Будущее России. Светлые тени на черном холсте
Часть 2 из 17 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Западные страны, хотя и заинтересованы в удешевлении своих товаров, но инфляцией для этой цели пользоваться опасаются. Обладая богатым капиталистическим опытом, они стремятся переложить собственные экономические проблемы на менее продвинутые рыночные страны – в том числе, на Россию. До поры, до времени, западным манипуляторам это удается.
Прекращение роста производства или его падение видится нам катастрофой. А стоит ли бояться этого экономического явления? Оказывается, то, что нас сегодня пугает, в предыдущей истории считалось нормальным, даже желанным и необходимым. Человечество на протяжении тысячелетий пыталась ограничить потребление самых разнообразных продуктов: изделий из драгоценных металлов, еды, одежды и прочего. Сдерживали аппетиты щеголей законы суровой Спарты. В 1190 г. французский король Филипп-Август и английский Ричард Львиное Сердце совместно выпустили указ, предписывающий рыцарям «впредь избегать в плащах и воинском платье пурпура, беличьего меха, горностая и отделки драгоценными камнями». Ряд ограничений существовал в России времен Екатерины II, а в эпоху Просвещения законы о роскоши воспринимались как один из важных атрибутов цивилизованного общества. В прежней истории люди гордились не богатством, а своими заслугами перед Отечеством. Огромное состояние было лишь инструментом служения человека обществу.
Наиболее упорно против богатства граждан боролись в Риме. У современного человека подобное законодательство вызывает усмешку. И напрасно: Рим стал рекордсменом среди долгожителей – 1229 лет (753 г. до н. э. – 476 г. н. э.). И это еще не все: прямым продолжателем Рима считала себя Византия, почившая в возрасте 1058 лет (395 – 1453 гг.), затем эстафету приняла ныне здравствующая Москва (если верить вызывающей насмешки многих теории «Москва – Третий Рим», хотя в ней много рациональных зерен). Так что ознакомиться с опытом Рима не будет лишним и нам.
Первые 500 лет своей истории римляне удивляли современников добровольным аскетизмом. Лишь в погребениях родственников они допускали некоторые излишества. Но суровый «Закон XII таблиц» ограничивал римлян и в скорби. Вот лишь некоторые его статьи:
Цицерон перечисляет следующие правила траурной церемонии: отменяется бальзамирование, умащивание рабов и питье круговой чаши. «Без пышного окропления, без длинных гирлянд, без курильниц».
Другой закон ограничивает расходы на погребение «тремя саванами, одной пурпуровой туникой и десятью флейтистами». Запрещаются также причитания по умершим.
В следующем пункте «постановлено не ставить перед умершими напитков с миррою».
Дальнейшие ограничения практически оставили без работы расхитителей могил: «А также золота с покойником пусть не кладут. Но если у покойного зубы были скреплены золотом, то не возбраняется похоронить или сжечь его с этим золотом».
Римлянки, потерявшие самых близких людей, даже чувства свои не смели выражать на похоронах: «Пусть женщины щек не царапают и по умершим не причитают».
Лишь заслуженные награды позволено римлянам иметь на погребальном костре: «Если кто-нибудь был награжден венком или сам лично или за своих лошадей и рабов (выступавших на играх), или если венок был дан ему за его доблесть, то при его смерти не возбранялось возложить венок на умершего как у него дома, так и на форуме, равным образом его родным дозволялось присутствовать на похоронах в венках».
