Джоан Роулинг. Всё о Гарри Поттере, жизни и любви
Часть 9 из 21 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Читая историю Гарри Поттера, можно заметить некоторые закономерности, которые легко укладываются в плюсы, сослужившие хорошую службу имиджу произведения и его героев. Прежде всего, автор ничего не навязывает – ни идеологию, ни религию, не поучает и не подменяет понятия. Здесь нет поклонения темным силам и заманчивой чертовщины; и даже магия – простое умение использовать природный феномен, как давно всем привычное электричество или звуковые волны. Волшебство в книге в большинстве случаев используется для практичных целей и борьбы с недругами.
И все эти герои – виданные иль невиданные существа: гномы, эльфы, василиски, грифоны, йети, единороги, русалки, призраки, кентавры, сфинксы, вампиры, тролли и проч. – все они некогда уже упоминались, и функции их практически известны. И даже выдуманные автором положительные и отрицательные волшебные существа не превосходят персонажей сказок любых народов мира, хоть датских, хоть русских, хоть африканских… А, значит, они вполне укладываются в сказочную картину человечества и могут быть, условно говоря, литературно реальны.
На съемочной площадке
Даже описанные Роулинг праздники Рождества (ассоциируемый у русскоязычного читателя с Новым годом) с елками и подарками, с поющими рождественские гимны привидениями – вполне себе мирные картины из почти обыденной жизни. И «страшный» праздник Хеллоуинн, где обязательны тыквы, свечи и маски, для читателя Поттера не более чем домашняя сказка, такая сладкая, когда ее рассказывают на ночь… Так что спасибо тем писателям, журналистам, критикам и теологам (да-да, они тоже участвовали в многочисленных дискуссиях), кто признавал «Гарри Поттера» чисто детской книгой, которая учит детей общаться и разбираться в людях в этом сложном современном мире.
И при этом – заметьте – автор совершенно не насыщает свой сказочный мир сложной техникой и фантастическими технологиями, не делает книги трудно восприимчивыми для разума малолетних. Из «сложных» вещей здесь только поезд «Хогвартс-экспресс», метлы, отдельные волшебные предметы и, конечно же, волшебные палочки. И что еще больше удивляет – при полном отсутствии новаторской техники, но при полном наличии всяческих странных существ с их строгой иерархией и часто труднопроизносимыми именами, с классификацией, согласно Министерству Магии, со сложной локацией пространственного мира Гарри Поттера, дети прекрасно ориентируются во всем этом! Вот уж поистине автор-кукловод, талантливый манипулятор сказочных персоналий!
Старинная улица Шемблз в графстве Йорк.
Здесь снимались сцены в Косом переулке
И вот еще важная деталь: несмотря на наличие волшебного мира и школы магии в Хогвартсе, – наравне с ним существует и наш с вами мир технического прогресса, наших с вами человеческих отношений. И мальчик (девочка), оказавшийся в волшебном мире сегодня, завтра может переместиться в обычный мир. Или ребенок, живущий в обычном мире, может понять, что он вполне может быть волшебником – от природы, стоит только проявить свои способности и начать лучше учиться. «Абсолютно мирской и приземленный характер волшебной силы подтверждается еще и тем, что обладание ей не дает никаких преимуществ в финансовом плане. Волшебством пользуются и бедные, и богатые на равных, с одинаковым успехом, разве что навыки разные. Кто лучше учился в школе Хогвартс. А есть и те, кто не обладает внутренними волшебными силами, например, так называемые сквибы. Или маглы, т. е. простецы, обычные люди нашего обычного мира, не подозревающие о существовании волшебного сообщества. Бывало, что и обычный человек рождался с волшебными качествами. В таком случае он получал приглашение в вышеназванную школу. И это очень важный момент. Он говорит о том, что главное волшебство находится внутри человека и лишь воля судьбы – будет это проявлено или нет. А волшебная палочка лишь усилитель или проектор этой силы на внешний мир. Без этого усилителя и самый могущественный волшебник бессилен против кого угодно. Гибель Дамблдора тому пример»[12].
