Боевое НЛП: техники и модели скрытых манипуляций и защиты от них
Часть 2 из 21 Информация о книге
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Четвертая техника – изменение реальности. Вы говорите себе, что это игра, это проверка вас на прочность. Можно также перевести реальное событие в режим нереальности: «Это мне приснилось, а теперь все нормально». Тоже очень хороший вариант. Случалось же, наверное, с вами такое: просыпаетесь и вдруг понимаете – нет, это не наяву, всего лишь сон!
Когда вы овладеете этими простыми приемами саморегуляции, то легко будете справляться с нересурсными состояниями, против вас боевое НЛП будет бессильно. Немного терпения и тренировки!
Глава 2. Контексты применения и пресуппозиции боевого НЛП
Как мы с вами поняли, независимо от нашего желания боевое НЛП не только существует, но и применяется против нас, причем первыми его применяют наши близкие. Они хотят «как лучше» (для кого лучше?), однако нам от этого не легче. Боевое НЛП является уникальным инструментом коммуникации – это своеобразная коммуникативная «прививка». Иными словами, когда вы знаете и осознаете, что с вами делают, манипулятивные приемы и иные модели «промывания мозгов» против вас не работают. В свою очередь, у вас появляется право использовать такие модели против тех, кто применяет их против вас. Давайте рассмотрим контексты, в которых применение боевого НЛП необходимо, а иногда является единственным выходом из ситуации.
Контексты использования боевого НЛП:
• когда гуманизм не действует;
• когда экологично быть неэкологичным по отношению к другим;
• когда имеете дело с неконгруэнтностью;
• когда не хотите являться частью системы, в которую вас втягивают.
Почему же в некоторых контекстах боевое НЛП – единственный выход из ситуации? Итак, первый пункт: «Когда гуманизм не действует». Бывали ли в вашей жизни случаи, когда вы понимали, что ни словами, ни уговорами остановить деструктивного человека невозможно? Он вымещал на вас свои психокомплексы и получал удовольствие от агрессии, как явной, так и скрытой. Иными словами, наступал момент, когда вы понимали, что только нож или пистолет способен остановить агрессию. Однако тут работает очень важное правило: если вы достали нож, то им нужно бить. Если вы достали пистолет, то нужно стрелять. Ножом и пистолетом пугать нельзя, потому что в какой-то момент другой человек не испугается, а выстрелит первым. Точно так же и здесь. Если вы решили, что вам нужно что-то разрушить в человеке, перевести его в негатив, то нужно действовать и помочь человеку разрушиться, поскольку только это его и остановит.
Отдавайте себе отчет, что это всего лишь ваш выбор. Да, человек достал пистолет, но успешный переговорщик может убедить его сложить оружие. И потому важно определить контексты, в которых вы никогда не применяете оружие. Если вы определите для себя ситуации, где вы достаете или не достаете оружие, то начнете мыслить по-другому.
Второй контекст использования техник боевого НЛП: «Когда экологично для себя быть неэкологичным по отношению к другим». В какой-то момент вы понимаете, что если сохраните отношения с этим человеком, то перестанете себя уважать. Особенно если уважение к себе является ценностью. Экологично быть неэкологичным по отношению к другим, потому что в противном случае разрушается все то, что ценно и важно для вас. А окружающие люди могут этому даже не придавать значения.
Третий контекст использования техник боевого НЛП: «Когда имеете дело с неконгруэнтностью». Вам случалось общаться с неконгруэнтными людьми? Когда человек что-то обещает, а затем отказывается от обещаний, говорит одно, а делает совершенно другое. Когда человек извращает за столом переговоров или просто в беседе все, что бы вы ни сказали. Когда вы не понимаете, на что реагировать в такой ситуации. Кстати, одной из основных задач боевого НЛП и оказалось описание большинства механизмов человеческой неконгруэнтности. А если вы отследили неконгруэнтность, то против вас она уже не действует – дальше стоит вопрос о применении или неприменении боевого НЛП.
