад. Я не могла свыкнуться с адом, поскольку не путешествовала дальше Канзаса. Но, по словам отца, в ад лучше было не попадать. Летом при включенном кондиционере там жарче, чем в доме моей тети Гвен и дяди Теда в Техасе. К ним я приезжала на каникулы, проходило четыре дня, и можно было ехать домой, а вот в аду остаешься навечно. «Чтобы понять, что такое вечность, – сказал он, – подумай о том, что ты чувствовала в прошлом декабре 26-го числа, снова ожидая наступления Рождества».
Условие, при котором можно было избежать ада, заключалось в возможности «спастись»[47]. Поэтому в возрасте четырех лет я под звуки церковного органа прошла в переднюю часть маленькой методистской церкви в Кантоне, штат Канзас, плюхнулась на свои тощие колени и попросила доброго Господа «простить меня за мои грехи». Моя семья, в которой было много методистов, вздохнула с облегчением. Той ночью папа и мама обзвонили всех дядей и тетей, чтобы поделиться хорошими новостями.
«Ну, наша старшая теперь официально спасена, – гордо кричали они. – По крайней мере, мы можем быть уверены, что Пэм отправится на небеса»[48].
Они думали, что самый большой плюс моего «обращения» заключался в том, что я подала хороший пример моей сестре Беки, которой было два года, и нашему брату Бобби, которому не исполнилось еще и четырех месяцев. Но я втайне надеялась, что родители не заставят Бобби проделать то же самое, пока он не научится говорить.
Конечно, никто из нас не хотел рисковать, чтобы не попасть в ад. Я имею в виду, что Иисус мог прийти в любое время – ночью или днем. Он для меня был как вор в ночи. Он мог появиться, пока я помешивала в тарелке хлопья для завтрака. Мог подойти на перемене, когда я висела вниз головой на брусьях. Мог прийти даже в два часа ночи, пока я спала, и это могло стать настоящей проблемой, если я спала крепко. Иисус мог забрать меня прежде, чем я успела бы заснуть.
Думать об этом не хотелось, ведь дома у тети Гвен и дяди Теда было по-настоящему жарко.
Я пыталась примириться с тем, что я – грешница. В церкви мне снова и снова говорили, что «Бог есть любовь», но одновременно представляли Его как некую скрытую камеру, которая следила за каждым моим движением. Это не имело рационального смысла. Но, конечно, мне было всего четыре года. Что я знала?
Несмотря на то что я была очень близка к тому, чтобы стать идеальным ребенком – училась на пятерки, старалась не драться с братьями и сестрами, держалась подальше от наркотиков и алкоголя и даже шла спать без напоминания, – я чувствовала, что меня постоянно критикуют этим «любящим Богом», который сидел на небесах, радостно потирая руки, и ждал, когда я облажаюсь. «Что же это такое, Господи!» – восклицала я. Ой, я снова упоминаю Его имя всуе!
Бог похож на музыкантов из группы Z. Z. Top[49]
Наши представления о Боге говорят больше о нас самих, чем о Нем.
Томас Мертон, христианский мистик
Спросите обычного человека, верит ли он в Бога, и он, вероятно, ответит нечто вроде: «Ну да!» Однако вряд ли он когда-нибудь спросит себя, что вкладывает в это понятие. Если его расспросить подробнее, вероятно, мы услышим клише о «парне, который сидит там, наверху».
Попытка как-то определить Бога обречена на провал. Бог не статичен, как электричество или свет. Он за пределами материального мира, материи и формы. Он наполняет космос, насыщает Собой реальность, Он выше времени и пространства. Но это не мешает нам гадать, какой Он на самом деле, и выстраивать на основе этих догадок суждения. Вот восемь лучших образцов наглой лжи о Боге.
Наглая ложь № 1:
Бог – это «Он».
Несмотря на то что прогрессивные церкви иногда ссылаются на Бога как на ПП, у нее на самом деле нет пола. Мы, конечно, не говорим о миссис Электричество или мистере Гравитации. Более подходящим местоимением было бы: оно. ПП – это силовое поле, управляющее вселенной, тот же источник энергии, который выращивает цветы, образует корку на коленке худосочной ноги и постоянно подталкивает нас к целостности.
Бог больше похож на «силу» из фильма «Звездные войны», это присутствие внутри нас, принцип, по которому мы живем. Вот почему Люк Скайуокер и Дарт Вейдер стали так популярны. «Звездные войны» – это миф, который говорит с нами на глубоком, интуитивном уровне. Определенная частица нас осознает, что «сила с нами» и что мы формируем этот мир своими словами, мыслями и делами.
Наглая ложь № 2:
Бог выглядит как музыкант из группы ZZ Top, следит за вами, выставляет вам «очки» и обычно слишком занят проблемами всемирного голода, чтобы заботиться о вас.
Если верить такому мнению, Бог немного похож на Бу Рэдли из фильма «Убить пересмешника»: таинственный сосед, который остановился в пентхаусе и постоянно смотрит из окна своего номера, ожидая, что мы сделаем что-нибудь «очень-очень непослушное». Мы не можем его видеть, но нас должным образом предупредили, что он там. Наблюдает. Судит. Контролирует каждый наш шаг. Если вы не будете следовать этой заповеди, если нарушите правило, Бог может послать свою ангельскую секретную службу, чтобы вам дали по шапке, как Маленькому Банни Фу-Фу[50].