Интересные факты
Приключения Гарри Поттера вызвали резонанс в кругах профессиональных фокусников и иллюзионистов. В Германии Эберхард Барманн, президент берлинского клуба волшебников «Зауберфройнде», сообщил, что к ним стали обращаться родители, бабушки и дедушки с просьбой сообщить, где их чада могут научиться волшебным фокусам и трюкам.
Вилфред Поссин, возглавляющий организацию волшебников во Франкфурте, прямо связывает взрыв интереса к чародейству с влиянием книг о Гарри Поттере. Он сказал: «Именно благодаря книгам Роулинг наша профессия оказалась в центре внимания».
Сэр Майкл Джон Гэмбон – британский актер театра, кино и телевидения, исполнитель роли Альбуса Дамблдора.
«Добро пожаловать в Хогвартс!»
Альбус Дамблдор
В одном интервью Джоан спросили, она сама придумывает магические заклинания, которых так много в ее книгах, или же они реальные? «Заклинания придуманы. Я встречала людей, которые уверяли меня на полном серьезе, что они пытаются колдовать с их помощью. Но могу заверить, тоже на полном серьезе, что мои заклинания не работают», – ответила она. Впрочем, в другом интервью она выразилась более точно: «Большинство заклинаний вымышлены, но многие из них основаны на том, во что действительно верили люди. Мы обязаны значительной частью наших научных знаний алхимикам!»
Наш мир поделен на государства, но он таков, что немного усилий нужно предпринять для того, чтобы попасть в соседнюю страну. Джоан Роулинг предоставила такую возможность каждому ребенку – попасть в виртуальную страну волшебства, словно она находится рядом, в одном с нами мире… И где все мы не чужие, а лишь путешественники, туристы, исполненные любопытства, позитива и жажды познаний.
Карта Хогвартса.
Хогвартс, Хогвартс, наш любимый Хогвартс
Научи нас хоть чему-нибудь.
Молодых и старых, лысых и косматых,
Возраст ведь не важен, а важна лишь суть.
В наших головах сейчас гуляет ветер,
В них пусто и уныло, и кучи дохлых мух,
Но для знаний место в них всегда найдется,
Так что научи нас хоть чему-нибудь.
Если что забудем, ты уж нам напомни,
А если не знаем, ты нам объясни.
Сделай все, что сможешь, наш любимый Хогвартс,
А мы уж постараемся тебя не подвести.
Гимн Хогвартса
Глава 11
Дэниел Рэдклифф: «Мы с Гарри Поттером – одно целое!»
Как известно, первым фильмом захватывающей киносаги был «Гарри Поттер и философский камень». Хотя изначально знаменитая студия Warner Bros. в октябре 1998 года за семизначную сумму приобрела права на экранизацию первых двух романов. Экранизация «Гарри Поттера и философского камня» была выпущена 16 ноября 2001 года, а «Гарри Поттера и тайной комнаты» – 15 ноября 2002 года.
Нам стоит поговорить о самых интересных моментах съемок фильма, который в самом настоящем смысле покорил весь мир от мала до велика. И, конечно же, о главных героях этой саги, которую видели наверняка все до единого жители планеты, у кого есть в доме телевизор.
Кристофер Джозеф Коламбус – американский кинорежиссер, сценарист, продюсер и писатель
Кинокомпания «Уорнер бразерс» хотела видеть в роли режиссера фильма Стивена Спилберга, но две первых ленты снял режиссёр Крис Коламбус. Кстати, Кристофер Джозеф Коламбус (род. 10 сентября 1958) – не только американский кинорежиссёр и продюсер, но сценарист и писатель. Будучи совсем молодым, он написал сценарий к «Гремлинам», которым всерьёз заинтересовался Стивен Спилберг. А самыми успешными проектами Коламбуса (не считая, конечно же, «Поттера») стали смешные и трогательные семейные рождественские комедии «Один дома» и «Один дома-2: Потерянный в Нью-Йорке» с Маколеем Калкиным в главной роли. Первый фильм вышел на экраны в 1990 году; в мировом кинопрокате собрал более 500 миллионов долларов; в начале 1992 года занял третье место в рейтинге наиболее успешных фильмов всех времен. Второй фильм появился в 1992-м. Крис Коламбус живёт в Сан-Франциско, он женат и у него четверо детей. Так что, как нам думается, он прекрасно умеет снимать фильмы для детской и подростковой аудитории, ведь его дети – самые честные и беспощадные критики отцовского творчества. Он и снял две первые части «поттерианы», задав фильму высочайший уровень.