Четвертый контекст, в котором используется боевое НЛП: «Вы не хотите являться частью системы». Нас может затронуть, обидеть, унизить, в конце концов, только то, что образует с нами одну систему. Как только вы попадаете в систему, с вами может происходить что-то, что вас сильно разрушает и задевает. Если же вы не являетесь частью системы, то вас и задеть невозможно. Как бывает в детстве? Человек рад бы находиться вне системы, например, в семье, где принято давать друг другу негативную обратную связь (попросту – ругаться), а не может. Потом он приходит в школу, а его встречают старшеклассники и, например, отнимают деньги. Вы хотите не быть частью системы, но не можете – система так устроена. Когда вы приходите на работу или служите в армии, вы не можете не быть частью системы…
Что же происходит с людьми в системах, где можно попасть в глубокий нересурс? Как отыскать у другого человека это нересурсное состояние? Эти задачи – одни из основных в боевом НЛП, потому что именно нересурсные состояния являются ключом ко многим приемам и техникам.
Пресуппозиции боевого НЛП:
• Независимо от того, будете вы применять боевое НЛП или нет, его применяют в отношении вас.
• Коммуникация может быть боевой, даже если вы этого не осознаете, и особенно если вы этого не осознаете.
• Единственная достойная проверка – это проверка на разрушение.
• Действия по разрушению должны быть шедевром.
• Люди достойны лучшего, поэтому и спрос с них больший.
• Есть ради чего!.. Или из любопытства!
Немного о пресуппозициях боевого НЛП. Пресуппозиции – это те принципы, в которых может существовать система. Это базовые, если хотите, онтологические принципы, на которых строится вся система боевого НЛП. Если вы понимаете и принимаете эти принципы, то боевое НЛП будет работать.
Давайте разберем каждый из принципов.
1. Независимо от того, будете вы применять боевое НЛП или нет, его будут применять в отношении вас.
Да, это так. Большинство людей, и особенно близких, с которыми мы состоим в системных отношениях, не понимают, что они специалисты по боевому НЛП, однако нам с вами от этого не легче. Львиную долю негативных состояний мы получаем как раз от тех, кого волей или неволей считаем для себя важными. Но они не осознают этого. Потому есть смысл разделить боевое НЛП на два типа – осознанное и бессознательное. Когда вы прочтете книгу до конца и освоите основные техники и приемы, сфокусируете внимание на каких-то ранее не выделявшихся аспектах, боевое НЛП станет для вас осознанным. Вы сможете произвольно применять его приемы в коммуникациях и переговорах. Окружающие вас люди так же, как и вы, будут применять эти техники, но бессознательно, а вот вы сможете это отследить. В общем, боевое НЛП существует, и против вас его как применяли, так и будут применять. Разница только в осознании.
2. Коммуникация может быть боевой, даже если вы не осознаете этого, и особенно если не осознаете.
Итогом этого неосознания могут быть различные негативные состояния и психосоматические заболевания. Поэтому такую коммуникацию мы называем боевой. Человек по неизвестной причине вдруг стал тревожиться, нервничать, испытывать страх. Совсем недавно одному из авторов пришлось консультировать семью, в которой росла веселая, жизнерадостная двухлетняя девочка. Но вот к детям приехала погостить бабушка. После двух недель общения бабушки с внучкой родители стали замечать, что девочка начала прятаться от всех по углам, плакать без причины и т. д. Выяснилось, что набожная бабушка пугала девочку боженькой и говорила, что ее за все ждет наказание и потому нужно быть примерной девочкой. Детскую психику удалось разрушить всего за две недели, а вот на восстановление понадобилось гораздо больше времени. Малышка не осознавала, что ей встраивают тревожность, но от этого ее состояние не становилось лучше. Бабушку перестали оставлять наедине с внучкой, родители приняли такое решение, опасаясь за психическое здоровье ребенка.
3. Единственная достойная проверка – это проверка на разрушение.
Этот принцип можно сформулировать иначе: лучший способ обучения – это выживание. К сожалению или к счастью, но вы развиваетесь, становитесь сильнее и успешнее, только если покидаете свою зону комфорта. Боевое НЛП – это одно из направлений дискомфорта как при его освоении, так и при его применении. Когда вы пробуете на себе техники боевого НЛП, осознанно проверяя себя на разрушение, автоматически понимаете, как людям встраивают состояния беспомощности, депрессии, тревожности или шизофрении. Если вы прошли этот тернистый путь, то легко начинаете отслеживать применяемые техники и приемы, а значит, против вас они уже не действуют.