Единственное, что имело для римлян настоящую цену ― это польза, принесенная Отечеству. Народ-воин не нуждался в роскоши, его не привлекали вещи, которые не приносили практической пользы. Но рядом жили соседи, которые вели иной образ жизни, и ценности у них были другими…
Шли столетия. Римлянам стало тесно на Апенинском полуострове, во времена Пунических войн они перебрались на Сицилию и познакомились с богатейшими греческими городами. В 212 г. до н. э. римский полководец Марцелл взял главный город острова – Сиракузы. Добыча была огромной, в Рим отправилось множество скульптур, предметов искусства и просто ценных вещей. И здесь начинается любопытное: оказывается, подобные вещи раньше не интересовали римлян в качестве трофеев. «Ведь до сих пор, – рассказывает Плутарх, – Рим и не имел и не знал ничего красивого, в нем не было ничего привлекательного, утонченного, радующего взор: переполненный варварским оружием и окровавленными доспехами, сорванными с убитых врагов, он являл собою зрелище мрачное, грозное и отнюдь не предназначенное для людей робких и привыкших к роскоши».
И другой античный автор не в восторге от поступка Марцелла. Полибий считал, что «внешние украшения могущества подобало бы оставить вместе с завистью там, где они были первоначально, ибо вернее можно прославить и украсить родной город не картинами и статуями, но строгостью нравов и мужеством».
Римляне прекрасно знали тлетворное влияние материальных излишеств на человеческие души. Не случайно во времена II Пунической войны (218–201 гг. до н. э.), когда Ганнибал стоял у ворот Рима, и само существования римской цивилизации оказалось под вопросом, появилось несколько законов против роскоши. Пришла пора серьезно заняться моральным обликом римлян.
В 218 г. до н. э. был принят закон, запрещавший сенаторам и их сыновьям владеть морским кораблем вместимостью более 300 амфор. К тому времени сенаторы через подставных лиц пристрастились к торговле, и постановление желало вернуть их помыслы к государственным делам.
В 217 г. до н. э. был принят закон, запрещавший использовать дорогой умбрийский мел при обработке мужской одежды. (Мел использовался не для получения безукоризненной белизны, но для придания материи щегольского блеска.)
В 215 г. досталось римским модницам. «Этот закон, – рассказывает Тит Ливий, – провел народный трибун Гай Оппий… в самый разгар Пунической войны; закон запрещал римским женщинам иметь больше полуунции золота, носить окрашенную в разные цвета одежду, ездить в повозках по Риму и по другим городам или вокруг них на расстоянии мили, кроме как при государственных священнодействиях».
Впереди римлян ждали великие завоевания в Европе, Африке, Азии; в город суровых воинов потекут богатства мира, и они, конечно, сделают свое дело. И все же законы о роскоши продолжали жить в римских генах, иногда прорываясь наружу. Знаменитый римский полководец Гай Марий (ок. 157–86 гг. до н. э.) безжалостно ломал древние традиции; он прощал и позволял своим легионерам многое. Лишь ненасытная жадность солдат приводила в бешенство командира. Однажды Марий наделил вышедших в отставку легионеров землей по четырнадцати югеров на каждого и, узнав, что они требуют больше, произнес:
– Да не будет впредь ни одного римлянина, который считал бы малым надел, достаточный для его пропитания.
Показателен противоречивый образ жизни самого богатого римлянина – Марка Лициния Красса (ок. 115–53 гг. до н. э.). Ему принадлежало множество серебряных рудников, плодороднейшие земли, бессчетное количество рабов; по словам Плутарха, «большая часть Рима стала его собственностью». Миллионер за свой счет содержал армии и вел войны, тратил фантастические суммы «на угощение многих десятков тысяч людей или даже на полный их прокорм». В то же время, по свидетельству того же Плутарха, «Красс в течение всей жизни оставался воздержанным и умеренным. После смерти одного из братьев он женился на его вдове, имел от нее детей и с этой стороны не уступал в добронравии никому из римлян».
Красса обвиняют в жадности и корыстолюбии последние две тысячи лет; историкам невдомек, что так называемая скаредность – есть ни что иное, как традиционная «римская бедность». Современному человеку тем более не понять, как можно стать богатым и ничего не поменять в повседневной жизни.
Самый богатый римлянин щедро тратил свои сокровища на соотечественников, – он жил по правилу: кому много дается, с того много и спрашивается. У Марка Красса не возникало желания пустить золотую пыль в глаза. По словам того же античного автора, «на обедах его приглашенными были преимущественно люди из народа, и простота стола соединялась с опрятностью и радушием, более приятным, чем роскошь».