Если с режиссером продюсеры определились довольно легко, то с претендентом на роль главного героя «поттерианы» им пришлось повозиться. Дело в том, что изначально на роль Гарри хотели пригласить Хейли Джоэля Осмента, потрясшего зрителей своей игрой в «Шестом чувстве». Но неожиданно для всех юный актер Осмент заявил, что, на его взгляд, есть книги, которые так и должны оставаться книгами, и что «Гарри Поттер» и так хорош, без экранизации.
И тогда Крис Коламбус взял процесс в свои руки. Он потребовал найти на главную роль одиннадцатилетнего мальчишку «с гениально британским акцентом». Последний нюанс был важен, пока продюсеры не поняли, что для того, чтоб исполнить замысел режиссера, им стоит поискать в Британии (до этого кастинги шли по всей Америке). После долгих мытарств на роль утвердили юного актера Дэниела Рэдклиффа, успевшего сыграть в телефильме «Дэвид Копперфилд». Хотя роль Поттера – стоит сказать об этом нюансе – после отказа Осмента едва не заполучил Лиам Эйкен, ныне известный зрителю по фильмам «Мачеха» и «Лохматый спецназ». Мальчик с добрым лицом, усыпанным веснушками, очаровал жюри больше, чем Рэдклифф. Но Лиам – сын американца, телеведущего MTV Билла Эйкена и ирландки Мойи Эйкен – сам американец, вот почему роль досталась британцу. Но нужно еще добавить, что на роль мальчика с задатками волшебника претендовали рекордные 60 тысяч кандидатов! Впрочем, встречается такая цифра: за 9 месяцев кастинга на роль Гарри Поттера попробовалось более 16 тысяч претендентов, и все они были забракованы. Члены съемочной группы шутили: «Придется снимать фильм без Гарри Поттера».
Хэйли Джоэл Осмент – американский актер.
Один из претендентов на роль Гарри Поттера
Благодаря успешному стечению обстоятельств, выдержав сумасшедший отбор, 11-летний Рэдклифф сыграл в фильме, гонорар за который составил рекордные 2 миллиона долларов. Впрочем, существуют такие цифры в фунтах стерлингов. Некоторые источники сообщают, что за первый фильм актер получил £150 000, за «Гарри Поттер и Кубок огня» – £5,6 млн, а за «Гарри Поттер и Орден Феникса» – не менее 8 млн. По официальным данным, Дэниел Рэдклифф неоднократно становился самой богатой британской звездой в возрасте до 30 лет. Можем добавить, что еще в 2009 году Дэниел был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый высокооплачиваемый актёр десятилетия. А чуть позже за вклад в киноискусство он получил именную звезду на голливудской Аллее славы в Калифорнии.
Дэниел Рэдклифф на открытии своей звезды на голливудской Аллее славы. 15 ноября 2015 г.
«Если у меня будет дочь, я назову ее Поттериана».
Дэниел Рэдклифф
Между прочим, утверждают также, что условие о том, что в фильме будут играть британские актеры, поставил вовсе не режиссер, а создательница книг Джоан Роулинг. Несмотря на то, что большинство актеров были британцами, в первую очередь, конечно же, главные герои кинофраншизы, в фильмах все же присутствовали американцы: к примеру, Верн Тройер (сыграл роль гоблина), дочь режиссера Криса Коламбуса Элионор (играла одну из учениц Хогвартса). Актеры других национальностей появляются лишь в «Узнике Азкабана», в соответствии со сценарием.