4. Действия по разрушению должны быть шедевром.
Этот принцип говорит о том, что люди не только используют против вас разрушительные техники, но и делают это настолько виртуозно, что вы ничего не замечаете. Обратите внимание на то, какое количество людей страдают психосоматическими заболеваниями, фобиями, аллергиями, скольких сгубили алкоголизм и игровая зависимость. Пресуппозиция «действия по разрушению должны быть шедевром» не призывает специалистов по боевому НЛП уничтожать ближних без разбора, встраивая им негативные состояния. Речь идет как раз об обратном. Это призыв отслеживать такие шедевры по разрушению психики, тем более что вокруг их предостаточно. Максимально шедевральные разрушения вызывают те, кто даже не слышал о существовании боевого НЛП. Эти действия иногда бывают настолько уникальными, что и врачи-психиатры не всегда способны устранить последствия. И пациент надолго оказывается в стенах медицинского учреждения. Мы сейчас не говорим о врожденной психопатологии. Учиться у таких «специалистов» лучшим техникам, чтобы самим не стать их жертвой, – вот к чему призывает данный принцип.
5. Люди достойны лучшего, поэтому и спрос с них больший.
Это означает, что боевое НЛП – следующий шаг в коммуникативной культуре общества (хочется верить, что в нашем обществе культура коммуникации все-таки есть). Те, кто изучил боевое НЛП, понимают, что делают друг с другом люди – мужья с женами, родители с детьми, начальники с подчиненными… и к каким трагическим последствиям это может приводить. Для того чтобы люди одумались, возможно, есть смысл применять техники боевого НЛП. Иногда небольшого количества провокативных техник достаточно, чтобы человек изменился в лучшую сторону.
6. Есть ради чего манипулировать…
Если есть ради чего совершать такие действия, защищая свои цели, ценности, здоровье детей и близких, то использовать приемы боевого НЛП просто необходимо. Бывают случаи, когда промедление может стоить вам здоровья и счастья, вашей целостности как личности. Авторам неоднократно приходилось с этим сталкиваться. Причем окружение, как правило, делает все возможное, чтобы подменить ваши цели своими собственными, обвинить вас в несоблюдении принципов гуманизма и навязать вам мысль о том, чтобы вы наконец «начали нормально себя вести, как все остальные люди». Наверняка вы тоже часто слышали подобные высказывания.
Если говорить о терапевтическом контексте: пришел на прием к специалисту человек с психическими отклонениями и патологией или даже просто человек, которому плохо, – ради того, чтобы ему стало лучше, его нужно обманывать, использовать провокативные подходы, – иначе он не вылечится и не изменится.
В связи с этим вспоминается история с Ричардом Бендлером, одним из основателей НЛП. Как-то человек вышел на демонстрацию. И никак не хотел меняться, заявляя при этом: «Ну, не получается, не могу…» Бендлер задал ему вопрос: «Что заставило бы тебя поменяться?» Человек задумался и ответил: «Ну, разве что если бы на меня направили пистолет…» Тут у Бендлера на лице (по свидетельствам сидящих в зале) появилась какая-то нехорошая улыбка. Он вытащил пистолет, направил человеку в лоб и сказал: «Ты не знаешь, выстрелю я или нет. И я не знаю. Ты же слышал про меня много разных историй…» Последняя фраза только укрепила транс… Человек согласился поменяться. Вот такой провокативный подход от основателя гуманистического направления НЛП.
Продолжение этой пресуппозиции – …или из любопытства…
Современные медики подтвердят, что до сих пор не существовало бы научной медицины, если бы врачи в Средние века не нарушали законы, не потрошили бы трупы. Тогда за это полагался костер. Люди шли в армию военными врачами, чтобы получить возможность потрошить эти самые трупы и смотреть, как они там внутри устроены. То есть если есть возможность что-то исследовать, то это можно, а иногда и нужно делать.