Удивительно нынешнему человеку то, что Марк Красс в пору наивысшего своего могущества по-прежнему оставался доступным для любого римлянина. Будучи от природы великолепным оратором, миллионер защищал в суде дела ничтожные и мелкие; и всегда добивался успеха там, где у других адвокатов опускались руки. «Этим-то всего больше он и нравился народу, прослыв человеком, заботящимся о других и готовым помочь. Нравилась также его обходительность и доступность, проявлявшиеся в том, как он здоровался с приветствовавшими его. Не было в Риме такого безвестного и незначительного человека, которого он при встрече, отвечая на приветствие, не назвал бы по имени», – восхищается привычками Красса Плутарх, хотя и этот автор до конца не понял такого явления в римской жизни, как предпринимательство, и часто презрительно отзывается о богаче.
В Японии пришлось насаждать культ воздержанности среди самураев с начала XVII ст. Этому предшествовала долгая междоусобная война, закончившаяся установлением сёгуната Токугава. Наступившая мирная жизнь погрузила в печаль около полумиллиона самураев. То были вассалы, лишившиеся своих господ, – потомственные воины, неуютно чувствовавшие себя в мирной жизни, и с завистью наблюдавшие за тем, как богатеют прочие сословия. Возникла угроза превращения страны в одно большое разбойничье гнездо. В это время и получил развитие кодекс самурая, проповедовавший воздержанность. Культ смерти – изумлявший многих ознакомившихся с бусидо – имел и вполне прозаическую цель: он предостерегал самурая от склонности к потреблению материальных благ: «Тот, кто живет в этом мире, может потакать всем своим желаниям; тогда его алчность возрастает так, что он желает того, что принадлежит другим, и не довольствуется тем, что имеет, становясь похожим на простого торговца. Но если он всегда смотрит в лицо смерти, он не будет привязан к вещам и не проявит неуемности и жадности, станет… прекрасным человеком». («Книга Самурая. Бусидо». http://lib.ru/JAPAN/samuraj.txt)
Путь воина призывал самурая не совершать излишних трат; требовал воздерживаться от покупки вещей, без которых можно обойтись:
«Он (самурай) будет твердо остерегаться праздности и внимательно расходовать каждую монету. Считающий это отвратительной скупостью ошибается, ибо самурай тратит много только там, где это необходимо… Так, будучи предан своему господину и родителям, самурай хранит себя в надежде совершить в один из дней выдающийся поступок, а потому он умеряет себя в еде, вине и увлечении женщинами, этом величайшем обмане для человека, чтобы сохранить свое тело здоровым и сильным. Во всем этом, как и в других вещах, строгое самоограничение есть начало доблести».
Добровольно ограничивать себя может лишь достаточно образованный человек. Путь воина стремится привить самураю любовь к литературе, истории, изящным искусствам; духовное развитие было одной из его обязанностей:
«Хотя для бусидо в первую очередь требуется сила и мощь, обладать только ими – значит быть всего лишь грубым самураем. Поэтому самурай должен знать грамоту и, если у него есть время, учиться стихосложению и чайной церемонии. Если он не учится, он не сможет постичь причины вещей, как прошлых, так и настоящих».
Один из хранителей самурайских традиций сетует: «Очень жаль, что молодые люди в наше время так сильно увлечены материальными приобретениями. Ведь у людей с материальными интересами в сердце нет чувства долга. А те, у кого нет чувства долга, не дорожит своей честью».!» (Ямамото Цунэтомо / Хагакурэ – Сокрытое в листве. (Электронный ресурс.) Библиотека ModernLib.Ru: http://modernlib.ru/books/yamamoto_cunetomo/hagakure_sokritoe_v_listve/read Дата обращения: 11. 04. 2016)
Тот же автор говорит, что в его времена нет человека, которого можно бы назвать идеальным самураем. Он предлагает создать собирательный идеал и подражать ему:
«Чтобы сделать это, нужно познакомиться со многими людьми и взять у каждого человека только самое лучшее. Например, у одного человека взять вежливость, у другого – храбрость, у третьего – красноречие, у четвертого – правильное поведение, у пятого – постоянство устремлений».