Наглая ложь № 3:
У Бога есть любимчики.
ПП – силовое поле, одинаково доступное каждому. Это естественная способность каждого из нас, а не эксклюзивный подарок, который был дарован немногим. Фактически это основной урок от Иисуса. Бог внутри вас. Вы – часть Бога. Вы можете творить чудеса.
Мы можем продолжать поклоняться Иисусу в той манере, которая принята сейчас, но это немного похоже на поклонение Бенджамину Франклину[51] за то, что он впервые открыл электричество. Франклин запускал воздушных змеев в грозу, чтобы мы могли использовать принцип, который он продемонстрировал. Он не хотел, чтобы мы строили ему храмы, рисовали картины с его изображением и носили маленькие памятные предметы на шеях. Он хотел, чтобы мы взяли принцип электричества и использовали его. Что мы и сделали. И поэтому в каждом доме у нас работают радиоприемники, компьютеры и кондиционеры. Если бы мы не воспользовались открытием Бена, как делаем это с открытием Иисуса, мы бы все сидели в темноте.
Бенджамин Франклин изобретал электричество не больше, чем Иисус изобрел духовные принципы. Молния и полученное Франклином электричество были всегда. Мы просто не осознавали этого или не знали, как получить к ним доступ. Галилей[52] не изобретал гравитацию, когда бросил деревянный шар с Пизанской башни. Он просто продемонстрировал, как она действует.
Иисус также продемонстрировал духовные принципы и хочет, чтобы мы их использовали и развивали. Мы потратили 2000 лет на поклонение этому идолу вместо того, чтобы руководствоваться принципами, которым он нас учил. Почитайте Библию: нигде Иисус не говорит: «Поклоняйтесь мне». Его призыв к нам был: «Следуй за мной». Это большая разница.
Делая Иисуса героем, мы упускаем из виду весь смысл его учения. Иисус не говорил: «Я крут. Поставьте Мне статуи, превратите Мой день рождения в огромный коммерческий праздник». Он говорил: «Вот, посмотри, это возможно. Посмотри, на что мы, люди, способны».
Иисус – наш брат, наше наследие, парень, которому мы должны подражать.
Иисус пытался сказать нам, что церкви, религиозные лидеры и вся их вопиющая риторика заглушают Божественную истину. Они закрыли нам глаза, не упомянув о том факте, что ПП – не объект поклонения, а реальное присутствие и принцип, по которому мы должны жить[53].
Наглая ложь № 4:
Бог вознаграждает нас за страдания и начисляет очки за жертвенность.
Эта ложь более известна как «не стоит ждать ничего хорошего, мы все умрем». Многие из нас думают, что жизнь – своего рода подготовительный лагерь, за которым следуют Небеса. Мы считаем, что краткая земная жизнь – «только испытание» перед жизнью в раю, право попасть в который мы в конечном итоге собираемся заработать. Если мы проявим стойкость и выдержим, то когда-нибудь пройдем через жемчужные райские врата и будем счастливы. Эти ошибки мышления отражаются на нашей жизни. Нет ничего проще, чем признать неизбежность скорбей и испытаний.
Но что, если все это не нужно?
Что, если нет причин быть бедным?
Или болеть?
Или делать что-нибудь, кроме как жить богатой, потрясающей жизнью?
Что, если необходимость вести трагическую, тяжелую жизнь является еще одним мифом, придуманным многочисленными церквями и за долгие годы вбитым в наше сознание?
Я думаю, что рай, которого вы так ждете, доступен уже сейчас. И что вас ввели в заблуждение относительно того, кто вы и какие возможности у вас имеются.
Наглая ложь № 5:
Бог очень требователен.
ПП не судит и не наказывает. Он не думает: «Ну, вчера Сэмми С. был хорошим мальчиком, он помог той маленькой старушке перейти улицу, так что, наверное, Я отвечу на его молитву о победе в лотерее». Это мысли, достойные Кларенса Томаса[54]. ПП ничего не нужно. Оно не требует от нас ничего и не предъявляет никаких требований. Оно любит мать Терезу[55] не больше, чем Селин Дион[56]. Но дезинформированные люди, отчаянно пытавшиеся осмыслить сложный мир, придумали Бога, который играет нашей жизнью, Бога, который любит тех, кого любим мы, и не любит тех, кого мы не любим.
Страх запер нас в коробку, которая обусловливает наше ограниченное восприятие.
Наглая ложь № 6:
Вы не хотите просить Бога о многом, чтобы Ему не досаждать.
Как я уже говорила, ПП не человек. Поэтому вы не можете Ему досаждать. ПП – невидимая энергетическая сила, бесконечная, неограниченная, и вы ни в коем случае не сможете попросить у нее слишком много.
Как гласит старая поговорка: океану все равно, что ведро, что капля. Ему без разницы. Мы недостаточно используем мощность ПП. Эта сила может все, здесь речь не идет о какой-то команде экстренной помощи, которая приезжает, чтобы помочь вам выплатить ипотеку.