Боевое НЛП изучалось и создавалось как теневая сторона НЛП, но через некоторое время стало максимально экологичным инструментом в руках врачей-психиатров, психотерапевтов и психологов-консультантов, поскольку позволило им понимать структуру, модели уничтожения человеческой психики и личности, а значит, в их руках появились техники противодействия негативным приемам.
Глава 3. Что такое выученная беспомощность?
Еще раз вспомним, что базовые состояния, в которые попадает человек, подвергшийся воздействию любых техник боевого НЛП, – беспомощность, безнадежность и никчемность… Путь к этим состояниям разнообразен, но имеет и некоторые общие черты.
Начнем издалека. В 1964 году Мартин Селигман оказался в одной из известных психологических лабораторий Пенсильванского университета. Руководитель лаборатории Ричард Соломон в то время проводил серию экспериментов над собаками по схеме Павлова для изучения условных рефлексов. В ходе первых экспериментов Селигман заметил, что в некоторых ситуациях собаки перестают подчиняться условному рефлексу. Чувствительный удар электротоком, который следовал за громким звуком, не вырабатывал рефлекс. Селигман предположил, что причина может заключаться в том, что в ходе самого эксперимента собаки не имели физической возможности избежать электрошока и привыкли к его неизбежности. Собаки научились беспомощности. Для подтверждения этой идеи было решено организовать эксперимент по изучению открытого им феномена выученной беспомощности.
Вот как сам Селигман описывает схему этого эксперимента:
«…Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия. Нажав на панель носом, собака этой группы могла отключить питание системы, вызывающей шок. Таким образом, она была в состоянии контролировать ситуацию, ее реакция имела значение.
Шоковое устройство второй группы было «завязано» на систему первой группы. Эти собаки получали тот же шок, что и собаки первой группы, но их собственная реакция не влияла на результат. Болевое воздействие на собаку второй группы прекращалось только тогда, когда на отключающую панель нажимала «завязанная» с ней собака первой группы.
Третья группа шока вообще не получала». [Селигман, 1977]
Таким образом, две группы собак в равной степени подвергались воздействию электрошока равной интенсивности на протяжении абсолютно одинакового времени. Единственное различие состояло в том, что одна из них могла легко прекратить неприятное воздействие, другая же имела возможность убедиться в безрезультатности своих попыток как-то влиять на неприятности. С третьей группой собак ничего не делали. Это была контрольная группа.
После такого рода «тренировки» все три группы собак были помещены в ящик с перегородкой, через которую любая из них могла легко перепрыгнуть и избавиться от электрошока. Именно так и поступали собаки из группы, имевшей возможность контролировать шок. Легко перепрыгивали барьер собаки контрольной группы. Собаки же с опытом неконтролируемости неприятностей жалобно скулили, метались по ящику, затем ложились на дно и, поскуливая, переносили удары током все большей и большей силы.
Из этого Селигман и его сотрудник сделали вывод, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение повлиять никак нельзя.
С людьми бывает то же самое…
Американский психолог Дональд Хирото придумал следующую схему эксперимента. Сначала он предложил трем группам испытуемых обнаружить комбинацию кнопок, нажатие которых будет отключать громкий раздражающий звук. У одной группы такая возможность была – искомая комбинация существовала. У другой же группы кнопки были просто отключены. Какие бы комбинации они ни нажимали, неприятный звук не прекращался. Третья группа вообще не участвовала в первой части эксперимента.
Затем испытуемых направляли в другую комнату, где стоял специально оборудованный ящик. Испытуемые должны были положить в него руку, и когда рука прикасалась ко дну ящика, раздавался противный звук. Если испытуемые касались противоположной стенки, звук прекращался.
Эксперименты Хирото доказали две важные вещи. Было установлено, что люди, имевшие возможность отключать неприятный звук, выключали его и во второй серии экспериментов. Они не соглашались с ним мириться и быстро обнаруживали способ нейтрализовать раздражитель. Так же поступали люди из группы, не участвовавшей в первой серии.