«Цивилизация в подлинном смысле слова состоит не в умножении потребностей, а в свободном и хорошо продуманном ограничении своих желаний», – эти слова произнес выдающийся лидер индийцев – Махатма Ганди. Чтобы он сказал, если б дожил до нашего времени и увидел, как страны, считающиеся самыми цивилизованными и высокоразвитыми, едва не силой заставляют собственных граждан менять вполне приличные вещи на новые, навязывают абсолютно бессмысленные продукты производства, заставляют делать дорогостоящие ремонты квартир, залезать в кредиты, которые невозможно погасить? Вероятно, мы бы услышали из его уст: «В этом мире цивилизация умерла».
Какой идеал сегодня создается в России. С экранов не сходят богатейшие люди; и неважно, каким путем они приобрели свои состояния. Мы видим их роскошные особняки, нам показывают завод по производству яхт, новейшие модели автомобилей. Ненавязчиво внушается мысль, что мы должны стремиться к уровню завсегдатаев модных тусовок. И мы из последних сил зарабатываем рубли, евро, доллары и тратим, тратим…
Круглосуточно чадящие заводские трубы, миллионы автомобилей стоящие в «пробках» больших и малых городов – все это привело к так называемому парниковому эффекту. Житель средней полосы России радуется непривычно теплым зимам и равнодушно воспринимает информацию о грядущем затоплении прибрежных государств. Тем не менее, с кажущимися нереальными россиянам катаклизмами уже столкнулись многие народы. Из-за глобального потепления в Тихом океане тонет Кирибати – государство с населением 113 тысяч человек. Несколько островов уже оказалось под водой. Затопление остальных – дело лишь небольшого промежутка времени. Президент Кирибати пришел к печальному выводу: «Наши острова погружаются в океанскую пучину, у нас больше нет иных вариантов, как купить землю у соседних государств». Теперь жители погибающей республики пытаются выторговать остров у Фиджи. (Статья http://www.jacta.ru/world/article/?id=1051).
Человечество упорно пытается уничтожить мир, и это преподносится как всеобщее благо.
Богатым быть опасно
Сегодня законодательное ограничение потребления, по меньшей мере, видится смешным, а правозащитники не преминут обвинить государство в ущемлении прав человека. Забыт и принцип самоконтроля, которым руководствовались древние: РАЗУМНОМУ ДОСТАТОЧНО. И если римляне, даже безумно богатые, избегали ненужных вещей, то нынче смысл современной жизни подчинен обратному процессу: побольше произвести и побольше продать, побольше заработать и побольше потребить.
Мы ловимся на крючок заманчивой рекламы и покупаем совершенно ненужные вещи. Смысл уловок производителей можно раскрыть парой цитат известных людей: «Реклама – это средство заставить людей нуждаться в том, о чем они раньше не слыхали» (Марти Ларни), «Реклама должна объяснить нам без каких излишеств мы не можем прожить» (Э. Макензи).
Сегодняшняя реклама – это сложная изощренная наука. Она не довольствуется рассказом о произведенной вещи, которую предлагается купить. Современная реклама виртуозно пробуждает многие чувства человека: зависть, любопытство, страх, любовь, тщеславие, жадность.
Мода меняется с поразительной скоростью, оставляя за собой платяные шкафы, забитые пригодными для носки вещами, но в которых выйти за стены квартиры считается дурным тоном. Мы бежим по бутикам за последним криком авторитета, который называется модой, счастливые с покупками возвращаемся домой и здесь обнаруживаем: многое из того, что модно – непригодно для носки, нам в нем некомфортно. Одев несколько раз, мы задвигает новомодную блузку в дальний угол шкафа и бежим за новейшей моделью. В этой бешеной гонке смысл прогресса, так задумано рыночной экономикой. По другому нельзя… Или можно? Но тогда будут править миром совершенно другие законы.