Те же, кто в первой серии испытал беспомощность, переносили эту приобретенную беспомощность в новую ситуацию. Они даже не пытались выключить звук – просто сидели и ждали, когда все кончится.
Эксперимент Хирото подтвердил два важных факта: что у людей существует механизм возникновения беспомощности и что беспомощность легко переносится на другие ситуации. Но в ходе эксперимента выяснилось, что при помощи неустранимого шока не удавалось сделать беспомощными примерно треть испытуемых из группы. Складывалось впечатление, что люди из этой трети каким-то образом умеют противостоять беспомощности, несмотря на опыт неконтролируемости событий. Запомните об этом исключении!
Беспомощность влияет на многие аспекты жизни человека: на то, как он воспринимает мир, какие цели перед собой ставит и каким образом стремится к их достижению, на отношение к своему здоровью и т. д. В конечном счете от степени беспомощности зависит не только успех, но и здоровье…
Одно из самых значительных открытий Селигмана и его сотрудников состоит в том, что сначала в экспериментах над животными, а потом и над человеком было установлено, что беспомощность влияет и на активность иммунной системы человека.
Наиболее ярким примером влияния состояний беспомощности, безнадежности на иммунную систему человека служит аллергия.
Аллергия – это даже не болезнь, это группа различных заболеваний, в основе которых лежит общий патологический процесс. В норме иммунная система распознает любое чужеродное вещество, попавшее в организм, и стремится его уничтожить. При аллергии этот процесс принимает извращенную форму: организм как бы «палит из пушки по воробьям». Интенсивность иммунных реакций при аллергии во много раз превышает нормальную. На уничтожение «чужака» (в данном случае он зовется аллергеном) бросаются такие силы, что развивается воспаление (в данном случае – аллергическое).
По одному из предположений, в состоянии выученной беспомощности запускается не обычная иммунная реакция, а сверхактивная – фобическая реакция иммунной системы. Такая реакция может возникать только в ситуациях, которые субъективно воспринимаются как крайне опасные для существования организма. Наше бессознательное рассматривает беспомощность именно так. Иммунная система доступным ей образом выбирает и связывает этот стресс с одним из наиболее соответствующих такой опасной ситуации аллергенов. В дальнейшем при появлении минимальных признаков аллергена иммунная система на физиологическом уровне предупреждает организм о приближении угрозы его существованию сверхактивной аллергической реакцией.
С этим явлением хорошо знакомы все специалисты, применяющие на практике НЛП-методы лечения аллергии. Однако пока явление не имеет названия, его вроде бы и не существует. Поэтому таким специфическим эмоциональным состояниям было дано название эмоаллергены.
Исследования в этой области показали, что люди, которые обладают стратегиями действия в ситуации беспомощности – любыми, не обязательно ведущими к победе, но выводящими из этой ситуации, – не подхватывают аллергию, связанную с эмоциональными состояниями. Именно приобретенный в успешной «борьбе с реальностью» оптимизм служит причиной того, что временные непреодолимые трудности не снижают мотивацию к активным действиям, точнее, снижают ее в меньшей степени, чем это происходит у «пессимистичных» персон, более склонных к формированию выученной беспомощности.
Это и были те тридцать процентов в экспериментах Хирото.
Возможность выбора и контроля над ситуацией может спасать жизнь, а беспомощность, возможно, способна убивать…
Итак, Мартин Селигман определяет беспомощность как состояние, возникающее в ситуации, когда нам кажется, что внешние события от нас не зависят и мы ничего не можем сделать, чтобы их предотвратить или видоизменить. Если это состояние и связанные с ним особенности мотивации и атрибуции переносятся на другие ситуации, то налицо выученная беспомощность. Очень непродолжительного опыта неконтролируемости окружающего мира достаточно для того, чтобы выученная беспомощность начала жить как бы своей собственной жизнью, стала сама управлять нашим поведением.
Опыт неконтролируемых последствий у животных и людей закономерно приводит к пессимизму и депрессии, к снижению стремления предотвратить трудные ситуации или активно преодолевать их. Ответственны за возникновение этого не столько неприятные или болезненные переживания сами по себе, сколько опыт их неконтролируемости.