С крахом социализма ушла в прошлое уравнительная система распределения материальных благ. С чужими фильмами и журналами в Россию пришли образчики успешной жизни в костюмах от известнейших модельеров, дорогими автомобилями, с яхтами и бриллиантами. Народ забыл о призрачном коммунизме и устремился за новой мечтой. Многие преуспели; на земле, удобренной мутно-грязевыми потоками перемен, начали появляться «новые русские». Мало кто из них долго наслаждался успехом: в неспокойные 90-е открылся сезон охоты на банкиров. Заветные деньги не дали желанной свободы, не оправдали надежд…
Сегодня богатые люди России предпочитают решать вопросы с помощью адвокатов, а не киллеров. Их имена заняли почетные места в списке богатейших людей планеты, и все же, положение «новых русских» нельзя назвать прочным. В ограбленной стране социализм грозит реконкистой. Быть богатым в бедной стране – то же самое, чту купаться в реке, кишащей крокодилами или пираньями.
На сегодняшний день Россия занимает 1-е место в мире по темпам роста числа долларовых миллиардеров и 2-е место по их количеству. Вместе с тем, России принадлежит лишь 67-я строчка в мировом рейтинге по уровню жизни.
Вот мнение умудренного опытом академика Л. Абалкина – одного из авторов программы перехода от социалистической к рыночной экономике: «В России сейчас доходы богатых в 16 раз превышают доходы бедных (а это порядка 14 млн. чел.). Мировая практика показывает, что разница в 10 раз уже создает нестабильную ситуацию в обществе, ухудшает криминогенную обстановку. Значит, страна сегодня балансирует на грани». (Академик Леонид Абалкин: "Страну можно поставить на ноги" – Интервью АиФ).
Казалось бы, все ясно: надо уменьшить разрыв между богатством и бедностью. В принципе, это и делается, но Л. Абалкин недоволен темпами и способами:
«Сейчас трясет весь мир. И ни у одной страны нет четкого понимания – что делать дальше. Нет этого и у России. Но для выработки программы надо не абстрактный ВВП вычислять, а обратить внимания на конкретные показатели – качество жизни населения. Знаете, кто впереди? Катар, Сингапур, Норвегия, Люксембург, Бруней. У России – 53 место в мире. И самое печальное: даже если очень постараться, выше 40 места нам в ближайшие годы подняться не удастся».
Леонид Абалкин – уважаемый экономист, личность популярная в прежние годы, но всем известно: чем закончились его эксперименты по созданию рыночной экономики в России… Так что критикует академик самого себя и предлагает такой же путь в тупик.
Допустим, поднимет Россия уровень жизни до среднеевропейского. И получит не менее существенную проблему, чем противостояние богатства и бедности. Европа в погоне за благосостоянием граждан нажила новый «восточный вопрос», черной тучей хлынувшие сюда эмигранты требуют поделиться благополучием. Пусть Л. Абалкину не нравится уровень жизни россиян, но он гораздо выше уровня жизни недавних союзных республик, в недрах которых не оказалось полезных ископаемых. Миллионы выходцев из стран СНГ устремились в Москву и крупные российские города, здесь же ищут лучшей жизни уроженцы национальных окраин. Дальний Восток активно заселяется китайцами.
Нашествие дешевой рабочей силы не первый год тревожит россиян: работодатели предпочитают трудовых мигрантов – согласных на любую работу и за любые деньги.
Декабрь 2010 г. потряс Россию серией конфликтов на этнической почве. А ведь это только зародыш величайшей межэтнической проблемы. Ее опасность усиливается (как ни странно!) по мере ослабления социальных противоречий. То есть, с улучшением жизни в России, сюда устремятся новые волны мигрантов – со своими привычками, традициями. По мере их увеличения, мигранты не будут довольствоваться бесправным положением и потребуют своего места под московским солнцем. Совсем недавно мы наблюдали, как испанские или французские власти пытались запретить ношение паранджи в общественных местах; сегодня власти одного из крупных российских центров в законодательном порядке запретили исполнение лезгинки на площадях и прочих людных местах. Как мы видим: опасно быть богатой страной!
Проблема миграции давно беспокоит и Россию. В январской программной статье (2012 г.) «Россия: национальный вопрос» Владимир Путин с тревогой констатировал ситуацию:
«Во многих странах складываются замкнутые национально-религиозные общины, которые не только ассимилироваться, но даже и адаптироваться отказываются. Известны кварталы и целые города, где уже поколения приезжих живут на социальные пособия и не говорят на языке страны пребывания. Ответная реакция на такую модель поведения – рост ксенофобии среди местного коренного населения, попытка жестко защитить свои интересы, рабочие места, социальные блага – от «чужеродных конкурентов». Люди шокированы агрессивным давлением на свои традиции, привычный жизненный уклад и всерьез опасаются угрозы утратить национально-государственную идентичность».
На пороге стоит новая напасть, которая подольет масла в огонь прежних конфликтов; ее можно назвать – неоправданные надежды. Недавний финансовый кризис – первая ласточка. Все дело в дешевизне и скорости производства товаров, которые земляне не в состоянии раскупить. Потребителей приучили к кредитам, чтобы сделать бесперебойным процесс производства-продажи, но это не решило проблему, а лишь оттянуло крах на недолгое время.
Нас упорно заставляют поверить, что самое главное в жизни – это должность, карьера, успех, деньги, возможность их тратить… Подобная реклама необходима тем, кто управляет нами: распоряжается национальным и транснациональным производством товаров, услуг, руководит государствами, занимается устройством общества. Подавляющее большинство капитанов землян верит, что они идут правильным курсом и обойдут все препятствия.
Но, кто-то видит будущие неурядицы, особенно в связи с неожиданным денежно-кредитным коллапсом… И молчит. Лидеры стран с рыночной экономикой не могут открыть реальность бытия своим гражданам, заключающуюся в том, что рано или поздно заветный рост производства приведет мир в абсолютный тупик. И только духовно-нравственное развитие может спасти человечество от краха, оно способно без страха перед кризисами снизить скорость бешено летящего локомотива прогресса, оно даст возможность людям с любым достатком почувствовать себя личностями, а не быть частью «стада», иллюзорно именуемого «свободным обществом».
Мы можем иметь поверхностные философские знания, и учение древнегреческого мудреца Эпикура ассоциируется у нас с жизнью, полностью посвященной наслаждениям и удовольствиям. Современник Александра Македонского действительно учил людей быть счастливыми, но для этого совсем необязательно быть богатым и вести роскошный образ жизни. Скорее, наоборот:
«Самая простая снедь доставляет не меньше наслаждения, чем роскошный стол, если только не страдать от того, чего нет; даже хлеб и вода доставляют величайшее из наслаждений, если дать их тому, кто голоден. Поэтому привычка к простым и недорогим кушаньям и здоровье нам укрепляет, и к насущным жизненным заботам нас ободряет, и при встрече с роскошью после долгого перерыва делает нас сильнее, и позволяет не страшиться превратностей судьбы.
Поэтому когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения распутства или чувственности, как полагают те, кто не знают, не разделяют или плохо понимают наше учение, – нет, мы разумеем свободу от страданий тела и от смятений души. Ибо не бесконечные попойки и праздники, не наслаждение мальчиками и женщинами или рыбным столом и прочими радостями роскошного пира делают нашу жизнь сладкою, а только трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения» и избегание мыслей, поселяющих тревогу в душе.
Эпикур учит, «что нельзя жить сладко, не живя разумно, хорошо и праведно»; и в то же время, нельзя жить разумно, хорошо и праведно, не живя сладко.